140
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Изд. «Азъ», 1992. - Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Prosvetitel-27723.html.
6. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевиц. - Мн.: «Современное слово», 2001. - С. 928.
7. Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/ documentations/3974/detail.php?ro=210064&sphrase_id=509943.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
© Мартынцова И.В.*
Средняя общеобразовательная школа № 1,
ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе
Статья описывает структуру и основные направления развития воспитательной системы школы. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.
«Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».
Сократ
Главной целью воспитательной работы в школе является создание условий для активной жизнедеятельности, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии школьников.
Основные задачи воспитательной работы:
- Создание условий для формирования ведущих интегративных качеств личности.
- Формирование качеств личности в соответствии с моделями выпускников начальной, основной и старшей школы.
- Освоение образовательно-воспитательного пространства школы.
- Дальнейшее развитие демократических процессов в школьном коллективе.
- Социальное закаливание, основанное на саморазвитии и самосовершенствовании личности каждого школьника.
Заместитель директора по ОП.
Теория и методика обучения и воспитания
141
- Создание воспитательного пространства как условия становления
нравственно-воспитанной и физически развитой личности.
Исходя из поставленных задач, были определены следующие направления воспитательной работы школы.
Интеллектуально-познавательное направление
В школе функционируют научные общества учащихся: МИТ: мыслить, искать, творить для учащихся старших и средних классов и научное общество учащихся начальных классов «Малая академия», где ребята создают и защищают проекты, пишут исследовательские работы.
Также в школе часто проводятся интеллектуально-развлекательные марафоны, познавательные викторины, циклы бесед, выступления агитбригад, торжественные информационные линейки.
Система дополнительного образования
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. В творческих объединениях проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде отчетного концерта, конференции, выставки или смотра.
В нашей школе функционируют 9 объединений дополнительного образования, имеющие образовательные программы, прошедшие лицензионную экспертизу по следующим направлениям:
1. художественно-эстетическое:
- театральное объединение «Маска». Один из немногих театральных коллективов ЯНАО и России - школьный коллектив «Маска» является образцовым. Программа ориентирована на развитие речи движения, навыков эстетической оценки произведения, театрального искусства, а также на развитие креативных качеств ребенка.
- вокальное объединение «Чистый голос». Занятия по вокалу в студии «Чистый голос» способствуют развитию вокально-хоровых навыков, прививают детям любовь к эстрадному пению, обучают понимать музыку во всем богатстве её форм; воспитывают эстетический и художественный вкус, способствуют формированию сплоченного творческого коллектива.
- творческое объединение «Танцевальная палитра». Занятия в хореографическом коллективе приобщают учащихся к танцевальному искусству, развивают умение импровизировать под музыку, актерское мастерство, творческие способности учащихся.
- творческое объединение: «Клубок фантазии». Цель данной программы - овладение учащимися технологии изготовления изде-
142
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
лия своими руками, которое несет в себе индивидуальный стиль автора, также обеспечивает качественный уровень организации досуга для детей.
- творческое объединение «Волшебная бусинка» обучает воспитанников бисероплетению, способствует развитию творческой активности воспитанников, развитию мелкой моторики, накоплению детьми социального опыта в процессе деятельности.
- творческое объединение «Соленое тесто» предусматривает изучение технологии изготовления учащимися своими руками изделий из солёного теста.
- -культурологическое направление представлено творческим объединением «Юный журналист». Учащиеся, увлекающиеся литературой, пробуют себя в журналистике, систематически пополняют информацией о жизни школы школьный сайт.
- спортивно-оздоровительное (спортивное объединение «Наша школа Самбо»). Учащиеся школы включены в состав сборной ЯНАО по САМБО. Целью программы объединения является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Общественно-патриотическое направление
При школе функционирует историко-краеведческий музей «Светоч». Учащиеся школы, ведущие музейное дело, систематически пополняют и обновляют музейные фонды, экскурсоводы проводят тематические экскурсии для учащихся младших классов и основной школы. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве.
Также в нашей школе ежегодно проходит месячник гражданско-патриотической работы, в рамках которого проводятся различные мероприятия: видеопрезентации и просмотры документальных фильмов, торжественная радио-линейка, посвященная воинам-интернационалистам, конкурс плакатов, уроки Мужества, экскурсии в музей. Товарищеская встреча «Спортивный поединок по волейболу» между старшеклассниками и учителями, посвященный Дню защитника Отечества, классные часы, посвященные Дням воинской Славы России и многое другое. К 9 мая приурочены традиционные мероприятия: Смотр строя и песни (1-8 кл.) и инсценирование военной песни (9-11 кл.).
Художественно-эстетическое направление
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются праздничным датам календаря, традиционным школь-
Теория и методика обучения и воспитания
143
ным праздникам, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, марафоны, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.
Физкультурно-оздоровительное направление
Целью данного направления является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Ребята в школе могут заниматься самыми разнообразными видами спортивной направленности: это мини-футбол, настольный теннис, баскетбол, волейбол, лыжи, занятия в бассейне, тренажерный зал, ребята с ослабленным здоровьем занимаются лечебной физкультурой. Ребята со своими наставниками (физруками) каждый год становятся победителями всевозможных спортивных соревнований.
Школьная жизнь
Учащиеся первой ступени работают по воспитательной программе «Путешествие по стране Знаний». Цель программы: выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Тематические классные часы, школьные мероприятия, спортивные секции, участие в творческих коллективах позволяют воспитать в детях основы самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.
Среднее звено работает по программе «Школьная страна», приоритетным направлением которой является развитие демократических органов ученического самоуправления. Кроме того, вторая ступень продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Особую роль в передаче традиций играют организованные совместно со старшими школьниками традиционные праздники.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.
144
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В 2012-13 учебном году педагогическим коллективом нашей школы совместно с коллективом учащихся продолжена работа над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах.
Ребятами сами планируют деятельность на год. По инициативе ученического самоуправления в школе был организован, причем на достаточно хорошем уровне, День самоуправления, где старшеклассники были дублерами учителей.
Совет старшеклассников активно участвует в разработке, организации и проведении мероприятий: «Осенний бум», «Новогодняя круговерть!», Вечер встречи с выпускниками, «Первоапрельский балаган», проводятся рейды по проверке школьной формы, налажено дежурство по школе. Организованная структура системы школьного самоуправления способствует формированию и развитию у учащихся различных компетенций, в том числе коммуникативных, творческих, а также личностных качеств.
Школьный проф. центр
Одной из востребованных структур школы является школьный профцентр, которые выполняет функции взаимосвязи социума, родительской общественности, вузов и ссузов. Руководителем профцентра проводятся самые разнообразные мероприятия, направленные на самоопределение учащихся старшей школы: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями и работниками учреждений, круглые столы, участие в конкурсах, индивидуальные беседы и т.д. Как никогда, сегодня профориентация, верное самоопределение учащихся актуально и значимо.
Работа с родителями
Контакт с родителями является очень важным звеном в учебно-воспитательном процессе. Организация работы классных руководителей с родителями учащихся это: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися. Классные руководители очень тесно сотрудничают с родителями, планируя и решая дела и насущные проблемы классного коллектива.
Одним из основных принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных качествах родителей и семейном воспитании. Главное в работе классных руководителей с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
В школе проводятся совместные мероприятия с родителями: классные часы, посвященные праздничным датам, спортивные соревнования «Мама,
Теория и методика обучения и воспитания
145
папа, я - спортивная семья», выставки поделок и рукоделия. Родители, особенно мамы, принимают участие в мероприятиях, проводимых педагогами-организаторами.
Таким образом, воспитание школьников является одним из основных компонентов образовательного процесса в нашей школе.
Список литературы:
1. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. -1986.
2. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - 1986.
3. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
4. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
АКТИВИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Пожидаева Л.В.*
Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка
Статья по обмену опытом предназначена учителям математики. В ней говорится о том, как можно активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке.
Ключевые слова познавательная активность, интерес, методы, творческие задания, межпредметные связи.
Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего, оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так
Учитель математики.