Научная статья на тему 'Речь как способ коммуникативного взаимодействия детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту'

Речь как способ коммуникативного взаимодействия детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павкина А. В.

В данной статье рассматриваются особенности коммуникативного взаимодействия детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Обоснована роль речи как способа коммуникативного взаимодействия для успешной самореализации ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речь как способ коммуникативного взаимодействия детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту»

становятся мстительными, притворными, обманщиками, угрюмыми и нечувствительными, сердца их ожесточаются и лишаются кротости.

Русский педагог И.И. Бецкой одним из первых заставил общество задуматься над вопросом о том, что такое общее образование и из каких предметов оно складывается. Обучение в корпусах способствовало пониманию того, что специальной подготовке кадетов должно предшествовать общее образование. Это положение привело к тому, что из кадетов получались не только воспитанники с военной косточкой, но и в целом грамотные, эрудированные и всесторонне подготовленные молодые люди, которые после окончания корпуса свободно чувствовали себя не только в армейской среде, но и в гражданском обществе. Заложенные им идей воспитания и обучения юношества еще долгие годы придерживались его последователи в получении кадетам профессионального образования.

Список литературы:

1. Грабарь В.К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. - 580 с.

2. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. - СПб., 1998. - 672 с.

3. Полное собрание законов Российской империи. - Т. XVII. - № 12348.

4. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола [Электронный ресурс]. - Т. 1. - СПб., 1774. -Режим доступа: www/ruscadet/ru/histori/dok/ek_2/htm.

РЕЧЬ КАК СПОСОБ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ

© Павкина А.В.*

Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград

В данной статье рассматриваются особенности коммуникативного взаимодействия детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Обоснована роль речи как способа коммуникативного взаимодействия для успешной самореализации ребенка.

В настоящее время происходят колоссальные изменения в области образования. Появление ориентиров на гуманистическую, личностно-

* Аспирант кафедры Педагогики

ориентированную парадигму, переход к предшкольному образованию усилили внимание ученых к феномену детской личности.

Не случайно детство называют самоценным периодом жизни человека. Только отношение к нему как самому ценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, ответственность, компетентность, столь необходимые для дальнейшего обучения в школе.

Российские исследователи в области педагогики и психологии (Л. С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова, НВ. Нижего-родцева, В. Д. Шадриков и др.) установили, что изменение положения ребенка в системе отношений с социумом в связи с предстоящим обучением в школе обуславливают преобразование личности ребенка, его самосознание.

Сензитивным для развития самосознания является период перехода ребенка от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту, так как обеспечивает постепенное вхождение дошкольника в новую социально-образовательную ситуацию, благодаря коммуникативному взаимодействию. Этому свидетельствуют исследования Г.М. Андреевой, Л.И. Божо-вич, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др. об общении как коммуникативной деятельности, в которой происходит обмен информацией, межличностное взаимодействие; идеи Л.С. Выготского об интерсубъектности становления высших психических функций, о социальной ситуации развития, роли взрослых и детского коллектива в развитии личности и становлении межличностных отношений, а также педагогические исследования М.Г. Елагиной, А.С. Звоницкой, В.А. Кан-Калика и др. о содержании и методах активизации коммуникативной деятельности.

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

В период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту ребенок овладевает внеситуативно-личностной формой коммуникативного взаимодействия (М.И. Лисина). Главенствующее место в ней занимает личностный мотив. Усложняется основной вид деятельности -игра, активизируется процесс обучения. Ведущей потребностью в коммуникативном взаимодействии у ребенка выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка со сверстниками. Если ранее у ребенка в процессе общения с другими детьми преобладала потребность

в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. Все это является фундаментом межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта собственной жизнедеятельности.

С точки зрения психолого-педагогической науки, речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством в коммуникативном взаимодействии.

Выготский Л.С. определяет речь как основное средство коммуникативного взаимодействия. В книге «Мышление и речь» он отмечает, что «... общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» (Л.С. Выготский). Кроме того, несомненной заслугой ученого явилось то, что он первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью.

Леонтьевым А.А. разработана концепция становления речевой деятельности. Им подчеркивается, что «речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней» (А.А. Леонтьев). С точки зрения ученого, речевая деятельность, благодаря постоянному развитию значений слов и динамичности, подвижности их смысла, выступает как гибкая и пластичная система, создающая уникальную возможность с помощью ограниченного количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего природного, социального и культурного мира. Преимущество речевых действий состоит не в том, что они могут совершаться без непосредственной связи с предметами или явлением, а в том, что они при необходимости создают для действия новый предмет - абстракции. Это позволяет существенно расширить диапазон коммуникативного взаимодействия и углубить процесс восприятия и обмена информацией. Леонтьевым А.А. подчеркивается, что развитие речи ребенка есть, прежде всего, развитие способов коммуникативного взаимодействия, овладение которыми требует формирования языковой способности. Успешность формирования последней обусловлена как созреванием механизмов психики, так и часто-

той, содержательностью контактов ребенка с окружающим миром. В свою очередь, А.В. Запорожец также отмечал зависимость уровня развития речи от частоты и содержательности коммуникаций, говоря о том, что «... при недостатке коммуникативного взаимодействия, когда с детьми мало говорят и когда у детей нет потребности в речевом общении, развитие речи отстает в своих темпах».

Сохиным Ф.А. подчеркивается значимость развития речи для жизни человека и отстаивается самостоятельное значение этого развития, доказывается, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Сохин Ф. А. в своих работах убедительно доказывает, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности ребенка. В свою очередь Т.Н. Ушакова рассматривает речь как наиболее универсальную и многообъемлющую семиотическую систему. С помощью речи человек способен выразить и передать окружающим его людям практически неограниченное содержание, относящееся к внешнему миру и к нему самому. Данная точка зрения представляется нам чрезвычайно важной, поскольку позволяет рассматривать речевую коммуникацию в схеме межсубъектного взаимодействия, в котором ребенок занимает деятельностную, творческую позицию, характеризуемую индивидуальностью и избирательностью.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн в своей книге «Ос новы общей психологии» указывает на то, что «у речи одна основная функция, ее назначение - служить средством общения» (С.Л. Рубинштейн). Им подчеркивается, что процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется с помощью речи. Речевое общение носит неизменно диалогический характер. Являясь формой общения, опосредованной языком, речь выступает универсальной коммуникационной системой.

Потребность ребенка в речевых высказываниях обусловлена необходимостью в коммуникативном взаимодействии и общей жизнедеятельностью в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.

Удовлетворение познавательных интересов детей в коммуникативном взаимодействии приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей -взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним. В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях. В период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту дети овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим

и сопровождающим) видом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников коммуникативного взаимодействия. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях ребенка быть субъектом полноценного коммуникативного взаимодействия.

Речь выступает условием полноценной жизнедеятельности ребенка в социуме. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит развитие сознания и самосознания личности, ее мироощущения и мировосприятия, приобщение к духовным и материальным ценностям, что является, в свою очередь, основой формирования гуманного отношения к окружающему ее миру, способности к самореализации. В целом процесс развития личности немыслим вне пространства взаимосвязей ее с другими людьми.

Возникая из потребности ребенка в коммуникативном взаимодействии, речь представляет собой ведущее его средство, поскольку характер и содержание речевого высказывания во многом определяет сам процесс общения и его результат. Речь рассматривается как неотъемлемый элемент коммуникации, позволяющий детям вступать в многочисленные контакты. Они пополняют и расширяют кругозор ребенка и помогают устанавливать взаимосвязи с окружающим его социальным, природным и предметным миром, формируют его внутренний мир на основе единой знаково-символической системы.

Анализ научной литературы привел нас к выводу о том, что речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации. С помощью речи ребенок способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свои кругозор и устанавливает взаимосвязи с окружающим его природным, предметным и социальным миром. В процессе речевых коммуникаций происходит самопознание ребенком собственного «Я» и появляется реальная возможность самореализации в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во Ак. Пед. Наук РСФСР, 1956.

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

3. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

4. Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / Под ред. А.В. Запо-ржца, М.И. Лисиной. - М., 1974.

5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.