УДК 371+15+312.6
АНАЛИЗ ОПЫТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПУТЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ
© В.В. Потомахин
В статье представлены результаты экспериментального самостоятельно проведенного исследования одной из наиболее актуальных и недостаточно разработанных проблем теории и методики профессионального образования - поиску основных направлений эффективности формирования правовой культуры студентов неюридических профилей подготовки.
Ключевые слова: правовая культура; неюридический профиль подготовки; диагностика исходного состояния правовой культуры студента; критерии и показатели сформированности правовой культуры; условия эффективности формирования правовой культуры.
Анализ теоретико-методологических основ исследования правовой культуры позволил в качестве методологических ориентиров ее формирования в системе высшего профессионального образования избрать важнейшие положения о культуре как исторически активной творческой деятельности человека и его развитии в результате этой деятельности; о целостности сознания и поведения; о личности как субъекте педагогических отношений и собственной жизни, как высшей ценности и самоценности; о возрастных особенностях личности студенческого возраста.
В качестве основы для понимания явления правовой культуры нами были определены два подхода, связанные с аксиологизаци-ей и гуманитаризацией педагогики, представляющие фундаментальную роль человека в развитии цивилизации и прогресса. Речь идет о культуре как процессе творческой деятельности и как специфическом способе человеческой деятельности.
Также фундаментом для изучения правовой культуры и ее формирования выступили культуроцентристская концепция образования (И.Ф. Исаев [1], В.А. Сластенин, А.И. Мищенко [2-4], А.Н. Ходусов [5], Е.Н. Шиянов [4; 6] и пр.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (М.Н. Беру-лава [7], Т.Ф. Кузнецова [8], В.А. Сластенин [2] и пр.); идеи личностно-деятельностного подхода (О.А. Абдуллина [9], Е.В. Бондарев-ская [10], В.В. Сериков [11] и пр.).
С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экономической культурой и другими ее разновидностями.
Таким образом, правовую культуру следует рассматривать как составную часть общей культуры.
Анализ точек зрения ученых, занимающихся исследованиями в области правовой культуры личности, позволил прийти к выводам, что само понятие «правовая культура личности» - понятие, весьма неоднозначно трактуемое в современных гуманитарных науках, нуждается в определении, в котором были бы сконцентрированы основные направления уже существующих в научной среде формулировок.
При этом нами учитывался ряд моментов:
- правовая культура личности может быть представлена как совокупность двух компонентов - творческого и личностного;
- правовая культура личности - это часть правовой культуры общества, причем одновременно и зависимая от правовой культуры общества величина, и ее созидательное начало;
- правовую культуру личности можно рассматривать как степень и характер ее правового развития;
- правовая культура личности основывается на позитивном правовом сознании, реализующемся в активной деятельности.
Это понимание сущностных моментов правовой культуры личности позволило нам определить ее как ценностное ядро общественной правовой культуры; степень и характер правового развития личности, основанного на определенном уровне позитивного правосознания, реализующегося в активном творческом правоприменении в сфере повсе-
дневной жизни, а также в области профессиональной деятельности.
На основе анализа сущности формирования правовой культуры студентов неюридических профилей подготовки были определены следующие критерии и показатели оценки ее эффективности: когнитивный
(знание и понимание основных правовых понятий и норм); оценочный (адекватность оценки явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности); эмоциональный (способность испытывать положительные эмоции по поводу позитивных явлений правовой действительности и отрицательные - в связи с негативными); мотивационно-ценностн ый
(возможность интериоризации нормативных предписаний в сферу личностных ценностей); волевой (стремление и внутренняя готовности личности к развитию правовой культуры и способность проявлять духовный иммунитет к совершению правонарушений); первично-практический (развитие умений и навыков студента по владению правовой терминологией и лексикой, работа с юридической литературой, готовность к теоретическому анализу правовой ситуации, составлению правовой документации); поведенческий (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм).
Исследование терминов «формирование правовой культуры» и «правовое воспитание» позволило сделать вывод, что правовое воспитание представляет собой либо формирование правовой культуры личности, либо управление деятельностью по ее формированию. При этом формирование правовой культуры личности представляется как планомерно управляемый, целенаправленно организованный процесс систематического воздействия на личность всей совокупности форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной педагогической деятельности, с целью формирования ее глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек активного правомерного поведения, иммунитета к совершению правонарушений; а также позитивных изменений самой личности в результате данного воздействия.
Высокий уровень правовой культуры населения является основой верховенства пра-
ва в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. В современных российских условиях формирование правовой культуры граждан необходимо рассматривать как один из приоритетов государственной политики, в т. ч. и политики в области образования.
Проанализировав положения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по спе-циалитету и бакалавриату с точки зрения обеспечения правовой подготовки студентов неюридических факультетов, мы выяснили, что стандарт бакалавриата по неюридическим профилям подготовки, с одной стороны, расширил данные возможности, но, с другой - перевел «Правоведение» из обязательных для изучения дисциплин в категорию дисциплин, изучаемых по выбору вуза (вариативный компонент подготовки). Представляется, что в современных условиях острейшей необходимости повышения уровня правовой культуры специалистов высшей квалификации данный шаг является весьма непоследовательным.
Этот пробел, на наш взгляд, может быть легко устраним введением в ГОС ВПО третьего поколения модуля правоведческой подготовки, дидактические единицы которого сопровождали бы обучение студентов на неюридических факультетах на протяжении всего периода их подготовки в вузе и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых тем в дисциплинах предметной подготовки. Смыслообразующим стержнем этого модуля мог бы выступить УМК курса «Правоведение».
В целом, по результатам формирующего эксперимента, проведенного в Курском государственном университете в 2006-2009 гг., было установлено, что специально разработанный комплекс педагогических условий и методических рекомендаций по их реализации может существенно улучшить управление процессом формирования правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки. Полученные результаты дают основание утверждать, что в вопросах формирования правовой культуры недостаточно ориентироваться только на требования Государственного образовательного стандарта. Правовая культура студента - это результат многих слагаемых аудиторной и внеаудитор-
ной работы всего педагогического коллектива вуза.
Подводя итоги опытно-экспериментального исследования, проводившегося на неюридических факультетах КГУ по выявлению условий эффективности формирования правовой культуры у студентов, можно сформулировать ряд научно-практических рекомендаций.
1. Включение в рабочие учебные планы факультетов, ведущих подготовку студентов неюридического профиля подготовки, элективных курсов (в качестве вузовского компонента подготовки), направленных на формирование у них правовой культуры в сфере их будущей профессиональной деятельности.
2. Необходимо шире использовать для развития правовой культуры студентов потенциал дисциплин общепрофессионального, гуманитарного и социально-экономического циклов, изучающих различные аспекты жизни общества и профессиональной деятельности выпускника вуза.
3. При преподавании правовых дисциплин педагогу надлежит всесторонне подкреплять теоретические правовые положения сведениями об их ценности и значимости в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. При подготовке к занятиям целесообразно заранее готовить яркие примеры того, как юридические знания и соблюдение норм права помогают людям в достижении значимых целей. Одновременно следует побуждать студентов самостоятельно подбирать подобные примеры.
4. Необходимо поощрять студентов к изучению правовой литературы и источников права. Одной из используемых форм заданий при подготовке к занятиям должно выступать составление краткого конспекта основных положений конкретного закона. Важное место в самостоятельной работе следует отвести подготовке рефератов, написанию курсовых работ.
5. Чрезвычайно важно учить студента пользоваться современными методами получения новейшей правовой информации через компьютерные системы и сеть Интернета, дающие возможность работать с современными справочно-правовыми информационными системами «Гарант-сервис», «Консультант-плюс», «Эталон».
6. Особую роль необходимо отводить решению практических задач и составлению элементарных правовых документов. Работа в данном направлении должна выступить неотъемлемым компонентом проводимых семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.
7. В рамках преподавания правовых дисциплин значимое место принадлежит ролевым играм. Например, после изучения темы «Трудовое право» путем моделирования конкретных правовых отношений, возникающих между администрацией, работодателями, безработными, студенты могут решить, каким образом при помощи трудового законодательства решаются конкретные жизненные вопросы. В настоящее время, поскольку правовая сторона устройства на работу актуальна и значима для студента, то предлагаемая ролевая игра призвана помочь ему выбрать оптимальное правовое решение в моделируемой на занятии проблемной ситуации.
8. Особое внимание следует уделять проверке результативности усвоения студентами правовых знаний, умений и навыков. При этом явно отстающие студенты нуждаются в применении индивидуального подхода. С такой немногочисленной группой студентов целесообразно проводить дополнительные разъяснения положений законодательства, беседы об условиях их жизни и направленности интересов в области права.
9. В рамках изучения правовых тем студентам следует предлагать для анализа те вопросы, которые отвечают их интересам и насущным потребностям жизни и будущей профессиональной деятельности.
10. Следует также приветствовать включение студента в активную правопознавательную и правоприменительную деятельность как в рамках учебного процесса, так и вне его.
Завершая анализ состояния исследуемой проблемы, следует отметить, что современные выпускники вузов уже не могут быть специалистами только в правовых вопросах их будущей профессиональной деятельности. Для социальной адаптации и успешной профессиональной деятельности им необходима компетенция во всех сферах правовой жизни.
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Белгород, 1992.
2. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997.
3. Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992.
4. Педагогика / Сластенин В.А. [и др.]. М., 1997.
5. Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 1996.
6. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991.
7. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск, 1996.
8. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.
9. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
10. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры 21 века // Инновационная школа. 1998. № 2. С. 10-19.
11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технология. Волгоград, 1994.
Поступила в редакцию 7.09.2009 г.
Potomakhin V.V. Analysis of experience of the experimental research of ways and pedagogical conditions of efficiency of formation of legal culture of students of non-juridical training specialties. The article represents the outcome of self-developed experimental research to one of the most relevant and less elaborated problems of concept and methods of occupational education - the search of ways for effective formation of legal culture of students of non-juridical training specialties.
Key words: legal culture; non-law speciality; diagnostics of initial level of legal culture of a student; criteria and indicators of legal culture development; conditions of legal culture formation effectiveness.
УДК 371+78.01
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
© Л.И. Арштейн
В статье освещены вопросы формирования музыкально-эстетической культуры студентов вуза. Подробно анализируются вопросы эстетического воспитания, музыкальной культуры, связи музыки с искусством, отношения молодежи к музыке, а также проблема необходимости формирования музыкально-эстетической культуры у будущих специалистов нашей страны.
Ключевые слова: эстетика; музыка; культура; эстетическая культура; музыкальная культура; студенты; музыкально-эстетическая культура.
Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности делает проблему подготовки будущих специалистов одной из приоритетных. В настоящее время одной из задач современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. И это вовсе не значит только лишь увеличение объема часов, повышение интеллектуальной нагрузки студентов и т. д., речь скорее должна идти о формировании новой системы отношений между преподавателем и студен-
том, новой профессионально-ориентированной среды их взаимодействия, новых стимулирующих условий развития познавательного интереса студентов. И потом, давно стала прописной истина о том, что лишних или неважных предметов в программе профессиональной подготовки нет, есть та сумма совокупного знания, которая позволит будущему специалисту подняться над обыденностью, рутинностью каждодневных дел, увидеть перспективы и оптимальные пути развития как в личном, так и в профессиональном плане.