Научная статья на тему 'Профессиональная направленность абитуриентов на занятих по рисунку'

Профессиональная направленность абитуриентов на занятих по рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / АБИТУРИЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшенина Ирина Сергеевна

Воспитание направленности личности является важнейшей задачей семьи, школы и системы профессионального образования. Профессиональная направленность личности выступает составляющей профессионального становления человека, формирования у него социально значимых и профессионально важных качеств. В статье исследована специфика профессиональной направленности абитуриентов на занятиях по рисунку, рассмотрена проблема профессиональной направленности абитуриентов с целью грамотного выбора будущей профессии. Формирование профессиональной направленности абитуриентов в подготовительной школе способствует грамотному выбору ими будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшенина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность абитуриентов на занятих по рисунку»

УДК 372.016:741*11

Меньшенина Ирина Сергеевна

Преподаватель кафедры художественного металла и керамики Магнитогорского государственного университета, [email protected], г. Магнитогорск

профессиональная направленность абитуриентов

НА ЗАНяТИХ ПО РИСУНКУ

Аннотация. Воспитание направленности личности является важнейшей задачей семьи, школы и системы профессионального образования. Профессиональная направленность личности выступает составляющей профессионального становления человека, формирования у него социально значимых и профессионально важных качеств. В статье исследована специфика профессиональной направленности абитуриентов на занятиях по рисунку, рассмотрена проблема профессиональной направленности абитуриентов с целью грамотного выбора будущей профессии. Формирование профессиональной направленности абитуриентов в подготовительной школе способствует грамотному выбору ими будущей профессии.

Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность, абитуриент, профессиональная направленность в художественно-графической деятельности.

Menshenina Irina Sergeevna

Lecturer, Department of Metalwork and Ceramics Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk

PROFESSIONAL ORIENTATION OF ENTRANTS ON CLASSES OF DRAwING

Abstract. The author analyzes the content and meaning of the concepts: orientation of personality and professional orientation. Education orientation of the person is the most important task of the family, the school and the vocational education system. Professional orientation of personality is the part of professional formation person, forming his socially relevant and professionally important qualities. The article studies the specifics of professional orientation of entrants on classes in drawing. Article considers the problem of professional orientation of entrants with goal a proper choice of the future profession. Formation of professional orientation of entrants in the preparatory school promotes a proper choice of the future profession.

Keywords: orientation of personality, professional orientation, entrant, professional orientation in art-graphic activity.

Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. Уже в школе у ребенка появляется избирательное отношение к учебным предметам, интерес к определенному виду деятельности, и к окончанию школы становится относительно ясно, в каком направлении человеку продолжать свое будущее профессиональное обучение. В законодательстве РФ предусмотрено создание условий для выявления одаренных детей еще в раннем возрасте и помощь в дальнейшем развитии и последовательном прохождении ими этапов профессионального становления. Заботясь о контингенте поступающих абитуриентов, довузовская подготовка абитуриентов решает проблему формирования профессиональ-

ной направленности личности, ориентации ее на будущую профессию.

С точки зрения психологических процессов направленность деятельности подробна была рассмотрена С. Л. Рубинштейном. Зависимость человека от того, в чем он нуждается, что является для него потребностью, интересом порождает направленность деятельности на соответствующий предмет [7]. Проблему направленности Рубинштейн видит в вопросе о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. По мнению К. К. Платонова, направленность личности формируется путем воспитания и отражает индивидуально преломленное групповое общественное сознание [6]. Б. Ф. Ломов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

определяет направленность как системообразующее свойство личности, рассматривает её в системе общественных отношений. Особенностью направленности личности художника, замечает В. С. Кузин, является то, что его деятельность, творчество направлены на формирование мировоззрения членов общества, на формирование их взглядов, интересов, на активное преобразование действительности [4].

Направленность личности выделяется психологами как ведущая её характеристика. Но, как было сказано выше, она неразрывно связана с соответствующей деятельностью, на которую направлена. Говоря о направленности личности в определенной профессиональной деятельности, мы имеем в виду профессиональную направленность [10]. Э. Ф. Зеер выделяет следующие компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. В выборе профессии очень важна профессиональная ориентация, целью которой является учет интересов человека, его психофизиологических особенностей и возможностей рынка труда. Наряду с этим он рассматривает профессиональную направленность личности как составляющую профессионального становления человека, формирование у него социально значимых и профессионально важных качеств [2]. В своей концепции си-стемогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадриков также одним из узловых её механизмов называет формирование и развитие профессионально важных качеств личности. Составной их частью он выделяет профессиональные способности [10]. Б. Ф. Ломов обращает внимание на то, что проблема направленности личности всегда неразрывно связана с проблемой её способностей, подразумевая, что личность характеризуется не только тем, что она хочет и к чему стремится, но и тем, что она может. Таким образом, способности личности занимают важное место в формировании профессиональной направленности.

Для формирования профессиональных качеств личности в профессиях, связанных

с искусством, очень важно наличие специальных способностей [11]. Наличие художественных способностей психологи связывают именно с преобладанием развития первой сигнальной системы человека. Это способности, выражающиеся в функциональных особенностях работы зрительного анализатора. В. И. Кириенко связывает способности в изобразительном искусстве с особенностями восприятия для целей изображения. К ним относят способность целостного или синтетического видения, яркую зрительную память. Целостное видение изображаемого предмета позволяет грамотно определять пропорции, правильно передавать отношения различных поверхностей изображаемой формы [3]. Одним из показателей способностей к изобразительной деятельности исследователь выделяет умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее типичное и характерное, хотя и мало заметное.

В своем исследовании М. В. Соколов, рассматривая процесс обучения студентов дисциплинам специального, художественного цикла, обращает внимание на то, что их подготовка должна проходить на фоне самореализации личности в качестве художника. Он говорит о том, что систему занятий необходимо строить таким образом, чтобы приобретение необходимых профессиональных знаний, умений и навыков совмещалось с ориентацией студента на будущую профессию [8].

Формирование профессиональной направленности личности в художественно-графической деятельности связано с художественно-образным восприятием мира и обязательным развитием умений и навыков. Развитие профессиональной направленности абитуриентов в художественно-графической деятельности мы будем рассматривать как художественно-творческую направленность абитуриентов. Отслеживая положительную динамику развития каждого компонента художественно-графической деятельности, мы способствуем повышению уровня самореализации абитуриентов, что в конечном итоге приводит к укреплению профессиональной направленности.

Опираясь на структуру компонентов деятельности Т. И. Шамовой, рассмотрим составляющие профессиональной направленности абитуриентов в художественно-графической деятельности. Наиболее развитым является мотивационный компо-

114

Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2014

нент. Желание продолжать обучение после школы, а именно профессиональное, определяющее дальнейшую жизнь человека, становится основной побудительной силой активности абитуриентов. Потребность заниматься именно тем, что нравится, определяет склонности человека, формирует их мотивационный компонент. В художественно-графической деятельности абитуриентов это - желание стать художником.

Вторым по значению и активным в развитии станет операционный компонент, который составляют художественные способности и готовность абитуриентов, подразумевающая развитие глаза, руки, художественного вкуса, художественно-образного мышления. Все художники-педагоги говорят о необходимой связи теории и практики для успешного развития художника в течение всей его изобразительной деятельности.

Знания профессии художника и знания по рисунку определят содержательный компонент художественно-графической деятельности абитуриентов. Ценностные ориентации - художественные ценности, адекватная оценка своих результатов в художественно-графической деятельности составят оценочный компонент.

Данные компоненты художественно-графической деятельности абитуриентов взаимосвязаны между собой. Наличие определенных художественных способностей помогает «развивать глаз» и «ставить руку» и в тоже время стимулирует желание и интерес стать художником. Развитие художественно-образного мышления ведет к совершенствованию художественных способностей и глубже знакомит с профессией художника [Там же]. Целеустремленность, решительность, выдержка и самообладание - все они демонстрируют готовность к обучению, стимулируют развитие художественных способностей. Художественно-образное мышление во многом зависит от развития глаза и руки, развитие художественных способностей невозможно без овладения материальной и духовной культурой, знаниями, исторически накопленными человечеством. Таким образом, выделенные нами компоненты художественно-графической деятельности влияют на самореализацию абитуриентов, а, следовательно, способствуют формированию их профессиональной направленности.

Воспитание направленности личности является важнейшей задачей семьи, школы

и системы профессионального образования. Профессиональная направленность человека связана с соотнесением способностей и интересов с определенной профессией. От того, насколько серьезно человек подходит к выбору будущей профессии, зависит эффективность его профессионального обучения, затем продуктивность работы в выбранной стезе, а в конечном итоге - его удовлетворенность собственной деятельностью и жизнью. Формирование профессиональной направленности абитуриентов в подготовительной школе способствует грамотному выбору ими будущей профессии.

Библиографический список

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. -2003. - №3. - С. 16-21.

3. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

4. Кузи В. С. Психология живописи: учебное пособие для вузов. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 304 с.

5. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: «Наука», 1986. - 256 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Издательство: Питер, 2002. - 720 с.

7. Сафиулин Р. А. Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов (в системе художественно-графических факультетов педвузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005. - 21 с.

8. Соколов М. В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 348 с.

9. Хрипунов П.Э. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в художественно-творческой деятельности в курсе «Печатной графики»: дис.. .канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - 181 с.

10. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Москва, Акад. наук СССР, Ин-т психологии. - 2007. - 205 с.

11. Шаляпин О. В. , Кравченко К. А. Развитие декоративного восприятия у студентов на занятиях спецрисунком в магистратуре //Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №5. - С. 114-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.