Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности личности в художественной деятельности'

Формирование профессиональной направленности личности в художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АБИТУРИЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORIENTATION OF PERSONALITY / ENTRANT / PROFESSIONAL ORIENTATION IN ARTISTIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарев Андрей Иванович, Меньшенина Ирина Сергеевна

Автор анализирует содержание и смысл понятий: направленность личности и профессиональная направленность. Воспитание направленности личности является важнейшей задачей семьи, школы и системы профессионального образования. Профессиональная направленность личности выступает составляющей профессионального становления человека, формирования у него социально значимых и профессионально важных качеств. В статье исследована специфика профессиональной направленности абитуриентов в художественно-графической деятельности. Статья рассматривает проблему профессиональной направленности абитуриентов с целью грамотного выбора ими будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of professional orientation of personality in art activity

The authors analyze the content and meaning of the concepts: orientation of personality and professional orientation. Education orientation of the person is the most important task of the family, the school and the vocational education system. Professional orientation of personality is the part of professional formation person, forming his socially relevant and professionally important qualities. The article studies the specifics of professional orientation of entrants in art-graphic activity. Article considers the problem of professional orientation of entrants with goal a proper choice of the future profession.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности личности в художественной деятельности»

Экстралингвистическая информация касается истории предмета, его разновидностей, устройства и назначения; она может быть представлена в корпусе статьи, либо в особой зоне её и выражена пометами, пояснениями и примерами-иллюстрациями. Графические иллюстрации в терминологических словарях выполняют следующие функции: семанти-зации слова (изображение предмета, который сложно описать компактным определением), раскрытия семантических полей, в которые входит данное слово, показа разновидностей и устройства предметов.

Таким образом, студенты делают вывод, что основной задачей всех словарей является описание лексики языка, что словарями читатель пользуется для проверки или расширения своей информации о языке. Знакомство с типами словарей помогает иностранным студентам развивать навыки и устной, и письменной речи, повышать свой творческий потенциал как личности, способной к глубокому усвоению русской культуры.

Библиографический список

1. Новый политехнический словарь / Под ред. А. Ю. Иш-линского. - М. : БРЭ, 2003. - С. 351.

2. Ожегова, С. И. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова // Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1992. - С. 548.

3. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. -М.: Дрофа, 2004. - С. 182.

4. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : Просвещение, 1985. - С. 382.

НОВИКОВА Татьяна Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского и иностранных языков. Адрес для переписки: tnovikova54@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2014 г. © Т. А. Новикова

уДК з72.°1б:741*и А. И. СУХАРЕВ

И. С. МЕНЬШЕНИНА

Омский государственный педагогический университет

Магнитогорский государственный университет

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор анализирует содержание и смысл понятий: направленность личности и профессиональная направленность. Воспитание направленности личности является важнейшей задачей семьи, школы и системы профессионального образования. Профессиональная направленность личности выступает составляющей профессионального становления человека, формирования у него социально значимых и профессионально важных качеств. В статье исследована специфика профессиональной направленности абитуриентов в художественно-графической деятельности. Статья рассматривает проблему профессиональной направленности абитуриентов с целью грамотного выбора ими будущей профессии.

Ключевые слова: направленность личности, абитуриент, профессиональная направленность в художественной деятельности.

Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. Уже в школе у ребенка появляется избирательное отношение к учебным предметам, интерес к определенному виду деятельности. Родители записывают ребенка в различные кружки и учреждения дополнительного образования, чтобы выявить и развить его способности и склонности. К окончанию школы становится относительно ясно, в каком направлении человеку продолжать свое будущее профессиональное обучение.

Заботясь о контингенте абитуриентов, многие вузы организовали подготовительные курсы и школы. Наряду с проблемой приобретения

достаточного уровня знаний, умений и навыков для успешного поступления, довузовская подготовка абитуриентов решает проблему формирования профессиональной направленности личности, ориентации ее на будущую профессию.

Проблему направленности С. Л. Рубинштейн видит в вопросе динамических тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. По мере того, как определяется предмет, на который направлены тенденции, мотивы деятельности становятся сознательными. Направленность деятельности заключается в удовлетворении потребностей и интересов человека. Потребности, в свою очередь, выступают как желания, а интерес,

отличающиися направленностью на предмет, рассматривается как склонность, то есть направленность на соответствующую деятельность [1].

К. К. Платонов выделяет направленность личности 1-й подструктурой в иерархии подструктур личности, высшим ее уровнем. Она формируется путем воспитания и отражает индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Направленность составляют: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В направленности проявляются и отношения, и моральные качества, и различные формы потребностей. Наивысший уровень направленности — убеждение, в структуру которого входит не только мировоззрение, которое может быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него [2].

Б. Ф. Ломов определяет направленность как системообразующее свойство личности, как отношение того, что личность берет от общества и что дает для его развития. Он рассматривает её в системе общественных отношений. Направленность характеризуется потребностно-мотивационной сферой личности и её жизненными целями [3]. Особое развитие она приобретает в ранней юности с определением и выбором будущей профессии.

В юношеском возрасте актуализируются и выходят на первый план перспективно-побуждающие мотивы, связанные с выбором профессии, ориентацией на будущее. Мотивы абитуриентов будут связаны с выстраиванием перспективы своего будущего, определением места в обществе. Важнейшим процессом данного возраста становится расширение жизненного пространства личности, круга общения. На первый план выходит профессиональное образование, имеющее большое значение для дальнейшего профессионального становления.

Направленность личности выделяется психологами как ведущая её характеристика. Но, как было сказано выше, она неразрывно связана с соответствующей деятельностью, на которую направлена. Э. Ф. Зеер говорит о роли ведущей деятельности на разных стадиях развития личности. В юношеском возрасте ею становится учебно-профессиональная деятельность. Она включает в себя познавательные процессы, потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферы личности. В этот период происходит согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии. Э. Ф. Зеер выделяет следующие компоненты профессиональной направленности: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, социально-профессиональный статус [4].

В своей концепции системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадриков особое внимание уделяет профессиональным способностям личности [5]. Б. Ф. Ломов также связывает проблему направленности личности с проблемой её способностей. Личность характеризуется не только тем, что она хочет и к чему стремится, но и тем, что она может. Говоря о направленности личности в определенной профессиональной деятельности, мы имеем в виду профессиональную направленность.

Профессиональная направленность тесно связана с профессиональной ориентацией и профессиональным становлением личности. В рамках профессиональной ориентации учитываются интересы человека, его психофизиологические особенности и возможности рынка труда. Профессиональная ориентация важна как для дальнейшего развития

личности, ее профессионального самоопределения, так и для общества в обеспечении его социально-профессиональной структуры. В процессе профессиональной ориентации происходит знакомство с особенностями выбранной профессии, с трудностями, возникающими при её освоении, с перспективой будущего профессионального роста. Профессиональное становление подразумевает формирование у человека социально значимых и профессионально важных качеств. Оно связано с достижением профессионализма в выбранной профессии.

Профессиональная ориентация абитуриентов в процессе обучения на подготовительных курсах будет складываться из знакомства с художественной средой и с факультетом в целом. Это будет происходить посредством посещения художественных выставок, просмотров работ студентов, собраний представителей деканата факультета по разъяснению направлений художественной подготовки. В результате этого профессиональный интерес абитуриентов становится более устойчивым.

В нашем исследовании мы рассматриваем профессиональную направленность абитуриентов в художественно-графической деятельности. Для успешного формирования профессионально важных качеств необходимо наличие художественных способностей. Психологи связывают их с преобладанием первой сигнальной системы в развитии человека. Это способности, выражающиеся в функциональных особенностях работы зрительного анализатора.

Способности в изобразительном искусстве В. И. Киреенко определяет особенностями восприятия для целей изображения. Основными способностями к изобразительной деятельности он называет: а) способность целостного или синтетического видения, б) яркую зрительную память. Целостное видение изображаемого предмета позволяет грамотно определять пропорции, правильно передавать свет-лотные отношения различных поверхностей изображаемой формы [6]. Одним из показателей способностей к изобразительной деятельности В. С. Кузин выделяет умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее типичное и характерное, хотя и мало заметное.

В данной статье мы рассмотрим компоненты художественно-графической деятельности, которые будут способствовать развитию профессиональных качеств абитуриентов и определять особенности профессиональной направленности. Опираясь на структуру, представленную Т. И. Шамовой, рассмотрим следующие компоненты художественно-графической деятельности. Наиболее развитым является мотивационный компонент.

Желание продолжать обучение после школы, а именно профессиональное, определяющее дальнейшую жизнь человека, становится основной побудительной силой активности абитуриентов. Потребность заниматься именно тем, что нравится, что определяет склонности человека, формирует их мотивационный компонент. В художественно-графической деятельности абитуриентов это будет желание стать художником.

Вторым по значению и активным в развитии станет операционный компонент, который составляют художественные способности и готовность абитуриентов, подразумевающая развитие глаза, художественного вкуса, художественно-образного мышления и в целом художественно-профессиональных компетенций. Все художники-педагоги говорят о необходимой связи теории и практики для

успешного развития художника в течение всей его изобразительной деятельности.

Знания профессии художника и теоретические знания по рисунку определят содержательный компонент художественно-графической деятельности абитуриентов. Развитие способностей тесно взаимосвязано с овладением конкретной личностью материальной и духовной культурой, накопленной в результате исторического развития человечества. Ценностные ориентации: художественные ценности, адекватная оценка своих результатов в художественно-графической деятельности составят оценочный компонент.

Все данные компоненты художественно-графической деятельности абитуриентов взаимосвязаны между собой. Наличие определенных художественных способностей помогает «развивать глаз» и «ставить руку» и в то же время стимулирует желание и интерес стать художником. Развитие художественно-образного мышления ведет к совершенствованию художественных способностей и глубже знакомит с профессией художника. Целеустремленность, решительность, выдержка и самообладание, все они демонстрируют готовность к обучению, стимулируют развитие художественных способностей. Художественно-образное мышление во многом зависит от развития глаза и руки; развитие художественных способностей невозможно без овладения материальной и духовной культурой, знаниями, исторически накопленными человечеством.

Стимулирование нами развития выделенных компонентов художественно-графической деятельности будет способствовать развитию профессионально важных качеств абитуриентов, необходимых для успешного поступления и формирования профессиональной направленности.

Воспитание направленности личности является важнейшей задачей семьи, школы и системы профессионального образования. Профессиональная направленность человека связана с соотнесением способностей и интересов с определенной профессией, а также пониманием её роли в обществе.

Особенностью направленности личности художника В. С. Кузин называет то, что «его творчество направлено на формирование мировоззрения членов общества, на формирование их взглядов, интересов, на активное преобразование действительности» [7]. Особая роль и значение отводится

языку искусства, понятного всем народам без языкового барьера. Осознание особенностей профессии художника и ответственности её выбора должно происходить до поступления в художественный вуз. Интерес к профессии опирается на интерес к творчеству отдельных художников — личностей. Стремление достичь такого же уровня в развитии ведёт не только к профессиональному росту, но и к самореализации в выбранной профессии.

Библиографический список

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

2. Платонов, К. К., Структура и развитие личности / К. К. Платонов ; отв. ред. А. Д. Глоточкин. — М. : Наука, 1986. — 256 с.

3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов ; отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохов. — М. : Наука, 1984. — 444 с.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. — 336 с.

5. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков / Акад. наук СССР, Ин-т психологии. — М., 2007. — 185 с.

6. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Киреенко. — М. : Изд-во академии педагогических наук, 1959. — 300 с.

7. Кузин, В. С. Психология : учеб. / В. С. Кузин ; под ред. Б. Ф. Ломова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Высшая школа, 1982. — 256 с.

8. Соколов, М. В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством : дис. ... д-ра пед. наук / М. В. Соколов. — М., 2003. — 348 с.

>

СУХАРЕВ Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), научный сотрудник отдела организации и планирования научно-исследовательских работ Омского государственного педагогического университета.

МЕНЬШЕНИНА Ирина Сергеевна, соискатель по кафедре художественного металла и керамики Магнитогорского государственного университета. Адрес для переписки: mensheirina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2014 г. © А. И. Сухарев, И. С. Меньшенина

Книжная полка

ББК 74.580.215/Д69

Дорофеев, А. А. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика, методика и практика проектирования / А. А. Дорофеев. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. - С. 375-383. - ISBN 978-5-7038-3578-4.

Разработка учебной книги рассматривается в рамках субъектно-деятельностного подхода на основе дидактического представления проектирования как генерации коммуникативно-когнитивной текстовой лингвистической, знаковой и графической информации. При этом считаются известными программа дисциплины как упорядоченная совокупность дидактических единиц и приобретаемых компонентов профессиональной компетентности. Теоретические модели конкретизируются применительно к инновационному проектированию учебной литературы по дисциплинам машино- и приборостроительных специальностей. Для научно-педагогических работников технических вузов, исследующих, совершенствующих и применяющих современные образовательные технологии и инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.