Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА'

САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
физическое развитие / функциональное состояние организма студента / формирование здорового образа жизни / physical development / functional state / students / molding a healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ю.Л. Солодовников

Студентами первого года обучения на базе 11 классов медицинского училища Москвы в рамках практических занятий по дисциплине "Гигиена и экология человека" под руководством преподавателя изучены особенности своего физического и функционального развития, включающие измерения основных антропометрических параметров — длины и массы тела, размера окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, данных динамометрии, спирометрии, пробы на 10 приседаний за 10 с и времени задержки дыхания. Полученные данные характеризуют физическое и функциональное развитие подростков этой группы и являются убедительной основой для построения ими индивидуальной долгосрочной программы формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю.Л. Солодовников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL COLLEGE STUDENTS' SELF-APPRAISAL OF PHYSICAL DEVELOPMENT

The first-year students of a Moscow medical college based on 11 forms studied the specific features of their physical and functional development, by measuring the basic anthropometric indices height and weight, chest circumference and excursion, lung capacity, the data of dynamometry, spirometry, a test of 10 squats per 10 sec, and breath-holding time. The findings characterize the physical and functional development of adolescents from this group and are a convincing basis for them to develop an individual long-term program for molding a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА»

^игиена и санитария 1/2010

рового ОЖ с учетом на региональном уровне экологической и социально-экономической ситуации территории проживания, вида образовательного учреждения; на уровне образовательного учреждения — возраста и пола учащихся.

Л итература

1. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 2002. - № 6. - С. 51-53.

2. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Звездина И. В. // Гиг. и сан. - 2002. - № 3. - С. 51-55.

3. Хамошина М. Б. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. — М., 2004. — С. 260—262.

4. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. — М., 2004. - С. 371-373.

Поступила 01.04.08

О Ю. Л. СОЛОДОВНИКОВ, 2010 УДК 613.96:616-057.876-084

Ю. JI. Солодовников

САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА

ГОУ СПО медицинское училище № 2 им. Клары Цеткин Департамента здравоохранения Москвы Солодовников Ю. J1. — канд. мед. наук, преподаватель высшей аттестационной категории (mmu2@mosgorzdrav.ni)

Студентами первого года обучения на базе 11 классов медицинского училища Москвы в рамках практических занятий по дисциплине "Гигиена и экология человека"под руководством преподавателя изучены особенности своего физического и функционального развития, включающие измерения основных антропометрических параметров — длины и массы тела, размера окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, данных динамометрии, спирометрии, пробы на 10 приседаний за 10 с и времени задержки дыхания. Полученные данные характеризуют физическое и функциональное развитие подростков этой группы и являются убедительной основой для построения ими индивидуальной долгосрочной программы формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическое развитие, функциональное состояние организма студента, формирование здорового образа жизни

Yu. L. Solodovnikov. - MEDICAL COLLEGE STUDENTS' SELF-APPRAISAL OF PHYSICAL DEVELOPMENT

The first-year students of a Moscow medical college based on 11 forms studied the specific features of their physical and functional development, by measuring the basic anthropometric indices - height and weight, chest circumference and excursion, lung capacity, the data of dynamometry, spirometry, a test of 10 squats per 10 sec, and breath-holding time. The findings characterize the physical and functional development of adolescents from this group and are a convincing basis for them to develop an individual long-term program for molding a healthy lifestyle. Key words: physical development, functional state, students, molding a healthy lifestyle

Студенты как представители молодой части населения нуждаются в особом внимании со стороны специалистов службы здоровья. Наличие адекватной системы охраны здоровья студентов среднего профессионального образования позволит достичь более полного их развития на физическом, познавательном, духовном и психосоциальном уровнях. Для разработки адекватных программ по обеспечению здоровья студентов необходимо выяснить особенности их физического развития и функциональные возможности. Одним из направлений является разработка долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни [5—7]. Убедительной мотивацией к выполнению этой программы студентом может быть построение ее с учетом конкретных данных его физического развития и функционального состояния.

Цель работы — изучить особенности физического и функционального развития студентов среднего профессионального образования, в частности медицинских училищ, на основе самостоятельного исследования ими этих параметров для построения долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

Материалы и методы

В течение 2004—2007 гг. на практических занятиях по дисциплине "Гигиена и экология человека" исследовали физическое развитие и функциональное состояние здоровья 238 студентов 1-го года обучения медицинского училища № 2 им. Клары Цеткин Москвы, в том числе 68 юношей и 176 девушек в возрасте 17—20 лет, посту-

пивших в училище после окончания 11 классов. Исследования студенты проводили самостоятельно под руководством врача-педагога в два этапа.

Первый этап включал характеристику морфофунк-ционального статуса: измерение основных антропометрических параметров (длина и масса тела, размер окружности и экскурсия грудной клетки — ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), показателей динамометрии, спирометрии, пробы на 10 приседаний за 10 с и времени задержки дыхания [1,3, 4]. Второй этап включал анализ полученных данных, характеризующих физическое и функциональное развитие каждого студента, и построение на его основе долгосрочной индивидуальной программы формирования ЗОЖ [8].

Характеристика физического развития и функционального состояния студентов

Средний рост юношей составил 179,4 ± 5,8 см, девушек — 164 ± 0,2 см. Рост выше 180 см отметили у 35% юношей и 5,7% девушек. Длина тела ниже 155 см имела место только у девушек (11%).

Средняя масса тела у юношей и девушек значительно различалась (соответственно 76,6 ± 1,1 и 56,6 ± 0,3 кг). Массу тела 50 кг и ниже отмечали почти в 5 раз чаще у девушек, чем у юношей (соответственно 3 и 16%). В то же время масса тела 80—100 кг была в основном у юношей (соответственно 26 и 1%).

Для определения уровня и степени гармоничности физического развития студентов использовали массо-ростовой показатель (МРП) и индекс массы тела (ИМТ).

МРП, определяемый отношением массы тела (в г) к росту (в см), связывает рост и массу тела и отражает крепость телосложения [3]. Так, средняя и хорошая крепость тела была лишь у 28,7% подростков (у 34% юношей и 27% девушек). У девушек сниженную крепость тела отмечали чаще в 2 раза, а слабую — в 2,6 раза чаще, чем у юношей (соответственно 5 и 13%). Таким образом, рост студентов не сопровождается адекватным увеличением массы тела и ее плотности, т. е. развитием мышц и укреплением костей.

ИМТ — индекс Кетле, определяемый отношением массы тела (в кг) к росту (в м2) — меньше связан с ростом, более зависит от массы тела и отражает соотношение активных и пассивных тканей тела, т. е. соотношение мышц и жировых отложений Оценка пищевого статуса по ИМТ является информативным показателем соответствия энергетической и биологической ценности рациона питания потребностям организма. Средние значения ИМТ (18,5 кг/мг) имелись у 80% подростков. Недостаточный пищевой статус отметили в равной степени у юношей и девушек (11%). В то же время у юношей выявляли чаще излишний вес (в 1,7 раза) и ожирение (в 6 раз), чем у девушек (соответственно 11 и 3%; 6,5 и 0,5%).

Размер окружности грудной клетки (ОГК) незначительно преобладал у юношей (89,6 ± 0,5 и 80,3 ± 0,4 см). ОГК более 100 см выявили у 6,4% юношей и 2,8% девушек. Среди юношей отметили в 2,5 раза больше лиц с более высоким значением ОГК, чем с ее низкими значениями (32,2 и 13%). Среди девушек эти показатели были прямо противоположны (12,5 и 36,3%). У 11% девушек ОГК не превышала 70 см. Таким образом, недостаточное развитие грудной клетки отмечали в 3 раза чаще у студенток, чем у студентов.

Данные, полученные при изучении ОГК, сопоставили с данными ЭГК. Оказалось, что ЭГК более выражена у юношей, чем у девушек (7,7 ± 0,2 и 6,3 ± 0,2 см). Если крайне низкие показатели развития грудной клетки (экскурсия 1—2 см) отмечали чаще у девушек (4,8 и 3,5%), то более развитую грудную клетку (экскурсия 11 — 15 см) в 3,4 раза чаще отмечали у юношей (22,8 и 6,6%). Оценка пропорциональности развития грудной клетки по индексу Эрисмана — охват грудной клетки в паузе (в см) минус половина роста (в см) — показала, что хорошее развитие грудной клетки имеют лишь 27,4% юношей и 36% девушек. У остальных этот показатель снижен, а у половины подростков выявили узкогрудость (отрицательный индекс).

Исследование ЖЕЛ методом спирометрии показало, что юноши в 1,4 раза чаще имеют больший объем легких (3,5 ± 0,1 и 2,4 ± 0,02 л). Число девушек с дисгармоничным развитием легких больше, чем юношей: 18,5% девушек выдыхают лишь 1—2 л воздуха, а 10% юношей — 2— 2,5 л, что указывает на очень неразвитые легкие и грудную клетку этих подростков. Хорошо развитые легкие отметили у 4% юношей (выдох более 5 л) и 5,5% девушек (выдох 3—4 л). Проверка этих данных по соотношению величины ЖЕЛ (в мл) и массы тела (в кг) — жизненному индексу (ЖИ) — показала, что средние величины обеспечения достаточным объемом воздуха (65—70 мл/кг у юношей и 55—60 мл/кг у девушек) имеются лишь у 16% подростков. Только для 4% юношей ЖИ подтвердил хорошее развитие легких и соответствие их массе тела (ЖИ = 7,1—7,5 мл/кг). Среди девушек по этому индексу выявили таковое соответствие лишь у 1,2%. У двух третей девушек (64,7%) и почти у половины юношей (42%) ЖИ был значительно занижен, поддерживаясь на уровне 30— 49 мл/кг. У 5% девушек воздух поступал даже в объеме 20 мл/кг.

Связь выявленных данных со степенью оксигенации организма проверяли тестом на задержку дыхания. Задержать дыхание на среднем показателе для этих возрастов (в пределах 61—65 с) смогли 13% студентов, дольше

(до 70—100 с) — 17%. Среди девушек было в 1,4 раза больше задерживающих дыхание на более короткий срок, чем среди юношей (соответственно 82 и 58,9%). Причем, 12% девушек могли не дышать только в пределах 30 с. Эти данные указывают на крайне низкую окси-генацию организма большинства студентов и имеющуюся у них постоянную кислородную задолженность, связанную с недостаточной приобщенностью их к аэробным видам спорта и физической культуры, а также с распространенностью табакокурения, особенно среди девушек, которое, поданным нашего анкетирования, составляет 58% среди девушек и 45% среди юношей.

С оценкой развития грудной клетки по значениям ЭГК, ЖЕЛ и ЖИ тесно связан показатель крепости телосложения (ПКТ) — индекс Пинье, выражающий разницу между значением роста стоя (в см) и суммой значений массы тела (в кг) и ОГК в фазе выдоха (в см) и тем самым связывающий эти показатели воедино. Чем меньше разность, тем лучше показатель. Крепкое телосложение (10—20 см/кг) имелось у трети студентов. В то же время у 26,4% подростков отметили слабое телосложение (21—35 см/кг) и у 30% — очень слабое (36—50 см/кг). Значения ПКТ в сочетании с показателями ЖИ, ЭГК и ЖЕЛ указывают, что более чем половина студентов имеют недостаточное развитие грудной клетки для обеспечения массы тела достаточным объемом воздуха. Эти данные не могут не иметь прогностического значения для развития здоровья студентов в дальнейшем, особенно в сочетании с показателями физического развития: наличием у 58,5% студентов сниженной массы тела относительно роста и нарушением пищевого статуса у 20%.

Средние показатели функционального развития скелетной мускулатуры, по данным динамометрии мышц правой кисти, составили 35,3 ± 0,6 кг для юношей и 16,3 ± 0,2 кг для девушек.

Оценкой данных динамометрии во взаимоотношении с массой тела по показателю динамометрии — ПД (отношение силы кисти к массе тела) установили, что среднюю степень физического развития (ПД = 65—80% для юношей и 45—50% для девушек) имеют 17,7% юношей и 12,7% девушек. Только у 1,6% юношей и 1,1% девушек отметили более высокие показатели. У большей части юношей и девушек развитие скелетной мускулатуры снижено (соответственно 39 и 43%), а у 43% девушек ее развитие находилось даже на крайне низком уровне (ПД = 10-30%).

Тренированность организма определяли по разнице частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и через 3 мин после 10 приседаний за 10 с. ЧСС в покое у 44,6% студентов соответствовала средним значениям, у 25,2% — ниже средних, у 30,2% — выше средних (в том числе у 8,8% отметили ЧСС 91 в минуту и более). После приседаний доля юношей со средней степенью тренированности составила 87%, девушек — 45%. У остальных наблюдаемых ЧСС через 3 мин не восстановилась до исходного уровня, что указывает на слабую физическую тренированность этих студентов, особенно девушек.

Построение долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни

На втором этапе студенты анализировали полученные данные своего физического развития, выделяли показатели ниже среднего и сопоставляли с вероятными причинами их возникновения. Сгруппировав родственные показатели, они намечали основные корректирующие мероприятия для формирования ведущих направлений ЗОЖ и строили программу. Например, для группы с избыточными или сниженными ИМТ, МРП, ПКТ, с ведущими нарушениями питания и гиподинамии основными корректирующими мероприятиями являются рациональное питание, ежедневные физические нагрузки и еженедельные

гиена и санитария 1/2010

спортивные упражнения. Для здоровых студентов с учащенной ЧСС, сниженным временем задержки дыхания, слабой тренированностью организма и другими признаками целесообразны аэробные виды физических и спортивных нагрузок, борьба с курением. При недостаточном развитии грудной клетки и легких (сниженные экскурсии легких, ЖЕЛ и соответствующие показатели) показаны физические нагрузки по развитию легких и грудной клетки. Укрепить недостаточно развитые скелетные мышцы могут физические нагрузки с утяжелением и циклические виды спорта [3, 8]. В дальнейшем для выполнения построенной программы у студентов должен сформироваться побудительный мотив, будь то желание укрепить здоровье, нравиться противоположному полу, соответствовать занимаемому социальному статусу и др. Для выполнения положений ЗОЖ студент должен преодолеть свое нежелание по принципу: "Не хочу — надо!", в то время как для занятий спортом принципом должно стать постоянное преодоление своих возможностей: "Не могу — надо!". Именно такие мотивы позволяют регулярно соблюдать требования ЗОЖ, создают навык по систематическому их выполнению, укрепляют волю и здоровье.

Таким образом, приведенные данные исследования позволяют заключить, что в популяции студентов среднего профессионального образования, в частности медицинского училища, имеется значительная прослойка подростков, отстающих в физическом и функциональном развитии и нуждающихся в корректирующих мероприятиях по их оздоровлению.

Самообследование студентами анатомофизиологиче-ских особенностей своего организма, характеризующих

настоящее и прогностическое здоровье, является объективной и доказательной основой для построения долгосрочной индивидуальной программы формирования

ЗОЖ и убедительным мотивом для ее выполнения.

Литература

1. Апанасенко Г. Л. // Гиг. и сан. — 2004. — № 2. — С. 55-58.

2. Гигиеническая оценка пищевого статуса: Учебно-метод. пособие для студентов лечебного факультета. - М., 2004.

3. Дубровский В. И. Здоровый образ жизни. — М., 2000.

4. Жамяиханов Н. X., Федоров А. Г., Сугутская Г. Д. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровье, Москва, 21—22 февраля 2008 г. — М„ 2008. — С. 63-64.

5. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы "Здоровье населения — среда обитания". — М., 2003.

6. Кучма В. Г., Бокарева Н. А. // Материалы 1 конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровье, Москва, 21—22 февраля 2008 г. - М„ 2008. - С. 16-19.

7. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2005. - № 6. -С. 40-43.

8. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. — Казань, 1999.

Поступила 05.06.08

С Л. К. БУДУК-ООЛ. Р. И. АЙЗМАН, 2010 УДК 613.96:612.014.49.08-057.875(571.52)

Л. К. Будук-оол, Р. И. Айзман

СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Тывинский государственный университет, Кызыл

Будук-оол Л. К. — доц. каф. анатомии, физиологии (buduk-ool@mail.ru); Айзман Р. И. — проф. каф. анатомии, физиологии

Изучили динамику процессов адаптации по показателям сердечно-сосудистой системы у студентов тувинской и русской национальностей в период обучения в вузе. Показано, что на процессы адаптации к обучению влияют не только возрастные, половые, но и этнические особенности организма студентов, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях. На младших курсах студенты коренной национальности имеют более низкие показатели функционирования сердечно-сосудистой системы, чем русские студенты, а на старших курсах у них формируются более адекватные адаптивные реакции организма в ответ на обучение.

Кл ючевыс слова: сердечно-сосудистая система, процессы адаптации у студентов

L. К. Buduk-ool, R. 1. Aizman. - THE CARDIOVASCULAR SYSTEM DURING ADAPTATION OF STUDENTS RESIDING IN A SOUTH-SIBERIAN REGION

The trend in adaptation processes was studied by the parameters of the cardiovascular system in Tuvian and Russian students during their study at a higher educational establishment. Not only the age- and sex-related features, but also ethnical features of students living under extreme climatic and geographic conditions were shown to affect education adaptation processes. Junior students of natural ethnicity had lower indices of cardiovascular system function than those of Russian ethnicity and a more adequate adaptive response to study.

Key words: cardiovascular system, adaptive processes in students

Студенты представляют особую социальную группу, характеризующуюся определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Они относятся к группе повышенного риска вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения [5, 16], значительно большего, чем у их сверстников из других социальных групп [1, 13, 21]. Обучение в вузе меняет характер приспособительно-компенсаторных механизмов в их организме [10]. Данные литературы свидетельствуют, что у студентов во время учебы в вузе наблюдаются

сдвиги со стороны многих систем, в том числе и сердеч-но-сосудистой, что сопровождается отрицательными последствиями для успешности обучения [8, 9, 19].

Адаптационные процессы в организме студентов наряду с учебной нагрузкой детерминируются влиянием климатогеографических условий проживания [8, 9, 11, 17, 19], в связи с этим интересным представляется изучение состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) в процессе адаптации студентов в Южно-Сибирском регионе Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.