УДК 004.056
А.В. Костюк, А.И. Примакин
Информационно-психологическая безопасность личности:
проблемы и подходы
Approaches to information-psychological security of the person
КОСТЮК, Анатолий Владимирович, профессор кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат технических наук доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru.
KOSTYUK, Anatoliy Vladimirovich, Professor of the Department of Informatics and Mathematics of the St. Petersburg Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: kostyuk. anatoliy.2015@mail.ru.
ПРИМАКИН Алексей Иванович начальник кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор технических наук профессор. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: a.primakin@mail.ru
PRIMAKIN, Alexey Ivanovich, head of the Department of information technologies of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, doctor of technical Sciences, Professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: a.primakin@mail.ru.
В статье рассмотрены проблемы информационно-психологической безопасности личности в условиях информатизации общества. Обосновывается, что критическое мышление всецело и целиком основывается на мировоззрении человека, а информационная и психологическая культура личности может стать одним из краеугольных камней в формировании информационной безопасности личности.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность личности, подходы и задачи информационно-психологической безопасности личности, критическое мышление и информационная культура личности.
In article problems of information and psychological safety of the personality in the conditions of informatization of society are considered. Is proved that critical thinking entirely and entirely is based on outlook of the person, and the information and psychological culture of the personality can become one of cornerstones in formation of information security of the personality.
Keywords: information-psychological security of the person, approaches and tasks of information-psychological security of the person, critical thinking and information culture of the person.
Современное общество в эпоху информатизации характеризуется значительной зависимостью его естественного функционирования и тенденций развития от созданной им же информационной среды, которая является сложным и системным образованием.
Наибольшее влияние информационно-коммуникативные процессы оказывают на духовную сферу социума, вызывая зачастую негативные последствия и деструктивные изменения в форме психоэмоциональной и социальной напряжённости, ложных ориентаций и ценностей и т. п. [1]. Существенное влияние информационная среда оказывает также на эмоциональные составляющие и процессы во всех основных сферах общественной жизни.
Основной процессуальной составляющей информационной среды являются информационно-коммуникативные процессы, активно воздействующие на эмоциональные составляющие индивидуального, группового и массового сознания. Одной из характерных особенностей процессов, протекающих в информационной среде, является их динамизм.
Проблема информационной безопасности различных государственных, производственных, и общественных объектов причисляется к области государственной политики и уже в течение длительного времени остается злободневной как в теоретическом, так и в прикладном плане. Изменение упоров и приоритетов в трактовке проблемы информационной безопасности и перенос их на нужды индивидуума с интересов государства поставило науку и практику перед потребностью исследования вновь появившейся проблемы, а именно, разработку вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности личности [2; 3].
Информационно-психологическая безопасность (ИПБ) личности как составная часть информационной безопасности связана в основном с отсутствием (недостатком) необходимой информации; нарушением прав личности в сфере доступа к информации; с воздействием информации сомнительного характера и другими информационными воздействиями на психику личности, что, бесспорно, ухудшает интеллектуальное, духовно-нравственное состояние человека и угрожает его здоровью.
Анализ научной литературы позволяет выделить некоторые из видов недоброкачественной («вредоносной») информации, которая способна привести к серьёзным отклонениям в психике человека. К видам такой информации следует отнести:
- информацию, порождающую религиозную, расовую или национальную ненависть;
- информацию, порождающую воинственные настроения;
- информацию, содержащую элементы ненависти, вражды и превосходства;
- информацию, содержащую порнографию;
- информацию, содержащую посягательства на честь, доброе имя и репутацию личности;
- информацию, содержащую элементы неосознаваемого деструктивного воздействия на психику людей;
- рекламу заведомо ложную или содержащую элементы недобросовестности, недостоверности, неэтичности.
Одним из основных неблагоприятных явлений, которое привело к возникновению угроз ИПБ личности, является лавинообразное увеличение объёмов всех видов информации. Такое явление в литературе именуется «информационным взрывом». Лавинообразный рост информации неизбежно ведёт к тому, что человек не в состоянии воспринять, осмыслить, систематизировать даже те источники информации, которые нужны ему в профессиональной деятельности. Следствием этого явилось перенасыщение информационной среды. «Информационный взрыв» неизбежно ведёт информационному стрессу. Данная болезнь приводит к снижению способности отбирать, оценивать и сохранять информацию. На уровне принятия решения информационные перегрузки могут вызывать стресс решений (неспособность личности принимать любые решения). Иным отрицательным информационным фактором, который оказывает влияние на психику человека и даже на его душевно-нравственные устои, предстает существенное «загрязнение» информационной среды.
В настоящее время, в условиях информатизации общества, все больше учёных и практиков выделяют проблему обеспечения информационно-психологической безопасности личности и отмечают необходимость её разработки (В.Д. Аносов, Г.В. Грачёв, А.К. Грязнов, Е.Л. Доценко, А.А. Журин, М.Л. Князева, Т.И. Колесникова, В.Е. Лепский, И.К. Мельник, А.В. Непомнящий, Е.П. Прохоров, С.К. Рощин, Г.Л. Смолян, А.А. Стрельцов и др.).
В научной литературе информационно-психологическая безопасность личности трактуется как уровень защищенности её психики от воздействия разнообразных информационных факторов, мешающих или затрудняющих создание и функционирование соответствующей информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности человека в обществе, а также адекватной системы его персональных отношений к окружающему миру и самому себе [2].
Применительно к индивиду ИПБ следует рассматривать как уровень защищённости сознания и
здоровья личности, который способна обеспечить его цельность как социального субъекта, а также гарантировать возможность адекватного поведения при воздействиях информации сомнительного характера и других информационных воздействиях.
В общем виде ИПБ следует трактовать как степень защищённости индивидуальной, групповой и общественной психологии от деструктивного влияния негативных информационных факторов на сознание.
В современных условиях информатизации общества существует значительное количество источников угроз ИПБ. Они воздействуют посредством СМИ, через массовую культуру, личное общение, образовательные ресурсы и др.
Объективная неосуществимость задачи уберечь личность от всевозможных отрицательных информационно-психологических воздействий сдвигает центр тяжести проблемного вопроса обеспечения ИПБ личности на развитие ее иммунитета к подобным информационным влияниям, что смещает данную проблему в психолого-педагогическую плоскость.
Информационно-психологическая безопасность определяется В.Е. Лепским как научно-практическое направление, которое сформировано для того, чтобы обеспечить защищённость индивидуумов и сообществ от противозаконных информационных угроз и формирования информационной сферы, соответствующей задачам стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека (группы) как субъекта жизни (деятельности) [5]. Цели, разделённые автором с помощью союза «и», по сути, фиксируют различные подходы к осмыслению информационно-психологической безопасности и, соответственно, к её гарантированию.
Как следует из определений ИПБ личности, которые даются в работах Г.В. Грачёва, И.К. Мельник, С.Ю. Решетиной, Г.Л. Смолян и др., ИПБ личности сводится к решению проблемы её защищенности от отрицательных информационно-психологических угроз. Психологическая защита личности трактуется как применение различных психологических средств и способов трансформации процессов информационно-психологического взаимодействия человека с информационной средой в целом для устранения и нейтрализации угрожающих факторов, способных нанести ему ущерб [2; 5].
Таким образом, обучение личности в области ИПБ необходимо направить на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечили бы безопасность человека, и включало бы обучение человека знанию возможных опасностей, внешних и внутренних угроз, способов защиты, оказывало бы содействие в понимании потребности и возможности защиты, а также способствовало бы овладению необходимыми умениями. В границах данного подхода можно также рекомендовать формы психологической подготовки специального назначения, в частности, тренинги, которые обеспечивали бы приобретение опыта противодействия информационно-психологическому воздействию.
Другой подход базируется на осмыслении ИПБ как состояния жизнедеятельности человека, при котором с течением времени может уменьшаться вероятность реализации личностью жизненных целей и затрудняется его развитие [2]. С точки зрения такого подхода, одним из ключевых условий обеспечения ИПБ личности является наличие у человека устойчивой системы жизненных ценностей и последующая их реализация.
Термин «наличие» предусматривает знание и понимание себя, самоопределение, а термин «осуществление» предполагает восприятие себя, осуществление своих убеждений, ценностей. Самоопределение предусматривает понимание и определение человеком своей природы, целей, творческого познания своей сущности, формирование собственной ценностно-смысловой картины мира. С такой точки зрения обеспечение ИПБ индивидуума является формирование его ценностно-смысловой сферы, личных качеств, содействие процессу духовно-нравственного становления.
Отмеченные идеи совпадают с основными тенденциями развития современного образования, в особенности, с направлением его гуманизации, а задачи данного процесса в основном сходны с целями общего психологического образования. Именно информационное и психологическое образование необходимо рассматривать как предметную отрасль образования, которая направлена на создание информационной и психологической культуры личности.
Задачи информационного и психологического образования в сфере ИПБ человека целесообразно объединить в три блока:
1) содействие подрастающей личности в самопознании, формирование умений самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации;
2) содействие в постижении своей системы ценностей, поддержка процесса выработки персонального пути к преодолению актуальных противоречий, выбора жизненной стратегии;
3) помощь в формировании взглядов, которые содействовали бы становлению положительного эмоционально-ценностного восприятия себя, других людей, саморазвития и своей безопасности.
Рассмотренные нами подходы не входят в противоречие, а сопоставляются как два уровня. Развивая определённые стороны личности человека (знания, умения, эмоционально-ценностные отношения), которые способствуют повышению уровня её защищенности (первый подход), необходимо перейти в решении вопросов ИПБ индивидуума от предупреждающих к профилактическим мерам. В рамках второго подхода, беспокоясь о развитии личности, следует перейти от профилактических к созидательным мерам. И первый, и второй подходы предусматривают познание психологической действительности и претворяются в жизнь в области специального и общего психологического образования соответственно.
Следовательно, можно утверждать, что решение теоретических и практических проблем психологи-
ческого образования способно внести значительный вклад в повышение уровня ИПБ личности.
Узловые источники угроз ИПБ по отношению к личности рассматриваются в основном как внешние и внутренние. К внешним угрозам следует отнести соответствующие воздействия разнообразных организаций и людей, средств массовой информации и пр. С этих позиций формирование информационно-психологической безопасности требует создания надлежащей системы противостояния по отношению к внешним угрозам. Такая система должна состоять из нормативно-правовой, организационной и технологической составляющих [4].
Духовные источники угроз ИПБ человека располагаются непосредственно в социально-биологической природе психики личности, в отличительных признаках процесса её развития и работы [2], а также в индивидуальных характеристиках личности (внушаемость, критичность, импульсивность). Существование внутренних источников угроз ИПБ, а также осознание того, что и внешние угрозы оказывают воздействие не напрямую, а посредством «преломления» через внутренний мир человека, побуждают исследователей воспринимать личность не только как объект, но и как субъект личной безопасности.
В ряде зарубежных исследований, посвященных анализу качественной стороны потоков информации, утверждается, что рост информации - это естественное явление, и оно не является первопричиной информационного стресса. Информационный стресс возникает под воздействием значительного объёма некачественной информации и неготовности человека к отбору информации и её критической оценке, неготовности отсеивать и перерабатывать сведения в знания. Поддерживающий данную точку зрения Б. Мильтон отмечает в своих работах, что информация представляет собой только сырьё, которое является основой для выработки знаний и «что решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания».
Придерживаясь данной концепции можно утверждать, что внутренние угрозы безопасности личности по существу порождаются самой личностью. Основными факторами, порождающими угрозы, являются неготовность и неспособность к независимому отбору информации и её критической оценке (отсутствие информационной культуры или невысокий её уровень), низкая оценка человеком своих возможностей к обучению методам защиты от влияния на него информации низкого качества (ошибочная и искаженная).
Значительно большее количество внешних угроз личности содержит информационная сфера, в частности:
- недостаточно полная информация или отсутствие нужных сведений;
- ограничение прав и свобод личности в вопросах доступа к источникам информации;
- незаконное ограничение доступа к открытым информационным ресурсам;
- наличие информации, которая порождает социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или пропагандирует насилие и жестокость;
- дезинформация, наличие непроверенной, ошибочной и искаженной информации;
- двойственность информации и др.
Проведенный анализ свидетельствует, что
информационная культура личности может стать одним из краеугольных камней в формировании информационной безопасности личности. Ключевой составляющей информационной грамотности (культуры), на наш взгляд, может стать критическое отношение к информации, которое формируется в процессе практического осмысления результатов познания, реализуемого в ходе поиска, оценки и использования необходимых сведений. Непосредственно показателем информационной грамотности следует принять способность личности отвергать или принимать информацию на основе своих знаний, опыта или опыта других людей, которые пользуются доверием.
Очевидным является тот факт, что реализация критического подхода к оценке информации возможна далеко не всегда, а лишь в случае, когда человек, осмысливая результаты познания, осознает цель своей деятельности. Согласно Канту, процесс познания сводится к восприятию информации органами чувств и последующей обработке данной информации с помощью рассудка. Следовательно, процесс познания у личности возникает с рождения и длится до самой смерти. Основываясь на утверждении Канта, критическое мышление является составляющей деятельности рассудка, поэтому можно утверждать, что оно как часть рассудочной деятельности изначально свойственно человеку и потому не требует специального формирования. В таком случае критическое мышление всецело и целиком основывается на мировоззрении человека.
Необходимо отметить и другую сторону этого процесса, а именно: критическое мышление высту-
пает как нахождение соответствия полученной информации авторитетному источнику информации, являющегося мнением авторитетных учёных или общественности, научным изданием, собственным мнением.
Следовательно, информационную культуру личности необходимо рассматривать как подсистему личности, которая обеспечивает требуемый характер процессов её жизнедеятельности, а именно:
- последовательное формирование у человека внятной, адекватной и динамичной картины мира;
- действенный обмен информацией, который реализуется умениями и навыками работы с информацией, присущими личности, а также её способностями к поиску и отбору значимой и нужной информации, наличием коммуникативных способностей для восприятия и передачи информации, информационно-психологической защиты;
- стабильно высокий уровень потребности в новой информации, способность творческого её восприятия и переработки;
- создание и совершенствование индивидуальных действенных способов усвоения и сохранения информации;
- постижение и принятие морально-нравственных принципов в информационной сфере: особенности доступа к чужой информации; использование информации для корыстных целей или в качестве орудия давления на личность, ограничение доступа других пользователей к полезной информации и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечение информационно-психологической безопасности личности является развитием ее ценностно-смысловой сферы и критического мышления, которое всецело и целиком основывается на мировоззрении человека. Кроме того, информационная культура личности может стать одним из краеугольных камней в формировании информационной безопасности личности, т.к. она является подсистемой личности, которая обеспечивает требуемый характер процессов её жизнедеятельности.
Список литературы
1. Костюк, А. В., Бобонец, С. А., Флегонтов, А. В. Информационные системы и технологии. Информационные технологии. Базовый курс : учебник. - Ч. 2.- СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 308 с.
2. Грачёв, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Электронный ресурс] // Сайт «Психологическая библиотека Воокар». - иВХ:Ы:рр// bookap.by.ru/psywar/grachev (дата обращения: 14.09.2017).
3. Бобонец, С. А., Костюк, А. В. Обеспечение безопасности электронного обучения // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России : материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Новосибирск: Изд-во НВИ войск национальной гвардии, 2017. - С. 102-104.
4. Лызь, Н. А., Непомнящий, А. В. Безопасность как характеристика личности // Известия ТРТУ - 2002. - № 5 (28). -С. 168-173.
5. Костюк, А. В., Бобонец, С. А. Информационные технологии в науке и образовании : учебник. - Ч. 1. -СПб.: Астерион, 2017. - 256 с.
6. Лепский, В. Е. Информационно-психологическая безопасность субъекта в изменяющемся обществе // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. - М.: Институт психологии РАН, 1999. -С. 98-99.
© Костюк А.В., Примакин А.И., 2018