Научная статья на тему 'САМОРАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВЛАСТИ'

САМОРАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Максим Алексеевич, Славенко Олег Николаевич, Марусидзе Нестер Фирузиевич, Туркалов Алексей Олегович, Гончаров Александр Витальевич

Фундаментальные процессы функционирования власти в обществе приоритетно обращены к политике правящих сил, направленной на реализацию общенародных интересов, к развитию действенных механизмов общественного контроля за властью и формированию органов власти на основе свободных выборов. Современному демократическому обществу свойственно видеть силу власти в её неразрывной связи с народом. В статье рассматриваются отдельные принципиальные положения в контексте совершенствования методологии саморазвития при организации власти и управления в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Абрамов Максим Алексеевич, Славенко Олег Николаевич, Марусидзе Нестер Фирузиевич, Туркалов Алексей Олегович, Гончаров Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC ANALYSIS OF THE MANAGEMENT RESOURCES OF POWER

The fundamental processes of the functioning of power in society are prioritized against the policy of the ruling forces aimed at the realization of popular interests, the development of effective mechanisms of public control over power and the formation of authorities on the basis of free elections. Modern democratic society tends to see the power of power in its inseparable connection with the people. The article examines individual principles in the context of improving the methodology of self-development in the organization of power and management in today's conditions.

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВЛАСТИ»

УДК OO1

САМОРАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВЛАСТИ ••••••

SELF-DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC ANALYSIS OF THE MANAGEMENT RESOURCES OF POWER

Абрамов Максим Алексеевич

доктор философских наук, доцент,

доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]

Славенко Олег Николаевич

соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]

Марусидзе Нестер Фирузиевич

соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]

Туркалов Алексей Олегович

соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]

Гончаров Александр Витальевич

соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]

Maxim A. Abramov

Doctor of Philosophy,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of General Humanitarian

and Natural Science Disciplines,

Yessentuki Institute

of Management, Business and Law

[email protected]

Oleg N. Slavenko

Applicant, Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]

Nestor F. Murusidze

Applicant, Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]

Alexey O. Turkalo

Applicant, Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]

Alexander V. Goncharov

Applicant, Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]

Аннотация.

Ключевые слова:

Фундаментальные процессы функционирования власти в обществе приоритетно обращены к политике правящих сил, направленной на реализацию общенародных интересов, к развитию действенных механизмов общественного контроля за властью и формированию органов власти на основе свободных выборов. Современному демократическому обществу свойственно видеть силу власти в её неразрывной связи с народом. В статье рассматриваются отдельные принципиальные положения в контексте совершенствования методологии саморазвития при организации власти и управления в современных условиях.

общество, личность, государство, власть, саморазвитие.

Annotation. The fundamental processes of the functioning of power in society are prioritized against the policy of the ruling forces aimed at the realization of popular interests, the development of effective mechanisms of public control over power and the formation of authorities on the basis of free elections. Modern democratic society tends to see the power of power in its inseparable connection with the people. The article examines individual principles in the context of improving the methodology of self-development in the organization of power and management in today's conditions. Keywords: society, personality, state, power, self-development.

Фундаментальные процессы функционирования власти в обществе приоритетно обращены к политике правящих сил, направленной на реализацию общенародных интересов, к развитию действенных механизмов общественного контроля за властью и формированию органов власти на основе свободных выборов. Достаточно очевидно, что современному демократическому обществу свойственно видеть силу власти в её неразрывной связи с народом. С точки зрения науки управления, функционально ориентированная методология исследования рассматриваемых деятельностей в структуре и процедурах государственного управления должна быть обращена к проблемам организации властных структур и их взаимодействия в процессе решения стоящих перед обществом задач.

Различные аспекты методологического обоснования процессов саморазвития для органов власти и управления в современных условиях исследуют Л.Г. Аргунова, А.Н. Бабенко, Г.У. Валиева, С.В. Григорьева, Е.В. Добролежа, Д.Г. Домрачев, А.В. Зырянов, Н.В. Екименкова, А.М. Елохов, В.Ю. Ильин, Ф.С. Исхакова, В.В. Казаков, М.А. Каткова, Н.П. Кирсанова, Н.П. Ко-лядин, А.В. Кулинченко, А.Л. Лазутина, В.А. Лебедев, Ю.И. Мигачёв, С.В. Мишина, Е.А. Морозова, М.Г. Полухина, Л.Л. Попов, О.К. Прохорова, И.Л. Селиванова, В.Ю. Фивейский. Взаимосвязь власти и ресурсов - проблема, которая исторически привлекает внимание исследователей.

Как определяют современные авторы, власть выполняет важнейшие функции: организации социального целого, обеспечения целостности общественной системы, управления делами общества, разрешения стоящих перед ним проблем. В любой сложноорганизованной системе базовой функцией является её собственное самосохранение, поддержание динамического равновесия со средой, на основе которой становится возможной реализация всех других функций и развитие системы. Эффективность управления обществом и решение стоящих перед ним задач, основаны на централизованном сосредоточении функций, их последовательном соподчинении с единым для всей системы управляющим центром.

В соответствии с признанными в науке определениями, методология - это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, учение о таких системах в алгоритме поиска и определения цели, приёмов, методов, средств, способов достижения цели развития.

В свою очередь, предмет методологии научного исследования предполагает обращение к методам и процедурам научной деятельности, как в рамках конкретной дисциплины, так и для общей теории научного познания. Важным для данной темы является определение саморазвития, как осознанного и целенаправленного процесса по совершенствованию человека, группы, общества. Для государства, органов власти и управления саморазвитие принято рассматривать в характеристиках необратимости, позитивной направленности и научной закономерности. Соответственно, общественная самоорганизация, социальное многообразие, множественность действующих сил и результаты их взаимодействий представляют собой всё общественно-ценное. Однако самопроизвольные процессы могут заключать в себе не только потенциал для творческого развития и повышения организации общества, но и нести для него ощутимые угрозы.

Как отмечает А.В. Кулинченко, в настоящее время исторический процесс привел к тому, что общество в наиболее развитых странах вынуждено постоянно искать новые формы обеспечения эффективной взаимосвязи между бурно эволюционирующей системой деятельности людей, творческой активностью членов общества, организациями и структурами гражданского общества, с одной стороны, и властными структурами, - с другой. Речь идет о новых формах сотрудничества правительственных и неправительственных организаций, гражданских инициативах, общественной экспертизе административных решений, публичных расследованиях эффективности принятых решений с участием заинтересованных сторон, формировании общественных сетевых структур [1].

С одной стороны, система власти и управления должна быть построена таким образом, чтобы не подавлять имеющееся социальное многообразие интересов, потребностей, взглядов,

позиций, а также предлагаемых мер по решению тех или иных проблем. Указанное разнообразие и творческий потенциал являются важнейшим ресурсом для управления общественной системой на основе стимулирования ее самоорганизации. С другой стороны, стремление к согласию и общественная солидарность определяются безусловно доминирующей чертой личности каждого человека.

На уровне индивидуальных личностных установок саморазвития - современные исследователи аргументировано предлагают рассматривать саморазвитие как «самотворчество», способность человека «к постановке целей самоизменения» и «к поиску средств для достижения этих целей» [2, с. 62]. Как дискретный подход к саморазвитию личности можно рассматривать разделение этого процесса на структурные компоненты, такие как самопознание, волевая саморегуляция, самовоспитание, духовно-нравственная самооценка, самоопределение, самоактуализация, самореализация.

По условиям динамики современного государства и общества, необходимость модернизации всей системы властных отношений обусловила проведение административной реформы по разграничению полномочий и ответственности между центром, регионами и местными сообществами, а также принятие экстренных мер по укреплению единства страны и её безопасности, создание более эффективной системы власти, работающей на всех уровнях. Реформа предполагает, в том числе, создание общественных институтов для ведения широкого диалога граждан с властью, активного участия населения в процессах управления и развития, в законотворчестве, в контроле над властью.

Как самостоятельная научная методология, синергетика рассматривает мир как последовательность деструктивных и креативных процессов, единство сохранения и разрушения. На этой основе удалось выявить созидательную функцию хаоса, который, устраняя отжившее, способствует рождению нового порядка, новых структур на основе развития одной из внутренних тенденций самоорганизации среды. Чувствительность сложной неустойчивой среды к малым отклонениям приводит к тому, что случайность выступает в качестве важнейшего механизма порождения нового. Случайное событие способно определить начало направления эволюции всей системы, становление новых закономерностей развития. Поэтому случайность нельзя игнорировать при анализе современных процессов в обществе. Напротив, в современном мире особое значение приобретают своевременное выявление проблем, обнаружение точек роста и точное управляющее воздействие.

Методология исследования саморазвития позволяет раскрыть факторы ослабления и неэффективности действий политической власти, помогает определить результаты нерационального распределения, обмена и воспроизводства ресурсов управления и власти. Для России эта проблема особенно актуальна: длительный период нестабильного состояния «переходности» негативно повлияет на процессы накопления и воспроизводства не только социальных, экономических, политических ресурсов власти, но и на внутренний источник ресурсного обеспечения всей структуры общественно-политических отношений - на качественные и количественные характеристики населения страны, её социальное ценностное наполнение, содержание и измерение. Как отмечается в ряде современных исследований, комплекс ресурсов политической власти можно условно разделить на постоянные и временные, при этом, любой ресурс политической, административной власти, являясь временным, при определенном стечении обстоятельств может стать постоянным. Человек - постоянный демографический ресурс власти, без которого не было бы и самой власти. Через реализацию множественных социальных фактов и ролей в комплексе демографического ресурса достигается наиболее эффективная система актуализации цивилизованности и государственно значимых качеств.

Так, в государственной управленческой практике ресурсное обеспечение может быть направлено как на мобилизацию имеющихся ресурсов, так и на привлечение сторонних по отношению к конкретному аспекту деятельности ресурсов. При этом непосредственно процессу управления предшествует ряд экспертных проверок возможности мобилизации имеющихся ресурсов, привлечения внешних ресурсов, а также обязательной проверки целесообразности данного действия. Под целесообразностью в этом случае понимается соотношение выгод от достижения выбранной цели и затрат по привлечению и мобилизации внешних ресурсов.

Соответственно, разнообразие властных отношений и разнообразие общественных сфер их проявления порождают целую гамму теоретических и практических проблем изучения и осуществления власти, которые, как свидетельствует история, всегда были актуальны для человека. Но особый интерес они вызывали в периоды общественных трансформаций, когда изменениям подвергаются не только материальные составляющие общества, но и сознание

людей, их ценности и отношение к окружающему, в том числе, к системе власти. Актуальный современный тезис состоит в том, что наука об управлении организациями - динамично развивающаяся область человеческих знаний, ориентированная на решение практических задач. К числу наиболее важных относится построение и развитие системы управления человеческими ресурсами, оптимизация бизнес-процессов, управление информационными потоками в организации. Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность решения перечисленных задач, выступает структура власти в организации - распределение ресурсов между подразделениями и отдельными сотрудниками.

Таким образом, важнейшей задачей и предназначением власти является организация совместной жизни людей, поддержание порядка и подчинение деятельности отдельных людей общим задачам, целям и решениям. Власть направлена на обеспечение единства всего общества, и одновременно она черпает силу в этом общенародном единстве. Носители власти и властные институты сильны не только единством их организации, но, прежде всего, - всенародной поддержкой. В этом состоит основа рассмотренного в данном материале комплекса научной методологии исследования саморазвития управленческих ресурсов власти в современных условиях.

Литература:

1. Кулинченко А.В. Власть и самоорганизация. О необходимости преодоления односторонних подходов к государственному строительству // Полис. Политические исследования. -2014. № 6. С. 108-111.

2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. М. : Интерпракс, 1995. 288 с.

3. Григорьева С.В. Современный подход к понятию «исполнительная власть» в РФ // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2019. № 22. С. 282-287.

4. Домрачев Д.Г. Вопросы компетенции органов исполнительной власти в сфере местного самоуправления // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2018. № 2-1(63). С.183-186.

5. Комягина А.С. Построение системы органов исполнительной власти субъекта РФ / А.С. Комягина, Н.В. Подбельский // Крымский научный вестник. 2019. № 1(7). С. 55-62.

6. Лебедев В.А. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного строительства : монография. М. : Проспект, 2019. 221 c.

7. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть / Л.Л. Попов, Ю.И. Ми-гачев, С.В. Тихомиров. М. : Норма, Инфра-М, 2017. 320 c.

Literature:

1. Kulinchenko A.V. the Power and self-organization. On the need to overcome unilateral approaches to state construction // Polis. Political research. 2014. № 6. P. 108-111.

2. Zukerman G.A. Psychology of self-development / G.A. Zukerman, B.M. Masters. M. : Interprax, 1995.288 p.

3. Grigorieva S.V. Modern approach to the concept of «Executive power» in the Russian Federation // Priority scientific directions: from theory to practice. 2019. № 22. P. 282-287.

4. Domrachev D.G. Issues in the competence of Executive bodies in the sphere of local government // New science: The oretical and practical view. 2018. № 2-1(63). P. 183-186.

5. Komyagin A.S. The construction of the system of Executive bodies of subject of the Russian Federation / A.S. Komyagin, N.I. Podbelskogo // Crimean scientific Bulletin. 2019. № 1 (7). P. 55-62.

6. Lebedev V.A. Legislative and Executive power of the subjects of the Russian Federation in the theory and practice of state construction : monograph. M. : Prospect, 2019. 221 p.

7. 7. Popov L.L. State management and Executive power / L.L. Popov, Yu.I. Migachev, S.V. Tikhomirov. M. : Norma, Infra-M, 2017. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.