Научная статья на тему 'Работа с литературным текстом как условие профессиональноориентированного обучения студентов (направление «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия»)'

Работа с литературным текстом как условие профессиональноориентированного обучения студентов (направление «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тверская Ольга Николаевна, Криницына Ольга Павловна

В статье рассматриваются вопросы изменения содержания образования и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВО и Профессиональным стандартом педагога на основе системно-деятельностного подхода. Обсуждаются проблемы развития профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» в процессе работы с литературными текстами, объединенными в рабочую тетрадь. Приводятся примеры литературных текстов и примеры заданий к ним, которые обеспечивают профессионально-ориентированное обучение студентов. В качестве иллюстрации работы с учебным пособием приводится фрагмент выполнения задания студентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тверская Ольга Николаевна, Криницына Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с литературным текстом как условие профессиональноориентированного обучения студентов (направление «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия»)»

УДК 378.147

Тверская О.Н., Криницына О.П.

Работа с литературным текстом как условие профессионально-ориентированного обучения студентов (направление «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия»)

В статье рассматриваются вопросы изменения содержания образования и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВО и Профессиональным стандартом педагога на основе системно-деятельностного подхода.

Обсуждаются проблемы развития профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» в процессе работы с литературными текстами, объединенными в рабочую тетрадь. Приводятся примеры литературных текстов и примеры заданий к ним, которые обеспечивают профессионально-ориентированное обучение студентов. В качестве иллюстрации работы с учебным пособием приводится фрагмент выполнения задания студентом.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, содержание образования, содержание обучения, профессионально-ориентированное обучение, профессиональная компетентность, коммуникативная деятельность, литературный текст.

Высокие требования к языковой подготовке будущих специалистов - учителей-логопедов - требуют обновления содержания их образования и обучения, улучшения программ и модернизации способов организации обучения, поиска инновационных методов, приемов и средств обучения.

В настоящее время возможности учебных учреждений в области самостоятельной разработки учебных планов и учебных программ на основе ФГОС ВО существенно расширены Законом РФ «Об образовании».

По мнению Л.Г. Семушиной и Н.Г. Яро-шенко, разработка образовательных программ требует от сотрудников учебных учреждений не только знания практических процедур создания учебно-программной документации, но и понимания проблем, связанных с этой предметной областью, кроме того, авторы отмечают, что при квалифицированной разработке образовательных программ опираются обычно на системный и деятельностный подходы [2]. При этом суть системного подхода состоит в рассмотрении содержания образования и со-

держания обучения в качестве целостной системы, включающей взаимосвязанные элементы (перечень и содержание учебных дисциплин и практик, их объемов, межпредметных связей; виды учебных занятий с их ведущими дидактическими целями; содержание и формы контроля результатов учебной деятельности студентов), организованные в определенную структуру с определенными внутренними связями между элементами системы и внешними связями данной системы с другими системами [2]. «Суть деятельност-ного подхода понимается как взаимосвязь и взаимодействие содержания профессионального образования и содержания обучения с познавательной (учебной) и преобразовательной (профессиональной, трудовой) деятельностью. При этом важно учитывать состав, структуру и существующие связи между этими двумя видами деятельности, а также внутренние связи между элементами каждой деятельности [2].

Следует также отметить, что отбор содержания образования и содержания обучения требует учета противоречий между пред-

метным характером обучения и целостным интегрированным межпредметным характером профессиональной деятельности специалиста; между теоретическим характером обучения и реальной профессиональной деятельностью [2].

О.А. Какурина считает, что системно-де-ятельностный подход предполагает изучение профессиональной деятельности специалиста, формирование модели специалиста и соответствующих ей квалификационных характеристик и, в результате, отбор содержания учебной деятельности студентов по данной специальности [1]. Вот почему при определении содержания профессионально-ориентированного обучения необходимо учитывать ряд принципов:

• соответствие содержания обучения цели подготовки специалистов;

• соответствие содержания обучения содержанию профессиональной деятельности, т.е. содержание знаний должно обеспечивать умения, необходимые для решения типовых профессиональных задач.

В данной статье мы попробуем показать, как может быть реализовано профессионально-ориентированное обучение через работу с литературными текстами со студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия». Для этого нами было разработано учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь), созданное в контексте компетентностного подхода, который на сегодняшний день получил особое значение именно в сфере профессионального образования. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к адаптации и успешной самореализации. Компетентность^ подход не ступает

в противоречие с системно-деятельностным подходом, т.к. любая теория или технология обучения его предполагает.

Проанализировав ФГОС ВО и Профессиональный стандарт педагога, мы пришли к выводу, что одну из значимых позиций среди профессиональных и общекультурных компетенций педагогических профессий занимает коммуникативная компетентность, под которой сегодня понимается владение коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных коммуникативных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание этикета в сфере общения, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Портрет учителя-логопеда - профессионального коммуникатора - формируется на протяжении всей его профессиональной деятельности. Но этот «портрет» создается не из отдельных деталей, а на прочной основе, которой является научное знание, создается в течение довольно длительного периода в обучении и на разных этапах прак-тико-ориентированного процесса. На наш взгляд, важными условиями формирования коммуникативной компетенции являются: создание предпосылок для развития высокой мотивации к чтению; глубокие знаниями в области современной литературы (содержательный компонент); умение анализировать прочитанные тексты; умение применять навыки филологического анализа текста с целью отработки профессиональных навыков (деятельностный компонент); активное стремление к становлению собственной личности как профессионально-педагогически компетентного педагога-логопеда (личностный компонент).

Несомненно, на развитие коммуникативной компетенции логопеда направлены многие образовательные программы, однако,

несмотря на значимость этой компетенции, отдельных форм работы, способствующих ее развитию и повышению ее уровня, в процессе получения педагогических профессий на сегодняшний день не разработано, также нет профессионально направленных средств обучения, позволяющих активизировать речевые навыки и умения, необходимые для реализации специфических профессиональных задач в области логопедии.

Специфика профессиональной компетенции учителя-логопеда во многом определяется «природой» самой логопедии. Как междисциплинарная наука она обуславливает разнообразный набор профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель-логопед.

Если успешность общепедагогической деятельности во многом определяется способностью педагога учитывать специфику языковой личности каждого обучающегося, готовностью находить «общий язык», то успешность деятельности учителя-логопеда зависит от его способности «преобразовывать» субъект взаимодействия, «приводить его в соответствие» с языковыми нормами, носителем которых является он сам как субъект воздействия.

Оптимизация логопедического воздействия, строящегося в субъект-субъектной системе отношений учителя-логопеда и ребенка, требует от учителя-логопеда готовности уходить от вербальных стереотипов, варьировать стратегии и тактики речевого поведения применительно к разным обстоятельствам общения и деятельности, способности гибко переходить от институционального к межличностному дискурсу. В современных условиях, когда педагогическая деятельность осуществляется в динамичных, неоднозначных, полифункциональных и, часто, проблемных ситуациях, необходимым качеством учителя-логопеда становится лингвокреативность, которая описывается исследователями как инте-

гральная характеристика развитой языковой личности.

Обращение к рабочей тетради позволяет преподавателю создавать условия для подготовки студентов к выполнению различных видов профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической, диагно-стико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской [3].

Работая с настоящим пособием, студент уточняет для себя формулировки основных лингвистических понятий. В рабочей тетради представлены базовые понятия, связанные с литературной нормой, функциональными стилями, аспектами культуры речи, а также понятия, связанные с профессиональными знаниями (нарушение, диагностика, программа коррекции и др.).

Студент может проверить на практике знание теоретического минимума.

Тетрадь состоит из текстов художественной литературы русских и зарубежных авторов Х1Х-ХХ1 веков, ставших признанными классиками литературы.

Для анализа предлагаются фрагменты, иллюстрирующие ситуации общения человека, имеющего различные нарушения речи. Этиология этих нарушений различна. Герои литературных произведений не только разного возраста и пола, национальности, но и выросшие в разных социальных условиях, что позволяет провести студентам наиболее полный анализ.

В ходе анализа текста студенты должны:

• установить, какое речевое нарушение иллюстрирует представленный текст;

• привести текстуальные доказательства поставленного диагноза;

• предположить, с какой целью автор наделяет героя такими речевыми характеристиками (какую черту характера усиливает, какую создает установку для читательской рецепции).

Работа с тетрадью имеет определенный алгоритм. В нашей практике она чаще всего

использовалась при организации самостоятельной работы студентов.

Задания к текстам сформулированы примерно следующим образом:

1. Прочитайте внимательно текст, выявите героя, имеющего нарушения речи.

2. Определите, какая форма речи нарушена. На каком уровне проявляются нарушения речи?

3. Опишите проявления этих нарушений, установите вид речевого нарушения.

4. Предложите программу работы с данным видом речевого нарушения.

Далее уровень сложности задания повышается, и если преподаватель считает нужным на данном этапе более подробно отработать возможные причины возникновения конкретного нарушения, студентам предлагается обратиться к полному варианту текста и самостоятельно обнаружить в нем возможные факторы и события, ставшие причинами, способствующими появлению речевого дефекта.

Такая работа мотивирует к дальнейшему чтению анализируемых текстов, является формой профессионально-речевой подготовки и, более того, имеет отдаленную образовательную перспективу - прививает любовь к чтению, формирует интерес к современным литературным процессам.

Приведем примеры литературных текстов и заданий к ним:

1. Прочитайте текст.

До Вари смысл сказанного дошел не сразу. По инерции она сначала кивнула, потом покачала головой и лишь после этого остолбенело разинула рот. - Не удивляйтесь, - скучным голосом промолвил странный крестьянин. - То, что вы д-девица, видно сразу - вон у вас прядь из-под шапки вылезла. Это раз. (Варя воровато подобрала предательский локон.) То, что вы русская, тоже очевидно: вздернутый нос, великорусский рисунок скул, русые волосы, и г-главное - отсутствие загара. Это два. Насчет жениха

тоже просто: п-пробираетесь тайком - стало быть, по приватному интересу. А какой у девицы вашего возраста может быть приватный интерес в действующей армии? Только романтический. Это три. Т-теперь четыре: тот усач, что привел вас сюда, а потом исчез,

- ваш проводник? И деньги, конечно, были спрятаны среди вещей? Г-глупо. Все важное нужно держать п-при себе. Вас как зовут?

- Суворова Варя. Варвара Андреевна, - испуганно прошептала Варя. - Вы кто? Вы откуда? - Эраст Петрович Фандорин. Сербский волонтер. Возвращаюсь из т-турецкого плена. (Акунин Б. Турецкий гамбит)

2. Выполните задания:

1. Определите вид речевого нарушений у героя романа.

2. Назовите вид судорог.

3. На основе текста романа составьте характеристику Эраста Петровича Фандорина.

4. Определите направления комплексного коррекционно-развивающего воздействия для героя.

5. Опираясь на полный текст, предположите, что могло вызвать речевые нарушения.

Ниже приведен пример выполнения задания студентом 4 курса (представленный ниже тест приводится без правки авторов статьи), студент дополнял свой ответ демонстрацией фрагментов из одноименного фильма.

1) Данный отрывок из текста иллюстрирует такое речевое нарушение, как заикание. (Видеофрагмент 1 из фильма «Турецкий гамбит»).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

2) У Эраста Петровича присутствует клонический тип судорог. При клоническом типе судорог заикающийся повторяет первые звуки или слоги в словах, что мы и наблюдаем у героя романа.

3) Психолого-педагогическая характеристика.

Эраст Петрович Фандорин родился 8 января 1856 года в старинной дворянской семье. Мать мальчика умерла во время родов. Детство и юность Эраста Петровича прошли в достатке, он получил хорошее домашнее и гимназическое образование (в частности, от бонны-англичанки мальчик в совершенстве перенял английский язык, также он владеет французским, немецким, японским и турецким языками). Любовь отца к азартным играм привела к разорению семьи. Вскоре отец умирает и оставляет Эраста Петровича без средств к существованию. Из-за этого Фандорин вместо университета идет на службу, где попадает в полицейское управление. Волей случая оказывается вовлечен в расследования дело «Азазеля», успешное расследование которого повышает его по службе. Но именно из-за этого дела погибает его юная невеста Лиза (от взрыва бомбы в ее доме). Полученное потрясение остается с Фандориным на всю жизнь. Затем он принимает участие в Русско-турецкой войне в роли волонтера. Оказывается в плену, бежит, получает контузию, вследствие которой у героя возникает явление своеобразного заикания, которое называют постконтузионным заиканием.

Контузия - это особый вид общего поражения организма,который возникает при внезапном непрямом воздействии на все тело или на его обширные участки. Чаще всего возникает от взрывной воздушной волны. Сразу после контузии наблюдаются явления сурдомутизма (полная потеря речи - как восприятия, так и собственной речи), через несколько часов или дней слух восстанавливался, а еще через некоторое время контуженный начинал говорить, сначала шепотом, а затем и звучной речью, но с заиканием.

Случаи сурдомутизма объясняются охранительным торможением, возникающим

в результате контузии, в частности, сверхсильного воздействия на слуховую область.

Постконтузионное заикание значительно отличается от невротического: при истинном заикании судороги наблюдаются преимущественно в мышцах губ и языка, у контуженных же - в мышцах органов дыхания. Контуженные при всех условиях заикаются одинаково, тогда как обычное заикание проявляется в зависимости от ситуации и обстановки, иногда совсем исчезая! Контуженные одинаково заикаются и наедине с собой,при шепотной и отраженной речи, тогда как страдающие обычной формой заикания в таких случаях меньше или совсем не заикаются. Контуженные заикаются и при пении, тогда как обычно заикающиеся при пении никогда не заикаются. У контуженных не развивается страха речи, они не прибегают к уловкам, что можно наблюдать у страдающих обычной формой заикания.. Сопутствующие судорожные движения мышц лица, конечностей и туловища у контуженных также отсутствуют.

Заикание контуженного само по себе уменьшается и даже совсем исчезает с улучшением его общего самочувствия и может возобновляться с его ухудшением.

У героя романа присутствует клониче-ский тип судорог. Эраста Фандорина нарушено произношение губных и язычных звуков (п, б, м, ф, в, т, д, к, з), что характерно для тяжелого случая смыкательной судороги губ артикуляционного аппарата (видеофрагмент из фильма). В целом артикуляция героя четкая, темп речи нормальный. Асимметрии лицевой иннервации также не отмечаются.

Согласно тексту, Эраст Петрович не заикается, когда что-то доказывает, когда ему жизненно необходимо изменить голос и когда он зол. (Видеофрагменты из фильма). При шепоте заикание также исчезает из его речи, что совсем нехарактерно для посткон-тузионного заикания.

В целях конспирации Фандорин часто перевоплощается - не только внешне, но и на

уровне речевого поведения. Всегда удачное использование им языковых масок характеризует героя как высокоразвитую языковую личность.

Герой обладает белой кожей с неистребимым румянцем, густыми трепещущими ресницами и карими глазами. Телосложение худощавое. Отличительной чертой являются седые вески на абсолютно темных волосах, полученные в результате глубокого душевного потрясения. Эраст Петрович следит за своей внешностью. Можно даже сказать, что он является щеголем.

Отличается немногословным и сдержанным поведением, хорошими манерами. «Потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности» (по выражению автора - «становится эмоциональным инвалидом»), «Эраста Петровича основательно «подмораживает»».

Боится попасть в смешное и нелепое положение. Немного замкнут.

К нему необычайно склонна фортуна (везет во всех азартных играх), но он не пользуется этим везением в корыстных целях, разве что иногда использует это в своих расследованиях.

Имеет большую силу воли. Обладает острым умом и большой наблюдательностью.

4) Основные направления коррекцион-ной работы.

Исследователи заикания единодушны во мнении о том, что для успешного преодоления проблемы необходим комплексный подход, учитывающий биологический, психологический и социальный аспекты явления.

Методики коррекции заикания у взрослых включают медикаментозные, логопедические и психотерапевтические мероприятия.

Медикаментозный метод лечения будет ориентирован на снятие судорожных синдромов и стабилизацию нервных реакций при помощи различных лекарств.

Логопедический прием лечения будет ориентирован на изменение стереотипных речевых привычек.

Работа будет проводится следующим образом:

1. Формирование у героя романа новой, правильной техники речи, включая постановку дыхания, владение голосом, естественную артикуляцию.

2. Освоение выработанных навыков на сложном материале - при чтении и свободном рассказе.

3. Также проводится автоматизация навыков при моделировании различных речевых ситуаций, выработка эмоциональной устойчивости к возможным трудностям при разговоре с другими людьми.

Следует отметить, что для успешного преодоления заикания необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся:

• сопряженная речь (речь вместе с логопедом);

• отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);

• ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);

• шепотная речь.

Переход к самостоятельной речи осуществляется постепенно, только на заключительных этапах логопедической работы больной переходит к эмоциональной речи.

Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

• дыхательная гимнастика;

• упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;

• упражнения для воспитания правильного выдоха;

• дыхательные упражнения с движениями.

Психотерапевтические методы преодоления заикания будут включать рациональную и суггестивную терапию, также можно обучить больного аутотренингу.

• Рациональные методы реализуются в виде бесед врача с пациентами с целью формирования адекватного, конструктивного отношения больного к решению своей проблемы.

• Суггестивная методика состоит в прохождении пациентом одного или нескольких сеансов гипноза. Во время внушения врач уделяет внимание эмоциональной сфере пациента и состоянию его дыхания, артикуляции и голосового аппарата.

• Овладение приемами аутотренинга позволит заикающемуся оказать себе помощь самостоятельно. Эти навыки останутся с ним на всю жизнь и закрепят результат лечения.

Специальные курсы лечения успешно дополнит лечебная физкультура. Несложные упражнения не только помогут укрепить речевые мышцы, но и благотворно повлиять на общее состояние нервной системы больного.

На наш взгляд, развитие коммуникативных умений будет более результативно, если применять форму, направленную не только на развитие коммуникативной деятельности, но и на развитие мотивации к работе над собственными речевыми навыками и умениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если студенту - будущему учителю-логопеду удастся в течение обучения овладеть достаточно высокой степенью развития коммуникативных навыков в соответствии с требованиями профессионального стандарта, в результате мы получим высоко квалифицированного специалиста, обладающего ключевыми профессиональными и общекультурными компетенциями, нацеленного на успешную самореализацию и дальнейшее развитие.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Какурина О.А. Системно-деятельностный подход при формировании содержания профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам // Труды Псковского политехнического института. Естествознание и математика. Гуманитарные науки. (Б./г.) № 12.1. С. 50-53.

2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001. 272 с.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации, утвержд. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/ uploadfil.es/fgosvob/440304.pdf / (дата обращения: 03.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.