Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности студентов'

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
403
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежевская Т. И.

In article is devoted to the problem of destabilizing influences of information environment on the psychological vulnerability of the person. The decision of the problem is offered in reference to information psychological safety of the person and preservation of her psychological health during training on the basis of the person's internal resources activization. The accent is done in maintenance of the given kind of the pupils' safety through their values system actualization and its interrelations with other personal resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a problem of maintenance of information-psychological safety of the pupils

In article is devoted to the problem of destabilizing influences of information environment on the psychological vulnerability of the person. The decision of the problem is offered in reference to information psychological safety of the person and preservation of her psychological health during training on the basis of the person's internal resources activization. The accent is done in maintenance of the given kind of the pupils' safety through their values system actualization and its interrelations with other personal resources.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности студентов»



СОШЛЬШ ЮХОЛОГПЯ П ЮРРШ1ЮШЯ 1ШГОГШ

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ

Т.И. Ежевская, кандидат психологических наук, докторант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, старший научный сотрудник Иркутского государственного педагогического университета

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность личности, психологическое здоровье, внутренние ресурсы личности, личностные ценности, ценностные взаимосвязи, мотивация достижения.

В современном мире происходит интенсификация всех общественных процессов и явлений, оказывающих заметное влияние на человека и общество. Реальность, с которой сталкивается человек сегодня, предстает в виде системы, состоящей из многих сфер, определенным образом связанных между собой и оказывающих на него свое влияние, которое не всегда является положительным. Сложный характер обеспечения безопасности личности оставляет нерешенными многие теоретические и прикладные вопросы. В связи с этим проблема защищенности человека, овладевающего разными видами учебно-профессиональной деятельности, требует пристального внимания как со стороны общественности, так и со стороны разных областей науки, включая психолого-педагогическую.

В настоящее время комплекс серьезных проблем, связанных с безопасностью личности, расширился из-за влияния на человека продук-

84

тов собственной жизнедеятельности, включая и информационные. В то же время именно человек, как личность, подвержен непосредственному дестабилизирующему влиянию информационных факторов, что может происходить по многим причинам, в том числе по причине психологических эффектов воздействия информации, как организованных, так и возникающих стихийно.

Нахождение эффективных механизмов психологической защищенности от вредоносного воздействия информации имеет большое значение как для конкретного человека и эффективности его деятельности, так и для выживания и развития всего человечества в целом. В связи с этим в последние десятилетия возрос научный интерес к вопросу информационно-психологической безопасности личности. Информационно-психологическая безопасность понимается, с одной стороны, как устойчивое состояние защищенности личности от негатив-

ных информационных воздействий, способных изменять психические состояния и психологические свойства человека, модифицировать его поведение, а с другой стороны, как возможность личности сохранять свои системообразующие свойства и основные психологические характеристики по отношению к данным воздей-ствям.

Проблема информационно-психологической безопасности, являясь междисциплинарной, изучается в рамках многих наук отечественными учеными (В.А. Бодров, 2000; А.В. Воз-женников, 2002; Г.В. Грачев, 1998, 2004; Т.С. Кабаченко, 2000; Н.А. Ка-линовская, Д.И. Устимов, 2006; А.Ю. Козырева, 2004; В.Е. Леп-ский, 1999, 2000; А.В. Манайло, 2003; Ф.К. Мугулов, 2003; А.Л. Романович, 2004; Г.Г. Смолян, 1996, Ф 1997; А.Т. Хлопьев, 1996 и др.).

В научной литературе имеются отдельные подходы к решению проблемы информационно-психологической безопасности личности (культурологический, ресурсный, гигиенический, эколого-психологический, субъектный и т.д.), но до сих пор она требует дальнейшего исследования и разработки. Несмотря на многообразие подходов к исследованию различных сторон информационно-психологической безопасности личности, исследователи пришли к выводу, что необходимо не только понимание существующей ситуации, напрямую связанной с благополучием человека, но и нахождение ресурсов и эффективных путей решения указанной проблемы, в том числе в условиях обучения. Ресурсы обеспечения информационно-психологической безопасности учащегося лежат не только в оградительных

мерах внешней среды (государственные законы и указы, регулирующие направленность информационных потоков в средствах массовой информации и в образовательной деятельности), но и в использовании внутренних ресурсов самой личности, которые до конца не познаны и не задействованы.

Решение проблемы информационно-психологической безопасности учащихся тесно связано с сохранением их психологического здоровья, так как существуют очевидные положительные корреляции между информационно-психологической безопасностью и психологическим здоровьем личности. По показателям психологического здоровья можно судить о психологической защищенности личности. Так, О.В. Хухлаева пишет, что «психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность» [5; 15]. Оценку психологического здоровья необходимо проводить не только с внешних, но и с внутренних позиций самой личности, ее внутреннего ощущения благополучия, уверенности в себе и реализации своих целей.

Современные исследования показывают, что психологическое здоровье (и как следствие — осознаваемость и самообеспечение информационно-психологической безопасности) зависит от эмоционально-оценочного отношения к себе, собственной деятельности и к условиям среды. Здоровый человек понимает смысл и цен-

85

ность того, что он делает, и способен распоряжаться собственными ресурсами. Благодаря этому он строит отношения с реальностью и успешно овладевает деятельностью.

Результаты теоретического анализа работ и собственные исследования позволяют утверждать, что критериями психологического здоровья будущих специалистов могут выступать: образование смыслов, самооценка себя и объекта своей будущей профессиональной деятельности, адекватность самовосприятия (образ Я) и восприятия окружающего мира (образ Мира), психологическая устойчивость к негативным информационным влияниям, внутренний локус контроля при взаимодействии с информационными потоками, мотивационная готовность к активной деятельности и достижению своих целей. Все выделенные аспекты характеризуют психологическое здоровье, целостность личности и позволяют учащемуся чувствовать себя в относительной безопасности даже в условиях негативных психологических эффектов воздействия информационной среды.

В настоящее время в связи с актуальностью сохранения психологического здоровья человека в условиях дестабилизирующих воздействий окружающей информационной среды идет активный поиск эффективных механизмов обеспечения безопасности учащихся, определение системообразующего внутреннего фактора личности, актуализация которого позволит человеку ощущать себя в относительной защищенности от негативного воздействия информационных потоков. Искомый фактор должен обладать надситуативной сущностью и экопси-хологическим внутренним эффектом

86

воздействия на личность, позволяющими ей сохранять относительную психологическую устойчивость, само-ценнность и адекватность восприятия внешней реальности.

Среди личностных ресурсов, обеспечивающих информационно-психологическую безопасность человека, значимую роль играют взаимосвязи ценностей разной степени осознанности, устойчивости, направленности, которые структурированы и организованы в определенную систему. Система ценностей, как сущностное ядро личности, при взаимодействии человека с окружающей информационной реальностью, влияет на его восприятие действительности, ощущение благополучия и защищенности. Ценности являются важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью, существуют в диалектическом единстве отношений с окружающей реальностью, входят в психологическую структуру сознания личности, являются детерминантами поведения и психологической активности человека. Как указывал С.Л. Рубинштейн, «наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру для человека, для его жизни» [4; 166]. По мнению В.Е. Клочко, «в поле сознания не попадет ничего такого, что не имеет для человека значения, смысла или ценности... это принцип работы «нормальной» психологической системы «человек» [1; 6—7].

Понятием «личностные ценности» психологи обозначают те ценности, которые осознаны, отрефлексированы и приняты личностью. При поступлении значимой, эмоционально-активной или потребностно-актуальной инфор-

мации в сознание человека происходит активизация всех внутренних связей различных структур личности, соотнесение полученной информации с системой устоявшихся ценностей. При принятии поступившей информации, которая имеет для человека определенный ситуативный или перспективный смысл, происходит укрепление, корректировка или переструктурирование сложившейся системы ценностей и ее взаимосвязей. Трансформация системы ценностей может приобретать разные формы: смена содержательного состава, переструктурирования ценностей, изменения их значения.

Исследование системы ценностей во всем многообразии, широте и много-уровневости ценностных взаимосвязей, понимание и осмысление системных отношений «ценностные взаимосвязи — информационно-психологическая безопасность личности» позволяет более глубоко взглянуть на указанную проблему и значительно продвинуться в ее решении. Как писал А.Маслоу, «ценности нужно познавать, как и любую другую тайну природы, чье существование и свойства до поры неизвестны, но обязательно уступают нашему поиску и испытывающему вниманию» [2;162]. В этой связи одной из важных задач в обеспечении информационно-психологической безопасности учащихся в условиях обучения является активизация их внутренних побуждений, направленных на сохранение личностной целостности и психологического здоровья при столкновении с информационными потоками. Существующие комбинации взаимосвязанных ценностей внутри ценностной системы личности, составляющие ее

устойчивое ядро, определяют отношения и поведение человека, а широта и разнообразие ценностных связей дают личности не только определенную гибкость, но и способствуют ее личностному росту и самоактуализации.

Проблемный аспект исследования системы ценностей личности всегда вызывал повышенный интерес психологов (У. Билски, 1990; Н.А. Григорьева, 2003; Д.А. Леонтьев, 1992; А.Г. Маслоу, 1997; Н.И. Непомнящая, 2002; И.П. Полякова; М. Рокич, 1973; А.В. Серый, 2004; Ш. Шварц, 1994 и др.). Формирование ценностных ориентаций как составляющей профессионального становления личности в процессе обучения в вузе в общем контексте достаточно широко представлено в работах отечественных ученых (Э.С. Аришина, 2004; А.Я. Боев, 1997; ф

Н.Ю. Зыкова, 2000; Е.В. Калюжная, 2004; В.А. Нечаев, 2001; И.Л. Фе-дотенко, 2003 и др.). Тем не менее вопрос актуализации и формирования ценностных взаимосвязей в обеспечении информационно-психологической безопасности учащегося в процессе учебно-профессиональной подготовки требует глубокой теоретико-методологической и практической проработки.

Выявление значимых и взаимосвязанных ценностей личности позволит продуктивно воздействовать на представленные в сознании ведущие ценности, что приведет к актуализации периферийных ценностей, коррелирующих с ведущими. Это позволит прогнозировать некоторые модели поведения человека не только в конкретной информационной среде или учебно-профессиональной деятель-

б/

ности, но и в целом его в поведении в разных жизненных ситуациях.

Ценности являются ядром мотивации личности. Чем более значима для человека ценность, тем больше мотивов она структурирует вокруг себя для реализации целей. Система ценностей и мотивов личности включает множество иерархически организованных и взаимосвязанных элементов и не является жестко заданной, а находится в состоянии развития и изменения, что определяет специфику активности и учебно-профессиональной результативности на разных этапах обучения и профессионализации человека.

Особое значение принадлежит мотивации достижения, которая связана с ответственностью за сделанный выбор и готовностью к изменениям и эффективному использованию своих ресурсов. Мотивация достижения является одной из фундаментальных мотиваций человека и тесно связана с ценностно-смысловыми ориентирами жизненного поля человека, влияющими на внутренний локус контроля, позволяющими личности сохранить активность в любых ситуациях дестабилизирующего психологического воздействия информационных потоков и необходимую автономность развития.

Значимую роль в решении обозначенной проблемы должна играть профессиональная школа, где активизация внутренних ресурсов личности направлена не только на самого обучающегося, но и на объект его будущей профессиональной деятельности. Особое место здесь принадлежит профессиям, объектом функциональных воздействий которых выступает человек, его психологические возможности. Специалист профессий типа «человек-человек» сам является носителем опре-

88

деленного ценностного сознания и отношения к объективной и субъективной реальности, но как профессионал, он должен ориентироваться на ценность другого человека и веру в его возможности решать разнообразные проблемы своей жизни, в том числе при взаимодействии с различными информационными потоками. Поэтому продуктивность и эффективность процесса подготовки к данному типу профессий в условиях интенсивного воздействия различной информации, опора на ценностные ресурсы учащихся в решении вопросов информационно-психологической защищенности личности является актуальной задачей для современной психолого-педагогической науки и практики.

В целях изучения внутренних ресурсов будущих профессионалов, некоторых взаимосвязей внутри их ценностной системы были обследованы студенты третьих и пятых курсов гуманитарных специальностей Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета в количестве 150 человек.

Корреляционный анализ показал, что у студентов третьего курса существуют положительные связи между ценностями: самостоятельность и доброта (г = 0,75), самостоятельность и гедонизм (г = 0,79), гедонизм и доброта (г = 0,67), конформность и традиции (г = 0,82). Таким образом, самостоятельность и доброта как важные профессиональные качества взаимосвязаны с гедонизмом, в основе которого лежит удовольствие и наслаждение жизнью. Самостоятельность выражается в самостоятельности мышления, выборов способов действия и определении основных

жизненных целей, а личностная конформность напрямую связана с требованиями традиций, которые становятся внутренними ценностями личности. Учет данных взаимосвязей в ценностной структуре студентов и выявление новых необходимо для эффективного построения учебного процесса и решения обозначенной нами проблемы.

У обследованных студентов пятого курса были выявлены положительные корреляционные связи между ценностями: самостоятельность и достижение (г = 0,35), достижения и гедонизм (г = 0,41), конформность и традиции (г = 0,41). Ценность достижения вместе с другими ведущими ценностями студентов выступает в качестве основных мотивов их учебно-профессиональной деятельности и фильтрует поступающую извне информацию, что дает студентам определенный уровень информационно-психологической защищенности.

Как уже было отмечено, ценности являются центральным внутренним ресурсом в обеспечении защищенности личности от негативного влияния информации, но они взаимосвязаны с другими личностными ресурсами, включая мотивацию достижения. При исследовании корреляционной связи между ведущими ценностями и мотивацией достижения у студентов пятого курса были получены следующие данные. Положительная корреляционная связь была выявлена между ценностью — самостоятельность и мотивацией достижения (г = 0,42). Воздействуя в процессе подготовки студентов на один конец взаимосвязанной цепочки, можно оказывать влияние и на другой. Исследования обнаружили и небольшую отрицатель-

ную корреляционную связь между мотивацией достижения и ценностью гедонизма (г = —0,7). Выпускники осознанно лишают себя удовольствий и наслаждений при высокой мотивации достижения определенных учебно-профессиональных целей.

Отметим, что в обеспечении информационно-психологической безопасности значимое место занимает мотивационная включенность в достижение цели, которая опирается на устойчивое мотивационно-ценностное ядро личности, состоящее из совокупности мотивов, главными из которых являются ценностно-смыслообразующие мотивы. Мотива-ционная включенность в достижение цели позволяет учащемуся противостоять психологическим эффектам воздействия отвлекающей и дестабилизирующей информации, видеть надситуативный смысл своих реакций и действий в конкретной ситуации и проявлять настойчивость в достижении намеченных целей.

Таким образом, решение проблемы информационно-психологической безопасности возможно на основе активизации личностных ресурсов студентов, что позволит им быть более гибкими в любых ситуациях взаимодействия с информационной средой. Выявление значимых связей в ценностной структуре и связей ведущих ценностей с другими личностными ресурсами позволит более продуктивно воздействовать на формирование и развитие ценностной системы студентов и ее взаимосвязи в процессе профессиональной подготовки, а также прогнозировать некоторые модели поведения человека в конкретной информационной среде или учебно-профессиональной деятельности.

89

Литература:

1. Клочко В.Е. Психологическое здоровье и онтопедагогика [Текст]/ В.Е. Клочко // Психологическое здоровье участников образовательного процесса: Материалы региональной конференции, 11 мая 2001 г.- Барнаул : БГПУ, 2002.-С. 4-7.

2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А.Г. Маслоу; Перев. с англ. А.М. Тат-лыдаевой; Научн. редакция Н.Н. Акули-ной.- СПб.: Евразия, 1997.- 430 с.

3. Петровский В.А. Личность в психологии : парадигма субъектности [Текст] / В.А.Петровский.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.- 512 с.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л.Рубинштейн.— М.: Наука, 1997.- 713 с.

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2001.- 280 с.

6. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности [Текст] / Н.Л. Шлыкова.- Тверь: ООО Триада, 2004.151 с.

7. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психофизиологические основы здоровья человека: Учеб. пособие [Текст] / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко.- Сургут: РИО СурГПУ, 2005.- 193 с.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ

Т.Ф. Вострокнутова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета, А.С. Сунцова, кандидат педагогических наук, доцент Удмуртского государственного университета

Ключевые слова: интеграция, образовательная интеграция, социальная интеграция, интегрированная модель образования.

Актуальность исследования процесса образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья определяется несколькими факторами: во-первых, современными тенденциями социальной политики государства, направленной на создание оптимальных условий для успешного социального развития ребенка независимо от уровня его психофизического здоровья; во-вторых, наличием рассогласования между декларируемыми правами ребенка с отклонениями на полноценное обра-

зование и фактическим отсутствием механизмов и условий их реализации; в-третьих, необходимостью создания целостной концептуальной интегрированной модели образования и разработкой на ее основе соответствующих педагогических технологий. Острота проблемы определяется устойчивым увеличением числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в стране насчитывается почти 2 млн таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Происходит еже-

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.