САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
А.К. Агамиров
В статье обоснованы актуальность формирования профессионально-правовой компетентности у будущих специалистов неюридического профиля и эффективность самопроектирования как средства ее формирования. Раскрыты сущность, особенности, структура, функции профессионально-правовой компетентности в процессе профессионального становления специалистов неюридического профиля. Выявлены особенности самопроектирования как средства формирования такой компетентности. Разработаны теоретические основы построения процесса формирования у студентов неюридических специальностей готовности к самопроектированию профессионально-правовой компетентности, предложен модульный принцип построения такого процесса.
Ключевые слова: профессионально-правовая компетентность, самопроектирование, мотивация, модульное обучение.
Актуальным направлением реформирования высшего профессионального образования в России является реализация компе-тентностного подхода, ориентированного на формирование у обучающихся способности эффективно действовать в стандартных и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях. Современному специалисту необходимы не только компетентность в определенной профессии, но и многообразие смежных компетентностей, профессиональных навыков и дополнительных способностей.
Среди таких компетентностей важное место занимает профессионально-правовая, позволяющая обоснованно, с юридической точки зрения решать задачи, относящиеся к различным сферам профессиональной деятельности. Профессионально-правовую компетентность будущих специалистов неюридического профиля следует понимать как интегративное свойство личности будущих специалистов, позволяющее эффективно разрешать проблемно-правовые ситуации в профессиональной деятельности.
Сегодня профессионально-правовая
компетентность становится важнейшей качественной характеристикой современного специалиста, залогом успешности его профессиональной деятельности. Особенностями проявления такой компетентности в современных условиях являются инновационный характер, гуманистическая направленность, динамичность, интегративность, инвариантность, профессиональная обусловлен-
ность, связь с профессиональным и личностным саморазвитием студента.
Основными функциями профессионально-правовой компетентности в процессе профессионального становления будущих специалистов неюридического профиля являются: 1) профессионально-мотивационная - повышение мотивации профессиональной деятельности, 2) воспитательная - развитие социально значимых качеств и умений (активной гражданской позиции, самостоятельности, ответственности, законопослушности, уважения прав других людей, умения защищать свои права и выполнять свои обязанности и др.); 3) самообразовательная - побуждение к самоанализу, личностному и профессиональному росту, самопроектированию своего профессионального становления;
4) технологическая - улучшение готовности к профессиональной деятельности за счет овладения ее правовыми аспектами, правовым инструментарием, технологиями разрешения проблемно-правовых ситуаций профессиональной деятельности [1].
Как показывают многочисленные исследования, в современных условиях необходим такой способ формирования профессионально-правовой компетентности, который бы ориентировал студентов на саморазвитие всех ее составляющих и профессиональное развитие в целом [1-3].
В качестве такого способа можно рассматривать самопроектирование, что обусловлено следующими факторами:
- формирование профессионально-правовой компетентности студентов, как и любой другой компетентности, наиболее эффективно в том случае, если оно осуществляется посредством самообразовательной деятельности студента;
- в студенческом возрасте в личности сформированы все необходимые предпосылки для осуществления самопроектирования: способность осуществлять рефлексию, самоанализ профессионально значимых качеств, осознавать себя одновременно субъектом и объектом профессионального становления и др.;
- и компетентность, и самопроектиро-вание имеют деятельностную природу;
- в условиях нечеткости, нестабильности правовых норм необходимо проявлять ответственность, самостоятельность, креативность, способность действовать в условиях неопределенности нормативно-правового поля, разрешать проблемно-правовые ситуации, что более эффективно формируется посредством самопроектирования;
- самопроектирование профессионально-правовой компетентности позволяет в процессе вузовской подготовки одновременно решать несколько задач: становление профессионала, формирование готовности к профессиональной деятельности в нормативно-правовом поле, саморазвитие правовой культуры.
Самопроектирование профессиональноправовой компетентности будущих специалистов неюридического профиля следует понимать как социально, личностно и профессионально обусловленную проектную деятельность будущих специалистов, направленную на эффективное осуществление профессиональной деятельности в рамках нормативно-правового поля, овладение технологиями проектирования и разрешения проблемно-правовых ситуаций, достижение высокого уровня правовой культуры, реализацию стратегий профессионального саморазвития. Самопроектирование профессионально-правовой компетентности включает два взаимосвязанных вида деятельности: профессиональную деятельность в нормативноправовом поле и самообразовательную деятельность в области становления правовой личности профессионала [4].
Структура профессионально-правовой
компетентности включает следующие ком-
поненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, практический, самообразовательный. Применительно к каждому компоненту самопроектирование выполняет определенные функции: мотивационно-ценностный
компонент - самоидентификация в нормативно-правовом поле профессиональной деятельности, когнитивный компонент - актуализация самообразовательной деятельности, направленной на приобретение правовых знаний, развитие правового самосознания, мышления в правовых категориях, практический компонент - выбор нормативных моделей профессионально-правового поведения; определение и использование индивидуальной системы реализации правовой компетентности в профессиональной деятельности; корректировка профессиональной деятельности; актуализация способности предвидеть конкретные профессионально-правовые ситуации и решать их оптимальными методами; самообразовательный компонент - разработка и реализация стратегий профессионального становления, профессионального самосовершенствования.
При использовании самопроектирования в качестве средства формирования профессионально-правовой компетентности будущих специалистов неюридического профиля необходимо учитывать следующие его особенности:
1) самопроектирование понимается исключительно как индивидуальный, личност-но ориентированный, творческий процесс, направленный на утверждение самобытности личности;
2) самопроектирование является эффективным средством решения воспитательных и образовательных задач при наличии определенных предпосылок как в самой личности, так и в образовательной среде;
3) самопроектирование выступает одновременно средством развития личности в целом и формирования отдельных ее свойств и качеств; в основе самопроектирования лежит образ-самопроект, который становится главным инструментом самопроектирования;
4) самопроектирование осуществляется в определенной логике;
5) движущей силой самопроектирования является разрыв между реализуемым содержанием учебной или профессиональной дея-
тельности и новым видением (проектом) такой деятельности;
б) самопроектирование, его цели должны иметь личностный смысл для студента, он должен получать удовлетворение от процесса самопроектирования.
В период вузовской подготовки студентов неюридических специальностей необходима реализация целенаправленного процесса формирования у них готовности к само-проектированию профессионально-правовой компетентности. Концептуальные основы данного процесса отражают принципы его построения: индивидуализации, вариативности, проблемности, профессиональной направленности, интегративности, доминирования гуманистических ценностей, опоры на логику процессов самопроектирования и реализации компетентности.
Генеральной целью процесса является формирование готовности будущих специалистов неюридического профиля к самопро-ектированию профессионально-правовой
компетентности. Генеральная цель конкретизируется в частных целях, в качестве которых выступает формирование структурных компонентов такой готовности:
- мотивационно-волевого - устойчивый интерес к правовым аспектам профессиональной деятельности; ориентация на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности в рамках нормативно-правового поля; самоидентификация в координатах высокой правовой культуры; устойчивая мотивация к самопроектирова-нию профессионально-правовой компетентности;
- ориентационного - высокий уровень правосознания, умение мыслить в правовых категориях, умение выбирать наиболее эффективные стратегии саморазвития себя как правовой личности; ориентация в правовых проблемах профессиональной деятельности, законодательных документах, регламентирующих профессиональную деятельность;
- операционального - способность решать задачи профессиональной деятельности допустимыми с правовой точки зрения средствами; умение мобилизовать правовые знания, умения, опыт в различных проблемноправовых ситуациях профессиональной деятельности; умение корректировать профессиональную деятельность в рамках норма-
тивно-правового поля; умение ставить цели профессионального саморазвития как правовой личности и достигать их адекватными средствами;
- нравственно-оценочного - умение осуществлять самодиагностику профессионально-правовой компетентности; умение выделять правовые проблемы, затруднения, ограничения в решении конкретных профессиональных задач; принятие гуманистических ценностей правового государства и гражданского общества; принятие и реализация норм профессиональной этики.
Содержание процесса формирования готовности студентов к самопроектированию профессионально-правовой компетентности систематизируется по модульному принципу. Под модулем понимается совокупность содержания учебных дисциплин, практик, самостоятельной и исследовательской работы студентов, на материале которых формируется определенный компонент готовности к самопроектированию профессионально-правовой компетентности. Формирование готовности специалистов неюридического профиля к самопроектированию профессионально-правовой компетентности осуществляется посредством реализации следующих модулей:
«Мотивы и цели самопроектирования профессионально-правовой компетентности» -основной элемент модуля реализуется на материале дисциплины «Введение в специальность», вспомогательный элемент включает авторский курс «Самопроектирование профессионально-правовой компетентности»;
реализуемые в вузе дисциплины по выбору, касающиеся различных аспектов профессионального и личностного саморазвития; самостоятельную работу студентов в форме составления карт само- и взаимооценок профессионально-правовой компетентности;
учебную практику.
«Профессионально-правовой тезаурус
специалиста неюридического профиля» -основной элемент модуля реализуется на материале правовых дисциплин цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с учебным планом конкретной специальности; дисциплин профессионально-правовой направленности
циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин; учебной практики; вспомо-
гательный элемент включает отдельные темы дисциплин неправовой направленности циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин и дисциплин специализации; самостоятельную работу студентов в форме изучения учебной, научной и методической литературы, поиска в Интернете, написания рефератов на правовые темы, выполнения учебных проектов, составления словарей, планов расширения профессионально-правового тезауруса; исследовательскую работу студентов в форме написания курсовых работ на профессионально-правовые темы; содержание различных форм внеучебной работы студентов (олимпиады по правовым дисциплинам, конкурсы знатоков права и др.).
«Технология самопроектирования профессиональной деятельности в рамках нормативно-правового поля»: основной элемент модуля включает содержание семинарских занятий дисциплин правовой направленности и других профессионально ориентированных дисциплин; содержание учебной и производственной практики; вспомогательный элемент - самостоятельную работу студентов в форме выполнения учебных проектов, наблюдений за профессиональной деятельностью специалистов, изучения учебной литературы; исследовательскую работу студентов в форме написания курсовых работ, посвященных анализу правовых аспектов профессиональной деятельности, дипломных работ, предполагающих разработку методик совершенствования профессиональной деятельности в правовых аспектах; различные формы внеучебной работы студентов (конкурсы профессионального мастерства и др.).
«Технология самопроектирования профессионального развития будущего специалиста как правового субъекта»: основной элемент модуля составляют авторский курс «Самопроектирование профессионально-правовой компетентности»; самостоятельная работа студентов в виде разработки и реализации стратегий совершенствования личности и профессиональной деятельности в правовом аспекте; вспомогательный элемент включает дополнительное содержание дисциплин психолого-педагогической направленности; семинарские занятия по дисциплине «Введение в специальность».
«Рефлексия»: основной элемент модуля включает самостоятельную работу студентов
в форме самодиагностики профессиональноправовой компетентности и готовности к ее самопроектированию, составление планов по дальнейшему развитию профессиональноправовой компетентности и готовности к ее самопроектированию; содержание производственной практики; вспомогательный элемент основывается на содержании изучаемых на 4-5 курсе профессионально-ориентированных дисциплин - студентам предлагаются задания на применение правовых знаний и умений для решения различных производственных задач и самооценку качества их применения.
В соответствии с выделенными модулями систематизируется педагогический инструментарий формирования готовности будущих специалистов неюридического профиля к самопроектированию профессионально-правовой компетентности.
Педагогический инструментарий модуля «Мотивы и цели самопроектирования профессионально-правовой компетентности»
включает проблемно-правовые ситуации, направленные на осознание студентами недостатка правовых знаний, анализ примеров проявления правовой компетентности и некомпетентности из личного опыта, дискуссии, взаимооценки профессионально-правовой компетентности, составление «Карт правовой личности» студентов, проблемнорефлексивный анализ, знакомство с образцами профессионализма в ходе учебной практики, написание мини-сочинений с последующим анализом, приемы внешней и внутренней конкуренции, творческое задание «иерархия целей самопроектирования».
К педагогическому инструментарию модуля «Профессионально-правовой тезаурус специалиста неюридического профиля» отнесены самостоятельная работа студентов с научной и учебной литературой, подготовка рефератов на правовые темы, разработка квалификационных и предметно-тематических профессионально-правовых тезаурусов, составление профессионально ориентированных тематических правовых словарей, научные диспуты, предметные олимпиады, конкурсы знатоков права, марафон правовых знаний, профессионально-правовой анализ законодательных актов в сфере профессиональной деятельности, выявление противоречий в правовом законодательстве, имита-
ционные и ролевые игры, учебные проекты, мастерские, написание курсовых работ правовой тематики.
В педагогический инструментарий модуля «Технология самопроектирования профессиональной деятельности в рамках нормативно-правового поля» включены проблемно-правовые ситуации, правовой анализ трудовых процессов, спецификация правовых проблем профессиональной деятельности, творческие задания на конструирование профессионально-правовых сценариев и
стратегий, тренинги, деловые игры, логикосмысловое моделирование профессиональной деятельности, учебный проект «Реестр типичных правовых ошибок специалиста».
Педагогический инструментарий модуля «Технология самопроектирования профессионального развития будущего специалиста как правового субъекта» представлен логикосмысловым моделированием развития профессионально-правовой компетентности,
нормативно-уровневой регуляцией, разработкой и реализацией стратегий совершенствования личности и профессиональной деятельности в правовом аспекте, составлением индивидуальных проектов развития качеств профессионально-правовой компетентности, консультационной работой.
Педагогический инструментарий модуля «Рефлексия» включает само- и взаимооценки профессионально-правовой компетентности, составление «Карт правовой личности» студента, проблемно-рефлексивный анализ результатов самопроектирования, написание мини-сочинений с последующим анализом, самоэкспертизу и самопрезентацию результатов самопроектирования профессиональноправовой компетентности.
Описанный процесс формирования профессионально-правовой компетентности
специалистов неюридического профиля апробирован и успешно реализуется в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела.
1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.
2. Активные методы обучения или деловые игры? // Вестн. высшей школы. 1988. № 2. С. 68-78.
3. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. М., 2002.
4. Бандаренко С. А. Педагогические условия повышения эффективности правовой подготовки студентов экономических специальностей (на примере среднего профессионального образовательного учреждения): дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2003.
Поступила в редакцию 17.09.2008 г.
Agamirov А.K. Self-development as an effective way of professional-legal competence formation of future specialists of non-juridical profile. Timely formation of professional-legal competence of future experts of non-juridical profile and the efficiency of self-development as a means of its formation are described in the article. The essence, peculiarities, structure and functions of the professional-legal competence in the course of professional formation of experts of non-juridical profile were revealed. Peculiarities of self-development as a means of formation of such competence are revealed. The theoretical base for the development of formation process among the students of non-juridical specialties for the self-development of professional-legal competence is developed, and the modular principle of such process development is proposed.
Key words: professional-legal competence, selfdevelopment, motivation, modular education.
7б