Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
формирование здорового образа жизни / школьники / molding a healthy lifestyle / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.А. Давыденко

Изучены особенности образа жизни школьников крупного промышленного города в зависимости от территории проживания (промышленная и административная территории) и вида образовательного учреждения (массовые школы и инновационные образовательные учреждения). Показано, что распространенность дефектов образа жизни (нарушения режима сна, прогулок, низкая двигательная активность, распространенность вредных привычек, трудовая занятость) выше среди школьников, проживающих в промышленных районах, особенно среди учащихся массовых школ. Распространенность дефектов образа жизни чаще встречается среди девушек (нарушения режима сна, питания, низкая двигательная активность), чем у юношей. Полученные результаты обосновывают необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни с учетом экологической и социально-экономической ситуации территории проживания, вида образовательного учреждения, возраста и пола учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR A DIFFERENTIAL APPROACH TO MOLDING A HEALTHY LIFESTYLE IN SCHOOLCHILDREN

The lifestyle of schoolchildren in a large industrial town was studied in relation to the residence (industrial and administrative areas) and the type of an education establishment (general education schools and innovative education establishments). The spread of lifestyle defects (sleep and walk irregularities, inactivity, bad habits, employment) was shown to be higher in the schoolchildren living in the industrial areas, in general education school pupils in particular. That of lifestyle defects was higher in girls (sleep and diet irregularities, inactivity) than in boys. The findings provide evidence that there is a need for a differential approach to molding a healthy lifestyle in schoolchildren, by keeping in mind the environmental and socioeconomic situation of a residence, the type of an education establishment, age, and gender.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ»

[гиена и санитария 1/20x0

2. Баевский Р. М. // Успехи физиол. наук. — 2006. — Т. 37, № 33. - С. 42-57.

3. Геворкян Э. С., Минасян С. М., Ксаджикян Н. Н. и др. // Гиг. и сан. - 2005. - № 5. - С. 55-57.

4. Комплексная оценка функциональных резервов организма / Айдаралиев А. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. и др. — Фрунзе, 1988.

5. Минасян С. М., Геворкян Э. С., Ксаджикян Н. Н. Ц Гиг. и сан. - 2005. - № 5. - С. 46-49.

6. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 6. - С. 95-101.

7. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 4 от 24.01.2003) // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2003. - Т. 6, № 3. — С. 26-43.

8. Рахманин Ю. А., Ревазова Ю. А. // Проблемы диагностики донозологических состояний в профилактической медицине. — М., 2003. — С. 106—108.

9. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. — М., 1998.

10. Щербатых Ю. В. // Физиология человека. — 2000. — Т. 26, № 5. - С. 151-152.

11. Юматов Е. А., Кузьменко В. А., Вадиков В. И. и др. // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 2. — С. 104-111.

12. Monda М., Messina G., Vicidomini С. et al. // Nutr. Neu-rosci. - 2006. - Vol. 9, N 3. - P. 141-145.

13. Piccirillo G., Vena F., Santagada E. et al. // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. - 1998. - Vol. 22, N 8. -P. 741-750.

14. Task Force of the European SOciety of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophys-iology. Heart Rate Variability. Standards of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use // Circulation. - 1996. - Vol. 93, N 5. - P. 1043-1065.

15. Wotney I., C., Carlos A. //i. Pediatr. - 2006. - Vol. 82, N 4. - P. 266-272.

Поступила 03.07.08

С Л. А. ДАВЫДЕНКО, 2010 УДК 613.955(1-21)

Jl. А. Давыденко

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Давыденко Л. А. — д-р мед. наук (Волгоград, пл. Павших борцов, 1)

Изучены особенности образа жизни школьников крупного промышленного города в зависимости от территории проживания (промышленная и административная территории) и вида образовательного учреждения (массовые школы и инновационные образовательные учреждения). Показано, что распространенность дефектов образа жизни (нарушения режима сна, прогулок, низкая двигательная активность, распространенность вредных привычек, трудовая занятость) выше среди школьников, проживающих в промышленных районах, особенно среди учащихся массовых школ. Распространенность дефектов образа жизни чаще встречается среди девушек (нарушения режима сна, питания, низкая двигательная активность), чем у юношей. Полученные результаты обосновывают необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни с учетом экологической и социально-экономической ситуации территории проживания, вида образовательного учреждения, возраста и пола учащихся. Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, школьники

L. A. Davydenko. - RATIONALE FOR A DIFFERENTIAL APPROACH ТО MOLDING A HEALTHY LIFESTYLE IN SCHOOLCHILDREN

The lifestyle of schoolchildren in a large industrial town was studied in relation to the residence (industrial and administrative areas) and the type of an education establishment (general education schools and innovative education establishments). The spread of lifestyle defects (sleep and walk irregularities, inactivity, bad habits, employment) was shown to be higher in the schoolchildren living in the industrial areas, in general education school pupils in particular. That of lifestyle defects was higher in girls (sleep and diet irregularities, inactivity) than in boys. The findings provide evidence that there is a need for a differential approach to molding a healthy lifestyle in schoolchildren, by keeping in mind the environmental and socioeconomic situation of a residence, the type of an education establishment, age, and gender.

Key words: molding a healthy lifestyle, schoolchildren

Исследования последних лет показывают, что образ жизни (ОЖ) детей и подростков имеет многочисленные дефекты, при этом среди подрастающего поколения не только не отмечается положительной динамики характеристик ОЖ, но и увеличивается распространенность рисковых форм поведения, деформирующих стиль жизни [1—4]. В связи с этим необходимо научное обоснование политики и стратегии в области формирования здорового стиля поведения — важного элемента, обеспечивающего санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков.

Цель исследования — научная аргументация дифференцированного подхода к разработке региональной концепции здорового ОЖ на основе выявленных осо-

бенностей и закономерностей формирования ОЖ школьников крупного промышленного города.

На урбанизированных территориях Волгоградского региона с 1998 по 2006 г. проводили изучение и анализ ОЖ школьников 1, 5, 9, 11-х классов в зависимости от территории проживания и вида образовательного учреждения. Первое направление реализовали на примере двух модельных территорий крупного города: промышленной — неблагополучной по экологическим и социально-экономическим условиям проживания; центральной — территории относительного экологического и социально-экономического благополучия. Второе — на примере двух видов образовательных учреждений (ОУ): гимназий (лицеи) и массовых школ.

ОЖ учащихся характеризовали на основе показателей суточного бюджета времени, организации и характера питания, режима трудовой занятости, распространенности рисковых форм поведения. Для количественной оценки разнородных показателей, характеризующих ОЖ, рассчитывали интегральные показатели: ИПР — суточный бюджет времени школьников, ИПП — организация и качество питания.

За период наблюдения выявили негативную динамику в организации режима дня школьников: увеличилась распространенность нарушений режима прогулок (среди первоклассников с 86,4 до 90,4%; девятиклассников — с 61,9 до 70,7%; р < 0,05), дополнительных учебных занятий среди учащихся 1, 5, 9-х классов (с 29,9 до 43,7%), увеличилось число учащихся, увлекающихся компьютером (с 20,2 до 47,2%; р < 0,001). Более широкую распространенность приобрели вредные привычки среди подростков: число курящих девушек возросло с 11,8 до 29,9% (р < 0,001), число регулярно употребляющих алкогольные напитки юношей — с 11,9 до 26,5%, девушек — с 10,7 до 16,1% (р < 0,01-0,001).

В динамике лет обучения выявили различия в распространенности нарушений режима дня школьников. Нарушения режима дня особенно характерны для учащихся 1-х классов: не соблюдают режим сна 94,1% (56,1—68,6% в 5-х и 9-х классах, 32,4% в выпускных; р < 0,001). Среди первоклассников меньше всего детей, занимающихся физкультурой и спортом (25,4%); их число возрастает до 44,3% к 5-му классу и уменьшается до 28,6% к моменту окончания школы. Самое большое число подростков, соблюдающих режим прогулок, среди учащихся 9-х классов (31,9% в учебные, 62,6% в выходные дни). Среди учащихся 5-х и 9-х классов отметили наибольшую распространенность нарушений режима дня, обусловленных длительным просмотром телепередач (43,9 и 64,6% соответственно). С возрастом увеличивается число школьников, длительно занимающихся на компьютере (с 30,4 до 52,1%; р < 0,01). Характерный элемент ОЖ современных старшеклассников — трудовая занятость: 26,4% юношей и 13,9% девушек совмещают учебу с работой.

Корреляционный анализ подтвердил зависимость факторов, определяющих оценочную градацию режима дня, от возраста ребенка. У первоклассников это прежде всего режим сна и прогулок (л = 0,43—0,63), в 5-х классах — длительность просмотра телепередач (г = 0,4— 0,56), в старших классах — режим прогулок (г = 0,62— 0,7) и продолжительность выполнения домашнего задания (г= 0,38-0,55).

Набор продуктов, используемый в питании школьников, меняется с возрастом: с 1-го до 11-го класса возрастает число детей и подростков, в рационе которых регулярно присутствуют мясо и мясопродукты (с 49,3 до 70,6%; р < 0,001), овощи и фрукты (с 32,6 до 60%; р < 0,001), в то же время в 2 раза уменьшается число школьников, регулярно потребляющих молоко. Интегральная оценка питания (ИПП) прежде всего связана с качественной полноценностью питания: в младших классах с употреблением мяса и мясопродуктов (г = 0,48), в старших — молока (г = 0,6), и во всех возрастных группах — фруктов (г = 0,43—0,53).

Исследования показали более низкое качество организации жизни у девочек, чем у мальчиков, различия особенно выражены в старших классах. Среди девушек больше недосыпающих (59,6% против 46,1%; р < 0,05), превышающих гигиенические нормы времени подготовки уроков (18,7% против 4,5%; р < 0,01), выше распространенность дополнительных учебных нагрузок (58,6% против 41,6%; р < 0,01). Для них более характерна низкая двигательная активность (76,4% против 60,5%; р < 0,01), нарушения режима прогулок (74,4% против 62,9%; р< 0,001), режима питания, менее регулярное

употребление мясных и молочных продуктов (р < 0,05— 0,001).

Результаты исследования показали, что дефекты ОЖ в большей степени присущи школьникам промышленных районов: в 1,5 раза больше подростков, имеющих глубокое недосыпание, в 2,4 раза меньше первоклассников, регулярно спящих днем, чаще встречаются дефекты режима дня, обусловленные длительным просмотром телепередач (30,1% против 20,2%; р < 0,05), меньше распространенность занятий в спортивных секциях (29% против 41,8%; р < 0,01). Учащиеся 1-х и 5-х классов промышленных районов меньше бывают на свежем воздухе, чем их сверстники района сравнения (7% против 17,8%; р < 0,01), хотя в выпускных классах, наоборот, чаще соблюдают режим прогулок подростки промышленных районов (34,7% против 20,1%; р < 0,001). В промышленных районах больше работающих подростков (24,6% против 15,6%; р < 0,05). В целом оптимальный и удовлетворительный вариант интегральной оценки организации и качества питания имеют соответственно 3,6 и 30,2% учащихся промышленных районов, 30,7 и 45,5% — центрального района.

В промышленных районах больше юношей, регулярно употребляющих алкогольные напитки (р < 0,05), в более раннем возрасте имеет место первая проба наркотических веществ (р < 0,05); выше распространенность употребления наркотических веществ инъекционным путем (в 2,8 раза среди юношей, в 5 раз среди девушек). Подростки промышленных районов, особенно девушки, имеют более неблагоприятный сексуальный анамнез: ниже возраст полового дебюта (13—14 лет — 30,4% против 15% в центральном районе), более характерна частая смена полового партнера (52,2% против 15%; р < 0,01), выше распространенность незащищенного секса (69% против 40%; р < 0,05).

В ходе исследований выявили характерные соотношения распространенности дефектов режима дня в группах учащихся массовых школ и гимназистов, сопоставимых по социальным характеристикам. Дефицит сна более 2 ч, отсутствие дневного сна у первоклассников в выходные дни более характерны для учащихся массовых школ. Гимназисты-первоклассники по времени подготовки уроков чаще укладываются в гигиеническую норму (79,1 % против 64,6%; р < 0,05), в старших классах у большого числа гимназистов время приготовления домашнего задания превышает регламент (17,2% против 5%; р < 0,01). Дополнительные учебные занятия вне школы более характерны для учащихся гимназий (60,5% против 41,4%; р< 0,001). Старшеклассники-гимназисты чаше нарушают режим прогулок (р < 0,01), в то же время в 1,5—2 раза чаще занимаются физической культурой и спортом. Среди учащихся массовых школ больше работающих подростков (в 2,7 раза среди юношей, в 6,3 раза среди девушек).

Интегральная оценка организации и качества питания хуже у учащихся массовых школ, различия особенно выражены в промышленных районах (ИПП 0,42 против 0,39; р < 0,01). Выявили различия в распространенности поведенческих факторов риска в когортах учащихся гимназий и массовых школ, более выраженных в промышленных районах. Для учащихся массовых школ более характерно употребление крепких алкогольных напитков, знакомство с наркотиками (19,5% против 9,2% в гимназиях; р < 0,05), инъекционный путь их потребления (4,9% против 0,9%; р < 0,001), распространенность интимных форм поведения (39,3% против 27,7%; р < 0,01).

Таким образом, выявлены различия в характеристиках ОЖ школьников крупного промышленного города в зависимости от возраста, пола, территории проживания и вида образовательного учреждения. Полученные результаты обосновывают необходимость дифференцированного подхода к формированию здо-

^игиена и санитария 1/2010

рового ОЖ с учетом на региональном уровне экологической и социально-экономической ситуации территории проживания, вида образовательного учреждения; на уровне образовательного учреждения — возраста и пола учащихся.

Л итература

1. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 2002. - № 6. - С. 51-53.

2. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Звездина И. В. // Гиг. и сан. - 2002. - № 3. - С. 51-55.

3. Хамошина М. Б. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. — М., 2004. — С. 260—262.

4. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. — М., 2004. - С. 371-373.

Поступила 01.04.08

О Ю. Л. СОЛОДОВНИКОВ, 2010 УДК 613.96:616-057.876-084

Ю. JI. Солодовников

САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА

ГОУ СПО медицинское училище № 2 им. Клары Цеткин Департамента здравоохранения Москвы Солодовников Ю. J1. — канд. мед. наук, преподаватель высшей аттестационной категории (mmu2@mosgorzdrav.ni)

Студентами первого года обучения на базе 11 классов медицинского училища Москвы в рамках практических занятий по дисциплине "Гигиена и экология человека"под руководством преподавателя изучены особенности своего физического и функционального развития, включающие измерения основных антропометрических параметров — длины и массы тела, размера окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, данных динамометрии, спирометрии, пробы на 10 приседаний за 10 с и времени задержки дыхания. Полученные данные характеризуют физическое и функциональное развитие подростков этой группы и являются убедительной основой для построения ими индивидуальной долгосрочной программы формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическое развитие, функциональное состояние организма студента, формирование здорового образа жизни

Yu. L. Solodovnikov. - MEDICAL COLLEGE STUDENTS' SELF-APPRAISAL OF PHYSICAL DEVELOPMENT

The first-year students of a Moscow medical college based on 11 forms studied the specific features of their physical and functional development, by measuring the basic anthropometric indices - height and weight, chest circumference and excursion, lung capacity, the data of dynamometry, spirometry, a test of 10 squats per 10 sec, and breath-holding time. The findings characterize the physical and functional development of adolescents from this group and are a convincing basis for them to develop an individual long-term program for molding a healthy lifestyle. Key words: physical development, functional state, students, molding a healthy lifestyle

Студенты как представители молодой части населения нуждаются в особом внимании со стороны специалистов службы здоровья. Наличие адекватной системы охраны здоровья студентов среднего профессионального образования позволит достичь более полного их развития на физическом, познавательном, духовном и психосоциальном уровнях. Для разработки адекватных программ по обеспечению здоровья студентов необходимо выяснить особенности их физического развития и функциональные возможности. Одним из направлений является разработка долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни [5—7]. Убедительной мотивацией к выполнению этой программы студентом может быть построение ее с учетом конкретных данных его физического развития и функционального состояния.

Цель работы — изучить особенности физического и функционального развития студентов среднего профессионального образования, в частности медицинских училищ, на основе самостоятельного исследования ими этих параметров для построения долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

Материалы и методы

В течение 2004—2007 гг. на практических занятиях по дисциплине "Гигиена и экология человека" исследовали физическое развитие и функциональное состояние здоровья 238 студентов 1-го года обучения медицинского училища № 2 им. Клары Цеткин Москвы, в том числе 68 юношей и 176 девушек в возрасте 17—20 лет, посту-

пивших в училище после окончания 11 классов. Исследования студенты проводили самостоятельно под руководством врача-педагога в два этапа.

Первый этап включал характеристику морфофунк-ционального статуса: измерение основных антропометрических параметров (длина и масса тела, размер окружности и экскурсия грудной клетки — ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), показателей динамометрии, спирометрии, пробы на 10 приседаний за 10 с и времени задержки дыхания [1,3, 4]. Второй этап включал анализ полученных данных, характеризующих физическое и функциональное развитие каждого студента, и построение на его основе долгосрочной индивидуальной программы формирования ЗОЖ [8].

Характеристика физического развития и функционального состояния студентов

Средний рост юношей составил 179,4 ± 5,8 см, девушек — 164 ± 0,2 см. Рост выше 180 см отметили у 35% юношей и 5,7% девушек. Длина тела ниже 155 см имела место только у девушек (11%).

Средняя масса тела у юношей и девушек значительно различалась (соответственно 76,6 ± 1,1 и 56,6 ± 0,3 кг). Массу тела 50 кг и ниже отмечали почти в 5 раз чаще у девушек, чем у юношей (соответственно 3 и 16%). В то же время масса тела 80—100 кг была в основном у юношей (соответственно 26 и 1%).

Для определения уровня и степени гармоничности физического развития студентов использовали массо-ростовой показатель (МРП) и индекс массы тела (ИМТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.