Научная статья на тему 'Изучение психологических особенностей самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования'

Изучение психологических особенностей самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
357
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕРЕМЕННЫЕ / ФАКТОРЫ / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL IDENTITY / VARIABLES / FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимирова Ю.В.

В статье обосновывается взаимосвязь профессиональной идентичности с самореализацией личности. В рамках системного подхода выделяются и характеризуются особенности достигнутой профессиональной идентичности и проводится их сопоставительный анализ с самореализацией личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SELF-REALIZATION AND PROFESSIONAL IDENTITY OF CURRENT PSYCHOLOGISTS OF EDUCATION

The article highlights the problem of the role of professional identity in self-realization psychologists of education. The individual-typological features of the phenomena are identified and described within the frame of a system approach. The analysis subjected on works that focus on the study of self-realization, it is noted that in this area gaps in understanding of this issue continue to take place. Thus, the study is relevant from the perspective of the influence of professional identity on the successful self-realization of the personality. In this study the following assumptions are put forward: 1) there is a relationship between professional identity and successful self-realization of the personality; 2) the level of formation of professional identity has an impact on the success of self-realization 3) not formed professional identity acts as a barrier to creativity, activity, internality and constructive self-realization 4) formed professional identity provides a high success rate of selfrealization. The purpose of this study was to investigate features of self-realization and professional identity of psychologists of education. We used “Multidimensional questionnaire of selfrealization” (MOSL) by S. I. Kudinov for self-study and we used the questionnaire “Professional identity-marginalism” by P. E. Ermolaeva and “Methods of measuring professional identity” (MIPI) by L. B. Schneider for the study of professional identity. The obtained results were subjected to quantitative analysis.

Текст научной работы на тему «Изучение психологических особенностей самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования»

УДК 519.9

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ

© Ю. В. Владимирова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 252 27 24.

Email: margana@inbox.ru В статье обосновывается взаимосвязь профессиональной идентичности с самореализацией личности. В рамках системного подхода выделяются и характеризуются особенности достигнутой профессиональной идентичности и проводится их сопоставительный анализ с самореализацией личности.

Ключевые слова: самореализация личности, профессиональная идентичность, переменные, факторы.

К изучению отдельных аспектов самореализации прибегали отечественные исследователи: самореализация в основных сферах жизнедеятельности (Л. В. Попова, Л. И. Ожигова), специфика профессиональной самореализации (Р. Г. Гаджиева, С. А. Воломеев, О. И. Пустовит), самореализация личности студентов в процессе профессиональной подготовки (И. В. Костакова, З. Ш. Мухтаро-ва), самореализация личности в зрелом и пожилом возрасте (Т. З. Козлова, И. В. Солодникова, Н. Г. Шевченко) [1]. Необходимо отметить, что наблюдается определенная тенденция в исследовательских стратегиях, а именно: изучение самореализации с какой-либо одной точки зрения. В настоящее время возникла объективная исследовательская потребность изучать самореализацию как комплексное явление, т.е., опираясь на системный подход, что и было отражено в работах Л. А. Коростыле-вой, Э. В. Галажинского, С. И. Кудинова (самореализация как функциональная система).

Так, в работе С. И. Кудинова и А. И. Крупнова предлагается полисистемная модель изучения самореализации личности, в рамках которой самореализация рассматривается как феномен, состоящий из частей, связанных между собой и оказывающих непосредственное влияние на другие его элементы. Авторами были выделены следующие компоненты этого феномена: инструментально-стилевой, мотивационно-смыс-ловой, компетентно-личностный и установочно-целевой. Обозначены условия самореализации личности: социальные, педагогические, психофизиологические и психологические [2]. С. И. Кудиновым было дано определение понятию самореализации личности: «Самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих успешность самовыражения личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [3].

Таким образом, разработанная модель самореализации легла в основу нашего исследования.

Анализируя труды, направленные на изучение самореализации личности, был сделан вывод, что в этой области по-прежнему имеют место быть пробелы в понимании данного вопроса. Так, например, осталось без внимания исследование в ракурсе влияния профессиональной идентичности на успешную самореализацию личности.

Исследование было проведено на базе Института развития образования Республики Башкортостан (ГАОУ ДПО ИРО РБ), г. Уфа. Выборку составили 50 психологов образования, возрастной диапазон респондентов составил - 22-63 года, средний возраст -36.84 года.

На первом этапе эмпирического исследования испытуемые заполняли «Многомерный опросник самореализации личности» (МОСЛ) С. И. Кудинова [4], анкету «Профессиональная идентичность-маргинализм» Е. П. Ермолаевой [5] и Методику измерения профессиональной идентичности (МИПИ) Л. Б. Шнейдер [6]. Полученные результаты были подвергнуты количественному анализу.

На следующем этапе данные были подвергнуты корреляционному анализу с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что существует статистически значимая прямая связь между характеристиками самореализации и показателями профессиональной идентичности респондентов. Так, например, установлены прямые взаимосвязи между показателями профессиональной идентичности и шкалами МОСЛ: «Активность» (г=0,31 при р<0.05), «Оптимистичность» (г=0,4 при р<0.01), «Ин-тернальность» (г=0,43 при р<0.01), «Удовлетворенность настоящим» (г=0,4 при р<0.01). Это свидетельствует о склонности активных, оптимистичных, интер-нальных, удовлетворенных настоящим людей более высоко оценивать свою профессиональную идентичность. Было бы естественно предположить, что данный набор качеств действительно положительно сказывается на качестве самой профессиональной деятельности, оценке респондентом своего места в ней и, как следствие, высокой идентичности.

Обратная связь наблюдается между показателями профессиональной идентичности и шкалами МОСЛ: «Личностно значимые цели» (г= -0,3 при р<0.05), «Инертность» (г= -0,35 при р<0.01), «Пессимистичность» (г= -0,33 при р<0.05), «Экстернальность» (г= -0,37 при р<0.01), «Удовлетворенность прошлым» (г= -0,29 при р<0.05), «Личностные барьеры» (г= -0,32 при р<0.05). Шкалы пессимистичности, экстернальности, удовлетворенности прошлым интересуют нас в меньшей степени, поскольку являются отражением шкал, уже рассмотренных выше. Личностно значимые цели, скорее всего, являются несовместимыми с высокой профессиональной идентичностью по той причине, что респонденты, ориентированные таким образом, в меньшей степени склонны рассматривать свою текущую деятельность как способ самореализации, и в большей степени - как одну из ступеней своей карьерной или финансовой лестницы. Личностные барьеры, видимо, тоже несовместимы с профессиональной идентичностью, т.к. для полной реализации респонденту придется переступать через собственные психические особенности [7].

Далее данные были подвергнуты кластерному анализу по методу К-средних. Исходная выборка, состоящая из 50 человек, была распределена на группы.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №2

701

В первый кластер вошло 28 человек, во второй - 22 человека.

В первый кластер в большинстве оказались включены испытуемые, у которых выше показатели по гармоническим переменным МОСЛ («Активность», «Оп-тимистичность», «Интернальность», «Удовлетворенность настоящим»), а также достигнутая профессиональная идентичность и ментально-эмоциональный компонент идентичности, что может свидетельствовать о том, что подобный набор признаков характеризует выборку психологов образования как постоянно стремящихся реализовать свой профессиональный потенциал. При этом испытуемые сохраняют и поддерживают самоконтроль своего поведения и деятельности в целом («Интернальность»). Осуществляя свою профессиональную реализацию, психологи-педагоги постоянно анализируют и подвергают контролю свои профессиональные действия, осуществляют рефлексию по поводу сложных профессиональных вопросов и трудных ситуаций. Профессиональная самореализация в этой группе достаточно продуктивна, более того, респонденты, включенные в первый кластер, активно развивают свои способности и возможности, стремятся к овладению новыми знаниями, умениями и навыками и совершенствуют давно обретенные. Также отмечается выраженность шкалы «Оптимистичность», что свидетельствует о проявлении оптимистичного отношения представителей данной группы при самовыражении в профессиональной деятельности. Респонденты проявляют положительный настрой, в случаях затруднений не испытывают повышенной тревоги и беспокойства, настоящее оценивают позитивно («Удовлетворенность настоящим»), их удовлетворяет сам процесс самореализации. Мотивом к самореализации выступает социо-центрическая направленность («Социально ориентированные мотивы»). Испытуемые проявляют желание внести существенный вклад в развитие и процветание своего коллектива, улучшить взаимоотношения среди коллег и в целом морально-психологический климат в группе. Основной побудительной силой собственного самовыражения выступает желание изменить мир вокруг себя и в целом в лучшую сторону.

Во второй кластер были включены следующие показатели профессиональной идентичности: «Марги-нализм», «Рациональная приверженность профессии», «Нейтральное или индифферентное отношение к профессии», а также шкалы МОСЛ: «Личностно значимые цели», «Инертность», «Пессимистичность», «Экстер-нальность», «Деструктивность», «Социальные барьеры» и «Личностные барьеры». Данный набор признаков указывает на то, что респонденты, входящие в эту группу, проявляют пассивность в работе, не выполнят свои обязанности в полном объеме, им не характерна самостоятельность. Можно предположить, что пессимистичность в этой группе является следствием неудовлетворенности работой, отсюда же вытекает их экс-тернальность, проявляющаяся в слабом самоконтроле и самоорганизации. Такие испытуемые с трудом берут на себя ответственность за все, что с ними происходит, предпочитая перекладывать ее на других. Они склонны винить весь мир в своих неудачах, успех их самореализации должны обеспечить обстоятельства, окружающие люди, руководители разного уровня, власти, государство и т.д. Также представители данного кластера склонны повсеместно видеть препятствия в своей профессиональной деятельности - как внутренние, так и внешние [8].

На следующем этапе работы с эмпирическими данными для получения факторной структуры особенностей самореализации и профессиональной идентичности нами был применен факторный анализ данных по методу главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу Varimax Normalized, по итогам которого были выделены шесть факторов.

Фактор №1 (информативность 10%) объединил в себе следующие показатели: «Удовлетворенность прошлым», «Прогнозирование будущего», «Социальные барьеры» и «Личностные барьеры». Таким образом, он показывает склонность людей обнаруживать различные препятствия в своей профессиональной деятельности, и в связи с этим уходить от настоящего, вспоминая о прошлых успехах и предвосхищая будущие.

По фактору №2 (информативность 18%) максимальную нагрузку имеют следующие компоненты: «Социально-корпоративные цели», «Активность», «Оптимистичность», «Интернальность», «Социально ориентированные мотивы», «Конструктивность», «Удовлетворенность настоящим». Данный набор признаков свидетельствует о том, что респонденты активно проявляют себя в различных сферах жизнедеятельности, склонны инициировать профессиональную деятельность, выраженная активность позволяет им параллельно выполнять несколько дел, они легко адаптируются и проявляют оптимистичность. Примечательно, что их мотивация носит социальную направленность, т.е. в данной группе проявляется доминирование социально-одобряемых мотивов самореализации, ярко выраженное желание изменить мир вокруг себя и в целом в лучшую сторону, помочь, бедным, слабым, немощным, больным, неуспешным и т.д. Выраженность креативности находит свое отражение в поиске нестандартных способов и приемов самовыражения, вероятно, отсюда происходит удовлетворение процессом самореализации и настоящим временем.

Фактор №3 (информативность 15%), в котором максимальную нагрузку имеют переменные «Марги-нализм», «Нейтральное или индифферентное отношение к профессии», а также необходимо отметить, что шкалы «Идентичность» и «Ментально-эмоциональный компонент идентичности» имеют отрицательное значение, что можно трактовать как не проявляемые характеристики у данной группы профессионалов. Данную группу профессионалов можно охарактеризовать как действующих маргиналов в профессии, т.е. представители данной группы используют свои профессиональные знания, умения и навыки для достижения собственных эгоистичных целей в противовес социальному назначению профессии.

Фактор №4 (информативность 12%) включает переменные «Рациональная привязанность к профессии», «Пессимистичность», «Экстернальность», «Консервативность», характеризующие данную группу как испытывающую неудовлетворенность своей жизнью. Респонденты имеют трудности в организации собственной жизни и деятельности в соответствии со своими целями, ориентированные на поддержку извне. Проявляют ригидность и вязкость при решении профессиональных задач.

Фактор №5 (информативность 5%) характеризуется выраженностью следующих показателей: «Эгоцентрические мотивы» и отрицательно представленной «Идентичностью». Побудительной силой к деятельности в этой группе являются исключительно эгоцентрические мотивы. Благодаря осуществлению профессио-

нальной деятельности данные респонденты в первую 3.

очередь решают свои личные проблемы, не связанные с прямыми задачами своей профессии. С профессиональным сообществом связаны слабо, так же, как и не включены в полной мере в профессию.

Фактор №6 (информативность 11%): «Личностно 5.

значимые цели», «Интернальность», «Деструктив-ность», «Удовлетворение прошлым» и отрицательная «Креативность». Данную группу испытуемых можно охарактеризовать как осуществляющую несовершенную непродуктивную самореализацию. Будучи удо- 7. влетворенными прошлыми результатами, они действуют рутинно и однотипно, не развивая профессиональные компетенции. Данный набор качеств может позволить субъекту решиться даже на саботаж в случае, если его точка зрения будет отличаться от избран- 8. ной организацией [9-10].

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о наличии специфических взаимосвязей между профессиональной идентичностью и самореализацией личности психологов образования и дает 9. основания для дальнейшего рассмотрения целого ряда закономерностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимирова Ю. В. Ретроспективный анализ изучения 10 феномена самореализации личности // Вестник Башкирского университета 2014. Т. 19, №2. С. 703-709.

2. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2008. №1. С. 28-37.

Кудинов С. И. Самореализация как системное психологическое образование // Вестник гуманитарного института ТГУ, 2007. Вып. 2. С. 111-119.

Кудинов С. И., Кудинов С. С., Горбанева Л. А. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ №4 (18). 2011. С. 431-434. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и марги-нализм: концепции и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22, №4. С. 51-59.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: изд-во Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 600 с. Владимирова Ю. В., Хухрин М.С. Особенности самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования // Мат-лы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Роль психологической науки и практики в условиях социальных кризисов», 22 декабря 2014 года. Уфа, 2014. С. 47-54.

Владимирова Ю. В., Хухрин М.С. Психологический анализ особенностей самореализации и профессиональной идентичности психологов-педагогов // Мат-лы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии», декабрь 2014 г. Уфа, 2014. С. 35-40.

Владимирова Ю. В., Хухрин М. С. Специфика профессиональной идентичности и самореализации психологов-педагогов // Мат-лы VIII Международной (заочной) научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 27 февраля 2015 г. Белгород, 2015.С. 17-22.

Владимирова Ю. В., Хухрин М. С. Особенности самореализации психологов-педагогов с разным уровнем профессиональной идентичности // Мат-лы Х международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология ХХ1 века Организация деятельности психологической службы образовательного учреждения», г. Санкт-Петербург, 19-20 марта 2015 г. С. 207-212.

Поступила в редакцию 21.01.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №2

703

STUDY OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SELF-REALIZATION AND PROFESSIONAL IDENTITY OF CURRENT PSYCHOLOGISTS OF EDUCATION

© Y. V. Vladimirova

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (3472) 252 27 24.

Email: margana@inbox.ru

The article highlights the problem of the role of professional identity in self-realization psychologists of education. The individual-typological features of the phenomena are identified and described within the frame of a system approach. The analysis subjected on works that focus on the study of self-realization, it is noted that in this area gaps in understanding of this issue continue to take place. Thus, the study is relevant from the perspective of the influence of professional identity on the successful self-realization of the personality. In this study the following assumptions are put forward: 1) there is a relationship between professional identity and successful self-realization of the personality; 2) the level of formation of professional identity has an impact on the success of self-realization 3) not formed professional identity acts as a barrier to creativity, activity, internality and constructive self-realization 4) formed professional identity provides a high success rate of self- realization. The purpose of this study was to investigate features of self-realization and professional identity of psychologists of education. We used "Multidimensional questionnaire of self- realization" (MOSL) by S. I. Kudinov for self-study and we used the questionnaire "Professional identity-marginalism" by P. E. Ermolaeva and "Methods of measuring professional identity" (MIPI) by L. B. Schneider for the study of professional identity. The obtained results were subjected to quantitative analysis.

Keywords: self-realization, professional identity, variables, factors.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Vladimirova Yu. V. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2014. Vol. 19. No. 2. Pp. 703-709.

2. Kudinov S. I., Krupnov A. I. Vestnik Rossiiskogo universiteta Druzhby narodov. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». 2008. No. 1. Pp. 28-37.

3. Kudinov S. I. Vestnik gumanitarnogo instituta TGU, 2007. No. 2. Pp. 111-119.

4. Kudinov S. I., Kudinov S. S., Gorbaneva L. A. Vektor nauki TGU. No. 4(18). 2011. Pp. 431-434.

5. Ermolaeva E. P. Psikhologicheskii zhurnal. 2001. Vol. 22. No. 4. Pp. 51-59.

6. Shneider L. B. Professional'naya identichnost': teoriya, eksperiment, trening [Professional identity: theory, experiment, training]. Moscow: izd-vo Mosk. psikhologo-sotsial. in-ta, 2004.

7. Vladimirova Yu. V., Khukhrin M. S. Mat-ly Vserossiiskoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Rol' psikhologicheskoi nauki i praktiki v usloviyakh sotsial'nykh krizisov», 22 dekabrya 2014 goda. Ufa, 2014. Pp. 47-54.

8. Vladimirova Yu. V., Khukhrin M. S. Mat-ly Vserossiiskoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye voprosy fiziologii, psikhofiziologii i psikhologii», dekabr' 2014 g. Ufa, 2014. Pp. 35-40.

9. Vladimirova Yu. V., Khukhrin M. S. Mat-ly VIII Mezhdunarodnoi (zaochnoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii «Teoreticheskie i pri-kladnye aspekty sovremennoi nauki, 27 fevralya 2015 g. Belgorod, 2015. Pp. 17-22.

10. Vladimirova Yu. V., Khukhrin M. S. Mat-ly Kh mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh «Psikhologiya XXI veka Organizatsiya deyatel'nosti psikhologicheskoi sluzhby obrazovatel'nogo uchrezhdeniya», g. Sankt-Peterburg, 19-20 marta 2015 g. Pp. 207-212.

Received 21.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.