УДК 372.016:741*11
И. С. МЕНЬШЕНИНА
Магнитогорский государственный университет
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья рассматривает модель как механизм формирования навыков самореализации у абитуриентов на занятиях по рисунку. Все ее компоненты взаимосвязаны между собой.
Ключевые слова: самореализация, профессиональные умения и навыки, модель, педагогические условия.
В современных условиях развития высшего профессионального образования важной проблемой является поиск путей реализации человеком своих возможностей и способностей. В Федеральной целевой программе развития образования самореализация каждого гражданина в течение всей жизни связана с формированием системы непрерывного образования. Особенно принцип непрерывности и преемственности образования важен в сфере искусства. В законодательстве РФ предусмотрено создание условий для выявления одаренных детей еще в раннем возрасте и способствование дальнейшему развитию и последовательному прохождению ими этапов профессионального становления.
Самовыражение и самореализация человека как художника происходит при поиске его пути в искусстве. Для профессионального становления художника необходимо не только художественное восприятие мира, но и наработанные (привитые) профессиональные умения и навыки. Подготовительные школы при вузах помогают абитуриентам осознать сферу приложения их возможностей и способностей, приобрести необходимые профессиональные умения и навыки. Все это способствует достижению цели успешного поступления в вуз и последующему профессиональному росту.
Самореализация проходит несколько этапов или ее можно поделить на фазы, связанные с определенными ключевыми моментами в жизни каждого человека. Развитие самореализации может быть связано, например, с решением проблем конкретного возрастного периода.
Каждому возрасту соответствует определенный уровень физического и интеллектуального развития, отсюда и определенный, свой, уровень самореализации в зависимости от потребностей и интересов человека в данный период. Юношеский возраст, приходящийся на время окончания школы и определения своих путей в будущем, связан с развитием самовоспитания, которое становится осознанным и целенаправленным, внутренней потребностью, стремлением к самостоятельности. В связи с определением своего места в ближайшем окружении и обществе в целом появляется потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности. Открытие себя как неповторимой индивидуальности и формирование как личности тесно связывается с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Но, наряду
с этим, существует большая доля неуверенности в своих силах и внутреннее желание самоутвердиться.
Продолжая свое образование в подготовительной школе, абитуриенты направляют все свои знания, умения и навыки на преодоление вступительных экзаменов. Это способствует приобретению уверенности в своих силах. Самореализация абитуриента до поступления в вуз очень важна. Она стимулирует его к дальнейшему профессиональному росту. В свою очередь самоактуализация в профессиональной деятельности и становление как профессионала способствует самореализации личности в целом.
Необходимо разработать механизм самореализации, под которым мы будем понимать деятельность и процесс. Для чего необходимо предоставить упрощенный вариант этой деятельности в виде модели. Для нашего исследования наиболее близко конструирование модели как прообраза учебного процесса.
По определению Большой советской энциклопедии «модель» — это образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя» [1, с. 399]. Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений необходимо для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.
При рассмотрении проблемы подготовки специалистов, с одной стороны, анализируется профессиональная деятельность (модель деятельности), к которой готовят учащихся, с другой — содержание образования и обучения (модель подготовки). В нашем случае моделирование профессиональной подготовки используется с целью разработки процесса, направленного на овладение системой навыков и умений.
Прежде чем приступить к моделированию подготовки абитуриентов к самореализации на занятиях по рисунку, нами были определены предмет и цель моделирования, функции, средства и методы, входящие в модель.
Представление учебного процесса в форме модели дает возможность увидеть составляющие его компоненты в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Возникает возможность рассмотрения разных аспектов взаимосвязи компонентов. За предмет моделирования мы берем процесс подготовки абитуриентов к самореализации на занятиях по рисунку.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
*
Социальный заказ:
Личность с определенными профессиональными интересами и стремлением к самореализации
і
Рис. 1
Целью модели является проектирование процесса подготовки абитуриентов к самореализации на занятиях по академическому рисунку. Данная цель вытекает из социального заказа общества на личность с определенными профессиональными интересами и стремлением к самореализации. На пути достижения поставленной цели предстояло рассмотреть следующие вопросы:
— Какие задачи необходимо решить в процессе подготовки, чтобы добиться поставленной цели?
— Кто является субъектами процесса подготовки абитуриентов к самореализации на занятиях по рисунку?
— Каков уровень требований к субъектам данного процесса?
— Какие педагогические условия необходимо создать для достижения цели?
— Каковы основные критерии и показатели для определения достигнутой цели?
— Какой основной результат достигается при реализации модели?
На рис. 1 можно увидеть взаимосвязь следующих блоков модели: социальный заказ общества, цель, задачи подготовки абитуриентов к самореализации на занятиях по рисунку.
Для реализации цели нашей модели мы выделили два следующих блока задач:
1. Выявление и формирование личностных качеств учащихся: формирование у абитуриентов потребности к самореализации в художественнографической деятельности, формирование у абитуриентов потребности в самосовершенствовании, развитие умения самоанализа учебной изобразительной деятельности, формирование межличностных отношений, формирование потребности в профессиональном самоопределении.
2. Формирование профессиональных качеств, предъявляемых требованиями вступительного экзамена: развитие наблюдательности, формирование навыков целостного видения натуры, развитие базовых художественных навыков у абитуриентов.
В данной статье мы рассмотрим взаимосвязь двух блоков задач, направленных на формирование профессиональных и личностных качеств абитуриентов.
Профессиональные качества, формируемые у абитуриентов, будут связаны с приобретением необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков для успешной сдачи вступительного экзамена.
Развитие наблюдательности, а именно внимательное вдумчивое восприятие учебной постановки позволяет точнее передать свойства и пропорции предметов, выявить распределение светотени [2]. Особое видение художника сводится к целостному восприятию натуры, отбрасыванию незначительного ради выявления основной формы и передачи «большой» тени и «большого» света, выделению главного и второстепенного в постановке. Все это вместе с развитием базовых художественных навыков способствует формированию у абитуриентов потребности к самореализации в художественнографической деятельности.
Развитие умения самоанализа учебной деятельности с потребностью в профессиональном самоопределении будет стимулировать развитие базовых художественных навыков у абитуриентов.
Отсюда формирование профессиональных качеств абитуриентов тесно связано с формированием их личностных качеств. Два блока выше обозначенных нами задач будут влиять и взаимно дополнять друг друга.
Процесс самореализации абитуриентов предполагает активную роль педагога. Создание педагогом положительной мотивации в учебной художественно-графической деятельности будет стимулировать формирование у абитуриентов потребности к самореализации, способствовать формированию межличностных отношений в группе, потребности к профессиональному самоопределению. Большую роль положительная мотивация будет оказывать и на развитие базовых художественных навыков у абитуриентов, так как, получая определенные ре-
зультаты обучения, слушатели подготовительной школы будут стремиться получить снова одобрение со стороны педагога, приобретая уверенность в своих силах [3]. Так же развитие базовых художественных навыков будет активнее происходить при осуществлении абитуриентами самоконтроля и самоанализа собственной художественно-графической деятельности.
В свою очередь, например, развитие базовых художественных навыков будет требовать другого уровня самоконтроля и самоанализа.
Разработка компонентов модели предполагает постоянную ориентацию на конечную цель — подготовку абитуриентов к самореализации на занятиях по академическому рисунку. Результатом функционирования разработанной нами модели является переход абитуриентов на более высокий уровень готовности абитуриентов к самореализации в области художественной деятельности.
Занятия в подготовительной школе решают не только проблему по достижению абитуриентами достаточного уровня знаний, умений и навыков, но и проблему самореализации в важный период жизни, что дает им возможность самоутвердиться, приобрести уверенность в своих силах. Наша работа подтвердила, что самореализация абитуриентов на данном этапе жизни связана с их профессиональным самоопределением, необходимостью приобретения определенных навыков и дальнейшим профессиональным художественным ростом. Проведенный эксперимент убедил нас в том, что оптимальным для
данного процесса является формирование навыков самореализации на основе разработанной нами модели.
Библиографический список
1, Большая советская энциклопедия, Т. 16 / Гл. ред.
A. М, Прохоров, — М, : Сов, энциклопедия, 1974 — 615 с,
2, Беда, Г, В, Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция : учеб, пособие для студентов пед, ин-тов по спец, № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Г, В, Беда, — 2-е изд,, перераб, и доп, — М, : Просвещение, 1981, — 239 с,
3, Педагогика : учеб, пособие для студ, высш, учеб, заведений / В, А, Сластенин, И, Ф, Исаев, Е, Н, Шиянов ; под ред,
B, А, Сластенина, — 4-е изд,, стереотип, — М, : Академия, 2005, - 576 с,
4, Климов, Е, А, Психология профессионального самоопределения / Е, А, Климов, — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996 — 512 с,
5, Штофф, В, А, Моделирование и философии / В, А, Штофф, — М,—Л, : Наука, 1966, — 302 с,
МЕНЬШЕНИНА Ирина Сергеевна, соискатель по кафедре художественного металла и керамики, Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2013 г.
© И. С. Меньшенина
Книжная полка
Соколова, Е. Н. Материаловедение. Методика преподавания : методическое пособие для преподавателей НПО / Е. Н. Соколова. - М. : Academia, 2010. - 96 с. - ISBN 978-5-7695-6831-2.
Данное методическое пособие для преподавателей является частью учебно-методического комплекта по дисциплине «Материаловедение» для профессий металлургии, машиностроения и металлообработки. Рассмотрены основные принципы и методы изложения материала. Освещены необходимые технические средства обучения, сопровождающие изложение материала. Представлены различные формы проведения уроков с учетом уровня начальной подготовки учащихся. Для преподавателей системы начального профессионального образования по профессиям металлургии, машиностроения и материалообработки.
Босова, Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах / Л. Л. Босова. - М. : БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2010. - 342 с. - ISBN 978-5-9963-0256-7.
В книге раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания курса Информатика и ИКТ в 5 — 7 классах, положенные в основу УМК Л. Л. Босовой. С учетом психолого-педагогических особенностей обучаемых рассматриваются эффективные подходы: к формированию у школьников общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; становлению и развитию умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Представлен ряд практических советов и методических приемов по организации и проведению курса. Для учителей общеобразовательных школ и методистов как руководство при планировании и проведении занятий, студентов педагогических вузов, изучающих курс методики преподавания информатики, а также всех, кто интересуется перспективами развития школьной информатики.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ