ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Бозоров А.А.
Бозоров Абдусодиц Абдурайимович - преподаватель, кафедра педагогики и психологии,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Человек обречен на поиск сущности смысла жизни, потому что тот, кто чувствует свою жизнь без смысла, не только несчастливый, но и вряд ли жизнеспособный.
А. Эйнштейн
Аннотация: в статье обоснованы актуальность и перспективы изучения самореализации субъекта. Адаптация человека к профессиональным условиям и стремление к самореализации основываются на взаимных изменениях личности и ее окружения и нередко описываются как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей с помощью успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способностей к предсказанию последствий принятых решений. Исследование самореализации во многих сферах позволяет объединить достижения общей психологии, психологии личности, а также достижения психологической практики и предложить уровневую модель профессиональной самореализации.
Ключевые слова: профессиональная самореализация, виды самореализации личности, самореализация личности
В современных условиях глобализации и единого межкультурного пространства качественно новым образом встает проблема развития и реализации человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к профессиональной и личностной компетентности специалиста, вызванные происходящими в обществе изменениями, поэтому проблема самореализации личности, развития и использования ее потенциала является очень актуальной в настоящее время. Самореализация личности может осуществляться по нескольким (взаимосвязанным) направлениям - это профессиональная, личностная, социальная, творческая самореализацией.
В психологических исследованиях профессиональной составляющей личности приоритет обычно отдается профессиональному выбору и профессиональному становлению человека. Однако вопрос последующего построения и реализации профессионального развития до последнего времени оставался вне поля зрения исследователей. С введением в научный оборот понятия «самореализация личности», с определением ее видов, компонентов и факторов, становится возможным изучать психологические особенности и закономерности профессиональной самореализации личности.
Самореализация - это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учению Маслоу и его концепции «иерархия потребностей», самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.
Методологической основой исследования являются современные подходы к изучению саморазвития и самореализации личности, разрабатываемые такими учеными как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, И.Д. Егорычева, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, С.И. Кудинов, И.В. Костакова (Клочко, 1994; Коростылева, 2001; Леонтьев, 1997; Фельдштейн, 1996; Кудинов, 2007; Костакова, 2008).
Процесс профессионального самоопределения, как отмечает А.А. Деркач, является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, однако личностнопрофессиональное развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза [1]. Говоря о закономерностях развития профессионального самоопределения личности, имеется в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса. Для развития профессионального самоопределения личности характерны неравномерность и гетерохронность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность). Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения профессиональной деятельности.
В основе самореализации лежит актуализация психических образований, которые обеспечивают осуществление потенций личности. Уровень самореализации в первую очередь предопределен степенью развития интегральных образований, сформированностью личностно-смысловых механизмов, что актуализирует такие образования и используется субъективными стратегиями самореализации [2]. Близкую к отмеченной позиции выражает и К.А. Абульханова-Славская, которая определяет, что личность как субъект жизни постоянно направлен на самосовершенствование, достижение идеала. Такая активность дает возможность личности осознать себя как субъекта, относиться к себе как к источнику жизненных изменений, причине событий и поступков. Частичными содержательными элементами выступают основные ценности субъекта, принципы, цели, мотивы, представления о жизненных перспективах и этапах жизни, оценка своих возможностей и способностей, ожидания субъекта, связанные со своей собственной активностью, и т. п. Перечисленные феномены в известной мере могут быть отнесены к результативным смысловым элементам самореализации [3]. Рассматривая самореализацию как процесс в ее содержании, можно выделить комплексные процессуальные элементы: стратегия жизни, стиль жизни, образ жизни, жизненные сценарии и др. Перечисленные комплексные феномены образуются более частными. К ним относятся: допустимые (недопустимые) способы достижения поставленных целей (связанные с направленностью личности, отношением к социальным и моральным нормам и др.); представления о правилах принятия решений; принципы сбора и анализа информации, отношение к разным ее источникам; представления о необходимых и предельно допустимых затратах времени, материальных и психологических ресурсах; представления о необходимых и предельно допустимых уровнях и циклах активности.
Следовательно, категория самореализации позволяет комплексно и системно изучать жизнедеятельность субъекта. Поскольку многие авторы связывают субъектность с высокими уровнями личностного развития, очевидно, что теоретическая и эмпирическая разработка этого вопроса требует разработки адекватных критериев самореализации. Исследуя самореализацию как процесс и результат в профессиональной сфере, мы можем сформулировать обобщенные показатели ее критериев [4]:
- организационный - характер целей, мотивов, ценностных ориентаций и условий развития карьерного роста, их осознанность, уровень достижений, отношение к избранной профессии, желание завладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками и пр.;
- деятельностно-творческий - преобладающие средства и способы реализации профессиональной деятельности, профессиональная компетентность; профессиональная направленность, самоконтроль, степень выраженности профессиональной этики; характер творческой активности и умения творчески решать профессиональные задачи; степень реализации творческого потенциала личности;
- субъектно-личностный - уровень сформированности субъектных качеств и личностно-профессионального развития;
- результативно-профессиональный - уровень результативности профессиональной деятельности, в том числе реализации профессиональных знаний, умений, навыков и практических профессиональных действий.
Список литературы
1. Козловская С.Н. Закономерности развития профессионального самоопределения личности // Акмеология, 2005. № 2.
2. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.
3. Осьодло В.1. Когштивт та екзистенцшш феномени психши в контексп самодетермшацп / В.1. Осьодло // Вюник НАОУ, 2009. № 4 (12).
4. Максименко С.Д., Осёдло В.И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации // Психология и право, 2011. Т. 2011. № 1.