средства учебного назначения), механизмы контроля, самоконтроля, обратной связи для оценки достигнутых результатов. Применение данной модели в практике организации самостоятельной работы студентов показало, что компьютерные технологии обучения в этом случае:
1) способствуют формированию у студентов позитивного ответственного отношения к самостоятельной работе как важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалистов;
2) интенсифицируют работу студентов по поиску, обработке, хранению и представлению информации, делая ее более экономичной, производительной и целенаправленной;
3) приближают процесс самостоятельной работы к научному поиску, развивают способности студентов к творческой деятельности, обеспечивают постоянный (онлайн) мониторинг самостоятельной работы студентов, необходимую коррекцию ее хода и направлений поисков при решении учебных и квазипрофессиональных задач.
Литература
1. Андреев A.A. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования//Информационные технологии. 2001. № 3. С. 155 - 169.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.
3. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 3 - 9.
4. Гриценко В., Довгяло А. Пути развития информатизации образования // Информатика и образование. 1989. № 6. С. 3 - 12.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособие. М., 2001.
7. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Бюллетень “Проблемы высшей школы”. 1998. № 3. С. 4.
8. Мархель И.И. Компьютерная технология обучения // Советская педагогика. 1990. № 5. С. 11 - 15.
САМОРАЗВИТИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА)
Кулагина С.С.
Система общего образования в настоящий момент решает задачу, заключающуюся в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В школе № 488 ЮВАО г. Москвы ведется работа по построению особой модели учебного заведения, где главенствующее положение занимает идея создания особого, художественного пространства, в котором ребенок проходит свой путь развития. Усиленное внимание к искусству и художественной деятельности призвано придать гармонию общему образованию, ликвидировать существующий сегодня в общеобразователь-
© Кулагина С.С., 2011
ных школах “перекос” в сторону рационально-логического мышления (в ущерб развитию образно-ассоциативному).
“Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано в контекст культуры” [4].
Идея становления творческой личности, лежащая в основе гуманистического мировоззрения педагогов школы, базируется на философии “самости”. Являясь задачей познания личностью себя, она стала в школе принципом признания способности личности к саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию.
“Личность - это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социаль-
ных ролей. От качества такого выполнения зависит синергизм личности - ее социальная дееспособность” [3].
При этом человек проявляется и развивается в разных видах деятельности.
Для решения поставленных задач в школе разработаны и реализуются различные программы, например такие, как “Интеллект” и “Одаренные дети”, направленные на интеграцию личности ребенка с обществом, достигающейся путем реализации интересов и потребностей детей.
Потребность в саморазвитии - это “высшая ступень в иерархии потребностей, которая наиболее успешно реализуется в творческой познавательной деятельности” [1].
В течение многих лет успешно реализуется также ряд программ: “Семья”, “Досуг”, “Здоровье”, программа патриотического и нравственного воспитания школьников.
Для реализации программы “Мир прекрасного” в школе создан Центр дополнительного образования, который работает по следующим направлениям: музыкальное искусство (индивидуальные занятия по классам скрипки, фортепиано, аккордеона, баяна; сольфеджио; музыкальная литература; общее и индивидуальное фортепиано, вокал); ансамбли (инструментальный, фольклорный, ансамбль синтезаторов); хоры мальчиков; основы искусств (театральная студия “Арлекин”, студия хореографического искусства “Стиль”, изостудия “Вдохновение”).
На основе углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла для создания индивидуальной образовательной траектории учащихся организована работа профильных групп художественноэстетической направленности. Учащиеся изучают профильные курсы: “Мировая художественная культура”, “Мировая музыкальная культура”, “История театра и кино” и элективные курсы: “Театральные профессии”, “Учимся понимать поэзию”, “Музыка в кино”.
Учащиеся школы - постоянные участники смотров, конкурсов, фестивалей. Только за 2009 - 2010 учебный год школьники заняли призовые места в трех международных, одном российском, четырех городских и двадцати восьми окружных мероприятиях художественно-эстетического профиля.
С 2009 года школа является окружной экспериментальной площадкой по теме
“Воспитательно-оздоровительные функции искусства в развитии личности современного школьника”.
Следует отметить, что занятость учащихся в системе дополнительного образования в ГОУ СОШ № 488 составляет 82% от общего числа учащихся.
Психологической службой школы был проведен анализ зависимости уровня успеваемости учащихся и их занятостью в системе дополнительного образования. Установлено, что более 76% учащихся, успевающих на “хорошо” и “отлично” посещают внеурочные занятия. По мнению учеников, занятия в системе дополнительного образования помогают им планировать свое время, строить новые отношения с людьми, помогают по-новому увидеть себя и определять жизненные ценности. Президент РАО Н.Д .Никанд-ров отметил, что “если не предполагается каких-то новых вдохновляющих идеалов, ими окажутся самые примитивные материальные ценности” [2].
Современная молодежь более прагматична. Если в 70 - 80-е годы на первом месте у школьников стояли общественно-значимые цели, то сегодня приоритет отдан образованности, воспитанности, конкурентноспособности. Исследования, проведенные в нашей школе (в анкетировании приняли участие 123 человека) показали, что старшеклассники жизненные ценности ранжируют следующим образом: образованность (63%), способность учиться дальше (62%), воспитанность (51%), глубокие знания (42%), здоровье (41%), порядочность, честность (40%), способность организовать работу коллектива (40%), культурность (39%), трудолюбие (38%), конкурентноспособность (37%), умение работать в группе (35%).
Современный выпускник, как показывает опыт, должен владеть и управленческими умениями и навыками.
Сформировать у подрастающего поколения готовность в будущем взять в свои руки дела, гражданскую и социальную ответственность можно только путем активного включения учащихся в деятельность самоуправления.
Школьная программа “Самоуправление” ставит целью своей работы формирование опыта ответственности и самостоятельности принятия решений учащимися школы.
В основу детского самоуправления нами положены принципы:
• необходимо опираться на интересы и потребности ребенка, его инициативу и активность;
• в ученическом самоуправлении необходимо использовать школьные традиции, соревнование, формы поощрения;
• необходимо формирование правильных привычек, дисциплинированности, умения подчиняться коллективу;
• организация самоуправления, обучение учащихся навыкам управления и корректное руководство должны осуществлять педагоги.
В конкурсе “Вожатый и его команда” члены Совета старшеклассников (команда “Мурзики”) во главе с вожатыми заняли первое место в округе, а на городском уровне команда стала победителем в номинации “Звезда по имени Детство”.
Мы уверены, что воспитательный эффект самоуправления школьников очень высок. Школа - это не только место, где ученики должны учиться, но и интересно жить. В работе органов самоуправления у детей ест шанс проявить и развить свои лидерские и деловые качества и способности. Это необходимо для их дальнейшего развития и самоопределения. Поэтому одной из своих задач школа ставит решение проблемы самоопределения учащихся
Школа в составе городской экспериментальной площадки принимает участие в эксперименте: “Повышение уровня готовности и приспособленности старшеклассников к конкурентной социально-экономической среде за счет обеспечения их индивидуальными планами карьеры”.
В течение двух лет в рамках эксперимента проводится работа по диагностике индивидуальных способностей и склонностей учащихся, диагностике профессиональных склонностей учащихся с выработкой рекомендаций и ознакомлением учащихся и их родителей с полученными результатами.
С 2010 года в школе для учащихся девятых классов читается курс “Профессиональное самоопределение”.
Все это - необходимые условия для самоопределения учащихся, их социализации и планирования дальнейшей деятельности, в том числе профессиональной.
Анализ работы школы позволил сделать вывод, что образовательная и воспитательная системы работы активизируют социальное мышление учащихся, а самоуправление позволяет им включиться в активное управление делами школы, что в свою очередь ведет к формированию новых качеств, мотиваций, ценностей, осознанному отношению к своей деятельности. Итогом работы школы является личность выпускника - личность психически и физически здоровая, гуманная, социально мобильная, востребованная в современном обществе.
Литература
1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М., 1982.
2. Никандров Н.Д. Россия: ценности на рубеже XX века. М., 1996.
3. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики // Профессиональное образование. 1995. № 1. С. 50.
4. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Сергеева В.В.
Современное общество нуждается в принятии общечеловеческих и возрождении национальных ценностей. Нужно понять и раскрыть взаимосвязанные проблемы воспитания и образования
© Сергеева В.В., 2011
молодого поколения, ибо конечная цель учения - самосовершенствование человека. Однако практика показывает, что большинство молодых людей безразличны к таким явлениям, как гражданский долг, пат-