Научная статья на тему 'Теоретические концепты исследования процесса профессиональной социализации муниципальных служащих'

Теоретические концепты исследования процесса профессиональной социализации муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
602
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессия / муниципальные служащие / институт муниципальной службы / профессиональная социализация / социальная идентичность / карьерные ориентации / вторичная социализация / уровень профессионализации / profession / municipal employees / institute of municipal service / professional socialization / social identity / career orientations / secondary socialization / professionalizing level

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луценко Ольга Евгеньевна

В статье приведен обзор основных методологических подходов к исследованию процесса профессиональной социализации муниципальных служащих. Определены специфические черты института муниципальной службы как вида профессиональной деятельности, выявлены основные факторы, оказывающие влияние на формирование такой социально-профессиональной группы, как муниципальные служащие. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью местного самоуправления в обеспечении органов власти на местах муниципальными служащими высокой квалификации, с творческим мышлением, должным уровнем профессионализма. Целью статьи явилось определение основных компонентов профессиональной социализации муниципальных служащих. Автором к ним отнесены когнитивный, ценностно-мотивационный и идентификационный факторы. В статье делается вы-вод, что основными проблемами, требующими преодоления, являются недостаточная компетентность муниципальных служащих, отсутствие четкой системы оценки деятельности муниципальных служащих, смещение в процессе профессиональной социализации ценностных установок в сторону бюрократизации, формализации их деятельности. Это влечет за собой снижение эффективности муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL CONCEPTS OF RESEARCH OF PROCESS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF MUNICIPAL EMPLOYEES

The review of the main methodological approaches to research of process of professional socialization of municipal employees is provided in article. Peculiar features of institute of municipal service as type of professional activity are defined, the major factors having impact on formation of such social and profes-sional group as municipal employees are revealed. Relevance of a subject of research is caused by need of local government for providing authorities on plac-es municipal employees, high qualification with crea-tive thinking, due level of professionalism. The pur-pose of article was definition of the main components of professional socialization of municipal employees. The author to them carried cognitive, valuable and motivational and identification factors. In article the conclusion is drawn that the main problems demand-ing overcoming are insufficient competence of munic-ipal employees, lack of accurate system of an assess-ment of activity of municipal employees, shift in the course of professional socialization of valuable instal-lations towards bureaucratization, formalization of their activity. It involves decrease in efficiency of mu-nicipal management.

Текст научной работы на тему «Теоретические концепты исследования процесса профессиональной социализации муниципальных служащих»

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

УДК 316.334.55/56 ЛУЦЕНКО Ольга Евгеньевна,

Северо-Кавказского федерального университета, г.

Ставрополь, Россия

soc.ncfu@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В статье приведен обзор основных методологических подходов к исследованию процесса профессиональной социализации муниципальных служащих. Определены специфические черты института муниципальной службы как вида профессиональной деятельности, выявлены основные факторы, оказывающие влияние на формирование такой социально-профессиональной группы, как муниципальные служащие. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью местного самоуправления в обеспечении органов власти на местах муниципальными служащими высокой квалификации, с творческим мышлением, должным уровнем профессионализма. Целью статьи явилось определение основных компонентов профессиональной социализации муниципальных служащих. Автором к ним отнесены когнитивный, ценностно-мотивационный и идентификационный факторы. В статье делается вывод, что основными проблемами, требующими преодоления, являются недостаточная компетентность муниципальных служащих, отсутствие четкой системы оценки деятельности муниципальных служащих, смещение в процессе профессиональной социализации ценностных установок в сторону бюрократизации, формализации их деятельности. Это влечет за собой снижение эффективности муниципального управления.

Ключевые слова: профессия, муниципальные служащие, институт муниципальной службы, профессиональная социализация, социальная идентичность, карьерные ориентации, вторичная социализация, уровень профессионализации.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-182-186

LUTSENKO Olga E.,

North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia

soc.ncfu@yandex.ru

THEORETICAL CONCEPTS OF RESEARCH OF PROCESS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF MUNICIPAL EMPLOYEES

The review of the main methodological approaches to research of process of professional socialization of municipal employees is provided in article. Peculiar features of institute of municipal service as type of professional activity are defined, the major factors having impact on formation of such social and professional group as municipal employees are revealed. Relevance of a subject of research is caused by need of local government for providing authorities on places municipal employees, high qualification with creative thinking, due level of professionalism. The purpose of article was definition of the main components of professional socialization of municipal employees. The author to them carried cognitive, valuable and motivational and identification factors. In article the conclusion is drawn that the main problems demanding overcoming are insufficient competence of municipal employees, lack of accurate system of an assessment of activity of municipal employees, shift in the course of professional socialization of valuable installations towards bureaucratization, formalization of their activity. It involves decrease in efficiency of municipal management.

Keywords: profession, municipal employees, institute of municipal service, professional socialization, social identity, career orientations, secondary socialization, professionalizing level.

Ключевым направлением развития института местного самоуправления и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные управленческие механизмы, является формирование адекватного предъявляемым общественным запросам института муниципальной службы. Новейшее законодательство о муниципальной службе Российской Федерации, базируясь на положениях Конституции РФ, состоит из Федерального закона от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» и обширного массива нормативных правовых актов различной юридической силы, в том числе и муниципальных нормативных правовых актов. Однако эффективное функционирование муниципального управления во многом обеспечивается институтом муниципальной службы, поэтому создание совершенного законодательства - одно, но не единственное из условий эффективности института муниципальной службы. Оно с необходимостью должно воплотиться в конкретную профессиональную деятельность лиц, занимающих муниципальные должности.

Современный подход к пониманию муниципальной службы, ее сущности сформировался в нашей стране, как и сам соответствующий институт, лишь в 90-х гг. ХХ в. Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» в ст. 2 определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Но помимо легального определения необходимо выделять, по мнению О. Фомина и

О. Байдаловой, еще и социологическую составляющую личности муниципального служащего, которую следует изучать в соответствии с социально-демографическими и социальнопсихологическими характеристиками и особенностями [1, с. 135]. В свою очередь, Г. Грызунова отмечает тот факт, что степень эффективности изменений в государственной и муниципальной службе зависит от таких факторов, как готовность работников к овладению новыми знаниями и образцами коммуникации, к совершенствованию личностных свойств и профессиональных качеств для профессионального роста [2].

- 182 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

На настоящем этапе развития российского общества и государства институт муниципальной службы нуждается в комплектовании его системой служащих новой формации и квалификации, обладающих инновационными качествами, креативным мышлением, развитым мировоззрением, культурой, высоким уровнем профессионализма. Однако анализ кадровой ситуации института муниципальной службы свидетельствует о недостаточном уровне эффективности профессиональной социализации муниципальных служащих. На недостаточный уровень профессионализма государственных и муниципальных служащих указывают многочисленные данные. В частности, Д. Абакаров отмечает, что 60% экспертов оценивают профессиональный уровень государственной службы Брянской области как относительно низкий [3, с. 125]. Причем, Д. Абакаров считает полученные данные правомерными не только для государственных служащих всех регионов РФ, но и для муниципальных.

В социологической литературе под профессиональной социализацией обычно понимают процесс интернализации личностью профессиональной культуры, присущей данному обществу, посредством трансляции ее ценностей, традиций, норм профессионального поведения, его интеграцию в профессиональную общность. При исследовании специфики профессиональной социализации муниципальных служащих необходимо учитывать, что институт муниципальной службы создан для решения вопросов местного значения, то есть вопросов, решение которых направлено на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом учитываются его интересы, исторические и иные особенности местных традиций, что формирует основную тенденцию в деятельности института муниципальных служащих, определяемую как клиентская ориентация. Кроме того, являясь новым видом службы, муниципальная формируется в тесной связи с процессами становления и трансформации местного самоуправления - формы публичной власти. Муниципальная служба обладает как общими для всех видов служебной деятельности признаками, так и особенными, обусловленными специфическими характеристикам института местного самоуправления. К числу последних В. Фадеев, например, относит следующие:

- она учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

- имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления;

- имеет определенную преемственность с институтом государственной службы [4].

Представляется, что вышеозначенные специфические признаки института муниципальной службы оказывают существенное влияние и должны учитываться при исследовании процессов профессиональной социализации муниципальных служащих. Современные социологи рассматривают российский институт муниципальной службы в рамках традиционной веберовской модели рациональной бюрократии и теории стратификации общества, согласно положениям которых социальный статус личности зависит не только от экономических и политических показателей, но определяется и показателями социальными (престиж) [5, с. 170]. При этом, следуя положениям социально-конструктивистского подхода, профессиональную социализацию необходимо рассматривать как второй этап процесса социализации (так называемую вторичную социализацию). Она связанна с процессом вхождения индивида в специфически организованную профессиональную среду. Деятельность в этой среде обеспечивает его долю «богатства, власти, престижа», то есть индивид обретает определенный статус с его правами и обязанностями.

Также изучение процессов профессиональной социализации требует исследования профессиональной идентификации муниципальных служащих, теоретической основой анализа которой выступает теория социальной идентичности. Ранее было отмечено, что профессиональная социализация является вторичной социализацией, а социальная идентификация «второго порядка» связана не со статусом члена общества вообще, а со статусом «носитель конкретных профессиональных функций, которые возникли в данном обществе как результат процесса разделения труда.

По мнению В.Р. Орестовой, основными идентификационными процессами для муниципальных служащих являются следующие: самоидентификация личности в качестве муниципального служащего, идентификация с профессиональной группой, идентификация служащего в общественном мнении [6, с. 110].

Уровень профессионализации в социологической литературе исследуется в рамках субъектно-деятельностного подхода, который ориентирован на реализацию ценностей, смыслов, профессионализма служащих в действиях и поступках. Л. Дмитриева, в частности, выделяет в рамках субъектно-деятельного подхода следующие структурные компоненты карьерных ориентаций служащих:

- 183 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

- мотивационно-ценностный компонент, где исследуются ценностные ориентации, определяющие и моделирующие профессиональную служебную деятельность;

- когнитивный компонент, в рамках которого выявляются карьерные смысловые ориентации, реализуемые в процессе профессионального развития;

- операциональный компонент, отражающий личностные и профессионально важные качества муниципального служащего [7, с. 96].

При изучении мовивационно-ценностного компонента карьерных ориентаций муниципальных служащих определенный интерес представляет типологическая модель мотивации В.И. Герчикова, согласно которой выделяется четыре достижительных типа мотивации (инструментальный, профессиональный, патриотический и хозяйский) и один избегательный (люмпенизированный). Основу каждого них составляет смыслообразующий мотив и комплекс возможных средств его удовлетворения. По В. Герчикову, в инструментальном типе отражается активная ориентация на заработок, выступающий средством обеспечения всех потребностей, которые лежат за пределами профессиональной деятельности. Профессиональный тип включает потребности, которые связаны с процессом самореализации через содержание труда. Это происходит как реализация способностей, стремление к повышению квалификации, как активность и инициатива, возможность творчества. Патриотическому типу присущ комплекс коллективистских ориентаций: это, прежде всего, работа в команде, взаимодействие, взаимоотношения с коллегами и руководством, участие в общем деле и т.д. В хозяйском типе прослеживается реализуемое стремление к максимальной самостоятельности в труде, к готовности добровольного «взваливания» на себя всей полноты ответственности (в том числе и за работу других), к неприятию контроля и к нацеленности на результат труда, а не только на сам процесс и внешние по отношению к нему вознаграждения. Как следствие неразвитости этих четырех групп достижительных мотивов выступает избегательность, характеризующаяся следующими факторами: стремлением к минимизации личных усилий, сохранением здоровья, следованием традициям и избеганием личной ответственности [8, с. 28].

Н. Вяткина в качестве основной составляющей социального образа менеджера предложила социально-статусные характеристики, в частности показатель успешности. Были выявлены пять факторов, влияющих на социальную успешность менеджеров, а именно:

- 1-й фактор интерпретируется как представление об успехе в разрезе душевной гармонии, внутренней свободы и независимости от внешних оценок и обстоятельств;

- 2-й фактор интерпретируется как исключительно материальное, меркантильное и даже беспринципное представление об успехе, дающем общественное признание, - «богатство любой ценой»;

- 3-й фактор рассматривает успех с точки зрения свободы для творческой самореализации личности, независимости от внешних обстоятельств и ориентации на свой внутренний мир;

- 4-й фактор увязывает достижение успеха через материальный достаток, которого добиваются собственными усилиями в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами;

- 5-й фактор отражает ориентацию на успех как полезность деятельности человека для общества независимо от материального эффекта этой деятельности [9, с. 105].

С учетом изложенного, можно солидаризоваться с позицией В. Звягинцевой о том, что принципиальным компонентом процесса профессиональной социализации является самоактуализация как полная реализация изначального потенциала личности в профессиональной сфере [10, с. 113].

Профессиональную социализацию можно определить как многофакторный и многоуровневый процесс усвоения человеком профессиональной культуры общества, интеграцию в систему профессиональных отношений посредством трансляции профессиональных ценностей, традиций, норм профессионального поведения. Результаты многочисленных социологических исследований указывают на недостаточный уровень компетентности российских чиновников. В. Оболонский по данному поводу жестко замечает, что «во Франции государственная служба, наверное, раз в 25 выше по эффективности» [11,43] В качестве факторов, негативно влияющих на эффективность муниципального управления, можно выделить: некомпетентность лиц, принимающих решения, отсутствие у чиновников мотивации на оказание качественных услуг гражданам и бизнесу, заинтересованность чиновников в получении взяток, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации деятельности, инерционность, консерватизм, слабая чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни, подмена личной ответственности сложным механизмом бюрократических согласований принимаемых решений. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2012 г., в общественном мнении преобладает позиция, что «чиновники - это беспринципные люди, действующие исключительно в своих интересах, использующие служебное положение для достижения собственной выгоды» (без-

- 184 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________

условно согласны с этим утверждением 25% респондентов, скорее согласны - 43%) (http://wciom.ru/).

Представляется, что современное кадровое состояние института муниципальной службы, его восприятие обществом актуализирует необходимость разработки и внедрения систем анализа и оценки личностных, психологических, деловых, профессиональных качеств как лиц, претендующих на занятие муниципальной должности, так и являющихся муниципальными служащими. Предусмотренные действующим законодательством механизмы конкурсного отбора и аттестации не предусматривают, какие конкретно качества и по какой методике должны оцениваться. Например, с 2000 г. во всех странах Европейского союза для оценки эффективности государственного и муниципального управления используется «Общая схема оценки» (модель Common Assessment Framework - CAF), которая зарекомендовала себя в качестве простого и эффективного инструмента, позволяющего осуществить оценку, анализ и повышение эффективности государственной службы. Это подтверждает опыт более 900 организаций сферы государственного и муниципального управления. В России в порядке эксперимента европейская модель CAF используется в практике деятельности органов местного самоуправления Ивановской области. При этом в качестве ключевой цели обозначено внедрение в сферу административного управления качеством метода самооценки (переход от цепочки «планируй - делай» к циклу «планируй - делай - проверяй - воздействуй»); обеспечение обменом опытом и изучение лучшей практики между организациями бюджетной сферы [12, с. 139].

В заключение хотелось бы отметить, что муниципальные служащие являются относительно новой социально-профессиональной группой в структуре современного российского общества, деятельность которых отличает управленческо-коммуникативный и инновационный характер. В качестве основных компонентов профессиональной социализации муниципальных служащих можно выделить: когнитивный -профессиональные знания; ценностно-

мотивационный - карьерные ориентации; идентификационный - профессиональная идентификация.

Анализ современного состояния кадровой составляющей института местного самоуправления выявил проблемы недостаточной компетентности муниципальных служащих, отсутствие четкой системы оценки их деятельности, смещение в процессе профессиональной социализации ценностных установок в сторону бюрократизации, формализации их деятельности, что противоречит самой сущности института муниципальной службы, негативно влияет на эффективность муниципального управления в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Байдалова О., Фомин О. Социологический портрет муниципального служащего // Власть. - 2012. - № 6. - С. 135139.

2. Гоызунова В. Культуроцентричность образования как способ профессиональной социализации государственных служащих [эл. ресурс: http://www.rusnauka.com/NPM_2006/Psihologia/14_gryzunova.doc.htm].

3. Абакаров Д. Уровень профессионализма государственных служащих в контексте социальных изменений // Власть. - 2013. - № 5. - С. 124-129.

4. Фадеев В.И. Муниципальная служба в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. - М, 1998. - С. 106-107.

5. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 169-183.

6. Орестова В.Р. Опережающая идентификация муниципального служащего // Муниципальная служба. - 2007. -№ 2.

7. Дмитриева Л. Карьерные ориентации государственного служащего в системе власти и управления // Власть. -2012. - № 2. - С. 96-98.

8. Герчиков В. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. - М., 2008.

9. Вяткина Н. Факторы успешности и идеальные типы менеджеров среднего звена // Власть. - 2015. - № 5. - С. 104-108.

10. Звягинцева В. Профессиональная социализация студентов в условиях глобализации // Власть. - 2012. - № 11. -С. 113-116.

11. Плискевич Н. Бюрократия как проблема // Общественные науки и современность. - 2012. - № 4. - С. 39-61.

12. Вырупаева Т. О принципах российской государственной службы в контексте применения зарубежного опыта // Социологические исследования. - 2013. - № 9. - С. 137-140.

REFERENCES

1. Baydalova O., Fomin O. Sotsiologichesky portrait of the municipal employee [Sotsiologicheskiy portret munitsipal'nogo sluzhashchego]. Vlast' =Power. 2012. No. 6. Pр. 135-139. (inRuss.).

2. Gryzunova V. Kulturotsentrichnost of education as way of professional socialization of public servants [Kul'turotsentrich-nost' obrazovaniya kak sposob professional'noy sotsializatsii gosudarstvennykh sluzhashchikh]. http://www.rusnauka.com/NPM_2006/Psihologia/14_gryzunova.doc.htm. (inRuss.).

- 185 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

3. Abakarov D. Uroven of professionalism of public servants in the context of social changes [Uroven' professionalizma gosudarstvennykh sluzhashchikh v kontekste sotsial'nykh izmeneniy]. Vlast' =Power. 2013. No. 5. Pp. 124-129. (inRuss.).

4. Fadeyev V.I. Municipal service in the Russian Federation [Munitsipal'naya sluzhba v Rossiyskoy Federatsii]. Local government: modern Russian experience of legislative regulation. Moscow, 1998. Pp. 106-107. (inRuss.).

5. Weber M. The basic concepts of the stratification [Osnovnye ponyatiya stratifikatsii]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 1994. No. 5. Pp. 169-183. (inRuss.).

6. Orestova V.R. The advancing identification of the municipal employee [Operezhayushchaya identifikatsiya munitsi-pal'nogo sluzhashchego]. Munitsipal'naya sluzhba = Municipal service. 2007. No. 2. (inRuss.).

7. Dmitriyev L. Career orientations of the public servant in system of the power and management [Kar'ernye orientatsii gosudarstvennogo sluzhashchego v sisteme vlasti i upravleniya]. Vlast' =Power. 2012. No. 2. Pp. 96-98. (inRuss.).

8. Gerchikov V. Human resource management: the worker - the most effective resource of the company [Upravlenie per-sonalom: rabotnik - samyy effektivnyy resurs kompanii]. Moscow, 2008. (inRuss.).

9. Vyatkina N. Factors of success and ideal types of middle managers [Faktory uspeshnosti i ideal'nye tipy menedzherov srednego zvena]. Vlast' = Power. 2015. No. 5. Pp. 104-108. (inRuss.).

10. Zvyagintseva V. Professional socialization of students in the conditions of globalization [Professional'naya sotsializatsiya studentov v usloviyakh globalizatsii]. Vlast' = Power. 2012. No. 11. Pp. 113-116. (inRuss.).

11. Pliskevich N. Bureaucracy as a problem [Byurokratiya kak problema]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social sciences and present. 2012. No. 4. (inRuss.).

12. Vyrupayeva T. About the principles of the Russian public service in the context of application of foreign experience [O printsipakh rossiyskoy gosudarstvennoy sluzhby v kontekste primeneniya zarubezhnogo opyta]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2013. No. 9. Pp. 137-140. (inRuss.).

Информация об авторе

Луценко Ольга Евгеньевна, соискатель ка-федpы социологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Россия soc.ncfu@yandex.ru

Получена: 21.10.2015

Для цитирования статьи: Луценко О. Е. Теоретические концепты исследования процесса профессиональной социализации муниципальных служащих.

Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

Information about the author

Lutsenko Olga E., Competitor of Department of Sociology North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia soc.ncfu@yandex.ru

Received: 21.10.2015

For article citation: Lutsenko O. E., Theoretical concepts of research of process of professional socialization of municipal employees. [Teoret-icheskiye kontseptsii issledovaniya protsessa professional'noy sotsializatsii munitsipal'nykh sluzhashchikh]. Krasnodar. Istoricheskaya i sot-sial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. ^m 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

186 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.