Научная статья на тему 'Психологическая природа самореализации личности в различных научных школах'

Психологическая природа самореализации личности в различных научных школах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1453
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОДХОДЫ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-REALIZATION / DEVELOPMENT / APPROACHES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович, Архипочкина Ксения Витальевна

В статье представлен анализ различных научных подходов к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Nature of Personality Self-Realization in Various Scientific Schools

The analysis of various scientific approaches to the research of self-realization of the personality in the domestic and foreign science is submitted in the article.

Текст научной работы на тему «Психологическая природа самореализации личности в различных научных школах»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛАХ

С.С. Кудинов, Н.П. Авдеев

Кафедра теоретической и прикладной психологии

Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 16 В, Тольятти, Россия, 445667

К.В. Архипочкина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлен анализ различных научных подходов к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной науке.

Ключевые слова: самореализация, развитие, подходы, личность.

Термин «самореализация» (англ. self-realisation) впервые был приведен в Словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. Самые первые донаучные и более поздние натурфилософские концепции трактовали развитие как развертывание врожденных качеств и свойств. Несмотря на то, что еще в античной психологии Аристотелем выдвигаются идеи о зависимости развития личности от образа жизни, очень долго развитие понималось как созревание. Позже, как отрицание этих воззрений, появляется противоположная примитивно-социологизаторская трактовка личности как пассивного слепка внешних факторов и жизненных обстоятельств.

Теоретический анализ научных источников позволяет выделить несколько основных направлений, в рамках которых самореализация получила свое научное обоснование.

Самореализация как ценность отмечается в работах Н.Р. Битяновой, Я.Л. Ко-ломинского, А. Маслоу, М.А. Недашковской, Г. Олпорта, А.А. Реан, Э. Фромма, Э. Эриксона, К. Юнга и др. По мнению этих ученых, стремление к самореализации (саморазвитию, самосовершенствованию) представляет огромную ценность само по себе и является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения.

В исследованиях З.А. Абдуллиной, В.Л. Иноземцева, В.И. Муляр, Г.К. Чернявской, В.С. Швырева, Л.Г. Щитовой и др. самореализация понимается как условие и гарантия свободы личности.

С точки зрения Е.И. Горячевой, А.Г. Маслоу, В.Н. Наумчик, П.Н. Пестерова, К. Роджерса, В.В. Серикова самореализация является одной из основных базовых потребностей личности.

Как непрерывный динамичный процесс развития и совершенствования личности самореализация анализируется в исследованиях М.А. Бабицкой, Н.Р. Битя-новой, Е.И. Горячевой, А. Маслоу, К.Г. Юнга, Э. Фромма и др.

Определение самореализации как гармонии и единства всех элементов личности можно найти в работах Б.Г. Ананьева, Г. Олпорта, Н.В. Рябоконь и др.

А. Маслоу, А. Менегетти, А.Б. Орлова, К. Роджерс, Н. Роджерс рассматривают самореализацию как фактор психического здоровья и долголетия. Реализация своего потенциала способствует становлению психически здоровой личности и активному долголетию, и не только физическому, но и социальному, личностному, профессиональному, что подтверждается экспериментальными данными.

Самореализацию как основание для полноценной жизнедеятельности человека как субъекта личного и общественного бытия рассматривают А. Адлер, Х. Анс-бахер, К.В. Гавриловец, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и другие исследователи. Данное направление согласуется с тезисом И. Канта, который считал, что целью человеческого существования является как собственное совершенство, так и благополучие окружающих, ибо поиск одного лишь «личного счастья» приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкта подобных потребностей.

Наиболее широкое развитие проблема самореализации получила в рамках гуманистической психологии, рассматривающей человеческую сущность с точки зрения ее личностного роста и творческой деятельности. В центре самореализации личности с позиций гуманистической психологии актуализируются понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости. Самость — гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть «центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности». Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам.

Адлерианский подход к проблеме самореализации — это решение личностью трех жизненно важных задач:

— профессиональной самореализации;

— самореализации в семье;

— самореализации в любви, дружбе и во взаимодействии с другими.

Кудинов С.С., АвдеевН.П., АрхипочкинаК.В. Психологическая природа самореализации личности...

С точки зрения экзистенционального подхода самореализация — это постижение смысла своего существования: «в чем мое предназначение?», «кто Я?», «для чего Я?». Потребность в самореализации — высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире. Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении?

Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не ие-рархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам К. Роджерса близка позиция А. Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности. Он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека. Наблюдаемые ученым здоровые индивиды, внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них А. Маслоу отмечал спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным стремлением их исправить. Автор подчеркивает у респондентов отстраненность, независимость, самостоятельность характера, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими.

Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без Бога — снова проникновение в самость, прислушивание к «истинному голосу самости». Предполагается, что в основе в «первичных процессах познания», близких к «здоровому бессознательному» (А. Маслоу), — нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности — залог здорового развития. Снова, как у К. Роджерса, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа. Самость, самостояние человека — это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, — залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности, причем важно, чтобы осуществление

этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает ее с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фромм, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего Я. Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Иденти-зация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о Я, и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность — психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы ее удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей-материалистов не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми — общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно, и потребности в самореализации. Отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации — родовая потребность человека. Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя ее в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить ее полностью. Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам

Кудинов С.С., АвдеевН.П., АрхипочкинаК.В. Психологическая природа самореализации личности...

человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями, обострившими конкурентоспособность на профессиональном рынке труда. Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе диссертационных исследований и публикаций (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылева, Э.В. Галажинский, О.В. Питерская, С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, И.В. Костакова и др.). Несмотря на многочисленные исследования этой проблемы, вопрос о ее окончательном решении остается открытым, поскольку до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. Как отмечают исследователи, на современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме — является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации. Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.

В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализации в теории А. Маслоу, идентичности в теории Э. Эриксона, стратегии жизни в отечественной психологической теории Абульхановой-Славской и др.

Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касаемых природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. В исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д. Более того, анализ теоретических и эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том, что при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

[2] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.

[3] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — С. 337—346.

[4] Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12.

[5] Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997.

[6] Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1998.

[7] Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — М.: Смысл, 1997.

[8] Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.

[9] Цукерман Г.А., Мастер Б.М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995.

[10] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1997.

PSYCHOLOGICAL NATURE OF PERSONALITY SELF-REALIZATION IN VARIOUS SCIENTIFIC SCHOOLS

S.S. Kudinov, N.P. Avdeyev

Chair of Theoretical and Applied Psychology Togliatti State University

Belorusskaya str., 16 V, Togliatti, Russia, 445667

K.V. Arkhipochkina

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The analysis of various scientific approaches to the research of self-realization of the personality in the domestic and foreign science is submitted in the article.

Key words: self-realization, development, approaches, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.