СОШЛЬШ ЮХОЛОГПЯ П ЮРРШ1ЮШЯ 1ШГОГШ
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ
Т.И. Ежевская, кандидат психологических наук, докторант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, старший научный сотрудник Иркутского государственного педагогического университета
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность личности, психологическое здоровье, внутренние ресурсы личности, личностные ценности, ценностные взаимосвязи, мотивация достижения.
В современном мире происходит интенсификация всех общественных процессов и явлений, оказывающих заметное влияние на человека и общество. Реальность, с которой сталкивается человек сегодня, предстает в виде системы, состоящей из многих сфер, определенным образом связанных между собой и оказывающих на него свое влияние, которое не всегда является положительным. Сложный характер обеспечения безопасности личности оставляет нерешенными многие теоретические и прикладные вопросы. В связи с этим проблема защищенности человека, овладевающего разными видами учебно-профессиональной деятельности, требует пристального внимания как со стороны общественности, так и со стороны разных областей науки, включая психолого-педагогическую.
В настоящее время комплекс серьезных проблем, связанных с безопасностью личности, расширился из-за влияния на человека продук-
84
тов собственной жизнедеятельности, включая и информационные. В то же время именно человек, как личность, подвержен непосредственному дестабилизирующему влиянию информационных факторов, что может происходить по многим причинам, в том числе по причине психологических эффектов воздействия информации, как организованных, так и возникающих стихийно.
Нахождение эффективных механизмов психологической защищенности от вредоносного воздействия информации имеет большое значение как для конкретного человека и эффективности его деятельности, так и для выживания и развития всего человечества в целом. В связи с этим в последние десятилетия возрос научный интерес к вопросу информационно-психологической безопасности личности. Информационно-психологическая безопасность понимается, с одной стороны, как устойчивое состояние защищенности личности от негатив-
ных информационных воздействий, способных изменять психические состояния и психологические свойства человека, модифицировать его поведение, а с другой стороны, как возможность личности сохранять свои системообразующие свойства и основные психологические характеристики по отношению к данным воздей-ствям.
Проблема информационно-психологической безопасности, являясь междисциплинарной, изучается в рамках многих наук отечественными учеными (В.А. Бодров, 2000; А.В. Воз-женников, 2002; Г.В. Грачев, 1998, 2004; Т.С. Кабаченко, 2000; Н.А. Ка-линовская, Д.И. Устимов, 2006; А.Ю. Козырева, 2004; В.Е. Леп-ский, 1999, 2000; А.В. Манайло, 2003; Ф.К. Мугулов, 2003; А.Л. Романович, 2004; Г.Г. Смолян, 1996, Ф 1997; А.Т. Хлопьев, 1996 и др.).
В научной литературе имеются отдельные подходы к решению проблемы информационно-психологической безопасности личности (культурологический, ресурсный, гигиенический, эколого-психологический, субъектный и т.д.), но до сих пор она требует дальнейшего исследования и разработки. Несмотря на многообразие подходов к исследованию различных сторон информационно-психологической безопасности личности, исследователи пришли к выводу, что необходимо не только понимание существующей ситуации, напрямую связанной с благополучием человека, но и нахождение ресурсов и эффективных путей решения указанной проблемы, в том числе в условиях обучения. Ресурсы обеспечения информационно-психологической безопасности учащегося лежат не только в оградительных
мерах внешней среды (государственные законы и указы, регулирующие направленность информационных потоков в средствах массовой информации и в образовательной деятельности), но и в использовании внутренних ресурсов самой личности, которые до конца не познаны и не задействованы.
Решение проблемы информационно-психологической безопасности учащихся тесно связано с сохранением их психологического здоровья, так как существуют очевидные положительные корреляции между информационно-психологической безопасностью и психологическим здоровьем личности. По показателям психологического здоровья можно судить о психологической защищенности личности. Так, О.В. Хухлаева пишет, что «психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность» [5; 15]. Оценку психологического здоровья необходимо проводить не только с внешних, но и с внутренних позиций самой личности, ее внутреннего ощущения благополучия, уверенности в себе и реализации своих целей.
Современные исследования показывают, что психологическое здоровье (и как следствие — осознаваемость и самообеспечение информационно-психологической безопасности) зависит от эмоционально-оценочного отношения к себе, собственной деятельности и к условиям среды. Здоровый человек понимает смысл и цен-
85
ность того, что он делает, и способен распоряжаться собственными ресурсами. Благодаря этому он строит отношения с реальностью и успешно овладевает деятельностью.
Результаты теоретического анализа работ и собственные исследования позволяют утверждать, что критериями психологического здоровья будущих специалистов могут выступать: образование смыслов, самооценка себя и объекта своей будущей профессиональной деятельности, адекватность самовосприятия (образ Я) и восприятия окружающего мира (образ Мира), психологическая устойчивость к негативным информационным влияниям, внутренний локус контроля при взаимодействии с информационными потоками, мотивационная готовность к активной деятельности и достижению своих целей. Все выделенные аспекты характеризуют психологическое здоровье, целостность личности и позволяют учащемуся чувствовать себя в относительной безопасности даже в условиях негативных психологических эффектов воздействия информационной среды.
В настоящее время в связи с актуальностью сохранения психологического здоровья человека в условиях дестабилизирующих воздействий окружающей информационной среды идет активный поиск эффективных механизмов обеспечения безопасности учащихся, определение системообразующего внутреннего фактора личности, актуализация которого позволит человеку ощущать себя в относительной защищенности от негативного воздействия информационных потоков. Искомый фактор должен обладать надситуативной сущностью и экопси-хологическим внутренним эффектом
86
воздействия на личность, позволяющими ей сохранять относительную психологическую устойчивость, само-ценнность и адекватность восприятия внешней реальности.
Среди личностных ресурсов, обеспечивающих информационно-психологическую безопасность человека, значимую роль играют взаимосвязи ценностей разной степени осознанности, устойчивости, направленности, которые структурированы и организованы в определенную систему. Система ценностей, как сущностное ядро личности, при взаимодействии человека с окружающей информационной реальностью, влияет на его восприятие действительности, ощущение благополучия и защищенности. Ценности являются важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью, существуют в диалектическом единстве отношений с окружающей реальностью, входят в психологическую структуру сознания личности, являются детерминантами поведения и психологической активности человека. Как указывал С.Л. Рубинштейн, «наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру для человека, для его жизни» [4; 166]. По мнению В.Е. Клочко, «в поле сознания не попадет ничего такого, что не имеет для человека значения, смысла или ценности... это принцип работы «нормальной» психологической системы «человек» [1; 6—7].
Понятием «личностные ценности» психологи обозначают те ценности, которые осознаны, отрефлексированы и приняты личностью. При поступлении значимой, эмоционально-активной или потребностно-актуальной инфор-
мации в сознание человека происходит активизация всех внутренних связей различных структур личности, соотнесение полученной информации с системой устоявшихся ценностей. При принятии поступившей информации, которая имеет для человека определенный ситуативный или перспективный смысл, происходит укрепление, корректировка или переструктурирование сложившейся системы ценностей и ее взаимосвязей. Трансформация системы ценностей может приобретать разные формы: смена содержательного состава, переструктурирования ценностей, изменения их значения.
Исследование системы ценностей во всем многообразии, широте и много-уровневости ценностных взаимосвязей, понимание и осмысление системных отношений «ценностные взаимосвязи — информационно-психологическая безопасность личности» позволяет более глубоко взглянуть на указанную проблему и значительно продвинуться в ее решении. Как писал А.Маслоу, «ценности нужно познавать, как и любую другую тайну природы, чье существование и свойства до поры неизвестны, но обязательно уступают нашему поиску и испытывающему вниманию» [2;162]. В этой связи одной из важных задач в обеспечении информационно-психологической безопасности учащихся в условиях обучения является активизация их внутренних побуждений, направленных на сохранение личностной целостности и психологического здоровья при столкновении с информационными потоками. Существующие комбинации взаимосвязанных ценностей внутри ценностной системы личности, составляющие ее
устойчивое ядро, определяют отношения и поведение человека, а широта и разнообразие ценностных связей дают личности не только определенную гибкость, но и способствуют ее личностному росту и самоактуализации.
Проблемный аспект исследования системы ценностей личности всегда вызывал повышенный интерес психологов (У. Билски, 1990; Н.А. Григорьева, 2003; Д.А. Леонтьев, 1992; А.Г. Маслоу, 1997; Н.И. Непомнящая, 2002; И.П. Полякова; М. Рокич, 1973; А.В. Серый, 2004; Ш. Шварц, 1994 и др.). Формирование ценностных ориентаций как составляющей профессионального становления личности в процессе обучения в вузе в общем контексте достаточно широко представлено в работах отечественных ученых (Э.С. Аришина, 2004; А.Я. Боев, 1997; ф
Н.Ю. Зыкова, 2000; Е.В. Калюжная, 2004; В.А. Нечаев, 2001; И.Л. Фе-дотенко, 2003 и др.). Тем не менее вопрос актуализации и формирования ценностных взаимосвязей в обеспечении информационно-психологической безопасности учащегося в процессе учебно-профессиональной подготовки требует глубокой теоретико-методологической и практической проработки.
Выявление значимых и взаимосвязанных ценностей личности позволит продуктивно воздействовать на представленные в сознании ведущие ценности, что приведет к актуализации периферийных ценностей, коррелирующих с ведущими. Это позволит прогнозировать некоторые модели поведения человека не только в конкретной информационной среде или учебно-профессиональной деятель-
б/
ности, но и в целом его в поведении в разных жизненных ситуациях.
Ценности являются ядром мотивации личности. Чем более значима для человека ценность, тем больше мотивов она структурирует вокруг себя для реализации целей. Система ценностей и мотивов личности включает множество иерархически организованных и взаимосвязанных элементов и не является жестко заданной, а находится в состоянии развития и изменения, что определяет специфику активности и учебно-профессиональной результативности на разных этапах обучения и профессионализации человека.
Особое значение принадлежит мотивации достижения, которая связана с ответственностью за сделанный выбор и готовностью к изменениям и эффективному использованию своих ресурсов. Мотивация достижения является одной из фундаментальных мотиваций человека и тесно связана с ценностно-смысловыми ориентирами жизненного поля человека, влияющими на внутренний локус контроля, позволяющими личности сохранить активность в любых ситуациях дестабилизирующего психологического воздействия информационных потоков и необходимую автономность развития.
Значимую роль в решении обозначенной проблемы должна играть профессиональная школа, где активизация внутренних ресурсов личности направлена не только на самого обучающегося, но и на объект его будущей профессиональной деятельности. Особое место здесь принадлежит профессиям, объектом функциональных воздействий которых выступает человек, его психологические возможности. Специалист профессий типа «человек-человек» сам является носителем опре-
88
деленного ценностного сознания и отношения к объективной и субъективной реальности, но как профессионал, он должен ориентироваться на ценность другого человека и веру в его возможности решать разнообразные проблемы своей жизни, в том числе при взаимодействии с различными информационными потоками. Поэтому продуктивность и эффективность процесса подготовки к данному типу профессий в условиях интенсивного воздействия различной информации, опора на ценностные ресурсы учащихся в решении вопросов информационно-психологической защищенности личности является актуальной задачей для современной психолого-педагогической науки и практики.
В целях изучения внутренних ресурсов будущих профессионалов, некоторых взаимосвязей внутри их ценностной системы были обследованы студенты третьих и пятых курсов гуманитарных специальностей Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета в количестве 150 человек.
Корреляционный анализ показал, что у студентов третьего курса существуют положительные связи между ценностями: самостоятельность и доброта (г = 0,75), самостоятельность и гедонизм (г = 0,79), гедонизм и доброта (г = 0,67), конформность и традиции (г = 0,82). Таким образом, самостоятельность и доброта как важные профессиональные качества взаимосвязаны с гедонизмом, в основе которого лежит удовольствие и наслаждение жизнью. Самостоятельность выражается в самостоятельности мышления, выборов способов действия и определении основных
жизненных целей, а личностная конформность напрямую связана с требованиями традиций, которые становятся внутренними ценностями личности. Учет данных взаимосвязей в ценностной структуре студентов и выявление новых необходимо для эффективного построения учебного процесса и решения обозначенной нами проблемы.
У обследованных студентов пятого курса были выявлены положительные корреляционные связи между ценностями: самостоятельность и достижение (г = 0,35), достижения и гедонизм (г = 0,41), конформность и традиции (г = 0,41). Ценность достижения вместе с другими ведущими ценностями студентов выступает в качестве основных мотивов их учебно-профессиональной деятельности и фильтрует поступающую извне информацию, что дает студентам определенный уровень информационно-психологической защищенности.
Как уже было отмечено, ценности являются центральным внутренним ресурсом в обеспечении защищенности личности от негативного влияния информации, но они взаимосвязаны с другими личностными ресурсами, включая мотивацию достижения. При исследовании корреляционной связи между ведущими ценностями и мотивацией достижения у студентов пятого курса были получены следующие данные. Положительная корреляционная связь была выявлена между ценностью — самостоятельность и мотивацией достижения (г = 0,42). Воздействуя в процессе подготовки студентов на один конец взаимосвязанной цепочки, можно оказывать влияние и на другой. Исследования обнаружили и небольшую отрицатель-
ную корреляционную связь между мотивацией достижения и ценностью гедонизма (г = —0,7). Выпускники осознанно лишают себя удовольствий и наслаждений при высокой мотивации достижения определенных учебно-профессиональных целей.
Отметим, что в обеспечении информационно-психологической безопасности значимое место занимает мотивационная включенность в достижение цели, которая опирается на устойчивое мотивационно-ценностное ядро личности, состоящее из совокупности мотивов, главными из которых являются ценностно-смыслообразующие мотивы. Мотива-ционная включенность в достижение цели позволяет учащемуся противостоять психологическим эффектам воздействия отвлекающей и дестабилизирующей информации, видеть надситуативный смысл своих реакций и действий в конкретной ситуации и проявлять настойчивость в достижении намеченных целей.
Таким образом, решение проблемы информационно-психологической безопасности возможно на основе активизации личностных ресурсов студентов, что позволит им быть более гибкими в любых ситуациях взаимодействия с информационной средой. Выявление значимых связей в ценностной структуре и связей ведущих ценностей с другими личностными ресурсами позволит более продуктивно воздействовать на формирование и развитие ценностной системы студентов и ее взаимосвязи в процессе профессиональной подготовки, а также прогнозировать некоторые модели поведения человека в конкретной информационной среде или учебно-профессиональной деятельности.
89
Литература:
1. Клочко В.Е. Психологическое здоровье и онтопедагогика [Текст]/ В.Е. Клочко // Психологическое здоровье участников образовательного процесса: Материалы региональной конференции, 11 мая 2001 г.- Барнаул : БГПУ, 2002.-С. 4-7.
2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А.Г. Маслоу; Перев. с англ. А.М. Тат-лыдаевой; Научн. редакция Н.Н. Акули-ной.- СПб.: Евразия, 1997.- 430 с.
3. Петровский В.А. Личность в психологии : парадигма субъектности [Текст] / В.А.Петровский.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.- 512 с.
4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л.Рубинштейн.— М.: Наука, 1997.- 713 с.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2001.- 280 с.
6. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности [Текст] / Н.Л. Шлыкова.- Тверь: ООО Триада, 2004.151 с.
7. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психофизиологические основы здоровья человека: Учеб. пособие [Текст] / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко.- Сургут: РИО СурГПУ, 2005.- 193 с.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ
Т.Ф. Вострокнутова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета, А.С. Сунцова, кандидат педагогических наук, доцент Удмуртского государственного университета
Ключевые слова: интеграция, образовательная интеграция, социальная интеграция, интегрированная модель образования.
Актуальность исследования процесса образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья определяется несколькими факторами: во-первых, современными тенденциями социальной политики государства, направленной на создание оптимальных условий для успешного социального развития ребенка независимо от уровня его психофизического здоровья; во-вторых, наличием рассогласования между декларируемыми правами ребенка с отклонениями на полноценное обра-
зование и фактическим отсутствием механизмов и условий их реализации; в-третьих, необходимостью создания целостной концептуальной интегрированной модели образования и разработкой на ее основе соответствующих педагогических технологий. Острота проблемы определяется устойчивым увеличением числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в стране насчитывается почти 2 млн таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Происходит еже-
90