Научная статья на тему 'Диалоговые методы обучения в подготовке выпускников факультета специального (дефектологического) образования'

Диалоговые методы обучения в подготовке выпускников факультета специального (дефектологического) образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / INTERACTIVE FORMS / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаладзе Елена Автандиловна

Статья посвящена рассмотрению диалоговых методов обучения студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование; обсуждению преимуществ, которые демонстрируют эти методы, и их направленности на формирование профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаладзе Елена Автандиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS IN TRAINING GRADUATES OF DEPARTMENT Of SPECIAL (THERAPEUTIC PEDAGOGICS) EDUCATION

The article is devoted to interactive methods of teaching students majoring in special (therapeutic pedagogics) education; it displays the advantages of these techniques and their focus on the professional competences development.

Текст научной работы на тему «Диалоговые методы обучения в подготовке выпускников факультета специального (дефектологического) образования»

УДК 376.37

ДИАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

INTERACTIVE METHODS IN TRAINING GRADUATES OF DEPARTMENT Of SPECIAL (THERAPEUTIC PEDAGOGICS) EDUCATION

© Е.А. Чаладзе

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© E.A. Chaladze Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Статья посвящена рассмотрению диалоговых методов обучения студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование; обсуждению преимуществ, которые демонстрируют эти методы, и их направленности на формирование профессиональных компетенций.

The article is devoted to interactive methods of teaching students majoring in special (therapeutic pedagogics) education; it displays the advantages of these techniques and their focus on the professional competences development.

Ключевые слова: диалоговые методы обучения; интерактивные формы; компетентностный подход; профессиональная деятельность; субъект деятельности.

Keywords: interactive teaching methods; interactive forms; competence-based approach; professional activities; actor.

Скажи мне -и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму.

Конфуций

Диалоговые методы обучения являются важнейшей составляющей современного обучения, так как позволяют интенсифицировать процесс формирования познавательной активности [1 ; 2 ; 3 ; 4]. Они могут реализовываться как во время аудиторных занятий на лекциях, семинарах, практических, лабораторных занятиях, так и во внеаудиторное время на консультациях, факультативах, заседаниях творческой группы и т.д.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование обозначено, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены

встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В учебном процессе они должны составлять не менее 20-40% аудиторных занятий.

Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практикоориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения. При активном обучении студент в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, чем при пассивном обучении, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания [4 ; 5]. ФГОС ВПО предполагает переход на ком-петентностное обучение и формирование профессиональных компетенций.

Содержание подготовки будущих дефектологов должно быть социально востребовано и должно позволять специалисту оказываться адекватным типичным и нетипичным профессиональным ситуациям. Это содержание диктуется и со стороны работодателей. Такой контекст подготовки возможен только при использовании диалоговых методов обучения.

Диалоговое обучение - это интерактивное обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента или студентов между собой. Интерактивное обучение является разновидностью активного обучения.

Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.

3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерант-

ность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.

4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компе-тентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным.

6. Результатами для конкретного обучающегося являются:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

7. Результатами для учебной микрогруппы являются:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориента-ционного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

8. Результатами для системы «преподаватель - группа» являются:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

Е.А. Чаладзе

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях [5].

Приведем некоторые примеры использования диалоговых методов в процессе подготовки бакалавров по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

Лекция вдвоем. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики или на междисциплинарном подходе. Например, рассмотрение языковых (речевых) явлений с позиции лингвистики, психолингвистики и логопедии; обсуждение симптоматики алалии с позиции неврологии, нейропсихологии и логопедии.

Дискуссия. Данная форма дает возможность студентам выстроить аргументацию в защиту или, наоборот, в опровержение той или иной научной позиции. Например, при изучении темы «Концепции механизмов алалии» студенты, заранее разделившись на три группы, представляют три основных концепции механизмов алалии (моторную, психологическую и психолингвистическую). Организация дискуссии преподавателем побуждает студентов выстроить систему аргументов и найти «слабые» места у своих оппонентов.

Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал. Например, при изучении заикания предлагается посмотреть фильм «Король говорит». На практическом занятии студенты представляют анализ симптоматики заи-

кания и личностных изменений, обсуждаются направления коррекционной работы, предложенной логопедом и динамика в состоянии главного героя. Просмотр и обсуждение таких фильмов, как «Человек дождя» или «Страна глухих» позволяет студентам точнее понять особенности личности взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Кейс-технологии. Одной из форм, воссоздающей предметное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, является использование кейс-технологии [6]. Студент выполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В наиболее общем виде данную форму можно определить как метод имитации (подражания, изображения, отражения), принятия решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Например, на занятиях по дисциплине «Технологии логопедического обследования» студентам предлагаются для просмотра видеозаписи обследования речи детей, на основании которых необходимо сформулировать логопедическое заключение и разработать индивидуальную программу развития.

Разбор клинических случаев. При изучении дисциплин «Клиника интеллектуальных нарушений» и «Психопатология» часть занятий проводится в детском отделении областной психиатрической больницы. Студенты наблюдают и участвуют в разборе сложных клинических случаев, предлагают рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей, учатся с ними взаимодействовать.

Логопедический практикум. На факультете уже в течение 20 лет функционирует логопедический пункт, где студенты 3-го курса под руководством преподавателей кафедры оказывают консультативную и коррекционную помощь детям и их родителям. В процессе проведения индивидуальных логопедических занятий студенты приобретают навыки проведения логопедического обследования, формирования правильного звукопроизношения, формирования лексико-грамматических средств языка и связной речи, а также навыки взаимодействия с родителями.

Экзамен в форме защиты проекта. Диалоговые методы обучения используются и на этапе контроля. Так, экзамен по дисциплине «Психология лиц с комплексными нарушениями» проводится в форме защиты проекта. В процессе прохождения практики студенты проводят психолого-педагогическое изучение школьников, на основе которого разрабатывают индивидуальную программу развития. На экзамене студент защищает свой проект, представляет и анализирует структуру дефекта и на основе проведенного анализа

обосновывает индивидуальную программу развития.

Рассмотренные в настоящей статье диалоговые методы обучения направлены прежде всего на повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют студентам перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

2. Краснов Ю.Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня посредством проектного обучения) // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Минск : РИВШ БГУ, 2003. Вып. 2. С. 197-221.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие. М. : Академия, 2009. 192 с.

4. Полат Е.С. Метод проектов // Метод проектов. Минск : РИВШ БГУ, 2003. Вып. 2. С. 39-47. (Серия «Современные технологии университетского образования»).

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие / под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стереотип. М. : Академия, 2008. 176 с.

6. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания : учеб. для вузов. М. : Академический Проект : Альма Матер, 2011. 443 с.

Сведения об авторе

Елена Автандиловна Чаладзе, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой логопедии факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Yelena Avtandilovna Chaladze, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of Department of Speech Therapy, Faculty of Special Educaton, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.