ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
СТРУКТУРА, ПАРАМЕТРЫ И ФУНКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ
Елькина Марина Александровна
Московский гуманитарный университет
магистр Россия, Москва
STRUCTURE, PARAMETERS AND FUNCTIONS OF SELF-RELATION
Elkina Marina Aleksandrovna
Moscow Humanitarian University Master's degree Russia, Moscow
Аннотация. Самоотношение - сложный психологический феномен, характеризующий позицию личности по отношению к самой себе. Характеристики самоотношения определяют, насколько адекватно личность сможет адаптироваться в сфере своей профессиональной деятельности и влияют на ее общественно значимую активность. Самоотношение - своеобразный саморегулирующий механизм, который присутствует на всех этапах поведенческой активности, начиная со стадии формирования мотива и заканчивая анализом результата деятельности.
Abstract. Self-attitude is a complex psychological phenomenon that characterizes the position of a person in relation to himself. The characteristics of self-attitude determine how adequately a person will be able to adapt in the sphere of his professional activity and affect his socially significant activity. Self-attitude is a kind of self-regulating mechanism that is present at all stages of behavioral activity, starting from the stage of motive formation and ending with the analysis of the result of activity.
Ключевые слова: самоотношение, самооценка, аутосимпатия, самоуважение, самоинтерес.
Keywords: self-attitude, self-esteem, autosympathy, self-esteem, self-interest.
В самоотношении отражены все возможные аспекты измерений отношения индивида к себе, как к личности: эмоциональные, социальные, нравственные, биологические, психологические и т.д.:
-эмоциональное измерение рассматриваемого понятия выражается в позитивных или негативных реакциях личности в отношении себя:
-социальное - отношение к своему положению в обществе:
-нравственное проявление отражает отношение к своим «человеческим качествам; -биологическое проявляется в том, как индивид относится к своему лицу, телу, анатомическим особенностям;
-психологическое проявление демонстрирует то, как индивид оценивает своих качества личности (интеллект, характер, волевые качества и др.).
В концепции системной психологии, представленной в работах Э.В. Галажинского, В.Е. Клочко функциональность эмоций представлена в контексте отражения смыслов различных вещей через их системные сверхчувственные характеристики [2]. При этом, такие характеристики формируются в результате контакта личности, как психологической системы с окружающей средой. На основании этого, можно сказать, что посредством эмоций происходит своеобразный отбор всего, что воспринимает сознание человека. В исследованиях В.Е. Клочко мы встречаем мнение, что эмоции не просто осуществляют контроль и сопровождение взаимодействия нашего сознания с внешним миром. Они выполняют более значимую функцию, так как являются центральным элементом механизма, который трансформирует мир, существующий без человека, в тот мир, в котором этот человек живет. Такой мир полностью соответствует человеку, он наполнен смыслами и ценностями, в результате чего и сам человек получает возможность осознавать ценностный смысл своих поступков. Данная мысль В.Е. Клочко поможет нам разобраться с функциями самоотношения в системе личности. Основные функции: -зеркальная;
-самовыражения и понимания своих качества; -обеспечения стабильного состояния внутри образа «Я»; -контроля и регуляции личностью себя; -психологической защиты; -интракоммуникации [2].
Рассмотрим отдельно функции контроля и регуляции личностью себя (саморегуляция и самоконтроль). Они заслуживают особого внимания. Через саморегуляцию можно рассмотреть дифференцированную активность личность в социуме. В исследованиях А. М. Колышко выделены три аспекта изучения саморегуляции в системе самоотношения, которые взаимно дополняют друг друга. Это такие аспекты, как:
-изучение влияния отношения индивида, являющегося субъектом внешних отношений к себе, на поведение человека;
-изучение самоотношения, как причинного фактора самовосприятия;
-изучение того, как самоотношение влияет на восприятие окружающих [3].
Проанализируем несколько подходов к пониманию структуры самоотношения.
Авторы исследований, которые посвящены самоотношению - К.Роджерс, С.Р. Пантелеев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, Н.И. Сарджвеладзе и т.д. могут иметь различные взгляды на структуру этого явления, но все они отмечают такие ее элементы, как эмоционально-ценностною составляющую (аутосимпатия) и эмоционально-оценочную (самоуважение). В отношении оценочной составляющей выделяют три ее источника:
1. Само-эффективность.
2.Мнение окружающего общества.
3. Оценка личностью фактов достижения важных для себя целей.
В работах С.Р. Пантелеева отмечается, что социальная ситуация оказывает наиболее важное определяющее воздействие на характер и структуру самоотношения конкретного человека [5]. В подтверждение этому он приводит мнение А.Г. Асмолова, И.С Кона, которые писали, то основная особенность «личностных смыслов» состоит в том, что они зависят от «социальной ситуации» в которой происходит развитие личности, от ее места в структуре социальных отношений [2]. Другими словами, личностные смыслы определяются «социальной позицией» индивида.
По мнению И.С. Кона соотношение и уровень значимости составляющих самоотношения определяется прежде всего приоритетностью видов деятельности, в которых человек усматривает ценность своей реализации (семейная жизнь, труд, социальная деятельность и др.), и специфических показателей, которыми он определяет свои поражения и успехи в жизни» [2].
Н.И. Сарджвеладзе показывает структуру самоотношения, где самоотношение в виде отдельных составляющих включает самооценку, самопознание, самоконтроль, эмоциональное отношение к себе, саморегуляцию. Главная личностная характеристика, утверждает автор, это способность адаптироваться в среде социальных отношений, создавать отношение к окружающему миру, социуму и лично к себе. Самоотношение формирует характер взаимосвязи субъекта с окружающей средой и социумом. Оно как целостная рефлексивная единица является составляющей единой системы человеческих отношений. Н.И. Сарджвеладзе выделил два основных типа самоотношения - субъект-субъективного и субъект-объективного [6].
Форма субъект-объективного самоотношения способствует дистанцированию индивидуума от себя самого. «Я» трансформируется в объект и становится в позицию стороннего наблюдателя. При форме субъект-субъективного сомоотношения, определяющим высокий уровень самоуважения и принятием себя, личность становится в позицию внутреннего наблюдателя относительно своего Я, гармоничность и целостность индивидуума.
В теории С.Р. Пантелеева самоотношение определяется в качестве обобщенной одномерной структуры, отражающей относительно устойчивый уровень позитивного или негативного отношения личности к самой себе [5].
В концепции С.Р. Пантелеева, самоотношение разделено на два уровня - уровень обобщенной и частной самооценки. Образование самоотношения, как утверждает ученый, определяется структурой входящих в Я-концепцию параметров Я. Самоотношение любого человека имеет свою определенную специфику, выраженную, по определению С.Р. Пантелеева в «эмоциональном тоне» и в «семантическом содержании» относительно своей личности. С.Р. Пантелеев утверждает, что самоотношение не состоит из суммы эмоциональных реакций, скорее оно преобразуется в определенную специфическую форму (модальность) со свойственной семантической окраской и эмоциональной реакцией [5].
На основании исследования В.В. Столина, общая конструкция самоотношения с позиции эмоционально-оценочной структуры включает в себя три критерия: аутосимпатию, самоуважение и самоинтерес, эти измерения за счет аддитивности данной системы интегрируются в ощущение позитивного или негативного отношения человека к себе [7].
«Симпатия-антипатия» является отождествлением негативных или положительных переживаний, безразличной отрицательной или положительной эмоции, отталкивания или расположенности. Оценка «уважение-неуважение» определятся эмоциональной сферой отношения, подразумевающей сравнение или внутренний анализ.
Ось «отдаленность-близость» указывает на внутренние переживания межличностного дистанцирования, личностную близость к объекту отношения. Вместе с этим, проявляется такой вид самоотношения, как «предполагаемое отношение к себе», которое «являясь безоценочным (высокостабильным) критерием самоотношения, не относится к эмоциональным измерениям в прямом
смысле - на уровне эмоций имеется в виду чувство симпатии-антипатии. Особенность данного измерения заключается в возможности замены «хозяина» ощущения симпатии и антипатии к себе на других людей. Эта ситуация характеризуется, как «пересаженное внутрь» поведение других людей [7].
Ссылаясь на работы В.В. Столина, Е.В. Селезнева выделяет в системе самоотношения три важных эмоциональных компонента: -оценочный, -ценностный, -регуляторный [2].
Как считает автор, эмоционально-оценочная составляющая, рассматриваемого нами явления включает ощущение уверенности в себе, отраженные проявления отношения к себе и самоотношения. Все эти явления могут обеспечить личности, в отношении которой и работает самоотношение, возможность для измерения своей эффективности в процессе реализации своих целей. Процесс достижения личностных здесь подразумевает оценку личных достижений в сравнении со стандартами общества и результатами других членов общества. В контексте эмоционально-оценочной составляющей самоотношения происходит постоянный скрининг «социальножелательных» качеств, которые могут обеспечить успех в деятельности, уровень реализации целей, индивид ставит перед собой, и статус в обществе.
В составе эмоционально-ценностной составляющей рассматриваемого понятия можно выделить такие характеристики, как само привязанность, принятие себя и самоценность, самопринятие и само привязанность. Эти качества позволяют субъекту самоотношения в общем оценить свое Я, что является необходимым условием самореализации. Это обеспечивается за счет сравнения своих достижений со своими жизненными целями, личностными ценностями и смыслами жизни, формирование у субъекта самоотношения общей жизненной установки по отношению к самому себе.
Присутствует тесная эмоционально-ценностного аспекта с мотивами, которые обеспечивают формирование смыслов поведения, с ценностями личности и с таким ее важным качеством, как интернальность. Личностные смыслы в контексте мотивов самореализации определяют то, насколько сильно будет выражена каждая из составляющих эмоционально-ценностного самоотношения.
Позитивная направленность самоотношения, по мнению Л.З. Жемуховой, является важным фактором профессионального роста. Автор выделяет три основных компонента в составе позитивного самоотношения:
-когнитивный. Это компонент, связан с тем, как личность относится к своим профессиональным качествам и возможностям;
-эмоционально-оценочный. Данный аспект можно измерить, пользуясь шкалами самоприятия и интереса к себе;
-поведенческий. Измерить этот аспект можно по степени саморуководства и по имеющимся способностям к реализации себя в плане профессии [3].
Эмоционально-регуляторная составляющая системы самоотношения включает такие характеристики, как внутренняя конфликтность, личная открытость и саморуководство. Именно эти аспекты принимают участие в формировании жизненного смысла индивида и мотивируют к саморегуляции свой жизни. В деятельность личности перечисленные здесь характеристики вносят внутреннюю готовность к определенной поведенческой модели.
Список использованных источников
1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
2.Граблин А.Г. Анализ понятия «самоотношение» в отечественной и зарубежной психологии. // Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и перспективы. Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. 2019. С. 272-282.
3.Колышко А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
4.Литвиненко И.Ю., Переверза Р.В., Шаповалова Л.А. Самоотношение: явление и понятие (теоретико-методологические изыскания). // Человек. Искусство. Вселенная. 2021. № 1. С. 30-35.
5.Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 1991. - 110 с.
6.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. - 206 с.
7.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.