Самопрезентация выпускника вуза как один из способов эффективного
трудоустройства Глотова Е. Е.
Глотова Евгения Евгеньевна / Glotova Evgeniya Evgenievna -аспирант, кафедра психологии и физиологии,
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эффективного трудоустройства выпускников вузов в аспекте самопрезентации и успешного позиционирования личностных и деловых качеств, востребованных на рынке труда.
Abstract: the article deals with the questions of graduates’ effective employment in the aspect of self -presentation and successful self-positioning of personal and business skills that are demanded by the labor market.
Ключевые слова: выпускник вуза, эффективное трудоустройство, самопрезентация, технологии трудоустройства, рынок труда.
Keywords: graduate, effective employment, self-presentation, employment technology, the labor market.
Сегодня молодежный рынок труда в России является достаточно напряженным. Это обусловлено несколькими факторами: разрывом между потребностями работодателя в определенных компетенциях выпускников вузов и предложением тех компетенций, которые формирует вуз. Что касается самих выпускников, то у них либо отсутствует карьерная стратегия продвижения себя как специалиста на рынке труда, либо эти цели, задачи представляются абстрактными. Поэтому представляется невозможным обеспечение кадрового сопровождения не только конкретных отраслей экономики, но и отдельных предприятий, без гармонизации подходов вузов и работодателей к данной проблеме.
Для более детального изучения вопросов, посвященных трудоустройству выпускников вузов, нами был проанализирован современный рынок труда, проведен анализ современных отечественных и зарубежных научных исследований, а также организован мониторинг требований работодателей к молодым специалистам. В опросе приняли участие 67 региональных работодателей различных отраслей. По численности - от малых предприятий (до 30 человек), до крупных холдингов (более 3000 человек). На вопросы отвечали первые лица компаний: директора предприятий, руководители подразделений, отделов, структур. Поскольку в нашем исследовании принимали участие эксперты различных сегментов бизнеса, мы имели возможность зафиксировать разнообразные суждения относительно требований к современным выпускникам вузов.
На вопрос «Планируете ли Вы в ближайшее время (до 5 лет) привлекать молодых специалистов на вакантные профессии/должности?» ответы респондентов распределились следующим образом: 86% опрошенных руководителей предприятий выразили заинтересованность в привлечении молодых специалистов и тем самым отметили тенденцию к увеличению потребности в них.
Большинство руководителей предприятий, а именно 65%, отмечают, что кадров в целом не хватает почти во всех сферах. Несмотря на ежегодные выпуски из вузов большого количества молодых специалистов, трудовой рынок Свердловской области ощущает серьезный дефицит кадров. Тема нехватки персонала почти в любом регионе страны и профессиональном обществе давно активно обсуждается. Специалисты по поиску и подбору персонала, руководители предприятий причинами такой ситуации называют демографическую яму начала 1990-х, активное развитие бизнеса, появление на рынке большого количества новых игроков. Эксперты отмечают, что дефицит специалистов продолжится, причем потребность в персонале будет активно расти в ближайшие годы. В то же время другие специалисты, 30,3% респондентов, говорят об обратном: кадров достаточно для успешного развития региона, дефицит может выражаться только по одной причине - кандидат не обладает необходимыми компетенциями.
В требованиях, предъявляемых к выпускнику вуза, респонденты нашего исследования сделали наибольший акцент на личностных качествах в противовес специальным знаниям и умениям (соответствующим профилю непосредственной деятельности организации): личных и деловых качествах - 88,06%; уровне профессиональных знаний - 83,58%, наличие профессионального опыта -76,12%; направлении и качестве образования - 64,18%; соответствие кандидата корпоративной культуре организации - 37,31%.
Данный факт подтверждает то, что для успешной трудовой деятельности молодой специалист должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и определенными личностными компетенциями и, что немаловажно, уметь грамотно преподнести в резюме или собеседовании важную информацию о себе.
Трудоустройство соискателя на должность в компанию состоит из нескольких этапов. Первый - это конкурс резюме. Именно на основе этого документа создается первое впечатление работодателя о
претенденте на должность в организацию, очень часто определяющий выбор кандидата. По данным нашего исследования, 88,52% работодателей обращают внимание на содержание резюме. Второй этап -собеседование, где происходит оценка соответствия кандидата указанной информацией в резюме, складывается понимание работодателем о профессиональных умениях и пользе, которую может принести соискатель как специалист. На этом этапе проявляется умение кандидата грамотно самопрезентировать себя, свои профессиональные умения и сильные стороны своей личности [2].
Д. В. Шестакова в своем исследовании о конкурентоспособном портфолио как условии успешного трудоустройства отмечает, что работодатели нередко указывают на неумение составлять резюме; из 100 присланных резюме 80 составлены некорректно или содержат недостаточное количество информации. Они отмечают, что выпускники часто не заполняют такие пункты, как «дополнительные сведения», где можно описать свои умения и навыки, приобретенные во время обучения или стажировок [4, с. 91]. Также эксперты региона отмечают, что работодатель тратит на чтение среднестатистического резюме порядка 8-10 секунд. За это время он бегло просматривает 1-2 страницы текста, призванного доказать, что его автор достоин приглашения на собеседование. И только небольшая часть этих резюме оказывается отложена для более детального изучения. Поэтому информация в резюме должна быть полной, но лаконичной [3]. Данное замечание также нашло отражение в ответах нашего исследования. Работодатели отметили наиболее важные пункты содержания резюме:
1. Персональная информация: фамилия, имя, отчество, дата рождения, семейное положение, место жительства (прописка), номер телефона, электронная почта, презентабельная фотография.
2. Основное образование, общая оценка в дипломе. Дополнительное образование.
3. Опыт работы, стаж.
4. Достижения. Портфолио.
5. Рекомендации. Информация о рекомендателях.
6. Личные качества (сильные стороны).
7. Краткое мотивационное сообщение о причинах выбора должности, на которую претендует соискатель (для демонстрации понимания должности работодателю). Чему готов научиться во время работы.
8. Дополнительная информация: дополнительные навыки, хобби, образ жизни вне работы, наличие автомобиля, водительского удостоверения.
Для выпускников вузов, вступающих в трудовую деятельность, достаточно сложно складывается ситуация в умении конкурировать с более опытными претендентами на одну и туже вакантную позицию. Помимо этого, молодой специалист очень часто не в состоянии осуществить грамотную самопрезентацию, акцентировать внимание руководителя на сильных сторонах своей личности и профессиональных умениях, и, как правило, проигрывает в конкурентных отношениях даже менее талантливому, но просто имеющему опыт работы соискателю [4, с. 92]. Большинство респондентов - 77,05% - ответили, что самопрезентация -это важная часть при собеседовании и отборочном этапе при трудоустройстве. Комментарии экспертов: «Хорошая самопрезентация - это шанс пройти на 2, 3 этапы собеседования и в последствии получить желаемую работу»; «Самопрезентация дает представление о совпадении целей соискателя и компании-нанимателе»; «Важно уметь хорошо общаться и умело подавать себя в чужой обстановке»; «Самопрезентация очень важна. Если человек может грамотно изложить информацию о себе, то это уже плюс. Достоинством также считается, если будучи студентом, кандидат уже имеет хотя бы небольшой опыт работы (частичная занятость во время каникул) и умеет преподнести эту информацию соответствующим образом».
В проведенном исследовании определены содержание и структура эффективного резюме для работодателя, установлена важность самопрезентации, а также выделены приоритетные компетенции относительно предъявляемых требований работодателей к молодым специалистам. Эти данные служат основой для разработки дополнительной образовательной - Практикума «Технологии трудоустройства», где предполагается формирование компетенций, предъявляемых работодателями посредством современных педагогических технологий. Для диагностики уровней сформированности компетенций представляется необходимым разработать дидактические тесты с содержанием педагогических задач, результаты отразить в паспорте компетенций - документе о содержании и степени сформированности компетенций конкретного выпускника, который послужит дополнительным преимуществом в конкурентном соревновании между соискателями (как на этапе оценки резюме, так и на собеседовании, при самопрезентации) и позволит выпускникам вузов успешно пройти процедуру трудоустройства в условиях динамично развивающегося рынка труда [1, с. 187].
Литература
1. Глотова Е. Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход // Человек и образование. - 2014. № 4 (41). - С. 185-187.
2. Дудина М. М., Семенова С. Л. Технологии трудоустройства: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2015. - 180 с.
3. Как составлены 500 лучших резюме Екатеринбурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rabota.e1.ru/articles/25740061/ (дата обращения 27.03.2015 г.).
4. Шестакова Д. В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства // Высшее образование в России. - 2012. № 6. - С. 91-95.