Научная статья на тему 'САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО "Я" ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТСМЕНОМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ'

САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО "Я" ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТСМЕНОМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОЗНАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / ПЕДАГОГИКА СПОРТА / УДАРНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / МАКСИМАЛИЗМ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Александр Николаевич, Павлов Никита Игоревич

В статье обоснован социокультурный аспект самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом, стремящимся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств. С исторических позиций обобщен материал исследовательского характера о сути самопознания как Я-личностного феномена. Даны рекомендации по разработке алгоритма развития самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом-единоборцем. В основе данных рекомендаций, как показано в работе, лежат рефлексивные - социокультурные - технологии образовательного процесса формирования лидерских качеств в сфере ударных единоборств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попов Александр Николаевич, Павлов Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-KNOWLEDGE OF THE PERSONAL “I” BY A PROFESSIONAL ATHLETE: SOCIOCULTURAL ASPECT

The article substantiates the socio-cultural aspect of self-knowledge of the personal «I» by a professional athlete striving for sole leadership in the field of percussion martial arts. From a historical standpoint, research material on the essence of self-knowledge as a self-personal phenomenon is summarised. Recommendations are given on the development of an algorithm for the development of self-knowledge of the personal «I» by a professional wrestler. These recommendations, as it is shown in the work, are based on reflexive - socio cultural technologies of the educational process of forming leadership qualities in the field of shock martial arts. The relevance is in the further study of the phenomenon of self-knowledge in professional athletes, self-knowledge is a factor that increases the effectiveness of training and competitive activities. The purpose of the study is to study self-knowledge as a three-level system consisting of reflexive-pedagogical, psychophysiological, sociocultural levels. Materials and research methods. The research methodology is a three-level algorithm. At the first level, the I-personal phenomenon is studied. At the second level, self-knowledge is considered as a tool for self-development. At the third level, self-knowledge is considered in conjunction with motor activity. Conclusion. It is shown that self-knowledge is one of those categories that many great personalities, well-known in the scientific world, thought about (and wrote respectively). In the self-knowledge of a martial artist, the subject, active, reflexive levels were identified, which determine the personal attitude to the development of the accumulated sociocultural experience by means of self-knowledge, operating with the concepts that have developed in this case within the framework of creative-critical thinking.

Текст научной работы на тему «САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО "Я" ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТСМЕНОМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ»

И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

SPORTS PSYCHOLOGY AND PSYC HOPHYSIOLOGY

УДК 796.056 ББК 75.1

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17417

САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО «Я» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТСМЕНОМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

А. Н. Попов1, Н. И. Павлов2

1 Уральский государственный университет физической культуры и спорта, Челябинск, Россия 2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье обоснован социокультурный аспект самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом, стремящимся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств. С исторических позиций обобщен материал исследовательского характера о сути самопознания как Я-личностного феномена. Даны рекомендации по разработке алгоритма развития самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом-единоборцем. В основе данных рекомендаций, как показано в работе, лежат рефлексивные — социокультурные — технологии образовательного процесса формирования лидерских качеств в сфере ударных единоборств.

Ключевые слова: самопознание, лидерство, педагогика спорта, ударные единоборства, социокультурное развитие, личность, максимализм, рефлексия.

Введение

Актуализируя вопрос, вынесенный в заголовок данной работы, отметим следующее: степень и мера проявления любого действия в сознании обратно пропорциональна степени и мере отражения личностью собственного «Я» в объективном мире жизнедеятельности. Говоря иначе, речь идет о собственном самопознании (самопознании личностного «Я» профессиональным спортсменом, стремящимся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств) [6].

Некоторые авторы, затрагивающие данный вопрос, речь ведут о развитии рефлексивных элементов познания (в том числе и самого себя как личности). Дело в том, что благодаря отмеченному порождаются мыслительные процессы, позволяющие увидеть в предмете познания нераскрытые ранее стороны (элементы, связи, взаимозависимости). А из такого рода самопознания у спортсмена-единоборца рождается сверх новое знание более высокого уровня.

О такого рода самопознании личностного «Я» и идет речь в данной работе в преломлении к личности профессионального спортсмена, стремящегося к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств. Особое внимание при этом обращается на формирование понятий, которые, в свою очередь, становятся предметом рефлексии данной личности. Подчеркивая отмеченное, некоторые авторы справедливо ведут речь о «второй природе» личности, ее культуре и социальной организации с присущей ей искусственно созданной предметной среды [8; 10].

Материалы и методы

Прежде всего они связаны с выделением трех уровней самопознания: 1) рефлексивно-педагогического, 2) психофизиологического, 3) социокультурного. Такого рода его классификация получена в результате методологического анализа предмета исследования, о чем свидетельствуют данные таблицы, имеющей название «самопознание в

Таблица 1

Самопознание в авторском представлении ведущих ученых в сфере прикладной философии

Автор Содержательный аспект

Великие мыслители далекого прошлого

Фалес из Малета Самое трудное — познать самого себя

Конфуций Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрый жалуется, что не знает людей

Эпиктет Укрепляй в себе чувство довольства своею судьбою; с этим оружием мы победим

Марк Аврелий Смотри внутрь себя, ибо внутри источник добра, который никогда не истощится... несчастен тот, кто не следит за движением своей души.

Декарт Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя

Великие мыслители последних двухсот лет

Мигель де Унамуно Мой мир во мне

Гегель Самопознание является важнейшей предпосылкой рефлексивного освоения своего духовного мира

Дизраэли Поговорите с человеком о нем и он буде слушать вас часами

Шпенглер Научное познание есть самопознание

Лев Толстой Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе

Бердяев Смысл земного бытия и вечной жизни — в самопознании Я-сущности

Кант Априорные формы чувственности, принципы логического мышления наиболее значимы в самопознании

Наши современники

А. Н. Попов Самопознание собственного высшего и низшего «Я» свойственно прежде всего профессиональным спортсменам, стремящимся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств

Н. А. Фомин Великие мира сего и на смертном одре передавали опыт самопознания своим ученикам (и прежде всего на языке психофизиологии)

В. Г. Грязев Наиболее простой способ самопознания определяется реальными телесными ощущениями (их компонентами)

Э. С. Бауэр Обогащенный информацией индивид может эффективно ее использовать, опираясь на разум, рефлексивное мышление и самопознание

В. А. Петровский Цельный путь самопознания означает неограниченный опытный доступ к различным спектрам реальности без посредства органов чувств

авторском представлении». В ней выделены высказывания «великих мыслителей» разных эпох, а также высказывания по поводу сути самопознания современников, имеющих непосредственное отношение к разработке процесса самопознания на разных его уровнях.

Проведенное нами исследование имело алгоритм (см. рисунок). В соответствии с ним и представлен нижеследующий материал, посвященный самопознанию личностного «Я» профессионального спортсмена, стремящегося к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Самопознание как Я-личностный феномен. Последний представляет собой структурное сложное явление человеческой психики, где в тесном единстве взаимодействуют две подструктуры: знание о себе и отношение к себе [11]. Речь по сути идет о Я-концепции профессионального

спортсмена, то есть осмыслении того, кем он хочет стать в перспективе с учетом реального «Я», и своих устремлений с позиций формирования необходимых для этого лидерских качеств в сфере ударных единоборств.

По сути, самопознание — это способность к познанию своего внутреннего мира с учетом наличия «мира единоборств». Это такая же черта личности спортсмена, как трудолюбие, целенаправленность и мотивационная определенность. Более того, именно благодаря ей данной личности менее всего нужен внешний контроль, поскольку она сама несет ответственность за свои действия (свои поступки и совершаемые ошибки в данном мире).

В процессе самопознания спортсмен постоянно сопоставляет собственное мнение о себе с суждением других людей (что связано с пониманием личностной индивидуальности). Однако в данном случае речь не идет об истинности такого рода суждений, поскольку при этом следует учиты-

Алгоритм исследования самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом, стремящимся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств

вать противоречивость отношений собственного «Я», даже если при этом учитывается и мнение тренера в отношении данного «Я». И в этом плане важна мысль о том, что самопознание — это сложный процесс «конструктивного — личностного — развития».

Как феномен самопознание есть познание Я-сущности с учетом специфики личностной деятельности (вн ашем пониманио — спе цнИики ударных единоборств). Это путь отражения процессов на определенном отрезке жизни спортсмена, процессов, скрытых как от себя, так и других лю ей. По сути, продвижение по этому пути во многом характеризует: рост спортивного мастерства (в рамках определенных временных отрезков и социокультурной конъюнктуры); Я-сознание себя в новом качестве на данном этапе саморефлексии.

Важно иметь в виду и то, что самопознание, как феномен, рассматривается на трех уровнях: чувственном, эмпирическом и теоретическом. Именно последний — прежде всего — нам важен с позиций рассматриваемой нами темы исследования, поскольку он определяется наличием физической и психической зрелости индивида (конкретно — спортсмена-единоборца).

2. Самопознание физического благополучия и личностного самосовершенствования. Речь в данном случае специалисты в сфере педагогики ведут о: 1) физиологических нормах; 2) функциональном дискомфорте; 3) управлении процесса-

ми жизнедеятельности в здоровом организме; 4) гомеосо^е;5) сатопостижении психофизиологического благополучия; 6) личностном самосовершенствовании.

Данный вид самопознания мы связываем с двигательной активностью спортсмена-единоборца. Самопознание и^и этооявляетсн авднальной потребностью данной личности, а также мотивацией и втилне осознаниым мнбупдением лсовершен-ствованию в конкретном виде ударных единоборств.

В самом общем виде различают витальные (биологические), социальные (потребности в самоутверждении) и идеальные (связанные с саморазвитием) потребности. Это своего рода основа побудительных стимулов спортивной деятельности.

Самопознание — в этом плане — мы относим к телесной категории (болевым ощущениям и двигательной активности) и информационной, определяемой социокультурным развитием личности, стремящейся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств. Потребность интереса к самопознанию при этом, по справедливому мнению Ф. Ф. Королева, есть свойство (качество) личности, способствующее ее становлению [4]. Более того, это условие повышения значимости для других с позиций полезности для более содержательного — делового — общения и установления доверительных отношений с ближайшим окружением. Можно согласиться и с тем, что: по мере созревания морфофункциональных структур, обе-

спечивающих психические функции, усиливается их влияние на становление социально-значимых, духовных качеств личности; потребность в самопознании актуализируется (становится ведущей, доминирующей) не только при внешнем стимулировании, но и в результате изначального стремления к самоактуализации наследственной (генетической) предрасположенности в отношении темперамента, интеллекта.

3. Двигательная активность и самопознание «Я» личности профессионального спортсмена. В рамках данного блока алгоритма нашего исследования наиболее значимую актуальность имеют вопросы: коммуникативные и педагогические основы самопознания, а также лидерский максимализм в самопознании.

Мы в этом плане выделяем концепцию его образования (или происхождения), называемую биоантропологическим детерминизмом» (адаптивная полезность соответствующих спортивной деятельности максим). И прежде всего, это конкретные отношения в системе «тренер-спортсмен» (высшее благо или идея единоличного лидерства в сфере ударных единоборств).

Такого рода максима определяется осознанием опыта жизни и тем, что наиболее значимо для спортсмена в ближайшее время тренировок и соревнований. Я-сущность в этом аспекте играет ключевую роль с позиций самопознания личностного «Я» (создание собственного духовного мира самосовершенствования.

«Мой мир во мне, ты постепенно возникаешь как личность, открывая себе себя самого; твой полностью законченный облик стоит в конце, а не в начале жизни» [9]. Речь идет о глубинном «Я» профессионального спортсмена, его стремлении, рискуя многим, приумножить свою исключительную индивидуальность в «мире ударных единоборств».

Особую роль при этом играют педагогические и коммуникативные основы самопознания. Каждая из них, в свою очередь, «замыкается» на самопознании физического благополучия и личностного самосовершенствования (см. рисунок 1).

Именно в этом мы, прежде всего, видим социокультурный аспект самопознания, в рамках которого духовная жизнь спортсмена рассматривается с точки зрения физиологических механизмов достижения единоличного лидерства в сфере ударных единоборств. Самопознание при этом есть внутренний диалог с Я-сознанием — обязательно творческой — личности, основой которого является определенное умонастроение, положительное отношение к собственному (дальнейшему) раз-

витию, самосовершенствованию. Именно здесь важна социокультурная целостность спортсмена, ибо именно она отвечает его «высшим устремлениям» с позиций лидерского максимализма.

И здесь мы опять же возвращаемся к развитию рефлексивных элементов самопознания (и мышления, соответственно). Подчеркивая отмеченное, Л. С. Выготский пишет о зонах саморазвития личности [2] или, иначе, рефлексивном самопознании, формировании навыков аналитической рефлексии (самоанализе, самоконтроле, самооценке). Мы же особый акцент при этом делаем на высшем этапе рефлексивного анализа, а именно, творческом самопознании личностного опыта познавательной деятельности профессионального спортсмена, порождающего новые потребности и мотивации самопознания с позиций дальнейшего формирования лидерских качеств.

В процессе исследования обоснована рефлексивная социокультурная технология образовательного процесса самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом. Реализация индивидуально-личностных притязаний к единоличностному лидерству в сфере ударных единоборств — центральная идея данной технологии (или, иначе, образовательной парадигмы культуры самопознания).

Критерии эффективности данной — рефлексивной — технологии следющие: высокий уровень мотивации к данной познавательной деятельности; овладение основами самопознания личностного «Я»; самооценка рефлексивных умений (навыков). Важна также высокая степень индивидуальности отношений спортсмена с окружающей его средой с учетом обязательного самосовершенствования с позиций компенсаторного общения с тренером (или другим — авторитетным для спортсмена — лицом), эмпатии информационного содержания и самопознания когнитивной сферы ударных единоборств (в рамках творчески-критического мышления).

Заключение

1. Самопознание — одна из тех категорий, о которой размышляли (и писали, соответственно) многие великие, известные в научном мире личности. Познание самого себя происходит, по Гегелю, через освоение всего богатства образов, которые до этого были заключены внутри духа, как не осознаваемые и непроизвольно возникающие в нем внутренние состояния.

2. Стремление к личностному самопознанию заложено в профессиональном спортсмене, стремящемся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств. Оно определяется, как по-

казано в работе, познанием собственного «Я», суждением о самом себе с позиций достижения спортивного мастерства, уверенностью в своем дальнейшем развитии, способностью к личностному самоутверждению в «мире единоборств».

3. Самопознание представлено нами в работе в виде Я-личностного феномена, физического благополучия и дальнейшего совершения средствами формирования лидерских качеств. Особое внимание в этом плане имеют педагогические и коммуникативные основы самопознания, а также лидерский максимализм спортсмена-единоборца.

4.Феномен самопознания в рамках его коммуникативных основ исследован нами в системном аспекте, а именно — в межличностном общении, общении с акцентированными личностями и одаренными людьми. Немаловажную роль играет (в рамках самопознания) и компенсаторное общение.

5. Потребность к самопознанию у спортсмена приобретает характер реального движения к развитию лидерских качеств, обеспечивающих ему дальнейший рост в «мире единоборств». Реально это обеспечивается в деятельности, которая по своему содержанию отвечает внутренним — личностным — потребностям.

6. В самопознании спортсмена-единоборца важно выделить ряд уровней. Кроме предметного и деятельного, это еще и рефлексивный, определяющий личностное отношение к развитию средствами самопознания накопленного социокультурного опыта, оперирования сложившимися при этом понятиями в рамках творчески-критического мышления.

Список литературы

1. Бердяев, Н. А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. — М. : Книга, 1991. — 448 с.

2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М. : АПН, 1960. — 501 с.

3. Ковалько, Г. Н. Рефлексивные начала педагогики самопознания / Г. Н. Ковалько, Н. А. Фомин. — Челябинск : ЧГПУ, 2001. — 318 с.

4. Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. — М., 1970. — № 9. — С. 103—115.

5. Попов, А. Н. Нравственность в системе жизненных координат или жизнь в обратном счете : рефлексивно-психологическое эссе / А. Н. Попов. — Челябинск: УралГУФК, 2018. — 188 с.

6. Попов, А. Н. Формирование лидерства в спорте (на примере ударных единоборств)/ А. Н. Попов, Н. И. Павлов. — Челябинск : УралГУФК, 2019. — 164 с.

7. Пряхин, Г. Н. Формирование лидерских качеств студентов в вузе / Г. Н. Пряхин, Н. И. Павлов. — Челябинск : ЧелГУ, 2015. — 64 с.

8. Степанов, С. Ю. Рефлексивно инновационный подход к подготовке кадров управления / С. Ю. Степанов, Е. П. Варламова // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 61—68.

9. Ухтомский, А. А. Физиологическая лабильность и равновесие / А. А. Ухтомский // Собрание сочинений. Т. 6. — Л., 1962. — С. 136—141.

10. Management culture of striking martial art teaching / B. Beck, A. N. Popov, N. I. Pavlov, Yu. G. Maltsev // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. — 2021. — Vol. 6. — № 1. — Рр. 21—27. — DOI 10.47475/2500-0365-202116103. — EDN ZZUJPJ.

11. Фомин, Н. А. Психофизиология самопознания / Н. А. Фомин. — М. : Теория и практика физической культуры, 2001. — 388 с.

Поступила в редакцию 10 июля 2022 г.

Для цитирования: Попов, А. Н. Самопознание личностного «Я» профессиональным спортсменом: социокультурный аспект / А. Н. Попов, Н. И. Павлов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 4. — С. 121—127.

Сведения об авторах

Попов Александр Николаевич — доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики в спорте. Уральский государственный университет физической культуры и спорта, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-6773-5277 SPIN-код: 2142-0740, AuthorID: 757970 E-mail: nana2684@yandex.ru

Павлов Никита Игоревич — заслуженный мастер спорта РФ, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0003-3933-377X SPIN-код: 1881-9140, AuthorID: 1020983 E-mail: nikitazlat@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 4, pp. 121—127.

Self-knowledge of the personal "I" by a professional athlete: sociocultural aspect Popov A.N.1, Pavlov N.I.2

1 Ural State University of Physical Culture and Sports, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-6773-5277 SPIN-Hog: 2142-0740, AuthorID: 757970 E-mail: nana2684@yandex.ru

2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0003-3933-377X SPIN-Hog: 1881-9140, AuthorID: 1020983 E-mail: nikitazlat@mail.ru

The article substantiates the socio-cultural aspect of self-knowledge of the personal «I» by a professional athlete striving for sole leadership in the field of percussion martial arts. From a historical standpoint, research material on the essence of self-knowledge as a self-personal phenomenon is summarised. Recommendations are given on the development of an algorithm for the development of self-knowledge of the personal «I» by a professional wrestler. These recommendations, as it is shown in the work, are based on reflexive — socio cultural technologies of the educational process of forming leadership qualities in the field of shock martial arts.

The relevance is in the further study of the phenomenon of self-knowledge in professional athletes, self-knowledge is a factor that increases the effectiveness of training and competitive activities.

The purpose of the study is to study self-knowledge as a three-level system consisting of reflexive-pedagogical, psy-chophysiological, sociocultural levels.

Materials and research methods. The research methodology is a three-level algorithm. At the first level, the I-personal phenomenon is studied. At the second level, self-knowledge is considered as a tool for self-development. At the third level, self-knowledge is considered in conjunction with motor activity.

Conclusion. It is shown that self-knowledge is one of those categories that many great personalities, well-known in the scientific world, thought about (and wrote respectively). In the self-knowledge of a martial artist, the subject, active, reflexive levels were identified, which determine the personal attitude to the development of the accumulated socio-cultural experience by means of self-knowledge, operating with the concepts that have developed in this case within the framework of creative-critical thinking.

Keywords: self-knowledge, leadership, sports pedagogy, shock martial arts, socio-cultural development, personality, maximalism, reflection.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Berdyaev N.A. Samopoznaniye: Opytfilosofs-koy avtobiografii [Self-knowledge: An experience of philosophical autobiography]. Moscow, 1991. 448 p. (In Russ.).

2. Vygotsky L.S. Razvitiye vysshikh psikhicheskikh funktsiy [Development of higher mental functions]. Moscow, 1960. 501 p. (In Russ.).

3. Kovalko G.N. Refleksivnyye nachala peda-gogiki samopoznaniya [Reflexive principles of self-knowledge pedagogy]. Chelyabinsk, 2001. 318 p. (In Russ.).

4. Korolev F.F. Sistemnyy podkhod i vozmozh-nosti yego primeneniya v pedagogicheskikh issle-dovaniyakh [System approach and the possibility of its application in pedagogical research]. Sov. peda-gogika [Sov. Pedagogy], 1970, no. 9, pp. 103—115. (In Russ.).

5. Popov A.N. Nravstvennost v sisteme zhiznen-nykh koordinat ili zhizn v obratnom schete. Re-fleksivno-psikhologicheskoye esse [Morality in the system of life coordinates or life in reverse. Reflex-

ive-psychological essay]. Chelyabinsk, 2018. 188 p. (In Russ.).

6. Popov A.N. Formirovaniye liderstva v sporte (na primere udarnykh yedinoborstv) [Formation of leadership in sports (on the example of shock martial arts)]. Chelyabinsk, 2019. 164 p. (In Russ.).

7. Pryakhin G.N. Formirovaniye liderskikh kachestv studentov v vuze: nauchnoye izdaniye [Formation of leadership qualities of students at the university: scientific publication]. Chelyabinsk, 2015. 64 p. (In Russ.).

8. Stepanov S.Yu. Refleksivno innovatsionnyy podkhod k podgotovke kadrov upravleniya [Reflex-ively innovative approach to the training of management personne]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 1995, no. 1, pp. 61—68. (In Russ.).

9.Ukhtomsky A.A. Fiziologicheskaya labil'nost' i ravnovesiye [Physiological lability and balance]. Sobr. soch.tom 6 [Coll. Op. vol. 6]. Leningrad, 1962. pp. 136—141. (In Russ.).

10. Management culture of striking martial art teaching / B. Beck, A. N. Popov, N. I. Pavlov,

Yu. G. Maltsev // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, 2021, Vol. 6, no. 1, pp. 21—27. DOI 10.47475/2500-0365-2021-16103. EDN ZZU-JPJ.

11. Fomin N.A. Psikhofiziologiya samopoznaniya [Psychophysiology of self-knowledge]. Moscow, 2001. 388 p. (In Russ.).

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.