страх повышенной потливости, по характеру интроверты, с домашними общаются мало, у многих наблюдается интернет-зависимость.
Предложенное деление тяжелой степени заикания, которое мы предполагаем в ближайшем будущем подкрепить объективными аппаратными исследованиями, сможет помочь в работе не только логопедам-практикам, но и исследователям заикания. Врачам, работающим в данной области, даст возможность точнее назначать лекарственные препараты. При комплексном курсе лечения специалисты смогут правильнее прогнозировать результаты терапии и логопедических занятий.
Список литературы
1. Карвасарский Б.Д. Неврозы // Руководство для врачей. - М., 1980.
2. Кориат А. Заикание. Психоаналитическая интерпретация. - Ижевск, 2013.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1977.
4. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л., 1988.
5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.
6. Свядощ А.М. Неврозы. 3-е изд. - М., 1982.
7. Фесенко Ю.А. (с соавт.) Психологическая и педагогическая коррекция заикания. - СПб., 2012.
8. Фрейд. З. Толкование сновидений. - Ереван, 1991.
9. Хватцев М.Е. Логопедия - М., 1959.
10. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств. - СПб., 2013.
11. Leonhard K. Neuroslauffassung als Grundlage der Individualthepie // Psych., Neurol. und med. Psychol. 1968. Bd. 20.
О. С. Орлова
Самооценка голоса при формировании профессиональных компетенций логопеда
Потребность общества в существенной модернизации системы образования требует перестройки организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. В соответствии с концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании и соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта.
Федеральные государственные образовательные стандарты существенно расширяют академические свободы высших учебных заведений, что позволяет им реализовывать инновационные образовательные программы и переводить ориентиры профессорско-преподавательского состава и студентов на развитие образовательных траекторий, направленных на формирование компетенций, востребованных рынком труда.
Профессиональная компетентность - многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний). На наш взгляд, наиболее важные:
- коммуникативная компетентность - профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение поощрять; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой»;
- информационная компетентность, включающая объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов;
- регулятивная компетентность предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением, которая включает: целепола-гание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности;
- интеллектуально-педагогическая компетентность рассматривается как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации как качеству интеллекта (аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления);
- операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности (прогностических, проективных, предметно-методических, организаторских, педагогической импровизации, экспертных).
С каждым днем жизнь предъявляет все более высокие требования к подготовке специалистов в области образования, в том числе и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Формирование профессиональных компетенций бакалавра и магистранта по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в первую очередь требует знаний о развитии ребенка в норме и с различными вариантами дизонтогенеза, умения осуществлять дифференциальную диагностику, персонифицированную коррекцию и профилактику отклонений в развитии.
Огромное значение для осуществления полноценного коррекцион-ного воздействия имеет уровень педагогической квалификации специалиста. Конкурентоспособный педагог должен обладать профессио-профессиональной компетентностью в области дефектологии, хорошо знать психологические особенности детей с ОВЗ, проявлять толерантность и любовь к ним, постоянно чувствовать ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни, соблюдать профессиональную деонтологию, владеть здоровьесберегающими технологиями, направленными на сохранение собственного здоровья и здоровья учащихся.
Бесспорно, для осуществления эффективного коррекционного обучения и воспитания детей с патологией речи необходимо:
•понимать и учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речевого развития;
•создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и психофизиологическим особенностям обучающегося;
•устанавливать коллегиальные взаимоотношения с участниками коррекционного процесса, врачом, психологом, воспитателями, учителями, родителями для определения оптимального пути коррекции и развития ребенка.
Профессиональная компетентность также проявляется в творческом характере деятельности педагога, умении аргументированно определить этапы, направление и содержание коррекционной работы, необходимые условия её проведения, прогноз развития ребёнка с нарушением речи, использовать инновационные подходы при устранении дефекта.
Логопед должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Необходимо обладать профессиональной эрудицией в области ряда смежных дисциплин, изучающих проблему речи и языка с различных позиций: медицины, педагогики, психологии, филологии, социологии, современных основ естествознания, информатики. Успешность практической деятельности логопеда во многом зависит от его способности творчески применять комплекс профессиональных знаний в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями речи в различных типах логопедических учреждений, определять индивидуальные приёмы коррекции в соответствии со спецификой расстройства, возраста ребёнка, его индивидуальными психологическими особенностями.
Профессионализм педагога формируют следующие предпосылки: задатки, способности, знания, умения и навыки, определенные личностные качества, ценности, социальные роли и события его жизни, успехи, неудачи, которые предшествовали его профессиональной карьере.
Структура профессионализма выглядит следующим образом:
- психологические особенности человека, которые могут развиваться и изменяться в течение его профессиональной деятельности;
- особенности профессиональной подготовки и профессиональной деятельности, оказывающие влияние на развитие способностей, формирование знаний, умений, навыков и т. д.;
- профессиональное взаимодействие со специалистами данного сообщества.
Для полноценной профессиональной деятельности педагогу важно иметь не только профессиональные компетенции, но и постоянно развивать свой потенциал, совершенствовать себя как личность. В настоящее время учебный процесс в вузе постоянно совершенствуется, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
В этой связи мы придаем большое значение в процессе подготовки специалиста формированию самооценки и самоконтроля. Работоспособность педагога во многом зависит от состояния голоса, который является средством общения, обеспечивает эмоциональность и выразительность речи, поэтому его расстройства должны своевременно диагностироваться и коррегироваться. Самооценка голоса играет существенную роль в профилактике профессиональных заболеваний, прогнозе эффективности их устранения. Особое значение должно придаваться скриниговым методам исследования фонации, позволяющим своевременно выявлять его нарушения и начать комплексное воздействие по коррекции расстройств и развитию природных качеств голоса. Именно поэтому изучению самооценки голоса большое внимание уделяют как зарубежные, так и отечественные исследователи. Почетный профессор кафедры речи и слуха Научного университета Аризоны (США) D. Boone (1997) считает, что первым шагом к улучшению голоса является понимание пациентом различных голосовых особенностей. Для этого он предлагает тест, который включает список из 100 прилагательных, описывающих различные положительные и отрицательные характеристики голоса. Частотность употребления этих опре-
делений различна: некоторые из них являются высокочастотными при описании голоса, другие используются довольно редко, а какие-то имеют частное значение для отдельного человека. Самооценка голоса играет существенную роль в прогнозе эффективности реабилитационного процесса, так как нередко нарушения речевого слуха являются причиной голосовых расстройств и в значительной степени затрудняют формирование самоконтроля и правильного стереотипа голоса. Особое значение должно придаваться скриниговым методам исследования голоса, позволяющим своевременно диагностировать его расстройства и начать комплексное воздействие по коррекции нарушений и развитию природных его качеств.
Изучению самооценки голоса большое внимание уделяют как зарубежные, так и отечественные исследователи.
Немецкие ученые из Ростока Й. Паан и Э. Паан (1997) предлагают авторский метод слуховой сенсибилизации по голосо-речевым признакам. Авторы считают, что способность к анализу просодической стороны речи является прогностической в постановке голоса и его коррекции. Обследуемому предъявляют тест, состоящий из 12 заданий для проверки конкретных аспектов просодики: темп, ритм, высота, напряжение (атака) голоса, слоговая динамика, интонация. В заданиях используются бессмысленные слоги и выражения, независящие от конкретного языка или диалекта. Каждое задание трижды предъявляется обследуемому, от которого требуется повторить, результаты фиксируются на магнитофоне. После чего записи прослушиваются и оценивается правильность их выполнения. Разработана балльная шкала оценок, позволяющая планировать и прогнозировать эффективность обучения. В тех случаях, когда тестируемый не может оценить, точно ли он выполнил задание, причина нарушений голоса в первую очередь связана с особенностями речевого слуха.
Тогда же, когда обследуемый адекватно оценивает просодические особенности и выполнение заданий, основная причина заключается в нарушениях моторной сферы, и методика должна строиться иначе.
Эффективность обучения во многом зависит от мотивации, внешних воздействий и правильности планирования индивидуального обучения.
Для самооценки речи и голоса мы использовали модифицированную методику Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн, позволяющую оценить степень осознанности своего здоровья и нарушения голоса. Результаты позволяли судить об отношении к своему собственному нарушению, определить адекватность самооценки, степень фиксации на голосовом дефекте.
Одновременно оценка степени нарушения голоса осуществлялась бригадой аудиторов, сопоставление самооценки и экспертизы аудиторской бригады давало возможность определить фиксированность больного на собственном заболевании.
Для более углубленного изучения качественных характеристик голоса мы разработали и апробировали методику уровня самооценки собственного голоса педагогами и студентами, его соответствия профессиональной деятельности, что позволило установить параметры профессионального голоса.
Нами было обследовано 134 студента филологического факультета и166 - будущих дефектологов в возрасте от 18 до 36 лет.
Сопоставляя данные самооценки о состоянии собственного здоровья и голоса с объективными исследованиями, нами выявлено 3 группы:
1) объективно оценивающих свои голосовые возможности (40 %),
2) недооценивающих себя - 20 %, 3) завышенная оценка своих голосовых данных - 40 %.
Нас интересовало, насколько значим в представлениях студентов голос для будущего учителя. Большинство реципиентов отмечали важность выразительной речи, мелодичной, убедительной интонации, указывали на такие качества, как звонкость, силу, громкость, чистоту звучания. Только 2 % указывали на выносливость, гибкость, полетность звучания. Максимально было выделено 15 положительных характеристик, касающихся в основном тембра и благозвучности. Отрицательными качествами студенты считали тихий хриплый голос и назвать более пяти характеристик не могли.
Отрицательных качеств у себя никто не отмечал, несмотря на то, что у 5 студентов во время практики в пионерском лагере пропадал голос. Они расценивали это как случайность и внимание на это не обращали.
Всем студентам был прочитан курс лекций по анатомии и физиологии голосового аппарата, профессиональным нарушениям голоса и путям предупреждения дисфоний.
После этого было проведено повторное анкетирование, обсуждение результатов констатирующего обследования и для студентов, отобранных в группу риска и желающих, был предложен курс занятий по постановке голоса.
После проведения специальных занятий, знакомства с анатомо-физиологическими механизмами речи, профессиональными заболеваниями голосового аппарата (с демонстрацией фильмов и записей голоса больных), основными нормами гигиены и методиками коррекции и развития голоса отмечена положительная динамика и изменение ценностей у опрошенных.
Исследование доказывает необходимость включения в учебные планы курсов, не только знакомящих будущих представителей голосовых профессий с основными механизмами образования голоса и речи, но и специальных занятий по коррекции, развитию природных голосовых данных, предупреждению заболеваний гортани в будущем.
Список литературы
1. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрический аспект. - М., 2013.
2. Орлова О.С. Нарушения голоса. - М.: Астрель, 2008.
3. Паан Й., Паан Э. Метод измерения слуховой сенсибилизации по голосо-речевым признакам // Актуальные проблемы фониатрии и клинической сурдологии. -М., 1998.
4. Daniel R. Boone. Is your voice telling on you? how to find and use your natural voice 2nd ed. - London: Whurr Publishers Ltd, 1997. - 187 p.
Ю. Н. Беленцова, И. В. Высоцкая, И. А. Шуляк
Применение инновационной технологии сенсорной интеграции в рамках реализации ФГОС общего образования в работе учителя-логопеда с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата
В настоящее время все большую актуальность приобретают проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). Стандарт учитывает образовательные потребности всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель введения ФГОС общего образования заключается в создании условий повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Большое внимание в новом стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД). Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Важная роль в достижении данной задачи отводится коррекционно-логопедическому сопровождению. При переходе школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты для учителей-логопедов появилась возможность разработки модернизированной программы логокоррекционного сопровождения, в которой предусмотрено применение инновационных педагогических технологий.
Логокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и речевые расстройства, предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД), используя современные инновационные технологии [3, с. 56].
В сложной структуре нарушенного развития у детей значительное место занимают различной степени выраженности речевые