Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СФЕРЕ УДАРНЫХ ЕДИНОБОРСТВ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СФЕРЕ УДАРНЫХ ЕДИНОБОРСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТСМЕНА / УДАРНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Никита Игоревич

В статье рассмотрен процесс формирования лидерских качеств профессиональных спортсменов в сфере ударных единоборств. Актуализирован комплексный подход к формированию целостного отношения к социокультурному развитию спортсмена-единоборца. Особое внимание уделено разработке модели целостного отношения профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO THE FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF PROFESSIONAL ATHLETES IN THE FIELD OF IMPACT MARTIAL ARTS

The article considers the process of formation of leadership qualities of professional athletes in the field of percussion martial arts. An integrated approach to the formation of a holistic attitude to the socio-cultural development of a combatant athlete has been updated. Particular attention is paid to the development of a model of a holistic attitude of professional athletes to the formation of leadership qualities. The relevance of the study lies in the study of the formation of leadership qualities of martial arts athletes in the process of their professional development. The purpose of the study is to develop a model of a holistic attitude of professional athletes to the formation of leadership qualities in the field of percussion martial arts. Materials and research methods. They consist of new ideas for approaches to the formation of leadership qualities in qualified athletes. Particular attention was paid to materials on the culture of professional activity in the field of martial arts. Various aspects of the problem are reflected in the fundamental provisions of specialists in the field of physical culture and sports in three areas: didactics of cognitive activity, problem-oriented analysis of personality education, organizational and pedagogical conditions for an effective training process and competitive activity. Research results. We have developed a model of a holistic attitude of professional athletes to the formation of leader- ship qualities in the field of percussion martial arts Conclusion. The main conclusion of the study is to substantiate the possibility of managing the sports and pedagogical formation of a holistic attitude to the training of highly qualified athletes specializing in the field of shock martial arts.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СФЕРЕ УДАРНЫХ ЕДИНОБОРСТВ»

УДК 796.03 ББК 75.1

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17109

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СФЕРЕ УДАРНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Н.И.Павлов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье рассмотрен процесс формирования лидерских качеств профессиональных спортсменов в сфере ударных единоборств. Актуализирован комплексный подход к формированию целостного отношения к социокультурному развитию спортсмена-единоборца. Особое внимание уделено разработке модели целостного отношения профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств.

Ключевые слова: целостность, личность профессионального спортсмена, ударные единоборства, формирование лидерских качеств.

Введение. Человек, как живой организм, является функционально-интегрированным субъектом и, в то же время, процессом развития, в его возрастающей способности адаптироваться к воздействиям и требованиям окружающей среды на всех уровнях ее жизнедеятельности (К. С. Хруцкий) [1].

Именно такой подход мы рассматриваем в нашем исследовании относительно любого профессионального спортсмена, стремящегося к единоличному лидерству в избранном им виде ударных единоборств. Процесс его развития в данном направлении мы рассматриваем в «многоуровневой фронтальной целостности», в рамках которой каждодневно высококвалифицированный спортсмен находится в постоянном взаимодействии и взаимосвязи с эмоционально-познавательной и сознательной сферой проявления не только интегральных, но и социокультурных — личностных — качеств. Вот эти (последние из названных) качества нас и интересуют в их развитии и влиянии на общий результат профессиональной деятельности в сфере ударных единоборств [2; 3].

Лидерство (как свойство личности) включает в себя общее, особенное и единичное (индивидуальное). В совокупности речь идет о взаимосвязи свойств личности со стремлением к лидерству посредством развития (приобретения новых качеств и совершенствования уже приобретенных ранее в процессе образования). Последнее представляет собой специально организованный процесс, имеющий цель, осуществляемый подготовленными людьми и опирающийся на определенные теоретические разработки. Примером здесь является тензитивность (наличие периодов развития, когда наиболее интенсивно развивается, то или иное качество личности) [4].

Развитие личности профессионального спортсмена по пути достижения единоличного лидерства, как показывают наши исследования, выступает как процессуальная система «тренер-спортсмен», результатом функционирования которой является появление новых лидерских качеств. Для оптимизации процесса их развития необходимо наличие всех составляющих данной системы (факторов взаимодействия, обеспечивающих условий, средств образовательного процесса, отбор содержания конкретных методов организации с позиций функционального позиционирования) [5].

Факторы влияющие на развитие лидерских качеств носят название движущих сил и необходимых условий, обеспечивающих данное развитие, органически связанных с наличием противоречий — социокультурных (внешних и внутренних, объективных и субъективных). К внешним факторам социокультурного развития лидерских качеств личности следует отнести макро- и микросоциос-реду, деятельность, воспитание, общение, информационно-технические средства, общественные институты. К внутренним можно отнести [6]:

— социализацию, как взаимодействие личности с социальной средой;

— общение как средство передачи опыта, информации, посредством диалога индивидуальных культур;

— ценностные ориентации как деятельность, связанная с выбором и присвоением социокультурных ценностей;

— активность личности, связанная с познавательной, творческой деятельностью;

— развитие мотивационно-потребностной сферы личности. Особую роль при этом играют соответствующие установки.

Степень исследованности. Исследования лидерских качеств спортивных менеджеров уже проводилось нами. Объектом исследования выступило лидерское видение. Лидерское видение представляет временную перспективу человека. Спортивный менеджер может иметь ориентацию на настоящее, будущее и прошлое, должен уметь учитывать свою временную ориентацию при осуществлении профессиональной деятельности. Для спортивных менеджеров высшего звена важно быть способным видеть будущий облик своей организации. Спортивному менеджеру нового типа необходимо развивать в себе лидерское видение [7].

Исследование лидерского видения среди спортивных менеджеров показало, что оно развито лучше у менеджеров высшего звена. Это объясняется тем, что руководитель спортивной организации должен представлять временную перспективу организации и иметь ориентацию на будущее, основанную на своем прошлом опыте. Развитое лидерское видение позволяет спортивному менеджеру быть ориентированным на построение долгосрочных деловых отношений, установление широкого круга деловых связей с другими спортивными тренерами [8; 16].

Также стоитотметить исследование произвольного и избирательного внимания, студентов спортивного вуза, по методике Тулуз-Пьерона — простой и быстрый с посвб стеленной доаиао сльти малых мозговых дисфункций, к которым относится синдром- дефицнта воимания и гиперактивности (СДВГ). Осиььиошеиенноститтльим поквза-телем является точность (К) выполнения теста, характери-кющая ароизлолыоею кзкаемтр ацлм. Показано, чти онимваие ваяаю для спортсменов,

специализирующихся в сфере единоборств, «внимание» является одной из доминантных функций в сфере формирования лидерских качеств. Результаты исследования показывают, что у спортсменов дефицит внимания встречается реже, чем у не спортсменов [9].

Результаты исследования. На рис. 1 показана последовательность развития качеств спортсмена-единоборца. В раннем возрасте будущий профессиональный кикбоксер под руководством тренера изучает различные составляющие, определяющие профессионализм. Затем — во временном аспекте — следует интеграция этих качеств. Это довольно сложный процесс, который никогда не заканчивается для действующего спортсмена (как, впрочем, и совершенствование профессиональных качеств).

В общественных науках есть понятие «делового общения». Так вот, интеграция — это есть своеобразное «общение» отдельных профессиональных качеств, причем — действительно — деловое, определяющее квалификацию единоборца (в нашем исследовании — кикбоксера) [10; 11].

Теперь обратимся к позиции «3» на рис. 1. Она носит название — социокультурное развитие вы-соовиьалифициртраннкгв спортсмена-единоборца. Многие из профессиональных спортсменов не доходят — в своем сознании — до важности дакиых каиеоео (ососмчедмам может быть их интуиция). Но именно они способны (в совокупно-свос оачестосми«Ь> м «2») сдеиень из спортсмена единллешкго лиде-а в кикбоксинге. Речь идет о его целостности, охватывающей те свойства личности, которылз астаьллд-т — мзредко — менять

Рост квалификации спортсмена-единоборца

Возраст спортсмена

3

2

1

Рис. 1. Последовательность развития качеств: 1 — профессиональные (тактика, техника, психология, физические и технические качества спортсмена); 2 — интегративные качества; 3 — социокультурное развитие высококвалифицированного спортсмена-единоборца

тренера (в рамках собственного развития).

Исходя из целостности подхода педагогики спорта, единоборец рассматривается в качестве целевой установки в рамках поведенческой педагогики профессионального спорта. Целостность в этих рамках есть синтетическое качество спортивно-педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. И в этом плане мы согласны с мнением о том, что профессиональный спорт — это мир целостного человека. Продолжая эту мысль, укажем на то, что в жизни важно научиться видеть то общее, что характеризует каждого отдельного человека, дающее активность всем звеньям его системы ценностей (Н. Д. Самоделкина, О. А. Сиротин и

др.) [12; 13].

Можно согласиться и с тем, что ориентация на целостность спортивно-педагогического процесса обеспечивается целью в применении опыта, накопленного человечеством в сфере физического воспитания во взаимосвязи его четырех элементов: знаний о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-целостного и волевого отношения к себе и окружающему миру.

Нас, кроме того, интересует такая аналогия в отношении достижения делового успеха. Последний, как это следует из ряда работ экономической и педагогической направленности развития менеджмента, определяется тремя факторами: профессионализмом, умением общаться и уверенностью в себе. Третий фактор аналогичен, по нашему мнению, целостности профессионального спортсмена как личности.

Об уверенности в себе (как определенной целостности) следует поговорить особо. Прежде всего, укажем на то, что уверенный в себе человек, исполненный спокойного сознания своей силы, своих возможностей, способен к решительным действиям (П. Чисхольм). Этот же автор указывает направления, по которым вырабатывается уверенность в себе, а именно: освоение и совершенствование профессионального мастерства; адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения; поддержание и укрепление здоровья и работоспособности. И это все с полным основанием можно отнести и к целостному отношению профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств [14].

Говоря иначе, профессионализм в спорте, достижение лидерства в нем — это мир целостной

личности, уверенной в себе. Формирование такого рода целостности — проблема, подлежащая исследованию с позиций актуальности в сере развития ударных единоборств на самом высоком (мировом) уровне [15].

В процессе исследования нами разработана модель целостного отношения профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств в сфере ударных единоборств (рис. 2). Она состоит из ряда блоков. Кроме целевой установки, это: базовые понятия и средства формирования лидерских качеств (целостный педагогический подход, компетентностные технологии развития спортсмена, системный психологический подход); методологический аспект исследования (теории лидерства, функциональных систем, физической культуры личности и технологии ее формирования, деятельности в обучении); методы реализации (семинары, психологическое тестирование, мотивация, рефлексия, адаптация); условия обеспечения целостного отношения к данному формированию; критерии оценки сформированности целостного отношения профессиональных спортсменов к достижению единоличного лидерства в сфере ударных единоборств.

В самом общем виде целостность трактуется как завершенность, тотальность, цельность чего-либо. В научной трактовке речь идет о целостно интегрированном функциональном субъекте (личности спортсмена-единоборца, стремящегося к единоличному лидерству в кикбоксинге). Особое внимание в работе уделяется тому, как он развивается посредством возрастающей способности адаптироваться к внешним воздействиям и своей интеграции в «восходящие уровни» (будущего опыта). Речь также идет о «фрактальности» (многократном повторении удачных приемов).

Назовем педагогические условия, необходимые для эффективной реализации разработанной модели:

— индивидуальный подход в организации и применении технологии формирования целостного отношения к своему — личностному — росту в сфере ударных единоборств;

— направленное использование предпочитаемых спортсменом, эффективных и доступных для него средств формирования лидерских качеств;

— целостное отношение к своему профессиональному росту обеспечивается в процессе использования на практике комплексной методики формирования лидерских качеств, специфических для сферы ударных едино-

Цель: формирование целостного отношения профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств в сфере ударных

единоборств

1

Базовые понятия и средства формирования

Методологический аспект исследования 1

Методы реализации и условия обеспечения целостного отношения к данному формированию

1

Критерии оценки сформированности целостного отношения профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств в сфере ударных единоборств

Целостное отношение профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств в сфере ударных единоборств

Рис. 2. Модель целостного отношения профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств в сфере ударных единоборств

борств.

Заключение

1. Резуль аты исследования, представленные в виде апробированной модели, педагогических условий ее реализааии, программы лично стно-орс-ентированной методики формирования целостного отношения профессиональных спортсменов к формированию лидерских качеств в сфере ударных единоборств содействовали существенному повышониюэефекеивнооти рассмасриваемого нами спортивно-педагогического процесса.

2. значимосрь ее-ключается в: формировании целостного отношения к разратвю вае^]^с^ких кзчeонвcпoктcмеоа-еасно-борца; дидактическом обеспечении тренировочных занявий(в даяния поехос^^).

3. Практическая значимость связана с появлением ^«^с^^ь^^оо возможностидлс у^авего^ спортивно-педагогическим формирования целостного oовcшрния к подгодовые вырoкоквилифици-рованных спортсменов, специализирующихся в сфере ударных единоборств.

Список литературы

1. Хруцкий, К. С. БиоКосмология — универсальная наука индивидуального здоровья человека / К. С. Хруцкий. — Великий Новгород : НовГУ

им. ЯрославаМудрого, 2006. — 259 с

2. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде / А. Ф. Лазурский // Избранные труды по общей психологии. — СПб. : Алетейя. — 2001 . — С. 124—-160.

3. Фомин, Н. А. Психофизиология самопознания / Н. А. Фомин. — М.: Теория и практика физической культуры. — 2001. — 388 с.

4. Lombardo, M. P. On the Evolution of Sport / С—. P. LcmbarOo // Eoolutiooary Psychelogy. — 2012. — Vol. 10. — pp. 1—28.

0. Попо в a, A. Ф. Фу—м ияоваеие лолтуоы лич-ностно-ориентированного лидерства средствами самоуозоуоия в сфере еуоноборотв / А. — . 2опо-ва, Т. В. Борисова, Н. И. Павлов // Известия Туль-ссорого/уд арствевоого от—версстеер. Физьческая культура. Спорт. — 2020. — № 2. — С. 98—107.

6. Ср/лте/пн- В. А. Псивоаогия и оедаоогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия. — 2001. — 480 с.

7. Нестик, Т. А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени: дис. ... д-ра психол. наук / Т. А. Нестик. — М. ВШЭ., 2015. — 479 с.

8. Мальцев, Ю. Г. Эмпирическое исследование лидерского видения у спортивных менеджеров / Ю. Г. Мальцев, Н. И. Павлов, Г. В. Ванян

// Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2020. — Вып 8. — С. 115—120.

9. Рицци, Д., Харина И. Ф., Павлов Н. И., Мальцев Ю. Г. Внимание как средство социальной адаптации студентов спортивного вуза / Д. Рицци, И. Ф. Харина, Н. И. Павлов, Ю. Г. Мальцев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6. — № 3. — С. 112—117.

10. Пряхин, Г. Н. Формирование эффективного лидерства / Г. Н. Пряхин, А. Н. Попов, Н. И. Павлов. — Челябинск : ЧелГУ, 2019. — 196 с.

11. Пряхин, Г. Н. Формирование лидерских качеств студентов в вузе : науч. изд. / Г. Н. Пряхин, Н. И. Павлов. — Челябинск : ЧелГУ, 2015. — 64 с.

12. Попов, А. Н. Дидактика и философия спортивного менеджмента / А. Н. Попов. — Челя-

бинск: УралГУФК, 2018. — 197 с.

13. Самоделкина, Н. Д. Формирование целостного отношения к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий : дисс. ... канд. пед. наук / Н. Д. Самоделкина. — Челябинск : УралГУФК, 2009. — 211 с.

14. Чисхольм, П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху / П. Чисхольм. — М. : Культура и спорт, 1994. — 288 с.

15. Попов, А. Н. Формирование лидерства в спорте / А. Н. Попов, Н. И. Павлов. — Челябинск: УралГУФК, 2019. — 140 с.

16. Ярушин, С. А. Модель реализации физкультурного образования студенческой молодёжи / С. А. Ярушин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3. — № 4. — С. 7—11.

Поступила в редакцию 10 января 2022 г.

Для цитирования: Павлов, Н. И. Комплексный подход к формированию лидерских качеств профессиональных спортсменов в сфере ударных единоборств / Н. И. Павлов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 1. — С. 56—61.

Сведения об авторе

Павлов Никита Игоревич — преподаватель кафедры физического воспитания. Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0003-3933-377X. Elibrary ID: 1020983. E-mail: nikitazlat@ mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 1, pp. 56—61.

Integrated approach to the formation of leadership qualities of professional athletes in the field of impact martial arts

Pavlov N.I.

Chelybinsk State University, Chelyabinsk, Russia. nikitazlat@mail.ru

The article considers the process of formation of leadership qualities of professional athletes in the field of percussion martial arts. An integrated approach to the formation of a holistic attitude to the socio-cultural development of a combatant athlete has been updated. Particular attention is paid to the development of a model of a holistic attitude of professional athletes to the formation of leadership qualities.

The relevance of the study lies in the study of the formation of leadership qualities of martial arts athletes in the process of their professional development.

The purpose of the study is to develop a model of a holistic attitude of professional athletes to the formation of leadership qualities in the field of percussion martial arts.

Materials and research methods. They consist of new ideas for approaches to the formation of leadership qualities in qualified athletes. Particular attention was paid to materials on the culture of professional activity in the field of martial arts. Various aspects of the problem are reflected in the fundamental provisions of specialists in the field of physical culture and sports in three areas: didactics of cognitive activity, problem-oriented analysis of personality education, organizational and pedagogical conditions for an effective training process and competitive activity. Research results. We have developed a model of a holistic attitude of professional athletes to the formation of leader-

ship qualities in the field of percussion martial arts

Conclusion. The main conclusion of the study is to substantiate the possibility of managing the sports and pedagogical formation of a holistic attitude to the training of highly qualified athletes specializing in the field of shock martial arts.

Keywords: integrity, personality of a professional athlete, percussion martial arts, formation of leadership qualities.

References

1. Hrutskiy K.S. BioKosmologiya — universalnaya nauka individualnogo zdorovya cheloveka [Biocosmology — the universal science of individual human health]. Velikiy Novgorod, 2006. 259 p. (In Russ.).

2. Lazurskiy A.F. Programma issledovaniya lichnosti v ee otnosheniyah k srede [The program of personality research in its relations to the environment]. Izbrannyie trudyi po obschey psihologii [Selected works on general psychology]. St. Petersburg, 2001. Pp. 124—160. (In Russ.).

3. Fomin N.A. Psihofiziologiya samopoznaniya [Psychophysiology of self-knowledge]. Moscow, 2001. 388 p. (In Russ.).

4. Lombardo M.P. On the Evolution of Sport [On the Evolution of Sport]. Evolutionary Psychology [Evolutionary Psychology], 2012. Vol. 10, pp. 1—28. (In Russ.).

5. Popova A.F., Borisova T.V., Pavlov N.I. Formirovanie kulturyi lichnostno-orientirovannogo liderstva sredstvami samopoznaniya v sfere edinoborstv [Formation of a culture of personality-oriented leadership by means of self-knowledge in the field of martial arts]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport [Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport], 2020, no. 2, pp. 98—107. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psihologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. Moscow, 2001. 480 p. (In Russ.).

7. Nestik T.A. Sotsialno-psihologicheskaya determinatsiya gruppovogo otnosheniya k vremeni: dis. ... d-ra psihol. nauk [Socio-psychological determination of group attitude to time. Thesis]. Moscow, 2015. 479 p. (In Russ.).

8. Maltsev Yu.G., Pavlov N.I., Vanyan G.V.

Empiricheskoe issledovanie liderskogo videniya u sportivnyih menedzherov [Empirical research of leadership vision in sports managers]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport [Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport], 2020, iss. 8, pp. 115—120. (In Russ.).

9. Ritstsi, D., Harina I. F., Pavlov N. I., Maltsev Yu. G. Vnimanie kak sredstvo sotsialnoy adaptatsii studentov sportivnogo vuza [Attention as a means of social adaptation of students of a sports university]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2021, Vol. 6, no. 3, pp. 112—117. (In Russ.).

10. Pryahin G.N., Popov A.N., Pavlov N.I. Formirovanie effektivnogo liderstva [Formation of effective leadership]. Chelyabinsk, 2019. 196 p. (In Russ.).

11. Pryahin G.N., Pavlov N.I. Formirovanie liderskih kachestv studentov v vuze : nauchnoe izdanie [Formation of leadership qualities of students at the university : scientific publication]. Chelyabinsk, 2015. 64 p. (In Russ.).

12. Popov A.N. Didaktika i filosofiya sportivnogo menedzhmenta [Didactics and philosophy of sports management]. Chelyabinsk, 2018. 197 p. (In Russ.).

13. Samodelkina N.D. Formirovanie tselostnogo otnosheniya k svoemu zdorovyu sredstvami kompleksnyih ozdorovitelnyih tehnologiy : diss. ... kand. ped. nauk [Formation of a holistic attitude to one's health by means of complex wellness technologies. Thesis] Chelyabinsk, 2009. 211 p. (In Russ.).

14. Chisholm P. Uverennost v sebe: put k delovomu uspehu [Self-confidence: the path to business success]. Moscow, 1994. 288 p. (In Russ.).

15. Popov A.N., Pavlov N.I. Formirovanie liderstva v sporte [Formation of leadership in sports]. Chelyabinsk, 2019. 140 p. (In Russ.).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.