Научная статья на тему 'СТРУКТУРА, ПАРАМЕТРЫ И ФУНКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ'

СТРУКТУРА, ПАРАМЕТРЫ И ФУНКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2358
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / САМООЦЕНКА / АУТОСИМПАТИЯ / САМОУВАЖЕНИЕ / САМОИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елькина Марина Александровна

Самоотношение - сложный психологический феномен, характеризующий позицию личности по отношению к самой себе. Характеристики самоотношения определяют, насколько адекватно личность сможет адаптироваться в сфере своей профессиональной деятельности и влияют на ее общественно значимую активность. Самоотношение - своеобразный саморегулирующий механизм, который присутствует на всех этапах поведенческой активности, начиная со стадии формирования мотива и заканчивая анализом результата деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE, PARAMETERS AND FUNCTIONS OF SELF-RELATION

Self-attitude is a complex psychological phenomenon that characterizes the position of a person in relation to himself. The characteristics of self-attitude determine how adequately a person will be able to adapt in the sphere of his professional activity and affect his socially significant activity. Self-attitude is a kind of self-regulating mechanism that is present at all stages of behavioral activity, starting from the stage of motive formation and ending with the analysis of the result of activity.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА, ПАРАМЕТРЫ И ФУНКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

СТРУКТУРА, ПАРАМЕТРЫ И ФУНКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ

Елькина Марина Александровна

Московский гуманитарный университет

магистр Россия, Москва

STRUCTURE, PARAMETERS AND FUNCTIONS OF SELF-RELATION

Elkina Marina Aleksandrovna

Moscow Humanitarian University Master's degree Russia, Moscow

Аннотация. Самоотношение - сложный психологический феномен, характеризующий позицию личности по отношению к самой себе. Характеристики самоотношения определяют, насколько адекватно личность сможет адаптироваться в сфере своей профессиональной деятельности и влияют на ее общественно значимую активность. Самоотношение - своеобразный саморегулирующий механизм, который присутствует на всех этапах поведенческой активности, начиная со стадии формирования мотива и заканчивая анализом результата деятельности.

Abstract. Self-attitude is a complex psychological phenomenon that characterizes the position of a person in relation to himself. The characteristics of self-attitude determine how adequately a person will be able to adapt in the sphere of his professional activity and affect his socially significant activity. Self-attitude is a kind of self-regulating mechanism that is present at all stages of behavioral activity, starting from the stage of motive formation and ending with the analysis of the result of activity.

Ключевые слова: самоотношение, самооценка, аутосимпатия, самоуважение, самоинтерес.

Keywords: self-attitude, self-esteem, autosympathy, self-esteem, self-interest.

В самоотношении отражены все возможные аспекты измерений отношения индивида к себе, как к личности: эмоциональные, социальные, нравственные, биологические, психологические и т.д.:

-эмоциональное измерение рассматриваемого понятия выражается в позитивных или негативных реакциях личности в отношении себя:

-социальное - отношение к своему положению в обществе:

-нравственное проявление отражает отношение к своим «человеческим качествам; -биологическое проявляется в том, как индивид относится к своему лицу, телу, анатомическим особенностям;

-психологическое проявление демонстрирует то, как индивид оценивает своих качества личности (интеллект, характер, волевые качества и др.).

В концепции системной психологии, представленной в работах Э.В. Галажинского, В.Е. Клочко функциональность эмоций представлена в контексте отражения смыслов различных вещей через их системные сверхчувственные характеристики [2]. При этом, такие характеристики формируются в результате контакта личности, как психологической системы с окружающей средой. На основании этого, можно сказать, что посредством эмоций происходит своеобразный отбор всего, что воспринимает сознание человека. В исследованиях В.Е. Клочко мы встречаем мнение, что эмоции не просто осуществляют контроль и сопровождение взаимодействия нашего сознания с внешним миром. Они выполняют более значимую функцию, так как являются центральным элементом механизма, который трансформирует мир, существующий без человека, в тот мир, в котором этот человек живет. Такой мир полностью соответствует человеку, он наполнен смыслами и ценностями, в результате чего и сам человек получает возможность осознавать ценностный смысл своих поступков. Данная мысль В.Е. Клочко поможет нам разобраться с функциями самоотношения в системе личности. Основные функции: -зеркальная;

-самовыражения и понимания своих качества; -обеспечения стабильного состояния внутри образа «Я»; -контроля и регуляции личностью себя; -психологической защиты; -интракоммуникации [2].

Рассмотрим отдельно функции контроля и регуляции личностью себя (саморегуляция и самоконтроль). Они заслуживают особого внимания. Через саморегуляцию можно рассмотреть дифференцированную активность личность в социуме. В исследованиях А. М. Колышко выделены три аспекта изучения саморегуляции в системе самоотношения, которые взаимно дополняют друг друга. Это такие аспекты, как:

-изучение влияния отношения индивида, являющегося субъектом внешних отношений к себе, на поведение человека;

-изучение самоотношения, как причинного фактора самовосприятия;

-изучение того, как самоотношение влияет на восприятие окружающих [3].

Проанализируем несколько подходов к пониманию структуры самоотношения.

Авторы исследований, которые посвящены самоотношению - К.Роджерс, С.Р. Пантелеев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, Н.И. Сарджвеладзе и т.д. могут иметь различные взгляды на структуру этого явления, но все они отмечают такие ее элементы, как эмоционально-ценностною составляющую (аутосимпатия) и эмоционально-оценочную (самоуважение). В отношении оценочной составляющей выделяют три ее источника:

1. Само-эффективность.

2.Мнение окружающего общества.

3. Оценка личностью фактов достижения важных для себя целей.

В работах С.Р. Пантелеева отмечается, что социальная ситуация оказывает наиболее важное определяющее воздействие на характер и структуру самоотношения конкретного человека [5]. В подтверждение этому он приводит мнение А.Г. Асмолова, И.С Кона, которые писали, то основная особенность «личностных смыслов» состоит в том, что они зависят от «социальной ситуации» в которой происходит развитие личности, от ее места в структуре социальных отношений [2]. Другими словами, личностные смыслы определяются «социальной позицией» индивида.

По мнению И.С. Кона соотношение и уровень значимости составляющих самоотношения определяется прежде всего приоритетностью видов деятельности, в которых человек усматривает ценность своей реализации (семейная жизнь, труд, социальная деятельность и др.), и специфических показателей, которыми он определяет свои поражения и успехи в жизни» [2].

Н.И. Сарджвеладзе показывает структуру самоотношения, где самоотношение в виде отдельных составляющих включает самооценку, самопознание, самоконтроль, эмоциональное отношение к себе, саморегуляцию. Главная личностная характеристика, утверждает автор, это способность адаптироваться в среде социальных отношений, создавать отношение к окружающему миру, социуму и лично к себе. Самоотношение формирует характер взаимосвязи субъекта с окружающей средой и социумом. Оно как целостная рефлексивная единица является составляющей единой системы человеческих отношений. Н.И. Сарджвеладзе выделил два основных типа самоотношения - субъект-субъективного и субъект-объективного [6].

Форма субъект-объективного самоотношения способствует дистанцированию индивидуума от себя самого. «Я» трансформируется в объект и становится в позицию стороннего наблюдателя. При форме субъект-субъективного сомоотношения, определяющим высокий уровень самоуважения и принятием себя, личность становится в позицию внутреннего наблюдателя относительно своего Я, гармоничность и целостность индивидуума.

В теории С.Р. Пантелеева самоотношение определяется в качестве обобщенной одномерной структуры, отражающей относительно устойчивый уровень позитивного или негативного отношения личности к самой себе [5].

В концепции С.Р. Пантелеева, самоотношение разделено на два уровня - уровень обобщенной и частной самооценки. Образование самоотношения, как утверждает ученый, определяется структурой входящих в Я-концепцию параметров Я. Самоотношение любого человека имеет свою определенную специфику, выраженную, по определению С.Р. Пантелеева в «эмоциональном тоне» и в «семантическом содержании» относительно своей личности. С.Р. Пантелеев утверждает, что самоотношение не состоит из суммы эмоциональных реакций, скорее оно преобразуется в определенную специфическую форму (модальность) со свойственной семантической окраской и эмоциональной реакцией [5].

На основании исследования В.В. Столина, общая конструкция самоотношения с позиции эмоционально-оценочной структуры включает в себя три критерия: аутосимпатию, самоуважение и самоинтерес, эти измерения за счет аддитивности данной системы интегрируются в ощущение позитивного или негативного отношения человека к себе [7].

«Симпатия-антипатия» является отождествлением негативных или положительных переживаний, безразличной отрицательной или положительной эмоции, отталкивания или расположенности. Оценка «уважение-неуважение» определятся эмоциональной сферой отношения, подразумевающей сравнение или внутренний анализ.

Ось «отдаленность-близость» указывает на внутренние переживания межличностного дистанцирования, личностную близость к объекту отношения. Вместе с этим, проявляется такой вид самоотношения, как «предполагаемое отношение к себе», которое «являясь безоценочным (высокостабильным) критерием самоотношения, не относится к эмоциональным измерениям в прямом

смысле - на уровне эмоций имеется в виду чувство симпатии-антипатии. Особенность данного измерения заключается в возможности замены «хозяина» ощущения симпатии и антипатии к себе на других людей. Эта ситуация характеризуется, как «пересаженное внутрь» поведение других людей [7].

Ссылаясь на работы В.В. Столина, Е.В. Селезнева выделяет в системе самоотношения три важных эмоциональных компонента: -оценочный, -ценностный, -регуляторный [2].

Как считает автор, эмоционально-оценочная составляющая, рассматриваемого нами явления включает ощущение уверенности в себе, отраженные проявления отношения к себе и самоотношения. Все эти явления могут обеспечить личности, в отношении которой и работает самоотношение, возможность для измерения своей эффективности в процессе реализации своих целей. Процесс достижения личностных здесь подразумевает оценку личных достижений в сравнении со стандартами общества и результатами других членов общества. В контексте эмоционально-оценочной составляющей самоотношения происходит постоянный скрининг «социальножелательных» качеств, которые могут обеспечить успех в деятельности, уровень реализации целей, индивид ставит перед собой, и статус в обществе.

В составе эмоционально-ценностной составляющей рассматриваемого понятия можно выделить такие характеристики, как само привязанность, принятие себя и самоценность, самопринятие и само привязанность. Эти качества позволяют субъекту самоотношения в общем оценить свое Я, что является необходимым условием самореализации. Это обеспечивается за счет сравнения своих достижений со своими жизненными целями, личностными ценностями и смыслами жизни, формирование у субъекта самоотношения общей жизненной установки по отношению к самому себе.

Присутствует тесная эмоционально-ценностного аспекта с мотивами, которые обеспечивают формирование смыслов поведения, с ценностями личности и с таким ее важным качеством, как интернальность. Личностные смыслы в контексте мотивов самореализации определяют то, насколько сильно будет выражена каждая из составляющих эмоционально-ценностного самоотношения.

Позитивная направленность самоотношения, по мнению Л.З. Жемуховой, является важным фактором профессионального роста. Автор выделяет три основных компонента в составе позитивного самоотношения:

-когнитивный. Это компонент, связан с тем, как личность относится к своим профессиональным качествам и возможностям;

-эмоционально-оценочный. Данный аспект можно измерить, пользуясь шкалами самоприятия и интереса к себе;

-поведенческий. Измерить этот аспект можно по степени саморуководства и по имеющимся способностям к реализации себя в плане профессии [3].

Эмоционально-регуляторная составляющая системы самоотношения включает такие характеристики, как внутренняя конфликтность, личная открытость и саморуководство. Именно эти аспекты принимают участие в формировании жизненного смысла индивида и мотивируют к саморегуляции свой жизни. В деятельность личности перечисленные здесь характеристики вносят внутреннюю готовность к определенной поведенческой модели.

Список использованных источников

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

2.Граблин А.Г. Анализ понятия «самоотношение» в отечественной и зарубежной психологии. // Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и перспективы. Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. 2019. С. 272-282.

3.Колышко А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.

4.Литвиненко И.Ю., Переверза Р.В., Шаповалова Л.А. Самоотношение: явление и понятие (теоретико-методологические изыскания). // Человек. Искусство. Вселенная. 2021. № 1. С. 30-35.

5.Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 1991. - 110 с.

6.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. - 206 с.

7.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.