Научная статья на тему 'Самореализация гак звено в механизме прелдоления кризиса профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста'

Самореализация гак звено в механизме прелдоления кризиса профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / STATE EMPLOYEE / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / CAREER / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осокин Дмитрий Борисович

Анализируется профессиональная самореализация государственных служащих как звено в механизме преодоления кризиса профессонального развития. Указывается, что профессиональная самореализация является одной из главных ценностей для государственных служащих. При этом отмечается, что чем выше значимость профессиональной деятельности для служащих, тем выше степень их реализации в ней. Если профессиональная деятельность данных лиц не занимает первое место в структуре их смьісложизнєнньіх ориентаций, то проявляются закономерные противоречия между требованиями профессиональной деятельности и проявлєниями индивидуальности. В таком случае государственный служащий не будет справляться с профессиональными требованиями либо их реализация будет сопровождаться различными деструктивньіми процессами. Особое внимание уделяется тому факту, что кризис профессионального развития в условиях карьерного роста государственных лиц приходится nа дальнейшее развитие их профессиональной компєтєнтности и, соответственно, на преодоление соответствующих барьеров. В ходе анализа психологической литературы выявляются следующие признаки профессиональной самореализации государственных служащих в преодоление ими кризиса в процессе профессионального развития и карьерного роста: внутриличностная компетентность, субъектная активность, достижение значимых целей в профессиоnальnом развитии, владение стратегиями решения профессиональnых и личных про6лем, умение преодолевать барьеры, удовлетвореноость профессиоnальными достижениями, видение перспективы дальнейшего профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-realization as a link in the mechanism of overcoming of crisis of professional development of the state employee in conditions of career growth

The article analyzes the professional self-realization of civil servants, as a link in the mechanism of crisis professonalnogo development. Indicated that professional self-realization is one of the main values for civil servants. It is noted that the higher the importance of professional activities for employees, the higher the degree of their implementation in it. If professionalnaya deyatelnost these persons do not zanimaet first mesto in stryktyre their smyslozhiznennyh orientatsy then appear legitimate protivorechiya mezhdy trebovaniyami professionalnoy activities and proyavleniyami individyalnosti. In this case, the civil servant will ne spravlyatsya professional trebovaniyami or their realizatsiya will soprovozhdaetsya different destryktivnymi protsessami. Particular attention is paid to the fact that the crisis professionalnogo upswing in ysloviyah karernogo rosta government officials have to nA dalneyshee razvitie their professionalnoy kompetentnosti and, accordingly, on preodolenie sootvetstvyyuschih barerov. The analysis of the psychological literature revealed the following document carries professionalnoy samorealizatsii civil servants in overcoming the crisis in the course of their professional development and career growth: vnytrilichnostnaya kompetentnost, sybektnaya aktivnost, dostizhenie znachimyh tseley in professionalnom upswing, vladenie strategiyami resheniya professionalnyh and personal problem, ymenie preodolevat barery, ydovletvorennost professionalnymi been reached, the vision of the prospects for further professional development.

Текст научной работы на тему «Самореализация гак звено в механизме прелдоления кризиса профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста»

УДК 159.9 ББК 88

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ЗВЕНО В МЕХАНИЗМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В УСЛОВИЯХ КАРЬЕРНОГО РОСТА

ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ ОСОКИН,

аспирант Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Научная специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология

E-mail: dmitry. osockin@yandex. ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется профессиональная самореализация государственных служащих как звено в механизме преодоления кризиса профессонального развития. Указывается, что профессиональная самореализация является одной из главных ценностей для государственных служащих. При этом отмечается, что чем выше значимость профессиональной деятельности для служащих, тем выше степень их реализации в ней. Если профeссионaльнaя дeятeльность данных лиц не зaнимaeт первое мeсто в стрyктyрe их смысложизненных ориентаций, то проявляются закономерные противорeчия мeждy трeбовaниями профессиональной деятельности и проявлениями индивидуальности. В таком случае государственный служащий не будет справляться с профессиональными требованиями либо их реализация будет сопровождаться различными деструктивными процессами.

Особое внимание уделяется тому факту, что кризис профессионального развития в условиях карьерного роста государственных лиц приходится на дальнейшее развитие их профессиональной компетентности и, соответственно, на преодоление соответствующих барьеров.

В ходе анализа психологической литературы выявляются следующие признаки профессиональной самореализации государственных служащих в преодоление ими кризиса в процессе профессионального развития и карьерного роста: внутриличностная компетентность, субъектная активность, достижение значимых целей в профессиональном развитии, владение стратегиями решения профессиональных и личных проблем, умение преодолевать барьеры, удовлетворенность профессиональными достижениями, видение перспективы дальнейшего профессионального развития.

Ключевые слова: государственный служащий, карьерный рост, самореализация.

Annotation. ТЪе агйс1е analyzes Ше professional self-realization of civil servants, as а link in Ше mcchanism of crisis professonalnogo development. Indicated that pr^ssiona! self-realization is опе of Ше main val^s for civil servants. It is n^d that Ше high^ Ше гтройапсе of professional actives for employees, Ше higher Ше degree of Шек implementation in it. If professionalnaya deyatelnost these ре^ш do not zanimaet first mesto in stay^re Шек smyslozhiznennyh orientatsy t^n appear legitimate protivorechiya mezhdy trebovaniyami professionalnoy actives and proyavleniyami individyalnosti. In this case, the civil servant will м spravlyatsya professional trebovaniyami or Шек realizatsiya will soprovozhdaetsya different destryktivnymi protsessami.

Particular attention is paid to Ше fact that Ше crisis professionalnogo upswing in ysloviyah karernogo rosta government officials have to nA dalneyshee razv^ their professionalnoy kompetentnosti and, according^, on preodolenie sootvetstvyyuschih barerov.

ТЪе analysis of the psychological lteratore revealed the following document carries professionalnoy samorealizatsii civil servants in overcoming the crisis in Ше course of their professional development and career growth: vnytrilichnostnaya kompetentnost, sybektnaya aktivnost, dostizhenie znachimyh tseley in professionalnom upswing, vladenie strategiyami resheniya professionalnyh and personal probkm, ymenie preodolevat barery, ydovletvorennost professionalnymi been reached, the vision of Ше prospects for further professional development.

Keywords: State employee, career, self-realization.

Успeшноe прeодолeниe кризисa профессионального рaзвития государственным слyжaщим в условиях карьерного роста выступает важным аспектом его профессиональной самореализации. В обобщенном виде процесс самореализации можно трактовать как высшую стадию развития личности путем осуществления ею себя в жизни и деятельности, а также как постоянное повышение уровня своих знаний и активной реализации себя в жизни [1, с. 47; 2, с. 271]. В связи с этим необходимо уточнить, что в основе самореализации лежат потребности личностного роста, саморазвития и самосовершенствования.

При этом заметим, что профессиональная самореализация представляет собой одну из наиболее значимых ценностей для специалиста. Так, исследование Е.А. Максимовой [3, с. 194— 207] показало, что в структуре смысложизненных ориентаций профессиональная деятельность может быть: а) главным смыслом существования, б) весомым компонентом, в) периферическим компонентом.

Исходя из этого можно сказать: чем выше значимость профессиональной деятельности для определенного государственного служащего, тем выше степень его реализации в ней. Таким образом, происходит сближение требований профессии государственного служащего и проявления им своей индивидуальности. В том случае, если его профессиональная деятельность занимает не первое место в структуре смысложизненных ориентаций, то возникает закономерное противоречие между требованиями его профессии и проявлениями индивидуальности. В связи с этим государственный служащий не справляется с требованиями своей профессиональной деятельности, либо их реализация сопровождается всевозможными деструктивными процессами.

В общем виде модель самореализации в исследовании Л.А. Коростылевой представлена следующими этапами: самоопределение и выбор, становление, дальнейший рост и развитие. Данные этапы автор обосновывает следующим образом: периодически человек уточняет, корректирует ход своей самореализации, возвращаясь ктому или иному ее этапу. Анализируя историческую ретроспективу трудностей самореализации в профессиональной

сфере, закладывается предпосылка самореализации личности [1, с. 174—175].

Можно сказать, что в профессиональной жизни — это самоопределение, которое выражается в выборе определенного вида и направленности деятельности, в становлении и росте в выбранной профессии, а также в совершенствовании своей профессиональной компетентности. При этом следует заметить, что ход самореализации в профессиональной сфере может быть изложен также с использованием барьеров на указанных уровнях самореализации. В зависимости от того, чем именно обусловлены эти барьеры, формируется их своеобразие и определяется их тип [1, с. 146, 179].

Таким образом, в рамках данной модели кризис профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста приходится на дальнейшее развитие профессиональной компетентности и преодоление соответствующих барьеров.

Понятие «личностной зрелости» и ее становление связано с достижениями в процессе профессиональной самореализации личности, поэтому для овладения своей профессиональной деятельностью, по мысли Л.А. Коростылевой, необходима личностная автономность [1, с. 182].

Рассмотрев наиболее важные для данного исследования подходы к пониманию профессиональной самореализации, выделим основные признаки этого процесса применительно к государственным служащим. Так, признаком профессиональной самореализации является внутриличностная компетентность. Она, по мнению Л.А. Плужниковой, представляет собой сложную интегративную характеристику личности, отражающую определенный уровень владения лицом своими профессиональными знаниями, способами, приемами, а также реализацию лицом своего саморазвития для обеспечения его гармоничности и зрелости [4, с. 9].

При этом следует заметить, что некотрые ученые, в частности А. Деркач, В. Зазыкин и Л.А. Степнова, используют, наряду с термином «внутриличностная компетентность», близкое ему понятие: «аутопсихологическая компетентность». Она выражается в готовности и способности лица

к ориентации и регуляции во внутриличностном пространстве, а также является результатом целенаправленной психической рабочей деятельности; к приобретению (получению) новых знаний о себе и т.д. От ее уровня, в свою очередь, зависят адекватность самооценки, качество самоанализа, уровень саморегуляции и самоэффективность [5, с. 152; 6, с. 9].

Наряду с внутриличностной компетентностью, одним из наиболее важных в преодолении профессиональных кризисов признаков

самореализации выступает субъектная активность. А.К. Осницкий считает, что субъектная активность проявляется в тех видах жизнедеятельности, в которых человек свободен определять непосредственно для себя меру субъектной включенности, а также меру личного творчества при достижении формулируемых для себя целей. Это происходит с помощью накопленного опыта субъектного поведения, духовно-нравственного богатства, мировоззрения, ценностей и сконструированной картины мира личности [7, с. 25].

Следующий важный признак профессиональной самореализации государственных служащих — это достижение значимых целей в профессиональном развитии. Так, О.О. Богатырева в исследовании личностных факторов профессиональной самореализации выделяет два типа самореализации — личностную и профессиональную. Они представлены как два разновекторных и взаимосвязанных процесса и рассматриваются с позиций индивидуализации и социализации. При этом достижение значимых целей — это один из показателей личностной самореализации, а карьерный рост свидетельствует о компетентности человека и его удовлетворенности результатом своей профессиональной деятельности [8, с. 5, 23].

В связи с этим обратим внимание на сочетание личностной и профессиональной самореализаций, обусловленых отсутствием конфликтной ситуации между ценностями личной жизни и межличностных отношений, с одной стороны, и ценностями карьеры, — с другой. Поэтому целеустремленная сосредоточенность на предметную, а также деловую сферу является наиважнейшим показателем гармоничного сочетания карьерного роста и обретения смысла жизни.

В ходе профессиональной самореализации государственный служащий прикладывает усилия, направленные на достижение жизненных целей, что предполагает использование определенных стратегий. Как отмечает Л.А. Коростылева, данные стратегии должны соответствовать критерию удовлетворенности-полезности (продуктивности) относительно индивидуальной личности, а также общества, и мира в целом на протяжении всей профессиональной деятельности. В случае нарушения каких-либо условий критерия самореализации под воздействием регрессивной направленности самореализация представляется в ложном, неправильном свете, обретает неустойчивый, неконструктивный характер. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в случае изменения целей самореализации, она принимает иную форму стратегии, так как специалист периодически сверяет, уточняет ход самореализации. Поэтому, реализуя себя, человек в определяющей (значительной) степени определяет свой жизненный путь, придавая ему направленность, насыщая его жизненными смыслами и устремлениями [1, с. 81—82].

Осуществляя жизненный выбор, человек осознанно или бессознательно выделяет значимые для него цели жизнедеятельности. Следовательно, признак достижения значимых целей будет одним из признаков самореализации как звена в механизме преодоления кризиса профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста.

Самореализация тогда приобретает продуктивный характер, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии. Поэтому следующим признаком профессиональной самореализации государственных служащих в условиях карьерного роста можно выделить владение ими стратегиями решения профессиональных и личных проблем.

Л.А. Коростылева использует понятие «стратегия самореализации». По ее мнению, данная стратегия выражается во взаимосвязи стратегий дальней и ближней перспективы. В случае адекватной интегральной стратегии самореализации наиважнейшей будет стратегия дальней перспективы. В ином случае наличеству-

ет стратегия ближней перспективы, когда ситуация воспринимается как более сильная по отношению к личности и ее ресурсам. В результате происходит фрустрация, внутренний конфликт, уход от решения жизненных задач [1, с. 94].

Как и при других кризисах, в преодолении кризиса профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста возможно использование как эффективных, так и неоднозначных стратегий. Так, к эффективным стратегиям Л.А. Пергаменщик относит реальное изменение ситуации или — в крайнем случае — ее перетолкование. При этом изменение ситуации — это не столько видоизмение внешнего мира, сколько перемена отношения к этому миру, что ведет за собой изменение ситуации. Следует заметить, что фрагмент реальности становится ситуацией или событием только в том случае, когда он включен субъектом в свою жизнь.

К неоднозначным стратегиям относятся, по мнению данного автора, эмоционально-экспрессивные формы преодоления, т.е., выражение чувств, которые сами по себе выступают как достаточно эффективный способ преодоления стресса. Однако, открытое проявление агрессивности, например, в силу своей ассоциальной направленности, не является эффективным. Вместе с тем, и сдерживание гнева представляет собой фактор риска, так как нарушается психологическое состояние человека [9, с. 26].

Е.В. Алексеева при анализе поведения человека в трудной жизненной ситуации выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии решения проблем. По нашему мнению, необходимо обратить внимание непосредственно на конструктивные стратегии, которые заключаются в следующем: достижение цели своими силами, тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития и разрешения, изменение своего отношения к проблемной ситуации, изменение в себе самом, а также в системе собственных установок и привычных стереотипов [10, с. 36—37].

Таким образом, стратегия самореализации личности представляет собой управление человеком процессом самореализации, которое основывается на соответствующей (адекватной) системе деятельности и прогнозах, на раскрытии личностью своих смысложизненных и ценностных ориентаций

Целесообразно выделить еще один признак самореализации как звена в механизме преодоления кризиса профессионального развития — умение преодолевать барьеры. В ходе самореализации специалист должен уметь разъяснять возникшие затруднения, иными словами, ему необходимо видоизменять ситуации, трансформировать условия/ обстоятельства посредством изменения личностных целей, ожиданий и притязаний [1, с. 152].

При этом следует обратить внимание на психологические барьеры, под которыми следует понимать деятельность человека, выражающуюся в процессе отражения критической ситуации, возникающей в деятельности субъекта. В результате она оказывает стимулирующее воздействие непосредственно на процесс своего протекания; психологические барьеры проявляются в нарушении смыслового соответствия сознания, объективных условий и способов деятельности, осуществляемых во внутренней деятельности — переживании. Это внутренняя работа, направленная на устранение смыслового рассогласования сознания и бытия, восстановление их соответствия и обеспечение психологической устойчивости и эффективности деятельности [11, с. 11—12].

Следующий выделяемый нами признак профессиональной самореализации государственных служащих в условиях карьерного роста — удовлетворенность профессиональными достижениями. В исследовании О.С. Васильевой и Е.А. Демченко удовлетворенность рассматривается как один из важных показателей эффективности стратегии жизни человека [12, с. 75]. Теоретический анализ явления удовлетворенности с позиций субъектного подхода представлен К.А. Абульхановой-Славской. В ее концепции удовлетворенность включается в структуру активности как проявление психологического результата (эффективности), как выражение механизма обратной связи между многоообразны-ми совокупностями (составляющими) и этапами жизненной активности, как критерий оценки жизни самим человеком [2, с. 242].

На связь между удовлетворенностью жизнью и ее осмысленностью указывал В. Франкл [13, с. 134]. Э.Х. Шейн считал, что удовлетворенность человека профессиональной деятельностью определяется

степенью реализации его собственных интересов, способностей и личностных свойств [14]. Естественно, профессиональная жизнь человека на протяжении времени претерпевает изменения; это касается приоритетов, задач, собственных представлений и ожиданий от своей работы. В свою очередь, под удовлетворенностью профессиональной деятельностью В.Н. Гордиенко понимает психологическую характеристику отношения личности к разнообразным аспектам трудовой деятельности. Первоначально она проявляется как психологический результат трудовой деятельности (активности), а в последующем выступает как фактор, стимулирующий развитие личности в профессиональной деятельности [15, с. 6].

Последним, выделенным нами признаком проявления профессиональной самореализации госслужащих выступает видение ими перспективы дальнейшего профессионального развития. По мнению Ж. Нюттена, термин «временная перспектива» может быть соединенен с тремя аспектами психологического времени: собственно временной перспективой, временной установкой и временной ориентацией. Временная установка — это позитивная и негативная настроенность субъекта по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Временная ориентация — доминирующая направленность поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего. Временная перспектива обладает такими свойствами, как протяженность, глубина, насыщенность, структурированность и реалистичность [16, с. 232].

Для понимания механизма преодоления кризиса профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста важно рассмотреть представление, приведенное Л.А. Коростылевой. Она считает, что личность разрешает ситуацию в направлении своего развития, личностного роста и самореализации в целом с установкой на будущее, а не ради сиюминутных потребностей. При ослабленном влиянии личности преобладает воздействие сильной ситуации, обусловленное нисходящим, потребностным характером взаимодействия. Таким образом, развитые личностно-ситуативные механизмы способствуют управлению процессом

самореализации и, соответственно, преодолению возникающих барьеров в ходе самореализации [1, с. 130—131].

Важно подчеркнуть, что специфика профессиональной деятельности государственного служащего в условиях карьерного роста состоит в жесткой регламентации деятельности, четко обозначенной вертикальной иерархии статусов и т.д. Поэтому важное звено в механизме преодоления кризиса профессионального развития заключается в умении находить любые возможные альтернативы в принятии решения.

Однако, сама возможность видения этих альтернатив будет во многом зависеть от возможности социального сравнения подобных ситуаций, т.е., социальных связей и профессиональной среды. Дополнительными звеньями выступают: социальный статус профессии, ее престижность и субъективная значимость для специалиста; экономическое благополучие, которое дает профессия госслужащего, и, наконец, духовные ценности, на которые ориентируются специалисты в своей самореализации. Но профессиональная самореализация государственного служащего будет оставаться центральным звеном в этом механизме, определяя общее направление в преодолении кризиса.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы.

1. Роль самореализации как звена в механизме преодоления кризиса профессионального развития государственного служащего в условиях карьерного роста будет заключаться в возможности эффективно использовать социальные связи с профессиональной средой, в умении находить альтернативы для принятия решения, в удовлетворенности социальным статусом профессии и своим экономическим положением, в ориентации своего профессионального развития на духовные ценности.

2. Признаками профессиональной самореализации государственных служащих в преодолении ими кризиса в процессе профессионального развития и карьерного роста являются: внутриличностная компетентность, субъектная активность, достижение значимых целей в профессиональном развитии, владение стратегиями

решения профессиональных и личных проблем, умение преодолевать барьеры, удовлетворенность профессиональными достижениями, видение перспективы дальнейшего профессионального развития.

Литература

1. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра псих. наук : 19.00.01 / Коростылева Людмила Алексеевна. СПб., 2001. 398 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991. 299 с.

3. Максимова Е.А. Педагогическое творчество и профессиональный смысл жизни учителя / Е.А. Максимова // Современные проблемы смысла жизни в акме. М.: ПИРАО, 2002. С. 194—207.

4. Плужникова Л.А. Развитие внутриличност-ной компетентности студента-психолога в ВУЗе: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Плужникова Лариса Алексеевна. Тамбов, 2011. 199 с.

5. Деркач А. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб. : Питер, 2003. 256 с.

6. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологиче-ской компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.13 / Степено-ва Людмила Анатольевна. М., 2003. 62 с.

7. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.01 / Осницкий Алексей Константинович. М., 2001. 370 с.

8. Богатырева О.О. Личностные факторы профессональной самореализации: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Богатырева Ольга Олеговна. М., 2009. 25 с.

9. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология : курс лекций / Л.А. Пергаменщик. Мн.: Вышэйшая школа, 2004. 240 с.

10. АлексееваЕ.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Алексеева Елена Вячеславовна. СПб., 2002. 187 с.

11. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.07 / Подымов Николай Анатольевич. М., 1999. 390 с.

12. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О.С. Васильева, Е.А. Демченко // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 74—85.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

14. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шеин; пер. с англ. под ред. В.А. Спи-вака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.

15. Гордиенко В.Н.Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Гордиенко Валерий Николаевич. Иркутск, 2004. 150 с.

16. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 608 с.

References

1. Korostyleva L.A. Psikhologiya of self-realization of Ше personality: main spheres of activity: уе-w. ... Dr.s loony 19.00.01 / Korostyleva Lyudmila Alekseevna. SPb., 2001. 398 pages.

2. Abulkhanov-Slavskaya K.A. Strategy of liffe / K.A. АЬ^кИашу^^кау^ M.: Thought, 1991. 299 p.

3. Maximova E.A. Pedagogical creativity and professional теаш^ of liffe of Ше teacher / E.A. Maximova // Modern probkms of теаш^ of liffe in а^е. M.: PIRAO, 2002. P. 194—207.

4. Pluzhnikova L.A. И^уШуе of intra personal competence of Ше student psychologist of HIGHER EDUCATION INSTITUTION: yew. ... edging. loony

19.00.13 / Pluzhnikova Larisa Alekseevna. Tambov, 2011. 199 p.

5. Derkach A. Akmeologiya: manual / A. Derkach, V. Zazykin. SPb.: St. Petersburg, 2003. 256 p.

6. Stepnova L.A. Development of autopsikhologichesky competence of public servants: автореф. yew. ... Dr.s loony 19.00.13 / Stepenova Lyudmila Anato^v^. M, 2003. 62 p.

7. OsnitskyA.K. Struktura, contents and functions of regulato^ experience of Ше person: yew. ... Dr.s loony sciences: 19.00.01 / Osnitsky Alexey Konstantinovich. M., 2001. 370 p.

8. Bogatyreva O.O. Personal factors of professonalny self-realization: yew. ... edging. loony. sciences: 19.00.01 / Bogatyreva Olga Olegovna. M., 2009. 25 p.

9. Pergamenshchik L.A. Crisis psychology: course of lectures / L.A. Pergamenshchik. Mh.: Vysheyshy school, 2004. 240 p.

10. Alekseeva E.V. Manifestation of responsibility of teenagers in a sovladaniye with vital problems: yew. ... edging. loony. sciences: 19.00.13 / Alekseeva Elena Vyacheslavovna. SPb., 2002. 187 p.

11. Podymov N.A. Psychological barriers in professional activity of the teacher: yew. ... Dr.s loony. sciences: 19.00.07 / Podymov Nikolay Anatolyevich. -M, 1999. 390 p.

12. Vasilyeva O.S. Studying of the main characteristics of vital strategy of the person /

O.S. Vasilyeva, E.A. Demchenko // psychology Questions. 2002. No. 4. P. 74—85.

13. Frankl V. Chelovek in search of sense / V. Frankl. M.: Progress, 1990. 368 pages.

14. Sheyn E.H. Organizational culture and leadership / E.H. Shein; the lane with English under the editorship of V. A. Spivak. SPb.: St. Petersburg, 2002. 336 p.

15. Gordiyenko VN.Udovletvorennost professional activity as psychological criterion of personal and professional development of the teacher: yew. ... edging. loony. sciences: 19.00.07 / Gordiyenko Valery Nikolaevich. Irkutsk, 2004. 150 p.

16. Nyutten Zh. Motivation, action and prospect of the future / Zh. Nyutten; under the editorship of D.A. Leontyev. M.: Sense. 608 pages.

УДК 159.9.07 ББК 88

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТУКАНОВ,

докторант Санкт-Петербургского университета МВД Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент,

полковник милиции (Республика Беларусь) Е-mail: Stukanoff@tut. by Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы формирования правосознания, а также методологические основания изучения процесса образования психических свойств личности, детерминирующих отражение социально-правовой действительности и социально-правовое поведение индивида.

Ключевые слова: правосознание, психические свойства личности, социально-правовое поведение.

Annotation. The article describes the psychological and pedagogical approaches to the problem of formation of legal sense, as well as methodological grounds study of the formation of mental personality traits that determine the reflection of the socio-legal reality and socio-legal behavior of the individual.

Keywords: of legal consciousness, mental personality traits, socio-legal behavior.

Научно-практическая проблема формирования педагогические аспекты становления правосозна-правосознания личности исследуется в основном в ния у несовершеннолетних и молодежи, специали-рамках педагогики и психологии; глубоко изучены стов и обучающихся в среднеспециальных и выс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.