Научная статья на тему 'Самопрезентация в процессе трудоустройства'

Самопрезентация в процессе трудоустройства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2874
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕЗЮМЕ / СОБЕСЕДОВАНИЕ / ВАКАНТНОЕ МЕСТО / ОТБОР КАНДИДАТОВ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / SELF-PRESENTATION / INTERVIEW / SELECTION OF CANDIDATES / LABOR MARKET / RESUME / VACANT SEAT / MUTUAL UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куклинов М. Л., Сапегина С. Г., Малютина Л. В.

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда необходимо задумываться о трудоустройстве. Если индивид претендует на какое-то вакантное место, то ему следует тщательно подготовиться: составить резюме, пройти собеседование и иные этапы отбора. При этом важно обратить внимание на самопрезентацию. Цель данного исследования состоит в изучении аспектов, на которые работодатель обращает внимание. В статье также рассматриваются составляющие самопрезентации, влияющие на успешность прохождения процедуры отбора. Компоненты самопрезентации, такие как, резюме, анкета, поведение на собеседовании позволяют человеку выгодно себя продать на рынке труда. По мере формирования профессиональных компетенций, индивид меняет собственный “ценник”, увеличивая свою стоимость в соответствии с уровнем развитых личностных и профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-PRESENTATION IN THE EMPLOYMENT PROCESS

In every person's life there comes a high time to thinking about the employment. If the individual is pretend to certain vacant seat, he should prepare thoroughly: resume, pass an interview and other selection stages. Thus it is important to pay attention to self-presentation. The purpose of this study is to explore the aspects on which the employer pays attention. The article also discusses the components of self-presentation affecting the success of the procedure of selection. Components of self-presentation, such as resume, questionnaire, behavior during the interview allow a person profitably to sell yourself on the labor market. As the formation of professional competencies, the individual changes own "price tag", increasing its value in accordance with the level of developed of personal and professional skills.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация в процессе трудоустройства»

Проблемы экономики и менеджмента

М.Л. Куклинов

студент, Институт химической переработки растительного сырья и промышленной экологии, ФГБОУВПО «Уральский государственный лесотехнический университет », г. Екатеринбург

С.Г. Сапегина

канд. техн. наук, доцент, кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург

Л. В. Малютина

ст. преподаватель, кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация. В жизни каждого человека наступает такой момент, когда необходимо задумываться о трудоустройстве. Если индивид претендует на какое-то вакантное место, то ему следует тщательно подготовиться: составить резюме, пройти собеседование и иные этапы отбора. При этом важно обратить внимание на самопрезентацию. Цель данного исследования состоит в изучении аспектов, на которые работодатель обращает внимание. В статье также рассматриваются составляющие самопрезентации, влияющие на успешность прохождения процедуры отбора. Компоненты самопрезентации, такие как, резюме, анкета, поведение на собеседовании позволяют человеку выгодно себя продать на рынке труда. По мере формирования профессиональных компетенций, индивид меняет собственный “ценник”, увеличивая свою стоимость в соответствии с уровнем развитых личностных и профессиональных навыков.

Ключевые слова: самопрезентация, резюме, собеседование, вакантное место, отбор кандидатов, взаимопонимание, рынок труда.

M.L. Kuklinov, Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg S.G. Sapegina, Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg L.V. Malyutina, Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg SELF-PRESENTATION IN THE EMPLOYMENT PROCESS

Abstract. In every person's life there comes a high time to thinking about the employment. If the individual is pretend to certain vacant seat, he should prepare thoroughly: resume, pass an interview and other selection stages. Thus it is important to pay attention to self-presentation. The purpose of this study is to explore the aspects on which the employer pays attention. The article also discusses the components of self-presentation affecting the success of the procedure of selection. Components of self-presentation, such as resume, questionnaire, behavior during the interview allow a person profitably to sell yourself on the labor market. As the formation of professional competencies, the individual changes own "price tag", increasing its value in accordance with the level of developed of personal and professional skills.

Keywords: self-presentation, resume, interview, vacant seat, the selection of candidates, mutual understanding, labor market.

Одним из важных этапов в жизни каждого человека является поиск работы. Человек ищет такое место работы, которое позволит ему самореализоваться, или которое принесет материальную выгоду, а еще лучше, если будущая работа позволит совместить и то,

№ 12 (40) - 2014

7

Проблемы экономики и менеджмента

и другое, а так же удовлетворить и иные его потребности. Кандидат обращает внимание на такие условия как: возможность карьерного роста, работа в дружном коллективе, уровень заработной платы, возможность обучения или прохождения курсов профессиональной переподготовки за счёт средств компании и так далее. В процессе трудоустройства человеку важно помнить о том, что он должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет компания-работодатель. Чтобы устроится на желаемое вакантное место в организации, необходимо тщательно подготовиться к процедуре отбора.

Цель данного исследования изучить те аспекты, на которые работодатель обращает особое внимание в процессе оценки претендентов. Рассмотреть, какие составляющие самопрезентации кандидата влияют на успешность прохождения процедуры отбора.

Процесс трудоустройства предполагает подготовку человека к самопрезентации. Термин «самопрезентация» происходит от английского «self-presentation» и переводится как «самоподача», «самопредъявление».

Самопрезентация может быть «природная», когда человек формирует образ, представление о себе у окружающих не задумываясь о том, насколько привлекательным будет этот образ. Это его естественное проявление себя. А также, самопрезентация может быть «искусственной», когда изначально ставится цель произвести, к примеру, благоприятное впечатление и для этого корректируется поведение и иные атрибуты, влияющие на формирование образа. В процессе трудоустройства для претендента важна, прежде всего, «искусственная» презентация.

Самопрезентацию можно определить как умение подавать себя, акцентировать внимания на своих качествах, которые актуализируются на основе использования особых технологий и стратегий [ 1].

В работах И. Гофмана «искусственная самопрезентация» описывается концепцией социальной драматургии, согласно которой, человек в процессе социального взаимодействия смотрит на себя глазами партнера и корректирует свое поведение в соответствии с желаниями других, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия [2, с. 209].

Самопрезентация в процессе трудоустройства подразумевает составление резюме, размещение анкеты в режиме Online, представление себя на собеседовании, как с HR-специалистами компаний, так и с работниками рекрутинговых агентств. Только серьёзная подготовка, заключающаяся в грамотном составлении резюме и успешном прохождении процедуры собеседования с дальнейшим трудоустройством, говорит об умении индивида себя самопрезентовать.

Процесс трудоустройства начинается с поиска человеком вакансий, которые позволили бы удовлетворить его потребности, соответствовали бы способностям и интересам личности.

Существуют такие способы поиска вакансий, как: поиск с помощью сети Интернет, кадровых агентств, знакомых или использование печатной продукции (газет).

В Интернете, включая сайты СМИ, можно разместить своё резюме и ознакомиться с вакансиями. Здесь есть возможность изменения параметров поиска, где, задав

8

№ 12 (40) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

их, человек получит перечень вакансий, отвечающих его запросам. Преимущество использования сайтов в том, что человек в режиме удалённого доступа может получить необходимую информацию, а также использовать имеющиеся шаблоны, по которым можно составить резюме. Программа Microsoft Word также обладает рядом необходимых макетов.

Резюме - это краткая информация о претенденте на работу, в которой подчеркиваются преимущественно квалификационные характеристики (образование, опыт работы, дополнительные навыки и умения). Резюме, является инструментом самопрезентации, и его грамотное составление будет отражать способность человека рекламировать и продавать себя как специалиста.

Цель резюме - наилучшим образом подать свой опыт, личные качества и знания нанимателю. Чтобы повысить шансы на успех, при подготовке резюме необходимо придерживаться следующих принципов: оно должно быть информативным, кратким, достоверным и указывающим на цель. Резюме должно заинтересовать работодателя, сформировать у него желание встретиться с его автором очно. Так же как и в человеке, в резюме важно не только его содержание, но и внешний вид, и форма представления информации.

Если кандидата пригласили на собеседование, значит резюме «сработало» и этот этап самопрезентации пройден успешно.

Собеседование - это когда участвующие стороны узнают друг о друге необходимую информацию и дают друг другу возможность принять объективное решение, чтобы наладить хорошие взаимоотношения в случае утверждения кандидата [3, с. 174]. Существует и такое определение, где собеседование представляется в качестве коммуникации двух сторон: кандидата на должность и работодателя, где каждый из них занимает для себя определённую позицию и определяет тактику взаимодействия [4]. Представитель работодателя в ходе собеседования может вести себя по-разному: задавать провокационные или абстрактные вопросы, стоить диалог конструктивно и доброжелательно, использовать элементы «стресс-интервью». Кандидат должен быть готов к любой тактике. Его задача не поддаваться на провокации, отвечать ровным доброжелательным тоном, сохранять спокойствие, отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно. Важно достичь понимания с интервьюером.

Понимание в данном аспекте рассматривается как необходимый инструмент в построении позитивных взаимоотношений между работодателем и кандидатом. Устное и письменное общение эффективны в тех случаях, когда пишущий или говорящий оценивает своё послание с позиции читателя или слушателя. Если между кандидатом и работодателем достигается взаимопонимание, то оно благотворно сказывается как на деловых отношениях, так и на общении в целом.

По мнению Л. Локхида, чтобы достичь успеха в общении, человеку необходимо быть: вдумчивым, игроком команды, заинтересованным, организованным, пунктуальным, терпеливым и лояльным. Если одно из условий проигнорировано, то это повлечёт за собой невыполнение других, результатом чего будет деструкция всей цепи (иерархии) и желаемый результат не будет достигнут [5, с. 115-117].

№ 12 (40) - 2014

9

Проблемы экономики и менеджмента

Для успешного прохождения собеседования кандидату важно обладать самоконтролем и быть внимательным к деталям. Кабинет, в котором проходит собеседование, может предоставить важные сведения о его хозяине. Например, можно обратить внимание на аккуратно прибранное рабочее место собеседника, что говорит о его организованности и пунктуальности, из представленных атрибутов (фотографии, сувениры, книги) получить данные о его семейном положении и хобби, изучив рабочий стол, можно сделать вывод, какой бренд ручек и других канцелярских товаров он предпочитает и так далее. Всё это позволит не только расположить интервьюера к себе, но и правильно выстроить диалог.

Понимание достигается в случае ясного представления того, какой ответ хочет услышать наниматель. Обладая необходимой информацией о компании, её поддержке государством, положении на рынке, руководстве и т.п., следует давать ответы, выполняющие условие «3Д»: достоверность, доступность, достаточность. А значит, перед собеседованием важно найти и ознакомиться с информацией об организации.

При ответе на вопросы следует принимать во внимание и то, что в некоторых случаях нужно приводить весомые аргументы. Сильные аргументы - это своего рода протекторы, которые укрепляют положение кандидата, отличая его от остальных. Убедительность аргументов в большей степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Положение, выдающиеся успехи, образованность, признание, высокие личные качества поднимают статус индивида, а вместе с ним - вес его аргументов.

Залогом убедительности кандидата может стать и умение слушать. Никогда не убедишь того, чей ход мыслей не понятен. Внимательный слушатель располагает к себе собеседника и стремится завоевать его уважение для дальнейшего эффективного общения [6, с. 8].

В ходе собеседования для положительной самопрезентации имеет смысл не только отвечать на поставленные вопросы, но и задавать вопросы об организации, должности, на которую кандидат претендует, перспективах карьерного роста, системе обучения сотрудников, особенностях корпоративной культуры, стратегических планах организации. Грамотно поставленные вопросы позволяют сформировать впечатление заинтересованного профессионала, готового активно участвовать в реализации планов развития организации.

Составление резюме, анкеты, прохождение собеседования - на этих этапах человек себя старается продать, чтобы котироваться на рынке. Индивид начинает заниматься собственным маркетингом. Самомаркетинг как умение демонстрировать окружающим свои лучшие качества: манеру речи, поведение, поступки, является неким процессом, в котором человек, его возможности и способности, выступают в качестве товара на рынке труда. Самомаркетингом пользуются как в начале карьеры, так и в последующее время, выставляя себе более высокую цену. На рынке человек может менять собственный «ценник», увеличивая свою стоимость по мере развития личностных и профессиональных навыков. Как способ заявить о себе самомаркетинг, частью которого является грамотная самопрезентация, позволяет создать репутацию компетентного

10

№ 12 (40) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

и внушающего доверие специалиста.

В самопрезентации определенную роль играют внешний вид, одежда, аксессуары и т.д., которые рекомендуют выбирать достаточно консервативного стиля (не старомодного, а именно консервативного). Они принесут некоторые бонусные баллы, но решающее значение будет не за ними. Одежда, атрибуты - это только внешняя оболочка человека, которая говорит о его вкусах и интересах [7, с. 473-492]. Внешняя оболочка - это как упаковка Kinder Surprise, которая несёт определённые сведения о том, что внутри есть что-то уникальное, привлекательное и это способствует проявлению интереса к содержимому «упаковки». В рассматриваемом случае таким «сюрпризом» будет субъект (потенциальный сотрудник). Профессиональные знания и навыки, умение управлять ситуацией, time-management, умение слушать и другие характеристики - это и есть компоненты внутреннего содержания.

Эффективная самопрезентация предполагает, что внешний вид и внутреннее содержание должны соответствовать друг другу. Демонстрация их несоответствия чревата неприятными последствиями. Если кандидат не обращает внимание на свой внешний вид, полагаясь на богатое внутреннее содержание, он рискует тем, что его непрезентабельная внешняя форма сформирует негативное первое впечатление у интервьюера. Как известно, для его формирования достаточно четырех секунд. При этом у интервьюера не будет большого желания оценивать внутреннее содержание, ведь впечатление будет уже сформировано «не в пользу» кандидата. Обратная ситуация, когда претендент имеет очень привлекательный внешний вид и очень невыразительное «внутреннее содержание», тоже не будет способствовать успешному прохождению собеседования, т. к. после двух-трех вопросов собеседник поймет, что перед ним «пустышка».

Важно, чтобы при подготовке к процедуре собеседования человек уделял должное внимание и внешнему виду и формированию тех профессиональных знаний и навыков, которые определяют его внутреннее содержание. Но важно и не только это. Элегантная одежда наравне с аксессуарами, автомобилем, драгоценностями - это только внешние атрибуты, которые приковывают взгляды к собеседнику. Как правило, 80% информации сообщает лицо интервьюируемого человека и только 20% его одежда и аксессуары. Цифры говорят сами за себя. То есть, нужно уделять внимание своей физиогномике в дополнение к остальной подготовке [7].

В результате можно сделать следующие выводы. Для успешного трудоустройства важно обратить внимание на правильную самопрезентацию. Самопрезентация включает составление резюме, формирование позитивного первого впечатления при очной встрече, успешное прохождение собеседования.

Резюме должно быть привлекательным, кратким и подчеркивающим профессиональные компетенции. Внешний вид, который включает одежду, прическу, макияж, аксессуары, ароматы, должен быть аккуратным, ухоженным, несколько консервативным, чтобы формировать благоприятное впечатление. В процессе собеседования важно обращать внимание на мимику, манеру поведения, интонацию голоса, стиль общения, выдержку. Важно отвечать грамотно и обоснованно на поставленные вопросы, задавать

№ 12 (40) - 2014

11

Проблемы экономики и менеджмента

вопросы самому, проявлять заинтересованность. При соблюдении данных условий шанс претендента устроится на привлекательную вакансию будет достаточно высоким.

Список литературы:

1. Некрасова Н.А. Самопрезентация: сущность и основные характеристики / Н.А. Некрасова, У.С. Некрасова // Успехи современного естествознания. - 2007. -№ 11. - С. 122-124. - URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id =7778533 (дата обращения: 06.10.2014).

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвинг Гофман; пер с англ. А.Д. Ковалёва; Ин-т социологии РАН. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково-поле, 2000. - 302 с.

3. Мартин Д. Манипулирование встречами. Как добиться чего Вы хотите, когда Вы этого хотите / Пер. с англ. Л. А. Мороз. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2004. - 192 с.

4. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 492 с. - (Серия «Бакалавр. Базовый курс»).

5. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: в 2 т. - 3-е изд. - М.: Дело: АНХ, 2008. -

T. 1. - 704 с.

6. Шейнов В.П. Искусство убеждать. - М.: Книга сервис, 2005. - 304 с.

7. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Роберт Чалдини; [пер. с англ. О.С. Епимахова]. - М.: Эксмо, 2014. - 648 с. - (Лучшее в психологии. Флипбуки).

12

№ 12 (40) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.