УДК OO1
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ГУМАНИТАРНЫХ ОСНОВАНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
PROBLEM OF MANIN THE HUMANITARIAN FOUNDATIONS OF MODERN SCIENCE
Попова Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент,
помощник начальника академии (по международному сотрудничеству) -руководитель группы международного сотрудничества, Академия управления МВД России [email protected]
Килясханов Магомед Хизриевич
кандидат философских наук, доцент,
представитель МВД России в Республике Таджикистан [email protected]
Тищенко Александр Викторович
соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Гребенюк Диана Валерьевна
соискатель кафедры философии и социологии, Адыгейский
государственный университет [email protected]
Корсаков Александр Николаевич
соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Tatyana V. Popova
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Assistant Head of the Academy (on international cooperation) -Team Leader international cooperation, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Magomed H. Kalashnov
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Representative of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Tajikistan [email protected]
Alexander V. Tishchenko
Applicant,
Yessentuki Institute
of Management, Business and Law
Diana V. Grebenyuk
Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adygea State University [email protected]
Alexander N. Korsakov
Applicant,
Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Аннотация. Наука как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности, отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов духовной деятельности. В общем содержании, гуманизация науки означает, что в числе, внешних ориентиров научного поиска вопросы, связанные с человеком, становятся определяющими, системообразующими. В статье рассматриваются авторские подходы, раскрывающие потенциал гуманитарных оснований современной науки в проблеме развития человека и общества.
Ключевые слова:
наука, общество, человек, ценности, самосознание
Annotation. Science as the production of knowledge is a specific form of activity, different from both activities in the field of material production and other types of spiritual activity. In General, the humanization of science means that among the external reference points of scientific research, issues related to man become defining, system-forming. The article considers the author's approaches that reveal the potential of the humanitarian foundations of modern science in the problem of human and social development.
Keywords: science, society, person, values, self-awareness.
Наука как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности, отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов духовной деятельности. В общем содержании, гуманизация науки означает, что в числе внешних ориентиров научного поиска вопросы, связанные с человеком, становятся определяющими, системообразующими. Гуманитаризация науки - это проникновение ценностей, критериев гуманитарного познания в структуру других видов научной деятельности (естествознания, технических наук), т.е. изменение внутренних идеалов науки в целом. Трансформация представлений о научной объективности, которая происходит в последнее время, предусматривает необходимость учета субъективных аксиологических факторов в научном исследовании.
Исходные легитимные основания научного исследования проблемы человека в современном государстве и обществе установлены в действующем законодательстве. Как определено во второй статье главы 1 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1]. Соответственно, в свете государственного подхода гуманистическая ориентация науки определяет гуманитаризацию современной картины мира, власти, управления, культуры, всего общественного сознания. Исторически признанная ценность познавательной функции задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.
К широко трактуемой в современной науке теме сущности и предназначения человека, в том числе по вопросам о роли науки в принятии социально значимых решений обращают своё внимание многие авторы. В этом числе Н.Н. Авдеева, А.И. Бардаков, Б.Н. Бессонов, Л.Г. Борт-никова, Б.А. Гунзунова, А.А. Гусейнов, Л.В. Денисова. А.В. Завражин, Н.А. Ильинова, Т.В. Козырева, Л.Я. Курочкина, О.В. Летов, С.А. Лишаев, Н.Н. Моисеев, А.Л. Никифоров, Г.В. Ожиганова, Д.Б. Петрова, Л.А. Петрова, С.И. Платонова, Я.Ю. Просперини, В.А. Ремизов, М.В. Родина, Г.Ф. Ручкина, В.С. Садовская, Е.В. Соловьёва, В.С. Степин, М.И. Тарасова, И.А. Тюплина, Д.И. Фельдштейн, И.Ю. Филиппова, И.В. Фролова, И.А. Хапчаев, А.А. Цыцарев, С.А. Чазова, М.Д. Щелкунов. В ряде научных исследований доказано, что гуманитарная образованность человека - один из ключевых факторов формирования и развития гуманитарной культуры, социальной, профессиональной уверенности и ответственности. Гуманитарная культура имеет не только общественное значение, обеспечивая сохранение и выживание человека как субъекта культурно исторического процесса, но и обладает исключительным индивидуально-личностным предназначением.
Современные исследователи достаточно аргументировано полагают, что причины многих проблем, с которыми сталкивается общество, носят антропогенный характер. Актуальная формулировка проблемы человека в гуманитарных основаниях современной науки обращена к оформлению мотивов, ценностных оснований его деятельности по условиям характера социального бытия, а также, по установкам психологии, воспитания, образования, профессиональных предпочтений человека, как субъективных факторов, определяющих его развитие.
Исследование проблемы регулирующей роли самосознания человека затрудняется различиями в понимании содержания саморегуляции. Зачастую, об эффектах саморегуляции судят по самому факту происходящих изменений самосознания и поведения, обходя вопрос о психологических механизмах феномена саморегуляции. Не менее острым является вопрос о самом существовании специфических регуляторных процессов. Когда такая постановка вопроса игнорируется, в качестве механизма саморегуляции рассматривается изменение координа-
ции психологических процессов и состояний, приводящее к изменению регулируемых переменных активности человека.
По условиям научной и практической динамики развития, человек создает особую внутреннюю среду, которая имеет свойства предметов природы и, в тоже время, природой не создается, а создается человеком. Человек и его личность создается такой искусственной средой, но существование его в этой среде - проблематично, т.к. такая среда не может существовать, воспроизводиться, продолжать свое существование сама собой, без человека. Становление человека в личностном измерении связано с созданием организованных внутренних структур, которые своей работой воспроизводят на биологическом материале человеческие возможности -личностные действия, требующие определенных усилий со стороны человека.
Усилие проявляется, с одной стороны, как действие воли, а с другой стороны, оно возникает в процессе размышления об этой абстракции, т.е., данная конструкция как факт личностного новообразования порождается через внутреннее волевое усилие, а также она создается актом мышления и вне этого акта не существует. В свою очередь, на макро - уровне, в системе форм общественного сознания, логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.
Как отмечает А.В. Завражин: «Уникальность современного положения гуманитаризации всех сторон жизни общества заключается в том, что, в отличие от естественных наук, современные «науки о человеке» лишены какой бы то ни было объективной основы, делающей возможным появление самого феномена «знание». В свою очередь, гуманитарное знание на протяжении истории своего существования обладало достаточно прочной основой, позволяющей ему оформиться в особую сферу духовной культуры человечества со своим языком, мировоззрением, системой правил и отношений» [2].
Ситуация усилившейся неопределенности будущего вызывает необходимость гуманитарной экспертизы, которая вносит ценностное измерение в научно-технический процесс, прежде всего, в контексте переоценки, что позволяет рассчитывать на уменьшение гуманитарных рисков. Необходимо отметить, что основными признаками научного познания являются проблемность, предметность, методологичность, доказательность, объективность и систематичность. При этом сохраняют актуальность такие методы познания, как анализ, методы опроса: анкетирование, интервью, тестирование, метод социометрии, требующий применения математических средств к изучению социальных явлений.
По нашему мнению, на фоне возрастания нормативно-ценностной ориентации гуманитарных наук, теория и методология исследования проблемы современного человека предполагает следующие основания:
- обоснование логики построения для общих и частных философских концепций человека, выявление и анализ их методологической значимости в современных условиях;
- социально-культурный контекст становления, оценки и переоценки новой научной картины мира;
- обобщение рациональных теоретических предпосылок обоснования современной научной картины мира;
- теоретическое моделирование фрагментов становления новой научной картины мира, позволяющее уточнить предметное поле, статус гуманитарных наук;
- выявление гносеологической специфики гуманитарного познания и последующее определение статуса и роли гуманитарных наук в формировании познавательных и поведенческих императивов современного человека.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Закреплённый в общественном развитии потенциал, влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики. Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, статусно определенным сообществом. Ведущая цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера исследователи приводят экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для
общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности.
Отечественные авторы установили, что разностороннее постижение природы человеческих поступков, механизмов его мотиваций, ценностно-мировоззренческих оснований деятельности всё больше определяет предметное поле гуманитарных оснований науки. В культурологическом содержании особое значение для методологии гуманитарных наук приобретает рассмотрение коммуникативных процессов, феномена диалога и анализ специфики понимания различных текстов, произведений искусства, литературы, музыки. Соответственно, наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также, это показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Таким образом, в перспективах исследования гуманитарных оснований современной науки о человеке и обществе определяются системные приоритеты саморазвития. Многомерный мир человека предполагает целостный подход, выявление его космических, биологических, социальных, психологических, культурных, экологических граней в объективно представленном единстве. Перспективы решения множества задач социального гуманитарного развития связаны с определением смысла человеческой жизнедеятельности на основе установления биосферных функций человека. С научным анализом соответствия человеческой активности показателям устойчивого развития, этическим, правовым и другим канонам гармонизации социально-экономического, культурного, экологического развития. В проблемной сфере поиска и определения императивов общественного развития достаточно оптимистично звучит тезис о том, что наука дала нам знание об окружающем мире и вооружила средствами его позитивного преобразования.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) Глава 2. Ст. 37. П. 1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Завражин А.В. Современное гуманитарное познание и гуманитарные науки // Человеческий капитал и проблемы образования. Вестник МИЭП. 2016. № 3(24). С. 51-59.
3. Бучило Н.Ф. История и философия науки : учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. М. : Проспект, 2016. 432 с.
4. Бессонов Б.Н. История и философия науки : учебное пособие для магистров / Б.Н. Бессонов. Люберцы : Юрайт, 2016. 394 с.
5. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи; Пер. с англ. О.В. Захаровой // Прогресс. М., 1986.
6. Степин В.С. Философия и методология науки. М. : Академический проект, 2015. 716 с. Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by populär vote December 12. 1993) (subject to amendments made by the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30 Dec. 2008 № 6-FKZ, from 30 Dec. 2008 № 7-FKZ, from February 5, 2014 № 2-FKZ, from July 21, 2014 № 11 -FKZ) Chapter 2. St. 37. P. 1 // SOBR. Za-konodatelstva ROS. Confederations. 2014. № 31. St. 4398.
2. Zavrazhin A.V. Modern humanitarian knowledge and Humanities / / Human capital and problems of education. Bulletin of the MIEP. 2016. № 3(24). P. 51-59.
3. Buchilo N.F. History and philosophy of science : textbook / N.F. Buchilo, I.A. Isaev. M. : Prospect, 2016. 432 p.
4. Bessonov B.N. History and philosophy of science : textbook for masters. Lyubertsy : yurayt, 2016. 394 p.
5. Pechchei A. Human qualities. Translated from English by O.V. Zakharova // Progress. M., 1986.
6. Stepin V.S. Philosophy and methodology of science. M. : Academic project, 2015. 716 p.