Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

САМООТНОШЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / «Я-КОНЦЕПЦИЯ» / СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СВОЕМУ Я / САМООЦЕНКА / САМОУВАЖЕНИЕ / АУТОСИМПАТИЯ / САМОИНТЕРЕС / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максимова Елена Юрьевна, Солдатова Ольга Даниловна

Статья посвящена феномену самоотношения личности, анализируется психологическая структура, подсистемы самоотношения. Дается краткий экскурс развития данного феномена в отечественной и зарубежной психологии. Термин самоотношение объясняется как личностное образование, раскрывается его строение и содержание в контексте реальных жизненных отношений личности, в «социальных ситуациях развития» и деятельности, за которыми стоят мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-PERCEPTION AS A PROBLEM OF PERSONAL MEANINGFUL ACTIVITY IN ADOLESCENCE

The article is devoted to the phenomenon of personality self-attitude, analyzes the psychological structure, subsystems of self-attitude. A brief overview of the development of this phenomenon in domestic and foreign psychology is given. The term self-relation is explained as a personal education, its structure and content are revealed in the context of real life relationships of the individual, in “social situations of development” and activities behind which there are motives.

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Щф}

jjZша/tOL

Key words: accident, catastrophe, post-catastrophic period, psycho-emotional state, adaptation, maladaptation, psychological aid, psychocorrection, psycho-prevention.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О., Зеле-нова М. Е., Столяренко А. М. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС // Психол. журн. - 1994. -Т. 15. - №° 5. - С. 67-77.

2. Абдуллин А. Г. Социально-психологические последствия радиационного воздействия: монография. - СПб, 2003. - С. 24-27.

3. Абдуллин А. Г. Психологические последствия крупномасштабных техногенных катастроф в Уральском регионе: монография. -СПб, 2004. - 280 с.

( ЗДЬ!

Е. Ю. Максимова, О. Д. Солдатова

УДК 159.95

САМООТНОШЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

] зменения в социальной, экономической и иных сферах жизнедеятельности человека, произошедшие за последние десятилетия, отразились на системе личностных смыслов, на выраженности одних ценностей и смыслов и

снижении значимости других, на самосознании личности в целом. Изменение самоотношения как центрального компонента в структуре самосознания требует глубокого изучения, поиска возможных коррелятов с внешней средой.

Актуальность проблемы самоотношения как проблемы смыслообразующей деятельности объясняется тем, что именно в юношеском возрасте молодые люди начинают активно строить индивидуальный жизненный путь. Личность человека развивается на протяжении всей жизни. Юношеский период знаменуется в возрастной психологии как этап завершенного развития личности в целом. Именно в этом периоде развития личность начинает раскрывать весь тот потенциал, опыт, воспитанность и обученность, которую заложили в него в период детства. В. С. Мухина описывает юность как период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью [5 с. 420]. Именно юность является самым продуктивным периодом в жизни человека как в умственном развитии, так и в осмыслении собственного Я. В. С. Мухина пишет: «В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе <.. .> по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям» [5, с. 421]. В юношеском возрасте остро стоит вопрос самоопределения, самоопределение в целом и в ряде сфер жизнедеятельности: личностное, социальное, профессиональное. Юношеское самоопределение, выбор жизненного пути тесно связаны со смы-слообразованием, что придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.

Позиция личности по отношению к себе является предпосылкой для формирования жизненного пути, поиска путей самоактуализации и саморазвития. Категория «самоотношение» используется для обозначения особенностей отношения человека к себе, степень принятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к своим личностным характеристикам, внешности, самопри-

нятие. Феномен самоотношения тесно связан с целями жизни и деятельности, с тем опытом взаимоотношений, которые складываются в семье, коллективе, ценностными ориен-тациями, которые, в свою очередь, влияют на содержание, структуру и формы проявления всей системы психологических характеристик личности.

О проблеме самосознания говорилось не раз (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, У. Джеймс, Д. Мид, З. Фрейд и др.). Анализируя исследования, можно сказать, что самосознание как вид сознания выражается в способности человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой.

Сторонники гуманистической зарубежной психологии понимали категорию самоотношение через тесную связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. Так, К. Роджерс разделил общее отношение к себе на самооценку, то есть отношение к себе как носителю определенных достоинств и самопринятие, то есть принятие себя в целом, вне зависимости от своих качеств [3]. Механизм формирования этих сторон отношения к себе различен. Самооценка основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся путем сознательных усилий.

Р. Бернс в самоотношение включает понятие самооценки и рассматривает самооценку как аффективную оценку представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью [1].

В отечественной психологии также определен ряд исследований отношения личности к самому себе. Так, грузинский психолог Н. И. Сарджвеладзе, который ввел термин «самоотношение» в 1974 году, описал трехком-понентное строение, включающее в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты [10]. Когнитивный компонент реали-

зует отношение субъекта к самому себе посредством познавательных психических функций (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение). Конативный компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям (ожидаемое отношение от самого себя или от других). Эмоциональный компонент приравнивается к термину «самоотношение», включая в себя эмоции.

Рассматривая трехкомпонентное строение самоотношения, Н. И. Сарджвеладзе усматривает консистентность между этими составляющими, поскольку самоотношение является одним из видов аттитюдов, а аттитюды характеризуются этим генеральным свойством.

B. В. Столин предложил оригинальную модель строения самоотношения: симпатия -антипатия (приязнь или неприязнь), уважение - неуважение (предполагает сравнение или внутреннее обоснование), близость - отдаленность (внутренние межличностные дистанции) [12]. Согласно его модели, макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компоненты или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки (самоинтерес, самоуважение и т. д.).

C. Р. Пантилеев понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта [7]. За феноменологическими различиями между двумя способами выражения смысла «Я» стоит более глубокое и содержательное различение двух подсистем самоотношения - самооценочной и эмоционально-ценностной, которые находятся в отношении взаимного превращения и различным образом связаны со смыслом «Я» субъекта.

В. В. Столин рассматривал категорию самосознания через идеи о личностном смысле, через осознание себя, своих мотивов, качеств, черт, ценностей, систему взаимоотношений [12].

Исследование внутренней динамики самосознания фокусируется, главным образом, на структуре и особенностях взаимоотношений индивида с самим собой, поскольку именно эта установка имеет доминирующее влияние на все аспекты жизни человека.

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

Материалы научных исследований по проблеме самосознания позволяют утверждать, что для развития самосознания личности в юношеском возрасте, несмотря на диалектику изменчивого и стабильного, присущую каждой психической функции, характерна общая инвариантная основа, которая, как нить, тянется через всю последующую сознательную жизнь, сохраняя при этом нашу личность, наше Я в целом относительно стабильно. Без этого фундамента наше Я разделилось бы на отдельные, разорванные акты сознания». В юношеском возрасте самосознание личности становится более выраженным.

Интегрированное представление о себе -«Я-концепция» - как совокупности всех представлений человека о себе, системе верований, взгляды, которые являются истинными для каждого человека, выражаются в следующих категориях: самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоциональное восприятие, ценностное отношение к себе [3; 10].

Я-концепция - это образ, который индивид имеет о себе. Он формируется в процессе концептуализации, который требует опыта для получения информации. Большая часть психологического развития человека связана с возникающим чувством собственного «Я», но, несмотря на его важность, феномен «Я» является одним из самых трудных для объяснения. Я-концепция формируется из представлений индивида о своей внешности, внутренних характеристиках, установок, убеждений. Можно сказать, что физические способности имеют важное значение для того, как индивид осознает и развивает свою уникальную индивидуальность. Он облегчает концептуализацию, получая стимулы, интерпретируя информацию и позволяя реагировать. Это также имеет первостепенное значение в области общей мобильности, поддержания функций организма и улучшения всего процесса раннего обучения социальному взаимодействию, формирования самооценки и достижения жизненных целей [12].

Восприятие индивида другими людьми, а также восприятие им самих себя будет в зна-

чительной степени зависеть от физической внешности, а также от умственных достижений. Поэтому, поскольку физический компонент является таким важным фактором в развитии личности, можно утверждать, что физический недостаток, вероятно, наиболее глубоко влияет на формирование Я-концепции.

У. Джеймс, определяя составляющую «Я» индивида, выделяет духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я»; телесное «Я», формирующие неповторимость личности, систему представлений о себе.

Сложившиеся модели поведения, образ действий, отношений с окружающими людьми как подструктура «Я - самоотношение» позволяет понять, как человек будет действовать в той или иной ситуации, и как он будет воспринимать и истолковывать действия других.

Понимание «Я-концепции» как набор представлений о себе, осознание представлений других о себе, образ, каким хотелось бы быть, зафиксированы Р. Бернсом. Образ «Я» представляет собой совокупность ролевых, статусных, имущественных, ценностных характеристик индивида, а также определяется нормами социального окружения, социальными реакциями других людей, стандартами, усвоенными личностью в жизни [1].

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что Р. Бернс выделяет положительную и отрицательную «Я-концепцию». Позитивное отношение к себе, принятие себя, понимание своей ценности, уникальности - составляющие позитивной «Я-концепции»; непринятие себя, чувство неполноценности, отсутствие веры в себя, в успех - компоненты отрицательной.

По мнению В. В. Столина, говоря о характеристике психологической структуры самоотношения, следует отметить: «Самоотношение следует рассматривать через деятельность индивида в адрес своего «Я», состоящую из системы внутренних действий, которые содержат эмоциональное и предметное содержание самого действия. Фундаментом отношения к себе является процесс, в котором личные, индивидуальные черты и качества рассматрива-

ются индивидом в отношении мотивов, которые определяются потребностью в самореализации. Более общими аспектами строения самоотношения являются эмоциональные компоненты - чувство собственного достоинства, личный интерес, которые создают эмоциональное пространство, в котором развиваются соответствующие действия» [12].

А. В. Карпов одним из важнейших механизмов формирования самоотношения считал рефлексию. Осмысление полученного опыта, знаний, эмоций, чувств, понимание мотивов собственного поведения, поступков, установок является основой развития у человека уникальной способности принимать себя и других, а также служит основой для развития самоотношения [2].

Именно составляющие структуры самоотношения - самоуважение, самооценка, ценности, убеждения, мотивы, установки являются основными условиями становления и развития личности ведущими к самореализации.

Отсюда следует, что в основе самоотношения лежит принятие или непринятие себя как уникальной личности, представление о себе как субъекте социальных отношений, которые трансформируются в позитивное или негативное отношение к себе. Адекватное отношение к себе является, без сомнения, главным фактором формирования и развития субъективности личности, ведущей к самоактуализации, т. е. полной реализации индивидом личностного потенциала, способностей и склонностей.

Специфическая для каждого возраста система отношений с окружающим миром, в которой оказывается личность, определяет влияние на самоотношение двояко: во-первых, она определяет структуру основных форм активности и мотивов, по отношению к которым осуществляется понимание собственного Я -наделение его смыслом; во-вторых, она представляет собой основу эмоционального опыта, в котором реализуется осознание. Когда оценивается самоотношение, оно представляет собой чувство собственного достоинства, компетентности или эффективности. Как эмоция самоотношение - это симпатия, самоуважение,

признательность, принятие себя. Оценочная составляющая самоотношения строится на оценке личной успешности в достижении цели. В отличие от самоотношения на основе самооценки, самоотношение на основе симпатии меньше зависит от успехов или неудач. Поэтому эмоционально-ценностное отношение личности к себе выступает как отношение «к себе как к другому» и выражается в языке эмоциональных межличностных отношений.

Изучая самоотношение через конструкцию содержания «Я», С. Р. Пантилеев определяет подсистемы: подсистема самооценок; подсистема эмоционально-ценностных отношений. По его мнению, эмоционально-ценностное отношение к себе лежит в основе смыслообра-зующих мотивов [7].

В контексте рассмотренного можно определить, что самооценка личности, безусловно, взаимосвязана с эмоциями, характерными особенностям личности, которые в дальнейшем обеспечивают успешную реализацию смысло-образующей деятельности личности в юношеском возрасте.

Таким образом, категория самоотношения как представление содержания Я подводит нас к выводу о том, что психологический смысл самоотношения не могут быть правильно поняты только путем анализа собственных психических характеристик, таких как переживания, отношения или эмоциональные состояния. Самоотношение является личностным образованием, соответственно, его структура и содержание могут быть раскрыты только в контексте реальных взаимоотношений личности в юношеском возрасте, в социальных ситуациях развития и деятельности, определяемой мотивами.

Каждый новый этап в становлении личности отличается новообразованиями, связанными с переходом в новую социальную ситуацию развития с новым содержанием и направленностью. Интериоризация полученного опыта, знаний происходит только через призму оценок и сопоставление внутреннего содержания. В юношеском возрасте окончательно формируется мотивационно-потребностная сфера, что, в свою очередь, делает осмысленным кон-

струирование индивидуальной системы ценностей, которая проявляется в способности к рефлексии, что в дальнейшем влияет на весь процесс жизнетворчества личности. Самоотношение как конструкция представлений о себе, о своей деятельности, о возможностях развития дает возможность индивиду подниматься на более высокий уровень своего развития, осознавать свою значимость и уникальность, позволяющую понимать и принимать себя как субъекта жизнедеятельности.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена феномену самоотношения личности, анализируется психологическая структура, подсистемы самоотношения. Дается краткий экскурс развития данного феномена в отечественной и зарубежной психологии. Термин самоотношение объясняется как личностное образование, раскрывается его строение и содержание в контексте реальных жизненных отношений личности, в «социальных ситуациях развития» и деятельности, за которыми стоят мотивы.

Ключевые слова: самоотношение, юношеский возраст, «Я-концепция», структура и специфика отношения личности к своему Я, самооценка, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, мотивы.

SUMMARY

The article is devoted to the phenomenon of personality self-attitude, analyzes the psychological structure, subsystems of self-attitude. A brief overview of the development of this phenomenon in domestic and foreign psychology is given. The term self-relation is explained as a personal education, its structure and content are revealed in the context of real life relationships of the individual, in "social situations of development" and activities behind which there are motives.

Key words: self-attitude, adolescence, "I-concept", structure and specificity of the individual's attitude to the Self, self-esteem, self-esteem, autosympathy, self- interest, motives.to the Self, self-esteem, self-esteem, autosympathy, self-interest, motives.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 421 с.

2. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

3. Келли Джордж А. Теория личности: Психология личных конструктов. - СПб.: Речь, 2000. - 248 с.

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов. - М.: Акад. проект, 2013. - 419 с

5. Мухина В. С. Возрастная психология. -М.: Академия,1999. - 460 с.

6. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., Изд-во МГУ, 1991. - 241 с.

7. Пантилеев С. Р. Самоотношение. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - С. 208-242.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. -327 с.

9. Рушина М. А, Орлова А. В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте. - Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. - 2015. - №2 4. - С. 35-38.

10. Сарджвеладзе Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. - Известия АН ГССР, серия философии и психологии. - 1985. - № 2. - С. 81-93.

11. Спиркин А. Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

12. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.