Научная статья на тему 'Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы'

Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
585
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АДАПТАЦИЯ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ / ОБЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ В ВУЗЕ / MEDICAL EDUCATION / ADAPTATION TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADAPTATION TO LEARNING ACTIVITY / ADAPTATION TO STUDENT GROUP / GENERAL INDEX OF ADAPTATION / ANXIETY AT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чижкова М. Б.

Статья посвящена изучению изменений, происходящих в процессе адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза в течение первого года обучения. Избранный диагностический инструментарий и методы обработки данных (методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, опросник «Тревожность студентов» в модификации опросника Ж. Тейлор, многофункциональный критерий угловое преобразование φ-Фишера и параметрический критерий t-Стьюдента для зависимых выборок), интерпретация и обобщение результатов статистического анализа позволили сформулировать выводы о неоднозначном характере динамики адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Выявленные достоверные различия по показателям адаптации к учебной деятельности вносят существенные дополнения в научные представления о ведущей роли данного вида адаптации, носящего открытый, ярко выраженный и относительно быстрый по времени положительный характер. Отсутствие значимых различий по показателям тревожности на начало и конец учебного года свидетельствует о достаточно стабильном, с преобладанием среднего и повышенного уровней, эмоциональном фоне студентов в процессе адаптации, а также о существовании определенных аспектов в образовательной среде вуза, вызывающих у первокурсников устойчивые негативные переживания. Наряду с этим в эмоциональном состоянии респондентов в конце первого года обучения выделяется новый аспект волнений и тревог межличностные отношения в студенческой группе. По нашему мнению, это связано со сменой ориентиров в процессе адаптации, отражающих становление сообщества первокурсников с активно протекающими процессами статусной дифференциации и перерастания диффузной группы в группу типа просоциальной ассоциации. Данный момент реорганизации и обретения группой нового состояния равновесия, нашедший отражение в исследовании, позволяет предположить иные, в сравнении с адаптацией к учебной деятельности, особенности динамики адаптации к студенческой группе, раскрывающие ее более продолжительный, латентный и детерминированный внутригрупповыми процессами характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation Dynamics of the First-Year Students to the Educational Environment of the Medical University

The paper features the changes that take place in the process of adaptation of first-year students to the educational environment of the medical university during the first year of study. The methods research included diagnostic tools and methods of data processing, e.g. T.D. Dubowitzka and A. V. Krylova's technique "Adaptation of students at the university", questionnaire "Student Anxiety" in J. Taylor’s modification, φ-Fisher conversion multifunctional criterion and t-Student parametric criterion for dependent samples. A statistical analysis made it possible to make certain conclusions about the ambiguous nature of the dynamics of adaptation of freshmen to the educational environment of the medical university. The identified reliable differences in the indicators of adaptation to learning activity make significant additions to the scientific perception on the leading role of the given adaptation type, which has an open, pronounced, but fleeting positive character. The absence of significant differences in anxiety rates at the beginning and end of the school year indicates a fairly stable emotional background, with a predominance of average and elevated levels. On the other hand, certain aspects in the educational environment of the university cause persistent negative experience. The emotional state of the respondents by the end of the first year revealed a new aspect of anxiety, i. e. interpersonal relationships within the grouр. The authors believe this is due to the change of orientation in the adaptation process. The change reflects the formation of a community of freshmen with actively flowing processes of status differentiation and the transformation of a diffuse group into a prosocial association. This transformation suggests a different kind of adaptation dynamics to student grouр. This longer and more latent kind of adaptation is determined by intragroup processes.

Текст научной работы на тему «Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы»

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

оригинальная статья УДК 159.9.072: 378: 37.062.1 (575.826)

Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы

Марина Б. Чижкова а @ ш

а Оренбургский государственный медицинский университет, 460000, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 6 @ [email protected]

Ш https://orcid.org/0000-0003-2881-8413

Поступила в редакцию 22.07.2019. Принята к печати 30.09.2019.

Аннотация: Статья посвящена изучению изменений, происходящих в процессе адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза в течение первого года обучения. Избранный диагностический инструментарий и методы обработки данных (методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, опросник «Тревожность студентов» в модификации опросника Ж. Тейлор, многофункциональный критерий угловое преобразование ф-Фишера и параметрический критерий 1-Стьюдента для зависимых выборок), интерпретация и обобщение результатов статистического анализа позволили сформулировать выводы о неоднозначном характере динамики адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Выявленные достоверные различия по показателям адаптации к учебной деятельности вносят существенные дополнения в научные представления о ведущей роли данного вида адаптации, носящего открытый, ярко выраженный и относительно быстрый по времени положительный характер. Отсутствие значимых различий по показателям тревожности на начало и конец учебного года свидетельствует о достаточно стабильном, с преобладанием среднего и повышенного уровней, эмоциональном фоне студентов в процессе адаптации, а также о существовании определенных аспектов в образовательной среде вуза, вызывающих у первокурсников устойчивые негативные переживания. Наряду с этим в эмоциональном состоянии респондентов в конце первого года обучения выделяется новый аспект волнений и тревог - межличностные отношения в студенческой группе. По нашему мнению, это связано со сменой ориентиров в процессе адаптации, отражающих становление сообщества первокурсников с активно протекающими процессами статусной дифференциации и перерастания диффузной группы в группу типа просоциальной ассоциации. Данный момент реорганизации и обретения группой нового состояния равновесия, нашедший отражение в исследовании, позволяет предположить иные, в сравнении с адаптацией к учебной деятельности, особенности динамики адаптации к студенческой группе, раскрывающие ее более продолжительный, латентный и детерминированный внутригрупповыми процессами характер.

Ключевые слова: медицинское образование, адаптация к учебной деятельности, адаптация к студенческой группе, общий показатель адаптации, тревожность в вузе

Для цитирования: Чижкова М. Б. Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 1039-1049. БО1: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

Введение

Инновационный путь развития государства обеспечивается совокупностью разнообразных детерминант, в числе которых значительное место занимает человеческий фактор - люди как важнейшие субъекты всех сфер народного хозяйства. В этом контексте молодое поколение России, особенно студенчество, выступает мощным стратегическим ресурсом, формирующим потенциал развития общества и обеспечивающим научно-технический и социальный прогресс в целом.

Высшее образование для молодого человека - не просто процесс подготовки к последующей трудовой деятельности. Это та ступень профессионального становления, на которой он должен и может получить мощный импульс

к повышению своего интеллектуального потенциала, стимулированию процессов саморазвития, активному формированию жизненных и профессиональных компетенций [1, с. 56]. Достижение указанных ориентиров во многом определяется успешным решением бывшим школьником задач адаптации на начальном этапе обучения в первый год вхождения в новую, качественно отличную от школьной образовательную среду вуза.

Адаптация студентов к образовательной среде вуза -актуальная проблема современной отечественной и зарубежной научной литературы. Отечественные работы по указанной проблеме разнообразны как по изучаемым объектам (иностранные студенты, студенты определенных специальностей, гендерные аспекты, сравнительные исследования

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

бакалавриата / специалитета и др.), так и применяемым методикам исследования (от психологических тестов К. Роджерса и Р. Даймонда и т. п. до субъективной самооценки студентом его адаптации к вузу, проективных методик и косвенных показателей в виде академической успеваемости и т. п.) [1-7]. В зарубежных исследованиях значительное место занимают вопросы влияния ряда индивидуальных особенностей личности на эффективную адаптацию студентов [8-12]. В частности, рассматриваются различия в возрасте, гендерной принадлежности, отношении к избранной специальности и университету, индивидуальный стиль разрешения проблемных ситуаций, некоторые личностные особенности, такие как оптимизм, удовлетворенность учебой, самоэффективность, самооценка и др. При этом особое внимание акцентируется на значимости первого года для дальнейшего обучения в университете.

Обобщение представленных точек зрения позволяет определить адаптацию студентов к образовательной среде вуза как один из видов общей адаптации человека, включающий в себя, с одной стороны, приспособление личности к постоянным внешним условиям, а с другой -активное взаимодействие человека и среды, когда личность не только приспосабливается к требованиям окружения, но и воздействует на него, вызывая изменения самой среды [13]. Содержание процесса адаптации студентов включает в себя освоение образовательной среды университета, принятие норм и правил внутреннего распорядка, ознакомление с особенностями общения и взаимодействия с различными структурами и службами университета [14]. В структуре целостного процесса адаптации можно выделить различные виды адаптации, раскрывающие многообразие связей обучающихся с различными компонентами образовательной среды вуза: академическая, социальная и психологическая [15]. Академическая отражает адаптацию первокурсников к требованиям учебной деятельности, социальная - к условиям взаимодействия с другими субъектами образовательной среды, прежде всего одногрупп-никами и однокурсниками, психологическая - эмоциональное благополучие, комфортность пребывания студента в образовательной среде, его удовлетворенность учебной деятельностью и социально-психологической атмосферой в студенческой группе. Существенной характеристикой процесса адаптации является зависимость как от воздействия внешних факторов (изменения окружающей обстановки, требования высшего учебного заведения и уклад жизни молодых людей при поступлении в вуз), так и от личностных и психофизиологических особенностей самого студента, его собственной оценки происходящих с ним событий [16, с. 28-29].

Важнейшим вопросом исследования адаптации студентов-первокурсников является проблема динамики данного процесса. Ряд авторов указывает на продолжительность адаптации в объеме четырех семестров [17]; другие полагают, что процесс адаптации завершается только к концу

третьего года обучения [18]. Высказывается точка зрения, что адаптация к различным условиям образовательной среды вуза, несмотря на разницу в возрасте и характере деятельности, происходит на одних и тех же уровнях примерно в одни и те же сроки: психофизиологическом - две недели, психологическом - до двух месяцев, социально-психологическом - от года до трех лет [19, с. 34].

Относительно характера динамики адаптации студентов-первокурсников данные также неоднозначны. Проведенное Р. М. Фатыховой с соавторами исследование показало, что интенсивность переживания адаптационных проблем в начале (сентябрь) и в конце (апрель) 1-го года обучения выше, чем частота их встречаемости. Частота возникновения проблем к апрелю увеличивается, а интенсивность их переживаний снижается. Это свидетельствует о позитивной динамике процесса адаптации, характеризующей снижение драматичности переживаний, наращивание у обучающихся психологической устойчивости и адаптационных способностей [20]. Однако имеются и исследования, выявляющие тенденцию снижения показателей адаптации первокурсников с первого семестра к концу второго семестра первого учебного года по всем изучаемым видам адаптации - академической, социальной и психологической. К концу второго семестра увеличивается доля тех, кто чувствует, что не влился в студенческую жизнь, беспокоится о своем здоровье, чувствует, что никто ему не может помочь с разрешением проблем в университете [15, с. 60]. При этом по некоторым показателям адаптации снижение продолжается и на последующих курсах обучения. С одной стороны, полагает Е. В. Горбунова, это может рассматриваться как формирование критического отношения к учебному процессу. С другой - отрицательная динамика индикаторов адаптации говорит о том, что с течением времени приспособление студентов к новой среде не улучшается, а ухудшается, вплоть до психологического «отчуждения» [15, с. 61].

На наш взгляд, динамику адаптационного процесса студентов-первокурсников нельзя рассматривать безотносительно к профилю учебного заведения, получаемой специальности, общих сроков обучения и особенностей используемых в образовательном процессе форм, методов и средств обучения.

Специфику адаптации к образовательной среде медицинского вуза составляет то, что он охватывает весь шестилетний период обучения, демонстрируя последовательное движение будущего врача от учебного процесса к профессиональной деятельности [21, с. 51; 22, с. 19]. Наиболее ярко указанные особенности проявляются на первом, четвертом и шестом курсах обучения. На четвертом курсе адаптация определяется переходом студентов с медико-биологического на клинический профиль обучения, а на шестом -усилением прагматизации студентов, когда практическая деятельность осуществляется в ущерб познавательной и творческой [21, с. 51].

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

Адаптация студентов первого курса обусловлена потерей привычной зоны комфорта, когда первокурсник, выйдя из знакомой ему школьной атмосферы и нередко родительской семьи, попадает в совершенно новые для него условия - образовательную среду вуза. Как следствие на первоначальном этапе адаптации студент находится в состоянии шока, связанного с психоэмоциональными (новые коммуникативные связи и отношения), информационными (насыщенность учебных предметов теорией и практикой, необходимость переработки большого объема информации) и социально-бытовыми (организация быта, досуга, системы питания и др.) перегрузками [18, с. 136].

К сожалению, в проанализированной нами литературе ощущается дефицит работ, посвященных динамике адаптации первокурсников медицинских вузов. О том, что динамика адаптации у будущих врачей «подчиняется» общей тенденции и носит положительный характер, свидетельствуют данные, полученные Т. М. Михайловой при изучении мотивационной сферы обучающихся, изменяющейся под давлением высоких вузовских требований к самоорганизации учебной деятельности. В осеннем семестре главным мотивом учебной деятельности является мотив избегания неудачи, субъективно выражающийся в стремлении уцелеть в новом статусе, справиться с проблемами, успеть в установленные сроки и т. п. Складывается парадоксальная ситуация, отмечает автор: «С одной стороны, студенты живут в режиме значительного напряжения, больших трудозатрат, высокой концентрации на учебной деятельности. Однако с другой стороны, осенний семестр 1-го курса можно условно назвать периодом "экономии личностных ресурсов". Суть подобного моратория состоит в том, что доминантой поведения и деятельности становится функционирование в оперативном режиме, активность по задаче, при которой личность выступает как функция учебной деятельности. Для первокурсников характерно стремление минимизировать риски, избегать сложных заданий, нежелание возвращаться к задачам, которые не удалось решить, уклончивость, повышенный уровень самокритичности, уязвимость по отношению к внешним оценкам, растерянность и нерешительность в ситуации неопределенности» [23, с. 11-12]. В середине весеннего семестра мотивационный вектор почти у половины студентов (до 47 %) сдвигается в сторону мотива стремления к успеху и тем самым свидетельствует, что завершается самый сложный период адаптации: первокурсники практически освоили новую образовательную и социальную ситуацию (успешная сдача первой сессии), обрели чувство уверенности в своей способности в целом справляться с учебными задачами [23, с. 12-13].

Исходя из противоречивости эмпирических данных и недостаточности специальных исследований, направленных на выявление особенностей динамики адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза, нами была определена основная цель

исследования - выявить количественные и качественные особенности динамики адаптации у студентов первого курса ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (ОрГМУ).

Представленные в статье результаты - одна из иллюстраций многолетнего изучения адаптации студентов-первокурсников ОрГМУ [24-26]. Отправной точкой данного исследования послужило предположение, что в мае, по завершении первого года обучения, по всем показателям адаптации будет отмечаться положительная динамика, свидетельствующая об успешности включения первокурсников в новую для них образовательную среду медицинского университета. В процессе подтверждения сформулированной гипотезы мы предполагали получить новые данные о характере динамики адаптационного процесса, выявить сходства / различия в показателях адаптации первокурсников в начале и конце первого года обучения.

Методы и материалы исследования

Изучение динамики адаптации студентов первого курса проводилось с помощью методики «Адаптированность студентов в вузе» [27] и опросника «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж. Тейлор) [28, с. 560-561]. Данные методики, направленные на выявление характера адаптации к учебной деятельности, адаптации к студенческой группе, общего показателя адаптации, а также уровня эмоционального благополучия у будущих врачей на начальном этапе обучения, позволяют, на наш взгляд, уже в первом приближении оценить характер изменений, наметить направления и способы дальнейшей, более глубокой диагностики адаптационного процесса к образовательной среде медицинского вуза.

Выборку исследования составили обучающиеся лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов общей численностью 467 человек. Такая выборка достаточно адекватно отражает характерные качества, присущие всей генеральной совокупности и, следовательно, может считаться репрезентативной. Исследование проводилось в 2016-2017 учебном году на базе ОрГМУ в два этапа: первый - в октябре 2016 г., второй - в мае 2017 г. Средний возраст испытуемых на начало исследования - 18,1 года, на окончание - 18,6 лет. По половому признаку выборка распределилась следующим образом: юноши - 131 человек (28,1 %), девушки - 336 человек (71,9 %). По характеру соотношения на первом и втором этапах эксперимента группы студентов представляют собой зависимые выборки, в которых каждому испытуемому в одной выборке поставлен в соответствие испытуемый из другой выборки [29, с. 22]. Критерием соответствия избраны фамилия и имя студентов. В связи с использованием персональных данных все первокурсники были уведомлены об основных положениях этики проведения психологического исследования

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

и гарантированном соблюдении со стороны экспериментатора конфиденциальности полученной информации.

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи многофункционального критерия угловое преобразование ф-Фишера. Основанием для подобного выбора послужило ограничение в применении к двум зависимым выборкам численностью 467 человек непараметрического критерия Т-Вилкоксона, предусматривающего максимальный верхний предел испытуемых в количестве 50 человек [30, с. 89].

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительные данные динамики адаптации студентов-первокурсников к студенческой группе на первом (осень 2016 г.) и втором (весна 2017 г.) этапах исследования представлены в табл. 1 (фтабл. - величина угла (в радианах) для процентной доли; фэмп. - эмпирическое значение критерия). Адаптация юношей и девушек к студенческой группе на обоих этапах исследования протекает достаточно успешно, раскрывая высокий уровень включения большинства испытуемых в студенческий коллектив. Несмотря на отсутствие достоверных различий в уровнях адаптации, примененный математический аппарат позволил вскрыть отдельную качественную динамику во взаимоотношениях первокурсников с одногруппниками.

На момент первичной диагностики обучающиеся ведут себя в группе достаточно активно, не боятся проявлять симпатию к другим студентам и обращаться к ним за помощью, легко находят общий язык с однокурсниками. Оценивая свое положение в группе, большинство опрошенных (89,9 %) отрицают настороженность со стороны одногруппников и указывают на интерес и стремление последних к взаимодействию. Комфортность в новом студенческом сообществе, принятие его норм и правил отмечают 83,3 % респондентов. Однако возможность в полном объеме влиять на мнение других студентов признают лишь 49,7 %, что косвенно может говорить о становящемся характере формирования нового сообщества, в котором пока еще мало лидеров, но достаточно большой процент членов группы, не оказывающих серьезного влияния на внутригрупповые отношения [31].

На завершающем этапе исследования, как показал сравнительный анализ, статистически значимо сократилось количество юношей и девушек, испытывающих различные трудности в установлении контактов с однокурсниками (ф=1,787, р<0,05), но при этом увеличилось число респондентов, демонстрирующих активность и инициативу в межличностных отношениях (ф=1,803, р<0,05), изменивших свое сомнение на полную уверенность в том, что другие члены коллектива проявляют к ним интерес и симпатию (ф=2,429, р<0,01), а также отрицающих дискомфорт в группе, нарушение ее норм и требований (ф=2,230, р<0,05). Интересным фактом, в определенной мере раскрывающим процесс становления студенческого коллектива, мы считаем достоверный рост обучающихся, которые могут влиять

на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов (ф=2,139, р<0,05).

Динамика адаптации к учебной деятельности более показательна (табл. 2). На начальном этапе экспериментальной работы по показателям адаптации к учебной деятельности можно выделить три группы студентов. Студенты с низким уровнем адаптации (12,2 %) испытывают серьезные трудности в новой для себя учебной деятельности. Для этих испытуемых характерны неуверенность и дискомфорт на учебных занятиях, особенно практических и лабораторных, сложности в презентации своего ответа перед одногруппниками, выражении собственного мнения и демонстрации имеющихся познавательных способностей. Большинство предметов для представителей данной группы трудны и непонятны в изучении, вызывают негативные эмоции и переживания. Несмотря на это, лишь 37 % обучающихся данной группы испытывают необходимость в дополнительной помощи и консультациях со стороны преподавателей.

Студенты со средним уровнем адаптации к учебной деятельности (55,2 %) в целом успешно справляются с новыми учебными задачами, однако указывают на трудности в своевременной подготовке по всем учебным дисциплинам (49,5 %), отсутствие собственного видения отдельных предметов и периодически возникающее смущение при ответах на семинарских и практических занятиях. В помощи преподавателей в группе со средним уровнем нуждаются 33,3 % испытуемых.

В группе с высоким уровнем адаптации к учебной деятельности (32,6 %) у респондентов отсутствуют значительные трудности при освоении избранной сферы труда. Они с легкостью высказывают свои мысли по изучаемым темам, выступают с докладами по дополнительным вопросам, стараются в полном объеме продемонстрировать свои интеллектуальные и познавательные способности, успешно и в срок справляться со всеми домашними заданиями. Хотя этим первокурсникам не трудно обратиться за помощью к преподавателю, в консультациях профессорско-преподавательского состава нуждаются лишь 30 % юношей и девушек данной группы.

Динамика адаптации к учебной деятельности, как следует из табл. 2, демонстрирует статистически значимые различия по показателям низкого (снижение на 6,6 %) и высокого (рост на 9,1 %) уровней. Наряду с этим обнаружено достоверное увеличение численности студентов, успешно и в срок справляющихся с домашними заданиями (ф=4,26, р<0,001), имеющих собственное мнение по учебным предметам и не боящихся его высказывать (ф=2,062, р<0,05). Значимо снизилось число первокурсников, переживающих неуверенность и дискомфорт на занятиях (ф=3,239, р<0,001), трудности выступления перед аудиторией и выражения своих мыслей (ф=2,674, р<0,01), сложности при освоении учебных дисциплин и практик (ф=4,293, р<0,001), затруднения при обращении за помощью к преподавателю (ф=2,016, р<0,05). На фоне

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

данных позитивных изменений сократилось и количество испытуемых, которые нуждаются в дополнительных консультациях педагогов по большинству преподаваемых дисциплин (ф=2,139, р<0,05).

Общий показатель адаптации, как следует из результатов статистической обработки, претерпел изменения за счет смещения респондентов из категории со средним уровнем адаптации в группу с высоким уровнем адаптации (табл. 3).

Изучение тревожности на первом этапе исследования выявило оптимальность эмоционального напряжения у студентов-первокурсников в процессе адаптации к образовательной среде ОрГМУ: две трети опрошенных характеризуются низким (8,1 %) и средним (52,8 %) уровнем тревожности в вузе, тогда как превышение допустимых показателей тревожности зафиксировано лишь у 39,1 % обучающихся. Как показал качественный анализ ответов испытуемых, для всех студентов, независимо от уровневой принадлежности, наиболее травмирующими оказываются следующие ситуации: возможность неудачи в сессии (88,4 %), неудачи в учебе (86,7 %), страх перед предстоящими зачетами и экзаменами (85,7 %). Большинство юношей и девушек полагают, что их знания по тому или

иному предмету ничтожны (74,9 %), они не смогут усвоить весь учебный материал и, как следствие, будут отчислены по результатам предстоящей сессии (75,6 %). Настроение респондентов во многом зависит от успеха в учебной деятельности (70,9 %), а случающиеся неудачи и промахи мгновенно выводят многих студентов из хорошего расположения духа (75,6 %). Более 60 % опрошенных испытывают трудности с организацией своего рабочего дня и выполнением намеченных планов. Накапливающиеся незавершенные дела истощают психофизиологические ресурсы и сказываются на общем самочувствии и здоровье первокурсников. Так, 73,7 % обучающихся испытывают сильное сердцебиение в ситуациях контроля знаний и умений, 69,2 % - беспокойно спят, а 52,2 % - испытывают после длительной и напряженной умственной деятельности сильные головные боли.

Указанные особенности эмоционального фона учебной деятельности, на наш взгляд, вполне созвучны с показателями адаптации к учебной деятельности и позволяют констатировать преимущественно учебно-деятельностный характер нарушений общего адаптационного процесса у будущих специалистов на первом этапе исследования (осень 2016 г.).

Табл. 1. Сравнительные данные динамики адаптации к студенческой группе студентов-первокурсников Tab. 1. Comparative data on adaptation dynamics of the first-year students to student group

Уровень адаптации Этап исследования Ф ' эмп. р

осень 2016 г. весна 2017 г.

количество % фтабл. количество % фтабл.

Низкий 1 0,2 0,089 3 0,6 0,155 1,008 -

Средний 77 16,5 0,837 72 15,4 0,807 0,458 -

Высокий 389 83,3 2,300 392 84 2,319 0,290 -

Уровень адаптации Этап исследования Ф ' эмп. р

осень 2016 г. весна 2017 г.

количество % фтабл. количество % фтабл.

Низкий 57 12,2 0,714 26 5,6 0,478 3,606 0,001

Средний 258 55,2 1,675 246 52,7 1,625 0,764 -

Высокий 152 32,6 1,215 195 41,7 1,404 2,887 0,001

Табл. 3. Сравнительные данные динамики общего показателя адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде Tab. 3. Comparative data on the dynamics of the general index of adaptation of the first-year students to the educational environment

Уровень адаптации Этап исследования

осень 2016 г. весна 2017 г. Ф ' эмп. р

количество % Фтабл. количество % Фтабл.

Низкий 6 1,3 0,229 3 0,6 0,155 1,130 -

Средний 148 31,7 1,196 118 25,3 1,054 2,169 0,05

Высокий 313 67 1,918 346 74,1 2,074 2,383 0,01

Табл. 2. Сравнительные данные динамики адаптации к учебной деятельности студентов-первокурсников Tab. 2. Comparative data on adaptation dynamics of the first-year students to learning activity

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

Динамика тревожности студентов-первокурсников в процессе адаптации к образовательной среде ОрГМУ представлена как положительными, так и негативными аспектами (табл. 4). С одной стороны, в течение первого года обучения произошло снижение числа студентов с повышенным уровнем тревожности в вузе и увеличение числа юношей и девушек с низким и средним уровнями. С другой стороны, в 3 раза выросло и количество испытуемых, оказавшихся в категории высокого уровня тревожности.

Статистическая обработка полученных на первом и втором этапах исследования первичных данных, проведенная при помощи параметрического критерия 1-Стьюдента для зависимых выборок, значимых различий в выраженности тревожности не выявила (Мосень=13,97; Мвесна=13,69; Ма - средняя разность значений - 0,28; иосень=4,53; ивесна=4,84; ста - стандартное отклонение разностей - 3,84; 1=1,565; р>0,1). Обращение же к критерию углового преобразования ф-Фишера позволило констатировать достоверность полученных изменений только по показателям высокого уровня. По остальным уровням различия либо отсутствуют, либо проявляются на уровне тенденции, например в отношении повышенного уровня.

Качественный сопоставительный анализ ответов респондентов на вопросы методики «Тревожность студентов в вузе» продемонстрировал определенного рода стабильность некоторых наиболее переживаемых проблем как в начале, так и в конце первого учебного года. Для будущих специалистов сохраняют напряженность мысли о предстоящем зачете или экзамене (74,1 %) даже при полной уверенности в своих знаниях (84,4 %), потенциальная неудача в сессию и отчисление из вуза (82,4 %) как по причине невозможности на «отлично» усвоить весь учебный материал (63 %), так и по представлениям о кажущейся ничтожности собственных знаний (75,4 %). У большей части первокурсников вновь отмечается зависимость настроения от успехов в учебе (68,7 %), склонность к эмоциональной неустойчивости (70,4 %), трудности в организации своего рабочего дня (59,7 %), негативные психофизиологические проявления (головные боли, сильное

сердцебиение, нарушения сна и др.) (от 54,6 % до 74,7 % опрошенных в зависимости от симптоматики).

Однако следует подчеркнуть, что по многим из указанных переживаний число респондентов значимо сократилось. На статистическом уровне достоверности обнаружено снижение числа юношей и девушек, пугающихся возможного «отсева» из ОрГМУ (ф=4,186; р<0,001), подчиняющих «знак» своих эмоций и чувств отметкам на семинарских и практических занятиях (ф=1,787, р<0,05), а мысли о настоящем и будущем исключительно учебной деятельности (ф=1,894, р<0,05). Необходимость соответствовать требованиям новой образовательной среды здесь и сейчас без наличия дополнительного времени для «раскачки» способствовала формированию у обучающихся умений и навыков самоорганизации, планирования дел и их выполнения (ф=2,001, р<0,05), а пройденный сложный период первой экзаменационной сессии привел к снижению эмоционального накала и выравниванию сна (ф=4,431, р<0,001).

К сожалению, в показателях тревожности первокурсников проявились ранее не актуализированные переживания, которые не могут не вызвать настороженности и постановки новых исследовательских вопросов. В частности, увеличилось количество испытуемых, объясняющих свои неудачи в учебе отсутствием воли и волевых качеств (ф=2,016, р<0,05), а также низкой концентрацией внимания на выполнении какого-либо задания и раздражительностью в связи с этим (ф=1,711, р<0,05). Значительно больше обучающихся стали испытывать трудности слушания и ведения записей на лекциях (ф=2,444, р<0,01). Определенное развитие на уровне тенденции получил и факт проявления у отдельных студентов волнения (вплоть до заикания) при ответах на семинарских занятиях или на промежуточной аттестации (ф=1,573, р<0,1). Достоверно большее количество опрошенных стали беспокоиться по поводу микроклимата в студенческом коллективе (ф=2,001, р<0,05), собственного положения в учебном сообществе (ф=2,780, р<0,01), часто возникающих ссор с одногруппниками из-за пустяков (ф=2,551, р<0,01).

Уровень тревожности Этап исследования Ф ' эмп. р

осень 2016 г. весна 2017 г.

количество % Фтабл. количество % Фтабл.

Низкий 38 8,2 0,581 42 9,0 0,609 0,427 -

Средний 246 52,7 1,625 258 55,2 1,675 0,764 -

Повышенный 180 38,5 1,339 158 33,8 1,241 1,497 0,1

Высокий 3 0,6 0,155 9 2,0 0,284 1,971 0,05

Табл. 4. Сравнительные данные динамики тревожности студентов-первокурсников в процессе адаптации к образовательной среде

Tab. 4. Comparative data on anxiety dynamics of the first-year students in the process of adaptation to the educational environment

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

Заключение

Выдвинутая в начале эксперимента гипотеза подтверждается лишь частично. С одной стороны, сопоставление данных по уровням выраженности показателей адаптации на обоих этапах эксперимента демонстрирует общую положительную динамику изучаемого феномена у первокурсников ОрГМУ. С другой стороны, репрезентативные положительные сдвиги выявлены лишь по адаптации к учебной деятельности, тогда как изменения показателей адаптации к студенческой группе не достигают уровня статистической достоверности. На наш взгляд, это подтверждает имеющиеся в научной литературе данные о том, что на начальном этапе обучения превалирующую роль играет именно адаптация к требованиям и условиям учебной деятельности. Возникающий при поступлении в высшее учебное заведение дидактический барьер, обусловленный несовпадением методов, форм и средств преподавания / учения в высшей школе с отработанными в школе приемами [21, с. 139; 32, с. 18], побуждает первокурсников к решению наиболее приоритетных задач по устранению имеющихся познавательных трудностей и активному включению в процесс обучения. Прикладываемые студентами в этом направлении усилия, в том числе физиологические и психологические ресурсы, дают вполне очевидный позитивный результат, нашедший отражение и в нашем исследовании.

Наряду с количественными особенностями динамика процесса адаптации первокурсников к образовательной среде ОрГМУ имеет и качественные, наиболее ярко проявляющиеся в аспекте адаптации к учебной деятельности. В течение первого года обучения, включаясь в учебную деятельность, будущие специалисты приобретают умения и навыки формулирования индивидуального мнения по учебным предметам, выступления и выражения собственных мыслей на учебных занятиях, своевременного выполнения задаваемых домашних заданий. Многие обучающиеся учатся преодолевать трудности взаимодействия с педагогами, без смущения могут обратиться к ним за разъяснением непонятного вопроса. К концу первого курса уверенность и комфорт на учебных занятиях повышаются, преподаваемые дисциплины хотя и не теряют своей сложности, но оцениваются как вполне поддающиеся усвоению, а потребность в помощи и консультациях со стороны профессорско-преподавательского состава снижается.

Эмоциональный фон процесса адаптации первокурсников к образовательной среде ОрГМУ на протяжении всего периода обучения на 1-м курсе остается достаточно стабильным, с преобладанием среднего и повышенного уровня тревожности. Несмотря на положительную динамику абсолютных и относительных показателей данных уровней, статистической значимости указанные изменения не достигают и, следовательно, не могут рассматриваться как достоверные.

Более показательной представляется нам качественная трансформация самой тревожности, обнаруженная при сравнительном анализе первого и второго этапов

исследования. Во-первых, полученные результаты позволили выделить у первокурсников наиболее устойчивые аспекты образовательной среды вуза, вызывающие отрицательные эмоции: неуверенность в своих знаниях и представление об их ничтожности, страх предстоящей сессии и возможности «отсева» из вуза по ее неудовлетворительным результатам, зависимость настроения от успехов / неудач в учебе, беспокойство сна, трудности планирования своих дел. При всем этом в конце учебного года указанные переживания снижают свою остроту и охватывают значительно меньшее количество испытуемых, чем на момент первичной диагностики. Во-вторых, в ходе сравнительного анализа был выявлен новый, наиболее актуальный в конце учебного года повод для тревоги и волнения, - межличностные отношения внутри студенческой группы (переживания из-за микроклимата в коллективе, своего положения в группе, ссор с одногруппниками).

На наш взгляд, причина этого кроется в смене ориентиров адаптации первокурсников к образовательной среде ОрГМУ. Решив на приемлемом для себя уровне проблемы адаптации к учебной деятельности и выработав наиболее соответствующие ее требованиям методы и формы работы, студенты обращают свои взоры на социальную атмосферу обучения: «В каком коллективе я учусь? Кто находится рядом со мной?». В значительной степени этому способствуют и сдача первой сессии, и включение в общественную и воспитательную работу в вузе, и деятельность куратора, и собственная динамика развития студенческой группы как становящегося малого сообщества, в котором активно протекают, но еще не окончены процессы статусной дифференциации и перерастания диффузной группы в группу типа «просоциальной ассоциации» [31; 33]. Под влиянием этих и других причин в группе наступает состояние нарушения равновесия, подвижности ее структуры, когда каждый член группы, стремясь занять определенное место, приобрести (или отстоять) тот или иной статус, выработать адекватную стратегию взаимодействия с другими членами, вольно или невольно концентрируется на психологическом климате внутри группы (иногда и потока, курса). Полагаем, данный момент реорганизации и обретения группой нового состояния равновесия и проявился в показателях тревожности студентов-первокурсников ОрГМУ. Однако именно это позволяет выдвинуть гипотетическое предположение о различиях в динамике разных видов адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Если динамика адаптации к учебной деятельности носит открытый, ярко выраженный и относительно быстрый по времени положительный характер, то динамика адаптации к студенческой группе может быть более продолжительной, латентной и детерминироваться внутригрупповыми процессами, протекающими в студенческом коллективе. Разумеется, данное предположение нуждается в дальнейшей теоретической и эмпирической верификации, открывая простор для дальнейших научных изысканий.

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

Литература

1. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с. DOI: 10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513

2. Луков В. А., Луков С. В. Адаптация к учебе в вузе отдельных проблемных групп первокурсников: эмпирические данные и теоретические выводы // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 86-95. DOI: 10.17805/ggz.2017.5.7

3. Макарова А. Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 189 с.

4. Нагаева Т. А., Пономарева Д. А., Басарева Н. И., Желев В. А., Ильиных А. А., Семенова А. А., Струкова А. И. Клинико-психологическая оценка адаптационного процесса и поведенческих факторов риска у студентов высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=23613 (дата обращения: 22.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Егоренко Т. А. Социально-психологическая адаптация личности в процессе профессионального становления. Тверь: Тверской гос. технич. ун-т, 2011. 103 с.

6. Жукова Т. А., Степанова Л. А. Социально-профессиональная адаптация студентов в системе высшего профессионального образования. Кемерово: Кемеровский полиграфкомбинат, 2007. 151 с.

7. Кудрявцев В. Т., Бережковская Е. Л., Кравцов О. Г., Меркулова О. П., Новикова Т. С., Перелыгина И. А., Прихожан А. М. Психология раннего студенческого возраста. М.: Проспект, 2014. 192 с.

8. Tinto V. Dropout from higher education: a theoretical synthesis of recent research // Review of Educational Research. 1975. Vol. 45. № 1. Р. 89-125.

9. Hurtado S., Carter D. F., Spuler A. Latino students transition to college: assessing difficulties and factors in successful college adjustment // Research in Higher Education. 1996. Vol. 37. № 2. Р. 135-157.

10. Chemers M. M., Hu L., Garcia B. F. Academic self-efficacy and first year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. № 1. Р. 55-64.

11. Friedland L. J., Reid G. J., Shupak N., Cribbie R. Social support, self-esteem, and stress as predictors of adjustment to university among first-year undergraduates? // Journal of College Student Development. 2007. Vol. 48. № 3. Р. 259-274.

12. Clinciu A. lon. Adaptation and stress for the first year university students // Procedia-Social and Behavioral Scincse. 2013. Vol. 78. Р. 718-722. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.382

13. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. №1. С. 13-22.

14. Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: сб. мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. (Кемерово, 11 апреля 2013 г.) / сост. Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская, Т. И. Варова. Кемерово: КемГУКИ, 2013. 274 с.

15. Горбунова (Колотова) Е. В. Адаптация студентов 1-3 курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни (в НИУ Высшая школа экономики в 2011-2012 учебном году) // Эмпирические исследования. Universitas. 2017. № 1. С. 48-64.

16. Тюряпина И. В. Группы риска психической дизадаптации среди студентов-первокурсников вуза с различными типами акцентуации личности // Экология человека. 2014. № 3. С. 28-33.

17. Абишева З. С., Жетписбаева Г. Д., Даутова М. Б., Раисов Т. К., Айхожаева М. Т., Искакова У Б., Асан Г. К., Исмагулова Т. М. Взаимосвязь образа жизни и культуры здоровья студентов с процессом адаптации к учебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-5. С. 495-498.

18. Михайлова Л. В., Мохаммад А., Авилова Т. М., Чумаков В. И. Междисциплинарный подход к психолого-педагогической адаптации студентов медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 135-139.

19. Симаева И. Н. Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 42 с.

20. Фатыхова Р. М., Иванченко Т. П., Зайнуллин А. М. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 6. С. 59-70. DOI: 10.21510/1817-3292-2017-6-59-70

21. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 405 с.

22. Заболотная С. Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2012. Т. 19. № 4. С. 17-20.

23. Михайлова Т. М. Динамика самооценки студентов 1 курса в процессе адаптации в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 7-13.

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

24. Чижкова М. Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: http:// www.science-education.ru/127-21304 (дата обращения: 22.11.2018).

25. Чижкова М. Б. Структура личности студентов-первокурсников с разным уровнем адаптации к образовательной среде медицинского вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/29PSMN317.pdf (дата обращения: 22.11.2018).

26. Чижкова М. Б. Ситуативная и личностная тревожность студентов медицинского вуза с различным характером адаптации к образовательной среде // European Social Science Journal. 2018. № 7-1. С. 360-369.

27. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. С. 1-12.

28. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.

29. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. 3-е изд. СПб.: Речь, 2008. 392 с.

30. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 350 с.

31. Кондратьев Ю. М., Сачкова М. Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. С. 150-160.

32. Локаткова О. Н. Структурно-динамические характеристики психологической готовности личности к взаимодействию с образовательной средой вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2017. 26 с.

33. Бабанин П. А. Социально-психологические особенности отношений авторитетности в студенческих группах современного российского вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 23 с.

Adaptation Dynamics of the First-Year Students to the Educational Environment of the Medical University

Marina B. Chizhkova a, ID

a Orenburg State Medical University, 6, Sovietskaya St., Orenburg, Russia, 460000 @ [email protected]

ID https://orcid.org/0000-0003-2881-8413 Received 22.07.2019. Accepted 30.09.2019.

Abstract: The paper features the changes that take place in the process of adaptation of first-year students to the educational environment of the medical university during the first year of study. The methods research included diagnostic tools and methods of data processing, e.g. T.D. Dubowitzka and A. V. Krylova's technique "Adaptation of students at the university", questionnaire "Student Anxiety" in J. Taylor's modification, ф-Fisher conversion multifunctional criterion and t-Student parametric criterion for dependent samples. A statistical analysis made it possible to make certain conclusions about the ambiguous nature of the dynamics of adaptation of freshmen to the educational environment of the medical university. The identified reliable differences in the indicators of adaptation to learning activity make significant additions to the scientific perception on the leading role of the given adaptation type, which has an open, pronounced, but fleeting positive character. The absence of significant differences in anxiety rates at the beginning and end of the school year indicates a fairly stable emotional background, with a predominance of average and elevated levels. On the other hand, certain aspects in the educational environment of the university cause persistent negative experience. The emotional state of the respondents by the end of the first year revealed a new aspect of anxiety, i. e. interpersonal relationships within the gro^. The authors believe this is due to the change of orientation in the adaptation process. The change reflects the formation of a community of freshmen with actively flowing processes of status differentiation and the transformation of a diffuse group into a prosocial association. This transformation suggests a different kind of adaptation dynamics to student gro^. This longer and more latent kind of adaptation is determined by intragroup processes.

Keywords: medical education, adaptation to educational environment, adaptation to learning activity, adaptation to student group, general index of adaptation, anxiety at university

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

For citation: Chizhkova M. B. Adaptation Dynamics of the First-Year Students to the Educational Environment of the Medical University. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta, 2019, 21(4): 1039-1049. (In Russ.) DOI: https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

References

1. Reznik S. D., Chernikovskaya M. V. Russian students: life priorities and social sustainability, 2nd ed. Moscow: INFRA-M, 2019, 242. (In Russ.) DOI: 10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513

2. Lukov V. A., Lukov S. V. Adaptation to education of individual problem groups of freshmen: empirical data and theoretical results. Gorizonty gumanitarnogo znaniia, 2017, (5): 86-95. (In Russ.) DOI: 10.17805/ggz.2017.5.7

3. Makarova A. N. Adaptation of students to professional-teaching activity in multi-level education. Cand. Ped. Sci. Diss. Nizhny Novgorod, 2005, 189. (In Russ.)

4. Nagaeva T. A., Ponomareva D. A., Basareva N. I., Zhelev V. A., Ilinykh A. A., Semenova A. A., Strukova A. I. Clinical-psychological evaluation adaptation process and behavioral risk factors among high school students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, (6). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23613 (accessed 22.11.2018). (In Russ.)

5. Egorenko T. A. Social and psychological adaptation of a person in the process of professional formation. Tver: Tverskoi gos. tekhnich. un-t, 2011, 103. (In Russ.)

6. Zhukova T. A., Stepanova L. A. Social-professional adaptation of students in higher professional education. Kemerovo: Kemerovskii poligrafkombinat, 2007, 151. (In Russ.)

7. Kudryavtsev V. T., Berezhkovskaya E. L., Kravtsov O. G., Merkulova O. P., Novikova T. S., Perelygina I. A., Prikhozhan A. M. Psychology of early student age. Moscow: Prospekt, 2014, 192. (In Russ.)

8. Tinto V. Dropout from higher education: a theoretical synthesis of recent research. Review of Educational Research, 1975, 45(1): 89-125.

9. Hurtado S., Carter D. F., Spuler A. Latino students transition to college: assessing difficulties and factors in successful college adjustment. Research in Higher Education, 1996, 37(2): 135-157.

10. Chemers M. M., Hu L., Garcia B. F. Academic self-efficacy and first year college student performance and adjustment. Journal of Educational Psychology, 2001, 93(1): 55-64.

11. Friedland L. J., Reid G. J., Shupak N., Cribbie R. Social support, self-esteem, and stress as predictors of adjustment to university among first-year undergraduates? Journal of College Student Development, 2007, 48(3): 259-274.

12. Clinciu A. lon. Adaptation and stress for the first year university students. Procedia-Social and Behavioral Scincse, 2013, 78: 718-722. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2013.04.382

13. Vlasova T. A. Socio-psychological adaptation of the first-year students to study conditions at higher educational institutions. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2009, (1): 13-22. (In Russ.)

14. Contemporary problems of adaptation of students in the socio-cultural area of the educational institution: Proc. All-Russian Sci.-Prac. Conf., Kemerovo, April 11, 2013, comps. Milkova E. V., Zhegulskaya Yu. V., Varova T. I. Kemerovo: KemGUKI, 2013, 274. (In Russ.)

15. Gorbunova (Kolotova) E. V. Adaptation of the 1-3-year students of Bachelor's / Specialist's program to university life (at the NRU Higher School of Economics in 2011-2012 academic year). Empiricheskie issledovaniia. Universitas, 2017, (1): 48-64. (In Russ.)

16. Tyuryapina I. V. Signification of mental dysaptation high-risk groups among first year university students with different types of personal accentuations. Ecologiya cheloveka, 2014, (3): 28-33. (In Russ.)

17. Abisheva Z. S., Zhetpisbayeva G. D., Dautova M. B., Raisov T. K., Aykhozhaeva M. T., Iskakova U. B., Asan G. K., Ismagulova T. M. The relationship of students' lifestyle and health culture with adaptation process to learning activities. International Journal of Experimental Education, 2015, (3-5): 495-498. (In Russ.)

18. Mikhaylova L. V., Mokhammad A., Avilova T. M., Chumakov V. I. Multidisciplinary approach to psychological and educational adaptation of medical students. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2018, (4): 135-139. (In Russ.)

19. Simaeva I. N. Psychology of personal adaptation to changes in life. Dr. Psychol. Sci. Diss. Abstr. St. Petersburg, 2006, 42. (In Russ.)

20. Fatykhova R. M., Ivanchenko T. P., Zaynullin A. M. Adaptation of student-first-students to the conditions of training in the university. Pedagogicheskiizhurnal Bashkortostana, 2017, (6): 59-70. (In Russ.) DOI: 10.21510/1817-3292-2017-6-59-70

21. Bukharina T. L., Averin V. A. The psychological and educational aspects of medical education. Ekaterinburg: UrO RAN, 2002, 405. (In Russ.)

22. Zabolotnaya S. G. Successful adaptation ofmedical students. The Scientific Notes of IPP-SPSMU, 2012, 19(4): 17-20. (In Russ.)

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

23. Mikhailova T. M. Dynamics of self-assessment of the first-year students in the process of adaptation at the university. Psikhologiia ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogoprimeneniia, 2016, (51): 7-13. (In Russ.)

24. Chizhkova M. B. Satisfaction with educational and professional activities of first-year students at the initial stage of training at the medical university. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniia, 2015, (4). Available at: http://www.science-education. ru/127-21304 (accessed 22.11.2018). (In Russ.)

25. Chizhkova M. B. Personality structure of the first-year students with different levels of adaptation to educational environment of medical university. World of Science, 2017, 5(3). Available at: http://mir-nauki.com/PDF/29PSMN317.pdf (accessed 22.11.2018). (In Russ.)

26. Chizhkova M. B. Situational and personal anxiety of medical students with different nature of adaptation to the educational environment. European Social Science Journal, 2018, (7-1): 360-369. (In Russ.)

27. Dubovitskaya T. D., Krylova A. V. The method of studying the adaptability of students at the university. Psikhologicheskaia nauka i obrazovaniepsyedu.ru, 2010, (2): 1-12. (In Russ.)

28. Ilyin E. P. Emotions and feelings. St. Petersnurg: Piter, 2002, 752. (In Russ.)

29. Nasledov A. D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of the data, 3rd ed. St. Petersburg: Rech, 2008, 392. (In Russ.)

30. Sidorenko E. V. Mathematical processing techniques in psychology. St. Petersburg: Rech, 2000, 350. (In Russ.)

31. Kondratiev Yu. M., Sachkova M. E. Relationships of interpersonal importance in a student group at different stages of learning. Psikhologicheskaia nauka i obrazovaniepsyedu.ru, 2011, (1): 150-160. (In Russ.)

32. Lokatkova O. N. Structural-dynamic characteristics of a person's psychological readiness to interact with the educational environment of the university. Cand. Psychol. Sci. Diss. Abstr. Saratov, 2017, 26. (In Russ.)

33. Babanin P. A. Social and psychological features of the relationship of authoritativeness in the student groups of modern Russian university. Cand. Psychol. Sci. Diss. Abstr. Moscow, 2015, 23. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.