Научная статья на тему 'Ценности как системообразующий фактор информационно-психологической безопасности личности'

Ценности как системообразующий фактор информационно-психологической безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
885
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / SYSTEM-FORMING FACTOR VALUES / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSON / НАДСИТУАТИВНОСТЬ / ON OF ALL SITUATION SINKS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / MOTIVATION OF ACHIEVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежевская Т. И.

В статье рассматривается системообразующий внутренний фактор личности, способствующий сохранению ее целостности и личностного здоровья, обеспечению ее психологической безопасности. По мнению автора, таким системообразующим фактором является ценностная основа личности. Одной из задач в обеспечении информационно-психологической безопасности человека является развитие его ценностного сознания, внутренних побуждений сохранять свою личностную целостность и психологическое здоровье при столкновении с информационными потоками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE AS FACTOR SISTEMOOBRAZUSCHY INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON

This article discusses the systeminternal factor, enhance and preserve its integrity and personal health, ensuring its psychological safety. The author argues that such a factor which is the basis of values of the individual. One of the challenges in providing information and psychological development of human security is its value consciousness, inner motivation to maintain their personal integrity and mental health when faced with information flow.

Текст научной работы на тему «Ценности как системообразующий фактор информационно-психологической безопасности личности»

Т. И. Ежевская

к. психол. н., доцент, ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-

педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

ЦЕННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается системообразующий внутренний фактор личности, способствующий сохранению ее целостности и личностного здоровья, обеспечению ее психологической безопасности. По мнению автора, таким системообразующим фактором является ценностная основа личности. Одной из задач в обеспечении информационно-психологической безопасности человека является развитие его ценностного сознания, внутренних побуждений сохранять свою личностную целостность и психологическое здоровье при столкновении с информационными потоками.

Ключевые слова: системообразующий фактор, система ценностей, информационно-психологическая безопасность личности, надситуативность, мотивация, мотивация достижения.

T.I. Yezhevskaya, candidate of psychological sciences, Zabaikalsky State Humanity Pedagogical University named after N. Tcherneschevsky

VALUE AS FACTOR SISTEMOOBRAZUSCHY INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY

OF THE PERSON

Abstract. This article discusses the system- internal factor, enhance and preserve its integrity and personal health, ensuring its psychological safety. The author argues that such a factor which is the basis of values of the individual. One of the challenges in providing information and psychological development of human security is its value consciousness, inner motivation to maintain their personal integrity and mental health when faced with information flow.

Keywords: system-forming factor values, information-psychological security of person, motivation, motivation of achieve, on of all situation sinks.

Нахождение эффективных механизмов психологической защищенности от вредоносного воздействия информации имеет большое значение как для конкретного человека, так и для выживания и развития всего человечества в целом. В связи с этим в последние десятилетия возрос научный интерес к проблеме информационно-психологической безопасности.

Осознание проблемы информационно-психологической безопасности личности приводит к необходимости поиска эффективного механизма сохранения устойчивого состояния защищенности, целостности личности и основных ее психологических характеристик. Очевидно, что найденный механизм должен обладать надситуативной сущностью и экопсихологическим внутренним эффектом воздействия на личность в неблагоприятных ситуациях влияния информации, позволяющим сохранять ей относительную психологическую устойчивость, самоценность и адекватность восприятия внешней реальности. Личность как носитель сущностных сил способна к саморегуляции своих отношений с информационной реальностью соответственно своим целям и намерениям.

По нашему мнению, внутренним системообразующим ресурсом обеспечения информационно-психологической безопасности, а следовательно, и сохранения психологического здоровья личности будет являться ее система ценностей как интегральный внутренний и внешний показатель сущности, целостности и зрелости личности во всем многообразии, широте и многоуровневости ценностных взаимосвязей.

Система ценностей, как сущностное ядро личности, является образованием сознания и в то же время определяет сознание человека при взаимодействии с окружающей информационной реальностью, влияет на его самовосприятие, восприятие действительности, ощущение благополучия и защищенности, а также обладает побудительной и регуляторной силой при решении личностью необходимых задач.

Системообразующим данный ресурс будет не только при доминировании определенных комбинации ценностей и ценностных ориентаций внутри самой ценностной системы, но и во взаимосвязи с другими внутренними ресурсами, при актуализации которых можно обеспечить определенный уровень информационно-психологической защищенности личности и сохранить психологическое здоровье.

Как показывают работы психологов, личностные ценности, в ряду других функций, выполняют регулирующую и побуждающую роль, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Большое значение в этом вопросе имеет уровень зрелости личности, которая во многом определяется системой устоявшихся ценностей и ценностных ориентаций.

Ценность, имеющая для индивида наибольшую значимость, т. е. занимающая самое высокое положение в его системе ценностей, определяет ведущую направленность личности. Система ценностей и ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности, а динамическую сторону этой направленности определяет система мотивов. Когда ценностные ориентации становятся руководящим мотивом поведения личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности, их относительная устойчивость освобождает ее от необходимости реагировать и приспосабливаться к случайным влияниям, позволяет выйти за пределы ситуации и увидеть надситуативный смысл. Предрасположенность к определенному поведению создают ценности, объединенные в систему в структуре личности.

Необходимо подчеркнуть, что система ценностей личности образована из взаимосвязей ценностей разной степени осознанности, устойчивости, направленности. При определенных комбинациях устойчивой системы ценностей личность при взаимодействии с информационной средой может проявляться через феномен

надситуативности (выход за пределы конкретной ситуации), что обеспечивает ей относительную автономность в неблагоприятных ситуациях социального влияния, определенный уровень контроля своих реакций и действий, позволяет сохранить психологическое здоровье.

В связи с тем, что система ценностей имеет многоуровневую структуру, можно предположить, что существуют связи не только внутри одного уровня ценностей, но и между ценностями разных уровней. На наш взгляд, устойчивые взаимосвязанные доминирующие ценности имеют значимые связи с периферийными ценностями. Корреляции ведущих и периферийных ценностей позволяют судить о широте ценностной системы. Широта и разнообразие ценностных связей дают личности не только определенную гибкость, но и способствуют ее личностному росту и самоактуализации даже при неблагоприятном влиянии. Разнообразие, с точки зрения Е.Н. Князевой, лежит в основе устойчивого и динамического развития систем [1, с. 14]. Выявление значимых положительных и отрицательных связей внутри ценностной системы, по нашему мнению, позволит продуктивно воздействовать на представленные в сознании ведущие ценности, тем самым актуализируя периферийные ценности, коррелирующие с ведущими и связанные с информационно-психологической безопасностью личности.

Устойчивое ценностное ядро, широта и разнообразие системы ценностных взаимосвязей обеспечивают личности самоконтроль и гибкость в ситуациях информационного влияния, видение надситуативного смысла своего поведения и деятельности, сохранение психологического здоровья и, соответственно, обеспечивают информационно-психологическую безопасность.

Существующие комбинации взаимосвязанных ценностей внутри ценностной системы личности, составляющие ее устойчивое ядро, определяют отношения и поведение человека. Только определенные устойчивые комбинации взаимосвязанных ценностей позволяют личности испытывать состояние защищенности при негативном влиянии информационной среды. На основе относительно устойчивого ядра взаимосвязанных личностных ценностей, как внутреннего фильтра, происходит отражение психологического поля поступающей информации и осуществляется формирование и актуализация определенного ценностного отношения к поступающей информации, к себе и окружающей действительности, что, в свою очередь, обусловливает мотивацию человека к определенным поступкам и действиям как в конкретных обстоятельствах воздействия и взаимодействия с внешней действительностью, так и вне их.

Особое значение ценности и ценностные ориентации имеют в жизни и деятельности профессионала, так как они характеризуют его как личность, включенную

в конкретные отношения с профессиональной действительностью и систему социальных связей, и являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности. Основным содержанием профессиональных ценностей является система отношений к интегрированным ценностям профессии (ценности деятельности, себя как ценности, ценности Другого как развивающего субъекта). Личностные и профессиональные ценности в реальном процессе жизнедеятельности взаимосвязаны и неразрывны, но личное пространство всегда шире профессионального. Развитая, целостная, согласованная система ценностей личности является значимой предпосылкой успешного профессионального становления, профессиональной реализации, способствует обеспечению собственной информационно-психологической безопасности и безопасности других людей.

Важно подчеркнуть, что определение связей между ведущей группой ценностей, их устойчивости, широты и разнообразия позволит воздействовать на личностно-профессиональное становление и развитие личности и даст возможность прогнозировать некоторые модели поведения человека не только в конкретной информационной среде или учебно-профессиональной деятельности, но и в разных жизненных ситуациях. Выявление данных взаимосвязей даст возможность в процессе учебно-профессиональной подготовки влиять на один конец взаимосвязанной цепочки, тем самым оказывать влияние на другой, что может стать эффективным механизмом обеспечения информационно-психологической безопасности личности.

При поступлении значимой эмоционально-активной или потребностно-актуальной информации в сознании человека происходит активизация всех внутренних связей различных структур личности, соотнесение полученной информации с системой устоявшихся ценностей, включая самоценность и образ Я, после чего личность решает, принять ли данную информацию, а если принять, то в какой степени. При принятии поступившей информации, которая имеет для человека определенный ситуативный или перспективный смысл, происходит укрепление, корректировка или переструктурирование сложившейся системы ценностей и ее взаимосвязей.

Следующим важным моментом является понимание того, что различие взаимосвязей внутри ценностной структуры, их комбинаций определяет ценностный тип личности и степень ее психологической устойчивости или неустойчивости при взаимодействии с информационной средой. Мы считаем, что ценностные личностные типы разной степени информационно-психологической защищенности можно расположить на шкале. На самом низком уровне шкалы будет находиться человек, совершенно безразличный к сохранению себя как ценности и своей целостности как личности. Поднятие по шкале на ступеньку выше характеризует человека, который беспокоится за свое здоровье и свою безопасность, но ничего не предпринимает,

чтобы обезопасить и защитить себя. На более высокой ступеньке находится человек, сопротивляющийся опасности, но находящийся в антагонизме с самим собой и окружающим миром и тем самым использующий возмущающие, но не действенные, формы обеспечения безопасности. На четвертой ступеньке находится человек, владеющий запасом необходимых резервов для обеспечения своей безопасности, начинающий осознанно подходить к обеспечению своей безопасности, но не часто понимающий что делать и как себя защитить. На предпоследней ступеньке находится личность, обладающая высокой мотивацией и наличием ценности обеспечения своей безопасности, но действующая осторожно, используя только проверенные известные способы (часто внешние). На самой высокой ступеньке шкалы находятся люди, имеющие высокую мотивацию достижения целей, обеспечения своей безопасности, систему устойчивых ценностей, способствующих сохранению себя от разрушающей информации. Они имеют высокий уровень самоконтроля и гибкости в различных ситуациях, достаточно автономны и психологически устойчивы к негативному влиянию информации. Это люди, использующие весь свой внутренний потенциал для защиты от вредоносной информации.

Ценности являются ядром мотивации личности и характеризуют содержательную составляющую мотива. Чем более значима для человека ценность, тем больше мотивов она структурирует вокруг себя для реализации целей. Мотивация как сложная система имеет определенное содержание и внутреннюю организацию. Исследования показывают, что значимым мотивом в структуре мотивации личности является мотив достижения, который позволяет достигать человеку намеченных целей. Существуют значимые связи между определенными ценностями и мотивацией достижения, которые позволяют личности сохранить активность в любых ситуациях дестабилизирующего психологического воздействия информационных потоков. Так как мотивация достижения тесно связана с ценностно-смысловыми ориентирами жизненного поля человека, она позволяет личности сохранять не только определенную автономность, но влияет на внутренний локус контроля и настойчивость в достижении намеченной цели. Отметим, что в обеспечении психологической безопасности значимое место занимает мотивационная включенность в достижение цели, которая опирается на устойчивое мотивационно-ценностное ядро личности. Мотивационная включенность в достижение цели позволяет личности противостоять негативным информационным психологическим эффектам воздействия и видеть надситуативный смысл своих реакций и действий в конкретной ситуации, а также сохранять психологическую устойчивость от дестабилизирующего и дисфункционального влияния информации.

В современных условиях информационно-психологическая безопасность

личности не может обеспечиваться без комплексного учета и других ресурсов человека. К их числу относятся: психологическое здоровье, психологическая устойчивость, эмоционально-деятельностная адаптивность, мотивация достижения, потребность в саморазвитии и самоактуализации, субъективное ощущение благополучия и др.

Итак, взгляд на систему ценностей как механизм, позволяющий выйти за пределы насущной ситуации, как системообразующий личностный ресурс взаимосвязанный с мотивацией и составляющими психологического здоровья может стать важным шагом в решении исследуемой проблемы. Как говорил А.Маслоу, «ценности нужно познавать, как и любую другую тайну природы, чье существование и свойства до поры неизвестны, но обязательно уступают нашему поиску и испытывающему вниманию» [2, с. 162].

Таким образом, одной из важнейших задач в обеспечении информационной и социально-психологической безопасности человека является развитие системы его ценностей во всей широте и многообразии их взаимосвязей. В этой связи, формирование, переструктурирование и развитие определенной системы ценностей и ее связей с мотивацией, а также с другими личностными ресурсами поможет человеку эффективно выстраивать взаимоотношения и взаимодействовать с социальной средой и сохранять комфортное психическое состояние в ситуациях вредоносного влияния информационных потоков.

Наличие взаимосвязей внутри ценностной структуры определяет степень психологической устойчивости или неустойчивости личности при взаимодействии с информационной средой. Нахождение эффективных механизмов обеспечения информационно-психологической безопасности личности на основе активизации ее ценностных ресурсов даст возможность реализовать пути и модель формирования информационно-психологической безопасности личности.

Список литературы:

1. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. - М.: ИФ РАН, 1995.

2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г.Маслоу; перев. с англ. А.М. Татлыдаевой; научн. редакция Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.

List of references:

1. Knyazeva E.N. Odyssey of the scientific mind. Synergistic vision of scientific progress. -Moscow: IF RAN, 1995.

2. A. Maslow A. G. Long-range limits of the human psyche. Trans. from English. AM Tatlydaevoy.; science edition N. Akulina. - SPb.: Eurasia 1997 - 430 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.