Научная статья на тему 'Возрастные особенности профессиональной самореализации личности (на примере специалистов-маркетологов из КНР)'

Возрастные особенности профессиональной самореализации личности (на примере специалистов-маркетологов из КНР) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ПОЛИСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕРЕМЕННЫЕ / СТРУКТУРА / ХАРАКТЕРИСТИКИ / АНАЛИЗ / SELF-REALIZATION / PERSONALITY / SUBJECT / POLYSYSTEM APPROACH / VARIABLES / STRUCTURE / CHARACTERISTICS / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чжан Тэн

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке специалистов маркетологов в Китае. Анализируются возрастные аспекты профессиональной самореализации респондентов. Исследование выполнено в рамках полисистемной концепции самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age Peculiarities of Professional Self-Realization of Personality (by the Example of the Experts in Marketing from the People’s Republic of China)

The results of the empirical research carried out on the sample of the experts in marketing from China are discussed in the article. The age aspects of the professional self-realization of the respondents are analyzed. The research was carried out within the framework of the polysystem concept of the personality self-realization.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности профессиональной самореализации личности (на примере специалистов-маркетологов из КНР)»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (на примере специалистов-маркетологов из КНР)

Чжан Тэн

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке специалистов маркетологов в Китае. Анализируются возрастные аспекты профессиональной самореализации респондентов. Исследование выполнено в рамках полисистемной концепции самореализации личности.

Ключевые слова: самореализация, личность, субъект, полисистемный подход, переменные, структура, характеристики, анализ.

Несмотря на то, что научный интерес к проблеме самореализации личности насчитывает более двух тысячелетий, до сих пор история изучения этого вопроса имеет спорные и нерешенные вопросы, требующие более глубокого и разностороннего анализа. Наибольшую популярность и развитие в зарубежной психологии получили идеи экзистенционального и гуманистического направления, где понятие «самореализация» рассматривается крайне широко и часто используется как синоним самоактуализации, целостности, самоосуществления и духовного развития.

В российской психологии «самореализация личности» долгое время рассматривается не как самостоятельное явление, а лишь как составная часть понятия «самоопределение». Содержание понятия «самореализация», характерное для этого этапа, более четко может быть раскрыто через понятие «личность» (активный субъект процесса самоопределения) и анализ взаимосвязи с родственными понятиями, такими как «самопознание», «самоопределение», «самовыражение», «самоутверждение». Несмотря на то, что современная российская психологическая наука рассматривает самореализацию в качестве самостоятельного предмета изучения, анализ литературы по заявленной проблеме позволяет говорить о неоднородности подходов к ее исследованию и на этом этапе. Самореализация с различных позиций российских исследователей обозначена как процесс, как деятельность, как творчество, как определенная потребность и др. Следовательно, теоретические и методологические проблемы изучения самореализации личности остаются, они заключаются в отсутствии единой теории самореализации, единого подхода к определению этого понятия.

Все вышесказанное, в том числе анализ работ социально-философского и психологического содержания, отражающих многообразие точек зрения на самореализацию человека, позволяет характеризовать данный феномен как явление сложное и многогранное. Результаты эмпирического исследования, приведенные в настоящей статье, подтверждают данный тезис.

Согласно современным российским и западным исследованиям самореализация осуществляется на протяжении всего жизненного пути и не имеет своей завершенности, так как с каждым новым возрастным этапом самореализации осуществляется развитие личности, где происходит постановка новых более сложных целей и задач для самоосуществления [1]. С точки зрения С.И. Кудинова, на механизм самореализации большое влияние оказывают внешние и внутренние детерминанты, относящиеся к различным системам. По мнению автора, педагогические условия оказывают опосредованное влияние через систему обучения и воспитания индивида [1]. Сформированные морально-нравственные ценности влияют на выбор цели и формирование мотивационных установок самореализации. В то же время экологические и природные условия (например, суровый климат Крайнего Севера или тропический климат) могут выступать сдерживающими факторами для полноценного самовыражения личности [3—7]. Из этого следует, что самореализация имеет сложный полисистемный механизм, успешность либо неуспешность ее определена разноуровневыми подсистемами — физическими и соматическими возможностями, психофизиологическими и психологическими особенностями, социальными, педагогическими и экологическими условиями и т.д. [3].

В рамках полисистемного подхода были разработаны методики для диагностики самореализации личности: многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ), а также параллельные формы — ранговый тест и экспертно-уров-невая методика (С.И. Кудинов).

Эмпирическое исследование проводилось в Китае на выборке специалистов-маркетологов. В исследовании приняли участие 68 человек. Вся выборка была разделена по возрастному критерию на три группы: в первую вошли 27 респондентов в возрасте 20—30 лет, во вторую — 22 респондента в возрасте 30—40 лет, третью группу составили 19 респондентов в возрасте от 40 лет и более. Анализ эмпирических данных позволил выявить некоторые возрастные особенности в специфике профессиональной самореализации специалистов-маркетологов. Так, в группе молодых специалистов в возрасте от 20 до 30 лет в иерархической структуре переменных самореализации доминируют с высоким рангом такие характеристики, как креативность, оптимистичность, активность, социально направленные мотивы, социально-корпоративные установки и цели, конструктивность. Другие характеристики слабо выражены и практически не оказывают влияния на специфику проявления данного феномена. Представленная иерархия переменных свидетельствует о том, что для молодых специалистов характерно использование в профессиональной сфере нестандартных форм, методов и приемов самовыражения и самоутверждения. С помощью нестандартных средств и приемов профессионального самовыражения они стремятся достичь ожидаемого результата. Несмотря на то, что данный показатель расположен на вершине иерархической лестнице, уровень его проявления характеризуется как средне-высокий. Уровень выраженности других перечисленных характеристик соответствует среднему. С содержательной стороны их проявление можно охарактеризовать следующим образом.

Для этих испытуемых в профессиональной самореализации характерно оптимистичное отношение к настоящему и будущему. Они верят в успех своей карь-

еры, профессиональный рост и т.д. Вера в успех подкрепляется определенной активностью и инициативностью. Последняя проявляется не систематически, но все же имеет место быть. И все же данные говорят о том, что их активность носит избирательный и осторожный характер. Скорее всего, эти специалисты выполняют только непосредственно предписанные должностными инструкциями определенные действия и ограничиваются от проявления самостоятельной активности. Примечательно, что на этом этапе профессиональной деятельности у респондентов доминируют в установках действиях, поведении и профессиональной деятельности социально-корпоративные установки и социально-одобряемые мотивы. Этот факт объясняется желанием молодых специалистов зарекомендовать себя исключительно с хорошей стороны, как сотрудников, глубоко приверженных своей фирме, как специалистов, переживающих за свой коллектив, свою страну и т.д. И, наконец, в иерархической структуре на более низком уровне расположены такие позитивные характеристики, как интернальность и конструктивность. Уровень их проявления соответствует чуть ниже среднего, что указывает, с одной стороны, на доминирование контроля своего поведения и деятельности, с другой — на недостаточно сформированный данный контроль и некоторую зависимость от внешних обстоятельств и других людей. Обращает на себя внимание выраженный уровень социальных и личностных барьеров препятствующих полноценному самовыражению специалистов в профессиональной деятельности. Данный факт объясняется достаточно жесткой регламентацией профессиональной деятельности руководством, что не способствует свободе действий отдельных специалистов и с другой стороны акцент, смещенный в сторону корпоративной дисциплины дополнительно фрустрирует респондентов. Стремление соответствовать ролевым ожиданиям своего руководства порождает довольно часто внутриличностный конфликт следствием, которого является переживание негативных эмоциональных состояний тревожности, опасений, страхов и т.д. Переживание подобных эмоциональных состояний негативно сказывается на успешности самореализации молодых специалистов.

Несколько иная иерархическая структура выраженности переменных просматривается в группе 30—40-летних специалистов. Наиболее значимым выступает фактор конструктивности самореализации. Если в группе молодых маркетологов он стоит на шестой позиции, то здесь занимает первую. Данный факт указывает на то, что специалисты среднего возраста достигают, как правило, высокого профессионализма который и обеспечивает конструктивность самореализации. Иными словами, профессиональная деятельность этих респондентов благоприятно сказывается и на их профессиональной самореализации. На второй позиции расположен фактор креативности, обеспечивающий, как и в группе молодых специалистов, широкий спектр методов и приемов нестандартного самовыражения в профессиональной деятельности. Далее более низкие ранги присвоены оптими-стичности, социально-корпоративным установкам, социально ориентированной мотивированности и активности. Как и в группе молодых специалистов, особенность самореализации этих респондентов заключается в социально значимой мотивированности и оптимистичности. Однако степень выраженности этих харак-

теристик на 30—50% выше у зрелых специалистов, что указывает на их более успешную профессиональную самореализацию. В то же время с ростом успешности профессиональной самореализации эти специалисты больше сталкиваются с трудностями социального и личностного плана, что так же оправданно. Чем больше мы проявляем поведенческую активность, тем чаще вступаем в противоречие с окружающими.

И, наконец, третья группа испытуемых — это специалисты в возрасте старше 40 лет. В иерархической структуре переменных самореализации в данной возрастной группе прослеживаются достаточно интересные отличия. Прежде всего необходимо отметить, что у данных респондентов зафиксированы самые высокие показатели по выраженности и значимости, характеризующие успешность профессиональной самореализации. На первой позиции находятся социально-корпоративные установки к проявлению самореализации личности. Уровень их выраженности в 2 раза выше, чем у молодых специалистов, и на 40% больше, чем в группе 30-летних респондентов. Это объясняется тем, что специалисты данной возрастной группы достигли своего профессионального совершенства, а длительный опыт работы в организации сформировал у них корпоративную солидарность и ответственность за успех своей фирмы. На втором уровне по выраженности находится конструктивность самореализации, характеризующая успех самовыражения субъекта в профессиональной деятельности. Здесь также уровень выраженности переменной более чем в 2 раза превосходит данный показатель у молодых специалистов и на 20% больше, чем в средневозрастной группе испытуемых, т.е. чем больше профессиональный опыт и стаж профессиональной деятельности, тем более успешно реализуется личность в профессиональной деятельности. Кстати, это противоречит тенденции российских компаний, делающих ставку в профессии на молодых специалистов. На третьем плане по силе проявления находится креативность, и снова в этой группе самый высокий показатель. Испытуемые этой возрастной группы чаще, чем две другие группы респондентов, используют нестандартные способы и приемы самовыражения в профессии. В то же время если в группе молодых специалистов креативность занимает доминирующее положение в иерархии признаков, а конструктивность шестую позицию, то в самой старшей возрастной группе креативность находится на третьей позиции, а конструктивность — на второй. Но та и другая характеристики более выражены у 40-летних респондентов, т.е. с возрастом происходит некоторое качественное преобразование профессиональной самореализации. На четвертом уровне по значимости расположена оптимистичность самореализации, означающая, что респонденты с надеждой и уверенностью оценивают свои настоящие возможности и отдаленные перспективы по своей самореализации. Эта шкала, как и предыдущие, имеет наибольший вес в обсуждаемой группе. Следующий ранг занимает активность субъекта. И снова этот показатель выше, чем в двух других группах. Казалось бы, что с возрастом должно быть снижение активности, но в данной ситуации просматривается обратная тенденция. Это еще раз доказывает, что с 40 до 50 лет субъект профессиональной деятельности достигает высшего пика профессионализма и профессиональной самореализации. Еще одним отличительным фактом является то, что в этой группе мотивация также доминирует, но здесь впервые эгоцентрическая

мотивация достигает пика и даже чуть больше проявляется, чем социально значимая. Этот факт свидетельствует о расширении мотивационного поля в пространстве профессиональной самореализации личности. И еще один фактор заслуживает внимания — интернальный контроль, который также в 2 раза выше, чем в других возрастных группах, т.е. чем старше и опытнее специалист, тем больше он склонен опираться на свои внутренние резервы и в случае успеха, и в ситуации неудачи в процессе профессиональной самореализации. Кроме того, в данной возрастной группе отмечается резкое снижение социальных барьеров, препятствующих профессиональной самореализации, и некоторое снижение фиксируется по личностным барьерам. Данная позитивная динамика снова говорит об успешности профессиональной самореализации субъектов этой возрастной категории.

Заслуживают внимания и результаты, полученные по различным видам самореализации. У молодых специалистов просматривается отчетливая дифференциация: наиболее значимой является личностная самореализация, затем профессиональная и на третьей позиции — социальная. В средней возрастной группе остается такая же дифференциация, но отмечается значительная активизация по всем позициям. И наконец, в третьей возрастной группе после 40 лет отмечаются самые высокие показатели по всем видам, а также фиксируется отличие от двух предыдущих групп, где профессиональная и личностная самореализация находятся на одном уровне, чуть меньше выражена социальная. Этот факт свидетельствует о том, что до 40 лет с нарастанием профессиональной самореализации у субъектов все же доминирует личностная, указывающая на то, что главным в жизни выступает саморазвитие личностное, духовное, физическое, эстетическое. После 40 лет личностная и профессиональная выходят на один уровень, т.е. для респондентов данной возрастной категории характерно гармоничное самовыражение во всех сферах жизнедеятельности.

Итак, проведенное пилотажное исследование позволило выявить некоторые возрастные закономерности профессиональной самореализации личности специалистов маркетологов Китая. Настоящее исследование не раскрывает всей сущности проявления данного феномена, поскольку согласно полисистемному подходу С.И. Кудинова встает вопрос о дальнейших исследованиях, направленных на изучение таких факторов самореализации, как индивидуальные особенности, гендер-ные, национально-этнические и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — C. 337—346. [Kudinov S.I. Poli-sistemnij podhod issledovaniya samorealizacii lichnosti // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2007. — N 11. — S. 337—346.]

[2] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37. [Kudinov S.I., Krup-nov A.I. Sistemnaya model samorealizatsii lichnosti // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2008. — No 1. — S. 28—37.]

[3] Кудинов С.И., Крупнов А.И., Кудинов С.С. Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 1. — С. 5—14. [Kudinov S.I.,

Krupnov A.I., Kudinov S.S. Samorealizaciya lichnosti kak predposylka proyavleniya mezhet-nicheskoj tolerantnosti na postsovetskom prostranstve // Vestnik RUDN. Seriya «Psihologiya i pedagogika». — 2012. — No 1. — S. 5—14.]

[4] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 4. — С. 431—434. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz professionalnoj samorealizacii lichnosti psi-chologov // Vektor nauki TGU. — 2011. — N 4. — S. 431—434.]

[5] Кудинов С.И., Кудинова И.Б., Кудинов С.С. Сравнительный анализ самореализации российских и иностранных студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2013. — № 1. — С. 12—19. [Kudinov S.I., Kudinova I.B., Kudinov S.S. Sravnitelnii analiz samorealizacii rossiiskikh i inoctrannikh studentov // Vestnik RUDN. Seriya "Psikho-logiya i pedagogika". — 2013. — № 1. — S. 12—19.]

AGE PECULIARITIES OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF PERSONALITY (by the example of the experts in marketing from the People's Republic of China)

Chzhan Ten

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The results of the empirical research carried out on the sample of the experts in marketing from China are discussed in the article. The age aspects of the professional self-realization of the respondents are analyzed. The research was carried out within the framework of the polysystem concept of the personality self-realization.

Key words: self-realization, personality, subject, polysystem approach, variables, structure, characteristics, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.