Научная статья на тему 'САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ВРАЧА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ВРАЧА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ШКОЛА МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумаков В. И., Чумаков И. В.

Цель. Статья посвящена анализу опыта разработки и апробации системы акмеологической подготовки студентов медицинского университета, основанной на технологии Школы молодого преподавателя. Цель заключается в обобщении педагогического опыта преподавателя куратора Школы мастерства и Школы молодого преподавателя медицинского университета, раскрытии стратегии и методики саморазвития обучающихся в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа. Материал и методы. Применение методов теоретического анализа и оценки информации, полученной в процессе изучения научно-методической литературы, сравнения, группировки данных, обобщения позволило обосновать акмеологические основы Школы молодого преподавателя и Школы мастерства кафедры как элемента персонализированного обучения студентов 1-5 курсов медицинского университета. В исследовании участвовали 239 респондентов - студентов очной и заочной форм обучения. Результаты. Представленная система образовательной траектории, основанной на акмеологической модели саморазвития студента, интегрирует характеристики, присущие персонализированному обучению: самомотивацию, двойное целеполагание занятия, самопознание и самопрогнозирование. Экспертная оценка (профессоров и доцентов ВолгГМУ) и самооценка результатов педагогического опыта, интерпретация данных, полученных в процессе анкетирования студентов, свидетельствуют, что разработанная система успешно прошла апробацию. Заключение. Разработан персонализированный акмеологический подход к обучению студентов-медиков педагогике и студентов направления "социальная работа" дисциплинам, при котором индивидуальная траектория освоения профессионально-педагогических компетенций обусловливается результатами формирования субъектной позиции студента, организации учебного процесса как акмеологическая персонализированная педагогическая технология, которая может рассматриваться как инновационный педагогический подход в медицинском ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT OF A STUDENT - A FUTURE DOCTOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MEDICAL UNIVERSITY

Aim. The article is devoted to the analysis of the experience of developing and testing the system of acmeological training of medical university students based on the Young Teacher School technology.The aim was to generalize the pedagogical experience of the teacher curator of the School of Mastery and the Young Teacher School of the Medical University, to reveal the strategy and methods of selfdevelopment of students in the educational environment of a medical university. Material and methods. The use of methods of theoretical analysis and evaluation of information obtained in the process of studying scientific and methodological literature, comparison, grouping of data, generalization made it possible to substantiate the acmeological foundations of the Young Teacher School and the School of Mastery as an element of personalized learning for 1-5-year students of a medical university. The study involved 239 respondents - full-time and parttime students. Results. The presented educational system, based on the acmeological model of student self-development, integrates the characteristics inherent in personalized learning: self-motivation, dual desirability of the lesson, self-knowledge and self-prediction. Expert assessment (professors and associate professors of Volgograd State Medical University), and self-assessment of the results of pedagogical experience, interpretation of the data obtained in the process of questioning students, indicate that the developed system has been successfully tested. Conclusion. We developed a personalized acmeological approach to teaching medical students pedagogy, as well as teaching students of the "social work" direction disciplines, in which the individual trajectory of mastering professional and pedagogical competencies is determined by the formation of the student’s subject position, the organization of the educational process as an acmeological personalized pedagogical technology, which can be considered as an innovative pedagogical approach in medical school.

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ВРАЧА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(S5):3500. doi:10.15829/1728-8800-2022-3500 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

ш

РОПНИЗ

%0j

Hl ,

«мин

V9

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Саморазвитие студента — будущего врача в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа

Чумаков В. И.1, Чумаков И. В.2

:ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России. Волгоград; 2ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет". Волгоград, Россия

Цель. Статья посвящена анализу опыта разработки и апробации системы акмеологической подготовки студентов медицинского университета, основанной на технологии Школы молодого преподавателя. Цель заключается в обобщении педагогического опыта преподавателя куратора Школы мастерства и Школы молодого преподавателя медицинского университета, раскрытии стратегии и методики саморазвития обучающихся в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа.

Материал и методы. Применение методов теоретического анализа и оценки информации, полученной в процессе изучения научно-методической литературы, сравнения, группировки данных, обобщения позволило обосновать акмеологические основы Школы молодого преподавателя и Школы мастерства кафедры как элемента персонализированного обучения студентов 1-5 курсов медицинского университета. В исследовании участвовали 239 респондентов — студентов очной и заочной форм обучения. Результаты. Представленная система образовательной траектории, основанной на акмеологической модели саморазвития студента, интегрирует характеристики, присущие персонализированному обучению: самомотивацию, двойное целеполагание занятия, самопознание и самопрогнозирование. Экспертная оценка (профессоров и доцентов ВолгГМУ) и самооценка результатов педагогического опыта, интерпретация данных, полученных в процессе анкетирования студентов, свидетельствуют, что разработанная система успешно прошла апробацию.

Заключение. Разработан персонализированный акмеологический подход к обучению студентов-медиков педагогике и студентов направления "социальная работа" дисциплинам, при котором индивидуальная траектория освоения профессионально-педагогических компетенций обусловливается результатами формирования субъектной позиции студента, организации учебного процесса как акмеологическая персонализированная педагогическая технология, которая может рассматриваться как инновационный педагогический подход в медицинском ВУЗе.

Ключевые слова: акмеология, школа молодого преподавателя, персонализированное обучение, педагогическая подготовка.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 02/12-2022 Рецензия получена 14/12-2022 Принята к публикации 16/12-2022

Для цитирования: Чумаков В. И., Чумаков И. В. Саморазвитие студента — будущего врача в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5Б):3500. 1^:10.15829/1728-8800-2022-3500. ЕРЫ КОН^Р

Self-development of a student — a future doctor in the educational environment of a medical university

Chumakov V. I.1, Chumakov I. V.2

Volgograd State Medical University. Volgograd; Volgograd State Socio-Pedagogical University. Volgograd, Russia

Aim. The article is devoted to the analysis of the experience of developing and testing the system of acmeological training of medical university students based on the Young Teacher School technology. The aim was to generalize the pedagogical experience of the teacher curator of the School of Mastery and the Young Teacher School of the Medical University, to reveal the strategy and methods of self-development of students in the educational environment of a medical university.

Material and methods. The use of methods of theoretical analysis and evaluation of information obtained in the process of studying scientific and methodological literature, comparison, grouping of data, generalization made it possible to substantiate the acmeological foundations of the Young Teacher School and the School of Mastery as an element of personalized learning for 1-5-year students of a medical

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: tchumakov.vi@gmail.com

[Чумаков В. И.* — к.п.н., доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Института общественного здоровья, ORCID: 0000-0002-3119-9337, Чумаков И. В. — старший преподаватель кафедры психологии образования и развития, ORCID: нет].

university. The study involved 239 respondents — full-time and parttime students.

Results. The presented educational system, based on the acmeo-logical model of student self-development, integrates the characteristics inherent in personalized learning: self-motivation, dual desirability of the lesson, self-knowledge and self-prediction. Expert assessment (professors and associate professors of Volgograd State Medical University), and self-assessment of the results of pedagogical experience, interpretation of the data obtained in the process of questioning students, indicate that the developed system has been successfully tested.

Conclusion. We developed a personalized acmeological approach to teaching medical students pedagogy, as well as teaching students of the "social work" direction disciplines, in which the individual trajectory

of mastering professional and pedagogical competencies is determined by the formation of the student's subject position, the organization of the educational process as an acmeological personalized pedagogical technology, which can be considered as an innovative pedagogical approach in medical school.

Keywords: acmeology, young teacher school, personalized learning, pedagogical training.

Relationships and Activities: none.

Chumakov V. I.* ORCID: 0000-0002-3119-9337, Chumakov I.V. ORCID: none.

*Corresponding author: tchumakov.vi@gmail.com

Received: 02/12-2022 Revision Received: 14/12-2022 Accepted: 16/12-2022

For citation: Chumakov V. I., Chumakov I. V. Self-development of a student — a future doctor in the educational environment of a medical university. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(5S):3500. doi:10.15829/1728-8800-2022-3500. EDN KQHIZP

Введение

Непрерывное образование в течение всей жизни, провозглашенное ЮНЕСКО, и ранее существовало применительно к медицинскому образованию в России. Отправной точкой в наши дни качественного образования и воспитания высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов сферы здравоохранения выступают требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по всем направлениям подготовки. Преподавателю, реализующему образовательный процесс в медицинском ВУЗе, чтобы подготовить студентов к будущей профессиональной жизни, необходимо видение перспектив развития специальности, совершенствование не только своего мастерства, но и способствование самопознанию студента, становлению его субъектной позиции в обучении и в жизни в целом. Главными китами, на которые опирается непрерывное образование как педагогов высшей медицинской школы, так и практикующих врачей, являются:

— закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ, в котором в статье 48, пункте 1 подпункте 7, предусмотрено повышение педагогической квалификации, не реже, чем раз в 3 года;

— проект "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" государственной программы "Развитие здравоохранения" и реализуемая на портале Непрерывного Медицинского и Фармацевтического Образования Минздрава России для клиницистов — врачей и преподавателей дисциплин профессионального блока — система непрерывного профессионального образования;

— личностно-профессиональное саморазвитие.

Большинство ученых, касающихся в своих исследованиях темы вектора развития отечественного высшего медицинского образования, считают важной приверженность к изменениям на базе сохранения традиций, обоснование необходимости сохранения традиционных моральных ценностей как принципиального условия развития профессио-

нального медицинского знания и практики [1]. По мнению профессора Н. Н. Седовой, "медицина является уникальным композитным явлением, в котором соединены знания и практическая деятельность. Она есть нечто большее, чем наука и нечто большее, чем практика. Великий русский гематолог и философ А. А. Богданов говорил о прогрессивном развитии таких систем, в которых целое больше суммы составляющих их частей. Как раз такой системой является медицина. Знания и практика в ней связаны не непосредственно, а через самую важную составляющую — ценности. Именно ориентация на определенные ценности позволяет врачу принимать верные решения, опираясь на знания, формирует представления о желаемом результате его деятельности, реализует сочетание креативности и следования стандартам, стимулирует процесс постоянного самосовершенствования" [2]. Ошибки в диагностике и лечении наносят вред пациентам и их семьям по всему миру [3]. В западных странах активизировалось обсуждение проблем непомерно высоких прямых финансовых и косвенных затрат, связанных с профессиональным обучением, а также эмоционального и физического истощения студентов-медиков, растущего числа неудовлетворенных карьерой медицинских работников [4].

Коммуникативные и педагогические компетенции рассматривают среди важнейших компонентов в модели деятельности современного врача и специалиста по социальной работе. Соответствующие компетенции имеются в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по специальностям "Лечебное дело", "Стоматология", "Педиатрия", "Медицинская биохимия", "Медико-профилактическое дело", и в бакалавриате по направлению подготовки "Социальная работа". Вместе с тем профессиональные стандарты перечисленных специальностей требуют от специалиста постоянного повышения своей квалификации и саморазвития. К примеру Профессиональный стандарт врача-терапевта включает следующее:

"С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: — дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации); — формирование профессиональных навыков через наставничество; — стажировка; — использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); — тренинги в симуляционных центрах; — участие в съездах, конгрессах, конференциях, симпозиумах и других образовательных мероприятиях..."'.

Цель заключается в обобщении педагогического опыта разработки и апробации системы педагогической подготовки педагогических кадров в рамках Школы молодого преподавателя и Школы мастерства кафедры, основанных на технологии акмеологического персонализированного обучения.

Материал и методы

Эмпирической базой исследования послужила Школа молодого преподавателя — студенческий клуб "Диалог на равных", студенческий психологический клуб ^ИРРОКТМЕБ" и кафедра медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Института общественного здоровья Волгоградского государственного медицинского университета. Выборка составила 239 студентов, а также членов Школы молодого преподавателя и студентов направления "Социальная работа", изучающих на первом курсе дисциплину "Педагогика" (108 ч). Среди респондентов — студенты 1-5 курсов из них 79,5% женского пола и 20,5% мужского пола.

В работе использованы методы теоретического познания, системного анализа и оценки информации, анкетирования, сравнения, группировки данных, обобщения.

Работа выполнена без задействования грантов и финансовой поддержки от общественных, некоммерческих и коммерческих организаций

Результаты и обсуждение

Разработку системы акмеологической и персонализированной педагогической подготовки мы основывали на анализе сущности акмеологии и понятий саморазвитие и субъектность личности.

Ступень зрелости человека или так называемая вершина этой зрелости "акме" — это многомерное состояние человека, которое охватывает значитель-

1 Профессиональный стандарт Врач-терапевт. Режим доступа: https://www.rnmot.ru/public/uploads/2017/RNMOT/RNMOT/ %00%ВР%01%80%00%ВЕ%01%87%00%В5%00%В5/ %00%9Р%00%А1%20%00%В2%01%80%00%В0%01%87-% 0 1 % 8 2 % 0 0 % В 5 % 0 1 % 8 0 % 0 0 % В 0 % 0 0 % В Р % 0 0 % В5%00%В2%01%82%200112.17^ (дата обращения: 30.11.2022).

ный по времени и протяженности этап его жизни и всегда показывает насколько он состоялся как гражданин, как специалист — труженик в какой-то определенной области профессиональной деятельности, как личность. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью на протяжении всего периода зрелости. В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зрелость личности — более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией [5]. А. А. Деркач приводит определение развития личности как процесса формирования социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. В такой трактовке процесс развития представляет собой непрерывное вхождение человека в новую среду, ее освоение и самореализацию в ней и соответствует фазам адаптации, индивидуализации и интеграции. Решающую роль в развитии личности играет ее деятельность, в основном, профессиональная. Под личностно-про-фессиональным развитием понимается процесс "формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения и ее профессионализм, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях" [5]. С другой стороны, профессия врача требует длительного обучения, большого погружения в образовательный процесс и масштабного накопления практического опыта, т.е. значительных инвестиций в человеческий капитал будущего специалиста, при этом не давая быстрой отдачи в виде высоких доходов и престижа в обществе. С этих позиций она все в меньшей степени соответствует запросам современных молодых работников, которые предъявляются ими к рынку труда [6].

Философские основы самореализации личности рассматриваются в работах Чернявской Г. К., Цыреновой Л. А. и других. С точки зрения философии самореализация — это воплощение человеком личного креативного потенциала для достижения своих целей. Согласно философским концепциям, нравственность рассматривается как основа профессиональной самореализации. По мнению психологов, главный путь к самоактуализации лежит через осознание себя, своей сущности и предназначения [7].

Субъектная позиция — предполагая сложную интегративную характеристику личности субъекта, отражает ее активное и избирательное, инициативное и ответственное, а также преобразовательное отношение к самой себе, деятельности, людям, миру и жизни (Лапицкая Ю. С.); понимая данную характеристику человека как действующего лица, как основу его самостоятельности, когда по отношению к вещам, самому себе, событиям и явлениям, человек превращает их в объект, конструкцию целенаправленных преобразований, начиная рассматривать, анализировать, комбинировать, использовать их в качестве средства (Осницкий А. К.). Саморазвитие и гуманитарное знание необходимо студенту медику для того, чтобы объяснить для окружающую социальную реальность с общечеловеческих позиций, более рефлексивно осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися социальными и экономическими условиями [8].

Саморазвитием называется процесс целенаправленной работы личности над собой, предполагающий непрерывное самостановление, самоизменение профессиональных и добродетельных качеств. Саморазвитие — это сознательное управление своим развитием, определение с целями, задачами, путями, средствами самосовершенствования.

Можно обозначить следующие характеристики саморазвития студентов-медиков: процессуаль-ность — выделяются этапы и стадии саморазвития; активность личности — движущая сила и условия в самостоятельности субъекта по организации и управлению процессом саморазвития; осознанность — понимание необходимости; целеполага-ние — ориентир на высокий уровень достижений, составление необходимого плана и программы саморазвития; инновационность — стремление к исследованию, постановка и решение принципиально новых проблем и задач, включая условия неопределенности; мобильность — характеризуется готовностью к обновлению, трансформации имеющегося опыта и знаний, адаптация к новым условиям, освоение нового социального и профессионального опыта; перспективность — это готовность к продолжению медицинского образования [9].

Акмеологическая теория профессионализма предполагает движение субъекта деятельности к наиболее возможно высокой степени профессионализма, который достижим на основе профессионализма личности (совокупности ценных деловых качеств) и профессионализма деятельности, к интегральным показателям которой относится эффективность, надежность, стабильность, социальная значимость, направленность на продуктивное личностно-профессиональное развитие и творческое созидание в течение всей жизни. Поскольку в социономических профессиях лич-

ность специалиста выступает "рабочим инструментом", ее несовершенство приводит к нивелированию профессионализма, утрате профессиональной идентичности, деградации и депрофессионализации. Этому может способствовать нахождение индивида в ситуации хронического стресса. У людей экстремальных профессий, к которым мы можем отнести и врача, выявляется комплекс признаков психической дезадаптации: нервно-психические и поведенческие нарушения, нарушения эмоциональной сферы, психосоматические симптомы, низкая психическая устойчивость [10].

Следовательно, личностные качества представителей социально значимых профессий с деонто-логическим статусом должны заслуживать особого внимания ученых, поскольку, с одной стороны, они обеспечивают нормативность и успешность деятельности, но, выступая девиациями, могут препятствовать реализации профессиональной нормы и достижению "акме". В целом девиации в профессии — это ненормативные проявления в поведении, деятельности и коммуникации специалистов, нарушение функций в составе профессиональной деятельности, а также отклонения от профессионально-этической и психолого-акмеологической нормы развития как социальной и личной потребности профессионала [11]. С другой стороны, исследования показывают, что существует взаимосвязь между академической самоэффективностью, социально предписанным перфекционизмом и академическим выгоранием у студентов медицинских ВУЗов, а также определено играет ли академическая самоэффективность посредническую роль в отношениях между перфекционизмом и академическим выгоранием. В исследовании приняли участие 244 первокурсника и обучающихся второго и четвертого курсов. В качестве инструментов использовались шкалы социально предписанного перфекционизма, академической самоэффективности и академического выгорания. Академическое выгорание коррелировало с социально предписанным перфекционизмом. Выявлена отрицательная корреляция с академической самоэффективностью. Социально предписанный перфекционизм и академическая самоэффективность имели 54% объяснительной силы для академического выгорания. Когда социально предписанный перфекционизм и академическая самоэффективность одновременно использовались в качестве входных данных, академическая самоэффективность частично опосредовала взаимосвязь между социально предписанным перфекционизмом и академическим истощением. Социально предписанный перфекцио-низм отрицательно сказывается на академической самоэффективности, вызывая академическое истощение. Это говорит о том, что необходимо проводить образовательные и консультативные меро-

Рис. 2 В номинации "Лучший проект развития молодежной среды" победителем стал студент 4 курса лечебного факультета Александр Рыбин с проектом "Студенческий образовательный клуб "Диалог на равных" ВолгГМУ". Награждает ректор ВолгГМУ Владимир Вячеславович Шкарин.

приятия для повышения академической самоэффективности за счет облегчения академического выгорания студентов медицинских ВУЗов. 8ее^ег Н, е! а1. [4] оценили выраженность перфекцио-низма у вновь поступивших студентов-медиков. Высокий уровень перфекционизма связан с симптомами дистресса [4].

Акмеологический подход к обучению предполагает ориентацию на вовлеченность студентов, мониторинг их удовлетворенности и создание условий для перехода от установки "студенты как потребители" к принципу "студенты как партнеры". Это является попыткой создания нового

ценностного представления, что снижает эмоциональную нагрузку студентов во время обучения. Концептуальная модель партнерства предполагает, что студенты и преподаватели обладают равными правами и ответственностью в области качества образования и должны совместно работать над совершенствованием содержания учебных планов, методов обучения, процедур оценки. Партнерство рассматривается в контексте развития новой институциональной культуры, в которой на смену иерархической модели структуры университета приходят эгалитарные сообщества, включающие студентов, преподавателей и другой персонал [12].

Опрос, проведенный нами в Университете, показал, что существенную роль в саморазвитии студента-медика играет изучение гуманитарных дисциплин. Студенты подчёркивали, что для них важны не знания сами по себе, а умения их использовать на практике, что свидетельствует о понимании обучающимися сути акмеологического персонализированного подхода и стремлении овладеть требуемыми компетенциями. Был задан вопрос о способах повышения мотивации к обучению и саморазвитию. Одним из ключевых вопросов исследования был: "Какие формы лекций в преподавании Вам более интересны?". Были получены следующие ответы: студенты предпочитают диалоговые формы лекций, лекции с проблемным изложением, нестандартные формы лекций (бинарная, лекция-панель). Большинство же отдает предпочтение лекции-визуализации, что вполне ожидаемо, т.к. презентации удобно воспринимать визуально. По 11,8% студентов отдают предпочтение лекциям в форме сократического диалога и монологическим формам подачи учебного материала. 8,9% респондентов считают результативными лекции-пресс-конференции, 8% обучающихся симпатизируют бинарным лекциям.

Помочь студентам в освоении сложных тем и в стремлении проявить себя в качестве спикеров и лидеров призвана Школа молодого преподавателя "Диалог на равных", в рамках которого студенты в интерактивной форме учатся разбирать медицинские темы, составляют кейсы, проблемно-ориентированные вопросы. Занятия основаны на междисциплинарном подходе, т.е. каждая тема рассматривается как минимум с позиций анатомии, гистологии, биохимии и патофизиологии, обязательная постановка проблемных вопросов перед аудиторией, использование интерактива перед онлайн-аудиторией. В качестве экспертов выступают доценты и профессора ВолгГМУ (рисунки 1, 2). Занятия дополняются специально разработанными схемами — скриптами. Студентами-медиками также создан клуб поддержки студентов ^ИРРОКТМЕБ" — клуб, позволяющий определить ключевые проблемы, связанные с высоким уровнем тревожности, коммуникативной адаптации у первого курса. Цель клуба — обеспечить условие полноценной активной деятельности учебного процесса студентов-медиков после прохождения психологического клуба ^ИРРОКТМЕБ"; — научить справляться с выгоранием и тревожностью во время учебного процесса, психологическая поддержка студентов медицинского университета; —

дать: продуктивность в учебе; восстановление сил после сессии; новые знакомства; мастер-классы (дыхательные программы, медитации и т.п.); лекции с приглашенными гостями; групповые и индивидуальные психологические тренинги. На занятиях клуба студенты задавали вопросы в сфере прокрастинации, организации своего времени, как правильно справиться с тревогой и приступить к делам. Студентов заинтересовала медитация.

Заключение

Определены философские основы самореализации личности, рассмотренные в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Уточнена сущность понятия акмеология. Эксплицирована взаимосвязь между необходимостью сформированного уже со студенческой скамьи стремления человека к саморазвитию и активной позиции в жизни и требованиями законодательных актов Российской Федерации, в частности, Профессионального стандарта врач-терапевт, взятого как пример. Большое значение, по мнению опрошенных студентов, имеет методика преподавания, а также возможности применения полученных знаний и сформированных умений и навыков на практике. Понятие саморазвитие, одно из ключевых в нашем исследовании — это сознательное управление своим развитием, определение с целями, задачами, путями, средствами самосовершенствования, на основе теоретического анализа выделены характеристики саморазвития студентов-медиков.

В итоге представленный персонализированный акмеологический подход к подготовке студентов сочетает все признаки, свойственные обучению, призванному обеспечить саморазвитие и становление субъектной позиции обучающегося: мотивацию, совместное созидание, самопознание и социальное строительство. В итоге реализация данного подхода актуализировала творческий потенциал студентов на создание проектов по самообучению, самопомощи в преодолении сложностей дидактического и социально-психологического плана. Сформировалась образовательная траектория обучения студента на персонализированной и акмеологической основе, чем была достигнута цель исследования. Полученный опыт может служить основой для распространения в других медицинских ВУЗах.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Литература/References

1. Pavlov VN, Cyglin AA, Rahmatullina IR, et al. A Medical University of the 21th Century: Unity of Tradition and Innovation. Vyssheye obrazovaniye segodnya (Higher Education Today). 2018;(4):40-50. (In Russ.) Павлов В. Н., Цыглин А. А., Рахматуллина И. Р. и др. Медицинский университет XXI века: единство традиций и инноваций. Высшее образование сегодня. 2018;(4):40-50. doi:10.25586/RNU.HET.18.04.P.40.

2. Sedova NN. The concept of the development of humanitarian education at the Volgograd State Medical University. In the book Best educational practices (cases) of the Volgograd State Medical University: a collective monograph. V. V. Shkarin, V. I. Petrov, S. V. Poroysky [and others]; ed. VV. Shkarin. Volgograd: VolgGMU Publishing House, 2022. 336 p. (In Russ.) Седова Н. Н. Концепция развития гуманитарного образования в Волгоградском государственном медицинском университете. В книге Лучшие образовательные практики (кейсы) Волгоградского государственного медицинского университета: коллективная монография. В. В. Шкарин, В. И. Петров, С. В. Поройский [и др.]; под ред. В. В. Шкарина. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2022:336. ISBN: 978-5-9652-0776-3.

3. Holmboe ES, Sherbino J, Englander R, et al. A Call to Action: The Controversy of and Rationale for Competency-Based Medical Education. Medical Teacher. 2017;39(6):574-81. doi:10.1 080/0142159X.2017.1315067.

4. Seeliger H, Harendza S. Is perfect good? Dimensions of perfectionism in newly admitted medical students. BMC Med Educ. 2017; 17:206. doi:10.1186/s12909-017-1034.

5. Chupina VA. Acmeology of vocational education. Textbook. Yekaterinburg, 2019. p. 97. (In Russ.) Чупина В. А. Акмеология профессионального образования. Учебное пособие. Екатеринбург, 2019. c. 97. ISBN: 978-5-8295-0673-5.

6. Nosova MN, Nosova OV, Fadeeva OP, Shakhmatov II. Motives for choosing the profession of a doctor by representatives of different generations. Modern problems of science and education. 2019;6:29. (In Russ.) Носова М. Н., Носова О. В., Фадеева О. П., Шахматов И. И. Мотивы выбора профессии врача представителями разных поколений. Современные проблемы науки и образования. 2019;6:29. doi:10.17513/spno. 29325.

7. Biryukova NV. Self-realization and self-development of students in the conditions of specialized medical education. Modern

problems of science and education. 2022;5:30. (In Russ.) Бирюкова Н. В. Самореализация и саморазвитие обучающихся в условиях медицинского профильного обучения. Современные проблемы науки и образования. 2022;5:30. doi:1017513/spno.32069.

8. Tretyak SV. Features of humanitarian knowledge and their reflection in the methodology of organizing the educational process in a medical university In the book: Reflections on Man. Petrov VI, Sedova NN, Tabatadze GS, et al. Collective monograph. Ed. VV. Shkarin. Volgograd, 2020:173-80. (In Russ.) Третьяк С. В. Особенности гуманитарного познания и их отражение в методологии организации учебного процесса в медицинском вузе. В книге: Размышления о Человеке. Петров В. И., Седова Н. Н., Табатадзе Г. С. и др. Коллективная монография. Под общей редакцией В. В. Шкарина. Волгоград, 2020:17380. ISBN: 978-5-9652-0544-8.

9. Ronzhina NA. Self-development of medical students. Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2019;8, 2(27):375-7. (In Russ.) Ронжина Н.А. Саморазвитие студентов-медиков. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019;8, 2(27):375-7. doi:10.26140/ anip-2019-0802-0084.

10. Pogodaeva MV, Chepurko YuV, Molokova OA. Factors of professional stress of doctors and opportunities to increase adaptability to them at the stage of training at a university Bulletin of the Kemerovo State University. 2019;21, 4(80):1005-13. (In Russ.) Погодаева М. В., Чепурко Ю. В., Молокова О. А. Факторы профессионального стресса врачей и возможности повышения адаптивности к ним на этапе обучения в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21, 4(80): 1005-13. doi: 10.21603/2078-8975-2019-21-41005-1013.

11. Maysak NV, Ilyin VA. Psychological and acmeological deviations of representatives of socionomic professions. Psychological journal. 2019;(40)1:59-70. (In Russ.) Майсак Н.В., Ильин В. А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий. Психологический журнал. 2019;(40)1:59-70. doi:10.31857/S020595920002250-1.

12. Matthews KE, Lorelei AD, Turner HJ. Conceptions of Students as Partners. Higher Education. 2018;(76):957-71. doi:10.1007/ s10734-018-0257-y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.