УДК 376.37
ББК Ч457 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03
А. М. Горчакова, Е. А. Чаладзе A. M. Gorchakova, E. A. Chaladze Самара, Россия Samara, Russia
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО МЕХАНИЗМА У ДЕТЕЙ С ЭКСПРЕССИВНОЙ (МОТОРНОЙ)
АЛАЛИЕЙ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией. Авторами осуществлена попытка представить систему логопедической работы на начальном этапе преодоления экспрессивной (моторной) алалии в соответствии с «языковой» концепцией. В статье представлены этапы работы по формированию языкового механизма у детей с алалией через моделирование коммуникативных ситуаций. Раскрыты цель, задачи и принципы кор-рекционно-логопедической работы по формированию языкового механизма у детей с алалией. Формирование языковых механизмов у дошкольников с алалией строится с учетом основных онтогенетических закономерностей. Система логопедической работы ориентируется на создание «ключевых звеньев» в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника в форме диалога. Предметно-практическая, игровая и другие виды деятельности стимулируют формирование языковых и речевых навыков. Авторами описана последовательность подбора лингвистического материала. Подчеркивается важность использования коммуникативно значимых языковых единиц.
Ключевые слова: экспрессивная ала-лия; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; развитие речи; грамматические модели; диалоги; коммуникативные ситуации; грамматические формы; лингвистические материалы.
Сведения об авторе: Горчакова Алла Михайловна, старший преподаватель.
DEVELOPMENT OF LINGUISTIC MECHANISMS IN CHILDREN WITH EXPRESSIVE (MOTOR) ALALIA VIA COMMUNICATIVE SITUATIONS
Abstract. The article is devoted to a most urgent issue of speech therapy - speech development in children with expressive (motor) alalia. The authors made an attempt to present a system of logopedic work at the initial stage of overcoming expressive (motor) alalia in accordance with the "linguistic" conception. The article presents the stages of work on formation of the linguistic mechanism in children with alalia via modeling communicative situations. The authors formulate the goal, tasks and principles of reha-bilitation-logopedic work on formation of linguistic mechanism in children with alalia. The formation of limguistic mechanisms in preschool children with alalia is regulated by the basic ontogenetic principles. The system of logopedic work is oriented towards the creation of "key links" in the process of joint activity of the teacher and the pupil in the form of dialogue. Practical, game-based and other activities stimulate the formation of linguistic and speech skills. The authors describe the sequence of selection of linguistic material. The importance of using communicatively meaningful linguistic units is underlined.
Keywords: expressive alalia; logopedics; speech disorders; children with speech disorders; speech development; grammatical models; dialogues; communicative situations; grammatical forms; linguistic material.
About the author: Gorchakova Alla Mi-khaylovna, Senior Lecturer.
Место работы: кафедра логопедии, факультет психологии и специального образования, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный
Place of employment: Department of Log-opedics, Faculty of Psychology and Special Education, Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia.
социально-педагогический университет».
Контактная информация: 443001, Россия, г. Самара, ул. Пушкина, 248. E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Чаладзе Елена Автандиловна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: заведующий кафедрой логопедии, факультет психологии и специального образования, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет».
Контактная информация: 443001, Росс E-mail: [email protected].
About the author: Chaladze Elena Avtan-dilovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Head of Department of Logopedics, Faculty of Psychology and Special Education, Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia.
[, г.Самара, ул. Пушкина, 248.
Одной из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности является экспрессивная (моторная) алалия. Грубое нарушение речевой коммуникации препятствует полноценному формированию познавательной деятельности, становлению некоторых сторон личности, а также значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений [1; 4; 7; 8; 11; 13; 5].
В основе предлагаемой нами системы логопедической работы лежат идеи таких выдающихся отечественных исследователей алалии, как Б. М. Гриншпун [3] и В. А. Ковшиков [5]. Их позиции, по нашему мнению, являются наиболее перспективными для науки.
Основной вектор коррекционного воздействия мы определяем исходя из закономерностей формирования языка в онтогенезе. Ребенок в процессе усвоения языка идет от содер-© Горчакова А. М., Чаладзе Е. А., 2017
жания к форме, от общего к частному, от простого к сложному, от предикативных семантических структур к номинативным, от контрастных форм к их оттенкам, от диалогической формы речи к монологической.
Язык и речь формируются только в общении. Поэтому основной формой логопедической работы является диалог в соответствующих коммуникативных ситуациях [2; 12].
Предлагаемая нами модель работы включает три этапа. Рассмотрим подробнее их содержание.
Опираясь на деятельностный принцип коррекционно-логопедиче-ской работы, вслед за Б. М. Гринш-пуном мы предлагаем формировать у детей такие «ключевые звенья», которые позволят запустить языковую систему в целом. К этим звеньям Б. М. Гриншпун относит развитие предикативной функции и формирование элементов грамматического
строя [3]. Сформулируем задачи, стоящие перед логопедом на первом этапе работы.
1. Научить детей использовать в самостоятельной экспрессивной речи односоставное однословное предложение, состоящее из сказуемого, выраженного глаголом в форме изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., 1-го лица с окончанием -у(ю).
2. Научить детей использовать в самостоятельной экспрессивной речи односоставное однословное предложение, состоящее из сказуемого, выраженного глаголом в форме повел. накл., наст. вр., ед. ч., 2-го лица с нулевым суффиксом и суффиксом -и.
Остановимся на описании технологии логопедической работы.
Логопед, используя «материнский метод», создает коммуникативную ситуацию, обозначая ее соответствующей грамматической моделью. Например, взрослый побуждает ребенка к выполнению совместного действия: «Неси!» — далее сопровождает это действие словесной реакцией «Несх». Таким образом достигается «единство двигательной и словесной реакции», устанавливается связь между языковым значением и языковой формой [3].
В процессе совместной деятельности педагог, обращаясь к воспитаннику, инициирует однонаправленный диалог: «Что ты делаешь?» — «Веду», «Бегу», «Несу».
Специалисту следует обратить внимание на подбор лингвистического материала [9]. Грамматические модели и лексика должны быть частотными, доступными по семантике и по форме и служить для удовлетворения потребностей ребенка. На начальных этапах работы необходи-
мо использовать наиболее продуктивные формы словоизменения, окончания которых обладают «перцептивной выпуклостью» [10], т. е. находятся в сильной ударной позиции. Желательно подбирать слова в определенной последовательности: сначала содержащие звуки раннего онтогенеза, затем — звуки позднего онтогенеза.
Ключевую роль в вызывании словесной реакции ребенка мы отводим формулировке вопросов и их последовательности:
1. Вопрос, содержащий название действия: «Ты идешь? Мы отводим».
2. Вопрос по негативной методике: «Ты стоишь?» (в то время как ребенок выполняет противоположное действие), «А что ты делаешь?».
3. Альтернативный вопрос: «Ты идешь или стоишь?».
4. Вопрос обобщающего характера: «Что ты делаешь?».
Кроме высказываний-сообщений на данном этапе работы мы предлагаем ввести и высказывания побуждающего характера, которые значимы для формирования продуктивной коммуникации. Для этого педагог организует коммуникативную ситуацию через диалог, направленный на собеседника: «Попроси Петю: „Неси !"».
В этом случае отрабатывается грамматическая модель в виде предложения, состоящего из сказуемого, выраженного глаголом в форме повел. накл., наст. вр., ед. ч., 2-го лица с нулевым суффиксом и суффиксом -и.
Сформулируем задачи, стоящие перед логопедом на втором этапе.
1. Научить использовать в самостоятельной экспрессивной речи односоставное двусловное предложение
(предикат + объект).
2. Научить употреблять в самостоятельной экспрессивной речи имя существительное, одушевл./неоду-шевл., ед.ч., 1 скл., в. п.
3. Продолжать учить употреблять в самостоятельной экспрессивной речи глагол изъяв. накл., наст. вр., ед.ч., 1-го лица.
Рассмотрим подробнее содержание второго этапа. Коррекционно-логопедическая работа строится на базе однословных предложений, отработанных ранее. Центром предложений остается сказуемое, выраженное глаголом либо в форме 1 -го лица настоящего времени, либо в побудительной форме. Усложнение синтаксической схемы этих предложений осуществляется за счет включения второстепенного члена предложения, а именно прямого дополнения.
Приведем примеры коммуникативных ситуаций, стимулирующих речевую активность ребенка, в сю-жетно-ролевой игре:
«Прятки»: Кого (что) ты прячешь?
«Больница»: Кого (что) ты лечишь?
«Школа»: Кого (что) ты учишь?
«Магазин»: Что ты продаешь?
«На кухне»: Что ты моешь?
Хороший обучающий эффект дает прием работы с персональным фотоальбомом. Ребенку предлагают рассмотреть семейную фотографию и задают вопросы: «Кого ты видишь? Кого ты любишь? Кого ты обнимаешь? Кого ты целуешь?». Ожидаемые ответы: «Маму (Папу. Вову. Катю)».
Результатом второго этапа работы является самостоятельное употребление предложения из двух слов.
На вопрос взрослого: «Что ты делаешь?» — ребенок отвечает, например: «Несу лису». Важно помнить про необходимость автоматизации однотипных окончаний имен существительных: сначала у, затем — а, позже — о (имена существительные 2 скл., ср. рода.). После уверенного использования ребенком окончаний имен существительных мужского и женского рода переходим к их закономерной дифференциации. В процессе дифференциации отработанные слова предлагаются в свободной последовательности:
— Кого ты держишь?
— Кота. Сову. Лису. Ежа. Козу. Коня. Осу. Овцу. Кита.
Известно, что язык формируется как целостное образование. «Для этого в логопедической работе целесообразно использовать концентрическую систему распределения материала, где каждый концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической и фонематической) [5, с. 74]. Поэтому в содержание логопедической работы включается не только грамматическая и лексическая подсистемы, но и фонетический строй языка. Логопед постоянно обращает внимание на произношение суффиксов, окончаний глаголов и имен существительных. В произношении следует отработать гласные звуки [и], [у], [а], так как они представляют звуковую оболочку словоформ. Обратим внимание на слоговую структуру слов, используемых на этом этапе: Несу лису. Следовательно, в процессе работы над слоговой структурой слова следует отрабатывать следующий ритмический рису-
нок: та — та (- /) и та—та (/ — ).
Остановимся на задачах третьего этапа работы.
1. Научить использовать в самостоятельной экспрессивной речи двусоставное нераспространенное предложение.
2. Научить использовать в самостоятельной экспрессивной речи двусоставное распространенное предложение из трех, четырех, пяти слов.
3. Научить употреблять в самостоятельной экспрессивной речи глагол изъяв. накл., наст. вр, ед.ч., 3-го лица.
4. Научить употреблять в самостоятельной экспрессивной речи оду-шевл./неодушевл. имя существительное ед.ч., 1 скл., и. п.
5. Научить употреблять в самостоятельной экспрессивной речи оду-шевл./неодушевл. имя существительное ед.ч., 1 скл., р. п., д. п., т. п., п. п.
На третьем этапе работы предполагается формирование принципиально новой модели предложения, состоящей из подлежащего и сказуемого, выраженного глаголом в форме 3 лица ед. ч. Используя данную модель, ребенок говорит про действия другого лица. Для этого педагог может использовать такой прием, как наблюдение за окружающим, причем наблюдение может осуществляться как за реальными, так и специально смоделированными ситуациями.
После автоматизация данной модели переходят к дифференциации форм глаголов 1-го и 3-го лица (иду — идёт). Формы глагола могут включаться в следующие модели предложений: Я иду, и тетя идёт. Я иду, и Таня идёт. Я сижу, а тетя идет. Я иду, а Таня сидит.
Далее в коррекционно-логопеди-
ческой работе используют упражнения по закреплению форм имени существительного ед.ч., род. п. С этой целью используется популярная игра в прятки «Нет кого?». Например: «Нет кого? — Нет мамы (Нет козы. Нет осы. Нет папы)».
Позже автоматизируют и дифференцируют формы имени существительного ед. ч. других косвенных падежей (д. п., т. п., п. п.). В работе придерживаются онтогенетического принципа «от беспредложных конструкций к предложным» [14; 15].
Представленные пути формирования языкового механизма у дошкольников с экспрессивной (моторной) алалией обеспечивают готовность к усвоению различных типов сложных (с сочинительной и подчинительной связью) предложений, а на продвинутом этапе — и связной речи. Все грамматические модели ребенок осваивает постепенно практическим путем в коммуникативных ситуациях, которые максимально соответствуют жизненным реалиям.
Таким образом, предлагаемая нами модель логопедической работы позволит сложиться единой языковой системе ребенка с алалией и будет использоваться им в процессе живого естественного общения.
Литература
1. Воробьёва, В. К. Некоторые особенности построения фразы в устной речи детей алаликов / В. К. Воробьёва // Очерки по патологии речи и голоса. — М., 1967. — Вып. 3.
2. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. — 1995. — № 6.
3. Гриншпун, Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов /
Б. М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. — Т. 2.
4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. — М. : Просвещение, 1985.
5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастю-кова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998.
6. Ковшиков, В. А. Экспрессивная ала-лия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. — СПб. : КАРО, 2006.
7. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб. : СОЮЗ, 1999.
8. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
9. Орфинская, В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии / В. К. Орфинская // Развитие мышления и речи у аномальных детей. Ученые записки. — 1963. — Т. 256.
10. Слобин, Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. — М. : Прогресс, 1976.
11. Соботович, Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е. Ф. Соботович. — Киев : КГПИ, 1981.
12. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. — 1996. — N° 1.
13. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Дефектология. — 1985. — № 4.
14. Шаховская, С. Н. Логопедическая ра-
бота по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С. Н. Шаховская // Патология речи : ученые записки МГПИ. — М., 1971. — Т. 406.
15. Шаховская, С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией / С. Н. Шаховская // Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1975.
References
1. Vorob'eva, V. K. Nekotorye osobennosti postroeniya frazy v ustnoy rechi detey alali-kov / V. K. Vorob'eva // Ocherki po patologii rechi i golosa. — M., 1967. — Vyp. 3.
2. Gribova, O. E. K probleme analiza kom-munikatsii u detey s rechevoy patologiey / O. E. Gribova // Defektologiya. — 1995. — № 6.
3. Grinshpun, B. M. O printsipakh logope-dicheskoy raboty na nachal'nykh etapakh formirovaniya rechi u motornykh alalikov / B. M. Grinshpun // Khrestomatiya po logo-pedii (izvlecheniya i teksty) : ucheb. posobie dlya studentov vysshikh i srednikh spetsial'-nykh pedagogicheskikh uchebnykh zavede-niy. — M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 1997. — T. 2.
4. Efimenkova, L. N. Formirovanie rechi u doshkol'nikov / L. N. Efimenkova. — M. : Prosveshchenie, 1985.
5. Zhukova, N. S. Logopediya. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov / N. S. Zhukova, E. M. Mastyukova, T. B. Fili-cheva. — Ekaterinburg : ARD LTD, 1998.
6. Kovshikov, V. A. Ekspressivnaya alaliya i metody ee preodoleniya / V. A. Kovshi-kov. — SPb. : KARO, 2006.
7. Lalaeva, R. I. Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov (formi-rovanie leksiki i grammaticheskogo stroya) / R. I. Lalaeva, N. V. Serebryakova. — SPb. : SOYuZ, 1999.
8. Logopediya : ucheb. dlya stud. defektol. fak. ped. vyssh. ucheb. zavedeniy / pod red. L. S. Volkovoy. — 5-e izd., pererab. i dop. — M. : Gumanitar. izd. tsentr «VLADOS», 2004.
9. Orfinskaya, V. K. Printsipy postroeniya differentsirovannoy metodiki obucheniya alalikov na osnove lingvisticheskoy klassifi-
katsii form alalii / V. K. Orfinskaya // Raz-vitie myshleniya i rechi u anomal'nykh detey. Uchenye zapiski. — 1963. — T. 256.
10. Slobin, D. Psikholingvistika / D. Slobin, Dzh. Grin. — M. : Progress, 1976.
11. Sobotovich, E. F. Formirovanie pravil'-noy rechi u detey s motornoy alaliey / E. F. Sobotovich. — Kiev : KGPI, 1981.
12. Solov'eva, L. G. Osobennosti kommuni-kativnoy deyatel'nosti detey s obshchim ne-dorazvitiem rechi / L. G. Solov'eva // Defek-tologiya. — 1996. — № 1.
13. Filicheva, T. B. Psikhologo-pedagogi-cheskie osnovy korrektsii obshchego nedo-
razvitiya rechi u detey doshkol'nogo vozras-ta / T. B. Filicheva, G. V. Chirkina // De-fektologiya. — 1985. — № 4.
14. Shakhovskaya, S. N. Logopedicheskaya rabota po formirovaniyu grammaticheskogo stroya rechi detey, stradayushchikh motornoy alaliey / S. N. Shakhovskaya // Patologiya re-chi : uchenye zapiski MGPI. — M., 1971. — T. 406.
15. Shakhovskaya, S. N. Ispol'zovanie na-glyadnosti pri razvitii rechi detey s alaliey / S. N. Shakhovskaya // Rasstroystva rechi i metody ikh ustraneniya. — M., 1975.