Самопринятие как психологическая основа фасилитационной готовности современного руководителя
С. С. Павлова
(Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ)
В статье рассматривается понятие фасилитационной готовности руководителя как ак-меологический феномен. Описывается психологическая структура данной готовности, включающая такие компоненты, как эмоциональный, мотивационный, перцептивный, когнитивный, волевой, имажинативный, ценностно-смысловой.
Проводится анализ проблемы самопринятия как психологической основы готовности к фасилитации. Раскрываются различные подходы к пониманию феномена самопринятия в рамках гуманистической психологии, эго-психологии, гештальтпсихологии, психосинтеза, феноменологической и экзистенциальной традиций, логотерапии.
обсуждаются российские исследования процесса самопринятия в сфере самосознания личности и системе ее отношений. Освещаются методологические посылки культур-
но-исторического и деятельностного подходов к пониманию вопросов самопринятия. Анализируются концепции личностного измерения проблемы самопринятия как области самоотношения и самосознания. Раскрываются особенности и возможности акмеологи-ческого подхода к изучению процесса самопринятия личности в деле достижения полноценной самореализации.
В статье показывается, что феномен и процесс самопринятия выступают исходной предпосылкой обеспечения психологической целостности, устойчивости личности человека, его гармоничного развития, а также выработки продуктивного способа жизнедеятельности и отношений.
Ключевые слова: личность руководителя, готовность к фасилитации, психология и ак-меологияличности, саморазвитие, самосознание, самоотношение, самопринятие, самореализация.
Среди важных качеств руководителя современного выделяется его готовность к фасилитации, основанная на его высоком профессионализме и знании своего дела. Однако профессионализм не всегда может гарантировать успешное выполнение всех задач, стоящих перед организацией, и проявление чисто человеческих, психологических качеств порой может играть более важное значение. Неслучайно среди личностных качеств успешного руководителя различные авторы неизменно отмечают способность располагать к себе людей, мотивировать их, вселять оптимизм, облегчать их жизнь и деятельность, заражать личным примером, своим неиссякаемым интересом к работе и общему делу. Так, по мнению Й. Шумпетера, успех управления зависит от «чутья», усилий воли, духовной раскрепощенности, затрат сил и энергии руководителя (Шумпетер, 2007: 37). Б. Карлоф выделяет способность доводить дело до конца и объединять вокруг себя людей, облегчающих выполнение основных задач (Карлоф, 1991: 16).
Трактуя фасилитационную готовность руководителя как его акмеологический ресурс, мы усматриваем его в сфере личностных процессов саморазвития, охватывающих различные уровни структуры психологической организации, включающиеся в процесс самосовершенствования и самореализации личности (Деркач, Сайко, 2010: 112).
Основные составляющие структуры фасилитационной готовности представляются следующими компонентами: эмоционально-психологический — безусловное самопринятие, базовое доверие к миру, добродушие, чуткость, эмпатия, оптимизм, альтруизм, свобода от зависти, отходчивость, легкость в общении и пр.; мотивационный — потребность в социальном участии, социальный интерес, стремление к совместной деятельности, к согласию и определенности, мотивация постоянного роста и самореализации; перцептивный — открытость и реалистичность восприятия, непредвзятое отражение действительности, позитивное отражение мира, свобода от стереотипов в восприятии; когнитивный — высокий социальный интеллект, проницательность, здравый смысл, практический склад ума, чувство юмора, нетривиальный подход к решению проблем и т. п.; волевой — способность принимать решения и брать ответственность, преодолевать трудности и разногласия, инерцию мышления и сопротивление среды; имажинативный — развитое воображение, интуиция, креативность в решении проблем, способность к предвосхищению событий; ценностно-смысловой — высокий духовно-нравственный облик, способность жертвовать личными интересами, приверженность ценностям добра, свободы, справедливости и правды.
В психологическом плане основой и акмеологическим источником фасилитацион-ной готовности руководителя является такое качество, как самопринятие. Рассматри-
вая феномен фасилитации с гуманистических позиций, К. Роджерс отмечал важность установления определенного климата фасилитирующих психологических установок (Роджерс, 1996). Он выделил три условия, которые образуют такой климат. Первое — это подлинность, искренность или конгруэнтность, второе — это принятие другого, забота или признание, имеется в виду безусловность позитивного принятия, и третий фасилитирующий аспект отношения заключается в эмпатическом понимании другого (там же: 197). При этом важно отметить, что общим внутренним знаменателем развития этих условий выступает исходное чувство доверия и принятия самого себя тем, кто пытается выстроить фасилитационный климат.
Выступая важным фактором психологического здоровья и благополучия личности, составляя первый компонент в представленной нами структуре фасилитационной готовности, самопринятие обеспечивает необходимый настрой и поведенческую стратегию взаимодействия, которые задают позитивную установку и благоприятную атмосферу в отношениях с окружающими. В исследованиях личности известна одна важная закономерность — чем выше способность человека к самопринятию, тем менее проблемными являются его характер и стиль взаимодействия с другими, тем более легким и благожелательным оказывается его общение с окружающими. И напротив, чем ниже уровень самопринятия, тем больше проблем и трудностей доставляет человек окружающим, тем более напряженными складываются его отношения с коллективом, который рассматривается как потенциальный источник угрозы личному благополучию, статусу и т. д. В данной закономерности проявляется исходный психологический закон — принятие человеком других основывается на принятии им самого себя (Хьелл, Зиглер, 1997: 33).
Возможности самопринятия посредством расширения сознательного компонента в структуре личности отличают учения представителей эго-психологии (Ф. Александер, А. Фрейд, Г. Гартман, Д. Раппопорт, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм и др.) (там же: 75).
Так, в учении Э. Эриксона процесс самопринятия обусловлен достижением «Я-иден-тичности», фундаментальной основой самопринятия выступает базовое доверие к миру (Эриксон, 1996: 121). В русле трансактного анализа Э. Берна достижение самопринятия связано с распознаванием личностью своих эго-состояний — Родителя, Взрослого и Ребенка, для установления неконфликтных и комплиментарных отношений между ними (Берн, 1992: 137).
Ценность безусловного самопринятия личности утверждается в гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Мюррей, Р. Мэй и др.). Представляя движение за человеческий потенциал, психологи-гуманисты рассматривают проблему самопринятия как ключевую с точки зрения самоопределения и самореализации личности. Так, А. Маслоу связывает проблему самопринятия непосредственно с проблематикой самоактуализации. Рассматривая последнюю как особую мотивацию, которая означает стремление человека «...стать тем, кем он способен стать» (Маслоу, 1982: 110), Маслоу подчеркивал важность преодоления «дефицитного уровня функционирования» человеком (когда он всецело поглощен потребностями дефицита, нехватки чего-либо), и выход его на «бытийный уровень функционирования», к реализации ценностных целей (добро, красота, целостность, справедливость, совершенство и т. д.). На этом пути личность обретает подлинность бытия и целостное самопринятие (Maslow, 1968: 39).
Идея самопринятия выступает основополагающей в концепции полноценно функционирующей личности К. Роджерса (Роджерс, 1996: 21). Наиболее выразительно эта
идея раскрывается в понятии конгруэнтности (Rogers, 1986). Оно означает внутреннее согласие личности, когда существует соответствие между наличным опытом, коммуникацией и осознанием. Отсутствие данного соответствия свидетельствует о неконгруэнтности. Достижение самопринятия выступает целью клиент-центрированной терапии. Она направлена на развитие у человека позитивности в самовосприятии, на обретение веры в свои силы, возможности сделать верный выбор в отношениях с самим собой (там же: 63).
В школе психосинтеза Р. Ассаджоли задача самопринятия индивида состоит в том, чтобы уметь отождествляться со всей личностью в целом (принимать себя) — как с сильными, так и со слабыми ее сторонами. Основной путь он видит в психосинтезе, т. е. в объединении реального «Я» с высшим «Я» через посредников, в качестве которых может выступать Бог, идея, другой человек и т. д. (Ассаджиоли, 1997: 16).
Достижение самопринятия выдвигается в качестве центральной задачи в геш-тальтпсихологии личности. В учении Ф. С. Перлса момент самопринятия создает основу целостности личности и обеспечивается действием принципа саморегуляции организма, когда индивид обретает равновесие с собой и внешним миром. Согласно Ф. С. Перлсу личность может достигнуть самопринятия на пути поиска и воплощения своей сущности в мире путем преодоления ориентации на поддержку извне и найдя источник самоподдержки (Перлс, Гудмен, 200l: 73).
Феноменологически-экзистенциальный подход открывает уникальное направление разработки проблематики самопринятия. В работах С. Кьеркегора, Э. Гуссерля, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггера и др. обнажается чувственно-смысловой контекст самопринятия человека в его заброшенности в мир, в пространственно-временных тисках существования. В учениях экзистенциалистов человек не столько познает мир и свое Я, сколько эмоционально выраженно на них реагирует. Эмоции первичны по отношению к миру (Sartre, 1939: 11). Остановив рефлексию как умственный план, экзистенциалисты непосредственно обратились к такой перводанности, которая не имеет чистого самосознания, а выступает некой первичной жизненной ситуацией (Dasein). Имеется в виду само бытие как первичный план существования человека, которое не может быть определено, поскольку субъект и объект в нем слиты, познаваемое и познающее совпадают (Хайдеггер, 1993: 113). Оно понимается только путем переживания. «Существование есть "род чувства", — писал Ж.-П. Сартр, — которое не может интеллектуализироваться, обратиться в суждение... не утратив, быть может, всякого значения» (Сартр, 2000: 289). Особенность состоит в том, что процесс самопринятия обретает статус исходной онтологической характеристики существования человека в его движении к смыслу. Экзистенциализм как культурно-духовная практика вводит в пространство феноменологии самопринятия с точки зрения непосредственных переживаний человека своей связанности с миром. Речь идет о принятии существования как предданности бытия.
Смысловые основы проблемы самопринятия освещаются учении В. Франкла. Его логотерапия направлена на помощь личности в самопринятии посредством поиска смысла жизни (Франкл, 1990: 26). Франкл убежден, что человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Именно в этом движении личность может принять себя, ощутить свое достоинство. Именно в стремлении к смыслу, к достижению ноологической сферы открывается, по В. Франклу, единственно верный путь обретения подлинного существования и самопринятия человека. В своих работах В. Франкл специально не употребляет термин
«самопринятие», поскольку его интересует не столько то, как человек принимает себя, сколько как человек принимает (и понимает) смысл своей жизни. Нужно принять не себя, не свое «Я», а тот смысл существования, который позволит этому «Я» обрести полноту и подлинность жизни ^гяпк1, 1955: 31). Нужно понять и принять свою сопричастность к непреходящим, вечным ценностям, духовно-нравственным сущностям. Нарушения в самопринятии, по В. Франклу, вытекают из того, что в своей повседневной жизни человек чаще направлен не на смысл, а на самого себя: свои проблемы, нужды, интересы. Таким образом, движение к самопринятию, по В. Фран-клу, представляет жизнесмысловой план, который сопряжен с преодолением границ индивидного существования, обращением к общечеловеческим ценностям, выбором свободного и ответственного существования (Франкл, 1990: 41).
В отечественной психологической науке различные аспекты проблемы самопринятия личности разрабатываются в контексте процессов самоопределения и самосознания. Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского психический статус личности и ее самопринятие определяются социальной ситуацией развития. Важной методологической основой проблемы самопринятия в отечественной психологии выделяется положение о зависимости психического статуса личности от способа и характера ее активности в системе социальных связей и отношений, в процессе культурного становления, а также степени и характера осознанности, самостоятельности, направленности этой активности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.). В отечественной методологии проблема самопринятия специально не артикулируется как самостоятельное направление, но она имплицитно присутствует во всех известных концепциях развития личности, ее самосознания, саморазвития и самореализации.
В рамках деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев и др.) феномен самопринятия связывается с мотивационно-смысловым развитием человека в ходе освоения и реализации им системы деятельностей (игра, учение, труд, творчество и пр.), достижением значимых ценностных ориентаций, а также с развитием в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский).
В исследовании самопринятия как процесса в отечественной традиции важную роль играет принцип детерминизма, полагающий его понимание не только по формуле «внешнее через внутреннее» (внешние воздействия преломляются внутренними условиями) (Л.С.Рубинштейн), но и «внутреннее через внешнее», когда внутреннее, действуя через внешнее, само себя изменяет (А. Н. Леонтьев). Кроме того, исключительно важное значение в понимании генеза и феноменологии самопринятия играют принцип развития, принцип системности, принцип единства и целостности психической жизни человека.
В учении актуалгенеза самосознания В. В. Столина феномен самопринятия входит в сферу самоотношения, которая, сопрягаясь с самопознанием, составляет единый план самосознания личности. Отражая разноуровневый характер активности человека (как организма, социального индивида и личности) самопринятие зависит от: 1) самочувствия на организмическом уровене; 2) социального признания на индивидном уровне; 3) способности к самореализации на личностном уровне активности человека как субъекта (Столин, 1983: 33).
По В. В. Столину, феномен самопринятия определяется позитивностью разрешения ситуации переживания конфликтных смыслов, когда обнаруживаются личност-
ные преграды, через которые человек не может переступить (гордость, совесть, самолюбие, воля, робость и т. д.). Момент обнаружения личных черт в ситуации поступка выступает ведущим механизмом актуалгенеза самосознания, который в сфере самоотношения результируется принятием или непринятием своего «Я» (там же: 45).
Рефлексивной основой самопринятия выступает оценка личностью себя с точки зрения достижения самореализации (там же: 67). В общем виде самопринятие складывается по линии самоотношения, которое представляется В. В. Столиным в понятии специфической активности в адрес «Я», проявляющейся в трех эмоциональных векторах: самоуважение, аутосимпатия, близость-самоинтерес. Самопринятие в этой триаде берет начало в сфере аутосимпатии, достигая других измерений по мере успешности в самореализации. В целом интеграция положительных и негативных аспектов по данным эмоциональным измерениям складывается в глобальный компонент самоотношения в виде недифференцированного общего чувства «за» или «против» собственного Я. Таким образом, речь идет и о глобальном чувстве принятия или неприятия своего Я личностью в процессе самореализации (там же: 71). Развивая представление В. В. Столина о трехкомпонентой природе самоотношения, С. Р. Пантилеев рассматривает его структуру также из трех компонентов: самоуважение, аутосимпа-тия, самоуничижение (Пантилеев, 1991: 61). Очевидно, что, имея прежде всего эмоциональный источник генезиса, самопринятие основывается на аутосимпатии личности, подкрепляясь компонентом самоуважения во вторичном, социально-рефлексивном плане самоотношения.
Е. Т. Соколова полагает, что в основе самопринятия как модальности самоотношения личности выступает иерархия в виде ценностей и предпочтений, которая порождается механизмом смыслообразования (Соколова, 1989: 23). Развитие и дифферен-цированность позитивного самоотношения зависит от степени самопринятия, складывающегося в двух ценностно-смысловых линиях самопредставления: по линии активного, самоэффективного, успешного «Я» и по линии спонтанного, любящего, «теплого» Я. Нарушения в самопринятии могут объясняться наличием «примитивной», слабодифференцированной сферы самосознания, когда в субъективной картине мира отсутствует возможность сочетания образа «Я хорошего» и «Я плохого» (там же: 27).
С акмеологических позиций самопринятие как внутренний фактор эмоционального благополучия личности играет важную роль в процессе ее саморазвития, в деле достижения ею вершин самореализации в профессии, в учебе, в творчестве, в социальной сфере и др. на различных этапах и стадиях жизненного пути (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Э. В. Сайко и др.) (Деркач, Сайко, 2010: 35). Включая самопринятие в сферу самоотношения личности, Е. В. Селезнева рассматривает последнюю как акмеологический феномен, который выступает одновременно и как компонент системы отношений человека, и как компонент самосознания (Селезнева, 2010). Как компонент системы отношений самоотношение, с одной стороны, обеспечивает процессы самоопределения и самореализации человека, а с другой стороны, выступает как их результат. Как компонент самосознания самоотношение обеспечивает оценку своих характеристик, способствующих или препятствующих самоопределению и самореализации, и одновременно эмоционально-ценностное принятие себя (там же: 239).
Выступая важным аспектом самоотношения, самопринятие служит его модально-содержательным признаком, репрезентируя его как позитивное (самоуважение,
аутосимпатия), а также отражая такое его важное свойство, как ощущение своей самоценности (Маркин, 2003). В функциональном плане самопринятие как позитивный модус самоотношения выполняет, по Е. В. Селезневой, ценностную функцию в процессе продвижения к акме, обеспечивая принятие себя как уникальной индивидуальности, формируя представления о себе самом как ценности, высвечивая ценностный смысл собственных отношений к себе (Селезнева, 2010). В целом самопринятие может рассматриваться как акмеологический феномен, относящийся к эмоционально-ценностной системе самоотношения, которая выражает особенности отношения человека к самому себе и обеспечивает центрирование его внутреннего пространства, формирование смыслового вектора жизненного пути, активность и продуктивность жизнедеятельности (там же: 66).
Таким образом, фасилитационная готовность как комплексное образование личности руководителя берет свое начало в его самопринятии, которое, пронизывая основные сферы и личностные структуры, участвующие в организации сложного коммуникативного поведения, создает режим максимально благоприятного отношения и позитивного межличностного восприятия в коллективе, способствует успешной совместной деятельности и безболезненному решению различного рода проблем в жизнедеятельности организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ассаджиоли, Р. (1997) Психосинтез. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер. 320 с.
Берн, Э. (1992) Трансакционный анализ и психотерапия. СПб. : Братство. 224 с.
Деркач, А. А., Сайко, Э. В. (2010) Самореализация — основание акмеологического развития. М. : МПСИ ; Воронеж : Модэк. 224 с.
Карлоф, Б. (1991) Деловая стратегия: концепция, содержание, символы : пер. со швед. М. : Экономика. 239 с.
Маркин, В. Н. (2003) Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе // Акмеология. № 4. С. 55-58.
Маслоу, А. (1982) Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, А. А. Пузырея. М. : МГУ. 288 с. С. 108-117.
Пантилеев, С. Р. (1991) Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс). М. : МГУ. 108, [1] с.
Перлс, Ф., Гудмен, П. (2001) Теория гештальт-терапии. М. : Институт общегуманитарных исследований. 384 с.
Роджерс, К. (1996) Что значит «становиться человеком» // Теории личности в западноевропейской и американской психологии : хрестоматия по психологии личности / под ред. Д. Я. Рай-городского. Самара : Бахрах-М. 480 с. С. 390-408.
Сартр, Ж. П. (2000) Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. : Республика. 639 с.
Селезнева, Е. В. (2010) Смысловые детерминанты самореализации // Мир психологии. № 4. С. 78-91.
Соколова, Е. Т. (1989) Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. : МГУ. 216 с.
Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М. : МГУ. 286 с.
Франкл, В. (1990) Человек в поисках смысла. М. : Прогресс. 366 с.
Хайдеггер, М. (1993) Время и бытие. М. : Республика. 447 с.
Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1997) Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб. : Питер Пресс. 608 с.
Шумпетер, Й. (2007) Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М. : Эксмо. 864 с.
Эриксон, Э. (1996) Детство и общество. СПб. : Ленато ; АСТ ; Фонд «Университетская книга». 589 с.
Frankl, V. (1955) The Doctor and the Soul. N. Y. : Knopf. xxi, 279 p.
Maslow, A. H. (1968) Toward to Psychology of Being. Princeton, NJ : Van Nostrand Reinhold. 240 p.
Rogers, C. A (1986) A Client-centered/Person-centered Approach to Therapy // Psychotherapist's Casebook / ed. by I. Kutash, A. Wolf. San Francisco : Jossey-Bass. 552 p. P. 197-208.
Sartre, J.-P. (1939) Esquisse d'une th éorie des émotions. Paris : Hermann. 52 p.
Дата поступления: 25.05.2014 г.
self-acceptance AS the psychological basis of facilitational preparedness of A contemporary administrator S. S. Pavlova (The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)
The article considers the concept of facilitational preparedness of an administrator as an acmeo-logical phenomenon. We describe the psychological structure ofthis preparedness, which includes the emotional, motivational, perceptional, cognitive, mobilizational, imaginative and value-based components.
We analyze the problem of self-acceptance as the psychological basis of facilitation preparedness. Humanist, Ego-, and Gestalt psychology, psycho-synthesis, phenomenological and existential traditions and logotherapy are shown to offer distinct approaches to understanding the phenomenon of self-acceptance.
The article also discusses the Russian contributions to the research of self-acceptance as a process in the sphere of self-consciousness and within the system of relations of a personality, shedding light on the methodological aspects of cultural-historical and activity-based approaches to understanding the issues of self-acceptance. The article analyzes the concepts of personal dimension of self-acceptance in the self-relation and consciousness areas, revealing the specific features and opportunities that the acmeological approach offers in studying the process of self-acceptance on the way to full-scale self-realization of a personality.
We have shown that the phenomenon and process of self-acceptance is the initial prerequisite of ensuring psychological integrity, stability and balanced development of personal identity, as well as building a productive lifestyle and relations.
Keywords: administrator as a personality, preparedness for facilitation, psychology and acmeolo-gy of personality, self-development, self-consciousness, self-relation, self-acceptance, self-realization.
REFERENCES
Assagioli, R. (1997) Psikhosintez [Psychosynthesis]. Moscow, Refl-book Publ. ; Kiev, Vakler Publ. 320 p. (In Russ.).
Berne, E. (1992) Transaktsionnyi analiz i psikhoterapiia [Transactional Analysis in Psychotherapy]. St. Petersburg, Bratstvo Publ. 224 p. (In Russ.).
Derkach, A. A. and Saiko, E. V. (2010) Samorealizatsiia — osnovanie akmeologicheskogo razviti-ia [Self-realization — Basis of Acmeological Development]. Moscow, MPSI Publ. ; Voronezh, Modek Publ. 224 p. (In Russ.).
Karlof, B. (1991) Delovaia strategiia: kontseptsiia, soderzhanie, simvoly [Business Strategy: Concept, Content, Character] : transl. from Swedish. Moscow, Economics Publ. 239 p. (In Russ.).
Markin, V. N. (2003) Akmeologicheskie usloviia produktivnogo formirovaniia otnoshenii lichnosti obuchaemogo k sebe [Acmeological Conditions of a Productive Development of the Educatee's Self-attitude]. Akmeologiia, no. 4, pp. 55-58. (In Russ.).
Maslow, A. (1982) Samoaktualizatsiia [Self-actualization]. In: Psikhologiia lichnosti. Teksty [Psychology of Personality. Texts] / ed. by Yu. B. Gippenreyter and A. A. Puzyrei. Moscow, Moscow State University Press. 288 p. Pp. 108-117. (In Russ.).
Pantileev, S. R. (1991) Samootnoshenie kak emotsional'no-otsenochnaia sistema [Self-relation as an Emotional Grading System] : a specialty course. Moscow, Moscow State University Press. 108, [1] p. (In Russ.).
Perls, F., Goodman, P. (2001) Teoriia geshtal't-terapii [The Theory of Gestalt Therapy]. Moscow, The Institute of All Humanities Research Press. 384 p.
Rogers, C. (1996) Chto znachit stanovitsia chelovekom [On Becoming a Person]. In: Teorii lichnosti v zapadno-evropeskoi i amerikanskoi psikhologii [Personality Theories in Western European and American Psychology] : an anthology / ed. by D. Yu. Raigorodskii. Samara, Bakhrakh-M Publ. 480 p. Pp. 390-408. (In Russ.).
Sartre, J.-P. (2000) Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoi ontologii [Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology]. Moscow, Respublika Publ. 639 p. (In Russ.).
Selezneva, E. V. (2010) Smyslovye determinanty samorealizatsii [Semantic Determinants of Self-realization]. Mir psikhologii, no. 4, pp. 78-91. (In Russ.).
Sokolova, E. T. (1989) Samosoznanie i samootsenka pri anomaliiakh lichnosti [Self-awareness and Self-confidence under Personality Disorders]. Moscow, Moscow State University Press. 216 p. (In Russ.).
Stolin, V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of the Person]. Moscow, Moscow State University Press. 286 p. (In Russ.).
Frankl, V. (1990) Chelovek v poiskakh smysla [Man's Search for Meaning]. Moscow, Progress Publ. 366 p. (In Russ.).
Heidegger, M. (1993) Vremia i bytie [Being and Time]. Moscow, Respublika Publ. 447 p. (In Russ.).
Hjelle, L. and Ziegler, D. (1997) Teorii lichnosti (osnovnye polozheniia, issledovaniia i primene-nie) [Personality Theories: Basic Assumptions, Research and Applications]. St. Petersburg, Piter Press. 608 p. (In Russ.).
Schumpeter, J. (2007) Teoriia ekonomicheskogo razvitiia. Kapitalizm, sotsializm i demokratiia [The Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy]. Moscow, Eksmo Publ. 864 p. (In Russ.).
Erikson, E. (1996) Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. St. Petersburg, Lenato Publ. ; AST Publ. ; Foundation "Universitetskaia kniga". 589 p. (In Russ.).
Frankl, V. (1955) The Doctor and the Soul. New York, Knopf. xxi, 279 p.
Maslow, A. H. (1968) Toward to Psychology of Being. Princeton, NJ, Van Nostrand Reinhold. 240 p.
Rogers, C. A (1986) A Client-centered/Person-centered Approach to Therapy. In: Psychotherapist's Casebook / ed. by I. Kutash and A. Wolf. San Francisco, Jossey-Bass Publ. 552 p. Pp. 197-208.
Sartre, J.-P. (1939) Esquisse d'une theorie des emotions. Paris, Hermann. 52 p. (In Fr.).
Submission date: 25.05.2014.
Павлова Светлана Сергеевна — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1. Тел.: +7 (499) 956-98-31. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р псих. наук, проф. А. А. Деркач.
Pavlova Svetlana Sergeevna, Postgraduate student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Postal address: 82, Bldg. 1, Prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571. Tel.: +7 (499) 956-98-31 E-mail:. [email protected]. Research advisor: A. A. Derkach, Doctor of Psychology, Professor.