Научная статья на тему 'Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности'

Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-FULFILLMENT / TYPOLOGY / INDIVIDUALITY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович, Архипочкина Ксения Витальевна

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования по выявлению различных типов самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович, Архипочкина Ксения Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual-Typological Characteristics of Personal Fulfillment

The article presents the analysis of the empirical results of the study with the purpose to identify the different types of personal fulfillment.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

С.С. Кудинов, Н.П. Авдеев

Кафедра теоретической и прикладной психологии

Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 16 В, Тольятти, Россия, 445667

К.В. Архипочкина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия,117198

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования по выявлению различных типов самореализации личности.

Ключевые слова: самореализация, типология, индивидуальность, личность.

Для изучения самореализации личности использовался многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ), разработанный С.И. Кудиновым и анкета «Оценка настоящего и прошлого и будущего». В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте 25—30 лет. Все испытуемые имеют высшее образование, одинаковый социальный статус; в равных пропорциях мужчины и женщины. Полученные результаты были подвергнуты количественному анализу, после чего исходная выборка, состоящая из 116 человек, была распределена на три группы в зависимости от выраженности показателей.

В первую группу вошли 36 человек с высоким уровнем самореализации. Характерной особенностью этих респондентов является то, что они не только имеют хорошее представление о своих стремлениях, но и знают, как их реализовать. Полны оптимизма и здравого рационализма, умеют распределять собственные ресурсы. Отличаются постоянным стремлением к личностному и профессиональному росту, социальному признанию.

Вторую группу представили 52 человека со средними данными самореализации. Для них характерна умеренность во всем. При столкновении с большими трудностями или сильным противодействием в каком-либо деле предпочитают отказаться от решения проблемы. Личностное, профессиональное и социальное совершенство не является архиважной целью. Однако стремление быть не хуже других, а в чем-то и превосходить их, добиться признания в социуме периодически подталкивает к повышению квалификации, овладению профессиональными инновациями.

В третью группу вошли 28 испытуемых с низкими показателями по всем шкалам самореализации. Респонденты данной группы без оптимизма смотрят в будущее, не удовлетворены настоящим и не могут вспомнить о ярких насыщенных и радостных событиях из прошлого. Живут «одним днем». Не строят планов на будущее. Профессия для них выступает лишь как необходимость, с которой приходится мириться, поэтому квалификация повышается лишь в случае крайней

необходимости при давлении со стороны руководства. Общественная деятельность представляется малопривлекательной.

На следующем этапе первичные эмпирические данные были подвергнуты кластерному анализу, в ходе которого было выделено три кластера. Использовался частный вид кластерного анализа — метод средних К, что позволило произвести группировку на основе совокупного интегрального критерия. В ходе кластеризации по расположению переменных самореализации были получены следующие показатели: исходная выборка, состоящая из 116 человек, была распределена на группы: в первый кластер вошло 52 человека (46% от общей выборки), во второй — 28 человек (24% от общей выборки), в третий — 36 человек (30% от общей выборки).

В качестве основания для выделения различных типов самореализации личности использовалось положение о наличии гармонических и агармонических переменных в структурной организации самореализации личности. Представленная модель позволяет охарактеризовать количественные и качественные признаки, выделить основные системообразующие детерминанты в иерархической структуре каждого типа самореализации личности и обосновать специфичность проявления данного феномена. Учет баллов по каждой переменной свидетельствует о доминировании позитивной или негативной тенденции внутри конкретного компонента за исключением компетентно-личностного, где обе шкалы позволяют судить о степени выраженности препятствий в самореализации личности.

Фактором, свидетельствующим о гомогенности и, следовательно, специфичности каждого из кластеров, являются результаты сравнения дисперсий. В данном случае уровень значимости по всем шкалам равен р > 0,001.

Второй кластер (30% от общей выборки испытуемых) представлен доминированием переменных, указывающих на важность самореализации для респондентов их положения в обществе, продвижения в карьере, завоевание популярности, социальной значимости и т.д. Практически по всем компонентам самореализации доминируют гармонические переменные, что позволило назвать данный тип самореализации оптимально-гармоническим.

В иерархической структуре самореализации у данных респондентов доминируют социально значимые установки; динамическая эргичность проявляется интенсивнее, чем аэргичность; оптимистичность преобладает над пессимистичностью; ярко выражена интернальная регуляция; в мотивационном компоненте социоцентризм более выражен, чем эгоцентризм; креативность преобладает над консервативностью; прогностический компонент обусловлен более выраженными показателями конструктивности.

Таким образом, все гармонические показатели на статистически значимом уровне превышают агармонические характеристики. Более того, часть из этих характеристик находится на высоком уровне выраженности: социально значимые цели, активность, интернальность, оптимистичность, креативность и конструктивность. Другие составляющие находятся на средневысоком уровне: субъектно-личностная продуктивность. Все это определяет своеобразие данного типа самореализации личности (рис. 1).

Средние значения

С-З Л-З Э-Р А-Р С-Т А-С И-Н Э-Н С-Ц Э-Ц К-Р К-Н К-Т Д-Т С-Б Л-Б И-Т

Рис. 1. Гистограмма выраженности шкал самореализации оптимально-гармонического типа, п = 36 Условные обозначения: СЗ — социально значимые установки; ЛЗ — личностно значимые цели; ЭР — энергичность; АР- аэнергичность; СТ — оптимистичность; АС -пессимистичность; ИН — интер-нальность; ЭН — экстернальность; СЦ — социоцентричность; ЭЦ — эгоцентричность; КР — креативность; КН — консервативность; КТ — конструктивность; ДТ — деструктивность; СБ — социальные барьеры; ЛБ — личностные барьеры; ИТ — шкала искренности

С содержательной стороны подобный набор признаков в иерархической структуре самореализации личности означает, что респонденты постоянно стремятся реализовать свои социальные, личностные и профессиональные компетенции, обладают отчетливым стремлением к самовыражению, причем фиксируется не только сила стремлений к самовыражению, но и вариативность, указывающая на широту их самоосуществления в различных сферах жизнедеятельности. Важным моментом является то, что самореализация данных респондентов в значительной степени инициирована сформированными социально значимыми установками. У этих респондентов приоритет социально значимых ценностей выражен на высоком уровне. На это указывает и некоторая идентичность показателей мо-тивационной сферы. Данным респондентам присущи эмоции радости, оптимизма, удовлетворенности. Они с удовольствием переживают успех и не впадают в уныние, расстройство, если что-то не получается. Об этом свидетельствует низкий уровень астеничности.

По всей видимости, позитивный настрой позволяет этим испытуемым сохранять высокий психоэмоциональный тонус, преодолевать препятствия и достигать намеченные цели. Закономерным в данном случае является высокий уровень ин-тернальной регуляции поведения. Респонденты не склонны не только пасовать перед трудностями, но и способны осознанно иногда выбирать эти трудности, если это необходимо для успешной самореализации. Становится очевидным, что испытуемые обладают очень хорошим самоконтролем, в трудностях всегда рассчитывают только на себя. В сложнейших ситуациях никогда не перекладывают ответственность на других людей. Именно это качество помогает им преодолевать все сложности и препятствия, оставаясь при этом бодрыми духом и полными оптимизма.

Помимо этого самореализация способствует также повышению самооценки респондентов, формированию конструктивных отношений с окружающими, расширению контактов и т.д., что в целом оказывает влияние и на формирование коммуникативной компетентности испытуемых.

Высокий уровень осознанности в совокупности с интенсивностью и устойчивостью стремлений к проявлению данного феномена, говорит о том, что испытуемые не только очень хорошо знают способы и приемы самореализации, но и готовы актуализировать их. Иными словами, для испытуемых с оптимально-гармоническим типом самореализации характерна выраженная социально-нравственная детерминация, развитая эмоционально-волевая регуляция поведения. Отличительной особенностью является широкое разнообразие средств и приемов самореализации, выраженные стремления и установки к самовыражению, они используют каждую возможность для этого, вне зависимости от того чем занимаются в настоящее время.

В третьем кластере выраженность и соотношение переменных позволило обозначить его как ригидно-агармонический тип самореализации. Данный кластер подразумевает стабильно низкие значения переменных, превалирование агармо-нических переменных над гармоническими (ригидность, пассивность, эгоцент-ричность), наличие социальных и личностных барьеров самореализации. Эта тенденция отчетливо прослеживается на профиле третьего кластера (рис. 2). Характеризуется размытостью установочно-целевого компонента, такие биполярные переменные как энергичность — аэнергичность имеют близкие по значению показатели, в мотивационном компоненте явно доминирует эгоцентризм. По другим характеристикам на статистически значимом уровне отмечается значительное снижение показателей.

Средние значения

С-З Л-З Э-Р А-Р С-Т А-С И-Н Э-Н С-Ц Э-Ц К-Р К-Н К-Т Д-Т С-Б Л-Б И-Т

Рис.3. Гистограмма выраженности шкал самореализации ригидно-агармонического типа, п = 28 Условные обозначения: см. рис. 1

Таким образом, особенности ригидно-агармонического типа самореализации обусловлены специфическим соотношением и доминированием отдельных признаков в целостной структуре данного образования. Скорее всего, подобный

набор признаков указывает на бессистемность, эпизодичность проявления самореализации и отсутствие какой-либо направленности.

Количественные данные указывают, что наиболее высокие показатели в данном типе самореализации зафиксированы по следующим характеристикам: опти-мистичность, эгоцентричность, интернальность, креативность и конструктивность. Однако их уровень выраженности относится к средне-низкому. Показатели ус-тановочно-целевого компонента и и социоцентризма соответствуют 3 баллам, т.е. уровню «ниже среднего». Полученные данные свидетельствуют о слабых стремлениях к проявлению самореализации. Респонденты склонны проявлять стремление к самореализации в том случае, когда у них имеются твердые гарантии результативности и когда это им выгодно с точки зрения материального вознаграждения. Изначально установки базируются на узко-личностной доминанте. В подтверждение данного факта говорит высокий уровень эгоцентрической мотивации.

Опираясь на вышеизложенные факты, можно констатировать, что самореализация для данной категории испытуемых не является актуальной, недостаточно выражено понимание сути описываемого явления. Они не испытывают глубоко осознанной потребности состояться в профессии не только на собственное благо, но и во благо общества, так как социально-ценностная мотивация слабо выражена. Скорее всего, для них это является не более чем инструментом, средством для максимально комфортной социализации. Подобные проявления самореализации не отвечает истинной сущности данного феномена.

В первый кластер вошли испытуемые без четко выраженных разграничений между гармоническими и агармоническими переменными. В большинстве компонентов прослеживается незначительное доминирование гармонических переменных (активность, интернальность, оптимистичность, креативность и конструктивность), но выраженность всех показателей значительно ниже и соответствует среднему уровню. Кроме того, более выражены операциональные барьеры самореализации. Подобное соотношение показателей самореализации указывает на адаптивный или ситуативный тип проявления данного феномена.

Средние значения

С-З Л-З Э-Р А-Р С-Т А-С И-Н Э-Н С-Ц Э-Ц К-Р К-Н К-Т Д-Т С-Б Л-Б И-Т

Рис. 3. Гистограмма выраженности шкал самореализации адаптивного типа, п = 52 Условные обозначения: см. рис. 1.

Наиболее высокими значениями на этом фоне выделяются следующие характеристики: эргичность, оптимистичность, интернальность, эгоцентризм, конструктивность. Однако и эти показатели соответствуют среднему уровню выраженности. Полученные результаты в данной группе свидетельствуют о том, что самореализация не является самоцелью для данных респондентов. В то же время они используют все имеющиеся у них возможности для своего продвижения и самореализации. Их отличительной особенностью является спокойствие, сдержанность, отсутствие излишней активности. В какой-то степени они полагаются на обстоятельства и других людей, яркую активность и выраженный контроль своей самореализации могут проявлять в отдельные жизненные эпизоды, когда это является для них очень важным вопросом.

Таким образом, психологический анализ результатов эмпирического исследования позволил с помощью кластерного анализа выявить и охарактеризовать различные типы самореализации личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — С. 337—346.

[2] Кудинов С.И. Методологические вопросы самореализации личности // Самореализация личности в межкультурном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции / Науч. ред. С.И. Кудинов. — М.: Изд-во РУДН, 2012. — С. 52—56.

[3] Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12.

[4] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37.

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONAL FULFILLMENT

S.S. Kudinov, N.P. Avdeyev

Chair of Theoretical and Applied Psychology Togliatti State University Belorusskaya str., 16 V, Togliatti, Russia, 445667

K.V. Arkhipochkina

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article presents the analysis of the empirical results of the study with the purpose to identify the different types of personal fulfillment.

Key words: self-fulfillment, typology, individuality, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.