Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(S5):3497. doi:10.15829/1728-8800-2022-3497 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)
SU
¿Йч M
РОПНИЗ
РОССИЙСКОЕ
КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Социокоммуникативная адаптация студентов первого курса в медицинском ВУЗе
Чумаков В. И.1, Шишкина Е. В.1, Чумаков И. В.
2
:ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России. Волгоград; 2ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет". Волгоград, Россия
Цель. Статья посвящена анализу проблемы социокоммуникатив-ной адаптации студентов первого курса в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа. Цель заключается в обобщении и систематизации научных взглядов на тему адаптации студентов-первокурсников, выделении критериев адаптированности студента, обосновании перспективы дальнейшего исследования избранной области научного поиска.
Материал и методы. Применение методов изучения научно-методической литературы, оценки информации, полученной в процессе теоретического анализа, сравнения, группировки данных, обобщения позволило составить авторский опросник "Оценка социоком-муникативной адаптации студентов первого курса в медицинском ВУЗе". В исследовании участвовали 338 студентов первого курса очной и заочной формы обучения Волгоградского государственного медицинского университета.
Результаты. Теоретический анализ научной литературы позволил выделить особенности функционирования студента на первом курсе в медицинском ВУЗе, обосновать социокоммуникативную адаптацию индивида как необходимое условие становления будущего специалиста. Указана роль психологического здоровья личности в процессе достижения необходимого уровня адаптированности обучающегося в условиях учебного процесса медицинского университета. Нами эксплицированы внешние и внутренние критерии адаптации обучающегося ВУЗа, на основе которых был составлен опросник. Проведенный опрос студентов, интерпретация данных, полученных в процессе анкетирования студентов-первокурсников, свидетельствует как о позитивных результатах, так и о том, что многие первокурсники ставят под сомнение свои академические успехи в начале обучения и отмечают свою недостаточную домашнюю подготовку, а также нехватку времени для различной внеучеб-ной деятельности.
Заключение. Социально-культурная адаптация студента-первокурсника представляет собой длительный многофакторный процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в медицинском ВУЗе. С другой стороны, современные профессиональные стандарты требуют от специалиста высокого уровня сформированности коммуникативных компетенций. Выявлена взаимосвязь между академической успеваемостью студента и степенью его адаптированности в специфических условиях педагогического процесса образовательной среды медицинского университета. Перспективой исследования считаем разработку модели студенческого сообщества с привлечением профессиональных психологов для организации психосоциальной помощи дезадаптированным студентам.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, социально-коммуникативная адаптация, внутренняя психологическая адаптирован-ность, коммуникативные способности, студенты первого курса, медицинский университет.
Отношения и деятельность: нет.
Поступила 28/11-2022 Рецензия получена 14/12-2022 Принята к публикации 16/12-2022
Для цитирования: Чумаков В. И., Шишкина Е. В., Чумаков И. В. Со-циокоммуникативная адаптация студентов первого курса в медицинском ВУЗе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5в):3497. (о1:10.15829/1728-8800-2022-3497. ЕРЫ 1_Р!Ш!
Social and communicative adaptation of first-year students at a medical university
Chumakov V. I.1, Shishkina E. V.1, Chumakov I. V.2
Volgograd State Medical University. Volgograd; Volgograd State Socio-Pedagogical University. Volgograd, Russia
Aim. The article is devoted to the analysis of social and communicative of first-year students at a medical university. The aim was to generalize and systematize scientific views on adaptation of first-year students, highlight the criteria for student adaptation, substantiate the prospects for further research.
Material and methods. The use of methods for studying scientific and methodological literature, evaluating information obtained during theoretical analysis, comparison, grouping of data, generalization,
*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: [email protected]
[Чумаков В. И.* — к.п.н., доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Института общественного здоровья, ORCID: 0000-0002-3119-9337, Шишкина Е. В. — к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка Института общественного здоровья, ORCID: 0000-00018620-8387, Чумаков И. В. — старший преподаватель кафедры психологии образования и развития, ORCID: нет].
made it possible to form the original questionnaire "Assessment of socio-communicative adaptation of first-year students in a medical university." The study involved 338 first-year full-time and part-time students of the Volgograd State Medical University. Results. The theoretical analysis of literature made it possible to identify the features of the functioning of a first-year student at a medical university, to substantiate the social and communicative adaptation of the individual as a necessary condition for the formation of a future specialist.
The role of mental health of an individual in the process of achieving the necessary level of adaptation in the conditions of the educational process of the medical university is indicated. We have explicated the external and internal criteria for the adaptation of a university student, on the basis of which a questionnaire was compiled. The survey of students, the interpretation of the data obtained indicates both positive results and the fact that many first-year students question their academic success at the beginning of their studies and note their insufficient home preparation, as well as lack of time for various extracurricular activities. Conclusion. Socio-cultural adaptation of a first-year student is a long multifactorial process of changing the nature of connections, the student's attitude to the content and organization of the educational process in a medical university. On the other hand, modern professional standards require a high level of communicative competence formation from a specialist. The relationship between the academic performance of a student and the degree of adaptation in the specific conditions of the pedagogical process at a medical university is revealed. We consider the development of a student community model with the involvement of professional psychologists to organize psychosocial assistance to maladjusted students as a prospect for the study.
Keywords: adaptation, maladaptation, social and communicative adaptation, internal psychological adaptation, communication skills, first-year students, medical university.
Relationships and Activities: none.
Chumakov V. I.* ORCID: 0000-0002-3119-9337, Shishkina E. V. ORCID: 0000-0001-8620-8387, Chumakov I. V. ORCID: none.
*Corresponding author: [email protected]
Received: 28/11-2022 Revision Received: 14/12-2022 Accepted: 16/12-2022
For citation: Chumakov V. I., Shishkina E. V., Chumakov I. V. Social and communicative adaptation of first-year students at a medical university. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(5S):3497. doi:10.15829/1728-8800-2022-3497. EDN LPIUBI
Введение
Актуальность заявленной темы статьи обусловлена предполагаемой взаимосвязью между степенью социокоммуникативной адаптации студентов-первокурсников и их академической успешностью. Социальную адаптацию можно рассматривать как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Адаптация к образовательной среде ВУЗа предполагает перестройку личностных характеристик, поведения и деятельности студентов как субъектов адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности студентов в целях обучения и развития.
Социокоммуникативную адаптацию учащихся можно определить как сложный процесс налаживания адекватного, т.е. без существенных потерь смысла, обмена рациональной и эмоциональной информацией с представителями принимающей стороны в ситуациях различных социальных контактов. В современном мире востребованы люди, способные осознать и понять свои ценности, использовать свой внутренний потенциал наиболее эффективно [1]. Это во многом зависит от самой личности, ее способности быстро реагировать на изменяющиеся условия. Некоторые студенты медицинского ВУЗа остаются работать в Университете, оканчивая аспирантуру. В этом случае социо-ком-муникативная адаптация молодого специалиста особенно важна. Специфика преподавания заключается в том, что "для преподавателей важно понимать механизмы выстраивания процесса обучения, нацеленного на формирование у студентов профессиональных компетенций" [2]. По В. Франклу
цель адаптации состоит в достижении позитивного духовного здоровья и согласовании ценностей личности и общества. В гуманистической психологии представлены диспозиции идеального взаимодействия личности и среды в динамике [3].
В качестве базового внешнего (объективного) критерия адаптации традиционно рассматривается продуктивность деятельности, в случае адаптации к образовательной среде — успеваемость студентов по итогам первого семестра. Внутренним (субъективным) критерием социальной адаптации является удовлетворенность процессом обучения, учебной программой, учебными отношениями [4].
Адаптированность студентов к обучению в ВУЗе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов: 1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в ВУЗе; 2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям; 3) способность придавать происходящему в ВУЗе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей. Социокоммуникативная адаптированность первокурсника сводится к ряду внутренних и внешних критериев. К внешним относятся активное участие в коммуникации на занятиях, как с преподавателями, так и с одногруппниками; включение студента в различные виды внеучебной деятельности (научная, спортивная, творческая); академическая успеваемость. Внутренние критерии включают в себя удовлетворенность процессом обучения,
учебной программой, учебными отношениями; психофизиологическое состояние студента, как во время занятий, так и во внеучебное время (например, сон); совладание со стрессом во время учебы. Студенты на первом курсе одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе. Высокая выраженность внешнего критерия (успеваемости) при низких значениях внутреннего (удовлетворенности) свидетельствуют о чрезмерной адаптации, которая характеризуется достижением ее цели высокой психологической ценой. Низкая выраженность внешнего критерия при высоком внутреннем критерии указывает на ситуативную адаптацию. Низкие внешний и внутренний критерии являются признаками дезадаптации. Исследование согласованности структуры критериев социальной адаптации студентов к образовательной среде университета позволяет определить не только общий уровень их адаптированности, но и качество этой адаптации [5].
В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация — это приспособление к характеру, режиму и условиям обучения, развитие положительного отношения к профессии. Социально-коммуникативная адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение.
Сейчас на рынке труда востребованы люди, быстро адаптирующиеся в меняющихся реалиях современной жизни. В связи с этим возникает проблема, как наиболее эффективно и в короткие сроки подготовить специалистов, имеющих соответствующие навыки адаптации. Основным фундаментом для подготовки специалистов различных областей является ВУЗ. Процесс адаптации — это сложное и многоаспектное явление, которое затрагивает очень многие сферы жизни человека, и от того, как пройдет этот процесс зависит дальнейший успех в обучении и жизнь человека. Студенты-первокурсники сталкиваются с множеством проблем, которые мешают им продвигаться в учебе [6]. Успешное взаимодействие между студентом-первокурсником и академическими характеристиками и требованиями университетской среды можно резюмировать с помощью понятия академической адаптации. Для большинства студентов переход в университет требует корректировки академических привычек и ожиданий. Студенты первого курса считают, что в университете конкуренция более острая, классы больше, работы много, преподаватели используют разные стили обучения, объем и частота письменных работ и стандарты выше. Исследователи утверждают, что плохая адаптация к учебному учреждению коррелирует с плохой успеваемостью, низкими показателями выпуска и отсутствием успеха в дальнейшей жизни [6].
По мнению Муллера О. Ю., Ротовой Н. А., успешность социально-психологической адаптации характеризуется тем, насколько эффективно студенты смогут выстроить общение с преподавателями и сокурсниками на основе собственного стиля поведения, что, на наш взгляд, дает возможность выявить степень осознанности студентом собственного отношения к его профессиональному выбору. Преподаватель в период адаптации, анализируя характер коммуникации со стороны студента-первокурсника, может наблюдать, какой смысл приобретает для него выбранная профессия, насколько велика вероятность самореализации в выбранной профессии, и, следовательно, характер мотивов к будущей профессиональной деятельности. Успешная социально-психологическая адаптация формирует способность студента к преодолению трудностей в учебной деятельности, к самоорганизации [7]. Социально-психологическая адаптация студентов представляет собой процесс, связанный с получением социального опыта учебной среды, вхождением личности в систему межличностного взаимодействия, приобщением к ценностям осваиваемой профессии. Критериями для определения социально-психологической адаптивности выступает самоопределение личности по отношению к социальной среде, включающее конструирование системы смыслов и целей для себя в этой среде, отношение к этой среде и к самому себе как к ее части [8].
Задача ВУЗа в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества. Таким образом, анализ проблемы адаптации студентов 1 курсов к процессу высшего профессионального образования обнаружил следующее противоречие: между объективной необходимостью создания оптимальных условий для адаптации студентов первых курсов, с одной стороны, и недостаточной готовностью образовательных учреждений на теоретическом и практическом уровне осуществлять педагогическую деятельность в данном направлении с учетом индивидуальных возможностей студентов, с другой стороны [9].
Результат максимальной дезадаптации студента-первокурсника — отчисление из ВУЗа. Этому может способствовать такой пример поведения, как виктимность. Учебный процесс в медицинском ВУЗе имеет свои особенности. Количество отчислений из числа студентов, имеющих высокий уровень виктимности, — результат того, что студент не вписался в ситуацию учебного процесса данного типа ВУЗа. Обучение в медицинском ВУЗе имеет свои особенности, сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных с учебным процессом: заучивание большого
Обычно в Университете у меня нормальное самочувствие
Трудно сказать
Нет
Да
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
Рис. 1
количества непривычного фактического материала, касающегося строения и функционирования организма человека; система отработок, нехватка времени на подготовку к занятиям и обеспечение жизнедеятельности, острый дефицит времени для переработки информации. Студенты выполняют значительную часть работы в вечернее и ночное время [10]. Проблема адаптации студентов осложняется состоянием здоровья молодежи, поступающей в медицинские ВУЗы. Многие исследования последних лет фиксируют увеличение числа первокурсников с проблемами здоровья. Это очень заметно в разделении студентов на практические занятия по физической культуре [11]. Ежегодный анализ состояния здоровья абитуриентов показывает неблагоприятную динамику увеличения количества первокурсников с различными нарушениями в сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, нервной и других системах организма. Таким образом, проблема адаптации и, в частности, со-циокоммуникативной адаптации студентов тесно связана со здоровьем обучающегося, о чем говорят, например, современные исследования [12]. Многие исследования последних лет фиксируют увеличение числа первокурсников с проблемами здоровья
[13]. Это касается не только России, но и характерно как мировая тенденция. Комплексная психологическая адаптация может быть достигнута при стабильном психологическом здоровье, а частичная психологическая адаптация детерминирована дестабилизирующими факторами психологического здоровья. Установлена связь между физическим и психологическим здоровьем обучающихся с адаптацией и тревожностью в высшем учебном заведении. Период студенчества является наиболее сензитивным периодом для личности обучающегося и от того, насколько студент адаптировался к новым условиям, будет зависеть его успеваемость
[14]. Здоровье студента является как основой, так и результатом социокоммуникативной адаптации. Важность сохранения и укрепления психологического здоровья обусловлена его значительной
Я удовлетворен организацией и качеством питания в Университете
Трудно 1 1
сказать
Нет
Да
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%
Рис. 2
ролью в достижении достаточного для полноценной жизни уровня социальной адаптивности личности [15].
Еще одним фактором, затрудняющим социо-коммуникативную адаптацию студента-первокурсника, могут являться сложности этнокультурной адаптации и наличие коммуникативных барьеров вследствие сложностей русского языка [16].
Материал и методы
Методом исследования для данного вида научной работы был выбран опрос в форме анкетирования на основе методики "Адаптированность студентов в ВУЗе". Цель исследования: эксплицировать взаимосвязь между социокоммуника-тивной адаптацией студентов-первокурсников и их академической успеваемостью. Опрос проходил в период ноябрь 2022г, анонимно. В опросе приняли участие 338 студентов первого курса Волгоградского государственного университета специальностей "Лечебное дело", "Стоматология", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Клиническая психология", "Биология", направления "Социальная работа".
Результаты и обсуждение
Согласно результатам проведенного анкетирования были получены следующие результаты. Респондентам было предложено оценить комфортность пребывания в ВУЗе. Почти три четверти первокурсников хорошо чувствуют себя в стенах университета. Более 80% опрошенных отмечают хорошее самочувствие во время учебных будней (рисунок 1), что немаловажно для достижения академических успехов.
Столкнувшись с возросшей академической нагрузкой, вчерашние школьники, многие из которых прибыли на учебу из других регионов, не в силах организовать свои будни должным образом, не забыв при этом о правильном питании, полноценном сне, внеаудиторных занятиях. Поэтому важной задачей учебного заведения является обеспечение
Мебель в учебных кабинетах и жилых комнатах я нахожу достаточно удобной
Трудно сказать
Нет Да
В Университете я чувствую себя в безопасности
Трудно сказать
Нет
Да
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
Рис. 3
Рис. 4
Да
Перед учебным днем я не испытываю сильной тревоги и сплю спокойно
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00%
Трудно сказать
Нет Да
Когда во время семинара мне бывает трудно справиться с заданием, я часто получаю помощь и поддержку от преподавателей
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%
Рис. 5
Рис. 6
здорового, сбалансированного питания обучающегося с течение всего дня, чтобы поддерживать иммунитет, работоспособность, когнитивную деятельность студентов. Однако только 65,1% опрошенных довольны организацией и качеством питания в университете (рисунок 2).
Обучающие проводят в стенах университета около 6-8 часов в день 6 дней в неделю. Поэтому комфортная мебель в учебных, бытовых и вспомогательных помещениях поможет студентам функциональных нарушений и заболеваний костно-мы-шечной системы, таких как статические нарушения осанки, деформация позвоночника и стоп. По причине гиподинамии, длительных статических нагрузок, а также несоответствия мебели росту учащихся современная образовательная среда оказывает негативное влияние на формирование костно-мы-шечной системы, что отмечают 16% респондентов (рисунок 3). Около 20% назвали туалетные комнаты неудобными.
В современном обществе безопасность способствует нормальному, гармоничному развитию личности и позволяет достигать полной самореализации. Безопасность студентов в образовательной среде является актуальной задачей в связи с увеличением опасных ситуаций (пожаров, заболеваний, травм, террористических угроз, наркомании и других), которые негативно сказываются на их жизни и здоровье. Комплексная безопасность в универ-
ситете достигается за счет мероприятий, которые осуществляются при взаимодействии различных органов (руководство, правоохранительные, общественные) и готовностью студентов соблюдать правила безопасности. В Волгоградском государственном университете почти 90% первокурсников чествуют себя в безопасности (рисунок 4).
На первом курсе у студентов чаще всего проявляется тревожность, что связано с процессом адаптации к условиям обучения в ВУЗе, а также особенностями проживания в городе и условиях общежития, переживанием разлуки с близкими родственниками, аттестацией в предстоящую первую сессию. К сожалению, почти 30% опрошенных отметили, что регулярно испытывают тревожные чувства и проблемы со сном (рисунок 5). На многих из них давит также чувство ответственности за свое будущее. Опрос показал, что 92% первокурсников осознают важность обучения в медицинском ВУЗе.
Основу социально-психологической адаптации студентов-первокурсников составляет способность к общению, а именно, учение человека приспосабливаться к условиям новой социальной среды, оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе. Более 94% студентов отмечают удовлетворенность взаимоотношениями и общением с одногруппниками, почти 85% респондентов проводят внеучебное время в компании новых друзей. Поскольку коллектив
Когда я стараюсь учиться лучше, преподаватели, как правило, это замечают
Трудно сказать
Нет Да
Трудно сказать
Нет Да
У меня есть успехи в спортивных, общественных, творческих делах, организуемых в нашем Университете
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%
Рис. 7
Рис. 8
Я успеваю готовиться ко всем учебным занятиям
Трудно сказать
Нет Да
28,00% 29,00% 30,00% 31,00% 32,00% 33,00% 34,00% 35,00% 36,00% 37.
Я с удовольствием участвую в работе малых групп (взаимодействую с одногруппниками) на учебных занятиях
Трудно сказать
Нет Да
Рис. 9
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00% Рис. 10
учащихся медицинского университета представляет собой мультинациональную и многоязыковую среду, готовность к общению с иностранными студентами играет важную роль в социально-культурной адаптации первокурсников. Почти 90% участников опроса открыты для межкультурной коммуникации и >93% озвучили свою готовность взаимодействовать со студентами с ограниченными возможностями. Одним из важнейших аспектов обучения в ВУЗе является взаимодействие с педагогами, эффективность которого оказывает непосредственное влияние на качество подготовки студентов. Более 80% первокурсников отмечают уважительное отношение со стороны преподавателей. Однако лишь 63,3% утверждают, что часто получают помощь и поддержку со стороны педагога, когда во время занятия испытывают затруднения с выполнением заданий (рисунок 6).
Каждый второй опрошенный отмечает наличие академических успехов, каждый третий затрудняется оценить свои достижения в учебе. Однако подавляющее большинство (62,1%) опрошенных отмечают, что их достижения в учебе не остаются незамеченными преподавателями (рисунок 7).
Университетская среда предполагает создание благоприятных условий для максимально широкого развития личности, формирование личностных качеств, системы ценностей, ориентированных на индивидуальное развитие и общественное процветание. Для этого во внеучебное время работают кружки и общественные объединения студентов, где каждый может принять участие и внести зна-
чительный вклад в профессиональную, научную, культурную и спортивную жизнь ВУЗа. Однако необходимо отметить, что адаптация студентов проходит таким образом, что лишь чуть более половины первокурсников могут похвастаться успехами в спортивных, общественных, творческих мероприятиях университета (рисунок 8).
Только 43,5% студентов принимают участие в межвузовских мероприятиях, волонтерской деятельности и научных конференциях и лишь 37% посещают после основных занятий кружки, секции и факультативы. Возможно, такой низкий показатель объясняется тем, что в процессе адаптации практически каждый третий студент не успевает готовиться ко всем учебным занятиям (рисунок 9).
Более 63% студентов уверены в успешном усвоении учебного материала. Каждый второй готов продемонстрировать новые знание в рамках занятий. Более половины обучающихся первого курса с желанием отвечают на занятиях. 31% не определился с ответом, видимо отвечают по мере того, как их спрашивает сам преподаватель. 14% неохотно коммуницируют на занятиях. Это говорит о том, что у почти половины обучающихся есть определенные сложности в интеграции в коммуникативный процесс на занятиях по разным причинам: страх негативной оценки, неподготовленность, застенчивость, коммуникативный барьер (робость перед авторитетом преподавателя). Также это говорит об эмоциональной напряженности примерно половины студентов при традиционной вопрос-ответной форме проведения семинарских занятий.
Трудно сказать
Нет
Да
Я привык к соблюдению правил внутреннего распорядка в Университете
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00% Рис. 11
Трудно сказать
Нет Да
При возникновении у меня затруднений или проблем в обучении я готов обсудить их с преподавателями
0,00% Рис. 12
20,00%
40,00%
60,00%
80,00%
Почти все обучающие с удовольствием работают в малых группах (рисунок 10), что позволяет студентам приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные качества. Кроме того, такие занятия помогают студентам научиться разрешать возникающие между ними разногласия. Как правило, среди первокурсников лишь немногие уже обладают хорошо развитыми групповыми навыками, поэтому такие умения требуют тщательного обучения и длительной практики.
Поступив в университет, студенты сталкиваются с новыми правилами распорядка высшего учебного заведения. Необходимо приложить усилия, чтобы в кратчайшие сроки адаптироваться к ним и неукоснительно их соблюдать. В данном случае, очевидно, что подавляющая часть студентов-первокурсников соблюдают все правила внутреннего распорядка Университета (рисунок 11). Скорее привыкнуть к новому месту учебы и ориентироваться в пространстве ВУЗа помогают хорошо оформленные указатели внутри корпусов. Следует отметить, что в последние годы Волгоградский государственный медицинский университет установил новые, стилистические однородные указатели, с тактильным дополнением, согласно требованиям инклюзивной среды ВУЗа.
Более 80% респондентов оценивают свою студенческую жизни в позитивном ключе, как наполненную интересными занятиями, событиями, взаимодействием и общением с преподавателями и студентами. При этом 62% первокурсников выражают готовность участия в научной жизни ВУЗа. В случае возникновения сложностей в учебе, а также при наличии любых организационных вопросов >73% первокурсников готовы обратиться за помощью к педагогам (рисунок 12).
Почти 90% первокурсников уверены в том, что полученное медицинское образование позволит им стать успешными специалистами, востребованными на рынке труда (рисунок 13).
Заключение
Социально-культурная адаптация студента-первокурсника представляет собой длительный и сложный процесс изменения характера связей,
Я уверен в том, что образование, которое я получаю в Медицинском Университете, поможет мне быть успешным в будущем
Трудно сказать
Нет
Да 0,00% Рис. 13
20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. Проведенный опрос показал, что в целом адаптация студентов первого курса Волгоградского государственного медицинского университета проходит успешно. Подавляющее большинство студентов довольны своей студенческой жизнью, испытывают хорошее самочувствие и настроение, находясь в стенах университета. Почти 65% обучающихся положительно отзываются об организации и качестве питания, комфортности и безопасности обстановки в ВУЗе. Большинство вчерашних школьников отдают себе отчет, насколько важна и ответственна их будущая профессия, что коррелируется с повышенной тревожностью студентов младших курсов (45%). Эффективно проходит установление контактов с новыми одногруппниками. Практически все опрошенные открыты для взаимодействия с коллегами по учебе любых национальностей. Большинство респондентов отмечают уважительное отношение, внимание и готовность прийти на помощь со стороны педагогов, а также выражают уверенность в том, что на каждом занятии получают новые и ценных знания. Однако многие первокурсники ставят под сомнения свои академические успехи в начале обучения и отмечают свою недостаточную домашнюю подготовку, а также нехватку времени для различной внеучебной деятельности.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Литература/References
1. Koeslag-Kreunen MGM, Van der Klink MR, Van den Bossche PWH. Leadership for team learning: The case of university teacher teams. Higher Education. 2018;75:191-207. doi:10.1007/ s10734-017-0126-0.
2. Cabello R, Sorrel MA, Fernández-Pinto I, Extremera N. Age and gender differences in ability emotional intelligence in adults: A cross-sectional study. Developmental Psychology. 2016;52(9):1486-92. doi:10.1037/dev0000191.
3. Kim LE, Klassen RM. Teachers' cognitive processing of complex school-based scenarios: Differences across experience levels. Teaching and Teacher Education. 2018;73:215-26. doi:10.1016/j. tate.2018.04.006.
4. Dubovitskaya TD, Krylova AV. Methodology for studying the adaptability of students at the university. Psychological science and education. 2010;2(2). (In Russ.) Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование. 2010;2(2).
5. Yakovlev VV, Yakovleva NV, Guseva AS, Frolov AI. Social adaptation of students to the educational environment of a medical university: external and internal criteria. Psychological and pedagogical search. 2021;2(58): 154-66. (In Russ.) Яковлев В. В., Яковлева Н. В., Гусева А. С., Фролов А. И. Социальная адаптация студентов к образовательной среде медицинского университета: внешние и внутренние критерии. Психолого-педагогический поиск. 2021;2(58): 154-66. doi:10.37724/RSU.2021.58.2.014.
6. Govorushenko AV. Academic adaptation of first-year students to study at the university. Humanitarian Research. Pedagogy and psychology. 2021;6:16-21. (In Russ.) Говорушенко А. В. Академическая адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021;6:16-21. doi:10.24412/2712-827X-2021-6-16-21.
7. Muller OYu, Rotova NA. Socio-psychological adaptation of students to teaching at a pedagogical university. Russian Journal of Psychology. 2020;(17).3:18-29. (In Russ.) Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе. Российский психологический журнал. 2020;(17).3:18-29. doi:10.21702/rpj.2020.3.2.
8. Trukhan NS, Mamedova LV. Adaptation of first-year students. Education Management: Theory and Practice. 2022;7(54):267-75. (In Russ.) Трухан Н. С., Мамедова Л. В. Адаптация студентов первого курса. Управление образованием: теория и практика. 2022;7(54):267-75. doi:10.25726/b9553-3805-6569-r.
9. Khalikova LS. Adaptation to teaching first-year students by means of physical culture. Problems of Pedagogy. 2020;1(46):89-91. (In Russ.) Халикова Л. С. Адаптация к обучению студентов
первого курса средствами физической культуры. Проблемы педагогики. 2020;1(46):89-91.
10. Povarenkov YuP, Subbotina RA. Correction of the "victim" attitude among students of a medical university in a situation of educational and professional adaptation. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2019;4(109):140-7. (In Russ.) Поваренков Ю.П., Субботина Р. А. Коррекция установки "жертвы" у студентов медицинского вуза в ситуации учебно-профессиональной адаптации. Ярославский педагогический вестник. 2019;4(109):140-7. doi:10.24411/1813-145X-2019-10463.
11. Kudryavtsev MD, Kramida IE, lermakov SS, Osipov AYu. Development dynamic of healthy life style personality component in relatively healthy students. Physical education of students, 2016;20(6):26-33. doi:10.15561/20755279.2016.0603.
12. Drogomeretsky VV, Kopeikina EN, Kondakov VL, lermakov SS. Adaptation of ruffier's test for assessment of heart workability of students with health problems Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2017;1:4-10. doi:10.15561/18189172.2017.0101.
13. Skurikhina NV, Kudryavtsev MD, Kuzmin VA, lermakov SS. Fitness yoga as modern technology of special health groups' girl students' psycho-physical condition and psychosocial health strengthening. Physical education of students. 2016;20(2):24-31. doi:1015561/20755279.2016.0204.
14. Mamina VP, Busurina LYu, Kubekova AS. Psychological health as a factor of socio-psychological adaptation among students of a medical university. Kazan pedagogical journal. 2022;4(153):224-30. (In Russ.) Мамина В. П., Бусурина Л. Ю., Кубекова А. С. Психологическое здоровье, как фактор социально-психологической адаптации у студентов медицинского университета. Казанский педагогический журнал. 2022;4(153):224-30. doi:10.51379/KPJ.2022154.4.027.
15. Khaibulaev MK, Mantsigova MU, Kubekova AS, Mamina VP. Psychological health of medical students of different specialties. Psychology. Historical and critical reviews and modern research. 2021;(10)2-1:174-80. (In Russ.) Хайбулаев М. К., Манцигова М. У., Кубекова А. С., Мамина В. П. Психологическое здоровье студентов медицинского вуза разных специальностей. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021;(10)2-1:174-80. doi:10.34670/ AR.202110.89.012.
16. Timchenko NS, Kochetova YuYu, Bendrikova AYu. Academic and environmental adaptation of foreign students of a medical university. Knowledge. Understanding. Skill. 2020;2:175-85. (In Russ.) Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Бендрикова А. Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза. Знание. Понимание. Умение. 2020;2:175-85. doi:1017805/zpu.2020.2.16.