Научная статья на тему 'САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / САМОИЗМЕНЕНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова Г.М., Любавина О.С.

В статье приводится обоснование актуальности проблемы самореализации детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Автор выделяет самовыражение, самоутверждение и самоизменение личности как основы самореализации применительно к старшему дошкольному возрасту, подробно раскрывает их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочкова Г.М., Любавина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ных качеств. Недооценка личностных качеств педагога может отрицательно сказаться на результатах его деятельности.

Перечислим основные функции, которые реализовывает педагог [6]. Воспитание: целеустремленное развитие личности, направленное на усвоение культурных норм и ценностей общества. Реализовыва-ется через процесс образования. Учебные и воспитательные учреждения, общественные институты, культовые институты, СМИ, общественные организации, семья, а самое главное сама личность взаимодействуют в воспитательном процессе.

Образование: процесс развития и саморазвития личности, соединенный с усвоением социально значимого опыты человечества, отраженного в знаниях, умениях, созидательной деятельности и ценностного отношения к миру. Самый действенный путь получения образования - обучение и самообразование.

Обучение: процесс освоения знаний, умений и навыков под руководством педагога является основным в получении образования, ведется в образовательных учреждениях в ходе практической деятельности. Тесно переплетается с воспитанием [2, 6].

На наш взгляд значимым является процесс педагогической диагностики [3]. Анализ общей и психолого - педагогической литературы демонстрирует, что диагностика используется в различных отраслях человеческой деятельности. Наиболее известные из них: «психодиагностика», «техническая диагностика», «диагностика управления», «компьютерная диагностика», «медицинская диагностика» и др.

Ингенкамп К. в своем учебнике «Педагогическая диагностика» дает определение: «Диагностика -особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления». Данное определение широко используется и в современной педагогической науке, хотя и модифицировала свое содержание в педагогике. Например, если психодиагностика определяет личность и отдельные ее стороны как относительно стабильные образования, то педагогическая диагностика обращена на результаты воспитания и формирования личности ребенка, поиск наиболее эффективных путей достижения положительных результатов и характеристику целостного педагогического процесса [3]. Педагогическая диагностика определяет следующее: в интересах общества обеспечить точное определение итогов обучения; оптимизировать процесс индивидуального обучения; в соответствии с сформированными критериями, свести к минимуму ошибки при работе с детьми во всех сферах педагогической деятельности. Для достижения этих целей, с одной стороны, определяются предпосылки к обучению, наблюдающиеся у некоторых индивидуумов и у учебной группы в целом, а с другой, формулируют условия, необходимые для организации целенаправленного процесса обучения и познания. В результате педагогической диагностики подвергается анализу учебный процесс, и определяются результаты обучения. Нельзя упускать из виду то обстоятельство, что педагогическая диагностика иметь отношение ко всей сфере педагогической деятельности.

Итак, раскрытие личностных качеств педагога, оказывающих влияние на учебно - воспитательный процесс, раскрытие позитивных и негативных черт характера, диагностика эффективности трудовой деятельности преподавателя является важнейшим фактором выявление степени педагогической профессиональности. Актуальность проблемы профессионально значимых личностных качеств педагога, оказывающих влияние на результативность профессиональной деятельности не вызывает сомнения.

Библиографический список

1.Григорьева Е.П. Условия повышения эффективности профессиональной деятельности современного молодого человека. - Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IX международной научно - практической конференции. - 2014. - С. 106-108.

2.Григорьева Е.П. Особенности усвоения социального опыта молодым человеком в процессе социализиро-ванности личности. - Новый университет. № 2, 2014, с.10-13.

3.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.. - М.: Педагогика, 1991.

4.Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П.Ф. Каптерев // Антология педагогической мысли России во 2 пол. XIX - н. XX в. - М.: Педагогика, 1990. - С. 232-243.

5.Палтышев, Н.Н. Постижение педагогического мастерства / Н.Н. Палтышев. - Москва: Изд.центр АПО,

2002.

6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

7.Пуйман, С. А. Путь к мастерству /С.А.Пуйман. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006.

8.Mustaeva F.A.The social problems of today's family. Russian Education and Society. 2010. Т. 52. № 7. С. 69-78.

ГРИГОРЬЕВА Елена Петровна - старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова.

УДК 37

Г.М. Клочкова, О.С. Любавина

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье приводится обоснование актуальности проблемы самореализации детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Автор выделяет самовыражение, самоутверждение и самоизменение личности как основы самореализации применительно к старшему дошкольному возрасту, подробно раскрывает их сущность.

Ключевые слова: самореализация, самовыражение, самоутверждение, самоизменение, целевые ориентиры, федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Объективная действительность современного общества, быстро меняющиеся обстоятельства, возрастающая информатизация и постоянно ускоряющийся темп жизни, предъявляют новые требования к качествам личности: инициативность, самостоятельность, активность, самосовершенствование, реализации своих способностей и возможностей. В таких условиях проблема развития и использования человеческого потенциала становится актуальной. Особое значение в современном обществе приобретает способность личности к самореализации в разных видах деятельности.

Термин "самореализация" (self-realisation) впервые приводится в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году в Лондоне: "Самореализация — процесс осуществления возможностей развития "Я". Согласно этому определению высшим конечным результатом развития человека является самореализация или самоосуществление [2, с. 75].

Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности.

Представитель гуманистической психологии Э. Фромм характеризовал самореализацию как социальную категорию, обусловленную влияниями культуры на поведение личности в конкретный период развития общества, потребностью человека в общении и взаимодействии с окружающими людьми. В исследованиях Э. Фромма процесс самореализации определяется как стремление человека утвердиться среди людей. Он выделял позитивную и негативную формы самореализации. Если человек оказывается неспособным самореализоваться позитивно, через творчество, то сохраняющаяся базовая способность реализуется другим образом - через разрушение [15].

С. И. Кудинов рассматривает самореализацию как «... комплексное системное психологическое образование, детерминированное мотивационно - смысловыми и инструментально - стилевыми характеристиками, обеспечивающими успешность самовыражения личности в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [10, с. 431].

Крылов А.А. считает, что «... предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств, становятся основой способности к самореализации» [7, с. 87].

Таким образом, самореализацию можно определить как динамичный и непрекращающийся процесс осуществления возможностей развития личности посредством собственных усилий, совместной деятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.

Социальные качества, приобретенные в жизни, и биологические свойства, данные от природы, человек, как личность, реализует в различных видах деятельности. В актах деятельности он удовлетворяет субъективные потребности и интересы, решает свои проблемы и задачи, реализует проекты, планы и программы, которые разрабатывает, достигает поставленных целей. Тем самым деятельность личности выступает как способ ее самореализации.

Деятельность представляет собой такую форму активности человека, которая направлена на изменение и преобразование природного и социального мира. Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что именно «творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие и самореализацию ребенка, так как каждая наша мысль, движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом к новому» [4, с. 68].

© Клочкова Г.М., Любавина ОС., 2015.

В деятельности личность проявляет свое отношение к окружающему природному и социальному миру, к предметам, явлениям, процессам и событиям. М.В. Грибанова полагает, что «оценочные созидательные отношения можно рассматривать как проявления «творческости», как личностную характеристику, как путь самореализации ребенка в собственной индивидуальности» [4, с.70].

Понятие «самореализация» в педагогическом энциклопедическом словаре определяется, как «... одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности» [3].

Самореализация личности, как личностно - осознанная и необходимая потребность к саморазвитию и самосовершенствованию, формируется с раннего детства, приобретая на каждом этапе жизненного, социального и профессионального самоопределения дополнительный ценностный смысл.

В центре педагогической концепции самореализации лежит вера педагога в индивидуальный опыт человека, в его способность к самораскрытию, возможность выявления в себе уникальной и неповторимой сущности, в определении направления и средств личностного роста. Формирование основ самореализации заключается в необходимости согласовывать внутренние стремления человека и условия, в которых он живет.

Самореализация личности - это основная движущая сила, обеспечивающая запуск внутренних мо-тивационных механизмов саморазвития и самосовершенствования [14]. Самореализация личности строится через осознание субъектом собственных индивидуальных свойств, черт, качеств и путей их актуализации; способность принимать решения, мотивируемые потребностями роста. Так, успешность ребенка в образовательном учреждении выступает условием его успешной социализации в форме интеграции и самореализации в будущем.

В своих работах С.И. Кудинов среди форм самореализации личности выделяет внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности. В то время как внутренняя форма самореализации обеспечивает самосовершенствование человека [9].

И.Ю. Запорожец подчёркивает, «что именно в дошкольный период у растущего человека закладываются (на определённом уровне их развитости и выраженности) многие конструкты самости, фиксируемые и раскрываемые для более поздних периодов. В числе конструктов самости, формируемых на дошкольном этапе, выделены две группы, связанные с самореализацией (самоутверждение, самоизменение и др.) как главной тенденцией, и с собственно саморазвитием, набирающим активную действенность в развитии ребенка к концу дошкольного периода» [5, с. 232].

В Большом толковом словаре русского языка понятие «самовыражение» определяется как «... выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности», а понятие «самоутверждение -утверждение собственной личности, осознание её ценности и значимости» [11]. Самовыражение и самоутверждение - это процессы развития личности, ориентированные вовне, на общество и взаимодействие с другими людьми.

Самоизменение определяется как способность личности к произвольной саморегуляции, планированию деятельности, принятию собственных решений.

Анализ научных исследований позволил выделить, по отношению к старшему дошкольному возрасту, основы самореализации и их направленность: самовыражение и самоутверждение как внешние формы самореализации, самоизменение - внутренняя форма.

Педагогический аспект проблемы самореализации личности предполагает разработку средств и условий, стимулирующих процессы самовыражения, самоутверждения, самоизменения как проектирования перспектив индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, проблема самореализации личности в педагогике, в частности, дошкольном образовании, носит практико - ориентированный характер.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте переживает период познания окружающего мира и человеческих отношений, активного развития физических, творческих, коммуникативных способностей. Характерной особенностью данного возраста также является развитие познавательных и мыслительных процессов (внимания, памяти, речи, мышления, воображения), рост познавательной активности и появление новых интересов и стремлений.

В соответствии с возрастными особенностями детям старшего дошкольного возраста необходимо создавать условия для формирования основ самореализации, прежде всего, в познавательно - исследовательской деятельности. Важно формировать у дошкольников положительное отношение к миру, другим людям и самому себе.

Организация условий в ДОО для самовыражения детей, как основы формирования их самореализации, подразумевает развитие инициативности, любознательности, познавательной мотивации детей, их творческой и коммуникативной активности. Когда ребенок проявляет интерес к исследованию окружающего мира, может выбрать и увлеченно исследовать какую - либо тему, задает познавательные вопросы окружающим, способен с помощью взрослого или самостоятельно выдвигать предположения и

догадки по интересующей его проблеме, то можно говорить о самовыражении ребенка в познавательно -исследовательской деятельности.

Не менее важным для ДОО является создание таких условий, чтобы ребенок, опираясь на свои знания и умения, стремился к принятию собственных решений в познавательно - исследовательской деятельности, делился с окружающими своими результатами (выводами, размышлениями, рисунками, собранными материалами и т.д.).

Воспитание у старших дошкольников уважительного отношения к собственным результатам и к результатам деятельности окружающих (интерес, уважение, желание помочь) способствует развитию у детей уверенности в своих силах, осознанию собственной значимости, т.е. их самоутверждению в деятельности и во взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагогов и родителей - поддерживать интересы каждого ребенка, способствовать его дальнейшему развитию.

Реализуя внешние формы самореализации (самовыражение и самоутверждение), ребенок постепенно выходит на уровень самоизменения, когда у него проявляется способность к произвольной саморегуляции, умения распознавать в познавательно - исследовательской деятельности различные ситуации и адекватно их оценивать.

Поэтому в организации образовательной деятельности следует предоставлять старшим дошкольникам право выбирать индивидуальное содержание для изучения, свою роль и участников по совместной деятельности, определять способы поиска необходимой информации, т.е. формировать умения планировать этапы собственной познавательно - исследовательской деятельности в объеме адекватном возрасту.

Организационно - педагогические условия формирования основ самореализации у старших дошкольников ориентированы на обеспечение поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, что соответствует содержанию ФГОС дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования на этапе его завершения, согласно ФГОС ДО, относятся следующие социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

« - ... ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.. ;

- ... ребенок различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» [1].

Таким образом, формирование основ самореализации у детей старшего дошкольного возраста является актуальной психолого-педагогической проблемой. Удовлетворяя базовую потребность личности в самореализации уже на этапе дошкольного детства, педагог создает предпосылки для успешного развития личности в будущем: достигать свои жизненные цели, находить свое место в системе общественных связей и отношений. Самореализация личности с точки зрения педагогики проявляется в готовности человека к ответственности за собственное благополучие, в социальной мобильности и толерантности, то есть в успешном профессиональном, жизненном и социальном самоопределении.

Библиографический список

1.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 14.11.2013) [Текст] //

2.Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - N 6241.

3.Базаева, Ф.У. Проблема самореализации в истории образования и педагогике: аксиологический аспект / Ф.У. Базаева // Вестник ОГУ. - 2011. - № 2. - С. 75 - 78.

4.Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бид-Бад. — М., 2002. - 253 с.

5.Емельянова, И.Е. Методологические основания развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации [Текст] / И.Е. Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.. - 2011. - №4. - С.68 - 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.