Научная статья на тему 'Системно-ценностный подход к информационно-психологической безопасности личности'

Системно-ценностный подход к информационно-психологической безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
775
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / ЦЕННОСТНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / INFORMATIONAL AND PSYCHOLOGICAL SAFETY / A PERSON / SYSTEM OF VALUES / VALUE INTERRELATIONS / VALUE TYPE OF A PERSON / MOTIVATION OF ACHIEVEMENT / MOTIVATIONAL INCLUSIVENESS / PSYCHOLOGICAL HEALTH / CRITERIA OF PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежевская Татьяна Иннокентьевна

В статье раскрывается актуальность проблемы информационно-психологической безопасности личности и поиска эффективных механизмов ее обеспечения на современном этапе развития общества. Предлагается решение этих задач на основе системно-ценностного подхода, который предполагает активизацию внутренних ресурсов личности в обеспечении собственной информационно-психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System-Value Approach to Personal Informational and Psychological Safety

The article reveals the urgency of the problem of informational and psychological safety of a person and of identifying effective mechanisms of its maintenance at the present stage of social development. The proposed solution of the given problem is based on the system-value approach which assumes activization of internal resources of a person in the maintenance of his/her own informational and psychological safety.

Текст научной работы на тему «Системно-ценностный подход к информационно-психологической безопасности личности»

ведение в отношении него каких-либо действий. Статья 32 «Согласие на медицинское вмешательство» оговаривает, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случае, когда состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрания консилиума - непосредственный лечащий (дежурный) врач, с последующим уведомлением должностных лиц лечащего учреждения (5).

Статья 43 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан гласит: «Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах лечения пациента только после его добровольного письменного согласия».

В последние годы не только в зарубежной, но и в отечественной печати отмечается, что законодательное разрешение эвтаназии не приведет к увеличению количества злоупотреблений. Так, разрешительная практика эвтаназии в Голландии не привела к их увеличению. Количество случаев активной эвтаназии держится на уровне 1,8%, пассивного - 17,5% (1, 120). Юристам и медикам необходимо разработать положения, учитывающие многочисленные факторы, устранить противоречия в законе и привести в соответствие с правами человека законодательные нормы, в результате чего можно было бы не опасаться роста правонарушений в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов В. И., Маслов Е. Н. Право в медицине. - М., 2002.

2. Выпуск новостей канала ОРТ. - 2002. - 19 марта.

3. Ковалев М. И. Право на жизнь и право на смерть // Гос-во и право. - 1992. - № 7.

4. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. - М., 1994.

5. Федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288 и федеральных законов от 2 марта 1998 г. № 30-ФЗ, от 20 декабря 1999 г. № 214-ФЗ, от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 33. - Ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 10. -Ст. 1143; № 51. - Ст. 6289; 2000. - № 49. - Ст. 4740.

6. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Е. Тихомирова. - М., 1997.

СИСТЕМНО-ЦЕННОСТНЫЙ подход К ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Т. И. Ежевская

В статье раскрывается актуальность проблемы информационно-психологической безопасности личности и поиска эффективных механизмов ее обеспечения на современном этапе развития общества. Предлагается решение этих задач на основе системно-ценностного подхода, который

предполагает активизацию внутренних ресурсов личности в обеспечении собственной информационно-психологической безопасности.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, личность, система ценностей, ценностные взаимосвязи, ценностный тип личности, мотивация достижения, мотивационная включенность, психологическое здоровье, критерии психологического здоровья.

В современном мире происходит интенсификация общественных процессов и явлений, оказывающих заметное влияние на человека, которое не всегда является положительным. Комплекс значительных проблем, связанных с безопасностью личности, расширился из-за влияния на человека и общество продуктов собственной жизнедеятельности, включая информационные. Именно человек, как личность, подвержен дестабилизирующему влиянию информационных факторов, что может происходить по многим причинам, в том числе по причине психологических эффектов воздействия информации. Поиск и создание эффективных механизмов психологической защиты личности от вредоносного воздействия информации имеет большое значение как для выживания конкретного человека, так и для развития общества в целом. Информационно-психологическая безопасность оказывает существенное влияние на нормальное функционирование и развитие личности, адекватность ее поведения, отношения к себе и окружающей реальности. Проблема информационно-психологической безопасности личности в связи с возрастающей ее актуальностью требует дальнейшего исследования и построения эффективных механизмов обеспечения, в том числе в процессе подготовки квалифицированных кадров. Психолого-педагогические аспекты данного феномена в подготовке специалистов сравнительно мало изучены и разработаны.

Информационно-психологическая безопасность личности - это, с одной стороны, устойчивое состояние защищенности личности от негативных информационных воздействий, способных изменять психические состояния и психологические свойства человека, модифицировать его поведение, а с другой - возможность сохранять системообразующие свойства и основные психологические характеристики личности по отношению к данным воздействиям. Отсюда следует, что необходимо выявить эффективный механизм сохранения устойчивого состояния защищенности, целостности личности и основных ее психологических характеристик.

Найденный механизм должен обладать надситуатив-ной сущностью и экопсихологическим внутренним эффектом воздействия на личность в неблагоприятных ситуациях влияния информации. Это позволит ей сохранять относительную психологическую устойчивость, самоценность и адекватность восприятия внешней реальности. Ресурсы обеспечения информационно-психологической безопасности личности лежат не только в оградительных мерах внешней среды (государственные законы и указы, регулирующие направленность информационных потоков в средствах массовой информации и в образовательной деятельности), но и в использовании внутренних ресурсов личности. Внутренние ресурсы человека как личности до конца не познаны и не задействованы.

В норме личность - это психологическая самодетер-минирующаяся система, стремящаяся к сохранению своей целостности в любых взаимодействиях с внешней средой, обладающая избирательным отношением к действительности и избирательной надситуативной активностью, обеспечивающими ее благополучие при воздействии окружающей негативной информационной реальности на основе сформировавшейся системы ценностей. Внутренним системообразующим ресурсом обеспечения информационно-психологической безопасности, а следовательно, и сохранения психического здоровья личности будет служить ее система ценностей. Последняя представляет собой интегральный внутренний и внешний показатель сущности, целостности и зрелости личности во всем многообразии, широте и мно-гоуровневости ценностных взаимосвязей и взаимосвязей с другими личностными ресурсами. Система ценностей, как сущностное ядро личности, является образованием сознания и в то же время определяет сознание человека при взаимодействии с окружающей информационной реальностью, влияет на его самовосприятие, восприятие действительности, ощущение благополучия и защищенности. Как заявлял А. Маслоу, «... ценности нужно познавать, как и любую другую тайну природы, чье существование и свойства до поры неизвестны, но обязательно уступают нашему поиску и испытывающему вниманию» (3, 162).

Отметим, что устоявшаяся ценностная система личности при взаимодействии с информационной средой проявляется через феномен надситуативности, выхода за пределы конкретной ситуации, что обеспечивает личности относительную автономность в неблагоприятных ситуациях информационного влияния, определенный уровень контроля своих реакций и действий, позволяет сохранить психическое здоровье и информационно-психологическую безопасность. На основе относительно устойчивого ядра взаимосвязанных личностных ценностей, как внутреннего фильтра, происходит отражение психологического поля поступающей информации и осуществляются формирование и актуализация определенного ценностного отношения к поступающей информации, к себе и окружающей действительности, что, в свою очередь, обусловливает мотивацию человека к поступкам и действиям как в конкретных обстоятельствах, так и вне данной ситуации.

Система ценностей личности образована из взаимосвязей ценностей разной степени осознанности, устойчивости, направленности. Если ценностные взаимосвязи являются не только устойчивыми, но также достаточно разнообразными и многоплановыми, это обеспечивает личности не только определенную стабильность, но и некую гибкость в ситуации, видение надситуативного смысла своего поведения и действий, что позволяет ей в определенной мере сохранять свои психологические характеристики и целостность. При поступлении значимой, эмоционально активной или потребностно-акту-альной информации в сознание человека происходит активизация всех внутренних связей различных структур личности, соотнесение полученной информации с

системой устоявшихся ценностей, включая самоценность и образ Я, после чего личность решает, принять ли данную информацию, а если принять, то в какой степени. При принятии поступившей информации, которая имеет для человека определенный ситуативный или перспективный смысл, происходят укрепление, корректировка или переструктурирование сложившейся системы ценностей и ее взаимосвязей.

Существующие комбинации взаимосвязанных ценностей внутри ценностной системы личности, составляющие ее устойчивое ядро, определяют отношения и поведение человека. Устойчивая система взаимосвязанных ценностей имеет значимые связи с периферийными ценностями. Корреляции ведущих и периферийных ценностей позволяют судить о широте ценностной системы. Широта и разнообразие ценностных связей не только дают личности определенную гибкость, но и способствуют ее личностному росту и самоактуализации. Разнообразие, с точки зрения Е. Н. Князевой, лежит в основе устойчивого и динамического развития систем (2, 14). Выявление значимых положительных и отрицательных связей позволит продуктивно воздействовать на представленные в сознании ведущие ценности, тем самым актуализируя периферийные ценности, коррелирующие с ведущими. Определение значимых связей между ведущей группой ценностей, их устойчивости, широты и разнообразия позволит воздействовать на личностнопрофессиональное становление и развитие личности и даст возможность прогнозировать некоторые модели поведения человека не только в конкретной информационной среде или учебно-профессиональной деятельности, но и в разных жизненных ситуациях. Выявление указанных взаимосвязей дает возможность в процессе учебно-профессиональной подготовки влиять на один конец взаимосвязанной цепи, тем самым оказывая влияние на другой, воздействуя на ценности личности, обеспечивая ее информационно-психологическую защищенность. В этой связи формирование, переструктурирова-ние и развитие определенной системы ценностных связей поможет личности самой обеспечить свою информационно-психологическую безопасность и безопасность Другого, а также сохранить свои системообразующие качества в ситуациях вредоносного влияния информационных потоков.

Следующим важным моментом системно-ценностного подхода является понимание того, что различие взаимосвязей внутри ценностной структуры определяет ценностный тип личности и степень ее психологической устойчивости или неустойчивости при взаимодействии с информационной средой. Только определенные комбинации взаимосвязанных ценностей позволяют личности испытывать состояние защищенности при негативном влиянии информационных потоков, сохранять свои основные психологические характеристики и свойства.

С нашей точки зрения, ценностные личностные типы разной степени информационно-психологической защищенности можно расположить на определенной шкале. На самой низкой шкале будет находиться человек, безразличный к сохранению себя как ценности и своей целостности как личности. Поднятие по шкале на ступень-

ку выше характеризует человека, который беспокоится за свое здоровье и свою безопасность, но ничего не предпринимает, чтобы обезопасить и защитить себя. На более высокой ступеньке находится человек, сопротивляющийся опасности, но находящийся в антагонизме с самим собой и окружающим миром и тем самым использующий возмущающие, но не действенные формы обеспечения безопасности. На четвертой ступеньке находится человек, владеющий запасом необходимых резервов для обеспечения своей безопасности, начинающий осознанно подходить к обеспечению своей безопасности, но часто не понимающий, что делать и как себя защитить. На предпоследней ступеньке находится личность, обладающая высокой мотивацией и пониманием ценности обеспечения своей безопасности, но действующая осторожно и использующая только проверенные, известные способы (часто внешние). На самой высокой ступеньке шкалы находятся люди, имеющие высокую мотивацию достижения целей, обеспечения своей безопасности, и обладающие системой устойчивых ценностей, способствующих сохранению себя от разрушающей информации. Они имеют высокий уровень самоконтроля и гибкости в различных ситуациях, достаточно автономны и психологически устойчивы к негативному влиянию информации. Эти люди используют весь свой внутренний потенциал для защиты от вредоносной информации.

Надо полагать, что существуют значимые связи между определенными ценностями и мотивацией достижения, которые позволяют личности сохранить активность в любых ситуациях дестабилизирующего психологического воздействия информационных потоков. Так как мотивация достижения тесно связана с ценностно-смысловыми ориентирами жизненного поля человека, она позволяет личности не только сохранять определенную автономность, но и влияет на внутренний локус контроля и настойчивость в достижении намеченной цели. Отметим, что в обеспечении информационно-психологической безопасности значимое место занимает мотивационная включенность в достижение цели, с опорой на устойчивое мотивационно-ценностное ядро личности, состоящее из совокупности мотивов, главными из которых являются ценностно-смыслообразующие мотивы. Мотивационная включенность в достижение цели позволяет личности противостоять негативным информационным психологическим эффектам воздействия и видеть надситуативный смысл своих реакций и действий в конкретной ситуации, а также сохранять психологическую устойчивость от дестабилизирующего и дисфункционального влияния информации.

Следует еще раз отметить то обстоятельство, что существуют положительные корреляции между информационно-психологической безопасностью и психическим здоровьем личности, которые взаимообусловлива-ют друг друга в реальной жизнедеятельности. Решение проблемы информационно-психологической безопасности ведет к сохранению психического здоровья человека. Оно связано с особенностями личности, интегрирующей все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Механиз-

мы, сохраняющие психическое здоровье личности, обеспечивают и ее психологическую безопасность. Психологическое здоровье оценивается не только с внешних, но и с внутренних позиций самой личности, ее внутреннего ощущения благополучия, уверенности в себе и реализации своих целей. Для определения нормы психологического здоровья, по мнению О. В. Хухлаевой, важно наличие определенных личностных характеристик, способствующих успешной адаптации и продуктивному развитию личности или динамическому равновесию между индивидом и средой обитания (4, 15).

Ценностное представление о своем настоящем и будущем представляет собой внутреннее самоощущение психологической безопасности и, соответственно, психического здоровья. Н. Л. Шлыкова указывает: «...обобщенные устойчивые представления человека о том, что отвечает его потребностям, интересам, намерениям, целям, планам, определяют пути (способы) формирования психологически безопасного существования. Речь идет о регулятивной функции ценностных ориентиров.» (5, 84). Как отмечает В. Е. Клочко, «В поле сознания не попадет ничего такого, что не имеет для человека значения, смысла или ценности. это принцип работы “нормальной” психологической системы “человек”» (1, 6-7). Здоровый человек понимает смысл и ценность того, что он, человек, как субъект способен распоряжаться собственными ресурсами и благодаря этому строить отношения с реальностью.

Результаты теоретического анализа работ и наши выводы позволяют сказать, что критериями психологического здоровья личности будущего специалиста могут выступать: образование ценностей себя (самоценность) и объекта будущей профессиональной деятельности; адекватность самовосприятия (образ Я) и восприятия окружающего мира (образ Мира); психологическая устойчивость к негативным информационным влияниям; внутренний локус контроля при взаимодействии с информационными потоками; мотивационная готовность к активной деятельности и достижению своих целей; личностная активность и автономность; самоактуализация и адаптация даже в неблагоприятных условиях. Все выделенные показатели характеризуют психологическое здоровье, целостность личности и позволяют человеку чувствовать себя в относительной безопасности в условиях негативных психологических эффектов воздействия информационной среды.

Таким образом, можно заключить, что система ценностей - это главный внутренний ресурс обеспечения личностью собственной информационно-психологической безопасности, но нужно помнить, что данный ресурс связан и взаимодействует с другими компонентами личности, что и образует эффективную внутреннюю систему защиты от вредоносного влияния информационной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клочко В. Е. Психологическое здоровье и онтопедагогика // Психологическое здоровье участников образовательного процесса: мат-лы регион. конф. (11 мая 2001 г.). - Барнаул, 2002.

2. Князева Е. Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. - М., 1995.

3. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыдаевой; науч. ред. Н. Н. Акулиной. -СПб., 1997.

4. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М., 2001.

5. ШлыковаН. Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. - Тверь, 2004.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ И ПРАКТИКА

В. И. Черненилов

Данная статья ориентирована на предельно общие вопросы исследований психологического воздействия в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Между обозначенными в статье «субъект-субъектной», естественно-научной и герменевтической парадигмами исследования не существует непреодолимых барьеров, что, в свою очередь, не означает тождества следующих из них методических выводов.

Ключевые слова: психологическое воздействие, манипулирование, терроризм, стратегии психологического воздействия, эффективность психологического воздействия, парадокс воздействия, мишени воздействия.

В настоящее время категория «психологическое воздействие» (ПВ) становится одной из самых востребованных в теоретическом контексте при определении сущности таких понятий, как «управление», «информационно-психологические войны», «специальные психологические операции», «психотронное оружие», «терроризм», «психологический террор», «экстремизм» и др. В психологической науке и практике это понятие широко используется в качестве родового при анализе самых разных феноменов, от консультирования и психологической помощи до манипулирования и психологического террора. Решение многих теоретических и практических задач правоохранительной деятельности так или иначе связано с глубиной понимания сущности феномена, механизмов и закономерностей ПВ. При этом сама категория «воздействие» и, что особенно важно в контексте данной статьи, «психологическое воздействие», остаются до сих пор недостаточно разработанными. Данная статья ориентирована на предельно общие вопросы исследований ПВ в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

В контексте юридической психологии общим уровнем анализа ПВ является сравнение эвристических потенциалов существующих парадигм применительно к решению задач правоохранительной деятельности. Каждая парадигмальная система координат, в рамках которой ведется изучение проблематики ПВ, имеет свой эвристический потенциал, масштаб которого необходимо осознавать при решении исследовательских и прикладных задач. В настоящее время парадигмальный анализ исследований ПВ ведется главным образом в рамках общей и социальной психологии. В юридической психологии применительно к проблемам ПВ выделить

какие-либо парадигмы сегодня не представляется возможным. Учитывая, что удовлетворение теоретико-прикладных запросов сотрудников правоохранительных органов связано именно с состоянием исследований проблем ПВ в общей и социальной психологии, обратимся к анализу парадигматики именно в этих отраслях психологической науки.

Одна из самых глубоких постановок проблемы парадигматики ПВ (точнее, парадигмальной системы координат, в рамках которой может разрабатываться данная проблема) была осуществлена Г. А. Ковалевым (3; 4). По его мнению, за последние сто лет - период наибольшего развития и оформления психологии в самостоятельную научную дисциплину - сформировались три ведущие парадигмы: 1) «объектная», или «реактивная» парадигма, в рамках которой человек рассматривается как пассивный объект воздействия внешних условий и, соответственно, их специфический результат; 2) «субъектная», или «акциональная» парадигма, ставящая «во главу угла» субъективную активность и избирательность психического отражения внешних воздействий; 3) «субъект-субъектная», или «диалогическая» парадигма, рассматривающая психику как открытую и постоянно взаимодействующую с внешним миром.

В соответствии с ними Г. А. Ковалев выделил три различающиеся по эффективности стратегии психологического воздействия: «императивную»; «манипуля-тивную»; «развивающую». Только за третьей парадигмой автор признает право «.разработки отсутствующей в отечественной психологии прикладной методологии психологического исследования, которая должна перекинуть “мост” между психологической наукой и психологической практикой» (3). Соответственно именно она стала методологическим базисом, через призму которого Г. А. Ковалев дает сравнительный анализ эффективности этих стратегий ПВ. В контексте развиваемых представлений от хронотопной («пространственновременной») модели к анализу ПВ, указывает автор, «... функцию воздействия в качестве источника существенных субъективных... изменений в психологическом поле индивида может выполнить лишь манипулятивная стратегия» (3). Реализуется она, как правило, с помощью приемов подсознательного стимулирования, действующих как бы в обход психического контроля. При этом, считает он, у объекта ПВ выстраивается новая субъективная модель мира.

Возможности императивной стратегии ограничены, поскольку в процессе ее реализации удается достичь только внешнего и кратковременного подчинения объекта воздействия. При этом глубинные структуры его психики остаются незатронутыми. Вместе с тем эта стратегия ПВ наиболее уместна и даже эффективна в экстремальных условиях (дефицит времени, информации и т. п.). Ее технология и установки субъекта ПВ упрощены и не соответствуют реальной сложности и богатству пространственно-временных связей и отношений психической организации человека, что является главным недостатком этой стратегии.

С учетом ограниченности двух предшествующих стратегий ПВ Г. А. Ковалев и его последователи обрати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.