Научная статья на тему 'Тенденции физического развития студенческой молодёжи на рубеже столетий (на примере студентов Нижегородской области)'

Тенденции физического развития студенческой молодёжи на рубеже столетий (на примере студентов Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЦЕНТИЛЬНЫЙ МЕТОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL INDICATORS / CENTILE METHOD / PHYSICAL FITNESS / PHYSICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонов Александр Яковлевич, Болтачева Елена Александровна, Дерюгина Анна Вячеславовна, Михайлова Светлана Владимировна, Сидорова Татьяна Владиславовна

Представлена сравнительная характеристика показателей физического развития студентов Нижегородской области, полученных при обследованиях в 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018 годах. Установлено, что за исследуемый период произошло значительное снижение мышечной силы рук на фоне роста значений параметров гемодинамики. Изменения морфологического статуса в большей степени отразились на девушках увеличением тотальных показателей тела. За исследуемый период увеличилось разнообразие форм физического развития современных студентов, на что указывает расширение диапазона крайних вариантов исследуемых параметров, увеличение их центильных интервалов, а также возрастание значений стандартного отклонения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонов Александр Яковлевич, Болтачева Елена Александровна, Дерюгина Анна Вячеславовна, Михайлова Светлана Владимировна, Сидорова Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of Physical Development of Students Youth on the Turn of Countries (on the example of students in the Nizhny Novgorod region)

The article presents a comparative description of the physical development indicators of students of the Nizhny Novgorod region, obtained from surveys in 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018. During the study period there was a significant decrease in muscle strength of the hands against the background of an increase in hemodynamic parameters. Changes in the morphological status were more reflected in the girls by an increase in the total body indices. During the study period, a variety of forms of physical development of modern students increased, as indicated by the expansion of the range of extreme options of the parameters studied, the increase in their centile intervals, as well as the increase in standard deviation values.

Текст научной работы на тему «Тенденции физического развития студенческой молодёжи на рубеже столетий (на примере студентов Нижегородской области)»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СПОРТА, ТУРИЗМА

THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE,

SPORTS, TOURISM

УДК 612,6(075,8) ББК 57,3я73

ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ (на примере студентов Нижегородской области)

А. Я. Антонов, Е. А. Болтачева2, А. В. Дерюгина3, С. В. Михайлова1, Т. В. Сидоров^, С. Г. Съёмова1, Т. В. Хрычева4

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия

2Центр здоровья для детей, Арзамас, Россия

3Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

4Центр здоровья, Арзамасская городская больница № 1, Арзамас, Россия

Представлена сравнительная характеристика показателей физического развития студентов Нижегородской области, полученных при обследованиях в 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018 годах. Установлено, что за исследуемый период произошло значительное снижение мышечной силы рук на фоне роста значений параметров гемодинамики. Изменения морфологического статуса в большей степени отразились на девушках увеличением тотальных показателей тела. За исследуемый период увеличилось разнообразие форм физического развития современных студентов, на что указывает расширение диапазона крайних вариантов исследуемых параметров, увеличение их центильных интервалов, а также возрастание значений стандартного отклонения.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, морфологические и функциональные показатели, центильный метод, физическая подготовленность, физическое здоровье.

Существенные изменения, происходящие в системе высшего образования, определяют необходимость разностороннего изучения разных элементов этой системы и прежде всего главного его компонента — здоровья студентов.

Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества является не только показателем существующего социально-экономического и общественного развития государства, но и важным индикатором будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества [9].

Объективным показателем состояния здоровья является физическое развитие, которое позволяет характеризовать не только морфологический, но и физиологический статус организма. В этом плане студенческий контингент является специфичным, поскольку студенческие годы — это тот возрастной период, на который приходятся завершение и стабилизация процессов созревания [4; 6].

Постановление Правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков

и молодёжи» подтверждает актуальность антропометрических скринингов, позволяющих своевременно выявить отклонения и нарушения физического здоровья подрастающего поколения.

Низкий уровень физического развития молодёжи приводит к увеличению распространённости заболеваемости в зрелом и старшем возрастных периодах, соответственно, снижается качество и продолжительность жизни. В связи с необходимостью решения данной проблемы современные российские условия актуализируют создание качественно новых технологий и систем здравоохранения и физического воспитания, адекватных современному техническому и социальному прогрессу, реальным условиям жизнедеятельности [11].

Один из эффективных способов формирования, сохранения и укрепления физического здоровья — двигательная активность, которая также является важнейшим компонентом здорового стиля жизни, поскольку оказывает оздоровительное и стимулирующее действие на все жизненно важные системы: сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную и др. Регулярные физические нагрузки повышают экономичность, работоспособность, резервы и надёжность кардиореспираторной системы. В настоящее время среди студенческой молодёжи отмечается тенденция падения мотивации к занятиям физической культурой, что способствует гиподинамии, и в связи с этим снижаются физическое здоровье и физическая подготовленность студентов [2; 9]. Многие студенты недооценивают значимость двигательной активности для здоровьесбережения и успешности профессиональной деятельности, хотя исследованиями доказана высокая значимость физических упражнений для улучшения социально-экономического статуса за счёт повышения физического здоровья. Поэтому рекомендуется в вузах увеличивать количество занятий физической культуры, особенно с обучением здоровьесберегающим технологиям физического воспитания [9; 10].

В Нижегородской области ведётся регулярное наблюдение за физическим развитием школьников и студентов с периодической корректировкой нормативов [3; 4; 6; 7]. Впервые комплексное обследование состояния здоровья студентов с целью разработки нормативов физического развития в г. Горьком было проведено в рамках целевой комплексной программы Министерства здравоохранения СССР «Здоровье студентов». В течение 1987-1988 гг. во время углублённых медицинских

осмотров проводилось антропометрическое обследование студентов шести вузов различного профиля. По результатам обследования 1 953 студентов были разработаны нормативы физического развития с применением параметрических и непараметрических методов статистического анализа, который показал, что по большинству изученных признаков формирование морфофункциональ-ного статуса у юношей и девушек завершается к 20-21 году со средними величинами длины тела у юношей 176,8 см, девушек 163,3 см, а массы тела соответственно 71,0 кг и 60,1 кг [4].

Для осуществления профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в студенческих коллективах необходима индивидуальная и коллективная оценка морфофункциональ-ного развития студентов. Научные исследования доказывают целесообразность использования при оценке физического развития подрастающего поколения центильного метода [3; 4; 6].

Центильные шкалы показывают границы изучаемого признака, в них указываются максимальные и минимальные значения каждого параметра. Диапазон колебаний признака разделён на восемь центильных интервалов. Использование в практике таких таблиц просто и удобно. Каждый признак находится в конкретном интервале центильной шкалы, имеющем определённое наименование, как оценка соответствующей величины показателя [6]. Этот метод относится к непараметрическим методам статистического анализа и основан на делении частот оцениваемого признака в заданном процентном соотношении. Перцентиль (Р), или центильная вероятность (ц. в.)—это значение признака, являющегося границей для деления вариационного ряда. Например, Р5, или медиана делит вариационный ряд пополам, Р3 делит вариационный ряд таким образом, что количество признаков со значениями ниже 3 ц. в. в выборке будет 3 %, величина признака меньше 10 ц. в. встречается в 10 % случаев, и т. д. Промежутки между центильными вероятностями называются центильными интервалами (ц. и.). Выделяют восемь неодинаковых по величине центильных интервалов, каждый из которых имеет наименование как оценка соответствующей величины показателя.

Выделяют следующие диапазоны градаций морфологических показателей (длины и массы тела, окружности грудной клетки):

- нормальные величины — в пределах от Р10 до Р90 (3-6 ц. и.);

- сниженные величины — от Р10 до Р3 (2 ц. и.);

- низкие величины — ниже Р3 (1 ц. и.);

- повышенные величины — от Р90 до Р97 (7 ц. и.);

- высокие величины — выше Р97 (8 ц. и.).

Функциональное состояние организма по физио-

метрическим показателям можно охарактеризовать как отличное, когда жизненная ёмкость лёгких и мышечная сила рук оцениваются не ниже, чем по 6 ц. и.; хорошее — по 4-5 ц. и.; удовлетворительное — 2-3 ц. и.; неудовлетворительное — когда один или все показатели оценивают по 1 ц. и. [4].

Цель исследования—выявить особенности физического развития студентов на основе сравнительного анализа результатов, полученных на этапах наблюдения 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018 гг.

Материалы и методы. Для сравнительного анализа использованы результаты обследований юношей 17-21 года и девушек 17-20 лет Горьковской области, проводившихся в 1987-1988 гг. [4], а также результаты собственных обследований студентов Нижегородской области, проведённых в 20042006 гг. и 2016-2018 гг. на кафедре физической культуры Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета в рамках выполнения кафедральной научно-исследовательской работы по теме «Теоретические и практические аспекты формирования основ ЗОЖ студентов в условиях интенсификации учебного процесса», на базе Центра здоровья для детей и Центра здоровья для взрослых в рамках научно-методического сотрудничества по темам: «Исследование состояния здоровья учащихся школ г. Арзамаса в условиях современного образовательного процесса» и «Исследование физиологического статуса и профилактика нарушений состояния здоровья студенческой молодёжи в условиях современного образовательного процесса», а также по теме инициативной НИР «Исследование влияния двигательной активности на физиологические закономерности формирования физического здоровья студентов», реализуемой совместно с Институтом биологии и биомедицины ННГУ им. Н. И. Лобачевского [8]1.

Для оценки физического развития студентов проводились антропометрические измерения: длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ),

1 Приказ № АФ57-ОД от 30 августа 2018 г. «О создании сетевых инновационных площадок на базе естественно-географического факультета Арзамасского

филиала ННГУ», 2018 г.

динамометрии правой кисти (ДПК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после 20 приседаний [6].

Количественная оценка уровня физического здоровья была рассчитана по методу Г. Л. Апа-насенко [1].

ИМТ (индекс массы тела) рассчитали по формуле ИМТ = МТ/ДТ2 и распределили в соответствии с нормативами на шесть групп, различающихся возрастающими значениями индекса и показывающими степень ожирения [8].

Оценка физической подготовленности проводилась по результатам выполнения упражнений: бег на 100 м, прыжки в длину с места, упражнение на гибкость; также у юношей оценивались бег на 3 км и подтягивание на перекладине, а у девушек бег на 2 км и отжимание от пола. Оценивали результаты в соответствии с нормативами ВФСК ГТО для юношей и девушек 15-17 лет (5-я ступень) и 18-24 лет (6-я ступень): «отлично» (норматив золотого значка), «хорошо» (норматив серебряного значка), «удовлетворительно» (норматив бронзового значка) и «неудовлетворительно» (не выполнены нормативы) [5].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета Excel v8.00, Version 4.03 Primer of Biostatistics, STATGRAPHICS.Plus. Version 5.1. Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий Стьюдента). Вероятность p < 0,05 определяли как достаточную для вывода о статистической значимости различий средних значений исследуемых показателей.

Результаты исследования. Сравнительный анализ показателей физического развития, представленный в табл. 1, показывает, что у юношей за 30-летний период произошли значительные изменения, касающиеся в большей степени параметров мышечной силы и гемодинамики.

Статистически достоверно снизились показатели ДПК (на 27,6 %) и возросли гемодинамические параметры: САД (на 8,2 %), ДАД (на 9,2 %), ЧСС (на 4,4 %). Характер динамики ОГК и ЖЕЛ не подтвердился статистическими расчётами.

У девушек отмечено возрастание всех показателей физического развития, кроме ДПК, значения которой снизились на 25,4 % по сравнению с девушками 1990-х гг. (табл. 2).

Таблица 1

Показатели физического развития юношей 17-21 года, обследованных в 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018 гг.

Показатель 1987- 1988 2004- 2006 2016-2018 1987-1988 — 2016-2018

М±о N М±о N М±о N ±А

ДТ 176,8±6,30 642 176,0±5,83 486 175,8±6,13 624 -1,0*

МТ 71,0±8,60 640 68,4±9,10 486 72,2±10,05 625 +1,2*

ОГК 93,0±5,49 637 92,9±7,37 486 93,4±8,81 625 +0,4

ЖЕЛ 4,17±0,76 640 3,94±0,57 483 4,01±0,68 623 -0,16

ДПК 51,0±8,70 643 40,7±7,03 483 36,9±10,86 623 -14,1*

ЧСС 75,0±7,42 637 76,2±7,92 480 78,3±9,14 620 +3,3*

САД 115,0±9,52 636 119,1±8,56 481 124,4±9,74 622 +9,4*

ДАД 71,0±7,28 623 74,7±6,21 481 77,5±8,90 622 +6,5*

Здесь и в табл. 2: М — среднее значения показателя; о — стандартное отклонение, ±А — показатель разности; * — различия достоверны для р < 0,05.

Таблица 2

Показатели физического развития девушек 17-20 лет, обследованных в 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018 гг.

Показатель 1987-1988 2004-2006 2016-2018 1987-1988 — 2016-2018

М±о N М±о N М±о N ±А

ДТ 163,9±5,22 694 164,9±5,96 625 165,5±5,80 741 +1,6*

МТ 60,1±7,90 691 58,2±8,36 624 62,2±9,14 741 +2,1*

ОГК 83,0±4,90 693 83,3±7,66 625 85,0±7,94 740 +2,0*

ЖЕЛ 2,97±0,50 693 2,77±0,50 622 2,99±0,44 741 +0,02

ДПК 28,0±5,10 683 23,9±5,05 622 20,9±5,23 741 -7,1*

ЧСС 77,0±8,20 683 77,9±8,44 624 79,4±9,22 739 +2,4*

САД 109,0±8,90 679 113,8±8,10 625 115,8±9,34 739 +6,8*

ДАД 67,0±6,70 679 73,3±7,16 624 74,7±8,28 739 +7,7*

Наиболее объективно охарактеризовать распределения индивидуальных показателей физического развития в сжатом виде позволяет центиль-ный метод [2; 3; 8]. У юношей центильные шкалы показателей ДТ, ЖЕЛ и особенно ДПК имеют левостороннее смещение по сравнению с таковыми наблюдений 1987-1988 гг. Это подтверждает снижение средних значений этих показателей за исследуемый период (табл. 3).

Показатели МТ и ОГК в 6-8 ц. и. расширили диапазон значений, что свидетельствует о повышении распространённости юношей с высокой МТ и широкой грудной клеткой. Увеличение значений

о также свидетельствует о расширении разнообразия морфологического статуса среди юношей.

У девушек по большинству показателей центильные шкалы имеют правостороннее смещение, кроме физиометрических параметров ДПК и ЖЕЛ, которые указывают на снижение функциональных резервов дыхательной системы и особенно мышечной силы рук современных студенток по сравнению с девушками 1990-х гг. прошлого столетия (табл. 4).

Как у юношей, так и у девушек значения медиан САД, ДАД, ЧСС за период наблюдения 1987— 2018 гг. возрастают, а диапазон min—max этих

Таблица 3

Сравнительная характеристика центильных шкал показателей физического развития юношей 17-21 лет, обследованных в в 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018 гг.

Перцентили (центильные интервалы)

Показатель Период обследования Р3 2 ц. и. Р10 3 ц. и. Р25 4 ц. и. Р50 5 ц. и. Р75 6 ц. и. Р90 7 ц. и. Р97 8 ц. и. min-max

1987-1988 164 169 173 177 181 185 188 158-200

ДТ, см 2004-2006 163 167 171 176,5 181 184,7 187 155-198

2016-2018 161 165 171 176,8 181,1 182,9 186 155-195

1987-1988 56,6 60,4 65 70,3 76,2 82 88,9 48-104

МТ, кг 2004-2006 53,3 57,1 61 70 73 79 89 40-106

2016-2018 54 58 63 71 80 89 96 49-111

1987-1988 83 86 89 93 96 100 104 78-114

ОГК, см 2004-2006 77 83 85 92 97 101 107 61-118

2016-2018 78 81 86 93 99 106 118 69-121

1987-1988 2,8 3,2 3,6 4,2 4,7 5,2 5,6 2,2-6,4

ЖЕЛ, л 2004-2006 2,8 3,1 3,5 4,0 4,5 5 5,5 1,4-6,8

2016-2018 2,7 3 3,5 4 4,4 5 5,4 1,9-6,6

1987-1988 35 40 45 50 57 62 68 25-79

ДПК, кг 2004-2006 23 33 37 40 45 56 60 14-65

2016-2018 19 21 29 39 45 52 57 13-65

1987-1988 61 64 71 74 78 85 90 60-104

ЧСС, уд. мин 2004-2006 62 67 71 76 81 86 92 47-109

2016-2018 64 67 72 78 84 87 94 50-112

1987-1988 97 105 108 116 119 127 137 90-160

САД, мм рт. ст. 2004-2006 99 108 110 119 122 129 138 91-156

2016-2018 102 109 117 123 127 134 140 87-163

1987-1988 57 59 67 70 78 79 81 50-100

ДАД, мм рт. ст. 2004-2006 59 66 71 74 79 82 85 52-98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016-2018 64 69 73 78 81 84 88 50-103

параметров расширяется. Также увеличиваются значения о, что свидетельствует о вариативности показателей гемодинамического статуса современных юношей и девушек.

В ходе исследования провели сравнительный анализ физической подготовленности юношей и девушек 17-19 лет, обследованных в 2004-2006 и 2016-2018 гг. (табл. 5, 6).

К 2018 г. у юношей и девушек увеличилось количество оценок «отлично» по результатам выполне-

ния упражнений «бег на 100 м» (1,6 и 0,9 % соответственно), на гибкость (1,0 и 5,8 %), отжимания от пола (2,0 %), «подтягивание на перекладине» (0,9 %). При этом в большей степени увеличилось количество оценок «неудовлетворительно» по результатам выполнения всех упражнений, кроме упражнения на гибкость у девушек.

ИМТ даёт возможность оценить гармоничность физического развития и соответствие роста массе тела. К 2018 г. снизилась численность студентов

Таблица 4

Сравнительная характеристика центильных шкал показателей физического развития девушек 17-20 лет, обследованных в в 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018 гг.

Перцентили (центильные интервалы)

Показатель Период Р3 Р10 Р25 Р50 Р75 Р90 Р97 тш-тах

обследования 2 ц. и. 3 ц. и. 4 ц. и. 5 ц. и. 6 ц. и. 7 ц. и. 8 ц. и.

1987-1988 154 157 160 164 167 171 174 150-180

ДТ, см 2004-2006 155 157 161 164 169 172 177 140-187

2016-2018 155 158 161 165 169 172 179 145-189

1987-1988 47,4 50,9 54,7 59,6 64,3 69,8 78,6 36-92

МТ, кг 2004-2006 45 49 52 57 63 68 77 40-108

2016-2018 46 50 54 58 66 75 87 40-111

1987-1988 75 77 79 82 86 89 94 70-108

ОГК, см 2004-2006 72 75 78 83 90 94 98 64-119

2016-2018 73 76 81 84 91 95 103 66-119

1987-1988 2,1 2,3 2,6 3,0 3,3 3,6 4,0 1,4-4,8

ЖЕЛ, л 2004-2006 2,0 2,2 2,5 3,0 3,2 3,4 3,7 1,5-5,5

2016-2018 2,0 2,4 2,6 3,0 3,2 3,4 3,7 1,8-5,1

1987-1988 19 21 24 28 31 35 38 10-44

ДПК, кг 2004-2006 14 18 20 23 26 30 35 10-45

2016-2018 13 16 19 21 24 28 32 16-50

1987-1988 63 67 73 76 82 88 98 60-116

ЧСС, уд. мин 2004-2006 62 67 74 78 83 90 100 53-110

2016-2018 63 66 74 78 86 95 105 53-120

САД, 1987-1988 94 97 104 108 116 119 126 90-140

2004-2006 97 101 111 114 119 126 131 89-145

мм рт. ст.

2016-2018 99 102 111 116 121 126 132 88-150

ДАД, 1987-1988 56 58 60 67 70 77 80 46-86

2004-2006 60 64 68 71 79 83 85 61-96

мм рт. ст.

2016-2018 64 68 71 74 80 83 86 48-96

Таблица 5

Показатели физической подготовленности юношей 17-19 лет, обследованных в 2004-2006 и 2016-2018 гг., %

Оценка Бег, 100 м Бег, 3 км Подтягивание Упражнение на гибкость Прыжок с места

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Неудовлетворительно 8,6 13,3 24,9 31,0 15,4 27,9 11,6 21,4 24,3 34,2

Удовлетворительно 31,4 30,3 38,1 40,6 35,8 26,8 33,8 23,6 29,5 28,8

Хорошо 39,4 33,2 28,4 20,1 31,4 27,0 42,0 41,7 20,4 12,3

Отлично 21,6 23,2 8,6 8,3 17,4 18,3 12,3 13,3 7,9 6,8

Здесь и в табл. 6: 1 — результаты тестирования 2004-2006 гг., 2 — 2016-2018 гг.

Таблица 6

Показатели физическом подготовленности девушек 17-19 лет, обследованных в 2004-2006 и 2016-2018 гг., %

Оценка Бег, 100 м Бег, 3 км Подтягивание Упражнение на гибкость Прыжок с места

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Неудовлетворительно 12,6 15,5 26,8 36,7 15,9 25,8 9,0 8,8 42,5 52,2

Удовлетворительно 27,1 26,0 39,9 34,8 37,7 29,6 25,3 19,1 32,9 28,8

Хорошо 43,5 40,8 23,8 19,7 22,4 24,6 35,1 35,7 17,4 12,3

Отлично 16,8 17,7 9,5 8,8 18,0 20,0 30,6 36,4 7,2 6,8

Таблица 7

ИМТ студентов 17-19 лет, обследованных в 2004-2006 и 2016-2018 гг., %

МТ Юноши Девушки

2004-2006 2016-2018 2004-2006 2016-2018

Ниже нормы (<18,5) 5,1 3,8 12,2 9,3

Норма (18,5-25,0) 75,3 68,4 78,0 68,1

Предожирение (25,1-25,99) 18,3 23,4 7,4 14,5

Ожирение 1-й степени (30,0-34,99) 4,1 3,8 0,9 5,3

Ожирение 2-й степени (35,0-39,99) - 0,2 0,5 2,3

Ожирение 3-й степени (40,0 и более) 0,2 0,4 - 0,5

Таблица 8

Показатели физического здоровья студентов 17-19 лет, обследованных в 2004-2006 и 2016-2018 гг., %

Уровень здоровья Юноши Девушки

2004-2006 2016-2018 2004-2006 2016-2018

Низкий 10,6 16,8 13,5 15,7

Ниже среднего 17,3 23,6 15,8 19,7

Средний 38,4 36,3 30,5 38,8

Выше среднего 25,2 12,3 18,6 10,2

Высокий 10,5 11,0 13,6 15,6

с недостаточной и нормальной МТ, при этом возросла в два раза доля девушек с предожирением и ожирением 1-3-й степени (табл. 7). Также увеличилось количество юношей, имеющих ИМТ, соответствующий состоянию предожирения.

Используя метод Г. Л. Апанасенко (1992), провели оценку физического здоровья юношей и девушек 17-19 лет, обследованных в 2004-2006 и 2016-2018 гг. (табл. 8, 9). За исследуемый пери-

од среди юношей и девушек возросла численность с низким (на 6,2 и 3,2 % соответственно полу) и высоким (на 0,5 и 2,0 %) уровнями физического здоровья (табл. 8). Показатели среднего уровня здоровья среди юношей снизились (на 2,1 %), а среди девушек повысились (на 8,3 %). Численность юношей и девушек с уровнем здоровья выше среднего в динамике наблюдений снижается (на 12,9 и 8,4 %).

Выводы.

1. Сравнительный анализ показателей физического развития выявил значительные изменения, произошедшие за период наблюдений с 1987 по 2018 г. У юношей и девушек произошло существенное снижение показателей ДПК. За 30-летний период возросли значения САД, ДАД и ЧСС. Динамика показателей морфологического статуса отмечается тендерными различиями: у девушек выявлено увеличение параметров ДТ, МТ и ОГК, по сравнению с ровесницами прошлого столетия, а у юношей — снижение ДТ на фоне возрастания МТ.

2. За исследуемый период увеличилось разнообразие форм физического развития современных студентов, на что указывает расширение диапазона min—max исследуемых параметров, расширение центильных интервалов, а также возрастание значений о к настоящему времени.

3. В настоящее время повысилась распространённость юношей и девушек с высокими значениями ИМТ, соответствующими состоянию пред-ожирения.

4. Физическая подготовленность и физическое здоровье студенческой молодёжи в настоящее время характеризуется возрастанием вариабельности: увеличивается доля юношей и девушек как с неудовлетворительными оценками, так и с отличными.

Заключение. Учитывая важное значение показателей физического развития при оценке состояния здоровья для молодёжи, необходимо формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека / Г. Л. Апанасенко. — СПб. : Петрополис, 1992. — 123 с.

Поступила в редакцию 29 октября 2018 г.

2. Горобий, А. Ю. Двигательная активность в жизни студентов гуманитарного вуза / А. Ю. Горобий, В. Л. Кондаков, А. А. Третьяков // Культура физ. и здоровье. — 2013. — № 2 (44). — С. 18-20.

3. Матвеева, Н. А. Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода / Н. А. Матвеева, Н. Г. Чекалова, А. В. Додонов, Ю. Р. Силкин, Е. О. Максименко // Мед. альм. — 2015. — № 5 (40). — С. 176-178.

4. Матвеева, Н. А. Физическое развитие студентов г. Горький / Н. А. Матвеева, А. А. Бородино-ва, А. И. Квасова, Л. В. Шулындина // Образ жизни и здоровье студентов : сб. науч. тр. — Горький, 1990. — С. 69-75.

5. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». — М., 2014.

6. Михайлова, С. В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодёжи : учеб.-метод. пособие / С. В. Михайлова, Ю. Г. Кузми-чёв, Н. В. Жулин. — Арзамас : Арзамас. фил. ННГУ, 2017. — 174 с.

7. Михайлова, С. В. Особенности морфофункцио-нального развития сельских школьников в современных условиях : автореф. дис. ... канд. биол. наук / С. В. Михайлова. — Казань, 2014.

8. Оказание медицинской помощи взрослому населению в Центрах здоровья : метод. рекоменд. — М. : ГНИЦПМ, 2012. — 109 с.

9. Попова, Г. А. Оценка соматического здоровья студенток выпускного курса университета / Г. А. Попова, Н. Л. Демина, А. В. Сазанов, М. Л. Сазанова // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 74-78.

10. Рощина, Г. О. Технологии здоровьесбереже-ния на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании / Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 42-45.

11. Шипилова, С. С. Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов России / С. С. Шипи-лова, С. В. Гончарук // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 109-111.

Для цитирования: Антонов, А. Я. Тенденции физического развития студенческой молодёжи на рубеже столетий (на примере студентов Нижегородской области) / А. Я. Антонов, Е. А. Болтачева, А. В. Дерюгина, С. В. Михайлова, Т. В. Сидорова, С. Г. Съёмова, Т. В. Хрычева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 4. — С. 21-30.

Сведения об авторах

Антонов Александр Яковлевич — старший преподаватель кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Арзамас, Россия. arzamas.tv@mail.ru

Болтачева Елена Александровна — врач-педиатр, заведующая Центром здоровья для детей. Арзамас, Россия. czd.arz@yandex.ru

Дерюгина Анна Вячеславовна — доктор биологических наук, доцент, заместитель директора ИББМ по научной работе, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, Россия. ibbm@unn.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Михайлова Светлана Владимировна—кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Арзамас, Россия. fatinia_m@mail.ru

Сидорова Татьяна Владиславовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Арзамас, Россия. arzamas.tv@mail.ru

Съёмова Светлана Геннадьевна — старший преподаватель кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Арзамас, Россия. sveta_dem1976@mail.ru

Хрычева Татьяна Викторовна—врач-терапевт, заведующая Центром здоровья. Арзамас, Россия, medinfo@ mts-nn.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 4, pp. 21-30.

Trends of Physical Development of Students Youth on the Turn of Countries (on the example of students in the Nizhny Novgorod region)

Antonov A.Ya.1, Boltacheva E.A.2, Deryugina A.V.3, Mikhailova S.V.1, Sidorova T.V.1, Syemova S.G.1, Khrycheva T.V.4

1Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Arzamas, Russia. fatinia_m@mail.ru 2Health Center for children, Arzamas, Russia. czd.arz@yandex.ru

3Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia, ibbm@unn.ru 4Health Center, Arzamas city hospital № 1, Arzamas, Russia. medinfo@mts-nn.ru

The article presents a comparative description of the physical development indicators of students of the Nizhny Novgorod region, obtained from surveys in 1987-1988, 2004-2006, 2016-2018. During the study period there was a significant decrease in muscle strength of the hands against the background of an increase in hemodynamic parameters. Changes in the morphological status were more reflected in the girls by an increase in the total body indices. During the study period, a variety of forms of physical development of modern students increased, as indicated by the expansion of the range of extreme options of the parameters studied, the increase in their centile intervals, as well as the increase in standard deviation values.

Keywords: students, physical development, morphological and functional indicators, centile method, physical fitness, physical health.

References

1. Apanasenko G.L. Evolyutsiya bioenergetiki i zdo-rov'ya cheloveka [Evolution of bioenergy and human health]. St. Petersburg, 1992. 123 p. (In Russ.).

2. Gorobiy A.Yu., Kondakov V.L., Tretyakov A.A.

Dvigatel'naya aktivnost' v zhizni studentov gumani-tarnogo vuza [Physical activity in the lives of students Humanities]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'ye [Physical Culture and health], 2013, no. 2 (44), pp. 18-20. (In Russ.).

3. Matveyeva N.A., Chekalova N.G., Dodonov A.V., Silkin Yu.R., Maksimenko E.O. Fizicheskoye razvitiye studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy Nizhnego Novgoroda [Physical development of students of higher educational institutions of Nizhny Novgorod]. Medit-sinskiy al'manakh [Medical almanac], 2015, no. 5 (40), pp. 176-178. (In Russ.).

4. Matveyeva N.A., Borodinova A.A., Kvasova A.I., Shulyindina L.V. Fizicheskoye razvitiye studentov g. Gorkiy [Physical development of the students ' Gorky]. Obraz zhizni i zdorove studentov: sbornik nauchnyih tru-dov [Lifestyle and health of students: collection of scientific works]. Gorky, 1990. Pp. 69-75. (In Russ.).

5. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii provedeniya ispyitaniy (testov), vkhodyashchikh vo Vse-rossiyskiy fizkulturno-sportivnyiy kompleks «Gotov k trudu i oborone» [Guidelines for the organization of tests (tests) included in the all-Russian sports complex «Ready for work and defense»]. Moscow, 2014. (In Russ.).

6. Mikhaylova S.V., Kuzmichyov Yu.G., Zhulin N.V. Metody otsenki i samokontrolya fizicheskogo zdorov'ya uchashcheysya molodyozhi [Methods of assessment and self-control of physical health of students]. Arzamas, 2017. 174 p. (In Russ.).

7. Mikhaylova S.V. Osobennosti morfofunktsio-nal'nogo razvitiya sel'skikh shkolknikov v sovremennykh usloviyakh [Features of morphofunctional development of rural schoolchildren in modern conditions. Abstract of thesis]. Kazan, 2014. (In Russ.).

8. Okazaniye meditsinskoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu v Tsentrakh zdorov'ya: metodicheskiye rekomendatsii [Providing medical care to adults in health Centers. Methodical recommendation]. Moscow, 2012. 109 p. (In Russ.).

9. Popova G.A., Demina N.L., Sazanov A. V., Saza-nova M.L. Otsenka somaticheskogo zdorov'ya studentok vypusknogo kursa universiteta [Evaluation of somatic health of students of the senior class of the University]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2017, vol. 2, no. 3, pp. 74-78. (In Russ.).

10. Roshchina G.O., Iyerusalimtseva O.V., Chesh-chuina E.I. Tekhnologii zdorov'yesberezheniya na uroke fizicheskoy kul'tury v aspekte gumanisticheskogo pod-khoda v obrazovanii [Technologies of health saving at a lesson of physical culture in aspect of humanistic approach in education]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2016, vol. 1, no. 2, pp. 42-45. (In Russ.).

11. Shipilova S.S., Goncharuk S.V. Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoye vospitaniye studentov Ros-sii [Healthy lifestyle and physical education of students of Russia]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2016, vol. 1, no. 2, pp. 109-111. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.