УДК 159.92, 159.96
Кудинов Сергей Иванович
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета, [email protected], Тольятти
Кудинов Станислав Сергеевич
Старший преподаватель Тольяттинского государственного университета, psy-f@ tltsu.ru, Тольятти
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Kudinov Sergey Ivanovich
Doctor of Psychology, professor, head of the chair of theoretical and applied psychology at the Tolyatti State University, [email protected] [email protected], Tolyatti
Kudinov Stanislav Sergeevich
Senior teacher of the Tolyatti State University, [email protected], Tolyatti
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SELF-ACTUALIZATION OF PHYSICALLY DISABLED PERSONS
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10% населения земного шара. Подобная статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Согласно данным Государственной статистики РФ каждый 11-й россиянин является инвалидом.
До недавнего времени люди, ставшие инвалидами, оставались без внимания, они выпадали из поля деятельности, их не рассматривали как перспективных сотрудников и полноценных членов общества. Вследствие чего у данной категории граждан возникало ощущение отчужденности и ненужности, что приводило к занижению самооценки и низкому уровню удовлетворенности жизнью. Однако и по сей день, существует стереотип, что инвалиды -это больные люди, вызывающие жалость и сострадание. Хотя сложившаяся тенденция стала меняться: появились школы для детей инвалидов, общественные организации, кружки по интересам, где существует возможность проявить себя как личность и реализовать собственный потенциал.
В настоящее время работа по реабилитации инвалидов сводится к оказанию медицинской помощи (медикаментозное лечение, физические упражнения), экономической помощи (пособия по инвалидности, путевки в санатории и профилактории), профессиональной помощи (трудоустройство инвалидов), но практически отсутствует психологическая реабилитация (нахождение внутренних ресурсов на преодоление травмы, самореализация и самосовершенствование личности с ограниченными возможностями).
Система комплексной реабилитации инвалидов с последующей их адаптацией все больше требует включения психологической составляющей, имеющей большое значение для повышения эффективности реабилитационных мероприятий и предопределяющих дальнейший процесс их самореализации в системе трудовых и общественных отношений.
Из вышесказанного следует, что ключевым фактором успешной социальной адаптации является самореализация, а именно, реализация своего внутреннего потенциала во внешней среде.
Проблема самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями на данный момент актуальна, но мало изучена. В общем плане самореализации личности отдельно и всесторонне стала рассматриваться в отечественной психологии с недавнего времени, хотя при всем этом остается вопросом, входящим в проблемное поле разных наук.
Анализ работ посвященных данному вопросу позволяет отметить общий философский аспект проблемы самореализации личности, где решаются вопросы о сущности человека и сути процесса самореализации. Оставаясь в поле психологических исследований можно выделить ряд основных авторских идей проливающих свет на проблему самореализации: самореализация как саморазвитие (Д. И. Фельдштейн); самореализация как самовыражение (Н. Б. Крылова, Е. В.Селезнева); самореализация как свойство (Б. Г. Ананьев); самореализация как процесс (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, И. Д. Егорычева); самореализация как сложное системное образование личности (Э. В. Галажинский, Л. А. Корос-тылева, С. И. Кудинов, Е. А. Никитина).
Большинство отечественных исследователей рассматривают самореализацию как целостный процесс самосовершенствования, диалектически сочетающий в себе самоизменение и самостановление на протяжении всего жизненного пути человека, как практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для себя самого, коллектива и общества в целом. Причем ученые сходятся во мнении, что человеку свойственно стремление как к сущностной, внутренней реализации (самоактуализация), так и к сугубо внешней реализации себя.
Л. Н. Коган подчеркивает, что у человека нет другой возможности «дать себе реальность в форме внешней действительности», проявить себя, реализовать собственные способности, кроме как в деятельности, преобразующей мир и его самого. Таким образом, внешнее функционирование профессионально-личностного потенциала определяется как «сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной действительности» [13].
Разделяя в целом позицию автора, необходимо отметить, что смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации. Однако, деятельность упрощенная, не требующая больших усилий для проявления своих возможностей оказывается обычно реактивной, т. е.
не связанной с действительной реализацией способностей, целей и стремлений человека. Самореализация проявляется в особой деятельности и самодеятельности индивида инициированной внутренними побуждениями субъекта деятельности. А значит, что не мотивы, лежащие вне личности (деньги, карьера, престиж, чужая воля и т. д.), а стремление самой личности, настоятельная внутренняя потребность побуждают к самореализации. Человека можно заставить, выполнять ту или иную деятельность, но нельзя заставить реализовать себя в такой деятельности.
Несмотря на методологические разночтения в исследованиях самореализации, исследователи чаще всего рассматривают ее либо как процесс, либо как деятельность. В своих предыдущих публикациях [7; 8; 9; 10] мы отмечали системный характер этого феномена.
Нам представляется, что самореализация это комплексное психологическое образование, детерминированное врожденными и приобретенными, социальными факторами. Полноценная самореализация возможна исключительно в деятельности либо особой самодеятельности, связанной с совершенствованием личности в ее нравственном и духовном аспектах.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении доминирующих видов и особенностей самореализации у лиц с ограниченными возможностями. В исследовании приняли участие инвалиды-колясочники - 39 человек и инвалиды по зрению - 42 человека. Возраст испытуемых 24-36 лет.
На первом этапе использовалась авторская анкета для выявления самооценки своей самореализации.
Анкета включала четыре раздела. В первом блоке вопросы касались уровня своей удовлетворенности настоящим, своими действиями и достижениями, ощущением успешности. Второй блок оценивал оптимистичность будущего. Третий - доминирующие ценности; и четвертый -реализация себя в различных аспектах жизнедеятельности. Отмеченные в анкете блоки вопросов соответствуют отдельным критериям самореализации.
На втором этапе эмпирического исследования использовалась авторская методика «Тест суждений самореализации личности». Стандартизация теста проводилась в течение двух лет на выборке студентов с первого по пятый курс, учащихся старших классов, а также учителях, врачах и военных специалистах. Тест содержит 102 вопроса и восемь шкал, семь из которых являются базовыми. Каждая из шкал содержит по две биполярных переменных, за исключением дополнительной, согласно полисистемному подходу самореализации личности [10].
К базовым относятся социально-значимые и личностно-значимые ценности (ценностно-целевая шкала); энергичность и аэнергичность (динамическая шкала); оптимистичность и пессимистичность (эмоциональная шкала); интернальность и экстернальность (организационная шкала) социоцентризм и эгоцентризм (мотивационная шкала); креативность и консервативность (когнитивная шкала); конструктивность и де-
структивность (прогностическая шкала); социальные барьеры самореализации и личностные барьеры самореализации (компетентно-личност-ная шкала); дополнительная шкала (искренности).
Суть данного подхода заключается в-том, что отправной точкой самореализации личности является стремление к воплощению своих способностей и возможностей, опредмечиванию личностных и профессиональных качеств, которое имеет свою силу, интенсивность, способы и приемы воплощения (динамические характеристики). Оно может быть оценено со стороны направленности мотивации. Стремление по-разно-му осознается и осмысливается человеком (когнитивная сторона). В основе стремлений заложены ценности-цели (ценностно-целевой аспект). Оно переживается и регулируется субъектом (эмоциональный и организационный параметры) и имеет промежуточный и конечный результат.
Перспективность и продуктивность данного подхода обусловлена тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между указанными характеристиками, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых, он открывает возможности познания структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия, различных ее компонентов. В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий активизации и коррекции различных видов самореализации. В-четвертых, позволяет учитывать природу различных компонентов, с одной стороны - инструментально стилевых, а с другой мотивационно-смысловых.
Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы.
Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, более подвижна и изменчива.
И наконец последнее, данный подход дает возможность выявить психологические особенности самореализации в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально типологических особенностей, т. е. он позволяет установить все многообразие стилей проявления самовыражения субъекта.
Представленная методика позволяет диагностировать и различные виды самореализации личности: социальную, профессиональную и личностную.
Итак, результаты пилотажного исследования показали, что только 20% испытуемых слабовидящих оценили уровень своей самореализации как достаточно высокий. При этом они уверенно воспринимают будущее, их не очень страшит социально-экономическая нестабильность в обществе, так как они чувствуют определенную социальную защищенность на государственном уровне. Для данной категории респондентов доминирующими ценностями выступают здоровье, общение и занятость, т. е. увлечения, хобби. Все испытуемые этой подгрупп увлечены любимым занятием. В основном они принимают участие в творческих коллективах и различного рода кружках и клубах по интересам. Большинство испытуемых оценили
уровень своей самореализации только на 50%; 30% отметили у себя низкий уровень самореализации.
Среди причин низкой реализации своих возможностей назвали социально-психологические преграды, ограниченное количество творческих коллективов, общественных организаций и спортивных клубов, где рады инвалидам. Отдаленные перспективы для этих респондентов видятся в мрачном цвете. Их пугает будущее, в связи с ухудшением здоровья и равнодушием общества. В качестве основной ценности они называют заботу об инвалидах. Показательно, что у этих респондентов снижена социальная активность, они практически ничем не интересуются, не посещают клубы по интересам, не занимаются спортом, не состоят в общественных организациях. Более 45% процентов из них не осведомлены о государственных программах, направленных на социальную защищенность этой категории граждан. И, как следствие, оценивают степень своей защищенности на низком уровне.
Несколько иная картина прослеживается по самооценки самореализации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Среди этих респондентов 35%> не удовлетворены своей жизнью, причем, чем старше респондент, тем больше процент неудовлетворенности. Только 13%) испытуемых все устраивает, они довольны своей жизнью. Несмотря на то, что 50%> респондентов имеют среднее - специальное, 25%о высшее и 12%> неоконченное высшее образование, 52% опрошенных не реализуют себя ни в одной области профессиональной деятельности. Оставшиеся 48% респондентов занимают низкооплачиваемые, в основном рабочие должности в сфере услуг, промышленном секторе, ЖКХ и т. д.
Наиболее предпочитаемые увлечения - чтение книг и журналов, кулинария, спорт, вязание и шитье. Свободное время больше всего проводят в Интернет - около 4 часов в сутки, просмотр телевизионных программ - 3 часа, шитье и вязание и т. д. Шестьдесят процентов не заняты ни в одной общественной организации, 32% состоят в профсоюзах и обществах инвалидов и только 4% в спортивных секциях и 4% в религиозных сектах. Доминирующая часть респондентов 79% оценивают уровень своего материального благосостояния как средний, 17% ниже среднего и 4% как критический.
Таким образом, результаты пилотажного исследования позволили установить низкую социальную активность данной категории граждан, отсутствие востребованности у работодателей в специалистах с ограниченными возможностями, слабую социальную защищенность и отсутствие какой-либо работающей программы по психологическому сопровождению лиц с ограниченными возможностями.
Данные, полученные в ходе эмпирического исследования с помощью Теста суждений самореализации (С. И. Кудинов), позволили установить специфические особенности самореализации у респондентов с ограниченными возможностями (рисунок 1).
□Личностная
самореализация
□ Социальная самореализация
■ Профессиональная самореализация
Рисунок 1
Как видно на рисунке 1 у испытуемых более всего выражена личностная самореализация, на втором месте социальная и соответственно профессиональная занимает низшую ступень. Необходимо отметить, что зафиксированные виды самореализации находятся на низком уровне.
Данная иерархия обусловлена, по всей видимости, сложившимися обстоятельствами. Наиболее доступным для этих респондентов оказывается личностное совершенствование, развитие себя как личности. Все это можно осуществить, не выходя из дома, благодаря чтению литературы, просмотру телепередач и прослушиванию радиопередач, использования Интернет и т. д. Что касается социальной и профессиональной самореализации, то здесь возможности резко ограничены. Данное ограничение обусловлено целым комплексом проблем, таких как: трудности в перемещении, отсутствие необходимой секции, клуба, невостребованностью работодателями таких специалистов, отсутствием вакансий на рынке труда и т. д. Более того, со стороны лиц с ограниченными возможностями наблюдается некоторая инертность, пассивность, нежелание заявить о себе даже там, где для этого есть возможность. Часть из них просто довольствуется тем, что имеет малый социальный пакет. Анализируя специфику проявления самореализации у респондентов можно отметить иерархическое строение переменных (рисунок 2).
-г ,|
. 1.11 і 1 .
пп 1111! 1 ІППІІП II ІІІІІІ
с-з л-з э-р а-р о-п П-С И-ІІ э-и с-ц э-ц к-р к-н к-т д-т с-б л-о н-т
Рисунок 2
8 7 6 5 4 3 2 1
о4^ ------
Выраженность средних значений самореализации у лиц с ограниченными физическими возможностями
Примечание: Условные обозначения: с-з социально-значимые ценности; л-з личностно-значимые ценности; э-р эргичность; а-р анаэргичность; о-п оптимистичность; п-с пессимистичность; и-н интернальность; э-н экстер-нальность; с-ц социоцентризм; э-ц эгоцентризм; к-р креативность; к-н; консервативность; к-т конструктивность; д-т деструктивность; с-б социальные барьеры; л-б личностные барьеры; и-т искренность.
Согласно рисунку 2 можно констатировать, что в структурной организации самореализации личности лиц с ограниченными возможностями доминируют все агармонические переменные, причем наибольший вес зафиксирован по социальным и личностным барьерам, пессимистичности, экстернальности и анаэргичности. С содержательной стороны это означает, что респонденты испытывают большие личностные трудности при самореализации: тревожность, страхи, стеснительность, которые выступают препятствием для наиболее полного самовыражения и проявления активности. И социальные трудности: отсутствие, либо недостаток сферы приложения своих сил и способностей, равнодушие окружающих, незнание и отсутствие опыта позиционирования своих возможностей и целый ряд других факторов. Отмеченные препятствия к полноценной самореализации вызывают эмоциональный отклик у респондентов, характеризующийся упадком сил, снижением настроения, раздражительностью, апатией и пессимистическим восприятием своей перспективы. Что, в свою очередь, снижает тонус этих испытуемых, выражающийся в проявлении анаэргичности, т. е. снижении активности, инициативности, использовании однотипных непродуктивных способов самовыражения и т. д. Примечательно, что респонденты при этом полностью полагаются на окружение, других людей, обстоятельства - экс-тернальность. В том, что они не могут полностью реализоваться, виновны с их точки зрения обстоятельства и другие люди. В тоже время основными побудительными силами к проявлению самореализации выступают личностно-значимые ценности и эгоцентрические мотивы. Иначе говоря, испытуемые склонны проявлять активность, для того чтобы реализовать свое «Я» только тогда, когда видят личную выгоду, перспективу, в противном случае им скучно, неинтересно, трудно и т. д.
Итак, проведенное пилотажное исследование позволило выявить некоторые специфические моменты в особенностях и механизмах проявления самореализации личности с ограниченными физическими возможностями. Полученные результаты служат основой для более глубокого исследования данной проблемы.
Библиографический список
1. Фельдштейн, Д. И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2005. - № 1.-С. 15-24.
2. Селезнева, Е. В. Общение как среда для саморазвития личности [Текст]/ Е. В. Селезнева //Журнал прикладной психологии. - 2002, № 2. - С. 49-54.
3. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст]/Б. Г. Ананьев.-М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК». -1996.-384 с.
4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст]/ К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль. 1991. -299 с.
5. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст]/ Л. И. Анцыферова// Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
6. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст]/ Д. А. Леонтьев// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М., 1997. -С. 156- 177.
7. Галажинский, Э. В. Детерминация самореализации личности: направления исследований [Текст]/ Э. В. Галажинский // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
8. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семей-ные отношения [Текст]/ Л. А. Коростылева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унив., 2000.
9. Кудинов, С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности [Текст]/ С. И. Кудинов// Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№11.— с. 337-346.
10. Кудинов, С. И. Теоретические аспекты обоснования полисистемной модели самореализации личности [Текст]/ С. И. Кудинов// Самореализация личности в современных социокультурных условиях/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 3 т./- Тольятти: Изд-во ТГУ, Гуманитарный институт,
2007. - Т. 1: Современные проблемы развития личности. - С. 114-119.
11. Кудинов, С. И. Системное исследование самореализации личности [Текст]/ С. И. Кудинов// Научный вестник академии управления и сервиса/ Межвузовский сборник научных трудов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина; Академия управления и сервиса. Вып. 2/ Под ред. В. М. Юрьева/ - Тамбов: Изд-во Р. В. Першина,
2008.-С. 263-270.
12.Кудинов, С. И. Системная модель самореализации личности [Текст]/С. И. Кудинов// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика/ - М.: Изд-во РУДН, 2008. - № 1. - С. 28-37.
13. Никитина, Е. А. Самореализация школьника в учении: (теория и практика) [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук/ Е. А. Никитина. - Саратов, 2002.
14. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека [Текст]/ Л. Н. Коган. - М.: Мысль, 1984.- 149 с.