Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ САМООТНОШЕНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ САМООТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1146
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / САМОУВЕРЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермоленко О.Н.

Статья посвящена изучению понятия и структуры самоотношения. Представлены различные определения рассматриваемого понятия. Рассмотрены и обобщены взгляды различных отечественных авторов на проблему самоотношения. Описаны разные варианты строения самоотношения в отечественной и западной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ САМООТНОШЕНИЯ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

О.Н. Ермоленко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ САМООТНОШЕНИЯ

Статья посвящена изучению понятия и структуры самоотношения. Представлены различные определения рассматриваемого понятия. Рассмотрены и обобщены взгляды различных отечественных авторов на проблему самоотношения. Описаны разные варианты строения самоотношения в отечественной и западной психологии.

Ключевые слова: самоотношение, самоуверенность, самооценка.

В психологии есть различные варианты понимания самоотношения. В наиболее общем понимании самоотношение есть специфика отношения личности к собственному «Я» [1, с. 358]. Также самоотношение рассматривают как интегральную самооценку частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости [6, с. 78]. Самоотношение также рассматривают как чувство в адрес «Я», включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие, аутосимпатия, отраженное отношение и т. п.) [5, с. 89].

В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи С.Р. Пантилеев [10, с. 104], В.В. Столин [8, с. 95], Н.И. Сарджвеладзе [7, с. 185], Р. Бернс, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон [4, с. 152], Н.И. Сарджвеладзе и многие другие. Изучение отношения человека к себе во многом основывлось на концепциях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, а также работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой.

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получе-

© Ермоленко О.Н., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63).

ISSN 2223-4047

ния знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта).

В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, включают самооценку, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе. В англоязычной литературе используются такие термины как self-regard (собственно самоотношение), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-feeling (самочувствие), attitude (любовь к себе), self-respect (самоуважение), self-acceptance (самопринятие), self-attitude (самоотношение, установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) [1, с. 359].

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальное самоотношение», дословно «самооценка» (self-esteem). Происхождение термина происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости. В немецком языке слово «Selbswertgefuhl» обозначает «чувство ценности», которое есть у человека в отношении самого себя [3, с. 74].

Категорию «самоотношение» в рамках теории «отношений» выделяли А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев. В данной концепции самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности [3, с. 80]. Также одним из первых детально рассмотрел вопросы самоотношения Н.И. Сарджвеладзе. Он приходит к выводу, что самоотношение - это установка, которая реализуется в особых актах познания (вернее, самопознания), эмоциональных состояниях и действиях относительно самого себя [6, с. 86].

Несмотря на вышеуказанную терминологическую разность, существуют сравнительно небольшие различия в попытках теоретического анализа феномена самоотношения.

В психологии существуют попытки создания сложных, иерархических моделей строения самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеева). Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень, задаваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его личностных проявлений. Самоотношение как иерархическая структура, включает частные самооценки, интегрирование по сферам личностных явлений и в комплексе составлявшие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии. Инте-грированый показатель - глобальная шкала самоотношения, которая относительно автономна и одномерна, так как выявляет некоторую обобщенную характеристику, одинаково относящуюся к различным сферам «Я» [8, с. 15].

Для лучшего понимания самоотношения следует рассмотреть три компонента, в виде которых оно реализуется: когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.

Когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, ибо задача самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям. Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какова она есть, не только то, что она сделала, но и что и как она может сделать [4, с. 65].

Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но и имеет определённое эмоциональное отношение по поводу знаемого.

Как в отечественной, так и в западной психологии предложены разные варианты строения самоотношения.

Исследователи выделяют различные уровни (иначе виды) эмоционального самоотношения: себялюбия, аутосимпатия, самоуважение, самовосхищение, неудовлетворенность самим собой и некоторые другие. Так, В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: 1) симпатии-антипатия, 2) уважение-неуважение и 3) близость-отдаленность [8, с. 48]. Интересно, что эти оси определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [2, с. 84].

Конативный компонент выступает к качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Имеется в виду манипуляторно-инструменталыное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекцию, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому. Действия относительно самого себя по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе - как к объекту воздействия или как к субъекту действия.

В представленной схеме первичное дихотомическое деление выражает способы отношения к себе - объектный («Я» как объект) и субъектный («Я» как субъект). Как объектное, так и субъектное отношение к себе реализуется когнитивной активностью, эмоциональными реакциями и системами действий или готовностей к действиям в адрес самого себя [7, с. 184].

Таким образом, самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека. Структурные компоненты самоотношения объединены в единую систему. Между ними существуют сложные взаимосвязи, они оказывают друг на друга взаимное влияние. Степень интегрированности компонентов самоотношения в единую систему является наиболее общей характеристикой его структуры. Интегрированность можно представить как измерение самоотношения, один из полюсов которого означает высокую степень слитности между собой его компонентов, а противоположный ему полюс - размытость этих связей, их низкую специализацию, отсутствие сбалансированного взаимодействия между составляющими элементами самоотношения.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2007.

672 с.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

3.Колышко А.М. Психология самоотношения: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.

4.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознании. М.: Политиздат, 1984. 335 с

5.Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

6. Сарджвеладзе Н.И. Личность и взаимодействие с социальной средой. Тблилиси: «Мецниереба», 1989. 89 с.

7.Сарджевеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самопознания: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 173-207.

8.Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.01. М., 1985. 17.

9.Столин В.В. Самосознание личности. М: МГУ, 1983. 284 с.

10. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

11. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М.: Руководство, 1997. 215 с.

ЕРМОЛЕНКО ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА - магистрант факультета психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.