Научная статья на тему 'Самоорганизация жизни человека'

Самоорганизация жизни человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3421
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ / ТЕОРИЯ СИСТЕМ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Береснева М.А.

В работе рассматриваются феномен самоорганизации жизни человека, его формы и уровни, обобщенная модель ценностно-мотивационно-смысловых механизмов системообразующего фактора деятельности, элементы и стадии формирования ценностно-смысловой концепции жизни, как системообразующего фактора деятельности по организации жизни, а также условия саморазвития человека по восходящему пути эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация жизни человека»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 159.9

Береснева М. А.

Кандидат психологических наук Консалтинговая Компания «Комплексные услуги бизнесу»

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В работе рассматриваются феномен самоорганизации жизни человека, его формы и уровни, обобщенная модель ценностно-мотивационно-смысловых механизмов системообразующего фактора деятельности, элементы и стадии формирования ценностно-смысловой концепции жизни, как системообразующего фактора деятельности по организации жизни, а также — условия саморазвития человека по восходящему пути эволюции.

Ключевые слова: самоорганизация жизни, теория систем, системообразующий фактор деятельности, ценностно-мотивационно-смысловая система.

На протяжении многих веков философские воззрения на жизненный путь человека концентрировались вокруг двух противоборствующих сил, постоянно воздействующих на индивида в социуме и не существующих один вне другого — адаптация и саморазвитие или социализация и самореализация. Именно эти процессы обуславливают сложность развития личности и особенности ее структуры.

Человек является открытой сложной динамической системой, способной к саморазвитию, самоизменению и определению содержательных структурно-динамических блоков этой системы [20]. «Субъект» и «окружение», находятся в едином «жизненном пространстве индивида» образуя единое целое (по К. Левину) [36], [37]. Его саморазвитие заключается в сочетании фаз входа и выхода, приводящих к ассимиляции среды, что служит базой для самодетерминации и продуктивности (фазы входа — автономии) и базой стремления к соответствию среде (фазы выхода — гомономии) [15]. А. Ангъял описывает развитие человека в терминах «биосферы» и ее динамики. Он считает, что существует напряжение между полюсом среды и полюсом организма (энергия биосферы), так как среда тянет в свою сторону, а организм — в свою. Тенденция автономии проявляется в том, что человек пытается удовлетворить свои интересы, подчиняя им среду различными путями: стремлением к превосходству, достижениям, приобретениям и т. д. Тенденция гомономии состоит в стремлении участвовать, соответствовать средовым феноменам, что мотивирует человека на любовь к людям, природе и т.д. Эволюционный путь развития человека заключается в том, что он «берет и отдает», развивая свою биосферу, включающую как организм, так и среду [34].

Жизнь человека становится более целенаправленной по мере того, как субъект овладевает способностью четко выделять себя из «поля», из этого «жизненного пространства» [18] и начинает осознавать свою уникальность, неповторимость как индивидуального человеческого существа; смертность, временную конечность (смысл и ценность жизни по-настоящему понимается лишь в ситуации лицом к смерти); незапрограммированность, незавершенность, открытость своей сущности (то, что он сам является своим собственным замыслом); и находит смысл человеческого существования в саморазвитии и самоосуществлении, включающих рефлексию над самим собой, поиск себя, самопроектирование, самостроительство, самореализацию [17]. Человек становится все более способным к самопостроению своей жизни по мере «углубления субъектности», которое проявляется в стойкой потребности совершать действия и поступки, обусловленные собственным волеизъявлением, в наименьшей степени зависящим от внешних сил. При этом субъект ищет такие формы активности, которые бы давали ему возможность для полной

самореализации. Способность брать на себя ответственность за ход своей жизни формируется в процессе осуществления субъектом рефлексии над своими поступками, с целью выяснения их соответствия собственным жизненным ценностям [24].

Главным мотивом, как основы развития и совершенствования организма, творческой тенденции человеческой природы, является самоактуализация [31-33]. Удовлетворение любой потребности, которая стала ведущей (в еде, во власти, в достижениях и др.), служит лишь предпосылкой для самореализации всего организма. Потенции человека, по К. Гольдштейну, связаны с тем, что предпочитает индивид и что он делает лучше всего, к чему у него есть способности [32]. Линии самоактуализации заданы наследственно (по К. Роджерсу) и проявляются в естественном созревании организма, в том, что в ходе созревания организм становится более дифференцированным, развитым, специализированным [38]. Бессознательное выступает фоном, в который отступает сознательное и из которого оно возникает по мере необходимости для самореализации. Внутренней регулирующей силой, выхватывающей в хаосе ощущений, чувств, мыслей — «потоке сознания» необходимый предмет или вещь по (У. Джеймсу) является воля человека [5]. Здоровым организмом является тот, в котором тенденция самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром, не на основе тревоги, но благодаря радости победы [32]. Развитие человека по эволюционному восходящему пути может проходить только в условиях ясного восприятия, различения им прогрессивного и регрессивного поведения, адекватной символизации своих выборов («конгруэнтности» по К. Роджерсу), и приводит к увеличению напряжения в системе (по А. Маслоу), приумножающему автономию, гомономию и их сочетание, что способствует: 1) росту в направлении развития глубинных потребностей и способов их удовлетворения (вертикальное измерение личности); 2) возрастанию эффективности и продуктивности, выражающихся в нахождении более короткого пути достижения целей и минимизации затрат (прогрессивное измерение); 3) улучшению координации и увеличению многогранности поведения (горизонтальное измерение). Саморазвитие (по А. . Ангъялу) характеризуется гармоничным ростом одновременно во всех трех данных направлениях-измерениях личности [2; 3].

В связи с тем, что среда дает как средства для самоактуализации, так и содержит препятствия к ней, существует необходимость согласия со средой либо через обладание ею, либо через приспособление к ней [32]. В определенные моменты своей жизни человеку необходимо осуществить выбор той или иной степени сложности и для его осуществления не всегда подходят прежние личностные конструкты, поэтому жизненный опыт личности — это перестройка своей жизни, осуществляемая на основе пересмотра конструктов (по Д. А. Келли), в соответствии с изменяющимися условиями жизни [35]; [14]. Таким образом, текущие жизненные задачи человека определяются «сущностью» организма, «преградами» среды и «приходом к согласию» организма и среды. Изменение организма, вызванное стимулами среды, через определенное время нивелируется, восстанавливается соответствие организма природе. Происходит «реорганизация» паттернов, их смена на более эффективные, вытеснение отношений и убеждений, которые противоречат развитию всей личности и обретение более предпочтительных способов поведения [15].

Развернутый процесс взаимодействия человека с миром, в результате которого происходят кардинальные изменения в субъектно-субъектных отношениях индивида: увеличивается глубина и дальность целенаправленной упорядоченности этих отношений, в большей степени осознается и предвидится им общественный эффект от своих действий в актуальной ситуации, В. К. Калиным стал называться самоорганизацией жизни [10-13]. Взаимодействие человека с миром может осуществляться в двух формах самоорганизации: 1) активно-преобразовательной, в которой человек выступает в качестве "подлинного автора" своей жизни, совершает действия и поступки, целью которых является изменение жизненной ситуации; 2) адаптивно-приспособительной, когда человек выступает как

пассивный объект и приспосабливается к условиям среды [2; 3; 12]. Человеческое существование — это постоянное сопротивление «внешнему давлению, и попытка найти компромисс между свободой и принуждением, между творческим порывом и адаптацией к социальным условиям, между самоутверждением и самоутратой [16]. В качестве исследуемого целого В. К. Калин [12] выделяет развернутый процесс взаимодействия человека с миром, в котором существуют три уровня: 1) жизнедеятельность; 2) деятельность и сознательное целенаправленное поведение; 3) организация собственной жизни. При переходе с уровня жизнедеятельности на уровень деятельности и сознательного целенаправленного поведения и далее на уровень организации целостного жизненного процесса важнейшим аспектом расширения и углубления ориентировки субъекта взаимодействия с миром является возрастание упорядоченности субъектно-субъектных отношений. От самообособления в субъектно-субъектных отношениях на уровне жизнедеятельности индивида, обращения с другим человеком как с объектом, но не субъектом, до сбалансированной упорядоченности взаимодействий с людьми, открывающей возможность к наиболее полному саморазвитию и выходу на уровень развитой личности — индивидуальности. Предметное содержание деятельности по самоорганизации собственной жизни выявляется в рамках самосубъектных отношений, когда человек «идет вглубь себя». Организация жизни личности складывается и функционирует как благодаря сознательным, так и бессознательным подструктурам психики человека, однако, ведущую роль в этих процессах играет сознательная активность субъекта [14].

Для раскрытия причинно-следственных связей в поведенческом акте Б. Ф. Ломов вводит понятие «системообразующий фактор», который определяет в каждом конкретном случае особенности психического отражения предмета, средств и условий деятельности, а также уровень и динамику ее регуляции. Системообразующий фактор (далее СОФ) в любой системе — это такое образование, «ядро» системы, главным образом, под влиянием которого складывается качественная специфика системы, с одной стороны, и сохраняется ее устойчивость, с другой стороны [12]. Какой именно фактор выступает в роли системообразующего, определяется не только (и даже, пожалуй, не столько) «внутренними» законами развития субъекта, но и законами развития систем, которым он принадлежит [19].

По В. К. Калину [12] СОФ в трудовой (или какой-либо другой предметной, социально исследуемой) деятельности складывается в самом начале ее освоения — это связка двух психологических компонентов: первичной мотивации и целей деятельности. С. Л. Рубинштейн также рассматривал мотив как ядро субъекта в силу его тесной связи с направленностью личности, поведением и деятельностью в целом: «Включение сознания в детерминацию человеческой деятельности порождает специфический тип детерминации. Детерминация через мотивацию — это детерминация через значимость явлений для человека» [22, с. 466]. На наш взгляд, В. Г. Асеев наиболее точно описывает специфику такой детерминации: «Структура детерминации представляет собой единство образований типа симультативного детерминационного поля и сукцессивного процесса. Актуализация одних побуждений способствует удовлетворению и редукции других; удовлетворение и редукция одних, соответственно, способствует актуализации других. Такова основа саморазвертывания и саморазвития мотивационной системы личности со стороны ее внутренней структуры и условий» [1, с. 3]. Сложные самоорганизующие системы в процессе своего функционирования способны изменять свою структуру. Стационарным состоянием открытых систем является подвижное равновесие, при котором все макроскопические величины остаются неизменными, но продолжаются макроскопические процессы ввода и вывода вещества [28, с. 335]. Именно эти процессы и обеспечивают саморазвитие самоорганизующихся систем.

Участвуя в той или иной деятельности, личность неосознанно стремится к состоянию оптимального равновесия между побуждениями разного рода. В зависимости от условий и индивидуальных особенностей человека, на определенный момент оно будет иметь

различный компонентный состав. Подобные пространственные, временные или пространственно-временные структуры являются своего рода подсистемами более глобальной системы, которую представляет самоорганизация жизни, состояние оптимума в таких структурах динамично и изменчиво. В этом и заключается одна из сложностей изучения мотивационной сферы: она «неуловима» т.к. находится в непрерывном процессе развития и трансформации. Так как же развиваются подобные системы. Какова их структура и основные этапы развития? Далее в данной статье представляется оригинальный теоретический конструкт [2].

Первая стадия мотивационного процесса заключается в образовании потребностей личности и побуждений к поисковой активности (см. рис.1). Е. П. Ильин называет этот этап — формирование первичных абстрактных мотивов [6-9]. Развитие системы начинается с потери оптимума, нарушения баланса сил в мотивационной сфере. В результате возникает своеобразная «потребностная яма». В процессе ее осознания и достижения некого порога чувствительности, появляется побуждение к поиску цели, а значит — и способа восстановления баланса в системе. На этом этапе предмет удовлетворения потребности выступает в качестве обобщенного образа, абстрактной цели, а сама потребность выполняет функцию аккумулятора, который заряжает энергией всю дальнейшую деятельность человека. Говоря о системообразующем факторе, Б. Ф. Ломов выделил вектор деятельности «мотив — цель». В нашем случае — это вектор «потребность — цель». Этот вектор показывает направление мотивационного процесса и определяет содержание мотива.

На второй стадии развития системы происходит поисковая внешняя и внутренняя активности. Внутренняя активность связана с мысленным перебором предметов для удовлетворения потребности и условий их получения, а внешняя — с поиском реального объекта. Отраженные в сознании предметы и факты, принимающие участие в развитии системы, мы назвали стимулами мотивационного процесса. При встрече мотивов со стимулами происходит отражение их избирательности в сознании, они приобретают определенный личностный смысл. На втором этапе мотивационного процесса участвуют конкретные психологические факторы или образования (в нашей интерпретации — ценностно-мотивационные смысловые детерминанты), выделенные Е. П. Ильиным [6]. В зависимости от их нахождения в зоне поиска мы их делим на 2 группы. Первую группу составляют относительно устойчивые свойства личности. Они являются своеобразными внутренними фильтрами, благодаря которым отбираются только приемлемые для данного человека мотивы. Такими фильтрами могут быть: ценности; нравственный контроль (принципы, идеалы, убеждения); предпочтения (склонности, интересы, уровень притязаний); собственные возможности (знания, умения, качества). Вторая группа (как мы их называем — внешние фильтры) образуются ситуативными психологическими факторами, такими как: собственное состояние в данный момент; влияние внешней ситуации; учет условий достижения цели и последствий. В процессе развития ценностно-мотивационной системы через подобные «фильтры» проходит каждый ее элемент, и, либо остается в системе, либо отсеивается, либо корректируется.

Мотивационно-смысловые образования оказывают существенное влияние на поведение и в целом — на самоорганизацию либо стимулируя иррациональные тенденции и неадекватные формы активности, либо формируя новые мотивационные образования приспособительного характера. Опираясь на исследования В. Г. Асеева [1], следует также выделить возможность блокирования мотивационных образований другими высокозначимыми побуждениями, обусловленными трудностями реализации первых.

Третья стадия организации системы — выбор конкретных целей и формирование намерений их достичь. Мысленная постановка человеком перед собой цели связана с предвосхищением не только средства ее достижения, способа, процесса и результата, но и ситуации, в которой потребность может быть реализована. Помимо этого, цель характеризуется не только содержанием (чего хочу), но и уровнем, качеством (как хочу).

Поэтому целесообразно говорить о цели, как о многокомпонентном образе будущих результатов.

Большинство психологов формирование мотивов на этом этапе считают законченным. Но А. А. Файзулаев [27] предполагает, что существует следующий четвертый этап развития системы, где происходит закрепление мотивов. В результате этого они могут стать чертой характера.

Завершает цикл последний 5 этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера, привычки или желания. Необходимость исследования данного аспекта развития мотивации отмечал В. К. Вилюнас: «Обобщенные устойчивые мотивы личности находят свое выражение в индивидуально-личностных особенностях» [4].

Таким образом, круг замкнулся, совершив цикл развития ценностно-мотивационно-смысловой системы. Чем чаще совершаются циклические возвращения системы, тем более устойчивой она является, тем больший вклад она привносит в развитии самоорганизующейся надсистемы и организации жизненного процесса индивида в целом. Используемые стратегии в ходе самоорганизации жизни обусловлены как личностно-ситуационными детерминантами, так и актуализируемыми, либо на данный момент сформированными ценностно-мотивационно-смысловыми образованиями.

Особенности развития подобных сложных систем заключаются в том, что, во-первых, они целенаправленные, их поведение подчинено достижению определенных целей; во-вторых они способны в процессе своего функционирования изменять свою структуру, т.е. самоорганизовываться. Выявленные элементы структуры, условно называемой нами «ценностно-мотивационно-смысловая система», не статичны. Их положение в структуре меняется, обеспечивая различные состояния системы. Они являются своеобразными кирпичиками, конструкторскими блоками, которые в зависимости от архитектора могут лечь в основу разных по стилю и устойчивости конструкций, обреченных на постоянную достройку и перестраивание. Помимо этого, сами блоки видоизменяются со временем духовного роста человека, что неизбежно влечет за собой динамическое изменение системы во времени, обеспечивая процесс ее развития в целом [2].

Необходимо отметить, что данная концептуальная модель соответствует основным принципам общей теории систем [21; 23; 25; 26; 29; 30]: структурность (сеть связей и отношений ценностно-мотивационно-смысловых комплексов); зависимость каждого элемента, свойства и отношения ценностно-мотивационно-смысловой системы от места, функций внутри целого; целостность (несводимость свойств ценностно-мотивационно-смысловой системы к свойствам составляющих ее образований); иерархичность строения (каждое ценностно-мотивационно-смысловое образование может рассматриваться как система, состоящая из множества элементов); обусловленность поведения ценностно-мотивационно-смысловой системы не столько поведением ее образований (элементов), сколько свойствами структуры; взаимозависимость ценностно-мотивацонно-смысловой системы и среды; множественность описания в силу принципиальной сложности каждой из подсистем.

Помимо этого, данная модель выполняет фундаментальное требование, согласно которому каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Ведь ценностно-мотивационно-смысловые системы являются своеобразным субстратом для формирования СОФ в организации целостного жизненного процесса. Ценностно-мотивационно-смысловые механизмы определяющим образом обусловливают путь развития самоорганизации. Если на первом уровне самоорганизации жизни — жизнедеятельности (по В. К. Калину) в качестве СОФ выступают корреляционные механизмы регуляторного характера, на втором, в процессе деятельности и сознательного целенаправленного поведения — выступает мотив-цель, то на высшем уровне взаимодействия человека с миром в качестве СОФ

Рисунок 1 — Ценностно-мотивационно-смысловые механизмы системообразующего фактора деятельности [2]

в процессе упорядоченности субьектно-субьектных отношений подобные ценностно-мотивационно-смысловые системы перерастают в ценностно-смысловую концепцию жизни (ЦСКЖ).

В. К. Калин предполагает, что В ЦСКЖ входит: аккумулированный прошлый опыт, отрефлексированные ценностные ориентации; установки и закрепившиеся отношения; выводы, умозаключения, обобщенные представления; основные аргументы, «точки опоры» в интерпретации своего взаимодействия с миром; оценки настоящего: неудовлетворенные потребности и привлекательные примеры из жизни других лиц; пространство жизненно важных целей, т.е. компоненты ЦСКЖ, в которых представлено желаемое будущее.

В формировании ЦСКЖ как СОФ деятельности по организации собственной жизни предположительно можно выделить ряд стадий: первая — выяснение определяющих (важнейших, лично значимых) характеристик жизни, своеобразная апробация различных сторон жизни, в ходе которой происходит переход от неявного знания о важнейших характеристиках жизни (предчувствие) к активной рефлексии и сознательному целенаправленному анализу (выход на следующую стадию); вторая — это концептуализация ведущих ценностных ориентаций в жизни, снятие и уменьшение числа противоречий в их системе, структурирование в целостное сбалансированное образование и, наконец, третья представляет собой этап выраженной субъектности [12].

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что самоорганизация жизни в большой степени обусловлена устойчивыми обобщенными детерминантами, в основе которых

— действие ценностно-мотивационно-смысловых механизмов и актуализация соответствующих образований, которые на высшем уровне взаимодействия человека с миром составляют основу формирования его ценностно-смысловой концепции жизни.

Литература

1. Асеев В. Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / В.Г. Асеев- М., 1995. — 20 с.

2. Береснева М. А. Психологические аспекты самоорганизации жизни человека в рекреационный период (на примере туристического отдыха в Крыму): Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / М. А Береснева- Симферополь, 2009. — 186 с.

3. Береснева М. А. Психологические аспекты самоорганизации жизни человека в рекреационный период (на примере туристического отдыха в Крыму): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / М. А Береснева- Одесса, 2009. — 20 с.

4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 200 с.

5. Джеймс У. Личность / У. Джеймс // Психология личности. Тексты. — М., 1982 — С.245-291

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин- СПб: Питер, 2000. — 512 с.

7. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е.П. Ильин- К.: Вища школа, 1998. — 510 с.

8. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психологический журнал

— 1995. — № 2. — С. 20-29.

9. Ильин Е. П., Фещенко Е. К. К вопросу об объективности оценочных суждений о волевых качествах / Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко // Психологические проблемы самореализации личности. — Вып. 3. — СПб. — 1999. — С. 13-20.

10. Калин В. К. Актуальные аспекты теории воли / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы тезисов второго всесоюзного семинара молодых ученых. — Симферополь, 1986. — С. 120-131.

11. Калин В. К. Анализ психологической структуры деятельности с позиций системного подхода / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы тезисов всесоюзной конференции молодых ученых — Симферополь, 1983. — С. 143-151.

12. Калин В. К. Анализ самоорганизации и самодетерминации активности личности с позиций системного подхода / В. К. Калин // Наука i осв^а — 1999. — № 1-2. — С. 45-48.

13. Калин В. К. Волевая регуляция поведения и деятельности: Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» — М., 1989. — 32 с.

14. Колесников Е. П. Теоретико-методологические основы изучения деятельности по организации жизни / Е. П. Колесников // Наука i осв^а. № 4 -5. — 1998. С. 52 -55.

15. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылева — СПб.: Речь, 2005. — 222 с.

16. Лазарев Ф. В., Брюс, А. Литтл. Многомерный человек. Введение в интервальную антропологию / Ф. В. Лазарев, Брюс, А. Литтл — Симферополь: СОНАТ, 2001. — 264 с.

17. Лазарев Ф. В. Философия / Ф. В. Лазарев — Симферополь: РИЦ «Атлас», 1996. —

18 с.

18. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, П. Сирс // Психология личности. Тексты. — М.: Знание, 1982. — С. 69-94.

19. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов- М.: Наука, 1984. — 444 с.

20. Максименко С. Д. Генезис существования личности / С. Д. Максименко- К.: Изд-во ООО «КММ», 2006. — 240 с.

21. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. — Томск: Изд-во. ТГУ, 1976. — 244 с.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн- СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

23. Сагатовский В. Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода / В. Н. Сагатовский // Философские науки — 1976. — № 3. — С. 67-78.

24. Титаренко Т. М. Поняття життевого шляху особистосп / Т. М. Титаренко // Основи практично! психологи / В. Панок, Т. Титаренко, Н. Чепелева та ш.: Пщручник. — К.: Либщь, 1999. — 536 с.

25. Уемов А. И., Жариков В. Ю. К проблеме системной типологии личности: опыт постановки задачи. / А. И. Уемов, В. Ю. Жариков // Философские науки — 1977. — № 3. — С. 13-29.

26. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов- М.: Мысль, 1978. — 272 с.

27. Файзулаев А. А. Мотивационные кризисы личности / А. А. Файзулаев // Психол. журнал. — 1989. — № 3. — С.10-14.

28. Философский словарь. / [Адо А.В. и др.] Под ред. И. Т. Фролова — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 588 с.

29. Шептулин А. П. Принцип системности / Шептулин А. П. //Философские науки. — 1985. — № 5. — С. 56-63.

30. Юдин Э. Г. Методологическая природа системного подхода / Э. Г. Юдин // Системные исследования: Ежегодник. — М.: Наука, 1973. — С. 38-51.

31. Goldshtein K. Human natur in the light of psychopathology / Goldshtein K. Cambriddge, 1940. — 125 р.

32. Goldshtein K. Language and language disturbances / Goldshtein K. — N.Y., 1948. —

321 р.

33. Goldshtein K. The organism / Goldshtein K. — N.Y., 1939. — 245 р.

34. Hall C.S., Lindsey G. Theories of Personality — N.Y., John Wiley and Sons, 1970.

35. Kelly G. Fixed role therapy / G. Kelly // Ed. M. Jurjevich. Direct psychotherapy. — Miami: Ratiber — Ray, 1973. — 112 p.

36. Lewin K. A dynamic theory of personality / Lewin K. — N. Y. — London, 1935. — 135

P.

37. Lewin K. Principles of topological psychology / Lewin K. — N. Y., 1936. — 245 p.

38. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework / Rogers C.R. // Psychology a study of a science / Ed. by S. Koch. — N.Y., 1959. — Vol.3. — pp. 109-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.