Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пискунова Алёна Игоревна, Шилец Анна Николаевна, Пурышева Виктория Витальевна, Баркунова Оксана Витальевна

Данная статья раскрывает проблемы адаптации студентов первого курса к условиям освоения образовательных программ в университете, а также адаптацию к учебной группе. Подготовлена по результатам исследования, проведенного дистанционно на студентах-первокурсниках Шуйского филиала ИвГУ, инструментом исследования выступила методика Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пискунова Алёна Игоревна, Шилец Анна Николаевна, Пурышева Виктория Витальевна, Баркунова Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO STUDYING AT UNIVERSITY

The article reveals the problem of first-year students’ adaptation to the conditions of mastering educational programmes at the university, as well as their adaptation to the study group. It is based on the results of the research conducted remotely on the first-year students of Shuisky branch of Ivanovo State University, the research tool was the methodology of T.D. Dubovitskaya and A.V. Krylov “Adaptability of students in higher education”.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 159.9+ 378

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

В УНИВЕРСИТЕТЕ

Пискунова Алёна Игоревна

студент 4 курса

Шуйского филиала ФГБУ ВО «Ивановский государственный университет»,

РФ, город Шуя E-mail: alena.piskunova.2017@list.ru

Шилец Анна Николаевна

студент 4 курса

Шуйского филиала ФГБУ ВО «Ивановский государственный университет»,

РФ, город Шуя E-mail: anna.shilets@yandex. ru

Пурышева Виктория Витальевна

студент 4 курса

Шуйского филиала ФГБУ ВО «Ивановский государственный университет»,

РФ, город Шуя E-mail: viktoria.purysheva@yandex. ru

Баркунова Оксана Витальевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Шуйского филиала ФГБУ ВО «Ивановский государственный университет»,

РФ, город Шуя E-mail: oksa_315@mail.ru

THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO STUDYING AT

UNIVERSITY

Piskunova Alena Igorevna

Year 4 student, Shuya branch of Ivanovo State University,

Russia, Shuya E-mail: alena.piskunova.2017@list.ru

Shilets Anna Nikolaevna

Year 4 student, Shuya branch of Ivanovo State University,

Russia, Shuya E-mail: anna.shilets@yandex. ru

Purysheva Victoria Vitalievna

Year 4 student, Shuya branch of Ivanovo State University,

Russia, Shuya E-mail: viktoria.purysheva@yandex. ru

Barkunova Oksana Vitalievna

Scientific Supervisor,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogy of the Shuya Branch of the Ivanovo State

University, Russia, Shuya E-mail: oksa_315@mail. ru

Аннотация. Данная статья раскрывает проблемы адаптации студентов первого курса к условиям освоения образовательных программ в университете, а также адаптацию к учебной группе. Подготовлена по результатам исследования, проведенного дистанционно на студентах-первокурсниках Шуйского филиала ИвГУ, инструментом исследования выступила методика Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе».

Abstract. The article reveals the problem of first-year students' adaptation to the conditions of mastering educational programmes at the university, as well as their adaptation to the study group. It is based on the results of the research conducted remotely on the first-year students of Shuisky branch of Ivanovo State University, the research tool was the methodology of T.D. Dubovitskaya and A.V. Krylov "Adaptability of students in higher education".

Ключевые слова, адаптация, студенты, профессиональная деятельность.

Keywords: adaptation, students, professional activity.

Каждый год в высшие учебные заведения приходят студенты-первокурсники, они вливаются в новый коллектив, новый ритм жизни. Адаптируются к новым условиям, кардинально отличающимся от тех, в которых они находились до данного этапа своей жизни. Так, например, привычные временные рамки занятий увеличиваются, объем получаемого информационного материала становится больше, меняется социальное окружение.

Так же в статье Смирновой С.В. отмечается, что первокурсники испытывают трудности при адаптации к новым условиям жизни и обучения (к самой учебе, проживанию в общежитии, питанию, взаимоотношениям «студент-преподаватель», «преподаватель-студент» и т. д.). Они выбирают направление дальнейшей социализации, что определит их будущее [7].

Вузовская адаптация - процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы деятельности, общение, самосознание [10].

По мнению В.А. Якунина, под адаптацией понимается процесс взаимодействия человека и окружающей среды, когда у него появляются модели поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям [8].

Я.В. Бочарникова отмечает, что адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое ее условие. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой [11].

Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле -приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический [2]. Касаемо нашей проблемы нас интересует психологический аспект. Психологический аспект адаптации (частично перекрывается понятием адаптации социальной) -приспособление человека как личности к существованию в социуме в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [9].

Психологические аспекты адаптации были изучены Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, А.К. Марковой, И.С. Якиманской и др.

Проблемы адаптации изучали в своих исследованиях Э. Эриксон, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Столин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.А. Зенкова, Е.Д. Божович и др. Исследования показывают, что стихийная адаптация студентов младших курсов не дает достаточно хороших результатов. Следовательно, необходимо умелое и целенаправленное управление данным процессом. Начинать необходимо с

очерчивания основных возрастных и социально -психологических характеристик. С точки зрения А. Маслоу, психологическая адаптация считается оптимальным взаимодействием личности и окружающей среды. Целью такой адаптации становится результат положительного духовного самочувствия. Несостыковка индивидуальных ценностей с восприятием общественной ситуации порождает разногласие, которое человек стремится устранить путём мыслительной и трудовой деятельности [7].

Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией [5]. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка [1].

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный человек - это человек, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде [1].

По мнению многих ученых (Н. Леонтьев, А.К. Маркова, И.С. Якиманская, М.Р. Битянова, И.В. Коровина, А.А. Кузьмишкина), проблема адаптации первокурсников к обучению в вузе всегда актуальна, от её успешности зависит дальнейшее профессиональное и личностное развитие студента.

Во-первых, меняется организация учебного процесса, распорядок дня не такой как в школе. Ответственность за свое обучение полностью перекладывается на студента и зависит от его активности и умения организовывать свое время. Во-вторых, студенты приезжают из разных городов

и населённых пунктов. Вливаются в абсолютно новый коллектив, многим приходится привыкать к городскому ритму жизни, насыщенной инфраструктуре, большим возможностям, полностью самостоятельной жизни.

Проходя обучение в высших образовательных организациях, студенты, в особенности первокурсники, сталкиваются и с такими проблемами как:

- неумение распределять свое время и силы;

- неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;

- неготовность работать с большим объемом новой информации;

- отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;

- неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;

- отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное -желания учиться [6].

В концепции А.В. Петровского успешность адаптации подразумевает стремление студента к преодолению всевозможных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками, так же для успешной адаптации важным представляется проявление конструктивной позиции студента, то есть студент вынужден сам находить и выбирать для себя методы и пути достижения той или иной образовательной цели. Чем лучше студент будет понимать, зачем и для чего ему могут пригодиться знания в будущей профессии, тем лучше он будет учиться. Уровень представлений студента о специальности (адекватный или неадекватный) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него позитивное отношение к учебе [3].

К психологической адаптации первокурсников с точки зрения И.В. Коровиной относятся:

- адаптация к учебному процессу (новые формы обучения, преподавания, проверки знаний, новый режим дня и самостоятельная организация времени);

- адаптация к учебной группе (знакомство и вливание в коллектив, сплочение, усвоение правил);

- адаптация к профессии (усвоение общих знаний о будущей специальности, а также необходимых знаний, умений и навыков) [4].

В ходе исследования было проведено дистанционное анкетирование студентов первого курса по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе» с целью выявить первокурсников, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности. В анкетировании приняло участие 45 человек, студенты первого курса факультета педагогики и психологии Шуйского филиала ИвГУ.

Результаты проведения анкетирования показали, что 71% (32 чел.) студентов имеют высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе. Это говорит о том, что учащийся вуза ощущает себя в группе комфортно, без труда обретает общий язык с однокурсниками, соблюдает общепринятые в группе нормы и правила. При необходимости способен обратиться к однокурсникам за поддержкой, способен показать динамичность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники, кроме того, принимают и поддерживают его убеждения и круг интересов.

28% (12 чел.) студентов показали средний уровень адаптированности к учебной группе.

Один студент показал низкий результат. Что свидетельствует о том, что студент испытывает трудности в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет выдержанность во взаимоотношениях с однокурсниками. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет общепринятые в группе нормы и принципы, не встречает понимания и принятия своих суждений со стороны однокурсников, не в силах обратиться к ним за поддержкой.

По шкале адаптированности к учебной деятельности высокие показатели присущи 71% (32 чел.) студентам, это говорит о том, что студент свободно осваивает учебные дисциплины, успешно и в срок исполняет учебные задачи; при необходимости способен прибегнуть за помощью к педагогу, легко

высказывает собственные мысли, способен показать собственную индивидуальность и способности на занятиях.

29% (12 чел.) показали средние результаты адаптированности к учебной деятельности. Представителей средней адаптации отличает низкий уровень стабильности, импульсивность, периоды взлетов и неудач. Неустойчивость их положения объясняется тем, что адаптанты, занимающие «среднее положение», либо стремятся к высокому уровню адаптации, либо скатываются в группу низкой адаптации.

Так же в ходе исследования нами был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Данный критерий позволяет определить, какова теснота корреляционной связи между двумя показателями, измеренными в количественной шкале.

Таблица 1

Корреляционная зависимость между показателями адаптированности к учебной группе и показателями адаптированности к учебной деятельности

Адаптированность к учебной деятельности Вывод Критические значения коэффициента корреляции Пирсона 0, 294 (при уровне значимости 0,05) 0,248 (при уровне значимости 0,01)

Адаптированность к учебной группе 0,91048 >0,248 >0,294

Корреляционный анализ показал, что между адаптированностью к учебной группе и адаптированностью к учебной деятельности существует корреляционная зависимость. Основываясь на данном анализе можно сделать вывод, что чем выше уровень адаптации студента к учебной группе, тем выше его способность адаптироваться к учебной деятельности, а также говорит о значимости психологического климата в группе.

Исходя из полученных данных можно утверждать, что уровень адаптированности у большинства студентов к учебной группе и к учебной деятельности довольно высок, но необходима работа и методические

рекомендации кураторам и педагогам по организации занятий со студентами с низким и средним уровнем адаптации.

Нами составлены и предлагаются следующие рекомендации для педагогов:

1. Начиная с первых занятий, преподаватели должны знакомить студентов с новыми правилами обучения, методами работы, давать советы по организации учебного процесса.

2. На занятиях преподаватели могут использовать разнообразные методы и формы работы для повышения и поддержания мотивации студентов -презентации, видео, групповые формы, игровое взаимодействие, проблемное обучение, различные пед. технологии.

3. Преподаватель должен давать оптимальное количество домашних заданий, чтобы не допускать перегрузки.

4. Снизить стрессовую обстановку преподаватель может за счет позитивного настроя на занятие, организации практических занятий в групповой форме, проверки знаний с помощью тестирования, анкетирования, эссе, письменных ответов на вопросы.

5. Кураторы и преподаватели должны своевременно проводить диагностику и выявлять студентов группы «риска», которые испытывают трудности приспособления к условиям вуза.

6. Кураторы, используя внеучебные формы работы, должны проводить занятия по обучению способам саморегуляции, навыкам конструктивного общения, мероприятия на сплочение коллектива.

7. Педагоги и кураторы должны повышать свою психолого-педагогическую грамотность. Так же педагог должен идти в ногу со временем, принимать современные достижения и использовать их в работе, чтобы студенты и преподаватели лучше понимали друг друга. Педагог, куратор должен быть новатором и иметь чувство юмора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. - М.: Педагогика, 1998. - 298 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.

3. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2010. - № 2.

4. Кочеткова В.С. Психологическая адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Вестник магистратуры. - 2015. - № 5 (44). -Т. 1. - С. 136-138.

5. Коровина И.В. Научное обоснование организационного обеспечения профилактики заболевания у студентов на уровне муниципальной поликлиники: автореф. Дис. ... канд. мед. наук. - М., 2005.

6. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.

7. Кузьмишкин А.А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин, Н.А. Кузьмишкина, А.И. Забиров, И.Н. Гарькин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62). - С. 933-935. - URL: https://moluch.ru/archive/62/9664.

8. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, 1997. - 304 с.

9. Сафукова Н.Н. Адаптация в вузе как важный этап формирования личностно-профессиональной Я-концепции студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 17. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-v-vuze.

10. Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Авторское издательство Кузбассвузиздат, 1998. - С. 58-67.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Изд-во Академия, 2008. - 500 с.

12. Смирнова С.В., Лейфа А.В. Психофизиологические аспекты адаптации студентов к учебной деятельности // Вестник АмГУ. - 2001. -Выпуск 12. - С. 16-17.

13. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 1998. - С. 138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.