ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
С.С. Кудинов, Л.А. Горбанёва
Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445047
В статье представлены эмпирические результаты исследования индивидуальных особенностей самореализации педагогов-психологов в рамках полисистемной концепции самореализации личности. Выделено три типа самореализации: оптимальный, адаптивный и инертный.
Ключевые слова: самореализация, личность, педагог-психолог, переменные, профессиональная самореализация.
Модернизационные процессы, происходящие в современном обществе, приводят к активному внедрению психологии в различные сферы общественной жизни. Следствием этого процесса является повышение спроса на квалифицированных психологов и требований, предъявляемых к их профессиональной деятельности. Как показывает практика, уровень квалификации педагогов-психологов не обеспечивает в полном объеме решения тех профессиональных задач, которые перед ними ставит система образования. Актуальными становятся исследования факторов, способствующих развитию профессионализма педагогов-психологов, а также определение критериев их оценки.
В исследованиях разных авторов профессиональная самореализация понимается как сложная интегральная характеристика и не сводится лишь к обладанию определенными знаниями, умениями и навыками и владению рядом профессионально важных качеств, обуславливающих профессиональное совершенствование личности. Профессиональная самореализация — это определенная система организации сознания, психики человека, его отношения к профессии. Данное положение имеет особое значение для понимания особенностей профессиональной самореализации педагога-психолога. Как отмечает А.А. Бодалев, настоящим профессионалом-психологом может стать далеко не каждый человек, получивший диплом психолога. Это очень специфичная профессия, где личность важна не меньше, чем приобретенные знания, умения, навыки [3].
Изучение профессиональной самореализации тесно связано с проблемами психологии личности. С начала 1940-х гг. интерес исследователей постепенно смещается от изучения психофизиологических качеств и психических процессов работника к исследованию его личностных особенностей. Более того, в зарубежной психологии наметилось понимание того, что изучения отдельных свойств личности профессионала недостаточно. Это повлекло за собой переход к многостороннему характерологическому описанию, позволяющему дать целостную оценку личности профессионала. Большую роль в становлении теоретических основ и развитии этой области сыграли Г. Мюнстерберг, У. Джеймс, Р. Кетелл в США; в Великобритании — Ч. Мейерс, Ч. Спирмен, Дж. Кокс; во Франции — А. Бине, Т. Си-
мон, В. Анри, А. Пьерон; в Германии активно работали В. Штерн, О. Липман, Ф. Гизе и многие другие.
Термин «профессиональный тип личности» был введен немецким философом и психологом Э. Шпрангером, выделившим шесть идеальных типов людей (основанием для классификации явились различия в их ценностной ориентации): 1) теоретический человек; 2) экономический человек; 3) эстетический человек; 4) социальный человек; 5) политический человек; 6) религиозный человек. Эти основные типы людей трактуются Э. Шпрангером как универсалии человеческой природы.
Одной из популярных типологий является классификация американского психолога Дж. Голланда, выделившего шесть типов людей: 1) реалистический (рабочие, автоводители); 2) интеллектуальный (ученые); 3) социальный (учитель, врач); 4) конвенциальный (экономист, бухгалтер); 5) предприимчивый (менеджер, продавец); 6) артистичный (художник, актер). Голанд считает, что «поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенными свойствами, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду».
Типология И. Майерс—К. Бриггс, созданная как концепция совместимости определенных типов личности с профессиональной средой, базируется на идеях К.Г. Юнга.
В России профессиональному развитию были посвящены многочисленные исследования, проведенные В.А. Бобровым, Т.Т. Джамгаровым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Е.А. Климовым, А.А. Крыловым, М.А. Дмитриевой, В.Н. Дружининым, В.Д. Шадриковым, А.И. Нафтульевым.
Одним из первых авторов, предложивших собственную модель типов личности, был А.Ф. Лазурский. В основу его классификации был положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде. При этом понятие среды берется в самом широком смысле. Отношения между личностью и окружающей средой, по мнению А.Ф. Лазурского, зависят от отношения между эндо- и экзопси-хическими элементами. Наиболее чистые типы получаются в тех случаях, когда эндо- и экзопсихика взаимно соответствуют друг другу, т.е. когда интересы и профессиональная деятельность человека происходят именно в том направлении, которое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации. Все выделенные типы соотносятся А.Ф. Лазурским с определенными видами профессий, которые наиболее подходят их индивидуальности [11].
А.К. Маркова, описывая психологию профессионализма, выделяет мотиваци-онную и операционную сферы и дает психологические характеристики профессионального самоопределения в контексте самореализации [12].
В новейших психологических исследованиях применяется системный подход, отражающий взаимозависимость различных составляющих самореализации человека [1; 5; 6; 8—10].
Л.А. Коростылёва [6] выделяет следующие аспекты данного феномена: самореализация как цель (через достижения человека); самореализация как состояние (через удовлетворенность собственной самореализацией); самреализация как ре-
зультат (уровень успешности по критерию успеха-неуспеха и наличия необходимых личностных свойств); самореализация как итог (осмысление отрезков жизненного пути). Л.А. Коростылёва определяет феномен самореализации как «осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, со-деятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом».
Э.В. Галажинский рассматривает самореализацию как форму проявления самоорганизации человека и тоже выделяет в проблеме самореализации ряд аспектов: продуктивный, личностный, процессуальный и деятельностный [5].
Многочисленные исследования С.И. Кудинова [8—10] свидетельствуют о том, что самореализация — это комплексное психологическое образование, детерминированное мотивационно-смысловыми и инструментально-стилевыми характеристиками, обеспечивающими успешность самовыражения личности в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза. Автор теоретически и эмпирически обосновывает концептуальный полисистемный подход исследования самореализации личности. В представленной концепции автор выделил условия (психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные); формы (внешнюю и внутреннюю); и виды самореализации (дея-тельностный, личностный и социальный), что значительно расширяет понимание феномена самореализации.
Системная структура позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-по-требностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик. Единство и взаимосвязь указанных характеристик дает возможность не только представить самореализацию как психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей самореализации личности, раскрывающих ее специфику и уникальность [8—10].
Исходя из рассмотренных выше концепций, которые по сути своей являются попытками упорядочить различные социологические и психологические знания о профессиональной самореализации личности, можно сделать вывод, что профессиональная самореализация личности — это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни и являющийся составной частью жизненной самореализации индивида. Это процесс, предполагающий взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.
Возвращаясь к специфике профессиональной деятельности психолога, можно сделать предположение, что для развития профессионализма особое значение имеют индивидуальные особенности специалиста, обеспечивающие оптимальный уровень профессиональной самореализации. Исследование профессиональной самореализации педагогов-психологов позволит наиболее полно изучить личностные особенности развития психолога как профессионала и установить факторы, способствующие или препятствующие его профессиональному становлению.
Для исследования особенностей профессиональной самореализации педагогов-психологов был использован «Многомерный опросник самореализации личности», разработанный С.И. Кудиновым (МОСЛ). Методика включает 16 базовых шкал (социально-корпоративные установки, субъектно-личностные установки; активность, инертность; оптимистичность, пессимистичность; интернальность, экс-тернальность; социоцентрическая мотивация, эгоцентрическая мотивация; креативность, консервативность; конструктивность, деструктивность; социальные барьеры самореализации и личностные барьеры самореализации) и дополнительную шкалу искренности. Дополнительно была использована самооценочная шкальная методика.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр» г. Тольятти. Выборку составили 67 психологов, возрастной диапазон респондентов — 23—41 год.
На первом этапе эмпирического исследования испытуемые одновременно заполняли самооценочную методику и МОСЛ. Результаты опроса были подвергнуты количественной и качественной обработке. Для данного случая наиболее оправданным, на наш взгляд, являлся кластерный анализ. Исходная выборка, состоящая из 67 человек, была распределена на три кластера. В первый кластер вошло 32 человека, во второй — 15, в третий — 20. Фактором, свидетельствующим о гомогенности и, следовательно, специфичности каждого из кластеров, являются результаты сравнения дисперсий.
Таким образом, каждый кластер вобрал в себя набор различных характеристик самореализации, определяющих специфичность ее проявления в каждой из групп. Например, в первом кластере сосредоточились преимущественно позитивные признаки, отвечающие за успешность самореализации. Условно эту группу можно отнести к средневысокому уровню проявления профессиональной самореализации личности педагогов-психологов. Иными словами, испытуемые, представляющие данную подгруппу, отличаются выраженными стремлениями к реализации своих профессиональных компетенций, причем у них фиксируется не только сила стремлений к самовыражению, но и вариативность, указывающая на широту их самоосуществления, о чем свидетельствует шкала активности. В данной группе испытуемых сохраняется и поддерживается выраженный самоконтроль своей деятельности и поведения — интернальность, свидетельствующий о том, что они в любых ситуациях, даже самых неблагоприятных, возлагают ответственность за все, что с ними происходит, только на себя, на свои знания и способности, возможности и опыт. Согласно многочисленным данным, самореализация во многом обеспечивается поведенческим и аффективным компонентами. Полученные нами данные как раз свидетельствуют о ярком проявлении этих составляющих. С одной стороны, мы фиксируем у этих респондентов высокую жизненную активность, проявляющуюся в высокой гибкости приспособленности, адаптивности, с другой — уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность и инициативность. Перечисленные составляющие обеспечивают им высокий жизненный тонус и многообразие, вариативность форм социального поведения, что так необходимо для успешной самореализации в современном мире. Еще одним
важным фактором является аффективная составляющая. Эти испытуемые с оптимизмом смотят в будущее и позитивно оценивают настоящее. У них отсутствует чувство вины и другие ярко проявляющиеся негативные эмоциональные реакции, выступающие чаще всего барьером для полноценной самореализации. Именно положительный настрой на ближайшую перспективу обеспечивает им успешность во всех делах. Среди других доминирующих признаков можно выделить креативность и конструктувность. Первая, с одной стороны, свидетельствует, скорее всего, о хорошей профессиональной подготовке, поскольку обеспечивает свободное владение различными техниками и психотехнологиями, используемыми в профессиональной деятельности, с другой — указывает на вариативность подходов в своей профессиональной деятельности, экспериментирование и, как следствие, успех в профессиональном самовыражении. Кстати, высокие баллы по шкале конструктивности как раз об этом свидетельствуют. Испытуемые, успешно самовыражаясь, в деятельности развивают в себе отдельные личностные и профессиональные качества и черты характера, развиваются профессионально, личностно и социально.
Во второй кластер вошли испытуемые с ярко противоположными характеристиками. Анализ результатов позволяет отнести этих испытуемых к критическому уровню проявления профессиональной самореализации. Содержательно это можно объяснить, скорее всего, тем, что у них отсутствует позитивная мотивация к выполнению профессиональной деятельности, обусловленная неправильным выбором профессии, низким материальным стимулированием, отсутствием перспектив карьерного роста, недостаточной социальной значимостью их профессии и др. Указанные и другие причины могли стать объективной причиной для столь неуспешной их профессиональной самореализации. Качественно это выражается в том, что респонденты никогда не проявляют инициативы. У них отсутствуют стремления и установки к своему продвижению в профессии. Очень низкий уровень активности и ограниченный набор средств и приемов самовыражения говорит о том, что их активность обеспечивает исключительно необходимый, минимальный уровень выполнения профессиональных задач, и не более. При этом их самоконтроль и эмоциональный фон оставляют желать лучшего. Они все видят в черном цвете, часто раздражаются по пустякам и впадают во фрустрацию. Весь процесс профессиональной деятельности, с их точки зрения, зависим от обстоятельств и других людей. Прежде всего администрация должна создать условия для успешной работы, а также социальные и материальные блага. Коллеги обязаны поддерживать таких людей и помогать им. А сами испытуемые не хотят брать на себя никакой ответственности. Их профессиональная деятельность носит формальный характер, практически не оказывая влияния на развитие профессионализма и личностный рост испытуемых. Консерватизм и деструктивность прямо на это указывают. В деятельности доминируют привычные схематизированные, однотипные методы и приемы. Они не стремятся расширять свой профессиональный ресурс, не осваивают новые формы работы, инновационные техники и т.д.
И наконец, в третью группу вошли испытуемые, где нет четкой дифференциации между позитивными и негативными признаками самореамлизации. Испытуе-
мых этой группы можно отнести к среднему уровню проявления самореализации или к ситуативному типу. Иными словами, они тщательно все контролируют и взвешивают, о чем свидетельствует их интернальность. Они способны брать на себя ответственность в важных профессиональных мероприятиях. Но в то же время у них фиксируется и высокий уровень экстернальности, указывающий, что в отдельных ситуациях они склонны уповать на обстоятельства и других людей, если возникают сложности в деятельности. Аналогичная картина прослеживается и по другим характеристикам. Например, у них высокий уровень социальной активности может меняться на очень низкий, или на смену положительным эмоциям, оптимизму может приходить спад настроения, апатия, лень и бездеятельность, а креативный подход к делу может замещаться стандартными простыми приемами. Их отличительной чертой выступают также социальные и личностные барьеры, мешающие им полноценно самореализоваться в профессии. По всей видимости, эти испытуемые достаточно зависимы от ситуативных факторов и если такая ситуация распологает их к самовыражению, они прилагают максимум усилий для этого. Если же ситуация складывается не в их пользу, они либо вообще не предпринимают каких-либо предпосылок, либо выполняют на формальном уровне.
Проведенное пилотажное исследование профессиональной самореализации педагогов-психологов позволяет сделать вывод о специфичности проявления этого явления в зависимости от индивидуальных особенностей респондентов. Более того, подробные исследования этого феномена на данной выборке дают возможность установить психологическую структуру профессиональной самореализации в каждой выделенной группе и наметить основные направления разработки оптимизирующих программ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анциферова Л. И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. — М., 1990.
[2] Бачманова Н. В. К вопросу о профессиональных способностях психолога. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. — Л., 1985. — С. 72—77.
[3] Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.
[4] Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога: Дисс. ... канд. психол. наук. — СПб, 1997.
[5] Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дисс. ... д-ра психол. наук. — Томск, 2002.
[6] Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб., 2000.
[7] Костакова И.В. Роль общительности в самореализации личности студентов — будущих психологов: Дисс. ... канд. психол. наук. — Тольятти, 2009.
[8] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — С. 337—346.
[9] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37.
[10] Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12.
[11] Лазурский А.Ф. Классификация личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 179—199.
[12] Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION IN TEACHERS-PSYCHOLOGISTS
S.S. Kudinov, L.A. Gorbaneva
The Chair of Theoretical and Applied Psychology Togliatty State University
Belorusskaya str., 14, Togliatty, Russia, 445667
The article presents the empirical results of researching the individual features of self-actualization in teachers-psychologists within the framework of the polysystem concept of self-actualization of the personality. Three types of self-actualization: optimum, adaptive and inert — are singled out.
Key words: self-actualization, personality, teachers-psychologists, variables, professional self-actualization.