Научная статья на тему 'Применение инновационной технологии сенсорной интеграции в рамках реализации ФГОС общего образования в работе учителя-логопеда с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата'

Применение инновационной технологии сенсорной интеграции в рамках реализации ФГОС общего образования в работе учителя-логопеда с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1368
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инновационной технологии сенсорной интеграции в рамках реализации ФГОС общего образования в работе учителя-логопеда с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Список литературы

1. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрический аспект. - М., 2013.

2. Орлова О.С. Нарушения голоса. - М.: Астрель, 2008.

3. Паан Й., Паан Э. Метод измерения слуховой сенсибилизации по голосо-речевым признакам // Актуальные проблемы фониатрии и клинической сурдологии. -М., 1998.

4. Daniel R. Boone. Is your voice telling on you? how to find and use your natural voice 2nd ed. - London: Whurr Publishers Ltd, 1997. - 187 p.

Ю. Н. Беленцова, И. В. Высоцкая, И. А. Шуляк

Применение инновационной технологии сенсорной интеграции в рамках реализации ФГОС общего образования в работе учителя-логопеда с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата

В настоящее время все большую актуальность приобретают проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). Стандарт учитывает образовательные потребности всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель введения ФГОС общего образования заключается в создании условий повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Большое внимание в новом стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД). Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Важная роль в достижении данной задачи отводится коррекционно-логопедическому сопровождению. При переходе школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты для учителей-логопедов появилась возможность разработки модернизированной программы логокоррекционного сопровождения, в которой предусмотрено применение инновационных педагогических технологий.

Логокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и речевые расстройства, предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД), используя современные инновационные технологии [3, с. 56].

В сложной структуре нарушенного развития у детей значительное место занимают различной степени выраженности речевые

расстройства, частота которых составляет до 80 % [2, с. 38]. Современный подход коррекционно-логопедической работы подразумевает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима коррекция нарушений и стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики ребёнка.

В современной педагогике разработано и используется на практике множество различных педагогических технологий. Технология сенсорной интеграции доступна для коррекционных занятий с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями и является актуальной для работы с обучающимися с нарушениями ОДА. Технология сенсорной интеграции включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами с целью усилить, сбалансировать и развить обработку предъявляемых центральной нервной системой стимулов [4, с. 56].

Занятия по данной методике с детьми с нарушениями ОДА проводятся в игровой форме. Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы. Учитель-логопед дает возможность ребенку самому выбрать игру. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время обучающийся выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи, способствующие его развитию.

В логокоррекционные занятия включаются упражнения на основные виды восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, лица, ротовой полости, поверхности тела), слуховое (стимуляция слуха с помощью различных речевых и неречевых звуковых стимулов), зрительное (стимуляция зрения с помощью ярких предметов), вестибулярное (наклоны, повороты), проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства). Учитель-логопед использует упражнения, способствующие обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями. Важно научить детей прислушиваться к собственным ощущениям, ориентироваться в них. Технология сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.

В работе можно использовать следующие игры и упражнения. Обучающимся очень нравится играть с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной и другими пластичными массами, что очень полезно для детей с тактильными проблемами. На занятиях ребята трогают, перекладывают, смешивают разнообразные текстуры и играют с ними, чтобы развить тактильное восприятие. Маленькие игрушки можно прятать в песке, горохе, фасоли, а потом искать их в «бассейне» с разными наполнителями [1, с. 75].

Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на

ощупь, а затем рассматривает ее. Например, можно использовать уже известные дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети учатся выбирать предметы на ощупь, различать ткани разной фактуры и поверхности предметов, узнавать предмет по обводящему движению пальцем, определять температуру предметов [1, с. 75].

Интересный способ работы с детьми - ароматерапия. Игры и упражнения с использованием запахов помогают обучающимся узнавать и различать ароматы, использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия - это отличное средство стимуляции органов чувств, а решение педагогической задачи зависит от того, какой запах используется (например, запах корицы взбодрит ребенка, а лаванды расслабит). Обучающийся учится замечать разницу ароматов, дифференцировать запахи, может рассказать о них. Используются разные ароматные масла, продукты питания, специи, предметы с характерными запахами. В ходе работы над данным видом чувствительности учитель-логопед постепенно стимулирует обоняние, меняя ароматы и делая их все менее резкими [4, с. 82].

Для развития зрительного восприятия с успехом используются игры с электрическим фонариком, различные цветовые лото, мозаики.

В силу двигательной деривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей с ОДА, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления крайне недостаточны. В связи с этим важнейшую роль в сенсорном развитии играет формирование пространственных представлений о схеме своего тела, расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела используется зеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Учитель-логопед перед зеркалом просит ребенка определить, где у него левые или правые части тела. Очень полезны игры, способствующие пониманию детьми с нарушениями ОДА переноса схемы своего тела, для определения правой и левой части тела у человека, расположенного напротив.

Для формирования временных представлений у детей с нарушениями ОДА целесообразно использовать такие упражнения, как рассматривание и обсуждение серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки (части суток). При проведении этих игр используются цветные символы для обозначения разных частей суток.

В ходе занятий по развитию слухового восприятия дети учатся различать неречевые и речевые звуки, звуки, издаваемые домашними животными и птицами, различать звуки различных музыкальных инструментов, определять их близкое и далекое звучание. Определяя направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения,

воспроизводя, отхлопывая в ладоши простейшие ритмы, усваиваются понятия «громко - тихо», «высоко - низко», «быстро - медленно» и в дальнейшем используются в речи.

Также с успехом используются массажеры и вибрирующие игрушки. У детей с нарушением ОДА нарушена проприорецепторная чувствительность. Вибрация - это основной прием занятий по сенсорной интеграции для развития проприорецепции. Вибрация может использоваться как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Ощущение вибрации - это очень специфическое чувство, и многим учащимся нужно длительное время, чтобы научиться его ощущать. На занятиях можно использовать ручные массажеры на роликах, мячи-«ёжики», вибрирующие игрушки и зубные щетки. Также используются мягкие подушки и пуфы, лампы-ночники, лава-лампы, музыкальные произведения для создания комфортной атмосферы на занятии.

Технология сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка с нарушением ОДА и как следствие с дисфункцией всех видов восприятия, в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных и сенсорных умений.

В стандарте особое значение придается предупреждающей логокор-рекционной работе с детьми с ОВЗ. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование различных инновационных педагогических технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушением ОДА способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы, формирование УУД в личностных, регулятивных и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах.

Список литературы

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 109 с.

2. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. - 2009. - № 1. - 30 с.

3. Ишимова О.А., Бондарчук. О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей (Работаем по новым стандартам). - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.

4. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использование инновационных технологий. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.