2022/</-(Др
2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта, 1998. - 165 с.
3. Вахромов Е. Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации // Мир психологии. - 2005. - № 3. -С. 40-52.
4. Григорьева А. А. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 166-174.
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Питер, 2020. - 448 с.
6. Мэй Р. Человек в поисках себя. - СПб.: Питер, 2022. - 240 с.
7. Овчаренко Н. В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. - 2015. -№ 3-3 (53). - С. 141-144.
8. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 461 с.
9. Плотникова Е. С. Гендерные различия самореализации и самоактуализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 358-362.
10. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. - М.: ИОИ, 2017. -237 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: АСТ, 2020 - 960 с.
12. Самаль Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: дисс. ... канд. псих. наук. - Ярославль, 2008. - 245 с.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995 - 384 с.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
15. Хорни К. Самоанализ. - СПб.: Питер, 2022. - 349 с.
Ю. А. Латушкина, И. Ю. Машкова, П. А. Побокин
УДК 61:378.180.6:152.3
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
спешность адаптации первокурсников определяет эффективность их включения в учебную деятельность и готовность к преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения. В социально-психологической адаптации студентов в вузе различают адаптацию к условиям учебной деятельности; адаптацию к группе (установление контактов, усвоение норм и правил группового общения); адаптацию к будущей профессии. Своевременная и полноценная адаптация во многом определяет успешность подготовки студентов.
В ряде исследований выделяют понятие «адаптированность», которое отражает результат процесса адаптации [1; 2; 3]. Т. В. Дубо-вицкая отмечает, что адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:
- удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
- принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
- способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей [3].
Проблема адаптации студентов уже длительное время находится в центре внимания
Щф}
jjZfuü/tOL
педагогов и психологов. Современные исследования довольно многочисленны, но носят разрозненный характер. Проблема адаптации студентов в вузе особенно актуальна в настоящее время в связи с кризисом пандемии, условиями учебного процесса. Трудности в адаптации могут объясняться и индивидуально-типологическими особенностями студентов [4; 5]. Все это обуславливает проблему исследования и повышения адаптированности студентов первого курса.
Целью эмпирического исследования являлось изучение социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в университете.
Достижение цели осуществлялось путем выполнения следующих задач:
- анализ проблемы социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе и разработка дизайна исследования;
- организация тестирования и создание базы данных для изучения социально-психологической адаптации студентов;
- обработка данных для определения структуры адаптации в условиях студенческих групп;
- анализ результатов исследования социально-психологической адаптации первокурсников;
- подготовка аналитического отчета и выработка рекомендаций по результатам исследования адаптации.
База исследования - ФГБОУ ВО Смоленский государственный медицинский университет Минздрава РФ.
Объект исследования - студенты пяти факультетов первого курса медицинского университета. Исследование проводилось в формате онлайн-тестирования. В качестве инструментария был использован Опросник социально-психологической адаптации (СПА), разработанный Карлом Роджерсом и Розалин Дай-монд (Carl R. Rogers, Rosalind F. Dymond) в модификации А. К. Осницкого [6].
Практическая значимость работы заключается в создании рекомендаций, направлен-
ных на оптимизацию процесса адаптации студентов первого курса к условиям обучения; в выявлении группы студентов с рисками адаптации и организации психологической помощи и поддержки этой категории обучающихся.
Научная новизна работы состоит в расширении знаний о процессе адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе и выработки стратегий по оптимизации процесса адаптации студентов.
Анализ исследований проблемы адаптации студентов в вузе позволил выявить, что для диагностики процесса адаптации используются самые различные методики. Прежде всего, шкала социально-психологической адап-тированности К. Роджерса и Р. Даймонда. Остальные методики носят сопутствующий характер: методика для определения самооценки и уровня притязаний (Т. В. Дембо, С. Л. Рубинштейн, А. М. Прихожан); 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелл); опросник Басса-Дарки; опросник социальной компетентности (Л. М. Митина); опросник конструктивности мотивации (А. А. Реан, О. П. Елисеева); исследование самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев); «Локализация контроля» (адаптированная Е. Г. Ксенофонтовой); диагностика коммуникативной социальной компетентности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (В. А. Лабунская). Кроме того, для изучения процессов адаптации студентов в вузе исследователи используют собственные анкеты.
Адаптация студентов исследуется также посредством изучения физиологических показателей, физического развития и здоровья. Как видим, только одна из представленных методик непосредственно направлена на исследование уровня адаптированности личности - методика диагностики социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда.
Данный опросник социально-психологической адаптации позволил выявить степень адаптированности-дезадаптированности личности в социальной сфере, и в качестве осно-
А В С D Е F G Н I J К L М N 0 Р Q R s Т и
1 ШИ ИГА А Д иге ПС НС иппд пд НД ипэк ЭК ЭД ипи ВнК ВшК ипед д в Э
2 36 62 147 88 64 49 17 79 32 10 50 23 23 62 55 24 43 9 23 13
3 37 71 132 52 68 41 12 69 19 10 64 20 11 77 68 14 58 7 10 10
4 25 50 109 109 57 41 19 56 23 21 35 14 25 49 44 32 48 8 17 16
5 35 55 134 108 67 43 13 65 32 20 47 23 25 54 51 31 53 13 23 17
6 2D 50 12D 116 46 32 23 66 30 18 50 26 26 53 49 31 37 7 23 18
7 36 68 165 76 70 49 13 67 30 17 67 33 16 69 66 21 59 13 16 8
В 27 50 137 132 49 43 27 61 25 19 36 17 29 57 68 36 54 14 23 13
э 3D 64 157 88 67 52 16 52 28 31 3D 10 23 67 76 26 85 18 6 4
10 33 48 97 105 33 22 27 42 14 23 35 12 22 59 59 29 19 2 17 14
11 37 78 159 44 70 47 12 81 29 8 70 29 12 78 67 13 33 3 12 10
12 29 50 156 152 40 39 36 60 31 24 40 28 42 64 75 30 60 18 24 30
13 36 45 104 127 53 33 18 55 23 22 25 12 36 45 45 39 22 4 26 11
14 40 62 150 91 71 48 12 72 30 14 65 28 15 55 56 32 29 5 24 13
15 28 60 127 84 64 37 13 60 26 20 42 12 16 59 56 27 57 14 21 8
16 22 80 168 40 88 60 5 75 33 13 81 30 7 88 64 6 60 10 13 11
17 19 73 161 57 89 57 4 69 31 16 61 26 16 87 60 6 71 15 12 15
18 18 48 116 123 49 38 24 53 22 23 38 16 26 54 51 31 48 11 23 16
19 33 65 159 83 71 45 11 83 30 7 52 27 24 59 64 31 44 8 20 15
20 26 80 168 40 88 60 5 75 33 13 81 30 7 88 64 6 60 10 13 11
21 3D 59 131 90 71 45 11 62 25 18 47 16 18 58 54 27 60 15 20 16
22 31 57 133 98 66 41 13 62 24 17 50 25 25 55 61 35 31 5 22 15
► 108пед 10&-110пед 101 102леч 103-104леч 101 102стомат кп 104 стомат 03 сп ... © м
Рис. 1. Фрагмент базы данных
ваний для дезадаптации определил ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия; низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними; эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе; сильную зависимость от других, то есть экстернальность; стремление к доминированию.
Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адапти-рованности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе - чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, не-
гибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.
На выбор инструмента исследования повлияло и то обстоятельство, что данная методика находится в открытом доступе, позволяющем проводить онлайн-диагностику, а форма представления результатов позволяет использовать их в аналитическом исследовании.
К эмпирическому исследованию социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в университете в форме онлайн-тестирования было привлечено 303 студента разных факультетов (X, Y, S, P, M).
Создана база данных, отражающая структуру социально-психологической адаптации студентов отдельных учебных групп университета в соответствии с показателями опросника социально-психологической адаптации (СПА) (Carl R. Rogers, Rosalind F. Dymond в адаптации А К. Осницкого, 2004). На рисунке 1 представлен фрагмент, иллюстрирующий организацию базы данных.
Анализ результатов тестирования по шкале «Лживость» выявил недостоверные результаты у 62 обследованных (20,46 %). Данные, полученные от этих респондентов, в дальнейшем анализе не учитывались.
Щф}
^ЛШиш^ные /к(//Ки
На следующем этапе исследования проанализированы результаты тестирования по основному интегральному показателю - «Адаптация». В соответствии с рекомендациями разработчиков методики показатели в диапазоне 0-39 % оценивались как низкий уровень адаптации, 40-60 % - средний уровень адаптации, 61-100 % - высокий уровень адаптации.
На основе анализа результатов общей выборки получено распределение адаптации по уровням (диаграмма 1).
Уровни адаптации
,0,46К
2.64К
Низкий уровень Средний уровень ■ Высокий уровень
Диаграмма 1. Результаты исследования социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе
Как показывает диаграмма, около половины исследованных первокурсников (49 %) обнаружили высокий уровень адаптации. Это свидетельствует о том, что они реалистично воспринимают себя, имеют достаточный уровень приятия других, обучаясь в вузе, испытывают преимущественно состояние эмоционального комфорта, имеют здоровый баланс в использовании внешнего контроля и самоконтроля, не склонны к чрезмерному доминированию или ведомости, способны открыто принимать возникающие проблемы. Эта категория обучающихся, на наш взгляд, не нуждается в индивидуальном психологическом сопровождении в обычных условиях. С условиями стресса эти обучающиеся также способны справиться за счет собственных ресурсов. Однако групповые профилактические мероприятия помогут преодолеть стресс быстрее и эффективнее.
Средний уровень адаптации показали 28 % обследованных студентов. Профиль адапта-
ции (соотношения различных личностных компонентов, определяющих интегративный показатель) у этой части очень различается. В целом первокурсники, имеющие средний уровень адаптации, нуждаются в групповых профилактических мероприятиях в обычных условиях обучения. В условиях же стресса им необходимы профилактические мероприятия с учетом индивидуально-личностных особенностей. Речь может идти о составлении индивидуальных программ профилактики стресса на основе результатов тестирования.
Низкий уровень адаптации имеют 3 % обследованных. Это группа риска дезадаптации -лица, нуждающиеся в индивидуальном психологическом сопровождении процесса обучения в обычных условиях. В условиях стресса речь может идти о необходимости психологической индивидуальной коррекции. Можно рекомендовать мониторинг состояния этих студентов с фиксацией более широкого комплекса показателей психофизиологической адаптации и стрессоустойчивости.
Мы получили значительную долю недостоверных результатов (высокие показатели по шкале «Лживость»), которая составила 20 % от числа обследованных. Эти лица не были достаточно искренними в процессе обследования и их профили были признаны недостоверными. Высокие показатели по шкале лживости выявляют стремление представить себя в более выгодном свете, отрицая наличие естественных человеку недостатков и уязвимо-стей. Необходимо понимать, что такое стремление характерно для начальных стадий групповой динамики, на которых находились студенты к моменту проведения обследования. Косвенно это указывает на неуверенность и напряжение, которое испытывают студенты, обнаружившие высокие показатели по шкале лживости. Вероятно, они тоже нуждаются в психологической поддержке. Но поскольку индивидуальные профили адаптации в этих случаях мы не рассматривали, более определенные рекомендации пока преждевременны.
В таблице 1 представлены обобщенные рекомендации по оптимизации адаптационного
2022/</-(Др
Таблица 1
Психологические стратегии оптимизации процесса адаптации студентов-первокурсников (на основе анализа результатов тестирования по интегративному показателю «Адаптация» опросника СПА)
Уровни адаптации Критерии Психологические стратегии оптимизации процесса адаптации
в обычных условиях обучения в условиях стресса
Высокий уровень адаптации 61-100 % по шкале «Адаптация) Не нуждаются в психологическом сопровождении Групповая профилактика для эффективного прохождения стресса
Средний уровень адаптации 40-60 % по шкале «Адаптация) Групповая профилактика для адаптации к новым условиям обучения Индивидуальная профилактика в соответствии с профилем адаптации
Низкий уровень адаптации 0-39 % по шкале «Адаптация) Индивидуальная профилактика в соответствии с профилем адаптации. Индивидуальный психофизиологический мониторинг процесса адаптации Индивидуальная профилактика и психологическая коррекция дезадаптации в соответствии с личностными особенностями
Неопределенный уровень адаптации Свыше 39 % по шкале «Лживость» Необходима дальнейшая диагностика для выработки стратегии оптимизации процесса адаптации
Таблица 2
Распределение студентов отдельных учебных групп по уровням адаптации
№ учебных групп Кол-во респондентов Недостоверные Распределение по уровням адаптации (%)
результаты (высокие показатели по шкале «Лживость», %) Низкий уровень адаптации Средний уровень адаптации Высокий уровень адаптации
Х факультет
1-2 27 14,81 7,41 37,04 40,74
3-4 27 37,04 0 18,52 44,44
5 13 46,15 0 7,69 46,15
6 10 40,00 10,00 0 50,00
7-8 22 18,18 4,55 31,82 45,45
9 14 42,86 0 21,43 35,71
10 14 14,29 0 35,71 50,00
11-12 22 0 0 63,64 36,36
У факультет
1 14 21,43 7,14 35,71 35,71
2 10 10,00 10,00 20,00 60,00
3 23 17,39 0 52,17 30,43
4 14 35,71 0 28,57 35,71
8 факультет
1 13 0 15,38 7,69 76,92
2 14 0 0 35,71 64,29
3 10 0 0 20,00 80,00
4 10 30,00 0 40,00 30,00
5 14 21,43 0 7,14 71,43
Р факультет
1 16 18,75 0 25 56,25
М факультет
1-2 16 25,00 0 31,25 43,75
процесса первокурсников на основе анализа результатов тестирования по интегративному показателю «Адаптация».
Факторами адаптации являются не только личностные характеристики, но и особенности групповой структуры, организации, характера отношений, а также условия учебного процесса, которые могут быть специфичны для отдельных учебных групп (расписание занятий, преподаватели, отношения с куратором). Принимая во внимание роль этих факторов, мы распределили показатели адаптации в соответствии с учебными группами (таблица 2).
Анализируя групповую картину адаптации, в первую очередь необходимо обратить внимание на группы, в которых доля обучающиеся с низким индивидуальным уровнем адаптации превышает 3 % (первый критерий оценки группового уровня адаптации). Таких групп шесть.
Следует уделить внимание и группам, в которых доля студентов, обнаруживших недостоверные профили, превышает 20 % (второй критерий оценки группового уровня адаптации). Всего таких групп девять. При этом в трех группах (6 группа X факультета и 2, 3 группы Y факультета) оба эти критерия совпадают. Мы считаем, что именно в данных группах необходимо организовать профилактические мероприятия в первую очередь.
Группы, в которых свыше 50 % студентов имеют высокий индивидуальный уровень адаптации (третий критерий оценки группового уровня адаптации), при отсутствии соответствия по первому (с низким индивидуальным уровнем адаптации превышает 3 %) и второму (доля студентов, обнаруживших недостоверные профили, превышает 20 %) критериям имеют высокий групповой уровень адаптации. К таким группам на данном этапе исследования относятся 10, 11-12 группы X факультета, 3-4 группы Y факультета, 2-3 группы S факультета и 101 группа P факультета.
Анализ результатов исследования позволил распределить студенческие группы по степени необходимости и очередности профилактических мероприятий следующим образом:
- группы первой очереди: 6 группа X факультета и 2, 3 группы Y факультета;
- группы второй очереди: 3-4, 5, 7-8, 9 X факультета, 5 группа Y факультета, 1, 4 и 5 группы S факультета и 1-2 группы M факультета;
- группы третьей очереди: 10, 11-12 группы X факультета, 3-4 группы Y факультета, 2-3 группы S факультета и 1 группа P факультета.
На завершающем этапе проведения эмпирического исследования были сделаны выводы и разработаны практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям учебного процесса в вузе.
Анализ проблемы социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе позволил разработать дизайна и частично реализовать исследование процесса адаптации студентов-первокурсников.
К исследованию в форме онлайн-тестиро-вания с использованием опросника социально-психологической адаптации было привлечено 303 студента из 25 групп 5 факультетов.
Создана база данных, отражающая профиль социально-психологической адаптации обследованных студентов.
Анализ результатов исследования социально-психологической адаптации первокурсников. Выделены психологические стратегии оптимизации процесса адаптации студентов-первокурсников (на основе анализа результатов тестирования по интегративному показателю «Адаптация» опросника СПА).
Проанализирована групповая картина адаптации студентов-первокурсников. Распределены студенческие группы по степени необходимости и очередности профилактических мероприятий.
«Точкой входа» мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации студентов первого курса к условиям обучения, на наш взгляд, должна стать студенческая группа.
Мероприятия проводятся в четыре этапа:
1. Мотивационно-диагностический этап;
2. Этап планирования;
3. Этап реализации;
4. Завершающий этап.
Мотивацгоню-даагаостический этап включает в себя диагностику уровня адаптации и мотивационные встречи участников процесса (студенты, кураторы, тьюторы, волонтеры, психологи).
Планирование мероприятий на втором этапе осуществляется с учетом результатов диагностики и ориентировано на отдельные студенческие группы.
Этап реализации осуществляется в соответствии с планом и включает в себя групповую и индивидуальную работу.
Завершающий этап - подведение итогов и обратная связь.
Результаты исследования в целом показывают необходимость дальнейшей работы по изучению и оптимизации процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлено эмпирическое исследование по изучению социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в университете; проанализирована групповая картина адаптации студентов-первокурсников; разработаны психологические стратегии оптимизации процесса адаптации студентов-первокурсников.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, учебный процесс, первокурсники.
SUMMARY
This article presents an empirical study on socio-psychological adaptation of freshmen to conditions of training in medical University, analysed a group picture adaptation of first-year students; developed psychological strategy of optima-zation of process of adaptation of students-freshmen.
Key words: socio-psychological adaptation, educational process, first-year students.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 2018. - № 10. - С. 92-100.
2. Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. -2012. - № 1-2. - С. 142-147.
3. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. -2010. - Т. 2. - № 2. - ШЪ: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2010/n2/27814.shtml (дата обращения: 19.11.2022).
4. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62). - С. 933-935.
5. Шпак Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // Социологические исследования. - 2012. - № 3. - С. 50-55.
6. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. - 2004. - № 1. - С. 43-56.
Ж
И. В. Султанова
УДК 159.9
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ
П роблема социального сиротства напрямую связана с проблемой деформированного развития детей вследствие разрыва связей между поколениями и распада традиционной системы ценностей.
Сегодня, когда происходит обостренное противостояние человека и среды, личности нового поколения и традиционной культуры, особенно актуальной становится проблема