УДК: 616.1-053.2
ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
С.В. Михайлова1, Ю.Г. Кузмичев2
'ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал Арзамас, Российская Федерация
2ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Нижний Новгород, Российская Федерация
Аннотация. В статье обоснован выбор центильного метода для разработки нормативов физического развития современных студентов Нижегородской области по результатам антропометрических обследований 8415 студентов 17—25 лет. Оценочные таблицы представлены в виде одномерных центильных шкал по 14 показателям физического развития.
Ключевые слова: студенты, физическое развитие, морфофункциональные показатели, центильное распределение.
Физическое развитие (ФР) подрастающего поколения требует систематического наблюдения, что подтверждается Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [1]. Для контроля ФР первостепенное значение имеет наличие нормативов и стандартов, которые формируются на основе статистического анализа распределения показателей у больших контингентов студентов, отобранных сообразно с принятыми критериями здоровья, социального и экологического благополучия [2].
Цель исследования — изучить особенности морфофункциональных показателей студентов Нижегородской области и разработать для них нормативы физического развития.
Материалы и методы. Разработка нормативов проводилась по результатам антропометрических обследований 8415 студентов 17—25 лет. Исследование проведено генерализующим методом в 2011—2016 гг. среди студентов АФ ННГУ, АПИ, АФ РУК, НижГМА и ННГУ. Антропометри-
ческие измерения включали определение длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи [3].
Результаты исследования. Применяя цен-тильный анализ, определили, что современных студентов отличает асимметрия показателей ДТ, МТ и ОГК в сторону крайних вариантов развития. Распределение ДТ имеет слабо выраженное правостороннее смещение, а МТ и ОГК имеют левостороннюю асимметрию, наиболее выраженную среди юношей. Центильное распределение ЖЕЛ характеризуется небольшой правосторонней асимметрией. Выраженная левосторонняя асимметрия отмечается по показателям динамометрии: практически у половины (57,6%) студентов динамометрия оценивается как сниженная, низкая и очень низкая. Центильные оценки показателей САД и ДАД имеют выраженную правостороннюю асимметрию.
—--
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г. Обоснование разработки нормативов физического развития студентов.
—--
Морфофункциональные показатели студентов отличаются выраженной вариабельностью, поэтому в целом физическое развитие современных студентов характеризуется высокой численностью юношей и девушек с крайними значениями морфологических и функциональных признаков. Продолжающиеся приросты морфологических показателей в возрасте 17—25 лет могут свидетельствовать о незавершенности ростовых процессов у молодежи с замедленным биологическим развитием, а рост функциональных показателей отмечен у студентов, активно занимающихся спортом.
Заключение. Новые нормативы представлены в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше по 14 морфофункциональным показателям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, фи-
Выраженная асимметрия распределения оценок морфофункциональных показателей доказывает правильность использования непараметрического центильного метода математической статистики, который приемлем для оценивания распределений любого типа. Учитывая наличие статистически достоверных различий по показателям физического развития у большинства студентов до 21 года, определили для разработки норматива возрастные группы: 17 лет, 18 лет, 19 лет, 20 лет, 21 год и старше (табл. 1).
зического развития детей, подростков и молодежи». М., 2001.
2. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. Н. Новгород: Издательство НГМА, 2006.
3. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Калюжный Е.А., Красникова Л.И., Жулин Н.В., Норки-на Е.И., Глаголева К. С., Любаев А.В. Мониторинг физического развития студентов Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9.
Таблица 1
Одномерные центильные шкалы для оценки физического развития
Показатели Минимум максимум Оценка показателей по центильным интервалам
1 2 3 4 5 6 7 8
Центили
3(5) 10 25 50 75 90 97(95)
Девушки 17 лет
1. Длина тела, см 140,0—186,0 154,6 155,7 161,2 165,3 168,5 171,2 175,8
2. Масса тела, кг 40,0—100,0 44,0 47,1 51,0 57,6 60,7 65,7 71,1
3. BMI кг/м2 14,4—33,4 16,5 17,6 18,8 20,3 21,9 23,9 26,3
4. Окружность грудной клетки, см 73,0—107,0 73,3 74,5 76,7 82,8 84,9 90,8 95,3
5. Жизненная емкость легких, л 1,9—5,5 2,2 2,4 2,6 3,0 3,4 3,8 4,7
6. Динамометрия правой кисти, кг 15,0—35,0 15,8 16,6 17,3 22,6 24,4 27,6 31,6
7. Динамометрия левой кисти, кг 12,0—30,0 12,4 14,1 16,5 19,8 21,5 24,7 29,0
8. САД, мм рт. ст. 89,0—144,0 90,1 95,8 106,0 115,6 120,2 125,3 130,3
9. ДАД, мм рт. ст. 56,0—85,0 59,8 63,2 65,8 72,7 76,0 77,8 80,0
10. ЧСС, уд. в мин. 52,0—120,0 60,0 63,7 72,0 77,4 87,5 94,8 105,1
11. Проба Штанге, сек 14,0—83,0 23,0 26,4 32,7 40,9 47,7 54,3 60,8
12. Проба Генчи, сек 12,0—41,0 13,6 15,7 17,7 20,5 23,3 26,9 30,9
13. Жизненный индекс, % 28,2—94,1 34,0 37,4 48,7 55,0 59,0 63,6 70,8
14. Силовой индекс, % 16,0—93,5 26,9 30,5 33,4 41,0 43,8 51,4 62,3
—--
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11
—--—
STUDY ON THE DEVELOPMENT
OF STANDARDS OF PHYSICAL DEVELOPMENT
OF STUDENTS OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION
S.V. Mikhailova1, Ju.G. Kuzmichev2
1 National Research Nizhny Novgorod State University named N.I. Lobachevsky Arzamas branch Arzamas, Russia
2Nizhny Novgorod State Medical Academy Nizhny Novgorod, Russia
Annotation. The article chosen are centile method to develop a standard of physical development of modern students of Nizhny Novgorod Region on the results of anthropometric surveys, 8415 students of 17—25 years. Scorecards are presented in the form of one-dimensional scales centile 14 indicators of physical development.
Key words: students, physical development, morphofunctional indicators, centile distribution.
REFERENCES
1.ePostanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2001 g. N 916 «Ob obshherossijskoj sisteme monitoringa sostojanija fizicheskogo zdorov'ja naselenija, fizicheskogo razvitija detej, podrostkov i molodezhi». Moscow, 2001.
2. Bogomolova E.S. et al. Ocenka fizicheskogo razvitija detej i podrostkov: uchebnoe posobie. N.Novgorod: Izdatel'stvo NGMA, 2006.
3. Mihajlova S.V., Kuzmichev Ju.G., Krylov V.N., Kaljuzhnyj E.A., Krasnikova L.I., Zhulin N.V., Norkina E.I., Glagoleva K.S., Ljubaev A.V. Monitoring fizicheskogo razvitija studentov Nizhegorodskoj oblasti. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2016, no. 9.