Научная статья на тему 'Самореализация как неотъемлемая ступень самоосуществления личности'

Самореализация как неотъемлемая ступень самоосуществления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1747
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / PROCESS / ACHIEVEMENT NECESSITY / GAME / RESULTS / SYSTEM OF VALUE INDICES / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ / ИГРА / РЕЗУЛЬТАТ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Витковская Ирина Ивановна

Рассматриваются вопросы самореализации и самоактуализации личности в свете новых образовательных стандартов, предъявляемых к системе образования в эпоху стремительного развития информационных технологий. Практический аспект работы рассматривает самореализацию и самоактуализацию индивида с точки зрения общественно-полезной деятельности, междисциплинарного подхода, что характеризуется взаимосвязями индивида и социального окружения, включая самореализацию личности в учебном процессе, который как содержательная категория общего процесса жизненного «самоутверждения», должен быть осмыслен как социальный процесс, продолжающийся всю сознательную жизнь. В отечественной педагогике сферами самоактуализации считался труд, профессиональная деятельность, поэтому следует учитывать внешние факторы для самореализации и самоактуализации личности. Если оциально-педагогические условия предполагают наличие квалифицированных педагогов, тогда какие условия должны быть созданы в микроколлективе индивида и, в частности в семье, и какие ценности он должен усвоить через процесс социализации. Значит, проектирование технологии самореализации должно предполагать стремление к самосовершенствованию и взаимосвязь механизмов самореализации, самовоспитания и адаптации. Их соотнесение в специфическом образовательном поле и является целью статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION IS INSEPARABLE FROM SELF-ACTUALIZATION OF A PERSONALITY

The article considers the issues of a personality’s self-realization and self-actualization under current educational standards required in the time of impetuous development in informative technologies. The practical aspect of the article describes self-realization and self-actualization of a person as their social and useful activity, interdiscipline approach, it is characterised by interdependence of an individual and their social environment apart with the self-realization of a personality in educational process. Evidently, being a substantial ca-tegory of vital «self-assertion», it should be thought over in categories of self-actualization and self-realization. So, self-realization is considered to be a social process which continues all conscientious life. In pedagogics of our country, labour and professional activity were the spheres of self-actualization therefore, it should be taken into account external factors for self-realization and self-actualization of a person. If socio-pedagogic conditions presuppose having good teachers, what conditions should be created in an individual’s micro-groups and in particular, in the family and kind of values shoud an individual get through the process of socialization. Thus, technological project of self-realization of a personality has to assume that there is the strive for self-perfection and interrelation of ways of self-realization, self-education, and adaptation. The correlation of these ways in a specific educational field is the purpose of the article.

Текст научной работы на тему «Самореализация как неотъемлемая ступень самоосуществления личности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-44 УДК 37.01

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СТУПЕНЬ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Витковская И.И.

Рассматриваются вопросы самореализации и самоактуализации личности в свете новых образовательных стандартов, предъявляемых к системе образования в эпоху стремительного развития информационных технологий. Практический аспект работы рассматривает самореализацию и самоактуализацию индивида с точки зрения общественно-полезной деятельности, междисциплинарного подхода, что характеризуется взаимосвязями индивида и социального окружения, включая самореализацию личности в учебном процессе, который как содержательная категория общего процесса жизненного «самоутверждения», должен быть осмыслен как социальный процесс, продолжающийся всю сознательную жизнь. В отечественной педагогике сферами самоактуализации считался труд, профессиональная деятельность, поэтому следует учитывать внешние факторы для самореализации и самоактуализации личности. Если оциально-педагогические условия предполагают наличие квалифицированных педагогов, тогда какие условия должны быть созданы в микроколлективе индивида и, в частности в семье, и какие ценности он должен усвоить через процесс социализации. Значит, проектирование технологии самореализации должно предполагать стремление к самосовершенствованию и взаимосвязь механизмов самореализации, самовоспитания и адаптации. Их соотнесение в специфическом образовательном поле и является целью статьи.

Ключевые слова: самореализация; самоактуализация; процесс; потребность в достижении; игра; результат; система ценностных ориентаций.

SELF-REALIZATION IS INSEPARABLE FROM SELF-ACTUALIZATION OF A PERSONALITY

Vitkovskaya I.I.

The article considers the issues of a personality's self-realization and self-actualization

under current educational standards required in the time of impetuous development in informative technologies. The practical aspect of the article describes self-realization and self-actualization of a person as their social and useful activity, interdiscipline approach, it is characterised by interdependence of an individual and their social environment apart with the self-realization of a personality in educational process. Evidently, being a substantial category of vital «self-assertion», it should be thought over in categories of self-actualization and self-realization. So, self-realization is considered to be a social process which continues all conscientious life. In pedagogics of our country, labour and professional activity were the spheres of self-actualization therefore, it should be taken into account external factors for self-realization and self-actualization of a person. If socio-pedagogic conditions presuppose having good teachers, what conditions should be created in an individual's micro-groups and in particular, in the family and kind of values shoud an individual get through the process of socialization. Thus, technological project of self-realization of a personality has to assume that there is the strive for self-perfection and interrelation of ways of self-realization, self-education, and adaptation. The correlation of these ways in a specific educational field is the purpose of the article.

Keywords: self-realization; self-actualization; process; achievement necessity; game; results; system of value indices.

Начало XXI в. характеризуется изменениями в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества. Смена социальных идеалов, эволюция научной картины мира и способов его познания стимулируют интерес гуманитарных наук к проблематике самореализации человеком его индивидуальных свойств. Проблема самореализации перестала быть социально-психологической и приобрела общенаучное, философское звучание. Общественная жизнь в условиях перехода к информационной стадии развития относит субъектность, креативность, создание новых идей, ценностей и социальных технологий человека к его приоритетным способностям. Мы рассматриваем не «чисто» субъектность - «вещь в себе», а наибольшее проявление субъективности индивида в общественно-полезной деятельности. Сюда относится и игра как предпосылка к такой деятельности. С одной стороны, самореализация, осуществление себя самого как единственного и неповторимого - проблема личная, с другой -утверждение его индивидуальных качеств как одной из основных ценностей культуры конца XX-XXI вв. [7].Требованием времени является постановка задач по использованию «прорывных» технологий обучения. Это требует обновлённых подходов к воспитанию, разработке и

внедрению современных образовательных технологий. Анализ подходов показал, что категория самореализации как предмет междисциплинарного изучения рассматривается философией, психологией, социологией, педагогикой и др.

На философском уровне следует рассмотреть, на наш взгляд, вопросы о сущности человека, возможности личности к наиболее полной самореализации и самоактуализации, где объектом выступает и человек, и человечество.

На психологическом уровне анализируются личностные качества и внешние условия, способствующие самореализации. Объектом выступает индивид в его отношениях с другими индивидами и с обществом в целом [12].

На педагогическом уровне разрабатываются оптимальные условия и механизмы самореализации личности в образовательном процессе. Объектом рассмотрения должны быть методологические, психолого-педагогические и дидактические условия на всех ступенях обучения.

В научной литературе синонимами понятия «самореализация» часто выступают термины «самоутверждение», «самоактуализация», «самовыражение», «самоосуществление», «самораскрытие». Некоторые исследователи касались вопроса о разграничении этих понятий [8]. На наш взгляд, «самореализация» - более содержательная категория: в ней находят отражение и «самоосуществление», и «самоактуализация», и «самоутверждение» личности. Однако самореализация подразумевает направленность интенций личности на себя, это некая «Ding an sich» (вещь при себе), в то время как самоактуализация предполагает наличие цели и её реализации в приемлемом социальном контексте. Это «бытие во вне». Иногда эти понятия рассматриваются как элементы самореализации, зачастую как синонимы, а за рубежом, как правило, как синонимы.

По научным данным на философском уровне под самореализацией понимают: реализацию жизненных целей (Л. Фейербах); проявление собственной индивидуальности (И. Кант, Г.К. Чернявская); творение собственной жизни «на материале» своей индивидуальности (Ж-П. Сартр, Н.А. Бердяев); раскрытие индивидуальности личности в процессе опредмечивания сущностных сил личности (В.И. Муляр); развитие своей индивидуальности (Н.И. Полубабкина); реализацию родовой сущности человека; реализацию своих возможностей, способностей, самого себя (Г. Гегель, Б.С. Братусь, Н.В., М.В. Шугуров).

Таким образом, в работах философов, прослеживаются в основном два аспекта рассмотрения понятия «самореализация»: как проявление собственной индивидуальности и как процесс опредмечивания сущностных сил человека. Этап психологического осмысления самореализа-

ции связывают с представителями американской «гуманистической психологии». В середине XX в. началось интенсивное изучение феномена самореализации и его роли в развитии личности. Свой вклад внесли А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Шострем, У Шутц, Э. Эриксон и др. Для этого течения характерно особое внимание к внутреннему миру человека, его эмоциональной сфере: поиск и осуществление своего уникального смысла [11]. Полноценное развитие человека, завершённость его внутреннего мира, образования, замыслов, навыков, целей возможны, когда в нём совмещены самореализация и самоактуализация. В отечественной психологии исследование проблемы самореализации относят к концу 70-х и началу 80-х годов XX в, рассматривая её в рамках самоопределения, методологические основы которого были заложены С.Я. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия [9].

Другие учёные определяют самореализацию как процесс, результатом которого предполагаются: наличие определённых психологических свойств и качеств личности (И.Б. Дермано-ва)[5]; баланс между социальной и внутренней успешностью как критерий зрелого человека (Е.Б. Весна)[2]; чувство удовлетворённости (К.А. Абульханова-Славская) [1]; ощущение осмысленности жизни; социально-значимые вклады в культуру и в других людей (Д.А. Леонтьев) [6]; творческая продуктивность (Е.Ф. Рыбалко) [10]; проявление собственной индивидуальности (Е.А. Городилова) [4].

Проблема самореализации в педагогике относительно нова. В контексте проблемы саморазвития личности самореализацию рассматривают как: значимый критерий развития и становления (Л.И. Ф. Харламов); доминанту в развитии (Г.К. Селевко); конечную стадию саморазвития (Т.И. Степанова); существенный признак духовно-практической деятельности (Г.Н. Сериков); качество зрелой личности, составляющее ядро Я-концепции (С.Л. Емельянцев); раскрытие и реализация потенциала личности (М.В. Шугуров). Проблему самореализации личности исследователи связывают с проблемой самоопределения (О.В. Янукович), рассматривая её как фактор личностного самоопределения, наряду с самопознанием, самооценкой, самосовершенствованием, самовыражением, саморегуляцией. Самопознание трактуют как механизм формирования личности, способной к жизненному самоопределению, проектированию своего развития и самореализации, поэтому самопознающая деятельность станет важной составляющей процесса образования в школе.

В исследованиях мы опираемся на одно из философских течений - феноменологию, взятое для обоснования наших данных о типе самореализации, наиболее подходящем к сфере нашей практической деятельности и витальным потребностям обучающихся [15]. Основны-

ми требованиями этого метода являются феноменологическая и трасцендентальная редукция, т.е. размышления редуцируются до смыслового кристалла. Остаётся суть, феномен, явление не как анализ, а как изначальная данность, как сущность явления. Теории самореализации можно разделить на три группы: две самостоятельные, а третья - частично тяготеет к первой, частично - ко второй. Определяя направления первой группы, мы придём к бихевиоризму, где самореализацию понимают как совокупность механизмов приспособления к внешней среде, выступающей в роли некоего судьи с монополией на истину всех поступков человека, направленных на приспособление. Развитие и самосовершенствование человека с позиции бихевиа-ристов реактивно, т. е. является реакцией на требования среды [14]. Индивид полностью контролируется внешними событиями, стимулами. Дальнейшее апробирование и развитие теории классического бихевиоризма показало явную недостаточность трактовки поведения человека в рамках дихотомии стимул - реакция.

Развитие теории «классического» бихевиоризма привело впоследствии к появлению «необихевиоризма», которые в отличие от бихевиористов принимали во внимание промежуточный стимул (стимул - промежуточный стимул - реакция). К этой же группе относятся биологические и психоаналитические концепции. Например, концепция З.Фрейда, где мотивы и поведение фатально предопределены опытом детства, частично примыкает к бихевиоризму. З. Фрейд высвечивает опыт детства и трансформирует его в ходе психоанализа.

Таким образом, в теориях бихевиоризма и психоанализа самореализация используется в значении адаптации индивида к среде. Это осуществимо в результате реализации человеком своих возможностей и способностей. Данные концепции находятся «на пороге» между понятиями «самореализация» и «самоактуализация», между признанием наукой свободного волеизъявления индивида и детерминированностью его внешней или внутренней средой. К раскрытию проблемы самореализации подошёл лишь юнгианский психоанализ (аналитическая психология).

Вторую группу составляют «промежуточные» концепции о двойственности человеческого бытия, так Э. Фромм придерживается радикально-гуманистического психоанализа. В эту группу входят авторы теорий мотивации: Г. Мюррей с теорией потребностей и Д. Мак-Клелланд, изучавший мотивацию достижения. Человек понимается как активный, деятельный субъект, стремящийся к развитию своих личностных структур, но у него нет стремления к всесторонней самореализации. Развитие и осуществление потенциала происходит «параллельно» реализации основной мотивации.

Сходная трактовка, близкая к бихевиоризму, у А. Бандура, который считает, что человеку необходимо ощущение контроля над средой, тогда у него будет стимул к развитию. В основу концепции А. Бандуры, как и у А. Адлера, положена воля к власти, в отличие от фрейдистского либидо, взятого как основная движущая сила человеческих мотивов. Г. Мюррей сходным образом трактует понятие развития, где особую роль играет потребность в достижении, как в преодолении препятствия. «Я» преодолевает препятствие, проявляет волю - претендует на контроль над ситуацией. «Аналитическая психология» К. Юнга в каком-то смысле тяготеет и к первой, и ко второй группе.

Понятие самореализации тесно соприкасается ещё с одной характеристикой человеческой личности - удовлетворённостью самореализацией [13]. По-другому это можно назвать субъективной оценкой достигнутой самореализации. Говоря о самореализации как о реализации ценностей, мы предполагаем наличие некоторого объективного уровня реализации ценностей через соответствующие достижения личности. Вместе с объективным уровнем самореализации существует и оценка человеком собственного уровня, которая может не совпадать с объективным уровнем, но, логично предположить, должна в большей или меньшей степени ему соответствовать.

Е.И. Головаха, используя понятие «жизненная удовлетворённость», пишет, что её, в отличие от удовольствия, нельзя рассматривать только как одномоментное переживание полноты настоящего, она охватывает и прошлое, и будущее, что позволяет человеку, даже находясь в бедственном положении, ощутить высокое чувство жизненной удовлетворённости [3].

С нашей точки зрения, самореализация включает наиболее полную реализацию психофизических намерений индивида в плане максимально возможной и успешной его самореализации как в отношении с самим собой, так и в отношении с другими индивидами в рамках вербально-деятельностной коммуникации, результатом которой явилось бы взаимопонимание в разных аспектах обучения с себе подобными, а также со старшими по возрасту и положению. В перспективе самореализация должна дополняться самоактуализацией и немыслима без практических результатов, которых может достигать человек как путём самообразования, так и с помощью субъектов социализации личности. В современной педагогике одним из видов деятельности, который можно рассматривать как элемент социализации индивида, является игра. На наш взгляд, игра также обладает огромным терапевтическим потенциалом и поэтому является наиболее действенным методом вовлечения детей, поскольку, с точки зрения ребёнка, она не относится к миру взрослых, а значит, «давление» извне как бы не замечается и ребёнок погружается в знакомый и желаемый мир равноправных отношений, где у него всегда будет

шанс (в отличие от реальной жизни) проявить себя как личность, в качестве субъекта совместной деятельности, помогая исправить черты характера под руководством педагога.

Следовательно, самореализация как неотъемлемая ступень самоосуществления личности будет социально-приемлемой лишь в рамках гуманистической философии в свете новых образовательных стандартов.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.

2. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации - индивидуализации в онтогенезе: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 490 с.

3. Головаха Е.И. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. 189 с.

4. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2002. 199 с.

5. Дерманова И.Б. Дифференц. психолог. М.: Academia, 2015. 192 с.

6. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. T. 21. № 1. С. 15-25.

7. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2005. 179 с.

8. Полубабкина Н.И. Самореализация личности: Дис. ... д-ра философ. наук. М., 1995. 350 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2009. 592 с.

10. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии [Под ред. Д.И. Фельдштейна]. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.

11. Bauer, Udo. Hyperactive Kinder kreativ. Neukirchen-Vluyn: Affenkönig Verlag. 2005. 148 р.

12. Bönshe, Manfred. Beziehungslernen: Pädagogik der Interaktionen. Kronach: Schneider Verlag. 2002. 269 р.

13. Globalisierung und Soziale Arbeit [Hrsg. Ulrich Pfeifer-Schaupp]. Hamburg: VSA -Verlag, 2005. 237 р.

14. Mack, Wolfgang, Lück, Helmut E., Renner, Karl-Heinz und Wolfradt, Uve (Hrsg.). Behavio-rismus und Erkenntnistheorie im psychologisch-historischen Kontext. Frankfurt am Main: Peter Lang. 27 Bd. 2014. 265 р.

15. Popa, Délia, Kanabus, Benoît et Bruschi, Fabio (dirJ. La portée pratique de la phénoménologie: normativite, critique sociale et psychohathologie. Bruxelles: Peter Lang. Vol. 3. 2014. 288 p. (Critique sociale et pensée juridique).

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. M.: Mysl', 1991. 301 p.

2. Vesna E.B. Psikhologicheskie zakonomernosti i mekhanizmy protsessa sotsializatsii-individua-lizatsii v ontogeneze: Dis. ... d-ra psikhol. nauk. M., 1998. 490 p.

3. Golovakha E.I. Psikhologiya chelovecheskogo vzaimoponimaniya. Kiev: Politizdat Ukrainy, 1989. 189 p.

4. Gorodilova E.N. Samoaktualizatsiya i ee svyaz's integral'noy individual'nost'yu: Dis. ... kand. psikhol. nauk. Perm', 2002. 199 p.

5. Dermanova I.B. Differentsial'nayapsikhologiya. M.: Academia, 2015. 192 p.

6. Leont'ev D.A. Psikhologiya svobody: kpostanovkeproblemy samodeterminatsii lichnosti // Psik-hologicheskiy zhurnal. 2000, no 1. Vol. 21. P. 15-25.

7. Martynov B.V. Samoaktualizatsiya cheloveka: obnovlyayushcheesyaponimanie v izmenyayush-chikhsya usloviyakh. Rostov-na-Donu, 2005. 179 p.

8. Polubabkina N.I. Samorealizatsiya lichnosti: Dis. ... d-ra filosof. nauk. M., 1995. 350 p.

9. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshcheypsikhologii. SPb: Piter, 2009. 592 p.

10. Rybalko E.F. Dinamika osnovnykh kharakteristik cheloveka v razlichnye periody ego zrelosti // Khrestomatiya po vozrastnoy psikhologii [Pod red. D.I. Fel'dshteyna]. M.: Institut prakticheskoy psikhologii, 1996. 304 p.

11. Bauer, Udo. Hyperactive Kinder kreativ. Neukirchen-Vluyn: Affenkönig Verlag. 2005. 148 p.

12. Bönsche, Manfred. Beziehungslernen: Pädagogik der Interaktionen. Kronach: Schneider Verlag. 2002. 269 p.

13. Globalisierung und Soziale Arbeit [Hrsg. Von Ulrich Pfeifer-Schaupp]. Hamburg: VSA-Verlag, 2005. 237 p.

14. Mack, Wolfgang, Lück, Helmut E., Renner, Karl-Heinz und Wolfradt, Uve (Hrsg.j. Behavio-rismus und Erkenntnistheorie im psychologisch-historischen Kontext. Frankfurt am Main: Peter Lang. 27 Bd. 2014. 265 p.

15. Рора, Délia, Kanabus, Benoît et Bruschi, Fabio (dirJ. La portée pratique de la phénoménologie: normativite, critique sociale et psychohathologie. Bruxelles: Peter Lang. Vol. 3. 2014. 288 р. (Critique sociale et pensée juridique).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Витковская Ирина Ивановна, учитель-логопед, соискатель при кафедре социальной педагогики и социальной работы

«Школа «Альфа и Омега»; Омский государственный педагогический университет

ул. Красный путь, д. 18-а, г. Омск, 644052, Россия; ул. Партизанская, д. 4 а, г. Омск, Россия

vitkovskayairina@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Vitkovskaya Irina Ivanovna, teacher, speech therapist, applicant of Social pedagogy and Social work Department

'Alpha and Omega ' School; Omsk State Pedagogical University

18-a, Red Path street, Omsk, 644052, Russia; 4-a, Partizanskaya street, Omsk, Russia

vitkovskayairina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.