Научная статья на тему 'Фортепианно-ансамблевая деятельность учащихся-подростков как средство формирования их профессиональных и личностных качеств'

Фортепианно-ансамблевая деятельность учащихся-подростков как средство формирования их профессиональных и личностных качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова О. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с активизацией фортепианно-ансамблевой деятельности учащихся-подростков в детской музыкальной школе, обусловленные психофизиологическими особенностями учащихся данного возрастного периода. Подростковый возраст определяется как сензитивный для активизации ансамблевой деятельности. На основании детального анализа психофизиологических особенностей подростков выявлена перспективная педагогическая направленность их ансамблевой деятельности, обоснована ее целесообразность в контексте формирования профессиональных и личностных качеств учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фортепианно-ансамблевая деятельность учащихся-подростков как средство формирования их профессиональных и личностных качеств»

ФОРТЕПИАННО-АНСАМБЛЕВАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

© Мартынова О.В.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В статье рассматриваются вопросы, связанные с активизацией фортепианно-ансамблевой деятельности учащихся-подростков в детской музыкальной школе, обусловленные психофизиологическими особенностями учащихся данного возрастного периода. Подростковый возраст определяется как сензитивный для активизации ансамблевой деятельности. На основании детального анализа психофизиологических особенностей подростков выявлена перспективная педагогическая направленность их ансамблевой деятельности, обоснована ее целесообразность в контексте формирования профессиональных и личностных качеств учащихся.

Ансамблевое исполнительство - важнейшая сфера музыкально-исполнительского искусства. Несмотря на это, большинство вопросов, связанных с проблемой ансамблевого исполнительства, в музыкальной педагогике не до конца решены как с практической, так и с научно-теоретической точки зрения. А некоторые даже не поставлены. Следовательно, музыкально-образовательная действительность нуждается в обогащении арсенала теоретических исследований на темы, связанные с искусством игры в ансамбле, пониманием особенностей ансамблевого исполнительства и использованием научно-теоретического потенциала в практике преподавания ансамбля.

При всей значимости ансамблевой работы на любом возрастном этапе, занятия ансамблем в подростковом возрасте имеют особенно важное значение с точки зрения профессионального и личностного развития учащихся. И при этом, именно при обучении и воспитании учащихся в учреждениях начального профессионального образования - детские музыкальные школы (ДМШ) - практически не освещены вопросы, связанные с ансамблевой формой работы, не выявлены резервы ансамблевого исполнительства на этом важнейшем, фундаментально образующем этапе музыкального развития учащихся.

Игра в ансамбле является для учащихся-пианистов наиболее актуальной, поскольку ученики других инструментальных классов имеют в этой

* Преподаватель кафедры Истории и теории музыки и музыкального образования, кандидат педагогических наук.

области значительно больший опыт: они регулярно играют с концертмейстерами, в различных ансамблях и оркестрах. Учащиеся фортепианных классов, в большинстве случаев, сосредоточены на индивидуальном исполнительстве и имеют гораздо меньший опыт ансамблевой деятельности. Именно поэтому развитие учащихся-пианистов на уроках фортепианного ансамбля требует особого внимания.

Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет) является сензитивным для активизации ансамблевой деятельности, поскольку согласуется с психофизиологическими особенностями подростков. Учащихся данного возрастного периода характеризует: активное становление личности, значительное расширение и обогащение ее нравственных основ; потребность в общении со сверстниками; возникновение широкого круга познавательных интересов; становление самосознания; развитие самостоятельности и инициативы; потребность в многосторонней деятельности, самосовершенствовании и самореализации в профессиональном и личностном плане.

Выготский Л.С. подробно рассматривал проблему интересов в подростковом возрасте. «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами», - писал Л.С. Выготский [3, с. 6]. Согласно Л.С. Выготскому, проблема интересов в подростковом возрасте имеет определяющее значение с точки зрения психологического развития. Основными психологическими условиями возникновения познавательного интереса, согласно Б.Ц. Бадмаеву, являются следующие: 1) получаемые знания обладают новизной для обучаемых, ибо повторение известных истин надоедает; 2) знания осознаются как полезные для учащихся, т.е. объективное значение этих знаний приобретает для учащихся личностный смысл; 3) на уроке царит творческая обстановка мыслительного поиска недостающих знаний при решении учебных задач; 4) активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку (одобрение учителя или коллектива класса, учебной группы); 5) на уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи [1].

Период 11-12 лет характеризуется как этап возрастания познавательной активности. Подростки «отличаются высокой любознательностью, которая и по своему содержанию, и по интенсивности носит «взрывной» характер: резко расширяются рамки любознательности, появляются вопросы нового содержания...» [11, с. 26]. В этот период «наблюдается своеобраз-ныйпиклюбознательности...» [11, с. 27].

По свидетельству психологов, интерес к любому школьному предмету зависит от следующих условий: 1) Осознание полезности, жизненной зна-

чимости изучаемых вопросов лично для него, подростка. Чтобы вызвать интерес к учению, нужно убедить подростка в практической полезности получаемых знаний, их личностном смысле для него. Если маленького ребенка (младшего школьника) устраивало вообще обучение как таковое, то подростку этого уже мало, он хочет знать больше и глубже «для себя», для собственного развития, так как интерес к собственному «Я» у подростка выдвигается на передний план. «Полезное для жизни» - вот что интересно, так как это и есть личностный смысл усвоенных научных знаний. 2) Предоставление разумной самостоятельности в выполнении определенной деятельности, требующей инициативы и творческой выдумки, да еще в обстановке состязания, конкурса, соревнования.

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы, увлеченностью педагога своим предметом и наличием у него широких интересов, желанием передать это учащимся, а также тем, что в школе ценятся и поддерживаются увлечения подростков. Активизации ансамблевой деятельности именно в подростковом возрасте содействует тот фактор, что развитию познавательных интересов способствует организация учебной деятельности как продуктивного учебного взаимодействия ученика с учителем, ученика с другими учениками. В ситуации коллективного творчества, межличностного сотрудничества в форме диалога, дискуссии, в ситуации взаимодействия в системе «ученик - ученик», в системе «ученик - учитель» познавательные интересы развиваются с наибольшей эффективностью, нежели в условиях сугубо индивидуального обучения. Учащийся в данном случае взаимодействует не просто как субъект с объектом, как ученик с учебным предметом, а как субъект с субъектом -с учителем и другими учащимися. В обстановке совместного творчества на занятиях происходит не только активное усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого идет интенсивное психическое развитие учащегося, развитие его мотивационно-потребностной сферы, где одним из основных мотивов учебной деятельности выступает познавательный интерес.

Атмосфера на занятиях фортепианным ансамблем полностью согласуется с психологическими условиями возникновения познавательного интереса подростков:

1. На уроке фортепианного ансамбля учащийся может количественно охватить гораздо большее число произведений, чем на занятиях сольным исполнительством вследствие распределения музыкального материала на несколько партий. Круг разучиваемых и исполняемых им произведений расширяется, впечатления постоянно обновляются. Каждое новое произведение является новым и свежим для восприятия.

2. Объективное значение приобретаемых знаний, ансамблевых умений и навыков имеет для учащихся личностный смысл. Во-первых, сфера му-

зыкально-художественных познаний расширяется. С расширением этой сферы подросток начинает оперировать музыкальными понятиями на ином качественном уровне, более осознанно делать умозаключения, выводить новые знания, связывая их с предшествующими. Почувствовав свою грамотность и осведомленность, подросток находит в знании большую привлекательность. Во-вторых, именно ансамблевые умения и навыки имеют практическую ценность для подростков. Это связано с участием и стремлением к участию в различных инструментальных ансамблях, проявлением себя в ансамблевом исполнительстве и самовыражением через ансамблевую деятельность.

3. На фортепианно-ансамблевых занятиях царит творческая обстановка мыслительного поиска, связанная с созданием единого художественного замысла и исполнительского плана ансамблевого произведения, согласования всех исполнительских и художественных намерений участников. В ансамблевой деятельности важно творческое участие каждого ансамб-листа в создании общей концепции музыкального произведения. Обмен опытом на уровне взаимообмена музыкально-исполнительскими приемами технического уровня (взаимообучение) несет в себе положительные моменты, связанные с обогащением индивидуальной исполнительской техники каждого участника ансамбля.

4. Активность поисковых действий или правильное решение учебнотворческой задачи получает положительную оценку со стороны учителя и других участников ансамбля, заинтересованных в реализации общего музыкального замысла.

5. На уроке ансамбля складывается ситуация творческого конкурса, где каждый участник хочет проявить себя с лучшей стороны, сделать так, чтобы его вклад в общее дело был наиболее ценным и значимым. В условиях совместной работы с другими участниками играет роль момент соревнования, где каждый не хочет оказаться хуже других, что позитивно влияет на результат совместного исполнительства, в котором важен вклад каждого участника.

Подростков отличает не только повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная любознательность, но и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах. Их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде. Это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен. Именно через игру в фортепианном ансамбле подростку предоставляется богатейшая возможность для самоопределения и отождествления себя с музыкальной профессией. Почувствовав определенные успехи в области исполнительского искусства через

фортепианно-ансамблевое музицирование, вполне возможно, что подросток откроет для себя сферу инструментального исполнительства в данном направлении и продолжит обучение музыкальной профессии. Не секрет, что именно в данном возрасте ученики ДМШ часто утрачивают интерес к занятиям музыкой. Отчасти это обусловлено тем, что, по-видимому, со стороны педагога не был найден индивидуальный подход к подростку и не были испробованы различные варианты и обучающие формы для самораскрытия учащихся-подростков. На основании изучения возрастных особенностей подростков, представляется, что благодаря игре в ансамбле возможно возобновление часто утраченного в подростковом возрасте интереса к занятиям.

Активное вовлечение учащихся-подростков в фортепианно-ансамблевую деятельность в ДМШ имеет довольно значимые перспективы развития в будущем. Помимо того, что фортепианно-ансамблевое исполнительство может указать направление в выборе профессии на стадии обучения в ДМШ, оно также прокладывает путь к освоению этой деятельности на более высокой ступени, осуществляемой в средних учебных заведениях, на основе наличия определенной базы, включающей теоретическое знание ансамблевого искусства и практических умений и навыков. Систематическая, планомерно организованная работа в области фортепианно-ансамблевого исполнительства содействует воспитанию культуры ансамблевого исполнения, обеспечивает преемственность в учебно-воспитательном процессе на различных ступенях образования (школа - колледж - вуз), дает учащимся богатейшую возможность самовыявления и самореализации через ансамблевую деятельность.

Как показывает современная образовательная практика, в средних и высших профессиональных учебных заведениях учащиеся-исполнители разных инструментальных классов довольно редко открывают для себя ансамблевые жанры на уровне внеучебного (сверх установленных программных требований) освоения и погружения в атмосферу ансамблевого музицирования. Причина этого, на наш взгляд, кроется в отсутствии планомерной и систематической работы по развитию ансамблевой культуры учащихся инструментальных классов на разных ступенях профессионального обучения и воспитания музыкантов. Отсутствие преемственности, наблюдаемое в этой сфере, приводит к недостатку необходимых знаний, умений и навыков в области инструментально-ансамблевого исполнительства, недостаточной оснащенности учащихся важнейшими элементами исполнительского мастерства, поскольку ансамблевое исполнительство является важным звеном профессионального обучения инструменталистов, одним из показателей их общей исполнительской культуры. Очень часто приходится наблюдать, что в практической деятельности музыкантов-исполни-телей требуется владение именно культурой ансамблевого исполнения. Именно объединение в различные ансамбли зачастую приводит исполни-

телей к концертной деятельности и выступлениям на эстраде. Недостаточная же подготовка и знание специфики музыкального ансамбля довольно часто приводит к тому, что должного профессионального уровня и качества исполнения такие «вдруг» образовавшиеся ансамбли не достигают. Искать причины вышеуказанного следует в недрах музыкального образования и воспитания детей и подростков, осуществляемого в ДМШ. И в первую очередь это касается учащихся фортепианных классов.

Ансамблевая работа на стадии обучения в ДМШ оказывает значительное влияние на формирование профессионального мастерства исполнителей и, что не менее важно уже в контексте личностного развития учащихся, согласуется с такими особенностями подростков как: потребность в общении, потребность в многосторонней деятельности, потребность самосовершенствования и самореализации. Если на данном этапе не уделить достаточно пристальное внимание этой важнейшей стороне обучения учащих-ся-инструменталистов, то в дальнейшем наблюдается инертность и пассивность в таком важном виде деятельности для музыканта любого уровня как ансамблевое исполнительство. Отсюда тянется нить к отсутствию желания и возможности самовыражения учащихся благодаря ансамблевой деятельности на стадиях среднего, а затем высшего профессионального образования. Студенты не знают и как следствие этого не хотят попробовать проявить себя в ансамблевом исполнительстве, их этому «не учили», они не знают законов, специфики и особенностей ансамблевого исполнения, выразительных возможностей музыкального ансамбля и ансамблевого репертуара.

Повышенная познавательная и творческая активность подростков ведет к тому, что они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует учащихся к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Подростки «уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития» [8, с. 227]. Развитие кругозора в подростковом возрасте наиболее актуально, так как период 11-12 лет характеризуется как этап возрастания познавательной активности.

Занятия фортепианным ансамблем предоставляют наиболее широкие возможности для развития музыкального кругозора учащихся. Важнейшим аспектом развития музыкального кругозора подростков именно в классе фортепианного ансамбля является необыкновенное богатство фортепианно-ансамблевой литературы и возможности инструмента. Благодаря фортепианному ансамблю можно познакомиться практически с любым музыкальным произведением. Всестороннее музыкальное развитие на уроках фортепианного ансамбля осуществляется за счет включения в учеб-

ный процесс диалогического обсуждения различных нюансов музыкальных явлений, возникающих в ходе практической работы над произведениями и носящих информативно-просветительский целеполагающий характер. Занятия фортепианным ансамблем формируют потребность в систематическом знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями. Накопление музыкального опыта обусловливает развитие многих качеств личности (нравственность, эмоциональность, трудолюбие и др.).

Развитие музыкального кругозора требует активных усилий педагога и самого подростка как субъекта музыкального саморазвития и зависит от многих факторов: от качества музыкальных произведений; от количества музыкальных произведений; от интенсивности общения с ними; от индивидуальных особенностей учащегося, от его способности воспринимать и оценивать действительные музыкально-художественные ценности. Развитию музыкального кругозора подростков на занятиях фортепианным ансамблем способствует благоприятный эмоционально-психологический фон занятий, определяющий микроклимат в коллективе и атмосферу межличностного взаимодействия учащихся. Ощущение внутреннего психологического комфорта способствует возникновению положительного отношения к занятиям, устойчивой мотивации и потребности самосовершенствования.

Наибольшую актуальность в подростковом возрасте наряду с развитием познавательных интересов приобретает проблема общения. По мнению Д.Б. Эльконина, центр жизни в подростковом возрасте переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку, происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. «В подростковом возрасте именно благодаря деятельности общения ... возникает не только новый уровень самосознания, но и углубляется его социальное содержание» [13, с. 320]. Общение со сверстниками в подростковом возрасте выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода.

Общение определяет специфику интересов в подростковом возрасте, так как интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность. С одной стороны, у подростка проявляется потребность в общении, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбе, а с другой -желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Сходство в интересах и любимых занятиях сближает ребят. Общение с товарищами

- источник возникновения новых интересов подростка. Подростки учатся

работать вместе. При совместной работе необходима эмоциональная совместимость членов группы, которая позволяет создать в этой группе благоприятную психологическую атмосферу.

Ансамблевая деятельность по своей природе - коллективный вид деятельности. Фортепианный ансамбль в зависимости от жанра или жанровой модификации может объединять двух, трех, четырех участников в одном ансамбле. Роль коллектива в воспитании подростка очень велика. Как отмечает Л.И. Божович, в подростковом возрасте «важнейшим фактором психического развития становятся требования коллектива и его общественное мнение» [2, с. 376]. Также Л.И. Божович указывает, что «общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становится развитие самосознания. У подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке» [2, с. 376]. В ансамблевой деятельности подростки учатся взаимодействовать с другими людьми в процессе творческих контактов, учатся общаться, наблюдают профессиональные и личностные качества других участников ансамбля, сравнивают себя с другими людьми, что помогает им найти свой собственный путь профессионального и личностного развития.

Создание коллектива является необходимым пространством для становления индивидуальности подростка. Только в коллективе могут быть общие дела, по-настоящему реализоваться деятельность, сотрудничество, умение подчиняться и руководить, лидерство. Коллектив, по словам психологов, это социальная группа высокого уровня развития. Коллектив отличается сплоченностью, ответственностью, коллективизмом, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями входящих в него людей, высокой организованностью и эффективностью деятельности [7]. Ответственность означает серьезное отношение членов группы к своим обязанностям, своей работе и поставленным перед группой задачам. Коллективизм

- это стремление членов группы все вопросы решать сообща. Сплоченность - это психологическое единство группы, т.е. единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных ситуациях внутригрупповой жизни. Под организованностью малой социальной группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности, умело взаимодействовать друг с другом [7].

Ансамблевая деятельность предоставляет широкие возможности для воспитания коллективизма, являющегося противоположностью индивидуализма и его крайних проявлений. Особенно это актуализируется в деле воспитания учащихся-пианистов. По мнению многих исследователей музыкально-педагогической действительности в области ансамблевого ис-

полнительства, в частности А. Д. Готлиба, особое воспитательное значение работа в ансамбле имеет для пианистов, так как «музыканты других специальностей, помимо совершенствования в игре на своем инструменте, с детских лет систематически встречаются в оркестровом классе, приобщаясь к коллективному труду, к чувству общей ответственности. Пианисты овладевают своим мастерством в условиях индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно возможной форме работы» [4, с. 6].

В подростковом возрасте групповое общение, общение в компании ровесников играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Группа создает особое чувство

- «чувство мы». Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, складывающиеся в группе. В основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В группе сверстников подросток устанавливает равные с другими ее членами отношения, характерные для взаимоотношений взрослых. Таким образом, формирование коллектива имеет большое значение для психологического развития подростка. Причем важно подчеркнуть различие между коллективом как группой высокого уровня развития и распространенными в последнее время группами-командами. Для команды основное - достижение конкретных (производственных, спортивных, учебных) целей и задач, и межличностные отношения подчинены выполнению этой задачи. Коллектив предполагает гармоничное сочетание целей и содержания деятельности и эмоционально теплых, дружеских и вместе с тем требовательных отношений между его членами. Цели деятельности коллектива определяются его ценностями и, как правило, являются социально значимыми. Основное для коллектива -реализация возможностей развития каждого его члена [9].

Воспитание коллективизма на занятиях ансамблем является неотъемлемым звеном профессионального ансамблевого обучения, а коллективизм -важнейшим личностным качеством учащихся, показателем уровня сформированное™ их ансамблевой этики. Проведенный анализ показал, что именно благодаря ансамблевой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для воспитания коллективизма подростков. В ансамблевой деятельности создание коллектива как группы высокого уровня развития имеет определяющее значение с точки зрения профессионального становления и роста музыкально-творческого объединения, играет существенную роль для жизнеспособности и плодотворной деятельности ансамбля. Гармоничное сочетание целей и содержания ансамблевой деятельности, эмоционально теплых, дружеских и вместе с тем требовательных отношений между ансамблистами, возможность самовыявления и самореализации через ансамблевую деятельность - все это является показателями сформировавшегося коллектива. Ансамблевая работа с учащимися-подростками, направленная на воспитание коллективизма как основы со-

вместной музыкально-художественной деятельности учащихся, коллективного творчества, способна образовать многофункциональное поле, противодействующее распространению ряда негативных тенденций в обществе, таких как разобщенность людей, крайний индивидуализм, эгоизм, прагматизм, антигуманизм и эгоцентризм. Данные проблемы находятся в ряду наиболее значимых в современном обществе, и их преодоление настоятельно диктуется его интересами.

В ансамблевом исполнительстве общение и межличностное взаимодействие играют большую роль. Ансамблисты, в силу объективных обстоятельств, связанных со спецификой деятельности, обязаны часто встречаться друг с другом. Здесь важна в первую очередь психологическая совместимость, для которой необходимы взаимный интерес и взаимная уступчивость. Психологическая совместимость ансамблистов является необходимым условием успешной работы. Как отмечает A.A. Наседкин, для хорошего ансамблевого музицирования откровенные и искренние человеческие отношения нисколько не менее важны, чем музыкальная «совместимость» [6]. Ступель А.М. пишет, что ничто не может заменить «ту неповторимую атмосферу дружеского общения, какая образуется при совместном музицировании, в беседах исполнителей между собой и со слушателями» [12, с. 60].

Центральное личностное новообразование периода подросткового возраста - становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». В этом возрасте наблюдается стремление подростка понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Новый уровень самосознания формируется под влиянием ведущих потребностей возраста - в самоутверждении и общении со сверстниками. Стержневой особенностью личности, ее структурным центром является чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания, т.к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Взрослость подростка развивается в условиях его сотрудничества со взрослым в разных видах деятельности. В этом сотрудничестве взрослый не должен ущемлять чувство собственного достоинства подростка, а должен быть очень тактичен. Привлекательность работы для подростков определяется именно тем, в какой мере они видят результаты своего труда, его общественную пользу и продвигаются вперед в своих навыках и умениях. Участие в труде наравне со взрослыми при большом доверии с их стороны формирует у подростка чувство ответственности и самостоятельности. Деловое сотрудничество со взрослым создает условия для проявления чувства взрослости, формирования нравственных качеств личности. У подростка проявляется чувство ответственности за себя и за

других на уровне взрослого человека. В нашем случае важно указать на огромное воспитательное значение для подростка фортепианного ансамбля с педагогом. Во-первых, сотрудничество с педагогом выводит подростка на совершенно другой уровень понимания и выполнения поставленных задач, как профессионального характера (в данном случае мастерство исполнителей должно быть примерно одного уровня, что заставляет подростка подтягиваться, улучшать свою исполнительскую подготовку), так и формирования морально-нравственных устоев (степень ответственности, оправдание оказанного доверия, проявление большой степени самостоятельности, потребность самосовершенствования). Во-вторых, педагог на личном примере показывает не только пианистические приемы и средства выражения музыкального замысла, но и проявление исполнительской воли в процессе эстрадно-сценического выступления, наличие целеустремленности и концентрации в работе в процессе репетиций.

Важная сторона чувства взрослости - стремление делать что-то «не игрушечное», а реально полезное, социально признаваемое. «Для учеников средних классов становится особенно значимым и как бы необходимым для полноты, радости жизни участие в делах ., где они могут проявить свои новые возможности. Такая степень психологической зрелости, при которой запасы энергии расходуются не только в играх и учении, но и в практически значимых видах работы, часто обращает на себя внимание в этом возрасте», - пишет Н.С. Лейтес [5, с. 227]. Благодаря фортепианноансамблевой деятельности учащимся-пианистам предоставляется возможность чаще выходить на сцену, в результате чего они могут значительно обогатить свою концертную деятельность, расширить опыт, чувствуя при этом большую практическую значимость своей работы. Очень часто от исполнителей разных уровней требуются навыки и умения именно ансамблевого исполнения, поскольку объединение инструменталистов в ансамблевые составы является закономерным явлением в концертно-исполнительской практике.

В подростковом возрасте интеллектуальное развитие учащихся достигает весьма высокого уровня, что позволяет ставить перед подростками довольно трудные интеллектуальные и творческие задачи и добиваться их решения, так как «развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового» [10, с. 36]. Ансамблевая деятельность в своей основе призвана обеспечить наиболее благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала подростков, так как в первую очередь ставит задачу творческого поиска и нахождения общей исполнительской концепции ансамблевого произведения в результате сопоставления различных трактовок в процессе дискуссии.

Подростковый возраст можно охарактеризовать как этап музыкальноинтеллектуального развития. В этот возрастной период создаются необходимые предпосылки для осознанного и всестороннего развития умственных и познавательных сил учащихся, закладываются основы мировоззрения. Мировоззрение личности представляет собой совокупность положений и идей, теоретических принципов и ценностных ориентаций, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании явлений окружающей действительности и которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности. Приток разнохарактерной художественно ценной музыкальной информации, осуществляемый благодаря интенсивной фортепианно-ансамблевой деятельности, позволяет заложить основы музыкального мировоззрения учащихся.

Также не менее благоприятные условия благодаря ансамблевой деятельности создаются для воспитания личности подростка. Находясь в постоянном контакте в условиях совместного творческого взаимодействия, подростки пытаются находить совместное решение в процессе диалога, дискуссии, сотрудничества. Межличностные взаимоотношения в данном случае определяют очень многое и самым прямым образом влияют на художественный результат. А зависят эти отношения от степени развитости личностных качеств ансамблистов.

Знание психофизиологических особенностей разных возрастов является непременной составляющей профессиональной компетентности педагога. Выстраивание учебно-воспитательного процесса с учетом психолого-возраст-ных особенностей учащихся повышает его эффективность и позволяет создать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Осознавая значимость ансамблевой работы в развитии учащихся-инструменталистов разных возрастных периодов, изучение психофизиологических особенностей подростков позволяет говорить о наибольшей актуальности ансамблевого исполнительства именно для подростков.

Итак, занятия ансамблем в подростковом возрасте приобретают особое значение. Они связаны с потребностью в общении со сверстниками; возникновением широкого круга познавательных интересов, их активизацией; становлением нового уровня самосознания, «Я-концепции»; потребностью самосовершенствования, чувством самостоятельности и взрослости. Знание психофизиологических особенностей подростков позволяет оптимизировать занятия фортепианным ансамблем, которые служат источником повышения эффективности профессионального и личностного развития учащихся.

Список литературы:

1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания / Б.Ц. Бадмаев. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 233 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

4. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб. - М.: Музыка, 1971. - 96 с.

5. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей / Н.С. Лей-тес // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 222-236.

6. Наседкин Алексей: Пианист, композитор, педагог / Сост. М.Г. Соколов. - М.: Музыка, 1983. - 78 с.

7. Немов P.C. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 1. / P.C. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 303 с.

8. Немов P.C. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / P.C. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 606 с.

9. Практическая психология образования: учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.

10. Психология подростка: учебник / под ред. A.A. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 480 с.

11. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Ма-тюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

12. Ступель А.М. В мире камерной музыки / А.М. Ступель. - 2-е изд. -Л.: Музыка, 1970. - 88 с.

13. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка. Хрестоматия; сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агенство, 1997. -С. 313-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.