УДК OO1
ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ••••••
THE FUNCTIONS OF PROFESSIONAL CULTURE IN THE VALUES OF CIVIL SERVANTS
Макаров Дмитрий Юрьевич
кандидат юридических наук, заместитель прокурора г. Железноводска [email protected]
Сыпачев Сергей Владимирович
кандидат социологических наук, доцент,
заместитель руководителя, Военное следственное управление по Центральному военному округу, г. Екатеринбург [email protected]
Dmitry Yu. Makarov
Candidate of Law, Deputy Prosecutor of Zheleznovodsk [email protected]
Sergey V. Sypachev
Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Deputy Head,
Military Investigation Department in the Central Military District, Yekaterinburg
Абрамов Сергей Валериевич
соискатель,
Северо-Кавказский социальный [email protected]
Sergey V. Abramov
Candidate,
North Caucasus Social Institute [email protected]
Поляков Олег Владимирович
соискатель,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Апанасенко Федор Евгеньевич
соискатель,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Мусаев Алик Растамович
соискатель
кафедры профессионального обучения, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт [email protected]
Oleg V. Polyakov
Applicant,
Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Fyodor E. Apanasenko
Candidate,
Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Alik R. Musaev
Candidate of the Department of Vocational Training, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute [email protected]
Аннотация. В многочисленных разработках современных исследователей доминирует мнение, что профессиональная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни для представителей определенной профессии. В содержательном плане, методологический анализ по данной те-
Ключевые слова:
Annotation.
Keywords:
ме предполагает последовательное обоснование ранга и приоритетов ценностей культурной социализации гражданских служащих. В статье рассматриваются отдельные положения теории профессиональной социализации современного человека. Оформлены научные тезисы в структуре анализа методологических подходов к исследованию профессиональной подготовки и культурной социализации гражданских служащих.
общество, профессиональная подготовка, социализация, профессиональная культура, кадры.
The view that professional culture is a large area of material and spiritual life phenomena for representatives of a certain profession is dominated by the numerous developments of modern researchers. In a meaningful way, methodological analysis on this topic suggests a consistent justification for the rank and priorities of the values of the cultural socialization of civil servants. The article examines the individual provisions of the theory of professional socialization of modern man. Scientific thesis in the structure of analysis of methodological approaches to the study of vocational training and cultural socialization of civil servants has been framed. society, training, socialization, professional culture, personnel.
В многочисленных разработках современных исследователей доминирует мнение о том, что профессиональная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни для представителей определенной профессии. В содержательном плане, методологический анализ по данной теме предполагает последовательное обоснование ранга и приоритетов ценностей культурной социализации гражданских служащих. Здесь речь идёт и о деятельности государства по практической реализации конституционных прав граждан, и одновременно универсальных ценностей, таких как жизнь, труд, охрана здоровья, личная безопасность, благосостояние, образование, свобода, собственность, справедливость и личное достоинство каждого.
На этом фоне возможна такая позиция, что честность и порядочность не способствуют продвижению по социальной лестнице, поскольку успех и карьера связаны с игнорированием и нарушением моральных требований и норм. Тем не менее, задача страны, стремящейся быть в авангарде информационного общества, - создать равные стартовые возможности для всех, отдавая приоритет молодому поколению. Профессиональный интерес интегрирует представления личности о потребностях, перспективных путях их удовлетворения, оценках социальных условий, норм и установок социализации гражданского служащего.
Законодательство Российской Федерации определяет, что гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [1].
В социокультурном модуле, система государственной гражданской службы предназначена для закрепления и воспроизводства не только непосредственно знаний, но и в ещё большей степени для производства и закрепления ценностей определенных социальных групп, классов, сословий. Традиционную основу профессиональной культуры составляют ценности, трансформированные в определенное мировоззрение, образ мышления. К примеру, высшее образование многие обществоведы считают одной из отраслей экономики, причем отрасли весьма важной. В методологии научного анализа, профессиональная культура сотрудников задает установленную систему координат, которая объясняет, почему в данной профессии необходимо действовать именно таким, а не иным образом. Ценностная установка позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью деятельности, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми профессионалами.
Научно аргументированный подход к описанию кадрового маркетинга, рассматривается не в форме самостоятельного одномерного определения, а как вариант комплексного социологически значимого подхода. Следуя такому тезису уместно предположить, что в составе указан-
ного маркетинга, кадровый мониторинг предусматривает сбор текущей информации о состоянии рынков труда и участниках данного процесса. Предполагается, что изучение динамики трудовой активности не будет полным, если проводить его в отрыве от общей картины взаимодействия власти и культуры. То есть, кадровый мониторинг позволяет оценить результативность специалистов гражданской службы по организациям, территориям, ведомствам, иным отраслям власти.
При маркетинговом подходе, концепцию профессиональной социализации, заменяет стратегия развития организации в конкретный период времени. Положительно оценивается здесь возможность учёта социологически значимых фактов развития организации. Соответствующий культурный фон характеризуется наличием целостных систем внутренних и внешних коммуникаций, также предполагающих обоснование профессиональной социализации гражданских служащих. Кадровый маркетинг ориентирован по отношению к бюрократии, как общественному явлению не отрицательно, не положительно, по условиям необходимой формы организации исполнительной власти, без которой цивилизованное общество существовать не может. В организационном идеале, бюрократия нейтральна по своей сущности и общественным функциям. Однако в разных общественных системах она может, как служить процветанию общества, так и стать тормозом на пути прогрессивного развития.
Социальные нормы, социальные ценности и социальные институты не являются одинаковыми, универсальными для всех общностей и слоев общества; Несмотря на то, что существуют общие элементы культуры, присущие всем общностям и слоям социума, тем не менее, в любом обществе обнаруживаются глубокие социально-культурные различия [2]. Соответственно, в общем случае, профессионализм государственных служащих - это современный базовый уровень понимания целей и механизмов государственной службы, учитывающий как теорию, так и практику владения технологиями управления, согласно приоритетам и ценностям развивающего общества [3]. Так, в федеральных и ведомственных документах существует значительное число определений понятия «аттестация» [4]. Следует отметить, что именно функционал аттестации является комплексным критерием оценки профессионализма гражданских служащих. Социологическое измерение позволяет конкретизировать аттестацию как определение, проверку, оценку профессиональных, деловых и личностных качеств государственного служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к государственной службе [5].
Таким образом, в современных условиях государственная кадровая политика развивается как мощный инструмент и решающий фактор становления нашей страны как правового, демократического, федеративного государства. Так же, как и целевая аудитория, социологического исследования профессиональной социализации гражданских служащих, объективно заинтересована в совмещении гуманитарных и профессиональных знаний. Технологии социального контроля в социализации и самоидентификации личности, прямо связаны с деятельностным подходом к профессии и карьере. Успешность каждого факта как полученного результата, обусловлена его внедрением в общественные структуры. Для продуктивного сопоставления интересов власти и культуры следует обратиться к концепции социальной ответственности и социального контроля. Поскольку наличие государственных служащих - неотъемлемый признак наличия и самого государства, то и государственная служба существует везде, где есть государственная форма организации общества. Наличие и функционирование зависят не только от названия государственной организации, но и от наличия или отсутствия законодательства о государственной службе [6].
Таким образом, воспроизводство культурных норм и ценностей профессиональной социализации гражданских служащих, реализуется через опыт культурной коммуникации, с учётом субъективной регуляции культурной деятельности, а именно - в динамике соответствующего информационного сопровождения и этнокультурного контроля. Современный подход к оценке работы персонала исходит из того, что мало измерить конечные рабочие результаты, следует также определить и то, в какой мере работник проявляет качества и демонстрирует такое рабочее поведение, которые являются условием эффективной работы.
Исходя из целей проведения оценки персонала, разрабатывается процедура оценки. Существует несколько видов процедур оценки. Во-первых, это непосредственно оценка персонала, которая используется для оценки работника, его индивидуальных качеств и профессиональных знаний, навыков и умений. Второй вид - это оценка эффективности деятельности, являющаяся по своей сути подведением итогов работы сотрудника за определенный отрезок времени. И, наконец, третий вид оценочной процедуры - оценка должности предполагает оцен-
ку важности для компании, организации определенной должности с последующей оценкой её стоимости [7]. Оценка персонала выявляет не только соответствие работника занимаемой им должности, но также направлена и на оценку потенциала сотрудника, планирование его карьерного роста, получение обратной связи.
Литература:
1. Федеральный закон от 27.07.2004. № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 13. Гражданский служащий.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., ИНФРА-М., 2000.
3. Массовая культура : учебное пособие для вузов / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагар-лицкая и др. М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.
4. Социальные технологии: Толковый словарь. М. : Наука, 1995.
5. Социальная безопасность / Под ред. А.В. Василенко, С.А. Проскурина. М. : Высшая школа, 1996.
6. Вудкок Д.Ф. Раскрепощенный менеджер. М., 1991; Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури. М., 1992.
7. Интеллектуальная культура специалиста // Сборник научных трудов Новосибирского государственного университета. Новосибирск : НГУ, 1988.
8. Социальный менеджмент / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М. : Высшая школа, 2001.
Literature:
1. Federal law of 27.07.2004. № 79-FZ (as amended on 16.12.2019) «On the state civil service of the Russian Federation». Art. 13. Civil servant.
2. lonin L.G. Sociology of culture: path to the new Millennium. M. : INFRA-M, 2000.
3. Mass culture : textbook for universities / K.Z. Akopyan, A.V. Zakharov, S.Ya. Kagarlitskaya et [al.]. M. : Alpha-M; INFRA-M, 2004.
4. Social technologies: Explanatory dictionary. M. : Nauka, 1995.
5. Social security / Ed. by V.A. Vasilenko, S.A. Proskurin. M. : Vysshaya shkola, 1996.
6. Woodcock F.D. Liberated Manager. M., 1991; Meskon M.H. Fundamentals of management / M.H. Meskon, M. Albert, M. Hedouri. M., 1992.
7. Intellectual culture of the teacher // Collection of scientific papers of Novosibirsk state University. Novosibirsk : NSU, 1988.
8. Social management / Ed. by V.N. Ivanov and V.I. Patrushev. M. : Higher school, 2001.